Тема урока: «Средства композиции: пропорции, ритм, симметрия, асимметрия. Основные законы и правила композиции» — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Тема урока: «Средства композиции: пропорции, ритм, симметрия, асимметрия. Основные законы и правила композиции»

2021-05-26 44
Тема урока: «Средства композиции: пропорции, ритм, симметрия, асимметрия. Основные законы и правила композиции» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пропорции в одежде

Важнейшим средством создания гармоничного образа являются пропорции.

Пропорции означают соразмерность элементов формы, они определяют гармоничность и целостность костюма и всего образа.                                                                              Пропорции делятся на пропорции равенства и пропорции неравенства

Пропорции равенства

Соотношение частей костюма по длине – вертикальные пропорции членения

Подобие по вертикали за счет горизонтальных линий

Членение по вертикали за счет горизонтальной линии пояса по линии талии

Создают образ уравновешенности, спокойствия, статичное решение комфортности.

Длина костюма, приблизительно равна длине ног

 Создают образ юности.

Соотношение частей костюма по ширине – горизонтальные пропорции членения

Подобие по горизонтали за счет вертикальных линий

Членение по горизонтали за счет вертикальных рельефных швов

 

Пластичное подобие - костюм повторяет фигуру человека

Подобные пропорции представляют собой равное отношение элементов, составляющих костюм. Модели, основанные на подобных пропорциях, вызывают у зрителя ощущение статичности, покоя и рекомендуются для повседневной и домашней одежды.

 

Пропорции неравенства бывают двух видов:

Контрастные пропорции

Пропорции гармонии или «золотого сечения»

Контрастные пропорции.

Линия членения вверху (меньшая часть вверху, большая – внизу). Это может быть: кокетка, реглан-погон, подрезы по линии груди, очень крупные воротники, пелерины.

Создают образ легкости, женственности, молодости

Линия членения внизу (большая часть внизу, меньшая – внизу). Это может быть полупальто, туника и короткая юбка.

Создают образ деловой женщины

Пропорции «Золотого сечения» - самые гармоничные пропорции.                                              

Использование пропорций «золотого сечения» 3/5 в костюме позволяет вызвать у зрителя наиболее гармоничное восприятие и рекомендуется для делового стиля.   

 

 

Комбинированные пропорции – когда в одном костюме присутствуют два или три вида пропорций.

На рисунке контрастные пропорции (кокетка) и пропорции подобия по горизонтали (рельефные швы)

 

 

 


Ритм в одежде

Ритм – чередование, повторение одинаковых или сравнимых композиционных элементов.

 

Ритм придает композиции закономерный законченный вид

 

Если ритм не правильный, то композиция распадается.

 

В одежде три вида ритма:

 

I. Простой, равномерный

II. Пропорционально - последовательный

 III. Радиально – лучевой

 

I. Простой, равномерный

 

1.                                          Одинаковые композиционные элементы с одинаковым      

интервалом

 

2.                                          Одинаковые композиционные элементы без интервала

 

 


3.                                              Группы одинаковых элементов с интервалом

 

 

4.


Раппортный вариант  

 

 

 

 


                          а)                                б)                                    в)

 

 

а) Чередование одинаковых элементов с интервалом (клапаны, пуговицы)

б) Чередование одинаковых элементов без интервала (складки)

в) Раппортный вариант

 

II. Пропорционально – последовательный ритм

 

Этот ритм в одежде всегда рассматривается сверху вниз, поэтому различают пропорционально – возрастающий и пропорционально – убывающий ритмы в одежде.

 

 


1.                                                         Сравнимые элементы с одинаковым интервалом

                                                     возрастают или убывают по массе

 

2.


                                                      Сравнимые элементы убывают или возрастают

                                                       по количеству

 

 


3.                                                             Сравнимые элементы без интервала убывают

или  возрастают по массе

 

 

4.                                                            Повторение композиционных элементов

                                                                   с ритмическим изменением цвета

                                                                    по насыщенности, светлоте

 

 


                                                         

 

 

 

 

 

а)б)                     в)                   г)                       д)

 

а) Пропорционально – возрастающий ритм (чередование сравнимых элементов с интервалом по линии горловины и низу изделия, накладных карманов жакета)

б) Пропорционально – убывающий ритм (чередование сравнимых элементов с интервалом– воротник и манжеты)

в) Пропорционально – возрастающий ритм (чередование сравнимых элементов без интервала – оборка на юбке)

г) Пропорционально – убывающий ритм с ритмическим изменением насыщенности

д) Пропорционально - убывающий ритм (сравнимые элементы убывают по количеству – оборки по линии горловины и низу изделия 

 

 III. Радиально – лучевой ритм

В одежде этот ритм просматривается в виде драпировок, конического кроя.

 

 

 

 

   а)                                б)                                   в)                               г)

 

а) Радиально – лучевой ритм (драпировка на лифе и юбка «годе»)

б) Конический крой воротников

в) Юбка «солнце»

г) Юбка «полусолнце» 

 

Смешанный вид ритма – закономерное соединение двух или трех видов ритма.

 

а) Пропорционально – последовательный ритм (воротник и низ изделия + простой равномерный (застежка)

 

 

б) П ропорционально – последовательный ритм + радиально - лучевой

 

   - сравнимые элементы возрастают по массе с интервалом и имеют конический крой

 

а)                       б)

                           Симметрия и асимметрия одежды

Симметрия — это закономерное расположение одинаковых, равных частей относительно друг друга. В природе и искусстве существует несколько видов симметрии, рассмотрим их последовательно:

 

• зеркальная симметрия — наиболее простой для восприятия и распространенный вид симметрии, когда одна половина предмета или композиции представляет собой как бы зеркальное отражение другой; примером такого вида симметрии может служить фронтальный силуэт фигуры человека в неподвижном состоянии с вертикальной осью (плоскостью) симметрии;

• центрально-осевая симметрия — при этом виде симметрии равные части расположены вокруг центральной оси и при повороте вокруг нее они полностью совмещаются; примерами такой симметрии являются разнообразные розетки, вписанные в круг;

• симметрия винта и спирали — при этом виде симметрии композиция создается путем вращения элементов вокруг оси и одновременно движения вдоль этой оси; в спиральной симметрии элементы могут перемещаться в одной плоскости, постепенно приближаясь к центру.

Симметрия является одним из самых ярких композиционных средств, с помощью которого форма организуется, приводится к порядку, устойчивости и стабильности. В костюме симметрия может наблюдаться в различных проявлениях: в силуэте, в конструкции, размещении деталей, распределении декоративной отделки, цветовых пятен и т. п.

При соблюдении полной симметрии получается вполне равновесная форма, которая отличается некоторой статичностью.

 

 

 

Асимметрия — это средство композиции, в котором равенство частей и одинаковость их расположения заменяется зрительным равновесием непохожих друг на друга частей. Основными средствами создания единства в асимметричной композиции являются согласованность всех ее частей, подчиненность ее элементов композиционному центру, а также расстановка акцентов.


 

Часто асимметрия в костюме достигается за счет внутренних членений формы — горизонтальных, вертикальных и особенно диагональных. Этот эффект может усиливаться благодаря использованию различных по цвету,
рисунку или фактуре тканей.
Асимметричное начало в симметричной форме может развиваться за счет неодинакового расположения функциональных и декоративных деталей, таких как карманы, клапаны, застежки, воротники, кокетки, складки и т. д.

Бытовая повседневная одежда, в которой ее практическая функция преобладает над эстетической, чаще всего имеет симметричную композицию. Это связано с тем, что асимметричное решение композиции не только затрудняет проектирование костюма, но зачастую и его практическое использование.

Симметричная одежда более удобная, но при этом немного скучновата. Решить это противоречие помогает диссимметрия, т. е. частичное нарушение симметрии. Любое отклонение в симметричной системе, устранение или добавление хотя бы мелкой детали, способно привлечь внимание, внести в композицию некоторую напряженность.

Диссимметрия используется как художественное средство композиции в том случае, когда симметричная форма производит излишне строгое впечатление. Диссимметричным акцентом может стать функциональная деталь (например, платочный карман в классическом пиджаке), рисунок декора, а также аксессуар — пояс, платок или шарфик, предмет бижутерии и т. д.

костюм, в котором диссимметричным элементом является застегнутый не по центру пояс.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.