Времянавыполнениеработы:2часа — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Времянавыполнениеработы:2часа

2021-05-27 25
Времянавыполнениеработы:2часа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оборудование,техническиесредстваиинструменты:

- Методическиерекомендациидляпрактическихработ;

- КомпьютердляподключенияксетиИнтернет.


Ходпрактическогозанятия:

1Длявыполненияданногозаданиянеобходимоизучитьтеоретическийматериалподаннойтеме.

2Руководствуясьметодическимирекомендациямиобучающиесявыбираютметодыисследования,оптимальныедляреализациииндивидуальногопроекта,составляютобоснованиесобственноговыбораиструктурируютиспользуемыеметоды,применительноквыполняемомупроекту.

3ОформитьотчётввидедокументаMSWord.

Теоретическийматериал:

Методыисследования–этоспособыдостиженияцеливнаучнойработе.

Любаядеятельностьчеловеказависитнетолькоотобъекта(начтонаправлена)идействующеголица(субъекта),ноиоттого,какимобразомонаосуществляется,какиесредстваиспособыприменяются.Вэтомизаключаетсясутьметода.

Впереводесгреческогоязыка«метод»означает«способпознания».Правильновыбранныйметодспособствуетболеебыстромуиточномудостижениюцели,служитособымкомпасом,которыйпомогаетисследователюизбежатьбольшинстваошибок,прокладываясвойпуть.

Дляопределенияметодовисследованияучащемусянеобходимовыяснить,какойвиднаучногоисследованиябудетиспользованвданнойпроектнойработе.Таккакуспехистепеньразвитостилюбойнауки,помнениюученых,вомногомзависитнетолькоотсовершенстваприменяемыхметодовисследования,ноизадействованностиразныхвидовисследования.

Выделяютследующиевидыисследования:

-эмпирическое(отгреч.empeiria—опыт,(чувственный));

-экспериментальное(илиэмпирическо-экспериментальное);

-теоретическое;

-комплексное(т.е.исследование,включающеевсевидыисследований).

Эмпирическоеисследованиеосновываетсянаопыте.Опытвозникаетизвзаимодействиячеловекасвнешниммиром,осуществляемыйчерезпрактику.Чтобыопытмогстатьдостояниемчеловека,ондолженвключитьсявсистемуобщественныхотношений,освоитьнакопленныйопытиобогатитьего.Тоестьопыт-этосовокупностьчувственновоспринимаемыхчеловекомвоздействийвещейилисостоянийсобственногоорганизма,души.

Экспериментальноеисследованиеопираетсянаэксперимент.Эксперимент—этообщенаучныйметодисследования,входекоторогоэкспе­риментаторпланомерноизучаетобъектвпроцессецеленаправленноорганизованногоегоразвитияифункционированиядляпроверкипод­тверждения,например,гипотезыисследования.

Теоретическоеисследованиенеобходимодлятого,чтобыфактылюбойнаукивошливнаучнуютеориюкакдоказательстваееположений.Дляэтогофактыподвергаютотбору,классификации,анализу,сравнению,обобщениюиобъяснению,чтобыпознатьпричинно-следственныесвязиявлений,т.е.уяснитьзакономерности,объективные,устойчивыезависимостимеждувсемикомпонентамиисследуемогоявления.

Эмпирическиеметодыисследования.

Этотвидоснованнаэмпирическом,тоестьчувственномвосприятии,атакженаизмеренииспомощьюприборов.Онпомогаетопределятьобъективныезаконы,всоответствиискоторымипроисходятизучаемыеявления.

Изучениеразнообразныхисточниковинформации.Этонечтоиное,какэлементарныйсборинформации,тоестьэтапподготовкикисследованию,сведения,накоторыевыбудетеопираться.Ихможнобратьизкниг,прессы,нормативно-правовыхактови,наконец,изинтернета.Припоискеинформацииследуетпомнить,чтоневсенаходкиявляютсядостоверными(особенновинтернете),поэтомупривыборкесведенийследуетотнестиськнимкритическииобращатьвниманиенаподтверждениеисходствоматериаловизразныхисточников.

Анализполученныхсведений.Этоэтап,которыйидётследомзасбороминформации.Недостаточнопростонайтинужныйматериал,нужноещёитщательнопроанализироватьего,проверитьналогичность,достоверностьиактуальность.

Наблюдение.Этотметодпредставляетсобойцеленаправленноеивнимательноевосприятиеизучаемогоявленияспоследующемсбороминформации.Чтобынаблюдениепринесложелаемыеплоды,необходимоподготовитьсякнемузаранее:составитьплан,набросатьфакторы,требующиеособоговнимания,чёткоопределитьсясосрокамииобъектаминаблюдения,подготовитьтаблицу,которуювыбудетезаполнятьвпроцессеработы.

Эксперимент.Еслинаблюдение–этоскореепассивныйметодисследования,тоэкспериментхарактеризуетсявашейактивнойдеятельностью.Дляпроведенияопытаилисерииопытоввысоздаётеопределённыеусловия,вкоторыепомещаетепредметисследования.Далеевынаблюдаетезареакциейпредметаификсируетерезультатыопытовввидетаблицы,графикаилидиаграммы.

Опрос.Этотметодпомогаетглубжезаглянутьвизучаемуюпроблему,задаваяконкретныевопросывовлечённымвнеёлюдям.Опросприменяетсявтрёхвариациях:этоинтервью,беседаианкетирование.Первыедвавидаустные,апоследний–письменный.Послевыполненияопросанужночёткосформулироватьегорезультатыввидетекста,диаграммы,таблицыилиграфика.

Теоретическиеметодыисследования.

Методыпроведенияисследованияданноговидаотличаютсяабстрактностьюиобобщённостью.Онипомогаютсистематизироватьсобранныйматериалдляуспешногоегоизучения.

Анализ.Чтобылучшепонятьматериал,егонеобходиморазложитьнасоставныеединицыиподробноизучитькаждую.Этимизанимаетсяанализ.

Синтез.Противопоставлениеанализу,необходимоедляобъединенияразрозненныхэлементоввединоецелое.Кэтомуметодумыприбегаем,чтобыполучитьобщеепредставлениеобизучаемомявлении.

Моделирование.Чтобыподробноизучитьпредметисследования,иногданужнопоместитьеговспециальносозданнуюмодель.

Классификация.Этотметодсхожсанализом,толькоинформациюонраспределяетнаосновесравненияиразделяетнагруппы,опираясьнаобщиепризнаки.

Дедукция.ВлучшихтрадицияхШерлокаХолмсаэтотметодпомогаетперейтиотобщегокчастному.Этотпереходполезендляболееглубокогопроникновениявсущностьизучаемогоявления.

Индукция.Этотметод–противопоставлениедедукции,онпомогаетпереходитьотединичногослучаякизучениюцельногоявления.

Аналогия.Принципеёдействиязаключаетсявтом,чтомынаходимопределённыесходствамеждунесколькимиявлениями,азатемвыстраиваемлогическиеумозаключенияотом,чтоидругиечертыуэтихявлениймогутсовпадать.

Абстрагирование.Еслиотвлечьсяотяркихсвойствизучаемогоявления,можновыявитьтеегохарактеристики,накоторыемыдоселенеобращаливнимания.

Количественныеметодыисследования.

Этагруппаметодовпомогаетанализироватьявленияипроцессысопоройнаколичественныепоказатели.

Статистическиеметодынацеленынапервоначальныйсборколичественныхданныхидальнейшееихизмерениедляисследованиямасштабныхявлений.Полученныеколичественныехарактеристикипомогаютвыявитьобщиезакономерностииустранитьслучайныенезначительныеотклонения.

Отдельногоупоминаниязаслуживаетконтент-анализ,посколькуониграетважнуюрольприизучениибольшогообъёмаразличныхдокументов.Егосутьсводитсякподсчётусмысловыхединиц,которымимогутстатьтеилииныеавторы,произведения,датывыпускакниг.Результатомисследованияспомощьюэтогометодастановятсясведенияобинформационноминтересенаселенияиобщемуровнеихинформационнойкультуры.

Качественныеметодыисследования.

Методы,объединённыевэтойгруппе,направленынавыявлениекачественныххарактеристикизучаемыхявлений,чтобынаихосновемымоглираскрытьглубинныемеханизмыразличныхпроцессоввобществе,включаявлияниесредствмассовойинформациинасознаниеотдельногочеловекаилиопределённыечертывосприятияинформацииразличнымислояминаселения.Основнаяобластьприменениякачественныхметодов–маркетинговыеисоциологическиеисследования.Рассмотримважнейшиеметодыэтойгруппы.

Глубинноеинтервью.Вотличиеотобыкновенногоинтервью,котороеотноситсякэмпирическомувиду,здесьмыговоримотакойбеседе,гденедостаточнократкогоответа«да»или«нет»,нотребуютсяразвернутые,аргументированныеответы.Частоглубинноеинтервьюпроводитсявформесвободнойбеседывнеформальнойобстановкепозаранеесоставленномуплану,аегоцельзаключаетсявисследованииубеждений,ценностейимотивацииреспондентов.

Экспертноеинтервью.Отглубинногоаналогаэтабеседаотличаетсятем,чтовролиреспондентавыступаетэксперт,компетентныйвинтересующейсфере.Обладаязнаниемоспецифическихсторонахизучаемогоявления,онвысказываетценноемнениеисущественноспособствуетнаучномуисследованию.Частовбеседахподобногородаучаствуютпредставителивласти,работникивузов,руководителиисотрудникиорганизаций.

Фокус-групповыедискуссии.Здесьбеседапроисходитнеодиннаодин,асфокус-группой,состоящейиз10-15респондентов,которыеимеютнепосредственноеотношениекизучаемомуявлению.Вовремядискуссииеёучастникиделятсяличныммнением,опытомивосприятиемпредложеннойтемы,анаосновеихвысказыванийсоставляется«портрет»социальнойгруппы,ккоторойотноситсясоставфокус-группы.

Методыисследованияииххарактеристикипредставленывтаблице2.1.

 

Таблица2.1-Выборметодовисследования

Методыисследования Характеристика
Наблюдение Представляетсобойактивныйпознавательныйпроцесс,опирающийся,преждевсегонаработуоргановчувствчеловекаиегопредметнуюматериальнуюдеятельность.
Сравнение Позволяетустановитьсходствоиразличиепредметовиявленийдействительности.Врезультатесравненияустанавливаетсятообщее,чтоприсущедвумилинесколькимобъектам.
Измерение Процедураопределениячисленногозначениянекоторойвеличиныпосредствомединицыизмерения.Даетточные,количественноопределенныесведенияобокружающейдействительности.

 


 

Продолжение таблицы 2.1

Методы исследования Характеристика
Эксперимент Предполагаетвмешательствовестественныеусловиясуществованияпредметовиявленийиливоспроизведениеопределенныхсторонпредметовиявленийвспециальносозданныхусловияхсцельюизученияихбезосложняющихпроцесссопутствующихобстоятельств.
Моделирование Методисследованияобъектовнаихмоделях–аналогахопределенногофрагментаприроднойисоциальнойреальности;построениеиизучениемоделейреальносуществующихпредметовиявленийиконструируемыхобъектов. Похарактерумоделейвыделяютпредметноеизнаковоемоделирование.Предметнымназываютмоделирование,входекоторогоисследованиеведетсянамодели,воспроизводящейгеометрические,физические,динамические,либофункциональныехарактеристикиобъекта–оригинала.Признаковоммоделированиимоделямислужатсхемы,чертежи,формулыит.п.
Обобщение Одноизмыслительныхдействий,присутствуетвлюбойдеятельности,позволяячеловекуобнаруживатьвмногообразиипредметовнечтообщее,необходимоеемудляправильнойориентациивокружающеммире. Эмпирическоеобобщениеосуществляетсяпутемсравнениягруппыпредметов(илипредставленийоних)ивыявленияиходинакового,повторяющегосясвойства. Теоретическоеобобщениеосуществляетсяпутеманализасистемы,которыйсостоитвеёпреобразованиисцельювыявлениянекоторогоабстрактногоисходногоотношениякакгенетическиобщейосновыэтойсистемы.
Прогнозирование Разработкапрогнозов,т.е.вероятныхсужденийосостояниикакого-либоявлениявбудущем.Обычноподразделяетсянанаучно-техническое,экономическое,политическоеисоциальное.
Беседа,анкетирование,опрос Организуетсясцельювыявленияиндивидуальныхособенностейличности,еёмотивов,позиции.Беседаприменяетсянастадииподготовкимассовыханкетныхопросовдляопределенияобластиисследования,пополненияиуточненияданныхмассовойстатистикиикаксамостоятельныйметодсбораинформации.

Контрольныевопросы:

1 Какклассифицируютсяметодыисследования?

2 Перечислитеметодыисследования.

3 Сформулируйтеопределениеэксперимента.

4 Сформулируйтеопределениемоделирования.

5 Ккакомувидуметодовисследованияотноситсяэксперимент?

6 Ккакомувидуметодовисследованияотноситсямоделирование?

7 Какиефакторыповлиялинавозникновениеэкспериментакакметодаисследований?

8 Перечислитеэтапыдидактическогоэксперимента.

9 Охарактеризуйтетестирование.

10 Охарактеризуйтеанализ.

Оформлениерезультатовработы

Оформитьотчётопроделаннойработе,которыйдолженсодержатьисчерпывающиетекстовыеответынапоставленныевопросыс,пояснениями.

Отчетсоставляетсяпоследующемуплану:

- темаиндивидуальногопроекта;

- краткийалгоритмвыполненияпроекта;

- методыисследования,применяемыевходевыполненияпроекта;

- выводы.

Ответитьнаконтрольныевопросы.

Сдатьизащититьработу.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.