Словосочетание. Простое предложение — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Словосочетание. Простое предложение

2021-05-28 31
Словосочетание. Простое предложение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Кафедра русского языка

 

 

СИНТАКСИС В ТАБЛИЦАХ И СХЕМАХ

Словосочетание. Простое предложение

Для студентов III и IV курсов дневного и

заочного отделений филологического факультета

 

 

 

Тверь 2008

 

 

Составитель: кандидат филологических наук, доцент

А.А. Дударева

 

 

Рассматривается синтаксис словосочетания, предложения, простого неосложненного предложения и простого осложненного предложения. Отражен круг вопросов, предусмотренных программой курса «Основной язык (теоретический курс)». С целью профессионализации курса учитываются требования школьной программы и привлекается материал школьных учебников.

Задача разработки – помочь студентам систематизировать конкретные задачи по курсу синтаксиса и способствовать формированию их научно-лингвистического мышления. Это обусловило общие принципы построения таблиц. Словосочетание и предложение представлены в многоаспектном плане: функциональном, структурном, семантическом; сопоставляются их свойства, раскрывается взаимосвязь и взаимообусловленность признаков, рассматриваются основания классификаций.

В основе содержания таблиц лежат теоретические положения, изложенные в учебной литературе филологических факультетов высших учебных заведений, и научные концепции, получившие отражение в академических грамматиках: «Грамматике русского языка» (М., 1960), «Грамматике современного русского литературного языка» (М., 1970), «Русской грамматике» (М., 1980).

Лингвистический материал организован в таблицы разных типов: обобщающие, сопоставительные, конкретизирующие. Назначение обобщающих таблиц – дать представление о явлении в целом. В таблицах сопоставительного типа выделяются черты сходства и различия синтаксических явлений, например, дается сопоставительная характеристика разновидностей подчинительной связи. В таблицах конкретизирующего типа на конкретном языковом материале раскрываются свойства и признаки синтаксических единиц и их отдельных сторон, например средства синтаксической связи и построения синтаксических единиц, семантико-грамматические типы и модели словосочетаний.

Синтаксические явления иллюстрируются примерами, подобранными из произведений русской классической и современной литературы. В конце каждого раздела даются схемы синтаксического анализа словосочетания, простого предложения и образцы анализа.

В список литературы включены учебники и учебные пособия, а также некоторые основные труды по синтаксису, отражающие современное состояние синтаксической науки. В остальном состав и объем рекомендуемой литературы определяет преподаватель.

 

 


Таблица 1. Предмет синтаксиса

       I Синтаксические подсистемы           II Синтаксические единицы                          III                         Взаимосвязь синтаксических единиц
1. Синтаксис слова слово участвует в формировании словосочетания
2. Синтаксис словоформы  форма слова участвует в формировании всех синтаксических единиц
3. Синтаксис словосочетания  словосочетание участвует в формировании простого предложения. Состоит из знаменательного слова и формы слова
4. Синтаксис простого предложения простое   предложение участвует в формировании сложных предложений и сложных синтаксических целых. Состоит из словосочетаний и форм слов
5.Синтаксис сложного предложения сложное предложение участвует в формировании сложных синтаксических целых. Состоит из простых предложений (предикативных частей)
6 Синтаксис текста                             сложное синтаксическое целое состоит из простых и сложных предложений

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ                                                       

   Словосочетание – синтаксическая конструкция, образуемая соединением двух и более знаменательных слов на основе подчинительной грамматической связи (согласования, управления, примыкания)

Таблица 1. Типы словосочетаний

 

 

 


                     
с главным словом числительным (нумеральные)
 
синтаксически свободные
субстантивные
 
адъективные
       
синтаксически несвободные
с главным словом местоимением (прономинальные)

 

 


Примечание.

Не являются словосочетаниями:

1) пары слов, образуемые подлежащим и сказуемым, так как здесь налицо отношения, возникающие только в предложении, - отношения предикативные;

2) группы однородных членов, так как это незамкнутые ряды слов (наименования разных явлений действительности), их нельзя считать «распространенными словами»;

3) конструкции, состоящие из обособленного оборота и слова, к которому он относится, так как объединение этих единиц осуществляется только в предложении;

4) сочетания знаменательных и служебных слов;

5)фразеологические сочетания


Таблица 3. Смысловые отношения в словосочетании

           СО

 

Признаки

     

                 Определительные

Объектные

Комплетивные

(восполняющие)

собственно- определительные обстоятельственно- определительные субъектно- определит.

морфологическое

выражение

стержневой компонент существительное глагол, прилагательное, наречие существительное со значением действия или состояния глагол, прилагательное, наречие, отглагольное существительное глагол, наречие, числительное, компаратив
зависимый компонент прилагательное (или другая часть речи, прикрепляющаяся, как прилагательное) наречие, существительное в косвенном падеже существительное в родительном падеже существительное в косвенном падеже существительное, наречие

Назначение зависимой словоформы

обозначает признак предмета, названного стержневой словоформой называют обстоятельства, которые сопровождают действие или признак называет производителя действия или носителя состояния называет объект, на который направлено действие восполняет информативную недостаточность стержневого компонента

Смысловой вопрос

какой? когда? как? где? кого? чего?  ей? падежный вопрос  

Примеры

зимний вечер возвратиться рано, красный от смущения, очень далеко приезд сестры, белизна снега писать письмо, сильный духом, чтение романа, наедине с книгой слыть чудаком, сродни соседу, три товарища, быстрее ветра

Таблица 4. Характеристика видов подчинительной связи

 

                             I. СОГЛАСОВАНИЕ

1. Вид формального соединения слов

Уподобление формы зависимого слова форме главного слова в роде, числе, падеже; в числе и падеже; в падеже

2. Отношения

собственно определительные

определительно-восполняющие

3. Степень обязательности

слабая связь

(необязательная)

сильная связь

(обязательная)

   Примеры

новый дом, кто-то чужой, на семи ветрах

веселенькое дело, непостижимые вещи

                              II. У П Р А В Л Е Н И Е

1. Вид формального соединения слова

Присоединение к главному слову существительного в косвенном падеже без предлога или с предлогом

2. Отношения

объектные или восполняющие, а также их контаминация

осложненные: объектно-обстоятельственные

3. Степень обязательности связи

сильное управление

(обязательная связь)

слабое управление

(необязательная связь)

 

Примеры                         

читать книгу, съехать с горы, склонный к раздумьям, два студента

работать топором (чем, как?), приехать за вещами (за чем и зачем?)

                             III. П Р И М Ы К А Н И Е

1. Вид формального соединения слова

СОБСТВЕННО

 примыкание

ПАДЕЖНОЕ

примыкание

присоединение к знаменательному слову любой части речи неизменяемых слов

присоединение к знаменательному слову любой части речи падежной формы имени

2. Отношения восполняющие

объектные

определительные

обстоятельственно-восполняющие

определительные и обстоятельственные

3. Степень обязательности связи

сильная связь (обязательная)

слабая связь (необязат.)

сильная связь (обязательная)

слабая связь (необязат.)

Примеры

находиться рядом

приказать сделать

юбка мини, город ночью

находиться на берегу, числиться на заводе

крышка чайника, прийти к вечеру
                     

Примечания к таблице 3

1. Комплетивные (восполняющие) отношения между компонентами словосочетания устанавливаются еще и в том случае, когда наличие и форма зависимой словоформы продиктована словообразовательной структурой стержневого компонента. Например, съехать с горы, выбежать из дома – приставка в стержневом компоненте предсказывает в зависимой словоформе омонимичный или соответствующий ей предлог.

2. Между компонентами словосочетания могут наблюдаться смешанные смысловые отношения, например: речь перед собравшимися (где? перед кем?) – объектные + обстоятельственно-определительные отношения.

Примечания к таблице 4

В концепции, изложенной в Гр.-70 и Гр.-80, выделены три вида связи зависимых форм косвенных падежей: сильное управление, слабое управление и именное примыкание.

При сильном управлении связь обязательная, то есть появление зависимой падежной формы предопределено как регулярное.

При слабом управлении связь необязательная, то есть появление зависимой падежной формы не предопределено как регулярное. Объектные отношения осложнены обстоятельственными или определительными отношениями.

Именное (падежное) примыкание в традиционной грамматике включается в слабое управление. Основным признаком, на котором строится разграничение управления и именного примыкания, является семантический характер синтаксических отношений, а следовательно, и характер падежных форм. При управлении выражаются объектные и комплективные отношения (при слабом управлении объектные отношения оказываются осложненными другими значениями). Падежные формы при управлении сохраняют предметное значение. При именном примыкании выражаются определительные и обстоятельственные отношения. Падежные формы имеют более конкретное значение и выступают как потенциальные наречия или потенциальные прилагательные.

                С х е м а р а з б о р а с л о в о с о ч е т а н и я

Простое словосочетание

1. Словосочетание в предложении.

2. Исходная форма и модель словосочетания.

3. Вид словосочетания по синтаксической организации.

4. Вид словосочетания по морфологической характеристике стержневого слова.

5. Характер смысловых отношений в словосочетании.

6. Тип подчинительной связи и средство ее выражения.

7. Способ функционирования словосочетания в предложении.

Образец: Зреет рожь над жаркой нивой (А.Фет).

1) над жаркой нивой;

2) жаркая нива (сущ. + прилаг.);

3) синтаксически свободное;

4) именное субстантивное;

5) собственно определительное;

6) согласование (ед.ч., ж.р., твор. п.); связь слабая, предсказующая, необязательная; связь выражена флексией;

7) словосочетание функционирует в предложении без нарушения контактности компонентов и порядка их следования.

Сложное словосочетание

1. Словосочетание в предложении.

2. Вид словосочетания по смысловой организации.

3. Конструктивный тип сложного словосочетания и его графическое изображение.

Образец: Зреет рожь над жаркой нивой (А.Фет).

1) зреет над жаркой нивой;

2) словоформа + простое словосочетание;

3) сложное словосочетание с последовательным подчинением:

 

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

 

Таблица 5. Классификация предложений

 
    Предложение


 

 

 


Фразеологизированные
Таблица 6. Типы предложений

 

     
 

 


                             
       
         
невосклицательные
 
простые
 
сложные
побудительные

 

 


Таблица 7. Структурная схема предложения

 

     
Структурная схема предложения – это тот отвлеченный образец, по которому может быть построено минимальное самостоятельное и независимое сообщение.   ……….
 

 


 

     
 


N1 как N2

 
однокомпонентные
(Вечер как вечер)

 НЕТ БЫ + Inf

 

            Vf3s     

                                                                                                                                          (Нет бы помочь)

не подлежащно-сказуемостные
подлежащно-сказуемостные
Inf так Inf

(Делать так делать)

АЙ, ДА N1

(Ай да Пушкин!)

                                                                                                                            и др.

 

N1 –Vf      Praed Inf                                                  

(Бегут ручьи) (Пора ехать)     

 

 

Условные обозначения: Vfспрягаемый глагол, Inf – инфинитив; N – имя; Adj – прилагательное; Praed – предикатив; Pron – местоимение; Adv – наречие; Part – причастие; Neg – отрицание; Cop – связка; quant –квантитативное значение; при символе N цифры от 1 до 6 обозначают падежные формы.

 

Таблица 8

Синтаксический индикатив

1) синтаксическое настоящее

2) синтаксическое прошедшее

3) синтаксическое будущее

Синтаксический индикатив

1. Мастер работает                                  1. –

2. Мастер работал                                    2. Стемнело

3. Мастер будет работать                        3. Стемнеет

СКАЗУЕМОЕ

Таблица 9. Типы сказуемого

По структуре

 

   Простое

 

Составное

 

 

 

Сложное

По способу выражения

неосложненное осложненное

  глагольное

глагольное именное глагольное именное
Примеры учит, учил, будет учить, пусть учит, учить, бух, принял участие ждать не дождаться, как закричит, взяла и приехала начал учить, хотел учить, любил учить был учителем, стал учителем, приехал учителем решил начать учить решил стать учителем

 

Таблица 10. Составное сказуемое

 

Тип сказуемого Грамматическое значение Вещественное значение Примеры
Составное глагольное вспомогательный глагол 1) с фазисным значением (начать, кончить, продолжить, завершить и др.), 2) с общемодальным значением (мочь, хотеть, желать и др.), 3) с эмоциональным значением (любить, опасаться, бояться и др.).     инфинитив         1. Он начал работать.     2. Я хочу уехать.   3. Он любит читать.
Составное именное связка 1) формальная: а) выраженная (быть,. б) нулевая, 2) полузнаменательная (стать, являться, делаться, казаться и др.), 3) знаменательная  (глаголы движения, пребывания в состоянии: уйти, вернуться, стоять и др.).     имя (существительное, прилагательное, причастие, местоимение, наречие, числительное)   1. а) Он будет врачом. б) Он врач. 2. Ты выглядишь усталым. 3. Сын ушел добровольцем.

Примечания

Следует обратить внимание на два требования к присвязочному члену (инфинитиву в составном глагольном сказуемом). Во-первых, инфинитив должен обозначать действие, принадлежащие тому же субъекту, которому принадлежит действие, названное в спрягаемой глагольной форме. Субъектный инфинитив следует отличать от объектного. Например: Меня попросили рассказать о поездке – инфинитив называет действие, принадлежащее другому лицу, и выполняет в предложении роль дополнения. Во-вторых, нужно учитывать характер смысловых отношений между спрягаемой глагольной формой и субъектным инфинитивом. В составное глагольное сказуемое не включается целевой инфинитив. Он является обстоятельством цели и употребляется при глаголах движения (Он приехал учиться).

Сложное сказуемое отличается от составного видом связки. В сложном сказуемом связка по форме равна непростому сказуемому. Так, в сложном глагольном сказуемом связка представляет собой сочетание глагола в личной форме и инфинитива, например: Посередине дороги он еще раз заставит себя перестать думать о невозможном.

В сложном именном сказуемом связка также осложняется за счет инфинитива, например: Каждый мальчишка мечтает стать военным.

 

Односоставные предложения

 
Односоставные предложения – это такие предложения с одним главным членом, которые не требуют другого члена и не могут быть дополнены без изменения характера выражаемой мысли.

 


Таблица 11. Тип односоставных предложений

                                                                                                                                                                            

 
            Односоставные предложения

 

 


 

 

 

 


 

 

                 
определенно-личные
 
обобщенно-личные
   
неопределенно-личные
безличные
 
инфинитивные

 

С х е м а а н а л и з а

Односоставных предложений

1. Главный член односоставного предложения и его соотнесенность с главным членом двусоставного предложения.

2. Формальное выражение главного члена.

3. Соотнесенность действия (признака), названного главным членом, со словесно не обозначенным деятелем (носителем признака) - грамматически определенным, неопределенным, обобщенным – или обозначение действия, независимого от деятеля, не соотнесенного с деятелем.

4. Тип односоставного предложения и его полная характеристика.

Образец

 

Стою один среди равнины голой.

1. Стою – главный член в форме простого глагольного сказуемого.

2. Главный член выражен глаголом 1 л., ед. ч., наст. вр.

3.Форма глагола 1л. обозначает действие, принадлежащее говорящему, грамматически это выражено флексией глагола.

4. Односоставное определенно-личное предложение, невопросительное, повествовательное, невосклицательное, распространенное, неосложненное.

И думается в такие ночи вольно, дерзко…).

1. Думается – главный член в форме простого глагольного сказуемого двусоставного предложения.

2. Главный член выражен безличным возвратным глаголом.

3. Главный член называет независимое действие, не соотнесенное с деятелем.

4. Односоставное безличное предложение.

 


Таблица 12. Типы односоставных предложений

Типы односоставных предложений

Основные способы выражения главного члена

 

  Примеры

Тип по школьной классификации

 

   Глагольные формы Неглагольные формы
  Определенно-личные 1-го и 2-го лица ед. и мн. ч. наст. и буд. вр., повелит. накл.                              Сдаю экзамен. Сдаешь экзамен? Сдам экзамен. Сдаете экзамен? Сдай экзамен. Давай сдавать экзамен.   Определенно -личные
  Неопределенно-личные 3-го лица мн. ч. наст. и буд. вр., мн. ч. пр. вр. и сослагат. накл.    В школе сейчас сдают экзамены – будут сдавать экзамены – сдавали бы экзамены   Неопределенно-личные
  Обобщенно-личные 2-го лица ед. ч. наст. и буд. вр.; 3-го лица мн. ч. наст. и буд. вр., повелит. накл. 2-го лица ед. и мн. ч.   Во время экзамена всегда волнуешься. Цыплят по осени считают. Любишь кататься – люби и саночки возить. Определенно-личные, неопределенно-личные. Определенно-личные с обобщ. знач.
   Безличные   Совпадает с формой 3-го лица ед. ч. наст. и буд. вр.; ср. р. ед. ч. прош. вр. и сосл. накл., краткая форма страдательного причастия  Категория состояния (+ инфинитив)   Лодку качает (качало). Ему трудно. Ему трудно учиться.     Безличные
Инфинитивные Инфинитив (+ частица БЫ)   Экзамен ему не сдать. Сдать бы экзамен Безличные
Номинативные   Сущ. в Им. п. Тишина. Пустынная платформа. Назывные

 

Таблица 13. Семантические группы безличных предложений

  Выражаемые значения             Примеры
1. Действие неопределенного или устраненного деятеля (субъекта), стихийной силы (возможно косвенное указание на деятеля, выраженного творительным падежом имени)  Самгина незаметно оттеснило налево, к Арбату.
2. Состояние природы, окружающей среды, обстановки (процессуальное состояние у глаголов и непроцессуальное у предикатов – слов категории состояния) Было морозно и ясно.
3. Физическое и психическое состояние человека Сладко дремлется в кроватке.
4. Состояние, обусловленное отсутствием чего-либо (в отрицательных конструкциях) И чувства нет в твоих очах, И правды нет в твоих речах. И нет души в тебе.
5. Модальная, морально-этическая, эмоциональная оценка действия, названного инфинитивом, которая дополняется значением состояния. Хорошо с тобой вдвоем Собирать в лесу цветы.
6. Узуальное или ситуативное бессубъектное состояние (узкая группа глаголов). Глаголы: быть, бывать, приходиться, идти, сложиться, свершиться, сделаться, пронести (миновать), обходиться. Подобно как в науке, шло и в жизни.
7. Наличие или недостаток чего-нибудь (узкая группа глаголов) Глаголы: хватит, хватает, недостает, достанет, станет. Мне не хватает нежности твоей, Тебе моей заботы не хватает.

Неполные предложения

Понятие неполного предложения – это структурно-грамматическое понятие. Выделение неполных предложений основано на сопоставлении структур (моделей, схем) предложений в системе языка. Неполные предложения воплощают те же самые модели, что и полные предложения, но с пропусками тех или иных членов.

Таблица 14

Разновидность Условия неполноты   Примеры
1. Контекстуально-неполные предложения Допускают возможность восстановления опущенных членов из контекста Закурив, мы уселись – я у окна, а он у затопленной печи.
2. Ситуативно-неполные предложения Ситуация, обстановка речи подсказывают неназванные члены предложения Из класса выходит ученик. – Ну, что? – спрашивают его. –«Пять», - отвечает он, улыбаясь.
3. Относительно-неполные предложения Выражают понятие, соответствующее недостающему члену, целым соседним предложением Бывает, что и себя жалеть не должны.
4. Эллиптические предложения Образующие члены показывают, что в предложении только структурно необходим отсутствующий член, а для раскрытия смысла он не требуется, хотя его можно вставить Я о деле. Он к тебе. Чаю! Я гулять. Земля – крестьянам.

 


Таблица 15. Второстепенные члены предложения

 

Аспект характеристики

               Разновидности второстепенных членов

1. По занимаемой позиции

распространители главных членов (I степень подчинения)

распространители распространителей главных членов (II степень подчинения)

 

2. По составу  

нераспространенные

распространенные

3. По отношениям с другими членами предложения     присловные СФ СФ  

двунаправленные

(два направления зависимости)

СФ  СФ    СФ

 

детерминанты (распространители предложения в целом) СФ  ПЕ
4. По семантике

однозначные

синкретичные

 

5. По способу выражения

морфологизированные (выраженные частями речи, для которых данная синтаксическая функция является первичной, основной)

неморфологизированные (выраженные частями речи, для которых данная синтаксическая функция является вторичной).

 

         

 

Таблица 16. Второстепенные члены

(являющиеся распространителями компонентов структурной схемы или

относящиеся к распространителям главных членов)

Р а з н о в и д н о с т и

 

 


 

 

                                 
несогласованное
 
образа и способа действия
степени (меры) (меры)
сравнения
   
места
 
времени
 
причины
   
уступки

 

Таблица 17. Приемы разграничения второстепенных членов предложения

 

             ПРИЕМЫ               ПРИМЕРЫ        
1. Постановка вопроса Желание учиться овладело мальчиком. Желание (чего?) учиться. Желание (какое?) учиться.
2. Замена члена предложения придаточным Я иду купить хлеба (куда? зачем?). Я иду, чтобы купить хлеба /цель/
3. Преобразование неморфологизированного члена в морфологизированный Шашка деда – дедова шашка /кого? чья?/
4.Сопоставление словосочетаний с разным лексическим наполнением, но тождественными синтаксическими отношениями Девочка с косичками. Старик с бородой (с чем? какой?). Ср.: Бородатый старик.
5. Подстановка однородных членов предложения Он ехал на телеге (на чем? как?). Он ехал то на телеге, то верхом.    
6. Подстановка уточняющих, поясняющих членов, обобщающих слов Он поел к огонькам (к чему? куда?). Он пошел к огонькам, то есть туда, где сидели ребятишки.

Примечание. К именам существительным часто можно поставить два вопроса: морфологический (падежный) и синтаксический. Отдается предпочтение синтаксическому вопросу.       

С х е м а р а з б о р а

Сравнительный оборот

Сравнительный оборот – безглагольная конструкция, вводимая сравнительным союзом: Человек, даже когда сгорает как свеча, свет свой должен отдать ближнему.

  

                             Таблица 18. Критерии разграничения

Сравнительный оборот Неполные придаточные со сравнительными союзами
1. Сравнительный оборот невозможно развернуть в полное придаточное предложение без нарушения литературной нормы и сохранения синонимии трансформ   2. Сравнительный оборот имеет значение приблизительного сходства, образного сравнения.     3. Оборот связывается союзами нереального (гипотетического) сравнения: будто, как будто, словно, точно, что, как, имеющим то же значение 1. Неполное придаточное преобразуется в полное без нарушения норм литературного языка:     Пусть смерть моя будет так же чиста,    к ак и моя жизнь.     Ср.: Пусть моя смерть будет так же     чиста, как чиста моя жизнь.   2. Неполное придаточное имеет четко выраженное значение реального сравнения, полного уподобления двух фактов.     Ничто так не волнует в природе, как     весенний и осенний перелет диких     гусей. 3. Неполное придаточное связывается союзом как, который нельзя заменить союзами нереального сравнения (будто, словно, точно).     4. В главном предложении почти всегда имеется указательное местоимение или указательное слово.  
Она (Бэла) перед смертью ни разу не вспомнила обо мне; а, кажется, я ее любил, как отец. («Любил, словно отец», т.е. по-отцовски, хотя отцом и не был). Я Бэлу любил, как любил ее отец. (Уподобление, тождество двух действий).

 

Обособление

 
Обособлением называется смысловое и интонационное выделение второстепенных членов с целью придать им некоторую самостоятельность в предложении.

 

 


Таблица 19. Условия обособления

                                         Общие условия

1. Порядок слов Ср.: Убиравший со стола во втором зале Пахомка кинулся на крик пассажира. – День, начавшийся так торжественно, продолжался в том же духе.

Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.183 с.