Психология группы, ее влияние на развитие детей дошкольного возраста. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Психология группы, ее влияние на развитие детей дошкольного возраста.

2021-05-27 15
Психология группы, ее влияние на развитие детей дошкольного возраста. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПСИХОЛОГИЯ ГРУППЫ, ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Введение

Этимологически «группа» восходит к двум корням: «узел» и «круг». В XVIII в. это слово широко распространяется как указание на возможность объединения некоторого числа однородных неодушевленных объектов и начинает употребляться для наименования реальных человеческих общностей, члены которых обладают каким-либо отличающим их общим признаком.  Однако потребовалось целое столетие, пока явление, обозначаемое словом «группа», стало предметом широкого и осознанного научно-психологического интереса. Психологическое открытие социальной группы как особой реальности человеческих отношений произошло во второй половине XIX в. и послужило решающим стимулом развития новой «парадной» ветви психологического и социологического знания – социальной психологии. Именно в это время К.Д. Кавелин, П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, Н.Н. Надеждин, Г.В. Плеханов, А.А. Потебня и другие в России, В. Вундт, Г. Зиммель, Ф. Теннис в Германии, Д.С. Милль и Г. Спенсер в Англии, С. Сигеле в Италии, Э. Дюркгейм, Г. Лебон и Г. Тард во Франции, Ф. Гиддингс, Ч, Кули, Э. Росс, А. Смолл, У. Томас и Л. Уорд в США, пытаясь осмыслить общественно-исторические процессы своего времени (формирование государств, революции, возросшую социальную и профессиональную мобильность населения и пр.), обратились к анализу – преимущественно умозрительному – психологических особенностей народов, общества, масс, толпы, публики, полагая, что именно психология больших социальных общностей определяет ход истории. В 10–20-е гг. XX в. главным объектом эмпирического (прежде всего экспериментального) изучения постепенно становится малая группа – ближайшее социальное окружение человека, среда его непосредственного общения. В.М. Бехтерев и М.В. Ланге, а вслед за ними Б.В. Беляев, А.С. Залужный и другие российские ученые, их американские коллеги Ф. Олпорт, Ф. Трэшер, У. Макдуголл, немецкий исследователь В. Мёде приходят к единому выводу, что взаимодействие с другими людьми и даже их присутствие – реальное, воображаемое или подразумеваемое – существенно влияет на мысли, чувства и поведение человека и, более того, сопровождается возникновением «надындивидуальных» явлений, свойственных некоторой совокупности лиц как целому.

С 30-х гг. интерес к психологической проблематике групп приобретает массовый и устойчивый характер, особенно в США. Давно ставшие классическими исследования Э. Мэйо, Я. Морено, М. Шерифа, К. Левина, его первых американских учеников Р. Липпита, Р. Уайта, Д. Картрайта, Л. Фестингера заложили основу современного понимания природы внутригрупповых процессов, равно как и продемонстрировали возможности работы с группой как объектом и инструментом психотехнического воздействия.

Почему люди объединяются в группы? Наиболее частыми причинами, которые заставляют людей объединяться в группы, являются следующие их потребности: в достижении целей; усилении власти; обеспечении безопасности; самоуважении; общении; получении определенного статуса.

Что именно стремились и стремятся понять психологи, изучая группы

По-моему, в этом и заключается актуальность данной темы.

В данной работе передо мной стоит несколько задач:

– раскрыть сущность понятия «группа» и каковы ее признаки;

– рассмотреть стадии развития группы и групповые процессы;

– охарактеризовать положения индивида в группе;

– изучить особенности детской группы;

– проанализировать результаты социометрического исследования в детской группе по методике «секрет».

 


Значение

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что для социальной психологии недостаточна простая констатация множества людей или даже наличия внутри него каких-то отношений. Стоит задача объединить социологический и (будем называть его так) «общепсихологический» подход к группе. Если признать, что социальная психология, прежде всего, исследует закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в реальные социальные группы, то надо признать и то, что фокус анализа – именно содержательная характеристика таких групп, выявление специфики воздействия на личность конкретной социальной группы, а не просто анализ «механизма» такого воздействия. Такая постановка логична с точки зрения общих методологических принципов теории деятельности. Значимость группы для личности, прежде всего в том, что группа – это определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественного разделения труда и потому сама выступает субъектом определенного вида деятельности и через нее включена во всю систему общественных отношений.

Социальный мир отличается от природного очень многим. У него своя собственная топография, где помечены точки искривления, сгущения и разряжения. Не только общество, но и отдельный человек живет по законам группы.

Ученые доказали, что многие особенности человека способность к абстрактному мышлению, речь, язык, самодисциплина и нравственность являются итогом групповой деятельности. В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии.

группа лидерство индивид психологический

Этапы

Своеобразным стартом в развитии группы является – знакомство.

Знакомство

Цель: создание благоприятных условий для работы группы, ознакомление участников с основными принципами обучения, принятие правил работы группы.

ПЕРВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ группы характеризуется установлением первоначальных контактов между членами группы и поиском ингрупп и первичных групп для углубления внутригруппового взаимодействия. В этот период каждый член группы выясняет, какие ценности приняты в данном окружении, какие установки и настроения доминируют. Кроме того, устанавливаются первичные нормы общения. Члены группы определяют свое место в системе взаимоотношений и стараются произвести должное впечатление на окружающих (демонстрируя свои качества и личностные ресурсы). В области межличностных взаимоотношений на этой стадии многое зависит от лидера, так как большинство членов группы испытывает чувство неуверенности и неопределенности, им необходимы ориентиры в социальном и психологическом пространстве группы, которые и представляет лидер, определяя первичные правила поведения.
ВТОРОЙ этап развития группы адаптация

В этот период происходит:

1.формирование групповых норм, принятие законов;

2.определение целей группы;

3.выделение лидеров и начало формирования ролевой структуры группы.

На этапе адаптации, когда идет так называемое «освоение территории», выделяются в зависимости от активности 3 группы:

1.пассивная – молча осматриваются, ждут, не предпринимая никаких действий;

2.задают вопросы;

3.идут на провокацию или эксперимент – совершают действия, провоцирующие руководителей на какую-либо реакцию.

ТРЕТИЙ этап развития группы образование подгрупп

Идет разделение по группкам: по интересам, по общности недовольства, по знакомству и т.п. Если все оставить, как есть, то произойдет разделение или на конкурирующее, или на безразличные друг другу микрогруппы, что будет препятствовать совместной работе. Поэтому группы создаются руководителями и в результате совместной деятельности образуются новые. Это необходимо для создания новых коммуникативных связей, преодоления стереотипов.

После сплочения в группах, происходит вновь их перемешивание и деление. Постепенно побывав в разных группах, ребята выходят на новый уровень – межгрупповое сплочение, слияние мелких групп в одну. Микрогруппы и группа сплачиваются в процессе совместной деятельности! Причем, выбирается дело с коллективными связями (дело, где конечный результат зависит от действий каждого).

ЧЕТВЕТЫЙ этап кооперация

Выход на кооперацию происходит в сплоченной группе в момент очень высокого эмоционального подъема. Девиз кооперации: «Все равно, что делать, лишь бы вместе». На подъеме группа может выполнять любую работу, равно как и рутинную или трудоемкую. Но мотивом является не результат работы, а стремление быть вместе. Выход на данный этап происходит обычно в результате какого-либо удачного дела.

Кооперация – состояние недолгое, поэтому ведущим необходимо «ловить момент».

ПЯТЫЙ этап

1. Коллектив.

Признаки коллектива: дело важнее общения, мотив – результат (в отличии от кооперации), общественно-полезная деятельность и наличие коллективных связей, демократия, ситуативный лидер (в разных видах деятельности разные лидеры). Данная ситуация наиболее благоприятна для максимального развития и проявления личности, для решения проблем социализации.

2. Корпорация.

Признаки: группа замыкается в себе, не принимает новичков, плохо относится к переменам, все ради общения. Постепенно развитие прекращается, возникает стопор, застаивание и медленное загнивание группы, отношения ухудшаются. Целью становится погоня за прежним эмоциональным состоянием, налаживание отношений, хотя и остается безрезультатным. В этот момент, если в период кооперации были какие-то значимые дела, ребята стараются продолжать их выполнение. На этом группу можно попытаться вытянуть. Работать с корпорацией сложно и почти невозможно. Поэтому важно не допустить ее изначально. Для этого необходимо, чтобы ребята всегда видели перспективу развития, поддерживать мотив развития, нужны встречи с новыми людьми, обязательно нужна деятельность, любая игра на сплочение.

Лидерство и руководство.

Кричевский Р. Л считает, что любое предприятие, учреждение может рассматриваться в двух планах: как формальная и неформальная организация. Соответственно двум этим организационным структурам он говорит и о двух присущих им типа отношений людей: формальных и неформальных. Отношение первого типа – должностные, функциональные; отношения второго типа – психологиеские, эмоциональные. Так вот, руководство по его мнению – феномен, имеющий место в системе формальных отношений, а лидерство – феномен, порожденный системой неформальных отношений. Причем роль руководителя заранее определена в организации, оговорен круг функций реализующего его лица. Роль лидера возникает стихийно, в штатном расписании учреждения, предприятия ее нет.

Лидер это член группы, пользующийся наибольшими симпатиями и принимающего решения в самых важных ситуациях. У лидера наибольшие авторитет и власть его не назначают, а он выдвигается благодаря своим личным качествам.

Отличие лидера от руководителя: неформальный лидер выдвигается «снизу», а руководитель назначается официально, извне, и ему требуются официальные полномочия для управления людьми.

Руководитель – «ведущий за руку».

Руководитель выполняет основные управленческие функции (планирование, организация, мотивация, контроль деятельности и т.д.)

Руководство – это управление процессом:

1. согласование различных видов деятельности группы;

2. оценка динамики процесса внутри группы и управление ею.

Лидерство – это проявление индивидом его способности оказывать решающее влияние на других людей, организовывать и направлять их действия.

 

Заключение

В группе закладывается фундамент социальной жизни. Человек нуждается в группе и зависит от неё, возможно, в большей мере, чем обезьяны, носороги, волки или моллюски. Люди выживают только сообща.

Групповая динамика – это процесс взаимодействия членов группы на основе взаимозависимости и взаимовлияния в целях удовлетворения как личных, так и групповых интересов и потребностей.

Динамика группового процесса предполагает этапность прохождения группой ряда важных жизненных стадий на пути движения к высшей из них (в традиционной социально-психологической трактовке) – коллективу или (в современной функционально-управленческой трактовке) – команде. При этом развитие группы теснейшим образом сопряжено с процессом групповой социализации, отражающим временную развертку взаимодействий и взаимовлияний в системе «индивид – группа».

Руководству, как и лидерству присуща определенная субординация отношений. В первом случае отношения четко определены и закреплены должностными инструкциями, а во втором – отношения никак не очерчены.

При формировании социальных групп вырабатываются нормы и роли, на основе которых устанавливается определенный порядок взаимодействия.

Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом отношение дошкольников к сверстникам меняется, они оценивают не только по деловым качествам, но и личностным, прежде всего нравственным. Это обусловлено развитием представлений о нормах морали, углублением в понимании содержания нравственных качеств.

Управление межличностными отношениями в детских группах и коллективах составляет педагогическую задачу повышенной значимости.


Литература

 

1. Немов Р.С. Психология: Учеб.для студентов ВУЗов: в 3 кн. Кн.2 Психология образования-3 издание – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998 – 608с

2. РепинаТ.А. Социально-психолгоическая характеристика группы детского сада:// Научно.-исслед. ин-т воспитания Акад. пед. Наук СССР.-М.: Педагогика, 1988–232 с.

ПСИХОЛОГИЯ ГРУППЫ, ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Введение

Этимологически «группа» восходит к двум корням: «узел» и «круг». В XVIII в. это слово широко распространяется как указание на возможность объединения некоторого числа однородных неодушевленных объектов и начинает употребляться для наименования реальных человеческих общностей, члены которых обладают каким-либо отличающим их общим признаком.  Однако потребовалось целое столетие, пока явление, обозначаемое словом «группа», стало предметом широкого и осознанного научно-психологического интереса. Психологическое открытие социальной группы как особой реальности человеческих отношений произошло во второй половине XIX в. и послужило решающим стимулом развития новой «парадной» ветви психологического и социологического знания – социальной психологии. Именно в это время К.Д. Кавелин, П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, Н.Н. Надеждин, Г.В. Плеханов, А.А. Потебня и другие в России, В. Вундт, Г. Зиммель, Ф. Теннис в Германии, Д.С. Милль и Г. Спенсер в Англии, С. Сигеле в Италии, Э. Дюркгейм, Г. Лебон и Г. Тард во Франции, Ф. Гиддингс, Ч, Кули, Э. Росс, А. Смолл, У. Томас и Л. Уорд в США, пытаясь осмыслить общественно-исторические процессы своего времени (формирование государств, революции, возросшую социальную и профессиональную мобильность населения и пр.), обратились к анализу – преимущественно умозрительному – психологических особенностей народов, общества, масс, толпы, публики, полагая, что именно психология больших социальных общностей определяет ход истории. В 10–20-е гг. XX в. главным объектом эмпирического (прежде всего экспериментального) изучения постепенно становится малая группа – ближайшее социальное окружение человека, среда его непосредственного общения. В.М. Бехтерев и М.В. Ланге, а вслед за ними Б.В. Беляев, А.С. Залужный и другие российские ученые, их американские коллеги Ф. Олпорт, Ф. Трэшер, У. Макдуголл, немецкий исследователь В. Мёде приходят к единому выводу, что взаимодействие с другими людьми и даже их присутствие – реальное, воображаемое или подразумеваемое – существенно влияет на мысли, чувства и поведение человека и, более того, сопровождается возникновением «надындивидуальных» явлений, свойственных некоторой совокупности лиц как целому.

С 30-х гг. интерес к психологической проблематике групп приобретает массовый и устойчивый характер, особенно в США. Давно ставшие классическими исследования Э. Мэйо, Я. Морено, М. Шерифа, К. Левина, его первых американских учеников Р. Липпита, Р. Уайта, Д. Картрайта, Л. Фестингера заложили основу современного понимания природы внутригрупповых процессов, равно как и продемонстрировали возможности работы с группой как объектом и инструментом психотехнического воздействия.

Почему люди объединяются в группы? Наиболее частыми причинами, которые заставляют людей объединяться в группы, являются следующие их потребности: в достижении целей; усилении власти; обеспечении безопасности; самоуважении; общении; получении определенного статуса.

Что именно стремились и стремятся понять психологи, изучая группы

По-моему, в этом и заключается актуальность данной темы.

В данной работе передо мной стоит несколько задач:

– раскрыть сущность понятия «группа» и каковы ее признаки;

– рассмотреть стадии развития группы и групповые процессы;

– охарактеризовать положения индивида в группе;

– изучить особенности детской группы;

– проанализировать результаты социометрического исследования в детской группе по методике «секрет».

 



Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.