Глава 3. Завершающий документ — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Глава 3. Завершающий документ

2021-05-28 16
Глава 3. Завершающий документ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Уголовно-процессуальная деятельность органа дознания, производство которой ему поручено следователем, завершается составлением процессуального документа «Ответ на поручение (указание)». Его реквизиты не составит труда сформулировать, если исходить из изложенных в литературе требований к самому поручению (указанию).

Нами предлагается следующая структура ответа следователю по итогам исполнения органом дознания поручения (указания):

а) фамилия, инициалы, должность, звание, место работы следователя, которому адресован ответ. Важно помнить, что следователь по закону - это процессуально самостоятельный орган предварительного расследования, поэтому ответ адресуется тому, от кого получено поручение, либо следователю, у которого в настоящее время уголовное дело находится в производстве, если, конечно, орган дознания располагает точно установленной соответствующей информацией. Направление ответа начальнику органа внутренних дел и даже начальнику следственного подразделения (руководителю следственного органа), в штатах которого служит следователь, в производстве которого находится уголовное дело, не будет соответствовать уголовно-процессуальному закону;

б) дата и место происшествия (обнаружения последствий). Номер исходящего и дата отправления в органы дознания поручения. У следователя в производстве обычно находится несколько уголовных дел. Данные сведения позволят следователю, сэкономив время, сразу понять, к какому из уголовных дел они имеют отношение;

в) указание на юридическую основу исполнения поручения (ссылка на ч. 1 ст. 152 или ч. 4 ст. 157 УПК РФ);

г) лаконичный и полный ответ на каждый из вопросов, поставленных следователем;

д) указание на то, что ход исполнения поручения не нарушен. Если орган дознания все же отступил от предложенного следователем порядка, в ответе должно быть объяснено, почему он это сделал;

е) дополнительная информация, задание на выявление которой не давалось, между тем она была установлена в процессе исполнения поручения. Здесь же по возможности отражается, как эти сведения повлияли на последовательность сбора материала и внутреннее убеждение лица, исполняющего поручение. Обоснование их значимости для расследования;

ж) сведения, которые могут повлиять на выбор тактических приемов производства предварительного следствия. По возможности характеристика поведения отдельных участников уголовного процесса (подозреваемого, свидетелей и др.) с целью создания у следователя о них более полного представления. Не помешают и соответствующие умозаключения лица, исполнявшего поручение, на чем основаны его выводы;

з) основания, если таковые имелись, нарушения сроков исполнения поручения и меры, направленные как на сокращение срока исполнения поручения, так и на уведомление следователя о факте, препятствующем своевременному его исполнению;

и) указание, к кому может обращаться следователь, если понадобится проведение дополнительных мероприятий. Эти данные особенно важны в тех ситуациях, когда непосредственный исполнитель поручения уходит в отпуск, уезжает в командировку и т.п.;

к) перечень материалов, следующих с ответом, количество и краткое описание вещественных доказательств, а равно их упаковки;

л) сведения, какой орган и кто именно: фамилия, имя, отчество, должность, специальное звание, адрес места работы и рабочий телефон, исполнял поручение и готовил ответ.

Приведенные данные необходимы для быстрой организации возможной обратной связи. Если понадобится что-либо уточнить из обстоятельств, не нашедших отражения в присланном следователю материале, следователь имеет возможность, не затрачивая время на почтовую пересылку запроса, позвонить исполнителю по телефону. А в случае надобности одновременно почтой направить «отдельные поручения» с дополнительным набором мероприятий и следственных действий.

Даже в тех случаях, когда специального ответа не составлялось, указанные данные должны найти свое отражение в соответствующем сопроводительном письме. Полнота изложения сведений в ответах на поручение (указание) следователя и сопроводительных письмах - непременное условие качественного и эффективного обеспечения предварительного следствия.

предварительный следственный дознание преступление

 


Глава 4. Практика взаимодействия следователя с органами дознания по расследованию и раскрытию преступлений на примере преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков

 

Рассмотрим на практике основные направления взаимодействия следователя и органов дознания при раскрытии и расследовании преступлений на примере преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков и круг возникающих проблемных вопросов в этой сфере.

Факторами, определяющими особую актуальность проблемы взаимодействия следователя с органами дознания, при раскрытии и расследовании преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, в этой работе применительно к условиям жизни в современной России являются:

- судебно-правовая реформа в стране;

-  многосубъектность в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков (МВД, ФСКН, УФСБ);

-  неурегулированность многих правовых вопросов механизма взаимодействия, как между ведомствами, так и внутри ведомств (между сотрудниками различных служб, участвующими в процессе расследования незаконного оборота наркотиков).

При раскрытии и расследовании преступлений в сфере незаконного оборота наркотиком можно выделить типичные направления взаимодействия при расследовании преступлений указанной категории, выражающиеся в совместном сборе сведений, имеющих доказательственное значение по делу:

- характер и содержание криминальной ситуации (включающие данные о механизме наркопреступления - способе совершения, обстановке и т. п.);

-  данные о личности преступника;

-  полнота материалов предварительной доследственной проверки;

-  сведения о совершении наркопреступления организованной группой; необходимость в связи с этим проведения одновременно следственных действий в нескольких местах или даже в нескольких регионах;

-  данные о межрегиональном или транснациональном характере преступной группы;

-  возможность активного противодействия раскрытию и расследованию со стороны членов преступной группы или связанных с ней лиц.

Взаимодействие следователей и оперативных работников не означает их служебного соподчинения, слияние процессуальной, оперативно-розыскной и иной специальной деятельности. Каждый из этих сотрудников, несмотря на общность задач в борьбе с преступностью и объединения усилий в их решении, остается представителем самостоятельной отрасли государственной службы, представителем самостоятельного подразделения, действующим в пределах своей компетенции. Единство действий достигается согласованностью усилий, направленных на раскрытие и расследование преступлений. Необходимость взаимодействия сотрудников следственных и оперативных подразделений обусловлена именно тем, что они друг другу не подчинены.

Совместная деятельность правоохранительных органов предполагает определенную координацию усилий, направленную на выявление, раскрытие и расследование преступлений. Под координацией мы также понимаем взаимосвязь и согласование.

Эффективность взаимодействия в процессе раскрытия и расследования преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков зависит от того, насколько специфическая деятельность следствия и органа дознания должным образом скоординирована. Такая координация способствует формированию стабильных связей при планировании по выявлению, раскрытию и расследованию латентных преступлений и разрешению проблем, возникающих при осуществлении взаимодействия следствия и органов дознания, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Как известно, оперативно-розыскная деятельность носит обеспечительный, а значит, подчинительный характер по отношению к уголовному процессу. Однако действия следователя, направленные на организацию следственно-оперативной работы, имеют больше внутренний характер, в большей степени выраженный в процессуальном обеспечении производства по уголовному делу.

Вместе с тем, роль оперативно-розыскной деятельности в расследовании и раскрытии преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков и в преодолении противодействия чрезвычайно велика, так как сотрудники оперативных аппаратов включаются в работу еще до возбуждения уголовного дела и принимают участие в раскрытии и расследовании преступления на всех его этапах.

Необходимость взаимодействия следователя с органом дознания в предварительном следствии объясняется тем, что для выполнения задач борьбы с преступностью они наделены разными полномочиями, используют различные средства и методы, сочетание которых дает эффективную реализацию этих задач. Объединение процессуальных усилий следователя и оперативно-розыскных возможностей органа дознания позволяет повысить эффективность решаемых ими задач по борьбе с преступностью.

Однако необходимо помнить, что право следователя давать органам дознания поручения о производстве следственных действий имеет определенные границы. Следует иметь в виду, что следователь вправе дать поручения лишь тогда, когда в силу объективных причин он не может лично произвести требуемые следственные действия. В любом случае следователь не вправе поручать органу дознания принятие решений, которые требуют оценки совокупности доказательств, имеющихся в уголовном деле, а также выполнения определенных действий. Иначе говоря, следователь не вправе поручить органу дознания выполнение таких действий, как предъявление обвинения и допрос обвиняемого, избрание меры пресечения, признание лица потерпевшим, гражданским истцом, привлечение в качестве гражданского ответчика, назначение экспертиз и других действий.

Следователь также не вправе поручать органу дознания производство таких следственных действий, которые имеют определяющее значение по данному уголовному делу или требуют особо умелого и квалифицированного исполнения (например, осмотр места происшествия при убийстве, авиакатастрофах, а так же предъявление для опознания, следственный эксперимент и др.).

Однако, зачастую следователи несколько превышают свои полномочия и расширяют круг своих требований. Это, в свою очередь, ведет к формальному подходу со стороны оперативных сотрудников при выполнении данных следователем поручений и указаний.

Не последнюю роль играет и психологический конфликт между подразделениями, борьба за показатели между службами, за раскрытые преступления; не правильно, профессионально не грамотно, слишком сложно или, наоборот, слишком упрощенно задаваемые следователем вопросы в поручении.

Проблемы взаимодействия следователя и оперативных работников, взаимосвязи полученных данных, возможности легализации сведений оперативного характера и использования их в ходе предварительного и судебного следствия изучаются учеными как в области теории оперативно-розыскной деятельности, так и уголовного процесса и криминалистики. Однако до сих пор, общих, приемлемых для всех этих наук концепций, отвечающих взглядам всех заинтересованных сторон, к сожалению, не выработано.

Представляется, что одна из причин данной ситуации обусловлена ошибочностью мнений о неоднородности, о принципиально разной природе оперативной и следственной тактики.

На наш взгляд, возможные решения вышеуказанных проблемных вопросов, имеющихся при взаимодействии следователей и органов дознания, представляются следующими:

- устранение конфликта органов следствия и дознания при раскрытии и расследовании преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков;

-  расширение штата оперативных сотрудников, специализирующихся на выявлении наркопреступлений;

-  повышение профессионального уровня следователей и оперативных сотрудников, специализирующихся на выявлении, раскрытии и расследования наркопреступлений;

-  улучшение материально-технического обеспечения указанных подразделений;

-  расширение способов, форм и методов взаимодействия.

 

 


 

Заключение

 

Таким образом, в результате проведенного исследования и раскрытия темы курсовой работы, были решены поставленные задачи, которые позволили сформулировать следующие выводы.

Эффективность раскрытия, расследования и предотвращения преступлений в значительной степени зависит от четко налаженной и согласованной деятельности следователя и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, сочетания процессуальных и оперативно-розыскных форм получения доказательств и установления истины по делу. Является очевидным факт, что один следователь и даже группа следователей без помощи органов дознания не в состоянии справиться с расследованием многих преступлений. Взаимодействие данных субъектов обусловлено, прежде всего, тем, что, как следователь, так и органы дознания, обладают специфическими, только им присущими, средствами раскрытия преступлений.

Главной объединяющей фигурой взаимодействия является следователь. Он определяет формы, направления и пределы взаимодействия

Организационными формами взаимодействия следователя с оперативными работниками органа дознания обычно являются:

- совместное планирование расследования - начального этапа или всего процесса;

-  организация и проведение криминалистического анализа оперативной обстановки в конкретном регионе (районе) за определенный период времени;

-  взаимная информация следователя и оперативных работников в ходе раскрытия и расследования преступлений;

-  совместное обсуждение результатов следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, использование полученных данных в целях выдвижения и проверки версий, решение частных задач доказывания;

-  профильный и методический анализ состояния расследования по уголовному делу относительно имеющихся сведений о потерпевшем, преступнике, его поведении на месте преступления, после совершения преступления;

-  изучение и оценка оперативно-розыскных мероприятий в рамках тактической операции и при производстве отдельного следственного действия (допроса, обыска, проверки показаний на месте и др.);

-  совместные выезды следователя и оперативных работников для производства следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;

-  необходимость, возможность и пределы взаимодействия со средствами массовой информации.

В последнем случае должна быть соблюдена тактическая и оперативная осторожность с учетом неразглашения данных предварительного расследования, конфиденциальность сведений о личной жизни граждан, дозированность количественного и качественного характера информации.

В рамках выполнения курсовой работы была рассмотрена практика взаимодействия следователя с органами дознания на примере расследования и раскрытия преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков. По результатам проведенного исследования были выявлены основные проблемы в данном вопросе и предложены возможные пути их решения.

На наш взгляд, возможные решения вышеуказанных проблемных вопросов, имеющихся при взаимодействии следователей и органов дознания, представляются следующими:

- устранение конфликта органов следствия и дознания при раскрытии и расследовании преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков;

-  расширение штата оперативных сотрудников, специализирующихся на выявлении наркопреступлений;

-  повышение профессионального уровня следователей и оперативных сотрудников, специализирующихся на выявлении, раскрытии и расследования наркопреступлений;

-  улучшение материально-технического обеспечения указанных подразделений;

-  расширение способов, форм и методов взаимодействия.

 

 


Библиографический список

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации: [принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г.: с учетом поправок, внес. законами Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30 дек. 2008 г. №6-ФКЗ, 30 дек. 2008 г. №7-ФКЗ, 5 фев. 2014 г. №2-ФКЗ)] // Рос. газ. - 2009. - 21 янв.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации: [федер. закон: от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ: в редакции от 21 июля 2014 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. №25 ст. 2954.

.   Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: [федер. закон от 18 декабря 2001 г. №174-ФЗ: в ред. от изменениями от 21 июля 2014 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. N52 (часть I) ст. 4921.

.   О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия: федер. закон: [от 28 декабря 2010 г. №404-ФЗ: в ред. от 4 июня 2014 г. №145-ФЗ] // Собрании законодательства Российской Федерации от 3 января 2011 г. №1 ст. 16.

.   О внесении изменений в статьи 41 и 152 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 7 и 14 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности": [федер. закон: от 5 апреля 2013 г. №53-ФЗ] // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 апреля 2013 г. №14 ст. 1661.

.   О внесении изменений в статьи 32 и 152 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: [федер. закон: от 21 октября 2013 г. №271-ФЗ] // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. №43 ст. 5441.

7. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве: [федер. закон: от 28 декабря 2013 г. №432-ФЗ] // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. №52 (часть I) ст. 6997.

Учебная и научная литература

8. Александров, А.С. Вопросы взаимодействия прокурора, руководителя следственного органа и следователя в ходе досудебного производства по уголовному делу / А.С. Александров // Вестник МВД. - 2009. - №1. - С. 52-59.

9. Вандышев, В.В. Уголовный процесс: общая и особенна части. Учебник для вузов / В.В. Вандышев. - М.: ЭКСМО, 2011. - 471 с.

.   Громов, Н.А. Уголовный процесс России: учеб, пособ. для студентов вузов / Н.А. Громов. - М.: Юристъ, 2011. - 201 с.

.   Гусев, А.В. Организационно-правовые проблемы взаимодействия следователя с лицом, обладающим специальными знаниями / А.В. Гусев, С.А. Данильян // Юристъ-Правоведъ. - 2011. - №3. - С. 34-38.

.   Зеликов, A.B. Об актуализации взаимодействия органов предварительного расследования с органами дознания в российском судопроизводстве / A.B. Зеликов // Закон и право. - 2009. - №10. - С. 86.

.   Качалов, В.И. Общие условия предварительного расследования: проблемы и перспективы их развития / В.И. Качалов // Российское правосудие. - 2011. - №12 (68). - С.55-58.

.   Косимов, О.А. Правовые основы взаимодействия следователя с органами дознания / О.А. Косимов // Российский следователь. - 2010. - №23. - С. 2-5.

.   Косимов, О.А. О роли начальника следственного подразделения в организации взаимодействия следователя с органами дознания / О.А. Косимов // Проблемы борьбы с преступностью: российский и международный опыт: Сборник научных трудов. - Волгоград: ВА МВД России, 2011, Вып. 2. - С. 115-120.

.   Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ (постатейный). - Издание второе, переработанное и дополненное / Под ред. В.И. Радченко, В.Т. Томина, М.П. Полякова. - М.: Юрайт-Издат, 2012. - 741с.

.   Кругликов, А. Поручения следователя органам дознания о проведении оперативно-розыскных мероприятий в стадии возбуждения уголовного дела / А. Кругликов // Уголовное право. - 2011. - №4. - С. 88-92.

.   Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ / Научн. ред. В.П. Божьев. - М.: Норма, 2012. - 478 с.

.   Общие условия предварительного расследования: монография / Михайлов В.А. - М.: Изд-во Российская тамож. акад., 2012. - 214 c.

.   Петрухин, И.Л. Уголовно-процессуальное право РФ. Учебник / И.Л. Петрухин. - М.: Проспект, 2010. - 688 с.

.   Победкин, А.В., Яшин, В.Н. Уголовный процесс. Учебник / А.В. Победкин, В.Н. Яшин. - М.: Книжный мир, 2011. - 640 с.

.   Проблемы совершенствования общих положений уголовно-процессуального законодательства России / Соловьев А.Б., Токарева М.Е. - М.: Юрлитинформ, 2010. - 304 c.

.   Рыжаков, А.П. Предварительное расследование / А.П. Рыжаков. - М.: Дело и Сервис, 2013. - 208 с.

.   Смахтин, Е.В. О некоторых аспектах взаимодействия следователя с органом дознания, прокурором и судом // Правовое и криминалистическое обеспечение управления органами расследования преступлений: сб. матер. Всерос. науч. практ. конф.: в 3 ч. - М.: Академия управления МВД России, 2011. - 56 с.

.   Смирнов, Г.К. Общие условия предварительного расследования: сущность и виды / Г.К. Смирнов // Вестник Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. - 2009. - №3 (5). - С. 8-16.

.   Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учебник / Под ред. П.А. Лупинской. - М.: Юристъ, 2011. - 511 с.

.   Чашин, А.Н. Предварительное расследование: сущность, формы и общие условия / А.Н. Чашин. - М.: Дело и сервис, 2011. - 80 с.

.   Яндырханов, З.М. Проблемы взаимодействия следователя и оперативных подразделений / З.М. Яндырханов // Молодой ученый. - 2013. - №6. - С. 598-601.

Интернет-источники

29. Пупцева А.В. Проблемные вопросы взаимодействия следователя с органами дознания при раскрытии и расследовании преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков // А.В. Пупцева


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.