Развитие гибкости гимнастов младшего школьного возраста — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Развитие гибкости гимнастов младшего школьного возраста

2017-05-22 601
Развитие гибкости гимнастов младшего школьного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Гибкость - это способность выполнять движения с большой амплитудой (это внешние проявления данного качества). Если посмотреть на морфофункциональные свойства данного физического качества, то термин «гибкость» более приемлем для оценки суммарной подвижности в суставах всего тела. Когда же речь идет об отдельных суставах, правильнее говорить о подвижности в них (подвижность в голеностопных суставах, подвижность в тазобедренных суставах). Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений. Недостаточно развитая гибкость (как тесная одежда) затрудняет координацию движений человека, так как ограничивает перемещение отдельных звеньев тела. Мышцы и связки - это «тесная одежда», с той лишь разницей, что имеют ценное свойство – способность к растяжению. Гибкость - это не только умение садиться на шпагат, она характеризует состояние позвоночника (чем он подвижнее, тем лучше), и всех других, даже самых маленьких суставов и связок [12, с. 36].

По форме проявления различают гибкость активную и пассивную.

При активной гибкости движения с большой амплитудой выполняются за счет собственной активности соответствующих мышц. Под пассивной гибкостью понимают способность выполнять те же движения под воздействием внешних сил, растягивающих все те же мышцы. Внешней силой могут выступать: внешние отягощения, усилия партнера, специальные приспособления (тренажеры для растягивания) и прочее. Примером активной гибкости в голеностопном суставе может служить вытягивание носков ног, осуществляемое напряжением икроножных мышц, сгибающих стопу.

Примером пассивной гибкости для того же сустава может служить расслабленное вытягивание носков ног при плавании кролем под действием силы сопротивления воды. Показатели пассивной гибкости всегда выше показателей активной. Активная гибкость реализуется при выполнении различных физических упражнений, и поэтому, на практике ее значение выше, чем пассивной. Разница между пассивной и активной гибкостью называется резервной или запасом гибкости. Активная и пассивная гибкость развиваются параллельно.

По способу проявления гибкость подразделяют на динамическую и статическую. Динамическая гибкость проявляется в движениях, а статическая - в позах. Динамические упражнения приводят к росту активной гибкости на 20%, а пассивной – на 10%. Использование пассивных упражнений обеспечивает увеличение активной гибкости в среднем на 13%, а пассивной – на 20% [11].

Выделяют общую и специальную гибкость. Общая гибкость характеризуется высокой подвижностью (амплитудой движений) во всех суставах (плечевом, локтевом, голеностопном, тазобедренном, позвоночника и др.). Специальная гибкость - амплитудой движений, соответствующих технике конкретного двигательного действия. В художественной гимнастике понятия общей и специальной гибкости имеют одинаковое значение, что обусловлено высокими требованиями к современной технике исполнения элементов, требующих гибкости практически во всех суставах (прыжки, равновесие, повороты, наклоны).

Выделяют так же анатомическую, предельно возможную подвижность, ограничителем которой является строение соответствующих суставов. При выполнении обычных движений человек использует лишь небольшую часть предельно возможной подвижности. В соревновательной деятельности при выполнении отдельных элементов техники подвижность в суставах может достигать 95% и более от анатомической.

Наиболее высокие естественные темпы развития гибкости наблюдаются у детей в возрасте от 6 до 8 лет и от 9-11 лет. В целом подвижность крупных звеньев тела увеличивается до 13-14 лет и стабилизируется к 16-17 годам, а затем имеет устойчивую тенденцию к снижению. Если до 13-14 лет гибкость направленно не развивается, она может снижаться уже в юношеском возрасте. Значительное ухудшение отмечается у людей старше 50 лет [22, с. 58].

Сенситивным периодом пассивной гибкости является возраст 9-10 лет, а активной 10-14 лет. Целенаправленное развитие гибкости должно начинаться с 6-7 лет, причём у детей 9-14 лет это качество развивается в 2 раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте. У девочек показатели гибкости выше на 20-30%, чем у мальчиков.

В процессе системно построенного воспитания детей младшего школьного возраста главной задачей является обеспечение такой степени всестороннего развития гибкости, которая позволяет:

- успешно овладеть основами жизненно важными двигательными действиями, без ущерба для нормального состояния и функционирования ОДА;

- с высокой результативностью проявлять прочие двигательные способности: координационные, скоростные, силовые, выносливость.

Младший школьный возраст характеризуется интенсивным, плавным и равномерным развитием организма. Мальчики и девочки растут примерно одинаково. Продолжается формирование костной ткани и скелета в целом. Однако, несмотря на замедление темпов роста, на плавность изменений структур и функций, рост тела в длину у девочек до 11 лет и у мальчиков до 12 лет протекает интенсивнее, чем увеличение массы. Ежегодно увеличение массы тела составляет в среднем 3-4 кг, длина увеличивается на 4-5 см, а окружность (обхват) грудной клетки - на 1,5-2 см. Изменяются пропорции тела: заметно удлиняются ноги, уменьшается грудной показатель (отношение обхвата грудной клетки к длине тела) и индекс Эрисмана (разность между обхватом грудной клетки и половиной длины тела), т.е. происходит как бы вытягивание тела. Четкой разницы между мальчиками и девочками в росте, массе тела и пропорциях частей тела не отмечается. В 7 лет масса тела мальчика больше массы тела девочки лишь на 0,2 кг, в 10 лет - меньше на 0,4 кг; в 7 лет рост превышает рост девочки всего на 1 см, в 11 лет - меньше на 0,6 см. Сила же мышц кисти у девочек в 7-8 лет меньше, чем у мальчиков, примерно на 5 кг, а обхват грудной клетки у девочек меньше на 1,2 см, жизненная емкость легких - на 100 - 200 см3 по сравнению с мальчиками того же возраста. Поэтому нагрузки в циклических и силовых упражнениях у девочек должны быть несколько уменьшены [10, с. 25].

Продолжается окостенение скелета, которое происходит неравномерно: к 9-11 годам заканчивается окостенение фаланг пальцев рук, несколько позднее, к 12-13 годам, - запястья и пясти. Кости таза интенсивнее развиваются у девочек с 8 до 10 лет. С 10 до 12 лет формирование этих костей у девочек и мальчиков идет равномерно. К началу полового созревания темпы развития пояса нижних конечностей у девочек увеличиваются. Сращение трех частей безымянной кости, окостенение ключицы, костей плеча и предплечья, фаланг пальцев ног, костей плюсны и предплюсны происходит много позже и заканчивается иногда уже у взрослых.

Одной из важных задач физического воспитания должно быть обеспечение правильного формирования скелета, укрепление мышечной системы и предупреждение нарушений осанки. При этом следует помнить, что нарастание силы мышечной системы из-за их постоянного тонического напряжения, вызванного действием сил тяжести конечностей, опережает развитие мышц-разгибателей. Необходимо подбирать упражнения, специально направленные на укрепление мышц-разгибателей. К 12 годам в основном заканчивается развитие и созревание периферического иннервационного аппарата мышц. Значительно наращивается сухожильный компонент мышц, что улучшает прикрепление мышц к костям и, вследствие расширения площади их фиксации, повышает коэффициент полезного действия [19, с. 47].

Физическое развитие школьников имеет свои особенности: у детей младшего школьного возраста лучше развита костная система, хотя еще не завершен окончательный этап формирования костной ткани. Мелкая моторика пальцев рук затруднена, особенно после длительного письма. Сердце и сосуды не полностью развиты и подвержены функциональной нестабильности. Длина тела превышает вес ребенка; все связки обладают особой эластичностью. Позвоночник сохраняет значительную подвижность до 8-10 лет. Мышечная ткань состоит из белка, с незначительной долей жировых включений.

В раннем школьном возрасте показатели физического развития имеют свои характерные особенности Объем легких равен половине объема взрослого человека, их жизненная емкость достигает 2000 мл.

Выбор соответствующих нагрузок для этой возрастной группы определяется функциональными ресурсами всех органов и систем. Основным ориентиром служит высокая потребность в двигательной активности. Учащийся младших классов в сутки производит до 17000 движений, причем в зимнее время их количество уменьшается на 50% [15, с. 58].

В разных возрастных школьных группах также происходит резкое уменьшение двигательной активности, в среднем на 50%. Гимнастические упражнения дома в течение 10 минут, обеспечивают учащихся 500 -700 движениями, а специальная разминка в школе в течение этого времени — 600-800 движениями. В возрасте 9-10 лет у большинства школьников формируется стойкий интерес к физическим нагрузкам.

Физическое развитие детей школьного возраста от 12 до 15 лет характеризуется быстрым ростом тела в длину. В течение года рост в среднем увеличивается на 7 см, масса тела возрастает на 6 кг. Происходит интенсивное увеличение костной основы трубчатых костей. Для этой возрастной группы характерен рост позвонков, и увеличение подвижности всего позвоночного столба. Наблюдается резкое увеличение всей мышечной массы тела. В возрасте 12-15 лет сердце и сосуды продолжают отставать в развитии от всего организма: формирование этой системы не завершено. Объем легких возрастает почти вдвое. В среднем, в течение года, общая выносливость мальчиков увеличивается в 3,3 раза, а у девочек — в 2,1.

У школьников каждой возрастной группы развиваются сила, выносливость, подвижность, если использовать определенные средства физического развития. Сила формируется благодаря выполнению специальных упражнений с применением штанги, гири или резиновых пружин. Особое внимание необходимо уделять комплексу упражнений, развивающему мышцы бедра, туловища. Применяют упражнения с использованием предметов. Можно задействовать определенные снаряды: гимнастическую стенку, скамейку, или предметы специального назначения — гантели, мячи. Быстрота и ее развитие сочетаются с тренировкой всех групп мышц, при этом формируется резкость движений. Быстрота развивается за счет целого ряда упражнений: забега на короткую дистанцию, спортивной ходьбы. Лучше всего это ценное качество формируется у школьников 11-13 лет.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.