Показатели аффективных отклонений и их диагностика — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Показатели аффективных отклонений и их диагностика

2017-05-23 257
Показатели аффективных отклонений и их диагностика 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Клинически очерченные аффективные расстройства не возникают у детей младше 12-14 лет, так как незрелость личностной структуры не допускает формирования типичных расстройств, хотя Т.П.Симпсон наблюдала депрессивное состояние в 2-летнем возрасте.

Однако аффективные расстройства у детей отличаются от состояний взрослых, поэтому часто оцениваются неадекватно. В клинических проявлениях аффективных расстройств не содержится типичных симптомов, наблюдаемых у взрослых. У детей ведущими являются вегетативные и соматические симптомы. Так, при депрессиях чаще наблюдаются нарушения сна и питания, сопровождающиеся вялостью и медлительностью.

У детей отмечаются нарушения засыпания, ночные страхи, страхи темноты, жалобы на неприятные ощущения в теле, животе, груди. Обычно изменяется внешний вид: больные выглядят бледными, утомленными, похудевшими, ухудшается аппетит до полного исчезновения, появляются запоры. Дети отказываются от игр, контактов с другими детьми, становятся капризными, плаксивыми будто бы без причины.

У младших школьников собственно психический компонент депрессий более отчетлив: на фоне вегетативно-соматических нарушений появляются затруднения в обучении, они становятся медлительными, жалуются на слабость, становятся менее общительными, хмурыми, молчаливыми, часто появляется не свойственная ранее робость, застенчивость.

Симптоматика часто нарастает волнообразно. Считается, что средняя продолжительность депрессивных состояний - 8-10 нед.

Маниакальные состояния у детей, несмотря на атипичность проявлений, более заметны, так как наблюдаются нарушения поведения: свойственные детям живость и веселость во время игр усиливаются, дети становятся расторможенными и неуправляемыми. Ребенок делается неутомим, не знает меры в своей деятельности, не может соразмерить свои возможности.

Внешне дети выглядят оживленными: лицо часто гиперемировано, глаза блестят, постоянно раздается смех, речь ускорена.

Диагностика облегчается, если течение болезни становится биполярным.

· I серия эксперимента была направлена на выявление особенностей внешнего проявления эмоционального состояния (мимика, пантомимика).

Задание 1. Изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции (1 часть).

Детям предъявляются карточки с условным графическим изображением эмоций: радости, грусти, страха, гнева, удивления. Предлагается отобразить эти эмоции на своем лице (Приложение 1).

Задание 2. Изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции (2 часть).

Предлагается вспомнить книгу А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» и мультфильм, снятый по этому произведению. В тексте задания необходимо кратко актуализировать фрагменты сказочной повести и нацелить учащегося на отображение эмоциональной реакции.

- Вспомни мультфильм про Малыша и Карлсона, который живет на крыше. С героями происходили различные истории. Давай представим некоторые и попробуем пережить их вместе с героями. Я буду рассказывать ситуацию, а ты попытайся выразить ее с помощью жестов, движений, лица.

Ситуация 1. Карлсон был сладкоежкой. Ты помнишь, какое лакомство было у него любимым? (малиновое варенье). Да, верно. Малыш принес другу целую банку варенья. Представь, что почувствовал Карлсон. Попробуй изобразить (на лицах детей должна отразиться радость).

Ситуация 2. Малыш давно мечтал о собаке. Родители хотели подарить ему собаку на день рождения, но Малыш об этом не знал. Представь, какое лицо у него было в тот момент, когда он увидел маленького щенка. Покажи (на лицах должно отразиться удивление).

Ситуация 3. Воры убегали по крыше, а Карлсон напугал их, притворившись привидением. Представь, что они испытали, когда впереди возникло белое привидение (должен отобразиться страх).

Ситуация 4. Карлсон попрощался с Малышом и улетел. Малыш остался сидеть у открытого окна, ему было одиноко, он думал о друге, который обещал вернуться. Представь состояние Малыша. Попробуй изобразить (на лицах должна отразиться грусть).

· II серия эксперимента была направлена на изучение понимания детьми значений слов и их эмоциональной нагрузки.

Задание 1. Изучение понимания детьми графического изображения эмоций.

Раскладываются карточки с графическим изображением эмоций (радость, грусть, удивление, гнев, страх). Предлагается нарисовать соответствующую эмоцию.

- Посмотри внимательно на карточки. Здесь изображены различные состояния человека. Например, радость. Подумай, какое лицо может быть у человека, когда он чему-то рад, улыбается. Выбери соответствующую карточку и нарисуй ее (аналогично с остальными эмоциями).

Задание 2. Изучение понимания значений изолированных слов, обозначающих эмоции.

Предлагается ответить на вопрос: «Что такое…?»

Радость - Удивление -

Грусть - Стыд -

Гнев - Страх -

Задание 3. Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей в конкретных ситуациях.

Предлагается ответить на вопросы:

1. Посмотри, у тебя в руках две книги: одна с картинками, а другая без картинок. Какая книга тебе нравится больше? Какие чувства вызывает книга с картинками?

2. Что произойдет с человеком, если он увидит на березе груши?

3. Ты ешь свою любимую конфету. Что при этом чувствуешь?

4. Как ты думаешь, почему покраснела девочка, когда ей сделали замечание?

5. За кошкой гонится собака. Что испытывает кошка?

6. Что чувствует собака, когда другая собака утащила у нее кость?

7. Представь, ты давно хотел какую-нибудь игрушку, и тебе наконец-то ее подарили. Что почувствуешь при этом?

8. Представь, что у тебя есть любимая собака, и вдруг она пропадает. Что ты будешь испытывать?

Задание 4. Изучение умения понимать эмоциональный смысл стихотворений, находить в тексте слова, имеющие эмоциональное значение.

Предлагается прослушать: а) таджикскую песенку «Внучек»: «Как ты думаешь, как бабушка относится к своему внуку? Какие слова говорят о том, что бабушка любит своего внука?»

Зернышко, зернышко мое, Внучек,

Солнышко, солнышко мое! Золотой подсвечник мой,

Добрый мой, сердечный мой Лучший!

б) стихотворение Л. Чарской «Мурлыка»: «Как автор относится к коту? Почему ты так решил? Какие слова говорят об этом?»

Что за прелесть мой Мурлыка, И за то люблю Мурлыку

Мой любимый, серый кот. Больше всех игрушек я,

Как он весело играет, Всюду с ним мы неразлучны,

Как он песенки поет. Как товарищи-друзья.

в) стихотворение В. Орлова «Цветное молоко»: «Попытайся выразить свое отношение к Мишутке. Попробуй подобрать свои слова для его описания.»

Как у нашего Мишутки, Словно во поле ромашки!

Глазки, словно незабудки, Щечки- словно маков цвет!

Золотистые кудряшки, Не Мишутка, а букет!

Задание 5. Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей.

Предлагают ответить на вопросы:

1. Ребенку рассказывается ситуация: «Недавно у меня был день рождения. Пришли друзья. Они подарили мне огромную, красиво упакованную коробку. Мне было интересно, что же находится внутри нее. А теперь вспомни ситуацию, когда тебе было очень интересно».

2. Человек удивился. Человек удивлен. В каких ситуациях так можно сказать?

3. Кто-то получает удовольствие от того, что ест любимое клубничное мороженое или пьет шоколадный коктейль; кто-то получает удовольствие от того, что в дневнике оценка «отлично», а кто-то от того, что вовремя сдал контрольную работу. А когда ты получаешь удовольствие?

4. Говорят: «Человеку стало стыдно». Когда бывает стыдно?

5. «Когда я была маленькая, я очень боялась темноты. Она представлялась чем-то большим, черным, пугающим. А когда тебе бывает страшно?»

6. Говорят: «Человек разозлился». Как ты думаешь, когда человек может злиться?

7. Я испытываю радость, когда меня хвалят на работе; когда встречаю человека, которого давно не видела; когда собираюсь навестить родственников. А когда тебе бывает радостно?

8. Человек огорчен. Как ты думаешь, чем человека можно огорчить?

· III серия эксперимента была направлена на изучение особенностей выражения эмоционального состояния в речи.

Задание 1. Изучение выразительности речи.

Предлагается произнести фразу «У меня есть собака» радостно, грустно, испуганно, сердито, удивленно.

Задание 2. Изучение умений подбирать антонимы к словам, обозначающим эмоции:

Счастье -…; Злость -…; Грусть - …; Страх - …; Гнев - …

Задание 3. Изучение умений подбирать синонимы к словам, обозначающим эмоции:

Несчастье -…; Страх -…; Счастье -…; Гнев -…; Грусть -…

Задание 4. Изучение особенностей проявления эмоциональных состояний в беседе по сюжетной картинке.

Предлагается проанализировать несколько сюжетных картинок, в качестве помощи используются вопросы.

1. «На катке». Рассмотри рисунки и объясни их. Кто из мальчиков виноват? Как виноватый исправил свою ошибку? Что бы ты чувствовал на месте каждого из мальчиков?

2. «Лиса и журавль». Рассмотри рисунки. Расскажи сказку. Кто на кого обижен и зол?

3. «Крепкий и долгий сон». Рассмотри рисунки, расскажи, объясни их. Что почувствовал человек, когда увидел в своей шляпе птенцов? Может ли такое произойти на самом деле?

Задания оценивались по следующей системе:

2 балла - точный и правильный ответ, показывающий, что ребенок правильно понимает эмоциональное состояние и демонстрирует его, правильно понимает эмоциональное состояние и рисует эмоцию; понимает эмоциональный статус текста или картины и объясняет его; понимает значение предлагаемого слова и устанавливает адекватные связи с другими словами лексической системы языка, использует слово для решения коммуникативных задач.

1 балл - ребенок неправильно понимал эмоциональное состояние и демонстрировал его, неправильно понимал эмоциональное состояние и затруднялся нарисовать эмоцию; с трудом понимал эмоциональный статус текста или картины и не объяснял его; недостаточно понимал значение слова, не всегда устанавливал адекватные связи с другими единицами языка и успешно использовал их в речи.

0 баллов – ребенок неправильно понимал эмоциональное состояние и не мог продемонстрировать его, неправильно понимал эмоциональное состояние и не мог нарисовать эмоцию, не понимал эмоциональный статус текста или картины и не объяснял его, помощь не принимал; ребенок не соотносил ответы с вопросами взрослого, повторял за ним слова, демонстрировал непонимание задания.

Соответственно этому выявлялся и уровень эмоционального развития. Дети, отнесенные к высокому уровню, отличались подвижной мимикой, понимали эмоциональные слова и адекватно употребляли их для решения коммуникативных задач. Правильно объясняли их значения, приводили при этом разнообразные примеры ситуаций, подбирали антонимы, синонимы к изолированным словам.Дети правильно понимали эмоциональное состояние и демонстрировали его или рисовали эмоцию; понимали эмоциональный статус текста или картины и объясняли его.

Учащиеся, которые обнаружили средний уровень, плохо отображали эмоции с помощью мимики, понимали значения эмоциональных слов, но при их объяснении опирались на какой-либо один признак, часто лишь близкий по смыслу. С трудом подбирали антонимы и синонимы, используя наводящие вопросы. Неточно использовали эмоциональные слова в речи. Школьники не точно понимали эмоциональное состояние и демонстрировали его, ошибались при рисовании эмоций; не точно понимали эмоциональный статус текста или картины и могли объяснить его.

Дети, показавшие низкий уровень, не могли мимически отобразить эмоции, объяснить значения эмоциональных слов, не соотносили ответы с вопросами взрослого, повторяли за ним задания или не понимали их. Редко, иногда неправильно использовали эмоциональные слова для решения коммуникативных задач. Школьники не понимали эмоциональное состояние и не могли показать его, не могли нарисовать эмоции; не понимали эмоциональный статус текста или картины и не могли объяснить его или отказывались от выполнения задания.

Оценив уровень эмоционального развития каждого ребенка, получили:

от 0 до 6 баллов - это низкий уровень,

от 7 до 15 баллов - средний уровень,

от 16 до 22 - высокий уровень.

Сравнить же в целом результаты можно по итоговым баллам. Вначале по конкретным баллам, учитывая каждую серию заданий:

- для II серии эксперимента: 0-10 – низкий уровень, 11-29 – средний, 30-40 – высокий;

- для III серии эксперимента: 0-34 – низкий уровень, 35-65 – средний, 66-100 – высокий;

- для IV серии эксперимента: 0-24 – низкий уровень, 25-55 – средний, 56-80 – высокий.

А затем и в целом:

от 0 до 55 баллов - низкий показатель эмоционального развития,

от 56 до 79 – ниже среднего, от 80 до 140 - средний,

от 141 до 164- выше среднего,

от 165 до 220 - высокий.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.