Глава III. Обязанности и права судебных приставов — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Глава III. Обязанности и права судебных приставов

2021-05-27 26
Глава III. Обязанности и права судебных приставов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Статья 11. Обязанности и права судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов

1-2. Комментируемая статья устанавливает обязанности и предусматривает права судебных приставов по ОУПДС. Данная статья в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 194-ФЗ изложена полностью в новой редакции.

В прежней редакции п. 1 комментируемой статьи устанавливалось, что судебный пристав по ОУПДС:

обеспечивает в судах безопасность судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей;

выполняет распоряжения председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанные с соблюдением порядка в суде;

исполняет решения суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения;

обеспечивает охрану зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время;

проверяет подготовку судебных помещений к заседанию, обеспечивает по поручению судьи доставку к месту проведения судебного процесса уголовного дела и вещественных доказательств и их сохранность;

поддерживает общественный порядок в судебных помещениях;

взаимодействует с военнослужащими воинской части (подразделения) по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности;

предупреждает и пресекает преступления и правонарушения, выявляет нарушителей, а в случае необходимости задерживает их с последующей передачей органам милиции;

осуществляет привод лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю;

участвует по указанию старшего судебного пристава в совершении исполнительных действий;

проходит специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Пункт 2 комментируемой статьи предусматривал, что судебный пристав по ОУПДС при исполнении служебных обязанностей имеет право:

обращаться за помощью к сотрудникам милиции, органов безопасности, военнослужащим внутренних войск;

применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые предусмотрены комментируемым Законом;

проверять документы, удостоверяющие личность, у граждан, находящихся в судебных помещениях, и граждан, подвергаемых приводу в суд или к судебному приставу-исполнителю;

осуществлять личный досмотр граждан, находящихся в судебных помещениях, и граждан, подвергаемых приводу в суд или к судебному приставу-исполнителю, досмотр находящихся при них вещей при наличии достаточных оснований полагать, что указанные граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества.

Два последних из изложенных абзацев были введены Федеральным законом от 3 марта 2007 г. N 29-ФЗ, в пояснительной записке к проекту которого указывалось на отсутствие какой-либо связи между возложенными законом на судебных приставов обязанностями и предоставленными им правами.

Обязанности и права судебных приставов по ОУПДС при выполнении возложенных на судебных приставов задач по обеспечению установленного порядка деятельности судов детализированы положениями упомянутой выше (см. коммент. к ст. 1 Закона) Инструкции о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности, утв. Приказом Минюста России от 3 августа 1999 г. N 226.

Так, в соответствии с п. 2.3 названной Инструкции (здесь и далее в ред. Приказа Минюста России от 12 января 2004 г. N 3) судебные приставы по ОУПДС подчиняются старшему судебному приставу и выполняют его распоряжения, а также распоряжения председателя суда, судьи, председательствующего в судебном заседании и других судей, связанные с обеспечением порядка во время судебного заседания и в помещении суда; после завершения судебного заседания судебный пристав по ОУПДС обо всех полученных распоряжениях и принятых мерах по их исполнению письменным отчетом докладывает старшему судебному приставу.

Как предусмотрено указанным пунктом, судебные приставы по ОУПДС обязаны:

обеспечивать в судах безопасность судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей путем обеспечения общественного порядка, а также в необходимых случаях безопасность судебного пристава-исполнителя при совершении исполнительных действий по указанию старшего судебного пристава;

обеспечивать охрану зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время;

обеспечивать по поручению судьи доставку к месту проведения судебного процесса уголовного дела и вещественных доказательств и их сохранность;

взаимодействовать с подразделениями по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности;

проверять подготовку судебных помещений к заседанию;

осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю;

знать особенности охраняемых объектов, места расположения средств сигнализации и противопожарной защиты и уметь пользоваться ими, обо всех выявленных недостатках немедленно сообщать старшему судебному приставу и председателю суда;

по указанию старшего судебного пристава участвовать в обеспечении принудительного исполнения судебных актов и актов других органов;

предупреждать и пресекать преступления и правонарушения в здании суда, совещательных комнатах, судебных помещениях и в местах участия в совершении исполнительских действий, выявлять лиц, совершивших противоправные действия, составлять протоколы об административных правонарушениях, а в случае необходимости задерживать с последующей передачей их в органы внутренних дел;

поддерживать общественный порядок в судебных помещениях, выполнять другие обязанности, предусмотренные комментируемым Законом;

исполнять решения суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального характера;

проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и специального оружия.

Согласно пункту 2.4 названной Инструкции судебные приставы по ОУПДС при исполнении служебных обязанностей имеют право:

применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и в порядке, предусмотренных комментируемым Законом;

удалять из зала судебного заседания по распоряжению председателя суда, судьи или председательствующего лиц, нарушающих порядок судебного заседания;

задерживать лиц, допустивших нарушение общественного порядка в здании суда, составлять протокол об административном правонарушении, а в случае необходимости - передавать их в органы внутренних дел;

при необходимости обращаться за помощью к сотрудникам органов внутренних дел и ФСБ России, военнослужащим внутренних войск, а судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности военных судов - также к военному командованию.

Выше также упоминалось (см. коммент. к ст. 1 Закона), что Приказом Минюста России от 27 декабря 2006 г. N 384 утвержден Административный регламент исполнения государственной функции по обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации установленного порядка деятельности судов. Здесь представляется целесообразным отметить, что ФССП РФ подготовлен ряд документов методического характера, в т.ч. Методические рекомендации по осуществлению привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю*(134), Методические рекомендации по обеспечению безопасности исполнительных действий судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов*(135), Методические рекомендации по обеспечению безопасности при осуществлении предварительного расследования в форме дознания по уголовным делам, в пределах компетенции и в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов*(136).

В отношении осуществления судебными приставами производства по делам об административных правонарушениях необходимо отметить следующее.

Как установлено в ч. 1 ст. 23.68 КоАП РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 28 июня 2009 г. N 124-ФЗ*(137)), федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 13.26 "Нарушение сроков и (или) порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений", частями 1 и 3 ст. 17.14 "Нарушение законодательства об исполнительном производстве" и статьей 17.15 "Неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера" данного Кодекса.

Согласно части 2 ст. 23.68 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного в ч. 1 этой статьи, вправе: 1) старшие судебные приставы - об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 13.26 данного Кодекса; 2) судебные приставы-исполнители - об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 3 ст. 17.14, статьей 17.15 данного Кодекса.

В пункте 77 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 19 июля 2009 г. N 205-ФЗ*(138)) предусмотрено, что судебные приставы также вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 13.26 "Нарушение сроков и (или) порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений", 17.3 "Неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов", 17.4 "Непринятие мер по частному определению суда или по представлению судьи", 17.5 "Воспрепятствование явке в суд народного или присяжного заседателя", 17.6 "Непредставление информации для составления списков присяжных заседателей", 17.8 "Воспрепятствование законной деятельности судебного пристава", 17.9 "Заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод", частями 2 и 2.1 статьи 17.14 "Нарушение законодательства об исполнительном производстве", частью 1 ст. 19.4 "Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)", частью 1 ст. 19.5 "Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)", статьями 19.6 "Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения" и 19.7 "Непредставление сведений (информации)" данного Кодекса.

Приказом Минюста России от 6 апреля 2005 г. N 33 утвержден Перечень должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях*(139).

В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ*(140)) судебными приставами по ОУПДС при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 17.3, 17.8, 17.9, 17.14 и 17.15 данного Кодекса, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда), осуществляется доставление в служебное помещение суда или органа внутренних дел (полиции). Как определено в ч. 1 указанной статьи, доставление - это принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным.

Согласно пункту 10 ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 225-ФЗ) судебные приставы по ОУПДС вправе осуществлять административное задержание при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 17.3, 17.8, 17.9, 17.14 и 17.15 данного Кодекса, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда). В части 1 указанной статьи определено, что административное задержание - это кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

 

Статья 12. Обязанности и права судебных приставов-исполнителей

1-2. В комментируемой статье установлены обязанности и предусмотрены права судебных приставов-исполнителей. Ряд положений о правах судебного пристава-исполнителя в п. 2 данной статьи введен Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 194-ФЗ. В частности положения о следующих правах:

при совершении исполнительных действий проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, участвующих в исполнительном производстве;

при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим внутренних войск;

совершать иные действия, предусмотренные Федеральным законом "Об исполнительном производстве".

Соответственно, в результате внесенных изменений перечень прав судебного пристава-исполнителя сформулирован открытым. Перечень исполнительных действий, которые судебный пристав-исполнитель вправе совершать в процессе исполнения требований исполнительных документов, определен в ч. 1 ст. 64 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 213-ФЗ). Это следующие исполнительные действия:

1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ;

2) запрашивать необходимые сведения, в т.ч. персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории РФ, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором РФ, получать от них объяснения, информацию, справки;

3) проводить проверку, в т.ч. проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;

4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;

5) входить в нежилые помещения и хранилища, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;

6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;

7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в т.ч. денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;

8) в порядке и пределах, которые установлены названным Законом, производить оценку имущества;

9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности;

10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;

11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;

12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;

13) взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены названным Законом;

14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним, для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены названным Законом;

15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из России;

16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица по заявлению взыскателя или по собственной инициативе. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в ч. 1 ст. 9 названного Закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы;

17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

Согласно части 2 ст. 64 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительные действия, указанные в п. 2, 4, 7, 10 и 11 ч. 1 этой статьи, судебный пристав-исполнитель вправе совершать на всей территории РФ и на территориях иностранных государств. Там же предусмотрено, что поручение в иностранное государство направляется в порядке, установленном международным договором РФ.

Положение о том, что судебный пристав-исполнитель получает и обрабатывает персональные данные, включено в п. 1 комментируемой статьи Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 213-ФЗ (этим же Законом в п. 2 данной статьи уточнено, что судебный пристав-исполнитель вправе получать при совершении исполнительных действий такую информацию, как персональные данные). Согласно этому положению судебный пристав-исполнитель получает и обрабатывает персональные данные при условии, что они необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, в объеме, необходимом для этого. Соответственно, этим же Законом в ст. 64 Федерального закона введена часть 3, предусматривающая, что полученные судебным приставом-исполнителем в ходе принудительного исполнения судебных актов, актов других органов или должностных лиц персональные данные обрабатываются им исключительно в целях исполнения исполнительных документов в необходимом для этого объеме с учетом требований, установленных Федеральным законом "О персональных данных". О понятии персональных данных см. коммент. к ст. 4 Закона.

В КС России подавались жалобы, оспаривающие конституционность положения п. 2 комментируемой статьи, согласно которому судебный пристав-исполнитель имеет право, в частности, входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их. Как отмечали заявители, проникновение судебных приставов-исполнителей в жилище, его осмотр и наложение ареста на любое имущество, находящееся в квартире, должны производиться на основании судебного решения; оспариваемая же норма, как не предусматривающая такой порядок, противоречит нормам Конституции РФ.

Определением КС России от 14 октября 2004 г. N 297-О*(141) отказано в принятии к рассмотрению данных жалоб. В этом Определении отмечено следующее: провозглашая неприкосновенность жилища, норма ст. 25 Конституции РФ вместе с тем предусматривает и ограничение этого конституционного права граждан в случаях, установленных федеральным законом; оспариваемая заявителями норма, направленная на судебную защиту прав взыскателей в стадии исполнения судебного решения, содержится в федеральном законе, т.е. в законе того уровня, который предусмотрен упомянутой статьей Конституции РФ; указанное обстоятельство свидетельствует о том, что конституционные права заявителей оспариваемой нормой нарушены не были, и, кроме того, они реализовали свое право на судебную защиту.

Следует отметить, что не вполне понятна причина, по которой в комментируемой статье не указано на полномочия судебных приставов-исполнителей, осуществляемые в рамках производства по делам об административных правонарушениях. О таких полномочиях см. коммент. к ст. 11 Закона.

 

Статья 13. Соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций

В комментируемой статье закреплены обязанности судебного пристава, во-первых, использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и, во-вторых, не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

В основе данного регулирования лежат следующие положения гл. 1 "Основы конституционного строя" Конституции РФ: человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2); Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ (ч. 2 ст. 4).

Рассматриваемые обязанности судебных приставов можно представить и как основные принципы их деятельности. В этом отношении уместно отметить, что в ст. 4 Федерального закона "Об исполнительном производстве" среди принципов исполнительного производства наряду с прочим названы законность (п. 1) и уважение чести и достоинства гражданина (п. 3). Также показательно и также имеет непосредственно отношение к комментируемой статье то, что среди основных принципов построения и функционирования системы государственной гражданской службы наряду с прочим названы законность, а также приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты.

 

Статья 14. Обязательность требований судебного пристава

1. Комментируемая статья содержит нормы, имеющие целью обеспечить обязательность требований судебного пристава. Данная статья в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 194-ФЗ излагалась полностью в новой редакции, но эти изменению в большей своей части носили редакционный характер (о нововведениях сказано ниже).

Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает, что законные требования судебного пристава подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории РФ (в прежней редакции пункта (т.е. до внесения Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 194-ФЗ изменений) указывалось, что требования судебного пристава обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на территории РФ). Соответственно данной норме в ч. 1 ст. 6 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории РФ.

Эти нормы об обязательности требований судебных приставов можно рассматривать как развивающие нормы об обязательности судебных постановлений, закрепленные в ч. 1 и 2 ст. 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" и продублированные в соответствующих процессуальных и иных нормах.

В рамках регламентации судебных заседаний судов общей юрисдикции, проводимых при рассмотрении уголовных дел, обязательность требований судебного пристава по ОУПДС закреплена в ч. 4 ст. 257 УПК РФ, согласно которой требования судебного пристава по обеспечению порядка судебного заседания обязательны для лиц, присутствующих в зале судебного заседания.

2-3. В пунктах 2 и 3 комментируемой статьи регламентировано представление судебному приставу информации, в т.ч. персональных данных. Право судебных приставов-исполнителей получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в т.ч. персональные данные, объяснения и справки, предусмотрено в п. 2 ст. 12 комментируемого Закона (указание на персональные данные включено Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 213-ФЗ, о понятии персональных данных см. коммент. к ст. 4 Закона). Соответственно, о праве судебных приставов по ОУПДС на получение информации речь не идет.

Как предусмотрено в п. 2 комментируемой статьи, информация, в т.ч. персональные данные, предоставляется судебному приставу-исполнителю в объеме, необходимом для исполнения судебным приставом служебных обязанностей в соответствии с законодательством РФ об исполнительном производстве, по требованию данного судебного пристава в виде справок, документов и их копий безвозмездно и в установленный им срок.

В прежней редакции п. 2 комментируемой статьи (т.е. до внесения Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 194-ФЗ изменений) указывалось, что информация, документы и их копии, необходимые для осуществления судебными приставами своих функций, предоставляются по их требованию безвозмездно и в установленный ими срок. Постановлением КС России от 14 мая 2003 г. N 8-П*(142) данный пункт в такой редакции признан не противоречащим Конституции РФ в его нормативном единстве с положениями п. 2 ст. 12 комментируемого Закона в той мере, в какой ими предусматривается право судебного пристава-исполнителя в связи с исполнением постановления суда запрашивать и получать в банках, иных кредитных организациях необходимые сведения о вкладах физических лиц в том размере, который требуется для исполнения исполнительного документа, и в пределах, определяемых постановлением суда.

Истребование и получение судебным приставом-исполнителем информации детализировано положениями ч. 7-10 ст. 69 Федерального закона "Об исполнительном производстве":

должник по требованию судебного пристава-исполнителя обязан представить сведения о принадлежащих ему правах на имущество, в т.ч. исключительных и иных правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, правах требования по договорам об отчуждении или использовании указанных прав, в размере задолженности, определяемом в соответствии с ч. 2 данной статьи (ч. 7);

если сведений о наличии у должника имущества не имеется, то судебный пристав-исполнитель запрашивает эти сведения у налоговых органов, иных органов и организаций, исходя из размера задолженности, определяемого в соответствии с ч. 2 данной статьи. При этом у органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на имущество, лиц, осуществляющих учет прав на ценные бумаги, банков и иных кредитных организаций судебный пристав-исполнитель запрашивает необходимые сведения с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава. Взыскатель при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о представлении этих сведений (ч. 8);

у налоговых органов, банков и иных кредитных организаций могут быть запрошены сведения: 1) о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника; 2) о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте; 3) об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях (ч. 9);

налоговые органы, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на имущество, лица, осуществляющие учет прав на ценные бумаги, банки и иные кредитные организации, иные органы и организации представляют запрошенные сведения в течение семи дней со дня получения запроса (ч. 10).

Пункт 3 комментируемой статьи указывает на возможность представления судебному приставу информации, предусмотренной пунктом 2 данной статьи, на электронном носителе. При этом установлено, что такое предоставление информации производится с согласия судебного пристава, а также предусмотрено, что при необходимости могут использоваться организационные и технические меры для защиты информации. Положения пункта 3 комментируемой статьи являются нововведениями Федерального закона от 19 июля 2009 г. N 194-ФЗ.

При применении рассматриваемого пункта необходимо обращение к нормам Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Как определено в п. 11.1 ст. 2 названного Закона (в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ*(143)), электронный документ - это документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.

4. В пункте 4 комментируемой статьи указано на возможность наступления ответственности, установленной законодательством РФ: во-первых, за невыполнение законных требований судебного пристава, в т.ч. непредоставление информации, предусмотренной пунктом 2 данной статьи, или предоставление недостоверной информации; во-вторых, за действия, препятствующие исполнению служебных обязанностей судебным приставом (до внесения Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 194-ФЗ говорилось об ответственности за невыполнение требований судебного пристава и действия, препятствующие исполнению возложенных на него обязанностей).

Подобным образом в ч. 3 ст. 6 Федерального закона "Об исполнительном производстве" указано, что невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством РФ. Предваряет данную норму норма ч. 2 указанной статьи, устанавливающая, что в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные названным Законом. В этой норме подразумевается применение судебным приставом-исполнителем мер принудительного исполнения, которые в ч. 1 ст. 68 названного Закона определены как действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в т.ч. денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.

Видами юридической ответственности являются дисциплинарная, административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность. О видах юридической ответственности см. коммент. к ст. 19 Закона. Здесь же следует отметить, что исключительно за деяния, о которых идет речь в п. 4 комментируемой статьи и ч. 3 ст. 6 Федерального закона "Об исполнительном производстве", установлена только административная ответственность. Речь идет о статьях 17.3 "Неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов", 17.8 "Воспрепятствование законной деятельности судебного пристава", 17.14 "Нарушение законодательства об исполнительном производстве" и 17.15 "Неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера" КоАП РФ (названия статей 17.3 и 17.8 в ред. Федерального закона от 3 июня 2006 г. N 78-ФЗ*(144), статьи 17.14 и 17.15 введены Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 225-ФЗ). При этом необходимо иметь в виду, что иными норами данного Кодекса может быть предусмотрена ответственность как за деяния, о которых идет речь в п. 4 комментируемой статьи и ч. 3 ст. 6 Федерального закона "Об исполнительном производстве", так и за иные деяния. Составить представление о таких нормах позволяет перечень дел об административных правонарушениях, по которым судебный пристав по ОУПДС вправе осуществлять производство (о данном перечне см. коммент. к ст. 11 Закона).

В части 1 ст. 258 УПК РФ в рамках регламентации судебных заседаний судов общей юрисдикции, проводимых при рассмотрении уголовных дел, меры воздействия за неподчинение распоряжениям судебного пристава по ОУПДС (как и за нарушение порядка в судебном заседании, неподчинение распоряжениям председательствующего) - в этом случае лицо, присутствующее в зале судебного заседания, предупреждается о недопустимости такого поведения, либо удаляется из зала судебного заседания, либо на него налагается денежное взыскание в порядке, установленном статьями 117 и 118 данного Кодекса.

 

Статья 15. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

1. В комментируемой статье регламентированы условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Открывает данную статью норма, согласно которой судебные приставы по ОУПДС имеют право в случаях и порядке, которые предусмотрены статьями 15-18 комментируемого Закона, применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, если иные меры не обеспечили исполнения возложенных на них обязанностей. В изложенной норме необходимо отметить следующие моменты.

В пункте 1 комментируемой статьи указано, что право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие имеют судебные приставы по ОУПДС (соответственно, судебные приставы-исполнители таким правом не обладают). Это право судебных приставов по ОУПДС предусмотрено в п. 2 ст. 11 комментируемого Закона. Согласно пункту 1 указанной статьи судебный пристав по ОУПДС обязан проходить специальную подготовку, военно-врачебную экспертизу, а также периодическую проверку (не реже одного раза в год) на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. В пункте 8 ст. 4 комментируемого Закона говорится также о праве старших судебных приставов применять огнестрельное оружие и специальные средства (см. указанные статьи и коммент. к ним).

Как говорилось выше (см. коммент. к ст. 4 Закона), Приказом ФССП России от 18 апреля 2005 г. N 53 утверждена Программа специальной подготовки работников территориальных органов Федеральной службы судебных приставов к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Пункт 1 комментируемой статьи отсылает как к иным нормам данной статьи, так и к нормам ст. 16, 17 и 18 комментируемого Закона, регламентирующим применение соответственно физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия (см. указанные статьи и коммент. к ним). В этом отношении следует отметить, что согласно пункту 4.12 упомянутой выше (см. коммент. к ст. 1 Закона) Инструкции о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности, утв. Приказом Минюста России от 3 августа 1999 г. N 226, условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия определяются судебным приставом ОУПДС самостоятельно, относительно обстановки и создавшейся ситуации, на основании комментируемого Закона.

2. В пункте 2 комментируемой статьи установлены следующие обязанности, возлагаемые на судебных приставов при применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия:

1) предупредить о намерении применить физическую силу, специальные средства и (или) огнестрельное оружие, предоставив при этом лицам, в отношении которых предполагается их применить, достаточно времени для выполнения своих требований.

При этом предусмотрены исключения - это те случаи, когда промедление создает непосредственную опасность жизни и здоровью судебного пристава либо других граждан, может повлечь иные тяжкие последствия или когда в создавшейся обстановке такое предупреждение является невозможным;

2) применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие соразмерно с характером и степенью опасности правонарушения, <


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.