Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2017-05-23 | 254 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Задачи:
— закрепление сенсорных эталонов основных цветов;
— закрепление пространственных эталонов: высоко-низко, вправо-влево;
— закрепление понятия «поровну»;
— закрепление счета в пределах 5. Оборудование:
цветное полотно; воздушные шары; домики; цифры.
Начинать и заканчивать занятие можно специальным ритуалом. Дети садятся в круг на ковре, смотрят на свечу, взявшись за руки. Ритуал помогает сформировать целостный образ занятия, лучше запомнить его содержание.
Педагог. Дорогие ребята! Любите ли вы сказки? Сегодня я расскажу вам сказку про воздушные шарики.
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были воздушные шарики. Самым любимым их занятием было летать по воздуху. Они летали всюду, видели, как живут люди, животные, цветы и деревья. Ведь с высоты видно намного больше, чем с земли. Всюду летая, всюду бывая, воздушные шарики накопили много-много полезных знаний. Да вот беда, они не знали, кому рассказать о том, что они видели, как записать то, что они запомнили. И отправились тогда шарики в путешествие, чтобы найти тех людей, а может быть, детей, которым бы понадобились их знания. Так они залетели к нам — ведь мы хотим много знать? Вот они! Посмотрите, какие они красивые, разноцветные.
(Ребята рассматривают шарики и берут по одному.)
Шарики долго не могут сидеть на месте. Они уже хотят полетать. Но сегодня они возьмут нас с собой. Вот шарики поднимаются высоко-высоко (жестом показывает направление, дети тянутся, встают на цыпочки)... Потом опускаются низко-низко (жестом показывает направление, дети медленно садятся на корточки)... Подул ветерок, и шарики полетели. (Дети перемещаются по комнате)... Вот ветер стих, а шарики, найдя друзей — нас, захотели построить себе домики, как у людей. Каждый шарик построил себе домик того же цвета, что и он сам.
|
(Расставляет перед детьми 5 разноцветных домиков, показывает на домик зеленого цвета.) Кто же из наших шариков построил себе этот домик? Правильно, это зеленый шарик.
Заходи в дом. {Ребенок с зеленым шариком подходит к зеленому домику.)
А какой же шарик живет в этом домике? Правильно, красный. Заходи в дом. {Ребенок с красным шариком подходит к красному домику.)
Чей же этот домик? Правильно, белого шарика. Заходи в дом. {Ребенок с белым шариком подходит к домику.)
Ой, какой быстрый шарик, все норовит вырваться из рук, вот озорник! Ребята, где же его домик? Вот он — желтого цвета, потому что наш озорной шарик — желтый.
Посмотрите, какой домик у нас остался свободным? Правильно, синий. Значит, в нем будет жить какой шарик? Конечно, синий! {Ребята с шариками расположились около домиков соответствующих цветов.)
Сколько же у нас домиков? Давайте сосчитаем! Один, два, три, четыре, пять. Домиков — пять.
А шариков сколько? Один, два, три, четыре, пять. И шариков — пять.
Смотрите, у нас пять шариков и пять домиков. Одинаковое количество домиков и шариков. А иначе и быть не могло — ведь нам нужно, чтобы каждый шарик имел свой домик. Для этого шариков и домиков должно быть поровну. Скажем вместе: «Поровну». Молодцы!
Скажите, пожалуйста, ребята {педагог может обращаться к каждому ребенку отдельно), какой по счету домик у зеленого шарика? Правильно — у зеленого шарика первый домик.
Назовите номер домика, в котором живет красный шарик. Правильно, красный шарик живет во втором домике.
А у белого домика, какой номер? Правильно, домик под номером три.
Какой по счету домик у нашего озорного желтого шарика? Правильно, желтый шарик живет в четвертом домике.
А у синего шарика, какой по счету домик? Правильно, у синего шарика пятый домик.
Ребята, давайте вместе сосчитаем по порядку дома. Один, два, три, четыре, пять. Сколько домов? Пять.
|
Теперь давайте сосчитаем шарики. Один, два, три, четыре, пять.
Сколько шариков? Пять. Как мы говорим про это? Хором: «Поровну». Молодцы!
Ребята, посмотрите, что у нас в конвертах. Правильно, цифры. Мы уже подружились с шариками, нашли для них домики, и шарики поделились с нами своими знаниями. Поэтому сейчас я дам вам трудное задание. Разложите цифры по порядку — от одного до пяти. Какую цифру возьмем первой? Правильно, один...
Молодцы! Действительно, дружба с шариками идет нам на пользу! Но шарики такие непоседы — не могут сидеть на одном месте, в своих домиках. Так им хочется погулять, полетать, поиграть с ветром. И найти себе друзей такого же цвета, как и они сами. {Достает разноцветное полотно.)
Посмотрите, какой чудесный ковер! Такой же разноцветный, как и наши воздушные шарики. Найдите на ковре цвет своего шарика. Молодцы!
Здесь живут его друзья. Давайте отпустим шарики погулять по ковру, разрешим им сходить друг к другу в гости! {Дети берут полотно за края.)
Давайте поиграем. Поднимем ковер высоко-высоко. Но так, чтобы не уронить шарики. Теперь опустим вниз. Повторим эти движения три раза.
Сейчас поможем шарикам сходить в гости друг к другу. Для этого покачаем ковер, как будто бежит волна. Теперь побежим в правую сторону, в левую, еще раз. Подбросим шарики высоко-высоко и поймаем их. Молодцы!
Давайте подойдем к домикам. Ой, ребята, здесь что-то изменилось. Посмотрите, домиков стало больше или меньше? А кто может сказать, каких домиков не стало? Что еще изменилось? {На домиках появились цветы.) Что еще заметили? {Появилась табличка с надписью.) Что же на ней написано? «Улица Цветочная». Какое красивое название. Наверное, поэтому на домиках цветы? Пройдемся по этой стороне улицы. Как нам узнать, в каком доме живут шарики? {По цвету.) А еще как? {По номеру дома.)
Какие номера домов на этой стороне цветочной улицы? (1, 3, 5).
Кто знает адрес дома, в котором живет зеленый шарик? Цветочная улица, дом 1. (Так для всех шариков.)
Оказывается, все дома, в которых живут шарики, имеют свои номера. Номера домов находятся сбоку. На табличке еще пишется название улицы.
Адреса шариков мы с вами знаем. Знаете ли вы свои адреса? (Дети называют свои адреса.) Ребята, кто забыл свой адрес, спросите маму и постарайтесь его запомнить.
|
Молодцы, ребята! Мы с вами не только познакомились с шариками, но и увидели их домики, узнали их адрес. Теперь мы их всегда сможем найти. Друзей наших шариков мы можем найти в нашей группе. Поищите друзей белого цвета, они такие же белые, как и шарик. {Так и с другими цвета-ми — дети находят и называют предметы с постоянным цветовым признаком.) Вот мы и подружились с шариками. Молодцы! Спасибо за путешествие!
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИТАЦИИ
Дети с проблемами развития отличаются нестабильностью эмоционального состояния. Это зачастую осложняет процесс реабилитации. Использование медитативной практики может позитивно сказываться на их психоэмоциональном развитии.
Само слово «медитация» стало в наше время особенно популярно и ассоциируется у многих с суевериями. Слишком часто его стали использовать шарлатаны, пользуясь тем, что смысл слова не всем известен. Медитация есть полное погружение в какой-либо процесс. В коррекционно-развиваю-щем процессе эффективно используются медитации, сопровождаемые специальным сказочным текстом.
Назначение медитативных сказок — стабилизация психических процессов, успокоение, расслабление, энергетическая подзарядка. Но главное — сообщение бессознательному ребенка позитивных («идеальных») моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми.
Организация занятия медитацией довольно проста.
Прежде всего, желательно запастись хорошей спокойной музыкой, способствующей расслаблению. Сейчас в продаже появились альбомы «Звуки Природы», «Зодиакальная музыка» и многие другие.
Медитативные сказки лучше читать под музыку медленно, делая небольшие паузы между абзацами. Комната для занятий должна быть достаточно теплой, но не душной. Если в помещении холодно, мышцы непроизвольно будут находиться в тонусе и не позволят ребенку полностью расслабиться. Важно, чтобы в процессе медитации не было посторонних, резких звуков. Желательно, чтобы педагог, читая сказку, находился в спокойном, эмоционально стабильном состоянии. В противном случае беспокойство может передаться ребенку. Освещение приглушается, ребенок ложится на спину или удобно усаживается в кресле.
|
Процедура «погружения» такова: 30—40 секунд звучит спокойная музыка. Ребенок делает глубокий вдох и выдох. Педагог говорит: «Сейчас мы с вами отправляемся в путешествие в прекрасную сказочную страну... И я расскажу вам одну из ее историй...»
Сказки для медитаций могут быть трех видов.
1. Медитативные сказки, направленные на осознание себя в настоящем, «здесь и сейчас». Они ориентированы также и на развитие различных видов чувствительности: зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой, тактильно-кинестетической.
Принцип построения текста сказки прост: «Мы с вами переносимся в удивительную сказочную страну, в самое ее сердце — на Волшебную Поляну.
Мы лежим на Волшебной Поляне и видим над собой высокое чистое голубое небо (зрительный образ)... Слушаем, как поют птицы и переговариваются деревья, журчит ручей (слуховой образ)... Чувствуем аромат спелой земляники и свежевыпеченного хлеба, его только что испекла Добрая Волшебница, живущая неподалеку (обонятельный образ)... Если мы протянем руку, то сорвем и положим в рот (кинес-
тетический образ) крупную ароматную ягоду и ощутим сладость спелой земляники (вкусовой образ)... Шелковая молодая трава нежно щекочет наши руки, ноги, лицо (тактильный образ)...»
Подобные сказки, рассказанные под музыку, развивают воображение и произвольное внимание. Но главное, при систематических занятиях учат прислушиваться и дифференцировать свои ощущения.
2. Медитативные сказки, отражающие образы «идеальных» взаимоотношений между родителями и детьми. Это образы, которые могут стать впоследствии духовными ориентирами.
Приведем пример медитативной сказки, создающей позитивный образ семьи, детско-родительских взаимоотношений:
«Давным-давно, в одной далекой волшебной стране жили-были Король с Королевой. Они очень любили друг друга. У них был прекрасный дом и верные, преданные слуги. И вот однажды, гуляя по саду, Королева вдруг почувствовала необыкновенную радость. И она поняла, что у них с Королем будет ребенок.
Через некоторое время у Короля с Королевой родился сын. Он рос не по дням, а по часам. Он был как маленькое солнышко длявсех, кто жил во дворце. Его учили большие мудрецы, а он был очень внимательным учеником. Он много гулял, слушал, как поют птицы, наблюдал за животными. Очень скоро он научился понимать и чувствовать то, что происходило вокруг него.
Шло время. Принц вырос. Он почувствовал потребность посмотреть мир. Увидеть, какие люди живут в других странах, узнать другой уклад жизни. И Принц сказал о своем желании родителям. Король с Королевой опечалились, узнав о желании сына. Но они понимали, как важно для него отправиться в путешествие. И, конечно, благословили его в путь. На прощанье Король с Королевой протянули Принцу Золотой Шар: „Возьми его с собой, в нем вся наша любовь к тебе и та радость, которую ты всегда приносил нам". Принц поблагода-
|
рил родителей, взял Золотой Шар и положил его в карман дорожной куртки, поближе к своему сердцу.
И вот Принц отправился в путь. Он объездил множество стран, познакомился с разными людьми. И везде его согревало тепло Золотого Шара.
Однажды он ехал через поле. Вокруг него летали бабочки, стрекозы. Жужжали пчелы — они собирали мед. Пели птицы — они радовались, что через их поле едет Прекрасный Принц. Пахло цветами и спелой земляникой. И вот на холме Принц увидел Красивый дворец. Что-то внутри подсказало Принцу, что для него очень важно поехать именно туда. И он направил своего коня по дороге, ведущей ко дворцу.
Когда Принц вошел во дворец, то был поражен его красотой. Все здесь было удобно и красиво. Как будто кто-то строил этот дворец специально для него. Золотой Шар, который находился все время около сердца Принца, затрепетал. И Принц понял, что в этом дворце он найдет что-то очень важное для себя. Он пошел по дворцу своей легкой и уверенной походкой.
Сейчас и мы с вами тоже находимся в Прекрасном дворце. Представьте, что вы идете по нему и находите для себя то, что вы хотите...»
(Через 7—10 минут можно постепенно выводить детей из медитации.) Все то, что вы нашли для себя в этом Прекрасном дворце, остается с вами, и вы возьмете это с собой, когда будете возвращаться... А сейчас вы делаете глубокий вдох... и выдох. Возьмите с собой все то хорошее, что было с вами. И, потихонечку открывая глаза, возвращайтесь к нам.
3. Медитативные сказки, направленные на раскрытие потенциала личности, самоактуализацию, а также исследование различных явлений нашей жизни.
К этому виду сказок относится программа «Сказки звездной страны Зодиакалии»*. Она рассчитана на 13—15 занятий. Основная идея программы — посредством раскрытия
* См. список рекомендованной литературы.
базового принципа зодиакального знака передать ребенку знание о его высоком предназначении.
Сказочная медитация позволяет мягко воздействовать на бессознательное «особого» ребенка. Безусловно, не всегда дети полностью понимают смысл текстов. Тем не менее, опыт использования медитативных сказок даже в самых сложных группах показывает, что у детей во всех случаях стабилизируется эмоциональное состояние, многие запоминают сюжет, а некоторые (ребята старших групп) видят различные образы.
В старших группах после выхода из медитации практикуется рисование образов медитации, обсуждение состояния.
СИСТЕМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
В рамках «Тройственного союза ребенок—родитель—педагог» реабилитационная работа с «особым» ребенком является наиболее оптимальной. На плечи родителей ложится ее наибольшая тяжесть и ответственность.
Кто же они, родители детей с глубоким нарушением интеллекта? Прежде всего, это заботливые, терпеливые, добрые люди. Кроме того, это высококвалифицированные специалисты, имеющие как высшее, так и среднее специальное образование. У многих из них полные семьи, с добрыми взаимоотношениями между членами. Эти люди мечтали о здоровых детях и с нетерпением ждали их появления. Известие о том, что их ребенок сильно отличается от других детей, тяжелым бременем ложится на их плечи. Они воспринимают это как «наказанье Божье» и задают себе вопрос: «За что?», «За что его-то, невинного?» Многим приходится оставлять работу, все свое время посвящать лечению и воспитанию ребенка, ибо специалистами их дети долгие годы признавались «необучаемыми».
Ситуация осложняется тем, что родители детей с ограниченными возможностями часто сами являются глубоко травмированными людьми. У многих из них не сложились судьбы; они пережили слишком много боли и отчаянья, чтобы объективно оценивать возможности ребенка; но, главное, на вопрос «За что мне такая доля?» многие так и не нашли ответа.
Часто родители отчаянно сопротивляются диагнозу. Не получив быстро помощи специалистов, они становятся яростными поклонниками «нетрадиционных» методов лечения: уринотерапия, лечение травами, глиной и пр. Известны случаи, когда это приводило к тяжелым последствиям: ребенок, «очищаясь от шлаков», слабел, терял приобретенные навыки. Однако мать упорно не хотела видеть этого, искренне веря в то, что, «очистившись», ребенок даст резкий позитивный скачок. В таких случаях специалисты оказываются пойманными в ловушку: с одной стороны, больно видеть, как ребенок теряет с таким трудом приобретенные навыки и результаты кропотливого ежедневного труда «уходят в песок», с другой стороны, неприятно ощущать свое бессилие перед матерью ребенка.
Есть родители, у которых с рождением «особого» ребенка поменялся взгляд на мир, отношение к самим себе и другим людям. Одни обвиняют себя, другие видят корни своего несчастья в «злобных происках» недругов: наговор свекрови, бывшей подруги и пр. Есть и такие, которые приняли ситуацию и ребенка такими, какие они есть, изменили стиль своей жизни, встали на путь личностного роста и сотворчества.
Первоочередная задача работы с родителями состоит в том, чтобы отойти от понятия болезни и сформировать у них восприятие ребенка как особого, отличающегося от нас человека. Наиболее действенная метафора, которая приводится родителям, это воображаемая встреча с инопланетянином. Он отличается от нас и внешне, и внутренне. Но никому из нас не придет в голову после сравнения его с землянами вынести вердикт: «болен». Он не болен, он просто другой. У него другой язык, другая система восприятия, быть может, отличные от наших ценности и мотивы. Если человечеству суждено встретиться с инопланетянами, то, скорее всего, мы не будем выписывать им направления на терапию и всевозможные лекарства. В первую очередь мы попытаемся установить контакт, понять их язык и обучить своему.
Другая важная задача работы с родителями — постепенное формирование у них понимания того, что рано или поздно ребенок будет жить самостоятельно, поэтому наша цель — сделать его максимально адаптированным. Это очень непро-
сто, потому что многие родители привыкли опекать своих детей. Безусловно, гораздо быстрее и легче сделать жизненно необходимое самому, нежели обучить этому ребенка. Многие родители бессознательно сопротивляются растущей самостоятельности ребенка. Они боятся стать ненужными и потерять смысл своей жизни.
Большая трудность работы с родителями заключается в том, что многие из них считают: «Это мой ребенок, и я лучше знаю, что ему нужно». С этим утверждением невозможно не согласиться. Корни родительской настороженности лежат в негативном опыте общения со специалистами. Часто советы разных специалистов бывают несогласованными, даже противоречивыми. Таким образом, складывается парадоксальная ситуация: родители нуждаются в помощи специалистов, но сами же ее отвергают или не верят рекомендациям. Часто приходится слышать, что основная проблема — материальная. «Были бы деньги — поехали в Америку и вылечились бы». Однако известно немало случаев, когда находились средства для лечения за рубежом, но после этого проблема не только сохранялась, но и усиливалась.
В связи с этим важнейшей задачей работы с родителями и ее первейшим условием является взаимное доверие и принятие между специалистом и родителем.
Установить доверие непросто. Оказывается, между родителем здорового ребенка и родителем «особого» есть, по мнению последнего, большая дистанция. «Вам легко судить (учить, говорить, советовать и пр.), у вас здоровый ребенок, вы не пережили того, что я». Если специалист сам имеет ребенка с проблемами, это часто облегчает понимание и формирует доверие.
Родители, осознающие важность своего вклада в процесс социальной адаптации ребенка, имеющие творческие резервы и веру, представляют собой мощную силу. Задача специалиста заключается в том, чтобы сублимировать эту силу и направить ее в «правильном» направлении.
Опыт показывает, что практически всем родителям необходима психотерапевтическая помощь. Эта помощь должна предоставляться в самом начале работы индивидуально. Бы-
вает, что 1—3 консультации меняют жизнь в семье в лучшую сторону. Групповая психотерапевтическая работа полезна уже после того, как члены группы пройдут индивидуальные консультации.
Работа с родителями может проводиться в двух направлениях: психотерапевтическом (индивидуальная и групповая работа) и просветительском.
|
|
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!