Основы организации деятельности нотариусов — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Основы организации деятельности нотариусов

2021-05-27 25
Основы организации деятельности нотариусов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РАЗДЕЛ I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

ГЛАВА 1

ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОТАРИУСОВ

 

1. Настоящим Положением регулируются статус нотариусов и организационные основы их деятельности в Республике Беларусь.

2. Нотариусом в Республике Беларусь может быть гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее трех лет, прошедший в случаях, установленных настоящим Положением, профессиональную стажировку в качестве стажера нотариуса, сдавший квалификационный экзамен, получивший свидетельство на осуществление нотариальной деятельности (далее - свидетельство), отвечающий иным требованиям законодательства.

3. Органом нотариального самоуправления в Республике Беларусь является Белорусская нотариальная палата, которая в целях организации нотариального обслуживания граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (далее - граждане), и юридических лиц создает в областях и г. Минске организационные структуры с правами юридического лица - областные и Минскую городскую нотариальные палаты (далее - территориальная нотариальная палата).

4. Организационными формами осуществления нотариусами нотариальной деятельности являются нотариальная контора и нотариальное бюро.

Нотариальная контора образуется (прекращает свою деятельность) по решению соответствующей территориальной нотариальной палаты по согласованию с главным управлением юстиции облисполкома, Минского горисполкома (далее - главное управление юстиции). В нотариальной конторе могут осуществлять нотариальную деятельность один и более нотариус. Если в нотариальной конторе осуществляют нотариальную деятельность два и более нотариуса, то руководство нотариальной конторой осуществляется заведующим, назначаемым из числа нотариусов нотариальной конторы территориальной нотариальной палатой по согласованию с главным управлением юстиции.

Заведующий нотариальной конторой вправе совершать все нотариальные действия в качестве нотариуса.

В нотариальном бюро осуществляет нотариальную деятельность один нотариус.

Нотариусы, осуществлявшие нотариальную деятельность более двух лет в нотариальных конторах, по решению правления Белорусской нотариальной палаты, согласованному с главным управлением юстиции, вправе образовывать нотариальные бюро в соответствующем нотариальном округе в пределах численности нотариусов, осуществляющих нотариальную деятельность в нотариальных бюро, определенной Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Нотариальная контора и нотариальное бюро не являются юридическими лицами. Образуемые нотариальные конторы и нотариальные бюро, за исключением нотариальных бюро, созданных до вступления в силу Указа, утвердившего настоящее Положение, подлежат регистрации в главных управлениях юстиции в порядке, установленном Министерством юстиции.

5. Нотариальная деятельность нотариусов не является предпринимательской деятельностью.

 

ГЛАВА 2

ГЛАВА 3

РАЗДЕЛ II

ПРИОБРЕТЕНИЕ СТАТУСА НОТАРИУСА. ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ НОТАРИУСА

 

ГЛАВА 4

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТАЖИРОВКА

 

19. Профессиональная стажировка проводится в целях подготовки лица, желающего осуществлять нотариальную деятельность, к приобретению статуса нотариуса.

Порядок прохождения профессиональной стажировки определяется Министерством юстиции.

20. До сдачи квалификационного экзамена лица, претендующие на приобретение статуса нотариуса впервые, обязаны пройти профессиональную стажировку в качестве стажера нотариуса в нотариальной конторе, нотариальном бюро сроком до одного года, а лица, претендующие на приобретение статуса нотариуса после трехлетнего перерыва в работе в качестве нотариуса, - до трех месяцев.

Не проходят профессиональную стажировку лица, претендующие на приобретение статуса нотариуса после перерыва в работе в качестве нотариуса до трех лет.

Срок профессиональной стажировки устанавливается территориальной нотариальной палатой. Временная нетрудоспособность, время нахождения в социальном отпуске либо на срочной военной службе в срок стажировки не засчитываются.

21. Территориальная нотариальная палата заключает со стажером срочный трудовой договор, назначает руководителя стажировки, осуществляет организацию профессиональной стажировки и контроль за ее проведением.

В срочном трудовом договоре, заключаемом стажером с территориальной нотариальной палатой, может быть предусмотрено условие об обязанности стажера после прохождения профессиональной стажировки и при условии получения свидетельства отработать два года в нотариальной конторе, определенной территориальной нотариальной палатой.

Руководителем стажировки может быть нотариус, имеющий стаж нотариальной деятельности не менее трех лет.

По результатам профессиональной стажировки руководитель стажировки составляет заключение и представляет его на утверждение в территориальную нотариальную палату.

Территориальная нотариальная палата выносит одно из следующих решений:

о положительном завершении профессиональной стажировки;

о неудовлетворительном итоге профессиональной стажировки.

В случае принятия решения о неудовлетворительном итоге профессиональной стажировки лицо считается не прошедшим профессиональную стажировку. Обоснование принятого решения в письменной форме доводится до сведения лица, не прошедшего профессиональную стажировку.

22. Количество стажеров ежегодно определяется территориальной нотариальной палатой по согласованию с главным управлением юстиции.

 

ГЛАВА 5

ГЛАВА 6

РАЗДЕЛ III

ГЛАВА 7

ГЛАВА 8

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НОТАРИУСОВ

 

54. Нотариус несет дисциплинарную ответственность за ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей.

Жалоба на действия нотариуса, представление государственного органа, должностного лица о привлечении нотариуса к дисциплинарной ответственности, частное определение суда (далее - жалоба (представление, определение) подается в территориальную нотариальную палату, а в отношении нотариуса, входящего в состав правления, ревизионного или дисциплинарного органа Белорусской нотариальной палаты, органа территориальной нотариальной палаты, - в Белорусскую нотариальную палату. Жалоба (представление, определение) может быть также подана в Министерство юстиции для принятия решения о возбуждении дисциплинарного производства.

55. К нотариусу в качестве дисциплинарных взысканий могут быть применены замечание, выговор, исключение из членов Белорусской нотариальной палаты.

56. Дисциплинарное производство может быть возбуждено органами (лицами), уполномоченными Уставом Белорусской нотариальной палаты, Министром юстиции по собственной инициативе либо на основании жалобы (представления, определения).

Дисциплинарное производство рассматривается дисциплинарными органами Белорусской нотариальной палаты, территориальных нотариальных палат.

57. До возбуждения дисциплинарного производства предварительно проверяются сведения о действиях нотариуса, послуживших основанием для возбуждения дисциплинарного производства, путем получения от него и иных лиц письменных объяснений, истребования необходимых материалов и ознакомления с ними. Отказ нотариуса от дачи письменного объяснения не является препятствием к возбуждению дисциплинарного производства.

58. Решение о возбуждении дисциплинарного производства Министром юстиции оформляется приказом. Приказ и необходимые материалы направляются в соответствующий дисциплинарный орган. До принятия решения по делу о дисциплинарной ответственности приказ о возбуждении дисциплинарного производства может быть отозван Министром юстиции.

59. При необходимости дисциплинарным органом проводится дополнительная проверка оснований для привлечения нотариуса к дисциплинарной ответственности.

60. Копия решения дисциплинарного органа о привлечении нотариуса к дисциплинарной ответственности в течение трех рабочих дней со дня его принятия направляется нотариусу, в отношении которого принято указанное решение, в орган (лицу), возбудивший в соответствии с Уставом Белорусской нотариальной палаты дисциплинарное производство, а также в Министерство юстиции.

61. Дисциплинарное производство подлежит прекращению, если со дня совершения действия, послужившего основанием для возбуждения дисциплинарного производства, прошло шесть месяцев, не считая периода временной нетрудоспособности нотариуса, пребывания его в отпуске, а по результатам проверки, проведенной компетентными государственными органами или иными организациями, - если со дня совершения действия, послужившего основанием для возбуждения дисциплинарного производства, прошло два года.

62. Если нотариус в течение одного года со дня принятия решения о привлечении к дисциплинарной ответственности не совершит действия, являющегося основанием для применения мер дисциплинарной ответственности, он считается не подвергавшимся дисциплинарному взысканию.

63. По решению дисциплинарного органа может быть произведено досрочное снятие дисциплинарного взыскания, но не ранее чем через шесть месяцев со дня его применения. В случае, если дисциплинарное производство было возбуждено Министром юстиции, досрочное снятие дисциплинарного взыскания производится с его согласия.

64. Решение дисциплинарного органа территориальной нотариальной палаты о привлечении к дисциплинарной ответственности может быть в месячный срок со дня его вынесения обжаловано в дисциплинарный орган Белорусской нотариальной палаты. В случае отказа дисциплинарного органа Белорусской нотариальной палаты в удовлетворении жалобы либо неполучения ответа в месячный срок со дня направления жалобы решение о привлечении к дисциплинарной ответственности может быть обжаловано в суд.

 

ГЛАВА 9

НОТАРИАЛЬНЫЙ АРХИВ

 

65. Для централизованного хранения и обеспечения сохранности образовавшихся в результате деятельности нотариуса документов, являющихся составной частью Национального архивного фонда Республики Беларусь, действуют нотариальные архивы, входящие в структуру Белорусской нотариальной палаты.

 

КонсультантПлюс: примечание.

Форма квитанции о приеме наличных денежных средств работниками нотариальных архивов установлена постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 17.12.2013 N 198.

 

За оказание услуг технического характера работники нотариального архива взимают плату в размерах, определяемых Советом Министров Республики Беларусь в процентном отношении от базовой величины, которая поступает на счет территориальной нотариальной палаты.

Нотариальные архивы финансируются за счет средств Белорусской нотариальной палаты, иных источников, не запрещенных законодательством.

66. Нотариальный архив составляют сформированные нотариусом или иным специально уполномоченным лицом дела, реестры, книги, журналы на бумажных носителях и в электронной форме.

67. Нотариус обеспечивает обслуживание и сохранность документов, образовавшихся в результате его деятельности, до передачи их в установленном порядке на хранение в нотариальный архив.

68. В случае приостановления или прекращения полномочий нотариуса документы, образовавшиеся в результате его деятельности, подлежат передаче другому нотариусу (нотариальный архив) в срок не позднее одного месяца. Передача указанных документов осуществляется на основании приказа главного управления юстиции по предложению территориальной нотариальной палаты комиссией, состоящей из нотариусов, принимающих и передающих документы, образовавшиеся в результате деятельности нотариуса, представителя главного управления юстиции и представителя территориальной нотариальной палаты, по акту с приложением описи передаваемых дел, реестров, книг, журналов, которые составляются в четырех экземплярах - по одному для каждого участника комиссии.

Отсутствие нотариуса, архивные документы которого передаются другому нотариусу, не является основанием для приостановления передачи.

69. Белорусская нотариальная палата обеспечивает сохранность и учет документов нотариальных архивов. Нарушение предусмотренных законодательством порядка хранения документов, образовавшихся в результате деятельности нотариуса, и сроков их сдачи влечет ответственность, установленную законодательными актами.

 

ГЛАВА 10

ГЛАВА 11

ПОЛНОМОЧИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ, ГЛАВНЫХ УПРАВЛЕНИЙ ЮСТИЦИИ. КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НОТАРИАТЕ

 

74. Министерство юстиции:

осуществляет регулирование нотариальной деятельности и руководство нотариатом в Республике Беларусь;

осуществляет контроль за соблюдением нотариусами, Белорусской нотариальной палатой, территориальными нотариальными палатами законодательства о нотариате;

образует нотариальные округа, устанавливает в них количество нотариусов с учетом предложений Белорусской нотариальной палаты;

устанавливает критерии расчета количества нотариусов на нотариальный округ;

регистрирует Белорусскую нотариальную палату, изменения и (или) дополнения, вносимые в ее Устав;

регистрирует территориальные нотариальные палаты в порядке, установленном данным Министерством;

ведет реестр нотариальных контор и нотариальных бюро в порядке и по формам, определенным данным Министерством;

утверждает положения о нотариальной конторе, нотариальном бюро;

ведет реестр свидетельств на осуществление нотариальной деятельности;

утверждает порядок выдачи свидетельства, внесения в него изменений и (или) дополнений, выдачи его дубликата и аннулирования, устанавливает формы свидетельства и реестра свидетельств на осуществление нотариальной деятельности;

определяет порядок прохождения профессиональной стажировки с учетом предложений Белорусской нотариальной палаты;

устанавливает порядок образования, деятельности Квалификационной комиссии, ее полномочия;

определяет порядок проведения аттестации нотариусов;

принимает иные нормативные правовые акты в области регулирования нотариальной деятельности в соответствии со своей компетенцией;

вносит в Квалификационную комиссию представления о проведении внеочередной аттестации нотариусов для определения уровня профессиональной подготовки в случае выявления фактов, свидетельствующих об их недостаточной квалификации или ненадлежащем выполнении ими своих профессиональных обязанностей;

вносит в правление Белорусской нотариальной палаты на альтернативной основе кандидатуры председателей Белорусской нотариальной палаты, территориальных нотариальных палат;

получает от Белорусской нотариальной палаты, нотариусов сведения и документы, необходимые для осуществления предусмотренных законодательными актами полномочий, при условии соблюдения тайны нотариального действия;

вносит на рассмотрение правления Белорусской нотариальной палаты представления о досрочном отзыве председателей Белорусской нотариальной палаты, территориальных нотариальных палат, допускающих систематическое нарушение требований законодательства, Устава Белорусской нотариальной палаты, принимает иные меры по устранению выявленных нарушений (недостатков);

вносит предписания Белорусской нотариальной палате, территориальным нотариальным палатам об устранении нарушений законодательства, установленных в ходе проведения проверки, дает рекомендации по устранению выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков);

приостанавливает не соответствующие законодательству решения Белорусской нотариальной палаты, территориальных нотариальных палат и вносит в их органы предписания об отмене таких решений либо о принятии мер по устранению допущенных нарушений (недостатков);

осуществляет в соответствии с настоящим Положением, иными актами законодательства другие полномочия, связанные с регулированием нотариальной деятельности.

В случае систематического неисполнения органом Белорусской нотариальной палаты либо территориальной нотариальной палаты требований настоящего Положения, иных актов законодательства или Устава Белорусской нотариальной палаты Министерство юстиции вправе потребовать проведения в установленный им срок внеочередного общего собрания (собрания уполномоченных) или правления Белорусской нотариальной палаты для рассмотрения вопроса о прекращении полномочий органа нотариальной палаты.

75. Главные управления юстиции:

контролируют соблюдение нотариусами, территориальными нотариальными палатами законодательства о нотариате;

регистрируют нотариальные конторы, нотариальные бюро;

по согласованию с территориальной нотариальной палатой принимают меры по координации деятельности нотариусов, осуществляющих нотариальную деятельность в нотариальных конторах, и нотариусов, осуществляющих нотариальную деятельность в нотариальных бюро (при их наличии), в пределах нотариального округа, в том числе распределяют между нотариальными конторами и нотариальными бюро обязанности по оформлению наследственных прав после отдельных категорий наследодателей, место открытия наследства которых находится в этом нотариальном округе;

по согласованию с территориальной нотариальной палатой устанавливают требования к месту нахождения нотариальных контор, нотариальных бюро в определенном районе города (его части) либо в пределах определенной административно-территориальной единицы;

получают от территориальных нотариальных палат, нотариусов сведения и документы, необходимые для осуществления предусмотренных законодательными актами полномочий, при условии соблюдения тайны нотариального действия;

по согласованию с территориальной нотариальной палатой утверждают порядок передачи в нотариальный архив либо другому нотариусу при прекращении или приостановлении полномочий нотариуса документов, образовавшихся в результате его деятельности;

участвуют в разработке проектов нормативных правовых актов в области регулирования нотариальной деятельности;

содействуют территориальным нотариальным палатам в информационно-правовом обеспечении деятельности нотариусов, проведении мероприятий по повышению квалификации нотариусов;

осуществляют в соответствии с настоящим Положением, иными актами законодательства другие полномочия, связанные с регулированием нотариальной деятельности.

76. Контроль за соблюдением нотариусами законодательства о нотариате осуществляют Министерство юстиции, главные управления юстиции, иные государственные органы в пределах их компетенции.

Обжалование совершенных нотариальных действий, отказов в совершении нотариальных действий осуществляется в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь и Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь.

77. Белорусская нотариальная палата ежегодно представляет в Министерство юстиции отчет о своей деятельности.

 

 

 

РАЗДЕЛ I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

ГЛАВА 1

ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОТАРИУСОВ

 

1. Настоящим Положением регулируются статус нотариусов и организационные основы их деятельности в Республике Беларусь.

2. Нотариусом в Республике Беларусь может быть гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее трех лет, прошедший в случаях, установленных настоящим Положением, профессиональную стажировку в качестве стажера нотариуса, сдавший квалификационный экзамен, получивший свидетельство на осуществление нотариальной деятельности (далее - свидетельство), отвечающий иным требованиям законодательства.

3. Органом нотариального самоуправления в Республике Беларусь является Белорусская нотариальная палата, которая в целях организации нотариального обслуживания граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (далее - граждане), и юридических лиц создает в областях и г. Минске организационные структуры с правами юридического лица - областные и Минскую городскую нотариальные палаты (далее - территориальная нотариальная палата).

4. Организационными формами осуществления нотариусами нотариальной деятельности являются нотариальная контора и нотариальное бюро.

Нотариальная контора образуется (прекращает свою деятельность) по решению соответствующей территориальной нотариальной палаты по согласованию с главным управлением юстиции облисполкома, Минского горисполкома (далее - главное управление юстиции). В нотариальной конторе могут осуществлять нотариальную деятельность один и более нотариус. Если в нотариальной конторе осуществляют нотариальную деятельность два и более нотариуса, то руководство нотариальной конторой осуществляется заведующим, назначаемым из числа нотариусов нотариальной конторы территориальной нотариальной палатой по согласованию с главным управлением юстиции.

Заведующий нотариальной конторой вправе совершать все нотариальные действия в качестве нотариуса.

В нотариальном бюро осуществляет нотариальную деятельность один нотариус.

Нотариусы, осуществлявшие нотариальную деятельность более двух лет в нотариальных конторах, по решению правления Белорусской нотариальной палаты, согласованному с главным управлением юстиции, вправе образовывать нотариальные бюро в соответствующем нотариальном округе в пределах численности нотариусов, осуществляющих нотариальную деятельность в нотариальных бюро, определенной Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Нотариальная контора и нотариальное бюро не являются юридическими лицами. Образуемые нотариальные конторы и нотариальные бюро, за исключением нотариальных бюро, созданных до вступления в силу Указа, утвердившего настоящее Положение, подлежат регистрации в главных управлениях юстиции в порядке, установленном Министерством юстиции.

5. Нотариальная деятельность нотариусов не является предпринимательской деятельностью.

 

ГЛАВА 2


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.067 с.