Как начать разговор с незнакомцем — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Как начать разговор с незнакомцем

2021-06-01 19
Как начать разговор с незнакомцем 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Выбор формы начала разговора зависит от сложившейся ситуации и статуса лица, с которым вы решили заговорить. В непосредственной обстановке, в гостях или на фуршете достаточно подойти и, спросив разрешения составить компанию, высказать свое мнение о празднике или назвать свое имя. «Добрый день, я вам не помешаю?», «Приятный вечер, не правда ли?», «Разрешите составить вам компанию?», «Меня зовут Наталия, я недавно поступила на работу в отдел снабжения».

Вступая в разговор с незнакомым человеком в общественном месте, представляться не нужно, достаточно поздороваться или, извинившись, задать интересующий вопрос: «Добрый день, извините за беспокойство, вы не могли бы мне помочь?»

На фуршете или во время приема не рекомендуется начинать разговор с фразы: «Я вижу, вы скучаете…» Если человек не смог подобрать себе компанию, то ему будет неудобно и придется оправдываться. Лучше сказать: «Мне кажется, вы тут уже хорошо освоились, а я только пытаюсь разобраться». Или: «Привет, меня зовут Ольга. Я работаю вместе с Денисом в одной компании…»

В общественном месте статус и возраст не играют решающей роли, однако на приеме или официальной встрече не рекомендуется начинать разговор без представления с лицами старше по рангу, возрасту и статусу. Корпоративная вечеринка – время для неформального общения коллег, однако и здесь работает правило субординации: руководство не всегда расположено запросто общаться с сотрудниками.

Перед тем как продолжить разговор, убедитесь, что человек готов и хочет продолжения общения, а не только придерживается общепринятых форм вежливости.

Общение с незнакомым человеком всегда начинается на «вы», не стоит торопиться пить на брудершафт. Рекомендуется расположиться на расстоянии полусогнутой вытянутой руки от человека (около 70 сантиметров), чтобы не вторгнуться в его личную зону. Если какой‑либо элемент (например, аромат духов или одеколона) вызвал у вас отрицательные чувства, не морщите нос, но и не удаляйтесь слишком быстро. Начав разговор, задержитесь на несколько минут, однако воздержитесь от замечаний или намеков («Кто‑то пользуется такими терпкими духами…»).

 

 

Если за время разговора с незнакомцем вы заметили своего старого друга, допустимо вежливо прервать беседу или предложить вместе подойти и познакомиться. Однако удаляться со счастливым лицом («Наконец‑то и я здесь кого‑то знаю») невежливо.

В общественном месте достаточно поблагодарить человека за внимание и уделенное вам время. Даже если он не смог помочь, скажите спасибо (за желание выслушать вашу просьбу или проблему).

 

Как слушать собеседника

 

Активное слушание – удачный способ поддержания разговора. В первую очередь с собеседником необходимо поддерживать контакт глазами. Смотреть пристально, не отрываясь, необязательно, это даже затруднит общение и смутит говорящего, но отводить взгляд или разглядывать зал, окружающие предметы и людей – значит продемонстрировать незаинтересованность.

Жесты, такие, как кивки и выражение понимания и заинтересованности мимикой, дают понять говорящему, насколько он вам интересен и стоит ли продолжать объяснение.

Элементами активного слушания являются также восклицания: «Как интересно!», «Ах!», «Надо же!», «Что вы говорите!»

Когда рассказ завершен, допустимо взять инициативу в свои руки и привести похожий или противоположный пример, а можно поддержать рассказчика вопросом или уточнением: «И что же было дальше?», «Чем же все закончилось?»

Если в процессе разговора вы держите в руках бокал, не уделяйте напитку времени больше, чем собеседнику, не перебивайте объяснение ради тоста и не отлучайтесь за новым напитком: берите бокал, только если официант подошел к вам с подносом. Взяв новый напиток, тут же вернитесь к разговору.

Особое внимание во время слушания необходимо уделить позе и жестам. Если человек теребит часы или браслет, значит, ему надоел собеседник или он торопится. Если носки туфель повернуты не в сторону говорящего, значит, человек готов закончить разговор и уйти.

Неприлично прервать объяснение или рассказ в неожиданном месте и перейти к другому собеседнику, даже если общение с другим лицом очень важно. В крайнем случае, если вам грозит упустить важный шанс, быстро извинитесь и, пообещав вернуться через несколько минут, скажите, что очень хотите довести дискуссию до конца, но боитесь, что важная для вас персона уйдет и вы не успеете узнать нечто важное.

Сделав подобный шаг, не забудьте вернуться к собеседнику. В этом случае необходимо еще раз извиниться («Извините еще раз, не хотела вас обидеть»), по возможности кратко объяснить причину такого внезапного ухода («Так давно хотела у него спросить об этом, а он всегда так рано уходит. Я уже упустила возможность на коктейле, пришлось оставить вас на несколько минут, но вопрос был очень важный»).

После чего напомните, на чем остановился разговор, и предложите его продолжить («Так на чем мы остановились? Мне было так интересно, жаль, что пришлось прерваться»).

Если собеседник увлекся, его рассказ не кончается, прервите разговор, когда закончится следующее предложение со словами: «Очень интересная тема, но давайте продолжим ее позже, я с удовольствием дослушаю, у меня есть еще вопросы».

 

Нетактичные вопросы

 

Нетактичные вопросы сыплются на нас порой как из рога изобилия, причем люди, их задающие, даже не предполагают, в какое положение нас ставят. Удовлетворяя собственное любопытство, они спрашивают: «Почему ты опять одна?», «Ну как, на новом месте зарплата повыше?» В деловом мире бизнесмены, знакомые с правилами делового этикета, редко позволяют себе подобные выпады, но нередко все же делают их – осознанно и со смыслом.

 

 

Существует ряд вопросов, отвечать на которые вы не обязаны вовсе. Это вопросы, касающиеся финансового состояния семьи и зарплаты, некоторых сторон личной жизни, религии, болезней и лечения, а также политических взглядов.

В зависимости от того, от кого поступил вопрос, допустимо отшутиться («Как только будут изменения, я сообщу вам об этом первой»), ответить вопросом на вопрос («И почему меня все об этом спрашивают?») или тактично отказаться отвечать («Мне бы не хотелось касаться этой темы»). Позволительно дать уклончивый ответ или перенаправить вопрос другому человеку. Допустимая форма ответа: «Я считаю ваш вопрос нетактичным, а на подобные я не отвечаю», хотя в среде любопытных родственников подобный ответ, скорее всего, сочтут зазнайством.

В ответе нежелательно демонстрировать обиду или злость, это подчеркнет ваше отношение к вопросу и вызовет кривотолки. Позволительно предложить спрашивающему помочь вам решить обозначенную проблему: «Может быть, вы мне поможете найти работу с хорошей зарплатой?»

Собираясь провести время в компании или в гостях, нетрудно предположить, о чем могут спросить вас расслабившиеся гости. Одинокой женщине стоит заготовить несколько вариантов ответов на вопрос, почему она «до сих пор» не замужем, паре, состоящей в браке, – когда же появятся дети.

Нейтральный ответ допустимо произнести ровным, не заинтересованным тоном. Если вы готовы рассказать о своих проблемах более подробно – это тоже не запрещено, ведь вам был задан вопрос.

Когда в компании или один на один вам задают вопрос, касающийся другого человека, вспомните о правиле не обсуждать третьих и отсутствующих лиц. Попытка дать ответ в данной ситуации либо превратит вас в сплетницу, либо окажется «шепотом за спиной».

Если, с вашей точки зрения, заданный вопрос не заслуживает ответа и ставит вас в тупик, исход ситуации зависит от ваших отношений с собеседником и сути вопроса. В случае, когда речь идет о неизвестном вам предмете и обстоятельства позволяют вам признаться в некомпетентности, допустимо задать встречный вопрос. Объяснив, что в последнее время вы не следили за ситуацией, попросите посвятить вас в курс дела.

 

Обращение на «ты»

 

Обращение на «вы» или на «ты» является непосредственным инструментом установления контакта между собеседниками, выражает отношение к человеку, определяет статус и престиж. Речевой этикет определяет уровень общения между людьми: дружеский, деловой, официальный, а также создает впечатление о вас у клиентов, партнеров, сотрудников и сослуживцев, способствует налаживанию контакта, формированию авторитета, увеличивает доверие и уважение.

Каждая ситуация индивидуальна, и определить момент перехода к дружескому, непосредственному общению рекомендуется в зависимости от ситуации и развития отношений, однако стоит учитывать базовые правила. Переход на «ты» должен быть одобрен обеими сторонами. В светской жизни инициатором может выступить любая сторона, однако младшие не должны предлагать общение на «ты» лицам, старше себя по возрасту и званию, а мужчинам предпочтительнее дождаться предложения от женщины. Если предложение поступило от мужчины, женщина может его отклонить. Мужчинам отказывать женщинам не принято.

Согласно правилам деловой субординации, в деловой обстановке общение на «ты» между руководством и подчиненными нежелательно. Отношения между коллегами позволяют обращаться друг к другу на «ты» лицам одного ранга, например, сотрудникам соседних отделов.

Предлагая общаться «на короткой ноге» партнерам по бизнесу или клиентам, важно учитывать, не нанесет ли изменение в общении вреда деловой стороне вопроса, будет ли предложение верно воспринято и истолковано. Подобный переход обычно осуществляется с течением времени по совокупности психологических, эмоциональных и социальных факторов.

Несмотря на то, что свободная форма общения упрощает жизнь: помогает решить некоторые вопросы коммуникации, создает непринужденную обстановку и повышает лояльность клиентов, переход к «новым отношениям» должен быть неторопливым и продуманным. В противном случае легко оказаться под давлением, ведь на «друга» проще воздействовать – задержать платежи, не внести предоплату.

Как показывает практика, результатом общения на «ты» в формальной обстановке могут стать: потеря эмоционального равновесия со стороны слушающего, эффективности в общении и возникновение барьеров в разговоре.

Несвоевременное предложение перехода на «ты» может создать неудобную ситуацию и повлечь за собой отказ, а исключение из лексикона обращения «вы» не всегда подразумевает близкую дружбу.

Если переход на «ты» предложили вы и получили отказ, вежливо согласитесь и поблагодарите: «Спасибо, я согласна, так будет лучше».

 

Поцелуй руки

 

В былые времена поцелуй руки считался элементом галантности и уважения к даме. Сегодня поцелуй руки вернулся в светскую жизнь и часто применяется мужчинами для выражения своего отношения к женщине.

Мужчинам позволительно целовать руку уже знакомой даме в момент приветствия, прощания или в момент знакомства. В деловой, офисной и бизнес‑обстановке поцелуи не приветствуются и даже недопустимы.

 

 

В светской обстановке дама позволяет кавалеру прикоснуться к руке. Однако мужчина должен быть готов выполнить подобное действие. Комично выглядит женщина, протягивающая руку для поцелуя, тогда когда мужчина собирается ее пожать и тянет на удобный уровень.

Во время поцелуя руки мужчина делает полупоклон и прикасается губами к тыльной стороне руки. Не стоит путать подобный поцелуй с проявлением чувств и нежности. Поцелуй руки считается символическим.

 

Представление, знакомство

 

Как уже говорилось выше (см. Банкет с рассадкой), миссия представления гостей принадлежит хозяевам дома или организаторам мероприятия как делового, так и светского. Во время деловой встречи партнер, пригласивший для участия третье лицо или своего компаньона, представляет его собравшимся. В момент представления необходимо правильно назвать имя и фамилию человека, также не стоит забывать упомянуть имеющийся титул, звание и должность.

Если известно, что человек не любит восхваления своих заслуг – перечисление регалий позволительно сократить или сообщить собравшимся о скромности представляемого.

Согласно общему правилу человека, занимающего более низкую должность, представляют старшему по рангу, а также более влиятельному и именитому, мужчину представляют женщине, младшего – старшему.

Обратившись к тому, кому хотят представить новое лицо, стоит спросить разрешения представить человека, произнеся его имя. При этом чины и титулы того, кому представляют, называть не надо, подразумевается, что они известны.

Представляющее лицо может взять на себя миссию по созданию более доверительных отношений между познакомившимися людьми и сказать о человеке несколько приятных слов: «Моя лучшая подруга», «Мой коллега».

После представления друг другу мужчины и женщины произносят приветственные фразы: «Добрый день», «Приятно познакомиться», «Много слышала о вас».

Подавать ли руку при знакомстве мужчине – решает женщина. Она может первой протянуть руку или ограничиться приветствием: «Добрый вечер» или «Приятно познакомиться».

 

Представление самостоятельное

 

В былые времена самостоятельное представление считали моветоном, да и сегодня мы часто сомневаемся – удобно ли представиться и начать разговор самому или стоит поискать общего знакомого. Чем официальнее и чопорнее прием или мероприятие, тем менее удобно брать инициативу в свои руки, хотя иногда приходится делать и это, чтобы не просидеть весь вечер в углу.

Если вы решили представиться сами, то делать это перед группой людей не очень неудобно, хотя и не запрещено. Если же человек скучает или проводит время в одиночестве, то для начала разговора допустимо подойти к нему на расстояние вытянутой руки, поздороваться, уточнить, не помешаете ли вы своим присутствием, и назвать свое имя.

Продолжить и поддержать разговор позволит понимание ситуации нового собеседника. Не стоит обижаться, если человек ответил отказом, он имеет на это право. Повторять попытку завязать знакомство не стоит, однако продолжить самостоятельное представление – допустимо.

Иногда желательно объяснить, почему вам приходится представляться самой, – например, что ваша подруга, хозяйка, так занята, что вы решили взять инициативу в свои руки и не отвлекать ее.

 

Светская беседа

 

Светская беседа – одна из сложных форм тактичного общения и речевого этикета. История возникновения светской беседы уходит во времена общения при дворах европейской знати. Порой светская беседа напоминает детскую игру «да и нет не говорить» и подвержена негласному кодексу этических и речевых условностей.

В зависимости от пола и статуса собеседников различаются формальные, полуформальные и неформальные беседы. В целом весь светский разговор условно разделяется на вступление, слушание, высказывание мнения, перевод разговора и окончание.

В беседу необходимо вступить. Подходящим моментом может оказаться знакомство, приветствие, личное представление или присоединение к группе говорящих. Присоединяясь к уже текущему разговору, позволительно уточнить: «Прошу прощения, о чем идет речь?» или «Мне очень интересна эта тема». Приближение молчаливого незнакомца к группе скорее всего вызовет отторжение и желание гостей прикрыть пространство разговора спиной.

Хорошо, если среди беседующих найдется желающий вам помочь и задать несколько вопросов, давая возможность присоединиться к разговору, однако лучше не рисковать и проявить инициативу. Присоединившись, не рекомендуется менять тему разговора, ее можно только поддерживать.

Участие в разговоре в роли активной слушательницы – необходимый элемент и моторчик, поддерживающий течение беседы. Не помешает запомнить и держать наготове несколько подходящих для разных случаев фраз и комментариев: «Как вам кажется…», «Да, это так познавательно».

Если текущая тема вам интересна, рекомендуется поддержать ее, задавая уточняющие вопросы или озвучивая собственное мнение и оценку. «Мы тоже там бывали в прошлом году, на меня это произвело большое впечатление», «Не могли бы вы рассказать поподробнее?»

Не все разговоры заканчиваются одновременно, в связи с чем позволительно присоединиться к группе, обсуждающей определенную тему, или покинуть ее раньше времени. Уходить слишком спешно не рекомендуется: получится, что, уточнив тему и не найдя ее интересной, вы торопитесь дальше. Покидая группу, стоит поблагодарить за разговор или извиниться, что вы вынуждены уйти чуть раньше: «С вами так интересно, но я должна успеть переговорить с хозяйкой», «Вынуждена вас покинуть, мне еще нужно поприветствовать старых знакомых», «Хочу успеть узнать, как дела у детей, я обещала позвонить».

Если разговор велся один на один, поблагодарите собеседника за приятную беседу: «Очень приятно было познакомиться и пообщаться. Мы обсудили с вами много интересного. Не сомневаюсь, что мы встретимся вновь».

Если вы хотите встретиться с человеком еще раз и продолжить общение, предложите напоследок: «Может быть, мы могли бы продолжить общение и выпить по чашечке кофе?» Получив положительный ответ, предложите время и день: это лучше, чем остановить разговор на слове «созвонимся». Не забудьте обменяться номерами телефонов или адресами электронной почты.

Покидая мероприятие, необязательно прощаться лично с каждым, с кем вы успели поговорить, если вы встретились глазами – достаточно приветливого кивка.

Во время светской беседы не стоит повышать тон, пытаясь перекричать собеседника и доказывая свою правоту. Однако и шептаться, заговорщически наклоняясь к уху собеседника, неприлично. Воспитанный человек не станет много и подробно говорить о себе, допустимы только ответы на конкретные вопросы. Не рекомендуется увлекаться подробным рассказом о своей работе или редком хобби, подобные темы интересны не всем.

Финансы, деньги, цены и дороговизна, банкротство и разорение – темы, не приемлемые в правилах светского разговора. Беседа не должна обижать или задевать ни присутствующих, ни третьих лиц.

 

Собственное мнение

 

Вопрос, высказывать ли собственное мнение в разговоре или придерживаться общего, сложившегося в обществе, зависит от множества причин. Основное правило общения за столом во время банкета – отсутствие споров.

Также не принято прилюдно спорить со старшими по званию и по возрасту, с авторитетными людьми (если только вы не на специально организованном диспуте или симпозиуме), устраивать в присутствии гостей семейные сцены, доказывая свою правоту. Не позволяет иметь собственное, отличное от мнения компании, корпоративная этика и правила политических партий. Особенно некрасиво спорить с хозяином дома, устроившим прием, этим вы можете его обидеть. С другой стороны, не стоит активно соглашаться с чужим мнением, имея свое собственное.

Высказать мнение, согласное с выступающим, допустимо всегда. Если вы хотите возразить: определите – допустимо в данном обществе вступать в дискуссию или стоит подождать. Выберите подходящий момент для слова – не перебивайте говорящего и не встревайте в разговор. Перед тем как высказаться, сообщите: «Очень интересная тема, мне бы тоже хотелось сказать».

В некоторых обществах люди мало интересуются мнением малознакомых людей: чтобы вас не прервали, не дослушав, учитывайте это. Мужская компания, скорее всего, выслушает женщину с покровительственной усмешкой (пресловутый стереотип «блондинки» работает безотказно), если только дама не завоевала уважение раньше. В этом случае она может смело говорить, как думает, всем будет интересно.

Вступая в общую дискуссию, следите, кто находится на вашей стороне, а кто против вас и на чье мнение вы можете положиться. Поддержать и обосновать собственное мнение помогут, например, цитаты из классиков и ссылки на авторитетный источник.

Речь во время высказывания должна быть спокойной и равномерной. Слишком быстрая, заинтересованная, с придыханием или тихая речь не будет воспринята по достоинству.

Ни в коем случае не обижайте оппонентов и не начинайте монолог с фразы: «Ну что вы такое говорите!» Лучше сказать: «Мне так интересно, как вы об этом говорите, но есть еще такой вариант…» Чем больше комплиментов и позитива содержит ваше высказывание, тем приятнее его слушать. Хотя иногда свое мнение лучше держать при себе.

 

 

Отказ

 

Базовые правила

 

Умение отказать тактично – талант редкий. Отказ сам по себе является отрицательной информацией и воспринимается негативно. Однако и здесь существует возможность выйти из положения вежливо и с пониманием. Отказ может быть категорическим, временным или с условиями. В зависимости от того, кому приходится отказывать, выбирается тон и стиль речи. Наиболее оптимальная форма отказа – вежливо, спокойно, но решительно, если, конечно, речь идет о дружеских взаимоотношениях. Повышать тон и тем более переходить на крик без особой необходимости не стоит, даже если ваш отказ обращен к ребенку. Так же как и делать из отказа целую сцену, перемешивая отказ в единственной просьбе со всеми жизненными проблемами.

 

Мужчинам

 

Категоричная форма отказа допустима и применяется в случае непристойного предложения, если просьба звучит не в первый раз, противоречит вашим принципам или обижает. В зависимости от ситуации причины категорического отказа можно объяснить, а можно этого и не делать. Закончить подобный отказ желательно завершающей фразой, например: «Прошу больше не обращаться ко мне с подобными просьбами, я не буду реагировать» или «Прошу подобного мне больше не говорить». Главное, чтобы это было искренним вашим желанием.

В случае отказа от предложения руки и сердца стоит проявить особый такт. Скорее всего, человек делает предложение искренне. Категорически не рекомендуется обижать его или насмехаться над ним. Лучше сообщить, что предложение вам приятно/неожиданно/смущает и вы обещаете подумать или готовы отказать сейчас, но не хотели бы это делать столь категорично. Широко известная форма отказа, совмещенная с предложением остаться друзьями, звучит менее негативно, чем прямой отказ.

Категоричность отказа также зависит от обстоятельств: «Я рада это слышать, но я должна подумать», «Я не хочу говорить «нет», но сейчас не готова сказать «да», «Мне нужно время». Если ваш отказ является формой кокетства, то элементы игры выдает интонация, выражение лица и жесты. В этом случае не стоит повышать тон и выдвигать ультимативные угрозы.

 

Родственникам и друзьям

 

Если речь идет о просьбах родственников или друзей, а отказ приходится повторять несколько раз, желательно выдержать спокойную манеру общения, это позволит остаться на высоте, не сорваться на крик и продолжить отношения в будущем.

В бытовой ситуации многим часто не хватает смелости на отказ близким людям. Если вас просят о помощи однажды и просьба легко выполнима – постарайтесь не отказывать и помочь, однако если просьбы повторяются слишком часто, требуют много времени и мешают вашему графику, то придется научиться отказывать. В этом случае отказ должен прозвучать грамотно: спокойным тоном, с объяснением причин и даже вежливым извинением. «Извини, я не смогу тебе помочь в этот раз, у меня другие планы, я занята и не смогу отложить встречу». На дальнейшие выпады: «С кем это ты собралась встречаться и что может быть важнее…» – допустимо кратко пояснить, что вы готовы выполнить просьбу в другое время.

Решив отказать и начав объяснение, не соглашайтесь на компромисс или определите условия: «Я помогу тебе, но это последний раз. В следующий раз тебе придется попросить кого‑то другого». Если вы хорошо знакомы с ситуацией, постарайтесь предложить альтернативный вариант, например подсказать, кто мог бы выполнить просьбу вместо вас, включая официальные службы. Например: «Вызови такси, я не успею за тобой приехать».

 

 

В случае отказа другу или близкому человеку отказ не должен стать обидой. Объяснение причин отказа поможет сгладить негатив. Отказ желательно не начинать с фраз: «Ну вот опять», или «Ты меня об этом уже просила», лучше начать фразу с положительного восприятия: «Мне приятно, что ты мне доверяешь и просишь о помощи (услуге), однако…» Воздержитесь от категорических форм и обобщений «Никогда», «Вечно ты придумаешь…»

 

Руководству и коллегам

 

Особой формой отказа является отказ руководству или коллегам по работе. Особенно если, придя на новое рабочее место, в начале карьеры или занимая в прошлом другую должность, вы соглашались выполнять дополнительные функции. Руководители и коллеги часто не стесняются нагружать сотрудников дополнительной работой, выражая ее в виде производственных просьб, несмотря на официальный перечень функций, определенный штатным расписанием или договором. Здесь существуют свои правила отказа.

Во‑первых, необходимо определиться – насколько решительно вы настроены отказать. Если просьбы подруги‑коллеги вам попросту надоели, то в худшем случае ваш отказ омрачит вашу дружбу, если же намеками о переработке вам докучает начальник‑самодур, готовый уволить вас в случае отказа, оцените, насколько сможет навредить вам отказ.

Во‑вторых, выбирайте метод борьбы. Объяснением отказа может стать ссылка на Трудовой кодекс («Я пересмотрела договор, это не входит в мои обязанности»), занятость («Извините, но сегодня я должна закончить свой отчет»), предупреждение («Я сделаю, но в следующий раз, я надеюсь, вы попросите другого сотрудника»), изменение манеры поведения («Да, я всегда соглашалась на выполнение этого задания, но теперь у меня появились новые обязанности и я не успею вам помочь»). Отказ желательно сопроводить дружелюбной улыбкой.

 

 

Первое впечатление

 

Подготовка к встрече

 

Умение правильно себя представить и сформировать о себе желаемое мнение может стать началом приятного и плодотворного общения. Собираясь на встречу, свидание, собеседование или в гости, мы готовы познакомиться, а порой и добиться определенных целей в общении.

Поэтому сформированное в первые минуты встречи мнение станет залогом будущего успеха и базой для развития отношений. Особенность первого впечатления заключается в том, что за одну минуту о себе надо заявить так, чтобы с вами захотелось пообщаться вновь. По мнению специалистов, первое восприятие считается устойчивым и доминирующим, даже если оно сложилось неверно и формируется быстрее, чем за одну минуту.

Готовясь к встрече, стоит учитывать критерии, по которым в обществе принято оценивать людей, – внешний вид, социальный статус, эмоционально‑психологический образ. Известно, что базовыми составляющими первого впечатления являются визуальное, слуховое и словесное восприятие, а именно: внешний вид, манера поведения и разговора. Чтобы добиться результата, необходимо быть правильно одетым, соответствовать ожидаемым или необходимым нормам поведения и овладеть базовыми правилами общения. На создание итогового образа должны работать все составляющие элементы. Если один из них не соответствует концепции – это вызовет недоверие собеседника и дисгармонию в восприятии.

 

 

Не стесняйтесь репетировать и продумывать встречу. Проиграйте перед зеркалом момент вашего появления – как вы будете выглядеть, чем будут заняты руки. Порой против нас работают даже мелочи. Например, деловая папка в правой руке, которую надо протянуть для рукопожатия, может смазать момент знакомства созданной паузой, а сумочка‑клатч помешает нести подаренный букет. Стоит обратить внимание и на момент представления – как вы появитесь в кабинете или зале, кто сможет сказать о вас несколько приятных слов.

Умение подобрать нужное к случаю слово и непосредственность в общении часто приобретается в процессе тренировки или с опытом. Тренируйте ролевую модель поведения: выучите без запинки имя того, с кем вам предстоит общаться, чтобы преодолеть первые секунды стеснения и неловкости, заучите короткую представительную речь: «Добрый день, Ольга Борисовна, меня зовут Светлана, спасибо, что пригласили меня на собеседование». Будьте осведомлены и информированы. Для общения с будущим работодателем поможет профессиональная информация о фирме, для светского бала – знание правил этикета.

Дресс‑код, опрятный внешний вид, жесты и мимика формируют 60% восприятия. Чтобы не ошибиться, обратите особое внимание на критерии и правила данного общества. Эталоны и стереотипы особенно ярко выражены в деловых и высокопоставленных кругах. Соответствие принятым нормам поможет легче наладить контакт и стать членом группы.

Узнайте заранее о месте вашей встречи – сможете ли вы легко припарковаться, как часто ходит общественный транспорт, к какому выходу лучше подойти. Если в здании существует пропускная система – увеличьте время на дорогу. Сумочку с необходимыми документами и бумагами лучше собрать заранее. В последний момент вы рискуете что‑нибудь забыть. Запишите самые важные моменты встречи (имена, даты, названия) в записную книжку и возьмите ее с собой.

 

Попытка не удалась

 

Даже при самой тщательной подготовке хорошее первое впечатление произвести удается не всегда. Случайные факторы и независящие от вас обстоятельства играют немаловажную роль. Если первая встреча прошло не так, как вы хотели, не стоит отказываться от попытки изменить ситуацию. Несмотря на устойчивость первого впечатления, его можно изменить в процессе общения.

В редких случаях ситуация позволяет изменить возникшее мнение быстро. Конечно, не стоит возвращаться в кабинет, когда аудиенция окончена, так же как и маячить перед носом не обратившего на вас внимания партнера. Однако вовремя принесенные извинения за неосторожность наладят контакт и позволят продолжить общение.

В большинстве случаев для исправления ошибки требуется время или подходящий случай. Позволительно самой обратиться к нужному лицу спустя короткое время. Например, если во время собеседования вы не смогли объяснить важный момент, перезвоните и объясните причину, ошибку на свидании также стоит постараться исправить. Иногда налаживанию контакта может помочь письмо или открытка.

 

Правило 10 слов

 

По мнению ученых, в нашем распоряжении есть лишь 30 секунд и 10 слов, чтобы произвести впечатление и завоевать симпатию собеседника. 10 слов – объем информации, воспринимаемой собеседником в момент представления. Для представления стоит выбрать наиболее важную информацию, однако пренебрегать возможностью использовать все 10 слов не стоит.

Непрактично ограничивать первую фразу словами: «Здравствуйте, я Анна», эта информация необходима и позволит к вам обратиться, но неоригинальна и недостаточна. В зависимости от ситуации слова приветствия желательно дополнить комплиментом в адрес собеседника или его поступка (вы читали книгу известного автора или очарованы организацией вечера), информацией о себе («Я так долго жила в Лондоне и совсем отвыкла от шумных вечеринок») или о ситуации («Сейчас такой напряженный период, но вы смогли уделить мне время, спасибо»). Это даст возможность завязать и продолжить разговор, создаст соответствующее настроение и взаимопонимание.

Не рекомендуется обрушиваться на нового собеседника с вопросами, особенно личного или финансового характера.

Не забудьте поблагодарить занятого, делового человека за уделенное время и назначенную встречу.

Не стоит забывать о важности визитной карточки и возможности обменяться координатами. Даже если время следующей встречи назначить не удастся, у вас появится возможность напомнить о себе.

 

Секреты успеха

 

Сформируйте свой внешний облик с помощью выбранного дресс‑кода, аксессуаров, макияжа, прически и обуви, подобранных соответственно случаю. Деловой, консервативный стиль необходим для собеседования и деловой встречи. Формат дресс‑кода на официальный прием или вечеринку указывается на приглашении.

Предмет, который мы держим в руках, притягивает внимание и формирует собственное мнение.

 

 

Пластиковый пакет или мобильный телефон устаревшей модели испортят деловой имидж независимо от цены костюма. Аксессуары порой меняют стиль до неузнаваемости. Легкомысленная заколка, чрезмерный макияж или куртка вместо пальто наверняка испортят имидж серьезной леди. Мелочам и нюансам стоит уделить внимания не меньше, чем знаниям и одежде.

Продумайте не только первую, но и вторую фразу. На практике традиционного «Приятно с вами познакомиться» часто бывает недостаточно, чтобы продолжить разговор. Задавайте вопросы, говорите комплименты, и неловкой паузы не возникнет. Оцените временные рамки – сколько времени сможет вам уделить визави – и в соответствии с этим распределите время общения.

 

Советы

 

Дресс‑код и аксессуары – первое, что воспринимает собеседник, еще до того как вы начнете говорить. Следите за выражением лица – улыбка, радушие, внимательность и серьезность, а также прямой, открытый, но не пристальный взгляд приглашают к продолжению общения. Отвлеченный взгляд, равнодушие, удивление, заносчивость, поглядывание на часы создают барьеры.

 

 

Рукопожатие часто называют характером в действии. Крепкое, уверенное рукопожатие формирует деловую, длительную основу. Мягкая, вялая рука говорит о неуверенности характера. Пожатие руки за кончики пальцев говорит о незаинтересованности человека в длительном общении и кратких намерениях на контакт. В деловой среде женщины и мужчины равны в рукопожатии. Дамам не стоит ожидать поцелуя и подавать руку, выгнув ладонь.

Осанка и походка – важный элемент первого впечатления. Прямая спина, свободный шаг, умение держаться создают наполненный образ знающего себе цену человека.

Манера говорить, скорость речи и тембр голоса влияют на слуховое восприятие собеседником. Слишком быстро или слишком громко произнесенные слова создают преграды и неудобство в общении. Современные методики позволяют дорабатывать любой голос и его тембр до приятного на слух.

Мимика, гримасы, «полная непробиваемость» или чрезмерно живой отклик на сказанное портят впечатление, выдают человека чрезмерно эмоционального или не умеющего управлять выражением эмоций.

Контролируйте привычки. Чрезмерная жестикуляция выдает человека непрофессионального, неспособного выразить свои мысли без помощи рук. Искусственный сурдоперевод вызывает улыбку и задерживает разговор. Домашнюю привычку покачиваться на ножке стула или держаться за него руками также лучше оставить для домашней обстановки.

Язык жестов расскажет специалистам больше, чем рекомендации. Не стоит активно поправлять прическу или украшения во время разговора, это демонстрация неуверенности и неискренности.

 

 

Письма и открытки

 

Несмотря на то что времена почтовых голубей и витиеватые объяснения, написанные от руки, сменились современными средствами связи, письмо и открытка остаются формой общения и передачи информации.

Каждому приятно получить открытку к празднику или письмо с выгодным деловым предложением. Письмо может стать хорошим


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.122 с.