Лекция 1. Основные подходы и школы научной мысли — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Лекция 1. Основные подходы и школы научной мысли



Учебная цель:

-дать обзор основных подходов и школ научной мысли;

-рассмотреть сущность, особенности и возможности некоторых современных научных подходов (ситуационного, интеракционистского, синергетического)

Учебное время - 4 часа (240 минут).

Литература:

1. Лютенс Ф. Организационное поведение. М. Инфра – М. 1999;

2. Занковский А.Н. Организационное психология. М. - 2002

3. Баббосов Е.М. Социология управления. Уч. Пос. для студ. Вузов, Минск. 2000.

4.Кредисов А.И. История учений менеджмента. – К.:Вира –Р, 2000

 

Задание на семинар:

 

1. Вопросы:

1. Что означает «научность управления» по Ф.тейлору, какова суть его системы?

2. Какова специфика подхода А.Файоля к вопросам совершенствования управления организацией? Назовите пять основных элементов, из которых по мнению А.Файоля, складывается функция администрирования.

3.Что понимал М.Вебер под «бюрократией»?

4. Каково содержание деятельности руководителя по Л.Гьюлику?

5.Каковы черты объединяющие классические организационные теории?

6. Почему взгляды Мэйо получили название концепции «человеческих отношений»?

7.На чем делал акцент Д.Макгрегор в своей теории? Охарактеризуйте Х и У – два доминирующих отношения к работникам на исполнительском уровне.

8.Что было предметом исследования К.Аджириса?

9. Что Р.Ликерт обозначил «системой1 » и «системой 4»?

10.Назовите моменты, которыми по мнению В.Бенниса должна определяться жизнь организации на рубеже ХХ и ХХ1 вв.

11. Взгляды Дж Одиорне на управление организацией

2. Реферат. Тема:

1. Принципы научного управления.

2. Концепция «человеческих отношений»

3. Социотехнический подход к организации.

4. Ситуационные аспекты организационного поведения

5. Синтез классической и гуманистической школ менеджмента.

Вводная часть

Предмет ОП основывается на достижениях и результатах работы школы поведенческих наук. Но прежде чем рассмотреть сущность этой школы, необходим небольшой исторический экскурс к истокам развития школ управления, изучение причин возникновения поведенческого направления.

В теории менеджмента получили развитие четыре школы управленческой мысли, которые хронологически могут быть расположены в такой последовательности:

- школа научного управления (научный менеджмент)

- административная школа;

- школа психологии, человеческих отношений и поведенческих наук;

- школа науки управления (или количественная школа)

Классические школы управления

Идеи и концепции, охватываемые классическими теориями организации, представляют собой результат работы многих ученых и практиков. Наибольший вклад в развитие классической теории, пожалуй, внесли Фридерик Тейлор, Анри Файоль, Макс Вебер.



Школа научного управления

Возникновение современной науки управления связывается с именем Фредерика Тейлора (1856 - 1915), который возглавил движение научного управления. Основные положения своей теории он изложил в работах «Управление фабрикой» (1903), «Принципы научного управления» (1911), «Показания перед специальной комиссией конгресса» (1912).

Эти положения сводятся к следующему:

1. создание научного фундамента, заменяющего собой, традиционные методы работы, научное исследование каждого элемента.

Учение Тейлора базируется на механистическом понимании человека, его места в организации и сущности его деятельности. Его интересовала не эффективность человека, а эффективность деятельности организации. Он разработал ряд методов научной организации труда, основанных на изучении движений рабочего с помощью хронометража, стандартизации приемов и орудий труда.

2. отбор рабочих на основе научных критериев, их тренировка и обучение;

Отбор рабочих по физическим и интеллектуальным способностям требующихся для выполнения работы. Большое значение придавали обучению рабочих.

3. сотрудничество между администрацией и рабочими в деле практического внедрения научно обоснованной системы организации труда;

4. равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими.Ответственность за внедрение научно обоснованной системы, обеспечивающей постоянный рост производительности – лежит на администрации

Данная школа не пренебрегало человеческим фактором. Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работника в увеличении производительности труда и объема производства.



Продолжатели: Френк и Лилия Гилберт провели исследования в области трудовых движений, усовершенствовали хронометражные методики, а также разработали научные принципы организации рабочего места. Генри Гантт

Наряду с вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего и производственных подразделений, которые составляли основу системы Ф. Тейлора, началась разработка более общих принципов организации труда и управления.






Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.005 с.