Воспитание цепкости пальцев. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Воспитание цепкости пальцев.

2021-05-27 27
Воспитание цепкости пальцев. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Одним из сложных моментов в организации пианистического аппарата у начинающих является воспитание цепкости и чуткости концов пальцев (ногтевых фаланг). Обычно, во избежание скованности, зажатости пианиста с первых шагов приучают к свободным широким движениям всей руки от плеча. Таким образом, первые пианистические движения связаны с извлечением отдельных звуков, т.е. с различными видами игры нон легато. Не отрицая правильности указанных игровых приемов, следует, однако, отметить их некоторую ограниченность, односторонность, т.к. данные способы звукоизвлечения не предъявляют требований к цепкости, плотному прикосновению «подушечки» ногтевой фаланги пальца, чуткому осязанию «дна» клавиши. Конец пальца в указанных способах игры выполняет функции опоры. Он должен не сгибаясь выдержать вес вышележащих частей руки. Сам же момент контакта пальца с клавишей обычно учеником (а часто и педагогом) не контролируется, так как необходимый характер звучности (чаще всего полнозвучие) обеспечивается весом, замахом, силой всей руки. Таким образом, у учащегося не вырабатывается слуховая и физическая ориентация на ногтевую фалангу (конец пальца), не возникает «чувство конца пальца» как «органа речевой артикуляции» в пианизме.

При переходе к игре легато учащиеся часто прибегают к формальному соединению звуков не цепкими, слегка поднимающимися пальцами. Отсутствие цепкости ногтевых фаланг пальцев закрепляется в практике игры на инструменте и превращается в пианистический дефект: громкая звучность достигается давлением на пальцы, что снижает их беглость, пиано же становится неозвученным, поверхностным. Ногтевые фаланги пальцев выполняют при игре на фортепиано как бы «речевые» функции. Поэтому воспитание столь важного пианистического навыка, как способ прикосновения ногтевой фаланги пальца к «дну» клавиатуры (а ведь многие учащиеся ассоциируют звучание с незвучащей поверхностью клавиши), необходимо развивать с первых уроков игры на фортепиано.

Упражнение «Дружные братья»

1 этап.

На первом этапе это упражнение выполняется стоя у стола.

Педагог рассказывает историю о том, как десять братьев – десять пальцев, пришли в гости к своей тете и хором поздоровались. Вышло так громко, что тетя испугалась. Тогда братья решили, что, придя в гости, все будут только молча кланяться, а двое с одинаковыми именами – «вторые» или «четвертые» - от имени всех вслух поздороваются. «Братья приготовились к поклону» - обе кисти поднимаются, предплечье же лежит на столе. Затем кисти снова опускаются в первоначальное положение («поклон»). Далее, по выбору педагога или ученика, любая пара одноименных пальцев (вторые, третьи, пятые) обеих рук «произносят приветствие»: ногтевые фаланги делают цепляющее движение, при котором сустав ногтевой фаланги образует тупой угол, но палец с места не соскальзывает.

Рис.14

Это движение воспринимается более точно, если педагог прибегает к элементам «ручного метода» обучения, т.е. показывает движение на руке ученика: ногтевая фаланга цепким движением натягивает слегка кожу той части руки, на которой ведется пока, но не скользит по ней. Упражнение выполняется поочередно всеми пальцами, и каждая одноименная пара получает оценку за «красоту» (правильность) «приветствия». Движение ногтевых фаланг можно сопровождать словесной подтекстовкой: «здравствуй, тетя» - два движения восьмыми. Если при исполнении упражнения сустав ногтевой фаланги прогибается внутрь (проламывается), то необходимо дать какое-либо название этому «речевому дефекту». К примеру, прогнувшийся конец пальца «теряет голос» или «шепелявит».

2 этап.

После того как упражнение два-три раза выполнено на столе, оно переносится на инструмент.Кисть легко кладется на клавиатуру (основание ладони лежит на белых клавишах). По собственному выбору или заданию педагога ученик «здоровается» разными пальцами, причем правильность движения теперь уже связывается с характером звучности.

В этом упражнении можно предъявлять различные требования к качеству туше: апеллировать то к цепкому, то к чуткому (нащупывающему) прикосновению. «Здороваться» можно ясным, звонким, веселым голосом. В этом случае ногтевая фаланга совершает очень цепкое движение: «подушечка» плотно прижимается к дну клавиши и делает активно-цепляющее движение. Педагогу же необходимо следить за тем, чтобы активность ногтевой фаланги не подменялась давлением руки на пальцы. При цепком прикосновении конца пальца кисть и запястье свободны, легко изменяют свое положение, что может быть проверено педагогом. Приветствие можно произнести и тихим, нежным голосом. Для этого палец слегка выпрямляется и, подтягиваясь в направлении ладони, осторожно нащупывает звучащую поверхность. Ошибочное исполнение создает звуковые погрешности. Выявление и исправление ошибок в уже знакомом и понятном движении позволяет достигнуть нужного звукового результата.

Игра «Волшебные пальцы»

«Волшебные пальцы» - это вариант выше изложенного упражнения, направленное на развитие движения кисти и цепкости пальцев.Предварительно необходимо усадить ребенка за стол. Затем предложить поиграть в сказку.Педагог рассказывает:

«Жили-были пальцы-братья. Да не простые, а волшебные. Но узнали они о своем волшебстве не сразу. Им пришлось долго учиться, много трудиться, прежде чем однажды удалось извлечь из музыкального инструмента по имени «рояль» поистине волшебные звуки.

Пальцы жили в двухэтажном доме. На первом этаже жил старший брат, большой палец – первый, а на втором – остальные: второй – указательный, третий – средний, четвертый безымянный и самый младший, пятый – мизинец.

Рис.15

По утрам первый палец просыпался очень рано и делал зарядку (педагог вместе с ребенком делает круговые движения первыми пальцами, а также сгибает и разгибает крайнюю фалангу).(См.рис.16)

 

Рис.16

Затем он шел на второй этаж будить своих братьев. Он подходил к каждому и целовал их в лобик (первые пальцы педагога и ребенка поочередно соприкасаются с остальными пальцами). Но пальцы не хотели просыпаться сразу. И первому пальцу приходилось подходить то к одному, то к другому пальцу по нескольку раз (педагог должен называть вразброс номера пальцев, которые «не проснулись» и продолжать «будить» их, затем то должен сделать ученик).

Первый палец очень любил своих братьев и хорошо их воспитывал. Пальцы-братья ежедневно делали зарядку. Они знали много различных упражнений и каждое утро старательно выполняли некоторые из них (педагог и ученик делают «зарядку» пальцами). (См.рис.17 и Приложение 1)

Рис.17

После зарядки пальцы приводили в порядок свои кровати, умывались, завтракали и занимались различными делами: разучивали стихи, песни, театральные сцены. Один раз в неделю, по воскресеньям, все пальцы ехали в гости к своей бабушке, которая жила на другом конце города, чтобы показать свои успехи в учебе. Пальцы запрягали в карету маленькую лошадку и пускались в путь. По дороге под цокот копыт они пели разные веселые песни (педагог, а затем ученик, исполняя песни, имитируют цокот копыт. Для этого в руки необходимо взять по одному шарику для настольного тенниса и «шлепать» поочередно каждой кистью по поверхности стола, одновременно, исполняя песню. Удары должны соответствовать ритму песни).

Приехав к бабушке, пальцы выходили из кареты и стучали в дверь. Сначала все вместе (педагог и ученик хлопают по столу одновременно кистями обеих рук, опираясь на кончики пальцев так, чтобы «косточка» крайней фаланги создавала четкий стук).

Рис.18

Затем все пальцы по очереди.

Рис.19

Наконец, бабушка открывала дверь и внучата с нею здоровались: все вместе и парами: вторые, третьи и т.д.Педагог и ученик поднимают над столом кисти рук, (предплечья при этом лежат на столе), опускают кисти на стол и, следя за тем, чтобы крайние фаланги не скользили, хватательными движениями «берут» поверхность стола; то же выполняют поочередно пары одноименных пальцев. (См.рис.20)

Рис.20

После этого приветствия бабушка разрешает внучатам погулять по саду, немного пошалить. (Эти «шалости» педагог изображает следующим образом: пара пальцев одной руки как бы «играет» с аналогичной парой другой руки. К примеру, второй и третий пальцы левой руки отстукивают определенный ритм. Те же пальцы правой руки должны этот ритм повторить. Либо пара пальцев одной руки должна, переступая, «бегая»по столу, догнать другую пару). После шалостей наступал самый торжественный момент: пальцы демонстрировали бабушке свои умения, они рассказывали стихи, пели песни (педагог и ученик должны отстукивать пальцами на поверхности стола ритм стихов и песен, используя самые разнообразные варианты аппликатуры). Бабушка была в восторге. Она благодарила внуков за радость, которую они ей доставили, и предсказала им блестящее будущее. «Настанет время, - сказала она, - и вы сможете стать волшебниками. Вы будете извлекать дивные звуки из музыкального инструмента. Благодаря этим звукам многие люди обретут счастье и в мире будет больше добра. Но для этого надо учиться».


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.