Урок 24. Откуда в наш дом приходит электричество? — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Урок 24. Откуда в наш дом приходит электричество?

2021-05-26 64
Урок 24. Откуда в наш дом приходит электричество? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Первоклассники узнают о роли электричества в быту; проследят путь электричества в дом; научатся правильному обращению с электричеством и электроприборами, научатся собирать простейшую электрическую цепь.

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: интерактивная доска, презентация (изображения лучины, свечей, керосиновой лампы, электрической лампы, линии электропередачи, свечей, керосиновых и электрических ламп) или сами предметы; различные виды батареек, образцы проводов и розеток, бытовые приборы и игрушки, работающие от батареек; карточки с понятиями — «речная вода», «станция очистки воды», «водопровод» (2 карточки), «умывальник», «очистные сооружения»; видеоаппаратура, ролик о батарейках; электроконструкторы.

 

ХОД УРОКА

Актуализация знаний

— На прошлом уроке мы с вами говорили о том, как вода попадает в наш дом и куда уходит. Попробуем восстановить путь движения воды. Для этого возьмём карточки с названиями основных этапов этого движения и расположим их в правильном порядке.

Дети на магнитной доске прикрепляют понятия в таком порядке: речная вода, станция очистки воды, водопровод, умывальник, водопровод, очистные сооружения.

— Что происходит с водой на очистных сооружениях?

 

Мотивация учебной деятельности

— Конечно, водопроводы подведены не ко всем домам. Как правило, они есть в городах. Жители деревень и сёл носят воду из колодцев. А вот электричество есть в каждом доме. Без него очень сложно обойтись, оно необходимо человеку. Сегодня на уроке мы узнаем о том, откуда оно приходит к нам в дом.

 

Работа по теме урока

— Тысячелетиями люди наблюдали вспышки и огненные зигзаги молний, раскаты грома. Они не понимали, как всё это происходит, приписывали эти действия богам.

¾ И лишь немногим более ста лет назад люди нашли объяснение этим явлениям природы и стали использовать их себе во благо.

¾ Учёные установили, что электричество— это поток мельчайших заряженных частиц— электронов. Каждый электрон несёт небольшой заряд энергии. Когда таких электронов накапливается много, заряд становится большим и возникает электрическое напряжение. Электроны могут двигаться внутри металлических проводников. Поток заряженных частиц в одном направлении учёные назвали электрическим током. Двигаясь по проводам, ток передаётся на большие расстояния.

¾ Днём и ночью бежит электрический ток по проводам. Он нужен на заводе и ферме, в магазине и квартире. Везде можно увидеть электродвигатели, электроприборы и самые простые электрические лампочки.

¾ А чем люди пользовались раньше? Как освещали своё жилище?

¾ Очень-очень давно избы освещались лучинами.

¾ Это маленькие щепки, которые зажигали и вставляли в специальную подставку — светец. Под светец ставили миску с водой, чтобы упавшая искра не вызвала пожара. По мере того как лучина сгорала, её заменяли другой.

¾ На смену лучинам пришли свечи. Они сохранились до наших дней.

Учитель показывает несколько различных свечей.

¾ Откуда в наш дом приходит электричество?

— Где вы видели такие свечи? В каких случаях их зажигают? (В церкви, на Новый год, когда отключают свет.)

¾ Но свечи тоже довольно опасны. Если они плохо стоят или упали, может произойти пожар.

¾ Люди изобретали новые осветительные приборы. Со временем появились керосиновые лампы.

Учитель показывает керосиновую лампу или её изображение.

— Внутрь лампы заливался керосин, вниз опускался фитилёк, который поджигали. Фитилёк медленно горел, давая свет. Чтобы случайная искра не «убежала» из такой лампы, её накрывали стеклянным колпаком. И вот, наконец, привычная нам всем электрическая лампа.

Учитель демонстрирует лампу.

— Стоит только щёлкнуть выключателем, как загорается яркий свет.

¾ Как электричество попадает к нам в дом?

¾ Производят его на электростанциях с помощью особых машин, которые называются генераторы. Генераторы бывают разные. Бывают очень маленькие, энергии которых хватает только на освещение одной комнаты. Бывают генераторы-гиганты, которые дают электроэнергию большому городу.

¾ От генератора электричество передаётся по специальным линиям электропередач.

Учитель показывает иллюстрацию, затем дети находят

изображение такой линии в учебнике на стр. 63.

— К высоким столбам-опорам прикреплены провода, по которым течёт ток под очень высоким напряжением.

¾ Когда электричество приходит в город, оно попадает на электростанцию. Напряжение понижается с помощью специальной машины — трансформатора — и идёт дальше по кабелям, закопанным в землю. По этим кабелям электричество подходит к дому и попадает в трансформаторную будку, где напряжение понижается ещё раз. Только после этого электричество можно использовать в различных бытовых электроприборах, в том числе и в нашей настольной лампе.

¾ Как устроена обычная электрическая лампочка?

Учитель показывает лампочку.

— В лампе на тонких проволочках-ножках подвешена спираль из металла — вольфрама. По этой спирали электронам очень трудно двигаться. Когда через такую спираль пропускают поток электронов, то они начинают «расталкивать» атомы металла, из которого сделана нить, она быстро нагревается и начинает светиться.

Такие же спирали, из более толстой проволоки, нагревают утюги и чайники.

 

Практическая работа

— Постепенно мы подошли к разговору об электрических бытовых приборах, которые есть сегодня почти во всех домах и квартирах. Рассмотрите иллюстрацию на стр. 46. Здесь изображены бытовые приборы и приспособления. Электрические приборы появились сравнительно недавно. Люди обходились без них. Составьте пары из электроприборов и тех предметов, которые им предшествовали.

Дети работают в парах, проверяя правильность ответов друг друга.

— Прочитайте, что говорит Мудрая Черепаха.

Мы с вами уже говорили об этих правилах обращения с бытовыми приборами. Проверим, как хорошо вы их помните.

Учитель кладёт на демонстрационный стол несколько кусков электропроводов: с изоляцией, без изоляции, с повреждённой изоляцией, а также две розетки, одна из которых имеет видимые повреждения.

— Посмотрите на провода, которые лежат перед вами. Какие из них нельзя трогать? Почему?

¾ Представьте, что вам надо включить утюг, чтобы погладить вещи. В какую из этих розеток можно включать прибор? Почему?

¾ Молодцы! Как надо включать и выключать прибор из сети?

¾ Посмотрите видеоролик.

Учитель демонстрирует фрагмент, рекламирующий батарейки.

— О чём идёт речь в рекламе? Какие батарейки вы видели? Где они используются? Вам предстоит определить: какие батарейки подходят к некоторым бытовым приборам и игрушкам.

Класс работает группами. На столах — различные батарейки, настольные часы, фонарики, радиоприёмники, детские машинки. Дети должны правильно вставить батарейки в нужные предметы и проверить их работу.

— Какие ещё приборы работают от батареек? Приведите примеры.

¾ Откуда в наш дом приходит электричество?

Дети выполняют задание № 2 на стр. 41 в рабочей тетради.

Если у педагога есть электроконструктор, то он может предложить ребятам в группах собрать электроцепь из готовых деталей, а затем зарисовать её (задание 1 в рабочей тетради).

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.