Глава 2.Вестфальская международная система - важный этап в эволюции международных отношений — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Глава 2.Вестфальская международная система - важный этап в эволюции международных отношений

2021-05-27 41
Глава 2.Вестфальская международная система - важный этап в эволюции международных отношений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Введение. 2

Глава 1.Основные характеристики международной системы.. 5

Глава 2.Вестфальская международная система - важный этап в эволюции международных отношений. 9

2.1 Принципы и особенности Вестфальской международной системы.. 9

2.2 Складывание «баланса сил» после Вестфальского мира. 11

3.Традиционные подходы к изучению Вестфальской международной системы.. 13

3.1 Различные подходы к изучению международных систем.. 13

3.1 Подход Р. Арона и М. Каплана к изучению международных систем.. 14

3.2 Синтез историко-социологического и эвристического подходов к изучению международных систем.. 15

3.3. Эмпирический и другие подходы к изучению международных отношений. 17

4.Три тенденции регулирования поведения государств во внешнем мире. 19

Заключение. 25

Список используемой литературы.. 27

Введение

Общеизвестно, что историю человечества можно рассматривать с различных точек зрения. Так, с точки зрения хозяйственно-экономической, например, она предстает как история изменений способов производства, логику которых глубоко проанализировал К. Маркс. А с точки зрения геополитической историю можно представить как последовательную смену силовых контуров «мирового порядка», или геополитических эпох. Каждая геополитическая эпоха характеризуется своеобразным балансом сил на международной арене, уникальной конфигурацией границ и зон влияния, формирующих то глобальное геополитическое поле, в котором вынуждены действовать главные субъекты истории.

Поэтому актуальность данной темы в настоящее время представляется несомненной, так, например, возникающая на обломках СССР новая геополитическая эпоха, несомненно, тоже будет иметь свои специфические параметры, которые самым серьезным образом придется учитывать России, если она хочет выжить и возродиться после очередной национально-государственной катастрофы.

В данной работе рассматриваются проблемы, вызывающие все больший научный и политический интерес: система, структура и процесс развития международных отношений.

Для исследования огромное значение имеют как классические труды, представленные крупнейшими мыслителями прошлого - Аристотеля, Ф.Бекона, М.Вебера, Т.Гоббса, Г.Гегеля, Э.Дюргейма, И.Канта, Н.Макиавелли, Платона, и других. Использован огромный потенциал идей, содержащихся в трудах российских исследователей - Н.А.Бердяева, В.И.Вернадского,Н.Я.Данилевского, К.Д.Кавелина, В.С.Соловьева, Н.Ф.Федорова, К.Э.Циолковского, П.Б.Струве, И.А.Ильина, так и изучение в рамках теории международных отношений таких проблем, как исторические аспекты и  системы, теории международных отношений, модели мироустройства. Здесь важны работы Т.А.Алексеевой, А.Г.Арбатова, А-Д.Богатурова, А.Г.Володина, Г.И.Гантмана, А.В.Загорского, А.А.Злобина, В.М.Кулагина, С.В.Кортунова, В.А.Кременюка, Г.Н.Новикова, Э.А.Позднякова, С.М.Рогова, К.Э.Сорокина, Д.В.Тренина, И.Г.Тюлина, В.Б.Тихомирова, М.А.Хрусталева, П.А.Цыганкова.

Важнейшим методологическим принципом «века» корпуса наук о человеке и обществе, как известно, является принцип историзма. Таким образом, чтобы понять современную геополитическую эпоху, уяснить логику поведения (А.В.Торкунов  Альманах «Космополис» c. 61) основных субъектов мировой политики, а значит - спрогнозировать их действия, необходимо рассмотреть геополитические реалии в исторической ретроспективе, проанализировать, как менялась расстановка сил на мировой арене из века в век.

Целью данной работы является раскрытие ключевых особенностей современной системы государств и принципы межгосударственной  системы международных отношений, в основу которых положен принцип территориального суверенитета в отношениях между государствами, хотя сама концепция территориального суверенитета была сформулирована раньше.

За отправную точку анализа целесообразно принять дату заключения Вестфальского мирного договора (1648). Вестфальская система международных отношений породила концепцию равновесия сил как способа регулирования международных отношений. Именно Вестфальской системой международных отношений были заложены основные принципы современной мировой политики. Политики, в которой главными действующими лицами являются так называемые «национальные государства», или нации-государства. Появление такого рода государств - важнейший признак, ознаменовавший наступление Нового времени, с приходом которого мир вступил на путь индустриального развития.  С середины XVII века мировая история прошла через четыре геополитических эпохи, каждая из которых устанавливала свой собственный мировой порядок, характеризовавшийся новым балансом сил, новыми «правилами игры» на международной арене и разделением мира на новые зоны влияния. Это Вестфальская, Венская, Версальская и Потсдамская эпохи. Каждая из них уничтожалась революциями: французской буржуазной, промышленной, пролетарской и технологической. Всякий раз возникновению нового мирового порядка, фиксировавшего новый баланс сил, предшествовали грандиозные войны: Вестфальской эпохе - опустошительная для Европы Тридцатилетняя война, Венской - наполеоновские походы, Версальской - первая мировая война, Потсдамской - самая кровопролитная в истории человечества вторая мировая...

                                                                                                                                                                  

Глава 1.Основные характеристики международной системы

Любая международная система базируется на органическом сочетании военной, экономической, политической и идеологической власти различных стран и народов. Поэтому она охватывает множество сфер: экономические, дипломатические, политические, военные, культурные и т.д. При этом важно учесть, что взаимосвязи культур не всегда носят институционализированный характер и не всегда поддаются государственному регулированию. Вместе с тем очевидно и то, что на международные экономические и политические отношения определенное влияние могут оказать национальные общности или те или иные национальные диаспоры, обосновавшиеся за пределами своей исторической родиной.

Международная система формируется с целью реализации определенного комплекса экономических, социальных, политических и иных интересов, так или иначе затрагивающих все субъекты этой системы. Независимо от того, о каких интересах идет речь - о безопасности, экономических выгодах, идеологических целях и т.д., - достижение их государствами во многом зависит от характера международной системы. Последний определяется типом и мощью господствующих в ней акторов: империями, национальными государствами, союзами, наднациональными и интернациональными организациями и т.д. Восхождение и упадок системы греческих городов-государств, упадок средневековой европейской системы государств и возникновение европейской системы национальных государств XIX-XXвв. служат примерами, подтверждающими обоснованность этого тезиса.

Как правило, основные характеристики международной системы всегда,так или иначе отражали усилия индивидуальных государств или групп государств, направленных на трансформацию институтов и всей этой системы для реализации своих интересов.

Любое государство, тем более крупное, стремится увеличить свои вес и влияние за счет других членов международного сообщества. С помощью угроз или действительного применения силы, формирования коалиций и завоевания зон влияния оно стремится создать такую международную среду и такие правила международной политической игры, которые позволяли бы ему реализовать свои интересы и цели.

Иначе говоря, одним из важнейших принципов функционирования международной системы является стремление государств получить контроль над поведением других акторов международной системы. При этом  очевидно, что интересы конкретных субъектов этой системы могут вступать и вступают в конфликт друг с другом. Организационные принципы этой системы, формы реализации интересов, как правило, отражают относительные вес и влияние различных акторов.

Более того, контроль над международной системой базируется на распределении сил и ресурсов между ее акторами, будь то отдельные государства или коалиции государств. Начиная с Древнего мира вплоть до исхода ХХ столетия в международной политике, как правило, доминировали великие военно-политические державы. Именно они устанавливали правила международной политической игры, определяли характер самого политического дискурса, структуру международной арены, располагали возможностями разрешать споры между малыми государствами или малыми и великими державами на приемлемых  для последних условиях. Они контролировали или могли контролировать решение всех вопросов, касающихся распределения мировых ресурсов, особенно тех, которые рассматривались ими как приоритетные.

Именно конфигурация распределения сил показывает, кто именно фактически правит международной системой и чьим интересам она более всего отвечает. В руках доминирующих в международной иерархии держав сосредоточиваются организация и контроль над процессами взаимодействия всех участников системы. Или, как отмечал Р.Арон, «структура международных систем всегда носит олигополистический характер».

Рассуждая в этом духе, Р. Гилпин, пришел к выводу, что на протяжении всей истории для международных систем были характерны три типа контроля:

1) имперский, или империалистический, - одно единственное могущественное государство контролирует остальные более слабые и мелкие государства;

2) биполярный - две могущественные державы контролируют и регулируют взаимодействия в пределах своих сфер влияния;

3) баланс сил - три или более государств контролируют действия друг друга с помощью дипломатических маневров, смены союзов и открытых конфликтов. Доминирующие государства или империи организуют и сохраняют сеть политических, экономических и других отношений внутри системы и особенно в их собственных сферах влияния. Они составляют и реализуют основополагающие правила, нормы и права, которыми руководствуются сами, а также более мелкие и слабые государства.

Нарушение равновесия и смена лидеров в международной иерархии приводит к экономическим, политическим и технологическим изменениям, в результате которых либо значительно увеличиваются потенциальные выгоды, либо уменьшаются потенциальные издержки одного или нескольких государств. Предупреждение потерь или увеличение выгод того или иного государства или группы государств становится в их глазах стимулом для содействия изменениям системы.

В конечном итоге происходит разрыв между существующей международной системой и потенциальными выгодами (потерями) конкретных государств, получаемыми от происходящих в ней изменений. Это ведет к кризису в международной системе.

Хотя кризис возможно устранить мирными путями и средствами, все же главным механизмом его разрешения на протяжении всей истории была, как говорил Р. Гилпин, война за гегемонию, т.е. война, призванная определить, какое именно государство или группа государств займет доминирующее положение в международной системе. Последующий за гегемонистской войной мир характеризуется переустройством политических, территориальных и других основ системы.

Таким образом, цикл изменений завершается тем, что гегемонистская война и следующий за ней мир создают новые статус-кво и равновесие, отражающие новое распределение сил в системе. Как правило, в периоды стабильности и установившегося порядка международная система существует в состоянии некого гомеостазиса или динамического равновесия, хотя на уровне межгосударственных отношений и происходят постоянные изменения тактического уровня.

Можно сказать, что равновесие сил в принципе присутствует в любом политическом процессе, в том числе и мировом. Главную роль в этом процессе играет ведущая держава, проводящая политику, направленную на достижение равновесия и стабильности международной системы.

Любая великая держава ревниво следит за тем, чтобы какая-либо другая великая держава не стала еще более могущественной за счет поглощения более мелких стран. Поэтому конфликты, споры между индивидуальными акторами в системе не подрывают определяющие характеристики системы. Например, на равновесие, достигнутое между великими европейскими державами на Венском конгрессе (1814), не повлияли ограниченные конфликты и дипломатические маневры, оно распалось в результате глубоких экономических, технологических и политических сдвигов во второй половине XIXв.

Но при этом важно отметить, что хотя международная система и налагает определенные ограничения на поведение всех акторов, по крайней мере, первоначально она благоприятствует интересам наиболее сильных. Время от времени интересы различных акторов и баланс сил между ними в результате экономических, технологических и иных факторов изменяются. Причем те акторы, которые выгадывают от этого, склонны стремиться изменить систему так, чтобы она в наибольшей степени отвечала их интересам. Новая система будет отражать новое соотношение сил и интересов.

 

Заключение

Подводя итоги рассмотрению проблемы законов функциони­рования и трансформации международных систем, следует при­знать плодотворной уже саму ее постановку, которая позволила показать зависимость поведения государств на мировой арене от формируемой ими международной системы, связь частоты и ха­рактера межгосударственных конфликтов с ее структурными ха­рактеристиками, необходимость учета системообразующих фак­торов в дипломатии. Уже сама идея о существовании системных законов в международных отношениях дает возможность рассмат­ривать международные системы как результат принятия рядом государств определенного политического, экономического и иде­ологического статус-кво на международной арене, на общепла­нетарном, региональном или субрегиональном уровне. С такой точки зрения, каждая международная система является ничем иным, как неформальной институализацией соотношения сил между государствами в соответствующем пространственно-вре­менном контексте.

В то же время было бы наивным считать, что существующие в науке о международных отношениях законы функционирования и трансформации международных систем обладают такой степенью строгости, которая позволяла бы делать на их основе безошибоч­ные прогнозы. Более того, они, по сути дела, оставляют «за скоб­ками» исследование основных причин международных конфлик­тов. Сводя международные отношения к межгосударственным взаимодействиям, они неоправданно ограничивают понятие меж­дународной системы только теми государствами, между которы­ми существуют прямые регулярные сношения и прямой взаим­ный учет военной силы. Но, как верно подчеркивает Б.Ф. Поршнев, «есть обширная область косвенных, подчас несознаваемых действующими лицами зависимостей, без которых, однако, пред­ставление о системе остается неполным» (Б.Ф. Поршнев Франция, Английская революция и европейская политика в середине XVII века. — М., 1970, с. 10).

 Гносеологически это объясняется тем, что ни одна система, до­стигшая определенного уровня сложности, не может быть позна­на полностью. Отсюда — то противоречие, на которое обратили внимание Б. Бади и М.-К. Смуц: системный подход рассматрива­ется как метод выявления определяющих состояние системы раз­личных способов сочетания ее элементов, однако как только ис­следователь выходит за рамки относительно простых систем, ос­нования для того, чтобы считать правильными делаемые им вы­воды, значительно уменьшаются.

Кроме того, в науке о международных отношениях до сих пор отсутствует общепринятое понимание структуры международной системы, а то, по которому имеется достаточно высокая степень согласия, является, как мы уже могли убедиться, слишком узким даже с учетом всех своих измерений. Поэтому многие исследова­тели отказываются от него, не предложив, однако, более прием­лемого.

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1.Загорский А.В. Монополярность: новое качество международных отношений? Альманах "Космополис". М., 1997.

2. Злобин А.А. Не однополюсность, но глобальная система управления; там же. 3.Кулагин В.М. Современные теории международных отношений. "Международная жизнь', 1998. №1. С. 1-5;

4.Новиков Г.А. Теория международных отношений. Иркутск. 1996;

5.Поздняков Э.А. Внешнеполитнческая деятельность и международные отношения. М., 1986;

6.Киссенджер Г. Дипломатия. Пер. с англ. М., 1997.с 55.

7.Цыганков П.А.Международные отношения: Учебное пособие. — М.Новая школа, 1996.

8.Поздняков Э. А. Геополитика. - М., 1995.

9.Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Полис. - 1994. - № 1.

10.Современные международные отношения под ред. А.В. Торкунова Альманах «Космополис»c. 61

11.Арон Р. Мир и война между народами, с.103, с183.

12. М Каплан «Система и процесс в Международной политике».

13.Ж. Унцингер Введение в международные отношения, стр. 159.

14.Р. Роузкранс. Действие и противодействие в мировой политике стр. 16.

15.Дж. Френкел. Международная политика.Конфликты и соглашения.

16.Е. Луард. Типы международного общества

17.М. Уайта. “Западные ценности в международных отношениях”.

18.Х.Булл. Анархическое общество. Изучение порядка в мировой политике стр.23–27.

19.Б.Ф. Поршнев Франция, Английская революция и европейская политика в середине XVII века. — М., 1970, с. 10.

20. Система, структура и процесс развития современных междуна­родных отношений / Под ред. В.И. Гантмана. — М., 1984, с. 35.

21.Балуев Д.Г. Современная мировая политика и проблемы личностной безопасности: Монография. - Нижний Новгород, 2002. - 208 с.


Содержание

Введение. 2

Глава 1.Основные характеристики международной системы.. 5

Глава 2.Вестфальская международная система - важный этап в эволюции международных отношений. 9

2.1 Принципы и особенности Вестфальской международной системы.. 9

2.2 Складывание «баланса сил» после Вестфальского мира. 11

3.Традиционные подходы к изучению Вестфальской международной системы.. 13

3.1 Различные подходы к изучению международных систем.. 13

3.1 Подход Р. Арона и М. Каплана к изучению международных систем.. 14

3.2 Синтез историко-социологического и эвристического подходов к изучению международных систем.. 15

3.3. Эмпирический и другие подходы к изучению международных отношений. 17

4.Три тенденции регулирования поведения государств во внешнем мире. 19

Заключение. 25

Список используемой литературы.. 27

Введение

Общеизвестно, что историю человечества можно рассматривать с различных точек зрения. Так, с точки зрения хозяйственно-экономической, например, она предстает как история изменений способов производства, логику которых глубоко проанализировал К. Маркс. А с точки зрения геополитической историю можно представить как последовательную смену силовых контуров «мирового порядка», или геополитических эпох. Каждая геополитическая эпоха характеризуется своеобразным балансом сил на международной арене, уникальной конфигурацией границ и зон влияния, формирующих то глобальное геополитическое поле, в котором вынуждены действовать главные субъекты истории.

Поэтому актуальность данной темы в настоящее время представляется несомненной, так, например, возникающая на обломках СССР новая геополитическая эпоха, несомненно, тоже будет иметь свои специфические параметры, которые самым серьезным образом придется учитывать России, если она хочет выжить и возродиться после очередной национально-государственной катастрофы.

В данной работе рассматриваются проблемы, вызывающие все больший научный и политический интерес: система, структура и процесс развития международных отношений.

Для исследования огромное значение имеют как классические труды, представленные крупнейшими мыслителями прошлого - Аристотеля, Ф.Бекона, М.Вебера, Т.Гоббса, Г.Гегеля, Э.Дюргейма, И.Канта, Н.Макиавелли, Платона, и других. Использован огромный потенциал идей, содержащихся в трудах российских исследователей - Н.А.Бердяева, В.И.Вернадского,Н.Я.Данилевского, К.Д.Кавелина, В.С.Соловьева, Н.Ф.Федорова, К.Э.Циолковского, П.Б.Струве, И.А.Ильина, так и изучение в рамках теории международных отношений таких проблем, как исторические аспекты и  системы, теории международных отношений, модели мироустройства. Здесь важны работы Т.А.Алексеевой, А.Г.Арбатова, А-Д.Богатурова, А.Г.Володина, Г.И.Гантмана, А.В.Загорского, А.А.Злобина, В.М.Кулагина, С.В.Кортунова, В.А.Кременюка, Г.Н.Новикова, Э.А.Позднякова, С.М.Рогова, К.Э.Сорокина, Д.В.Тренина, И.Г.Тюлина, В.Б.Тихомирова, М.А.Хрусталева, П.А.Цыганкова.

Важнейшим методологическим принципом «века» корпуса наук о человеке и обществе, как известно, является принцип историзма. Таким образом, чтобы понять современную геополитическую эпоху, уяснить логику поведения (А.В.Торкунов  Альманах «Космополис» c. 61) основных субъектов мировой политики, а значит - спрогнозировать их действия, необходимо рассмотреть геополитические реалии в исторической ретроспективе, проанализировать, как менялась расстановка сил на мировой арене из века в век.

Целью данной работы является раскрытие ключевых особенностей современной системы государств и принципы межгосударственной  системы международных отношений, в основу которых положен принцип территориального суверенитета в отношениях между государствами, хотя сама концепция территориального суверенитета была сформулирована раньше.

За отправную точку анализа целесообразно принять дату заключения Вестфальского мирного договора (1648). Вестфальская система международных отношений породила концепцию равновесия сил как способа регулирования международных отношений. Именно Вестфальской системой международных отношений были заложены основные принципы современной мировой политики. Политики, в которой главными действующими лицами являются так называемые «национальные государства», или нации-государства. Появление такого рода государств - важнейший признак, ознаменовавший наступление Нового времени, с приходом которого мир вступил на путь индустриального развития.  С середины XVII века мировая история прошла через четыре геополитических эпохи, каждая из которых устанавливала свой собственный мировой порядок, характеризовавшийся новым балансом сил, новыми «правилами игры» на международной арене и разделением мира на новые зоны влияния. Это Вестфальская, Венская, Версальская и Потсдамская эпохи. Каждая из них уничтожалась революциями: французской буржуазной, промышленной, пролетарской и технологической. Всякий раз возникновению нового мирового порядка, фиксировавшего новый баланс сил, предшествовали грандиозные войны: Вестфальской эпохе - опустошительная для Европы Тридцатилетняя война, Венской - наполеоновские походы, Версальской - первая мировая война, Потсдамской - самая кровопролитная в истории человечества вторая мировая...

                                                                                                                                                                  

Глава 1.Основные характеристики международной системы

Любая международная система базируется на органическом сочетании военной, экономической, политической и идеологической власти различных стран и народов. Поэтому она охватывает множество сфер: экономические, дипломатические, политические, военные, культурные и т.д. При этом важно учесть, что взаимосвязи культур не всегда носят институционализированный характер и не всегда поддаются государственному регулированию. Вместе с тем очевидно и то, что на международные экономические и политические отношения определенное влияние могут оказать национальные общности или те или иные национальные диаспоры, обосновавшиеся за пределами своей исторической родиной.

Международная система формируется с целью реализации определенного комплекса экономических, социальных, политических и иных интересов, так или иначе затрагивающих все субъекты этой системы. Независимо от того, о каких интересах идет речь - о безопасности, экономических выгодах, идеологических целях и т.д., - достижение их государствами во многом зависит от характера международной системы. Последний определяется типом и мощью господствующих в ней акторов: империями, национальными государствами, союзами, наднациональными и интернациональными организациями и т.д. Восхождение и упадок системы греческих городов-государств, упадок средневековой европейской системы государств и возникновение европейской системы национальных государств XIX-XXвв. служат примерами, подтверждающими обоснованность этого тезиса.

Как правило, основные характеристики международной системы всегда,так или иначе отражали усилия индивидуальных государств или групп государств, направленных на трансформацию институтов и всей этой системы для реализации своих интересов.

Любое государство, тем более крупное, стремится увеличить свои вес и влияние за счет других членов международного сообщества. С помощью угроз или действительного применения силы, формирования коалиций и завоевания зон влияния оно стремится создать такую международную среду и такие правила международной политической игры, которые позволяли бы ему реализовать свои интересы и цели.

Иначе говоря, одним из важнейших принципов функционирования международной системы является стремление государств получить контроль над поведением других акторов международной системы. При этом  очевидно, что интересы конкретных субъектов этой системы могут вступать и вступают в конфликт друг с другом. Организационные принципы этой системы, формы реализации интересов, как правило, отражают относительные вес и влияние различных акторов.

Более того, контроль над международной системой базируется на распределении сил и ресурсов между ее акторами, будь то отдельные государства или коалиции государств. Начиная с Древнего мира вплоть до исхода ХХ столетия в международной политике, как правило, доминировали великие военно-политические державы. Именно они устанавливали правила международной политической игры, определяли характер самого политического дискурса, структуру международной арены, располагали возможностями разрешать споры между малыми государствами или малыми и великими державами на приемлемых  для последних условиях. Они контролировали или могли контролировать решение всех вопросов, касающихся распределения мировых ресурсов, особенно тех, которые рассматривались ими как приоритетные.

Именно конфигурация распределения сил показывает, кто именно фактически правит международной системой и чьим интересам она более всего отвечает. В руках доминирующих в международной иерархии держав сосредоточиваются организация и контроль над процессами взаимодействия всех участников системы. Или, как отмечал Р.Арон, «структура международных систем всегда носит олигополистический характер».

Рассуждая в этом духе, Р. Гилпин, пришел к выводу, что на протяжении всей истории для международных систем были характерны три типа контроля:

1) имперский, или империалистический, - одно единственное могущественное государство контролирует остальные более слабые и мелкие государства;

2) биполярный - две могущественные державы контролируют и регулируют взаимодействия в пределах своих сфер влияния;

3) баланс сил - три или более государств контролируют действия друг друга с помощью дипломатических маневров, смены союзов и открытых конфликтов. Доминирующие государства или империи организуют и сохраняют сеть политических, экономических и других отношений внутри системы и особенно в их собственных сферах влияния. Они составляют и реализуют основополагающие правила, нормы и права, которыми руководствуются сами, а также более мелкие и слабые государства.

Нарушение равновесия и смена лидеров в международной иерархии приводит к экономическим, политическим и технологическим изменениям, в результате которых либо значительно увеличиваются потенциальные выгоды, либо уменьшаются потенциальные издержки одного или нескольких государств. Предупреждение потерь или увеличение выгод того или иного государства или группы государств становится в их глазах стимулом для содействия изменениям системы.

В конечном итоге происходит разрыв между существующей международной системой и потенциальными выгодами (потерями) конкретных государств, получаемыми от происходящих в ней изменений. Это ведет к кризису в международной системе.

Хотя кризис возможно устранить мирными путями и средствами, все же главным механизмом его разрешения на протяжении всей истории была, как говорил Р. Гилпин, война за гегемонию, т.е. война, призванная определить, какое именно государство или группа государств займет доминирующее положение в международной системе. Последующий за гегемонистской войной мир характеризуется переустройством политических, территориальных и других основ системы.

Таким образом, цикл изменений завершается тем, что гегемонистская война и следующий за ней мир создают новые статус-кво и равновесие, отражающие новое распределение сил в системе. Как правило, в периоды стабильности и установившегося порядка международная система существует в состоянии некого гомеостазиса или динамического равновесия, хотя на уровне межгосударственных отношений и происходят постоянные изменения тактического уровня.

Можно сказать, что равновесие сил в принципе присутствует в любом политическом процессе, в том числе и мировом. Главную роль в этом процессе играет ведущая держава, проводящая политику, направленную на достижение равновесия и стабильности международной системы.

Любая великая держава ревниво следит за тем, чтобы какая-либо другая великая держава не стала еще более могущественной за счет поглощения более мелких стран. Поэтому конфликты, споры между индивидуальными акторами в системе не подрывают определяющие характеристики системы. Например, на равновесие, достигнутое между великими европейскими державами на Венском конгрессе (1814), не повлияли ограниченные конфликты и дипломатические маневры, оно распалось в результате глубоких экономических, технологических и политических сдвигов во второй половине XIXв.

Но при этом важно отметить, что хотя международная система и налагает определенные ограничения на поведение всех акторов, по крайней мере, первоначально она благоприятствует интересам наиболее сильных. Время от времени интересы различных акторов и баланс сил между ними в результате экономических, технологических и иных факторов изменяются. Причем те акторы, которые выгадывают от этого, склонны стремиться изменить систему так, чтобы она в наибольшей степени отвечала их интересам. Новая система будет отражать новое соотношение сил и интересов.

 

Глава 2.Вестфальская международная система - важный этап в эволюции международных отношений

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.