Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2021-05-27 | 23 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Коррекционно-развивающая программа для детей-логопатов старшей группы
Коррекционно-развивающая программа психолога детского сада рассчитана на детей-логопатов (детей с тяжелыми нарушениями речи) - это специальный курс занятий (этюдов, упражнений, игр), направленный на развитие эмоционально-волевой, познавательной сферы, коммуникативных способностей.
Рекомендуется проводить одно занятие в неделю продолжительностью 25-35 мин.
Эмоциональная регуляция поведения является ведущей в дошкольном возрасте, а социальные эмоции играют важнейшую роль в нравственном воспитании и воспитании межличностных отношений. Нравственное развитие и воспитание ребенка стоит начинать с формирования его эмоциональной сферы. Понимание своих эмоций и чувств является важным условием в становлении личности маленького человека.
Цель программы для детей ОВЗ:
- создание у дошкольников позитивного настроения, психокоррекция эмоциональных проявлений (тревожности, агрессивности, импульсивности, конфликтности у детей-логопатов)
- развитие психических процессов (внимания, мышления, памяти), воспитание сострадания, формирование умения освободиться от напряжения;
- эффективная стимуляция всего психического развития;
- социальная адаптация с приобретением социальных навыков и умения верить в свои силы.
Задача коррекционно-развивающей программы:
- создать позитивный настрой и атмосферу «безопасности» в группе сверстников;
- корректировать нежелательные личностные особенности поведения, настроения;
- развивать у детей-логопатов навыки общения и решения конфликтных ситуаций;
- формировать положительные черты характера;
- совершенствовать память, мышление;
- развивать устойчивость и концентрацию внимания;
- повышать уровень контроля эмоционального состояния;
- обучать приемам саморелаксации, снятию мышечного напряжения.
Ожидаемые результаты
После реализации этой программы у детей-логопатов старшей группы уменьшится конфликтность, снизится тревожность, они приобретают коммуникативные способности. Повышается уровень развития психических процессов. Дошкольники овладевают навыками самоконтроля, у них формируются положительные черты характера, они раскрывают свой потенциал.
Занятие 1 из коррекционно-развивающей программы для детей-логопатов
Пояснительная записка к программе
Цель: создать благоприятную атмосферу в группе, удовлетворить потребность в признании, развивать групповую сплоченность, креативное мышление, эмпатию, научить понимать свои чувства, снизить эмоциональное напряжение.
Ход занятия психолога с детьми с нарушениями речи
Упражнение «Давайте познакомимся»
Упражнение проводится в кругу. Каждый участник называет свое имя, рассказывает что-то о себе.
Упражнение «Дополнительные слова в имени»
Психолог. Человека можно назвать по имени, а можно и любимым словом (солнышком, рыбкой).
- А какие вы знаете слова?
- Кто назовет больше?
- А может кого-то будем так называть?
- Как вас дома называют родители?
- Иногда дети называют друг друга некрасиво.
Как?
Вывод: будет хорошо, если мы будем называть друг друга ласково и нежно.
Упражнение «Давайте поздороваемся»
В начале говорим о различных способах приветствия, реальные и шуточные. Предлагаем детям поздороваться плечами, спиной, рукой, носом, щекой. Предложите свой, необычный способ здороваться (нужно придумать на следующее занятие новый способ приветствия).
Игра «Встаньте все, кто...»
Психолог говорит определенную фразу - дети должны встать.
Психолог. Встаньте все, кто:
- любит бегать;
- имеет младшую сестру;
- любит сладости, фрукты;
- имеет собаку;
- любит ходить в детский сад;
- любит животных.
Обсуждение игры.
Упражнение «Как сказать по-другому?»
- Часы идут (ходят)
- мальчик идет (шагает)
- снег идет (падает)
- поезд едет (мчится)
- весна идет (наступает)
- пароход идет (плывет).
Релаксация «Солнышко»
Психолог. От ласковых имен становится тепло, как от солнышка. Давайте мы все попробуем превратиться в солнышка и согреть друг друга.
Ежедневно восходит Солнце, чтобы обогреть всю Землю. Все рады Солнцу! Но пока оно спит. Ночь проходит. Сторож-Месяц ушел отдохнуть и постучал к Солнышку, чтобы оно просыпалось.
А Солнышко сладко спит. Услышало, что в дверь постучали. Раскрылоло глазки, а на улице темно.
Не хочется вставать. Солнышко зевнуло и снова закрыло глаза. Но время не ждет. Надо будить Землю. Солнышко потянулось и встало с кровати. Умыло глаза, рот, щеки. Взяло расческу и расчесало свои золотые волосы-лучики. Они ярко засияли. Солнышко поправило свою одежду и вышло на небо. Вдохнуло свежий воздух и улыбнулось всем.
Обсуждение занятия
Прощание
Каждое занятие заканчивается одним и тем же прощанием. Такая процедура сближает и объединяет детей.
Психолог. Положите руки на плечи друг другу, покачайтесь из стороны в сторону.
Ход занятия психолога с детьми с нарушениями речи
Обсуждение домашнего задания, выбор традиционного приветствия
Игра «Волшебный мяч»
Психолог. Передавайте друг другу мяч, при этом следует сказать что-то хорошее о том, кому его даешь, или какое-то доброе пожелание.
Упражнение «Я умею»
Каждый ребенок пытается вспомнить как можно больше своих умений, не повторяясь. Объединяем умения. А возможно, кто-то что-то плохое умеет? Обсуждение хороших и плохих умений.
Психогимнастика «Надоедливая муха»
Психолог. Представьте, что вы на пляже, солнышко согревает, двигаться не хочется. Вдруг прилетает муха и садится на лоб. Чтобы согнать муху, подвигайте бровями. Муха крутится возле глаз – похлопайте ресницами, перелетает со щеки на щеку - надувайте поочередно каждую щеку, села на подбородок - подвигайте челюстью.
Игра «Запретное число»
Выбирается запрещенное число (например, 3), после этого произносится вслух несколько цифр. Каждый раз, когда звучит запрещенное число, надо хлопать в ладоши.
Игра «Ухо - нос»
Берясь за ухо или за нос, дети повторяют слова и движения, а затем психолог пытается запутать всех (повторение 2-3 раза).
Рисуем автопортрет
Релаксация
Цель: научить приемам саморелаксации (саморасслабления).
Психолог
У реки стоит тишь,
В норе спит мышь,
Вокруг не шумит камыш,
Малыши засыпают ш-шш, ш-шш.
Обсуждение занятия
Традиционное прощание
Ход занятия психолога с детьми с нарушениями речи
Традиционное приветствие
Упражнение «Кто я такой?»
Дети должны как можно больше сказать о себе:
- Кто я такой?
- Что я значу?
Психолог. Каждый человек имеет физическое тело, что это значит? Для чего оно? Для чего нам голова, уши, ноги, руки?
Упражнение «Прислушайся к себе»
Психолог. Дети, прислушайтесь к своему телу!
- Как вы чувствуете себя, как чувствует себя ваше тело, удобно вы сидите, не болит ничего: голова, зубы, руки и т.д.?
- Что делать, чтобы быть здоровым, сильным, чтобы ничего не болело?
- А сейчас прислушайтесь к своим мыслям: о чем вы думаете, мечтаете, чего хотите?
Игра «Запрещенное движение»
Дети садятся полукругом. Психолог показывает различные движения, а дети повторяют их, кроме одного (например, подпрыгивание). Кто ошибся - выбывает из игры.
Упражнение-тренинг «Удержи себя»
Психолог. Когда вы чувствуете, что взволнованы, сердиты, вам хочется кого-то ударить, что-то бросить - очень простой способ доказать себе, что можете овладеть собой и удержаться, показать силу воли: нужно обхватить ладонями свои локти и сильно прижать руки к груди - это поза сдержанного человека.
Упражнение «Составляем чемодан злых, недобрых слов»
Цель: снятие эмоционального напряжения.
- Какие слова мы положим в чемодан (корзина)?
- Что с ними сделаем? (Уничтожим.)
Дыхательная гимнастика «Одно большое животное»
Дети становятся в круг и берутся за руки.
Психолог. Представьте себе, что мы - одно большое животное. Будем дышать все вместе: шаг вперед - вдох, шаг назад - выдох (3-4 раза).
Релаксация
Цель: учить приемам саморасслабления.
Психолог
Руки на коленях,
Кулачки сомкнули,
Давим изо всех сил,
Подержали немного,
Раз - и отпустили (повторить 2-3 раза).
Обсуждение занятия
Традиционное прощание
Ход занятия психолога с детьми с нарушениями речи
Традиционное приветствие
Этюд «Насос и мяч»
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Психолог предлагает поделиться на пары. Один выполняет роль «мяча», второй - «насоса».
«Мяч надутый» - ребенок сидит на корточках.
«Насос надувает мяч» - ребенок делает движения руками, сопровождая звуками «с-с-с».
«Мяч становится все больше» - ребенок постепенно встает, надувает щеки, поднимает руки вверх.
«Насос заканчивает работу» - ребенок делает вид, будто выдергивает шланг.
«Мяч снова сдувается» - ребенок медленно садится, выпускает воздух, опускает руки. Упражнение повторяется несколько раз.
Упражнение «Дополни предложение»
- Если мне грустно, то...
- Если я болею, то...
- Если мне мешают, то...
- Если мне весело, то...
Игра «Посмотри в зеркало»
Психолог предлагает взглянуть в зеркало и сделать артикуляционную гимнастику для языка («машина заезжает в гараж и выезжает»), губы (надуться, улыбнуться, покривляться).
Игра «Что мы видели - не скажем, а что делали - покажем»
Выбираем ведущего, он выходит за дверь. Дети, которые остаются, договариваются, какие движения будут выполнять. Затем предлагают ведущему, а он говорит:
- Здравствуйте, дети!
- Где вы были?
- Что вы видели?
Дети хором отвечают:
- Где мы были - не скажем, а что делали - покажем.
Ведущий отгадывает.
Игра «Найди точное слово»
- Круглое, сладенькое, румяненькое - что это?
- Вкусное, большое, круглое - что это?
- Маленькое, красненькое, растет на дереве - что это?
- Маленькое, красненькое, растет на кусте - что это?
Психолог. Назовите, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие и тому подобное.
Вспомните, кто из животных как передвигается: ворона (летает), рыба (плавает), лошадь (скачет) и др.
Релаксация
Цель: научить приемам саморасслабления.
Психолог. Веки хотят спать, закрываются глаза. Мы тихо засыпаем, в сон мы погружаемся. Греет солнышко сильнее, отдыхаем в тишине. Всех нас окутывает спокойствие, и ласковое, и глубокое.
Обсуждение занятия
Традиционное прощание
Ход занятия психолога с детьми с нарушениями речи
Традиционное приветствие
Игра «Противоположные слова»
Психолог. Помогите найти слово, противоположное по содержанию: высоко - низко, далеко - близко, трус - храбрый, начало - конец, широко - узко, глубоко - мелко.
Упражнение «Будь внимателен»
Цель: создание благоприятной атмосферы. Психолог произносит слово зайчик - дети прыгают, птички - размахивают руками, коньки - ударяют ногой об пол, как копытом, раки - два шага назад, рыбы – как-будто плывут.
Чтение сказки «Пчела и Оса»
Жили две подруги - Пчела и Оса. Они имели много общего. Обе были обладательницами нежных прозрачных крыльев, которые носили их по полям и лугам, обе любили ласковое солнышко, и обе защищались от врагов с помощью маленького колючего жала.
Но в этом, к сожалению, прятались различия между Хорошей Пчелой и Злой Осой. Да-да, Пчела была хорошей, а Оса - злой. Почему так с ними случилось? А вот какая причина. Когда наши подруги были еще молодыми и беззаботными, они полетели далеко от знакомого луга и оказались в парке, где играли много детей. Дети были веселые, искали новых интересных знакомств. Поэтому увидев двух хорошеньких летучих подружек, решили подружиться с ними. Самые смелые протянули руки к их крылышкам (ведь они заменяют насекомым ручки) и...
Вот здесь и произошло самое главное в жизни Пчелы и Осы. Обе сразу ужалили смельчаков. Но Пчела, увидев, как поморщился от боли мальчик, так пожалела о своей привычке выпускать жало, что чуть не умерла от жалости к мальчику. В тот же миг она решила: «Я буду защищаться так только для обороны. Я не хочу причинять боль другим, а хочу делать добро». Пчела придерживалась данного слова, поэтому начала собирать мед и пыльцу с цветков. Люди стали строить для нее избушки-ульи и даже подкармливали в трудное время.
Но не тут то было с Осой. Ужалив мальчика, она еще больше надулась от черной злобы, когда увидела, как больно ему стало. Жалости к мальчику у Осы не было совсем, волна жестокости застилала ей глаза, и Оса желала всем только зла, зла, зла.
И был удивительно! Как бы изначально и были похожи Пчела с Осой, но изменения в их поведении сделали их вполне отличными. Там, где всегда радушно ждали Пчелку, прогоняли и даже хотели уничтожить Осу. Ее природная злость делала соседство с ней несносным, отсутствие доброты не добавляло ей друзей, а большая злость стала бременем даже для нее самой.
И как-то одинокая Оса начала просить помощи: «Помогите мне стать другой!».
Обсуждение сказки.
Этюд «Тух-тиби-дух»
Цель: устранение негативных эмоций.
Психолог. Я по секрету вам скажу волшебное слово против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы это волшебное слово подействовало, надо ходить по комнате и ни с кем не разговаривать. Когда вы захотите поговорить с кем-то остановитесь, посмотрите другому ребенку в глаза и сердито-пресердито произносите волшебное слово: «Тух-тиби-дух». Затем дальше двигайтесь по комнате, время от времени останавливайтесь перед кем-то и снова произносите волшебное слово.
Упражнение «Беги, беги, злость»
Цель: снятие агрессии.
Раздайте каждому ребенку лист чистой бумаги. Дайте задание - сильно смять его и при этом говорить: «Беги, беги, злость». Затем все идут выбрасывать бумагу.
Обсуждение чувств
Психолог. А еще, когда вы начинаете сердится, можно спеть веселую песенку, поиграть с мячом.
Релаксация
Дети сидят на коврике. Один ребенок выполняет роль Феи Сна. К кому он прикасается палочкой, тот засыпает. Так постепенно должны заснуть все дети. Когда Фея хлопнет в ладоши - все просыпаются.
Обсуждение занятия
Традиционное прощание
Ход занятия психолога с детьми с нарушениями речи
Традиционное приветствие
Игра-имитация «Пофантазируем и изобразим мимикой»
Детям предлагают с помощью мимики и жестов изобразить: горячий утюг, будильник, чайник, телефон, звонок.
Упражнение «Закончи предложение»
Цель: развитие понятийного мышления.
1. Лимоны кислые, а сахар -...
2. Собака лает, а кошка -...
3. Трава зеленая, а небо -...
4. Зимой холодно, а летом -...
5. Утром мы завтракаем, а днем -...
6. Лодка плывет, а машина -...
7. У человека две ноги, а у животного -...
8. Птицы живут в гнездах, а люди -...
Упражнение «Меняем лицо»
Один ребенок сидит на стульчике и делает злое лицо. Другие подходят к «злюке», гладят и говорят добрые слова. Когда «злюка» улыбнется - другой ребенок занимает его место.
Игра «Тропинка»
Цель: развитие дисциплинированности, сплоченности.
Дети играют, если слышат, как психолог говорит «Тропинка», - все становятся друг за другом и кладут руки на плечи того, кто стоит впереди. Если «Копна» - идут к середине круга, выставив руки вперед. Если «Дождик» - приседают, положив руки на голову.
Упражнение «Держи себя»
Цель: контроль и саморегуляция поведения.
Психолог говорит, что, когда возникает желание кого-то ударить, что-то бросить или поломать игрушку, очень простой способ доказать свою силу: нужно обхватить ладонями локти и сильно прижать руки к груди - это поза сдержанного, сильного духом человека. Дети повторяют жесты за психологом.
Релаксация
Цель: учить приемам саморасслабления.
Психолог.
Напряжение отлетело, расслабленное все тело. Как будто мы лежим на траве, на зеленом, мягком ковре, дышим легко, глубоко... Солнце греет, с нами играет, ручки согревает. Солнце греет, с нами играет, наши ножки согревает... Дышим легко, глубоко...
Обсуждение занятия
Традиционное прощание
Ход занятия психолога с детьми с нарушениями речи
Традиционное приветствие
Игра «Закончи выражения»
1. Пластилин мягкий, а камень... (твердый).
2. Ручей мелкий, а река... (глубокая).
3. Ягоды смородины мелкие, а клубники... (большие).
4. Покупаем картофель сырой, а едим... (вареный).
5. Лес густой, а иногда... (редкий).
6. Кашу варят густую, а суп... (жидкий).
Упражнение «Расскажем и покажем»
Цель: развивать координацию движений. Дети становятся полукругом напротив психолога и выполняют движения, которые упоминаются в стихотворении: Руку правую - на плечо, Руку левую - на плечо, Руку правую - на бочек, Руку левую - на бочок, Руку вверх руку вниз, руки в стороны, руки вниз, налево повернись, и направо повернись. (Упражнение повторяется несколько раз.)
Игра «Дом - домина»
Скажите слово ласково: стол - столик, лопата - лопатка, дуб - дубок, дождь - дождик, облако - облачко, погода - погодка, река – речка, часы - часики, шапка - шапочка, друг - дружок, собака - собачка.
Этюд «Два барана»
Цель: устранить невербальную агрессию, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение.
Дети становятся парами друг напротив друга на расстоянии 25-ЗО см. Руки держат за спиной, касаются лбами. По сигналу начинают «толкать» друг друга легкими движениями. Надо удержать равновесие, не отрывать стоп от пола.
Арт-терапия «Рисование своего настроения»
1. Рисуйте, что хотите.
2. Выберите карандаши, которые вам понадобятся.
3. Помните, какие вы красивые, умные, милые!
Это важно.
Релаксация «Цветок»
Цель: снятие психологического напряжения.
Психолог. Присядьте, опустите голову и руки. Представьте, что вы зернышки, из которых вырастут замечательные цветы. Вот теплые лучи солнца достигли земли и согрели в ней зернышко. Из ростка вырос волшебный цветочек (дети встают и разводят руки в стороны). Цветок томится на солнце. Подставьте под тепло каждый лепесток, поворачивая голову за солнышком (дети поднимают подбородок и представляют, что смотрят на солнце из-под прикрытых век, улыбаются, медленно поворачивают голову вправо-влево).
Затем рассказывают, что чувствовали, когда были цветком.
Обсуждение занятия
Традиционное прощание
Ход занятия психолога с детьми с нарушениями речи
Традиционное приветствие
Игра «Горная тропа»
Цель: развитие сотрудничества и взаимодействия.
Психолог. Представьте, что вы высоко в горах. Перед вами - бездна, через которую надо перебраться. Вы двигаетесь навстречу друг другу. Надо не упасть в бездну. Помните, что вы идете по узкой тропинке и узкому мостику через бездну. Бездна шириной 2 м, мостик и тропа - 25-ЗО см.
Дети становятся в пары, движутся навстречу друг другу, перебираются через бездну.
Какая пара прошла лучше? Почему? Проявите внимательность к партнеру, ведь, отказавшись от бессмысленного упрямства, можно преодолеть трудности.
Вывод: только помогая друг другу, внимательно прислушавшись к партнеру, можно преодолеть трудности.
Упражнение «Угадай загадку»
Предложите детям отгадать загадки:
1. Хвост длинный, сама маленькая, боится очень кошки. (Мышка.)
2. Сладкая, красная, на грядке растет. Что это? (Клубника.)
3. Раньше всех встает, кричит «Ку-ка-ре-ку». (Петух.)
4. Кто громко лает и в дом не пускает? (Собака.)
5. В дупле на старом дубе живу, в густом лесу.
Хожу в пушистой шубе, орешки грызу. (Белка.)
Игра «Будь внимателен»
Дети становятся в круг. Психолог берет мяч, выходит в центр круга, называет имена детей и бросает мяч. Ребенок, услышав свое имя, должен поймать мяч и бросить его обратно. Игра проводится в быстром темпе.
Упражнение на расслабление «Шалтай-болтай»
Дети становятся в круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга и поворачивают корпус тела справа и слева. Руки при этом свободно болтаются вдоль тела. Психолог говорит:
Шалтай-болтай сидел на стене,
Шалтай-болтай свалился во сне.
(Дети приседают или падают на ковер.)
Игра «Птица - рыба - зверь»
Психолог держит бубен. Дети становятся в круг и по очереди повторяют: «Птица - рыба - зверь». Когда психолог ударит в бубен, тот, кто в это время говорит слово, должен назвать птицу, рыбу или зверя. Кто не называет - выбывает из игры (шаг назад).
Релаксация
Психолог
Веки спать хотят, закрываются глаза. Мы тихо засыпаем, в сон мы погружаемся. Греет солнышко сильнее, отдыхаем в тишине. Всех нас окутывает спокойствие, ласковое, и глубокое.
Обсуждение занятия
Традиционное прощание
Ход занятия психолога с детьми с нарушениями речи
Традиционное приветствие
Игра «Кричали - шептали - молчали»
Психолог показывает три цветных квадрата. Дети должны внимательно следить за ними: если красный - можно прыгать, бегать, кричать, если желтый - можно перешептываться, если синий - нужно замереть на месте и молчать.
Упражнение «Пропущенные слова»
Произносим предложения, а дети вставляют пропущенные слова:
1. Кошка поймала в саду...
2. Шерсть у кошки -..., когти -...
3. Дождик пошел, из-за облаков выглянуло...
4. Дворник взял метлу, он будет...
5. Пришел почтальон, он принес...
6. Коля не пошел сегодня в детский сад, потому что...
Игра «Что бывает...?»
Необходимо подобрать к предложенному цвету больше предметов:
- зеленый -... (елка, трава, помидор, забор)
- красный -... (брюки, клубника, помидор, крыша)
- синий -... (небо, карандаш, бумага, платье, сумка).
Игра «Самолеты»
Дети сидят на корточках друг с другом - «самолеты на аэродроме». Психолог говорит: «Самолеты загудели, загудели, поднялись и полетели». Дети гудят сначала тихо, тихо, потом все громче, поднимаются и начинают бегать по залу, разведя руки в стороны. Полетели и сели. Дети снова садятся на корточки, ждут команды психолога. Это повторяется несколько раз. В конце игры «самолеты прилетают к морю» - дети садятся на стулья или ложатся на ковер так, чтобы не задеть друг друга.
Психогимнастика «Солнечный зайчик»
Дети садятся на ковер и закрывают глаза. Психолог. Мы играли, веселились и немного устали. Пришли отдохнуть и задремали.
Но солнечный лучик коснулся глаз - откройте глаза, коснулся лица - пошевелите бровями, коснулся губ - пошевелите губами, коснулся подбородка - пошевелите челюстью, коснулся плеч-поднимите и опустите плечи, коснулся рук - встряхните рукавами, коснулся ног - лягте на спину и подвигайте ногами.
Солнечные лучи поигрались с вами и пропалли - вставайте, дети.
Обсуждение занятия
Традиционное прощание
Ход занятия психолога с детьми с нарушениями речи
Традиционное приветствие
Обсуждение своего настроения и настроения соседа.
Игра «Чем похожи и чем отличаются?»
- сосулька и снег,
- коньки и лыжи;
- банан и апельсин;
- зеркало и фотография;
- деревья и цветы;
- муравей и человек;
- стол и стул.
Этюд-пантомима
Изобразите: горячий утюг, будильник, чайник, телефон.
Быстро назовите: живое и неживое, красивое и некрасивое, съедобное и несъедобное.
Игра «Игла и нить»
Нужно выбрать ведущего - он будет «иголкою», другие дети- «нитью». «Игла» бегает по комнате и петляет, а «нить» - за ней. Игра проводится 2-3 раза с разными ведущими. Хорошо, если роль иглы выполняет застенчивый, замкнутый ребенок.
Игра «Противоположности»
Детям предлагают догадаться, какие предметы или явления могут иметь следующие свойства:
- острый - тупой (нож);
- горячий - холодный (утюг)
- добрый - злой (собака)
- веселый - грустный (человек)
- глубокое - мелкое (озеро, море);
- быстрый - медленный (автомобиль, поезд)
- идет - стоит (часы, человек).
Игра «Испорченный телефон»
Придумайте слово и передайте другому шепотом. Последний игрок говорит вслух слово, проверяем, кто что слышал, или кто-то испортил телефон. Кто испортил - садится обратно.
Упражнение «Мне удалось»
Цель: научить дошкольников находить выход из сложной ситуации.
Психолог предлагает различные ситуации: товарищ не пригласил на день рождения, тебя дразнят, тебе не купили игрушку, которая понравилась. Дети предлагают варианты действий, за что им дают разные кружочки. Правильный ответ - зеленый, неправильная - красный.
Важно, чтобы все дети имели возможность придумать свой способ в сложной ситуации.
Релаксация
Цель: обучение приемам саморасслабления. Мы - маленькие зайчата. Мы гуляем в долине...
Плечи ровно следует держать, а руки на коленях. Дышим ровно, глубоко, спокойно... А теперь одну минуту зайчата отдохнет. Ручки у нас легкие и свободные... Дышим ровно, глубоко, спокойно.
Обсуждение занятия
Традиционное прощание
Ход занятия психолога с детьми с нарушениями речи
Традиционное приветствие
Игра «Цветок, дерево, фрукт»
Цель: развивать способность к переключению внимания, памяти, мышления.
Дети сидят в кругу. Психолог говорит: «Цветок, дерево, фрукт». Тот игрок, на котором закончилась считалка, должен их быстро назвать (пока психолог посчитает до трех), причем названия не должны повторяться. Если ответ неправильный или повторяется - ребенок выбывает из игры. Игра продолжается, пока не останется один игрок.
Этюд «Корабль и ветер»
Цель: провести дыхательную гимнастику, снизить эмоциональное напряжение, тревожность.
Психолог. Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки. А теперь сильно выдохните воздух через рот, и пусть вырвется на волю ветер, который подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер.
Упражнение можно повторять трижды.
Игра «Назови одним словом»
Цель: развитие внимания, памяти, мышления.
Дети стоят в кругу, психолог бросает ребенку мяч и называет три предмета. Ученик должен назвать их одним словом:
- стол, стул, шкаф (мебель);
- ель, береза, дуб (деревья)
- огурец, помидор, картофель (овощи)
- волк, лиса, медведь (животные)
- вишня, слива, яблоко (фрукты)
- дятел, ласточка, воробей (птицы)
- ромашка, роза, лилия (цветы)
- автобус, самолет, трамвай (транспорт).
Игра «Сова»
Дети выбирают ведущего - сову, которая садится в гнездо и спит. Все бегают, прыгают. Затем ведущий говорит «Ночь». Сова открывает глаза и начинает летать. Все игроки должны замереть. Кто пошевелится или засмеется - становится совой. Игра отвлекает от гнетущих переживаний, возвращает хорошее настроение.
Этюд «Зайцы и слоны»
Цель: повышать самооценку.
Психолог. Сначала мы будем зайцами. Скажите, когда заяц чувствует опасность, он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Опускает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, его хвостик и лапки трясутся и тому подобное. (Дети показывают.) Покажите, что делают зайцы, когда слышат шаги человека? (Дети разбегаются «по кустам», скрываются.) А что делают зайцы, когда видят волка? (Психолог играет с детьми.)
А теперь мы будем с вами слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величественно и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет! Они дружат с ним, и когда его видят, спокойно идут дальше. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра...
Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона. После проведенного упражнения садятся и обсуждают, кем им больше нравится быть и почему.
Обсуждение занятия
Прощание
Коррекционно-развивающая программа для детей-логопатов старшей группы
Коррекционно-развивающая программа психолога детского сада рассчитана на детей-логопатов (детей с тяжелыми нарушениями речи) - это специальный курс занятий (этюдов, упражнений, игр), направленный на развитие эмоционально-волевой, познавательной сферы, коммуникативных способностей.
Рекомендуется проводить одно занятие в неделю продолжительностью 25-35 мин.
Эмоциональная регуляция поведения является ведущей в дошкольном возрасте, а социальные эмоции играют важнейшую роль в нравственном воспитании и воспитании межличностных отношений. Нравственное развитие и воспитание ребенка стоит начинать с формирования его эмоциональной сферы. Понимание своих эмоций и чувств является важным условием в становлении личности маленького человека.
Цель программы для детей ОВЗ:
- создание у дошкольников позитивного настроения, психокоррекция эмоциональных проявлений (тревожности, агрессивности, импульсивности, конфликтности у детей-логопатов)
- развитие психических процессов (внимания, мышления, памяти), воспитание сострадания, формирование умения освободиться от напряжения;
- эффективная стимуляция всего психического развития;
- социальная адаптация с приобретением социальных навыков и умения верить в свои силы.
Задача коррекционно-развивающей программы:
- создать позитивный настрой и атмосферу «безопасности» в группе сверстников;
- корректировать нежелательные личностные особенности поведения, настроения;
- развивать у детей-логопатов навыки общения и решения конфликтных ситуаций;
- формировать положительные черты характера;
- совершенствовать память, мышление;
- развивать устойчивость и концентрацию внимания;
- повышать уровень контроля эмоционального состояния;
- обучать приемам саморелаксации, снятию мышечного напряжения.
Ожидаемые результаты
После реализации этой программы у детей-логопатов старшей группы уменьшится конфликтность, снизится тревожность, они приобретают коммуникативные способности. Повышается уровень развития психических процессов. Дошкольники овладевают навыками самоконтроля, у них формируются положительные черты характера, они раскрывают свой потенциал.
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!