Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2021-05-27 | 20 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Высшие формы поэзии, безусловно, отделяются от рефлекторной способности к стихописанию, с её попыткой всякий раз ставить «мировые рекорды», попыткой перепрыгнуть через себя в каждом последующем тексте. Всё высшее в мировой поэзии – это некий особый проект, подразумевающий купол идей и традиций над отдельными опусами. Тот, что Бродский условно называл «величием замысла». Тот, что Бунин идеально сформулировал, когда сказал: «Поэзия не в том, что мир поэзией зовёт, она в твоём наследстве, чем ты богаче им, тем больше ты поэт…».
Судить всякого автора следует по законам, которые он сам себе вменил в обязанность. Это следует учесть обязательно при рассуждении о поэзии Александра Сенкевича. Многие его стихотворения не только посвящены определенным лицам, но обращены к ним, что совсем не одно и то же. В глубине таких посланий просматриваются некие отношения, даже коллизии, борьба чувств, связывающие автора послания и его адресата. Коллизии эти дружеские, или любовные, или приятельские, но они вовсе не однозначны. Зачастую они горько‑ироничны, порой даже кажутся надрывно‑обнажёнными. Кроме того, стихотворения эти – исповедь самого поэта.
Чтение стихов Александра Сенкевича – увлекательное занятие. Главные качества его поэзии – это концентрация и совмещение. А как он этого добивается, остаётся его секретом.
В одном и том же стихотворении, а иногда в одной и той же строфе он соединяет и отрывки напряжённой внутренней жизни, и детали – очень динамичные – внешнего мира, и парадоксальные мысли. Иногда отрывочные суждения, а зачастую – и это всего удивительнее – метафизические прорывы, попытки догадаться о причинах сущего.
|
И устрашившись собственной души,
которая с небытием сравнима,
я был услышан, как хлопок в тиши,
и обнажился, как актёр без грима.
Вещность, чувственность, изощрённая зримость – вот главные истоки поэтики Александра Сенкевича. Как это, например, интересно сделано в стихотворении «Парижская встреча с Матиссом».
Расслабленные женщины Матисса
разбросаны, как розы на полу.
Обманщицы, метресски и актрисы,
коснёшься их – как сядешь на иглу.
Как здесь бьётся пульс, это очарование самой жизни!
Между стихами и реальностью никакого зазора, иногда кажется, что эти стихи – просто набросок, остановившееся мгновение, пойманное словами, как рыба сетью. Однако они скрепляются единством интонаций, неким всем им предшествующим и в них слышным размахом, единством лирического переживания. Это определяет и поэтику, чёткую, внятную и порой стремительную. Далёкие, например, восточные образы смыкаются в единое целое, не требующее буквальной расшифровки, но в своей естественной чистоте и простоте – вполне убедительное. Многие стихи обладают сильным и точным дыханием, да и весь поэтический строй у Александра Сенкевича, несмотря на сужающий границы жанр посвящений, обладает резким и, я бы сказал, выстраданным звуком. А звук – самая важная вещь в стихах.
Но когда умолкает голос поэта, то переживаешь уже другое ощущение: из строк и строф, образов, суждений, догадок собралось нечто целое, даже цельное – это автопортрет его души в зеркале стиха. Но он тут, на поверхности, ещё дышит, колеблется, живёт, ещё не ушёл в глубину за амальгаму.
Вот это и есть самое главное – не сама материя действительности, а её отражение, творческое отражение, но такое живое, что его можно, кажется, схватить рукой, – тёплое, цветное, как бы обрызганное соком существования.
Это и есть поэзия.
Евгений Рейн
НЕНАСТЬЕ
ПРОЗРЕНИЕ
Однажды я сошёл на полустанке.
Название запомнил –
Карамыш.
|
Осенний ветер теребил останки
покрытых дранкой, чуть покатых крыш.
И ветром тем,
к себе его приблизив,
в лес опустелый был я приведён.
Там, словно рыба в чешуе из листьев,
земля лежала, вспорота дождём.
И вздрогнул я.
Какая это низость,
что смертен я, что жизни нет иной,
а эта холодящая осклизлость –
наступит срок – сомкнётся надо мной!
И тишина.
И омертвенье тканей.
Распад меня. Но отчего же смерть
не только страх, а боль, воспоминанье
того, что было и что будет впредь?
Воспрянут травы.
В рост пойдут деревья.
Придёт пора густых холодных рос.
Потом зима… Ведётся так издревле.
Но я не верю в ложь метаморфоз!
О, до чего же праздная идея,
её принять я сердцем не готов,
что становлюсь я, в смерти холодея,
лазурной каплей в ливне из цветов.
А на земле размокшей и над нею
резвился ветер, сотрясая глушь.
Сужались, от испуга стекленея,
зрачки лесных залубенелых луж.
Казалось, ливень был над всей Сибирью,
и ощутил я смертный свой удел.
А воздух, отягчённый этой сырью,
клубился вниз и хлопьями густел.
1 9 9 5
МОЛИТВА
Не приведи, Господь,
чтоб уцелела плоть,
а светлая душа,
как тёмный снег, сошла.
1 9 7 3
КАЛИФАМ НА ЧАС
Самовлюблённейшие маги,
вам всем пора бы на покой.
Ведь жизнь мою, как лист бумаги,
не исписать чужой рукой.
И ваша злоба неуместна, –
куда ей совладать со мной!
Моя субстанция небесна,
вы ж превратитесь в прах земной.
ЭЛИКСИР
Стоят предметы неподвижно,
приземисты и тяжелы.
И тишину, как сок, я выжму
из прелой мякоти жары.
Дойдя до сокровенной сути,
где чудеса разрешены,
смогу я сохранить в сосуде
густые капли тишины.
Чтоб осенью и даже после,
когда ветра своё возьмут,
открыть среди разноголосья
покрытый плесенью сосуд.
И слабым быть, и виноватым,
и выпить всё, себя кляня.
И станут эти капли ядом,
а может быть, спасут меня.
НОЧНЫЕ ЦВЕТЫ
Инге Дроздовой
Багровые цветы,
как будто сгустки крови,
что выхаркнула ночь
на хрупкие кусты,
смотрели на тебя
с покорностью воловьей, –
растениям чужда
гордыня красоты.
Плоть лепестков была
нежна и беззащитна.
Жужжал натужно шмель,
роилась пчёлок рать…
Мир стрекотал вокруг.
И стало мне обидно,
что я не в силах им
|
бессмертье даровать.
Б е н а р е с, я н в а р ь 2 0 0 4
НАВАЖДЕНИЕ
Ночь тиха, и тесен дворик,
сух и жёсток кипарис.
Где стоит, неприбран, столик,
там возня и гонка крыс.
Ты и я в подушку вжались,
были целый день в раю,
а теперь вот оказались
рядом с бездной на краю.
Там внизу мелькают тени
и понять поди сумей –
чьё там слышно шелестенье:
то ли крыльев, то ли змей?
Там дымится еле‑еле
гладь свинцово‑мёртвых вод.
Может, есть такое зелье,
что всю нечисть изведёт?
На крутом небесном склоне
среди звёздной чехарды,
может, в логово драконье
потайные есть ходы?
Мы укрылись, как улитки,
затаились, как смогли.
Где‑то скрипнула калитка,
что‑то стукнуло вдали.
1 9 7 8
ССОРА
Душа, ослабевшая к ночи,
пугается, еле жива,
когда разрываются в клочья
тончайших словес кружева.
Попав в наводнение брани,
найти бы какой‑нибудь кров.
Растащат меня, как пираньи,
зубастые полчища слов.
И вдруг из глубин, из‑под спуда
послышится шорох небес.
А может, идёт он оттуда,
где с высью смыкается лес?
Рассвет, как помазанник Божий,
удержит размеренный шаг,
ступая по бездорожью,
где горки сползают в овраг.
Там сумрак осядет холодный,
и там же, внизу, как всегда,
забьётся родник первородный,
воспрянет живая вода.
За этой целебной водицей
слетятся с бледнеющих звёзд
мои несуразные птицы:
Гаруда[1], Анка[2], Алконост[3].
ЗА ГОРОДОМ
Я в городе отвык давно
от тишины и от деревьев.
А в этом утре, словно в чреве,
дремало светлое добро.
И я не знал наверняка,
во что оно вдруг перельётся –
в улыбку, в радость или в солнце
и кучевые облака.
А зло?
Про зло не говори.
Оно, оформившись во что‑то,
хотело бы занять пустоты
в душе, в сознанье и в крови.
Но этим утром не найдя
ни места для себя, ни силы,
оно, явившись, испарилось,
как брызги редкого дождя.
1 9 6 7
ПТИЦЫ
1
А птицы всё кричат, и голосист их плач.
Вот‑вот – и снимутся с насиженных гнездовий.
Наступит срок опустошенья крови,
коротких дней и долгих неудач.
Трава пожухнет, и листва падёт,
|
и станут ночи холоднее камня.
Тогда луна блеснёт за облаками,
как среди веток перезревший плод.
И обмелеют речи и слова,
лишившись вдруг высокого значенья,
а вместо них останется молва –
как суетности нашей облаченье.
2
Никак не отвяжусь от мысли,
что прежде сделанное – зря,
когда оранжевые листья
впитает чёрная земля.
Когда дожди так монотонны
и неизбывны, не новы,
и нет тепла, и нету дома,
и нет бездонной синевы.
И это будет долго длиться,
тоской и скукой изводя,
пока снежинки, словно птицы,
не выпорхнут из‑под дождя.
И вмиг растают… Наготове
другие, рвущиеся вниз.
И станет вся земля гнездовьем
беззвучных и замёрзших птиц.
3
Свою память неправдой мараем,
ищем пламя в остывшей золе –
и рождаемся, и умираем,
словно птицы, на этой земле.
Не достались нам крылья в наследство,
но храним мы с рожденья зато
за ветвистыми рёбрами сердце –
нашей крови и духа гнездо.
А случись что – его залатаем,
но однажды, на чью‑то беду,
из живого гнезда улетаем
в непонятную нам высоту.
4
И зависть к птицам у меня…
Их крики, вольны и гортанны,
в моей душе откроют раны
и вмиг избавят от вранья.
И зависть к птицам у меня…
Они растают, как дымы
над речками и над лесами, –
им не опасно кольцеванье,
что совершается людьми,
для них не ставшее бедой,
когда летят по белу свету,
неся с собой земную мету
и причащаясь высотой.
1 9 7 0
МЕЖСЕЗОНЬЕ
Как стало скучно в этом доме!..
Здесь по‑другому всё, не так.
Зима уже на переломе,
и март приходит как антракт,
весну почувствовав заране,
готовя к выходу апрель.
Тепло, как слабое дыханье,
ещё идёт от батарей.
Вокруг – ни то ни сё. И вроде
характер мой сошёл на нет,
и растворяюсь я в природе,
как дождь, как облако, как снег,
чтоб появиться снова к лету,
оставив позади весну,
и стать открытым и конкретным,
как это дерево в лесу.
1 9 6 8
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!