Взаимосвязь территориальной организации населения и территориальной организации сфер обслуживания — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Взаимосвязь территориальной организации населения и территориальной организации сфер обслуживания

2021-05-27 37
Взаимосвязь территориальной организации населения и территориальной организации сфер обслуживания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(ЕДИНЫЙ ОТВЕТ НА 48, 49)

Территориальная организация населения формируется и развивается под влиянием различных объективных и субъективных факторов. В состав первых входят природно-географические, производственно-экономические, научно-технологические, социально-демографические, экологические. В состав вторых — управленческие, политические, религиозные, национальные и др. Выявление и изучение этих факторов необходимо для осуществления систематизации различных форм и разновидностей ТОН с целью их использования в процессе выработки и принятия управленческих решений. Рассмотрим более детально первую группу факторов. На протяжении всей истории направление и результаты экономической деятельности человека определялись географическим положением места его проживания, климатическими условиями, плодородием почвы, наличием или отсутствием полезных ископаемых и другими природными условиями. Природные условия складываются из таких элементов, как географическое положение, рельеф, запасы воды, климат, минеральные ресурсы, почвы и растительный покров. Они в известной мере определяют потенциальные возможности использования среды обитания человека, воздействуют на развитие различных форм ТОН. Человек, будучи частью природы, в процессе своей деятельности превращал земельные ресурсы в организованное жизненное пространство, в средство производства и условия жизнедеятельности. С течением времени перед ним неизбежно постоянно вставала задача освоения новых земель. По мере роста численности населения и увеличения отвода продуктивных земель для несельскохозяйственных нужд уровень обеспеченности сельскохозяйственными землями медленно, но неуклонно снижается. В настоящее время на одного жителя планеты приходится 0,24 га пахотных земель. Минимальное значение этого показателя составляет 0,13 га (зарубежная Азия), максимальное — 1,74 га (в России — 0,87 га). В зависимости от плотности населения, определенных социально-экономических и природных факторов в различных регионах мира наблюдается неодинаковая обеспеченность жителей и другими видами земельных ресурсов. В настоящее время промышленные, транспортные и другие зоны несельскохозяйственного назначения в индустриально развитых странах занимают от 3 до 10% их территории. Так, в России земли населенных пунктов, промышленности, транспорта составляют 3% всей территории страны, в США — 5, Великобритании — 6, Франции — 5, Японии — 7%. В развивающихся странах удельный вес земель, занятых городами и промышленностью, составляет 0,5—1% территории. Земли несельскохозяйственного использования занимают в мире относительно небольшие площади. Исходя из этого бытует мнение, что со стороны несельскохозяйственных отраслей особой угрозы земельным ресурсам не существует. Из природных факторов наиболее существенное влияние на изменения ТОН может оказывать размещение минеральных ресурсов. Постоянно проводимая геологическая разведка способствует открытию залежей полезных ископаемых, эксплуатация которых изменяет картину размещения производительных сил, и в результате может привести к развитию новых элементов расселения, созданию новых городов и населенных пунктов, изменению экономических связей. Генеральным направлением развития горнодобывающей промышленности на перспективу является широкое внедрение открытого способа добычи полезных ископаемых. Уменьшить отрицательное влияние открытой добычи на землепользование, сократить дополнительное изъятие земель из сельскохозяйственного оборота можно за счет рекультивации нарушенных земель. Темпы развития горнодобывающей промышленности во всем мире превосходят в 1,4—1,7 раза аналогичный показатель других отраслей промышленности. Объем мировой добычи полезных ископаемых удваивается примерно через каждые 15—18 лет. Во второй половине XX века объем добычи многих видов полезных ископаемых на Земле превысил показатели за всю предшест-вующую историю человечества. Ежегодно из недр земли извлекаются миллиарды тонн минерального сырья и горных пород. Доля двух крупнейших стран мира — России и США в мировой продукции горнодобывающей промышленности составляет более 50%. Этой величине пропорциональны и площади нарушенных земель. В России и США к настоящему времени нарушено примерно по 2 млн. га земель. Наиболее землеемкой отраслью общественного производства является энергетика и особенно — гидроэнергетика. По имеющимся расчетам, в среднем на каждое сооруженное водохранилище приходится 60 тыс. га земли. Одним из определяющих факторов развития ТОН является наличие водных ресурсов. Как правило, территории, обеспеченные необходимыми водными ресурсами, являются более привлекательными для развития систем ТОН. Существенное влияние на ТОН может оказать также рекреационный фактор, т.к., размещение лесов и районов, пригодных для организации массового отдыха и сохранения здоровья населения и расположенных на сравнительно небольшом удалении от мест применения труда, является одним из условий стабильного развития общества. Производственно-технические факторы, обусловливающие размещение производительных сил, оказывают влияние на формирование и развитие хозяйственных связей между подсистемами и элементами ТОН, на емкость рынков производственно-тех-нической продукции и услуг.

Будущая картина сети расселения любой страны (и мира) зависит от развития демографических процессов, предопределяющих, в свою очередь, темпы и характер процессов урбанизации. В мировом масштабе прирост населения — это один из факторов, оказывающих наиболее сильное влияние на формирование сети расселения. По оценкам, численность населения Земли к 2050 г. превысит 9,3 млрд. человек. До настоящего времени темпы прироста населения Земли имели понижательную тенденцию. В конце XX века население мира в среднем прирастало за год на 80 млн. человек. Для будущей модели сети расселения определяющее значение имеет демографическая структура населения страны, а также соотношение между занятым населением в сельском хозяйстве и других секторах экономики, в том числе в обрабатывающей промышленности и третичном секторе (сфере обслуживания). Субъекты РФ чрезвычайно разнообразны по размерам и природному богатству территорий, экономико-географическому положению, набору факторов производства, численности населения, качеству трудового потенциала, профессиональной структуре кадров, роли и месту в общероссийском территориальном разделении труда, уровню жизни населения. Крайне неравномерно расположены природные ресурсы на территории России: на севере и в Сибири сосредоточены основные промышленные запасы энергоносителей (практически все запасы газа, 70% нефти), а также золота, алмазов, фосфорного и алюминиевого сырья. На долю сибирских регионов приходится почти 100% экспорта газа, 90% нефти, более 70% меди, почти 60% угля и т.д. На развитие территориальных подсистем организации населения и производства в России большое влияние оказывает значительный рост тарифов на транспортные и энергетические услуги. В этих условиях сложившееся разделение труда во многих слу-чаях становится неэффективным. По этой же причине снизилась доходность экспорта многих сырьевых товаров (угля, леса, металлов) из сибирских регионов. В структуре связей приграничных регионов значительно увеличилась доля внешнеторгового сотруд-ничества с соседними странами. 3. Принципы территориальной организации населения. Анализ факторов, влияющих на ТОН, подтверждает необходимость системного подхода к проблемам территориального развития. Системный подход к ТОН обосновывается учеными различных наук — политологами, социологами, географами, юристами, экономистами. При этом под системами подразумеваются любые (и природные, и антропогенные) совокупности особым образом соединенных элементов и структурных взаимосвязей, носящие пространственный (территориальный) характер. Территориальные системы организации населения как объект познания многомерны, многоаспектны и разновременны. Они, таким образом, дифференцированы по функциям и масштабам в пространстве и времени. В связи с этим управление процессами формирования и развития ТОН предполагает учет ряда основополагающих принципов — системности, целостности, комплексности, целевой ориентации, устойчивости, иерархичности и др. Эффективные системы управления ТОН должны быть организованы с учетом этих принципов, реализуемых на практике с помощью норм и правил государственного управления и местного самоуправления. Любая ТОН представляет собой социоэкосистему, в которой люди работают, живут, отдыхают, размножаются и умирают ради достижения общих и индивидуальных целей. Из этого определения следует, что ТОН есть взаимосвязанная совокупность социальной, экономической, технической и информационной подсистем. Эти подсистемы воздействуют друг на друга и взаимодействуют с внешней средой, транспортируя продукты, ресурсы и отходы. Устойчивое состояние системы ТОН — это состояние, позволяющее ей сохранять базовые качественные характеристики, параметры стабильного, безопасного развития при воздействиях на нее со стороны других подсистем. Важным принципом построения системы ТОН является иерархичность составляющих ее подсистем. Действие этого принципа позволяет, во-первых, обнаружить многообразие состояний населения, элементов производства, ресурсов, форм организации труда и быта; во-вторых, раскрыть механизм перехода от одного уровня организации этих категорий к другому, более высокому; в-третьих, отыскать основу самоорганизации социоэкосистем, аспекты единства территориальной организации страны и ее регионов, которые связаны с общими свойствами саморегуляции и саморазвития качественно различных систем. В национальной хозяйственной системе выделяются несколько уровней, взаимодействующих в едином «экономическом поле» или «экономическом пространстве» страны: •межгосударственный уровень, т.е. уровень взаимоотношений экономики со странами ближнего и дальнего зарубежья, с мировой хозяйственной системой в целом и хозяйственными системами стран, объединенных в региональные сообщества; •федеральный (общенациональный) макроэкономический уровень, концентрирующий внутрихозяйственные взаимоотношения, формирующиеся в национальной экономике; •региональный уровень, характеризуемый взаимосвязями экономики каждого субъекта Федерации или федеральных округов между собой; •внутрирегиональный уровень, представляющий собой систему взаимоотношений в рамках общественного разделения труда внутри хозяйства субъектов Федерации; •межмуниципальный и внутримуниципальный уровни, на которых формируются экономические связи между городами и внутри них; •комплексы отраслей национальной экономики — агропромышленный комплекс (АПК), военно-промышленный комплекс (ВПК), топливно-энергетический комплекс (ТЭК) и др.

уровень отдельных отраслей национальной хозяйственной системы — промышленность, строительство, сельское хозяйство и др.; •внутриотраслевой уровень (например, уровень взаимосвязей животноводства и растениеводства в сельском хозяйстве; гражданского, промышленного и жилищного строительства в строительстве и т.д.); •уровень взаимосвязей объединений, предприятий, организаций; •уровень отдельных организационно-правовых форм хозяйствования, предусмотренных законодательством страны, Гражданским кодексом РФ (акционерные общества, союзы, хозяйственные товарищества и др.); •внутрипроизводственный уровень — цехи и службы предприятий, компаний, фирм, организаций, объединений и т.п. Многоуровневый характер производственно-хозяйственных связей и экономических отношений между объектами и субъектами ТОН и различными группами населения проявляется в формировании таких противоположных тенденций, как нестабильность и стабильность, неустойчивость и устойчивость, хаос и порядок, постепенность и внезапность, локальность и глобальность. Это обусловливает необходимость самоорганизации в системах ТОН. Способностью к самоорганизации обладают только открытые системы, т.е. системы, которые не изолированы от воздействий внешней среды. Самоорганизация включает статические и динамические процессы в их единстве. Статические процессы, базирующиеся на знаниях, представляют собой осознанные действия, динамические процессы, базирующиеся на информации, — подсознательные (автоматические, регулирующие) действия. От целевых установок, адресности и содержания массовой социальной информации в значительной мере зависят общее состояние общества, его моральный климат, политическая активность населения, культурный и экономический прогресс и т.д. Отсюда следует высокая гражданская, общекультурная и историческая ответственность средств массовой информации (СМИ) перед обществом. Главная функция СМИ — служить прогрессу социума на всех его уровнях. На основе этой аксиомы должна выстраиваться государственная информационная политика в процессе управления развитием различных подсистем ТОН в общем, экономическом пространстве страны и их интеграции в целостную структуру территориальной организации национального хозяйства. При этом должен соблюдаться принцип субсидиарности, означающий концентрацию систем управления ТОН на выявлении и решении проблем более общего национального уровня и согласованное функционирование всех уровней власти. Организацию любой территориальной социоэкосистемы России необходимо ориентировать на устойчивость ее развития, которая достигается путем использования внутрисистемного механизма, обеспечивающего сохранение системообразующих связей. При нарушении этих связей наступает структурная дезорганизация («дезингрессия»). Модель дезорганизации характеризуется такими признаками, как разрыв экономических и социальных связей, экономическая и социальная депрессия, неуправляемость, отсутствие механизмов общественного контроля, монополизация экономики и власти полукриминальными структурами, построение бюджетного федерализма на дотационной основе, конфликт между целями, интересами и социальными ожиданиями граждан, нарастание межнациональной напряженности и т.п. Анализ процессов управления в системном аспекте позволяет выявить и такие общие его закономерности, как обратная связь и информация. Информация, поступающая по каналу «субъект — объект», есть прямая связь, а по каналу «объект—субъект», — обратная связь. Прямая связь отражает непосредственно управляющее воздействие на тот или иной объект управления, содержит в этом смысле управляющую информацию, т.е., по существу, управленческие команды, с помощью которых обеспечивается управляющее воздействие на все компоненты системы. Взаимосвязи между иерархическими уровнями ТОН и внутри них опосре-дованы: •общественными, коллективными, индивидуальными потребностями и возможностями региональных и отраслевых звеньев их удовлетворения; •различными формами собственности в различных системах расселения; •движением материальных потоков различных видов ресурсов внутри территориальных хозяйственных систем и между ними в форме затрат труда, сырья, энергии, капитала; •денежными потоками (наличных и безналичных денег), а также движением ценных бумаг всех видов (акции, облигации,векселя и т.п.). В настоящее время в хозяйственной системе России действует примерно 3 млн предприятий различных отраслей, в которых занято более 64,9 млн человек.

 

50. Экистическая политика: содержание, цели, задачи, взаимосвязь с демографической и миграционными политиками

Региональная политика государства — сфера деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте и отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой.

По сферам воздействия можно выделить следующие виды региональной политики:

1. Экономическая политика. Необходимость смягчения региональных экономических диспропорций, достижение регионального экономического равновесия характерна для всех стран. Механизм осуществления этих целей весьма развит и включает государственную финансовую помощь, привлечение местных ассигнований, в том числе частного капитала, законодательные мероприятия, финансовые ограничения, штрафные санкции.

 2. Социальная политика. В поле зрения — процессы и форма организации жизни людей общественного производства со стороны условий труда, быта и отдыха человека и развития личности вообще. Социальные различия в жизни населения подавляющего числа государств колоссальны. Отсюда поиск путей выравнивания уровней жизни между различными регионами и типами поселений, а также общее улучшение качества социальной среды составляют суть региональной политики в социальной сфере.

 3. Демографическая политика. Она означает активное вмешательство государства, как в естественное, так и механическое движение населения с целью достижения специфических для регионов целей.

 4. Экистическая (поселенческая) политика. Эстетика — наука об эффективном использовании территории конкретного региона путем оптимального размещения производств, коммуникаций и мест расселения с учетом природных, экономических, архитектурно-строительных и инженерно-технических факторов и условий. Обширность территории России нередко порождает иллюзию неактуальности проведения активной экистической политики в сравнении с небольшими по территории европейскими странами. Между тем именно в России, с ее огромными пространствами, осуществление дальновидной, научно обоснованной поселенческой политики способно сэкономить колоссальные средства.

 5. Экологическая политика. Усиливающаяся концентрация производства, диктуемая объективными потребностями его развития, урбанизация и скученность населения, широкое применение синтетических материалов, которые не могут быть трансформированы природой, привели к резко возросшей нагрузке на окружающую среду.

 6. Научно-техническая политика. В сферу региональной научно-технической политики попадают условия и факторы размещения центров научных исследований, взаимосвязи между местами концентрации НИОКР и размещением производительных сил, территориальные формы соединения науки и производства, региональные перемещения научных кадров.

В структуре региональной политики особое место занимает демографическая и экистическая политика. Это связано с тем, что она непосредственно нацелена на улучшение условий, повышение уровня и качества жизни человека, семьи, территориальных общностей людей. Демографическая и экистическая политика в России осуществляется на всех трёх территориальных уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. Актуальность её проведения объясняется ухудшением демографической ситуации в стране и почти во всех её регионах.

Обострение многих проблем, связанных с жизнедеятельностью людей, актуализировало федеральную, региональную и муниципальную демографическую и экистическую политику. Стратегической целью демографической и экистической политики является создание условий для расширенного воспроизводства населения и совершенствования общероссийской, региональных и локальных систем расселения. В современный период необходимо увеличить продолжительность предстоящей жизни, снизить смертность и повысить рождаемость людей.

   Основные задачи демографической и экистической политики, вытекающие из поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:

Укрепление и поддержка семьи как основной ячейки цивилизованного общества.

Создание материальных условий для молодых семей по приобретению квартиры или дома.

Стимулирование роста деторождаемости и обеспечение всех нуждающихся в детских садах и дошкольном образовании.

Повышение заботы о сохранении и укреплении физического и морального здоровья людей, сокращение негативных социальных явлений (проституции, наркомании, алкоголизма).

Развитие и оптимизация размещения объектов здравоохранения, дошкольного образования и воспитания культуры и спорта.

Повышение пенсий и социальной защиты пожилым людям.

Трансформирование городских и сельских поселений в социально-экологическую среду жизни людей.

Предоставление возможностей селиться и жить в тех регионах, населённых пунктах, домах и квартирах, которые удовлетворяют потребностям конкретного человека.

Создание условий для формирования территориальных систем городского и сельского расселения населения, укрепления социальных общностей поселенного, межпоселенного и регионального уровней.

   Разработка и проведение демографической и экистической политики должны опираться на систему принципов. Среди них:

Основные принципы:

Социогуманная ориентация регионального развития и территориальной организации всех сфер жизнедеятельности людей.

Всестороннее развитие свободной личности и укрепление института семьи.

Сохранение территориальных общностей людей на всех пространственно-временных уровнях.

Вспомогательные принципы:

Поддержание здорового образа жизни людей и профилактика негативных явлений (алкоголизм, наркомания, преступность и др.).

Системность и комплексность формирования социальной, экономической и экологической среды жизнедеятельности людей.

Свободное передвижение населения по территории страны и широкий выбор мест постоянного жительства.

Принципы, обеспечивающие реализацию основных и вспомогательных принципов:

Обеспечение реализации внутренних потребностей всех людей трудиться, отдыхать и жить в нормальных условиях.

Доступность для населения всех сфер жизнеобеспечения, всех благ и услуг цивилизованного общества.

Сбалансированное развитие городской и сельской местности, обеспечение достойного уровня жизни городского и сельского населения.

   В современных условиях наиболее приоритетными сферами демографической и экистической политики являются «планирование» семьи, повышение уровня, качества и продолжительности жизни населения, снижение смертности, упорядочение миграционных процессов, совершенствование расселения и др. Важным инструментом регулирования демографической обстановки может и должен служить институт семьи. Для его сохранения и упрочения необходимо обеспечение каждой семьи достаточно комфортабельными жильём и бытовыми услугами, постоянным доходом, социальной защитой детей, безопасности жизни и уверенности в завтрашнем дне. Принимая меры по поддержке семьи, нужно учитывать процессы расслоения населения по уровню благосостояния. В стране и её регионах появились семьи сверхбогатые, богатые, средние, бедные и даже нищие. Поэтому поддержка семьи должна быть дифференцированной, адресной и конкретной.

   В последние годы появились понятия «минимальная зарплата», «минимальная пенсия», которые не отражают реалии жизни, так как не обеспечивают прожиточный минимум. Поэтому в структуре демографической политики необходимо предусмотреть повышение уровня минимальной заработной платы, стипендий и пенсий. Естественно, что принятие этих мер должно быть согласовано с региональными и федеральным бюджетом, интенсивным развитием экономики страны и регионов, что должно найти отражение в кредитно-бюджетной и экономической политике.

   Выбрав цивилизационный путь развития, Россия должна ориентироваться в системе социальных ценностей, принятой в высокоразвитых странах. В мировой практике принято учитывать стоимость так называемой базовой корзины потребления, в которую входят 155 видов продуктов, товаров и услуг, включая жильё и образование.

   При разработке и проведении демографической политики нужно учитывать объективно появляющиеся демографические циклы. Они бывают трёх видов:

Большие демографические переходы.

Среднесрочные.

Краткосрочные.

   Большие циклы протекают во всём мире и связаны с переходом от многодетной патриархальной семьи к средне- и малодетной семье с одним или двумя поколениями.

   Среднесрочные демографические циклы характерны для отдельных стран и в первую очередь для России. Они вызваны военными событиями, сопровождающимися низкой рождаемостью и сверхвысокой смертностью. Как следствие войн проявляются демографические волны, которые повторяются периодически.

   Короткие циклы проявляются в отдельных странах, например в России и её регионах, и обусловлены в основном деятельностью властных структур. В частности «реформирование» современной экономики и спад производства, ухудшение условий жизни населения повлияло на снижение уровня рождаемости и повышение уровня смертности. В результате наложения циклов во многих регионах и стране в целом обострилась демографическая ситуация. Принятие действенных мер по решению демографических проблем и преодолению негативных проявлений должно стать ведущим звеном всей демографической политики.

   Особое внимание в политических решениях следует уделить инфраструктурному обустройству населённых мест. В первую очередь необходимо создать полный набор объектов производственной и социальной инфраструктуры, рационально разместить их на территории регионов, городов, сёл. Все мероприятия по инфраструктурному обустройству и сервисному обеспечению населения должны планироваться и регулироваться региональными и муниципальными органами управления.

   Для улучшения демографической обстановки в регионах необходимо разработать и реализовать целевые программы типа «сельский дом», «город без наркотиков», «образование», «здоровье» и т.д.

   Наиболее важным в территориальном плане представляется рациональное развитие и размещение транспортной сети. Транспортная сеть и поселения – это каркас пространственной организации жизнедеятельности людей. Именно он обеспечивает доступность мест работы, отдыха, услуг, комфортность всей среды жизнеобеспечения.

   На огромных российских просторах очень актуальной является территориальная организация поселений, формирование федеральной, региональных и локальных систем расселения. Отсюда важность экистической политики, проводимой согласованно на всех территориальных уровнях. Экистическая политика – это деятельность государственных и муниципальных органов власти по регулированию расселенческих процессов в согласовании с природопользованием, размещением производительных сил и развитием общественных отношений. Её главная задача заключается в создании равноценных условий для жизнедеятельности людей, всестороннего развития каждого человека, проживающего в любом населённом пункте.

   При разработке и проведении экистической политики следует учитывать территориальную структуру самих поселений (городов, сёл и деревень) и пространственную организацию населённых пунктов. В первом случае мы имеем дело с архитектурно-планировочным аспектом развития городских и сельских поселений, с их внутренней структурой. Причём, если для городов характерны проблемы высотной и подземной застройки, обеспечения населения квартирами, размещения инженерных коммуникаций, строительство коттеджей, то для сельских поселений наиболее остры вопросы сочетания населённых пунктов и ландшафтов, создания автономных инфраструктурных объектов, сервисного обслуживания населения, обеспечения приусадебными участками.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.