Табу для плакальщиц и плакальщиков — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Табу для плакальщиц и плакальщиков

2021-05-27 23
Табу для плакальщиц и плакальщиков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

У народности майори, проживающей в Новой Зеландии, существует строжайшее табу для тех, кто так или иначе имел прямой контакт с мертвецом. Оно касается любого человека, прикасавшегося к трупу, помогавшего его нести к могиле или же державшего в руках кости давно умершего. Табу отличалось невероятной строгостью. Такого «нечистого» человека на время отлучали от любых контактов с другими. Он или она должны были порвать все связи с общиной. Считалось, что если такой «зараженный» человек прикасался к другому, то тем самым передавал ему все свое зло. По этой же причине того, кто принимал непосредственное участие в похоронах, не допускали в дом, в котором жили соплеменники.

Такое табу распространялось даже на еду. Существовало поверье, что «нечистый» человек не имел права прикасаться руками к пище. Он, по всеобщему мнению, был заражен и мог стать очень опасным. По обычаю, такой человек ставил свою тарелку с едой на землю и ел с нее, как животное, не касаясь ее руками. Иногда его кормил кто‑нибудь другой, поднося ему пищу на вытянутых руках. Но смельчаки, которые отваживались кормить таких людей, сами становились объектами очень неприятных табу.

Так как поголовно все боялись входить в контакт с мужчиной или женщиной, которые находились рядом с трупом или даже прикасались к нему, то почти в каждой деревне был особый слуга, который обращал такой обычай себе на пользу. Он становился профессиональным «кормильцем». Обычно им становился какой‑нибудь бедняк, попрошайка, весь в лохмотьях, все тело которого было расписано красной охрой. Он обычно молча сидел в сторонке, подальше от других. Сам он питался дважды в день, съедая выбрасываемую на землю пищу. Ему никогда не позволялось брать еду руками. Только этот человек, больше походивший на призрака, чем на живого, имел привилегию кормить тех, кто временно считался «зараженным» из‑за своего контакта с мертвецом. Только он один мог прикасаться на расстоянии вытянутой руки к любому, «кто исполнил свой последний долг и проявил свое уважение и дружеское расположение к умершему».

Когда срок «карантина» истекал, то плакальщик или плакальщица могли вернуться в общину и теперь уже свободно общаться со всеми ее членами. Однако им для этого прежде предстояло выбросить всю одежду и посуду, которой они пользовались до похорон. Однако «кормилец», подающий пищу плакальщикам, уже никогда не смел оставить свою работу и вернуться к нормальной жизни.

 

Свежевание покойника

 

До недавнего времени у племени хиджи, обитающего в горах, в приграничном районе между Нигерией и Камеруном, существовало широко распространенное поверье, что перед тем как предать мертвеца земле, необходимо содрать с него всю кожу. Такое происходило не сразу после смерти, а лишь по завершении целой серии тщательно разработанных ритуалов.

Вначале труп усаживали на специально сконструированную платформу. Мертвец оставался в сидячем положении в течение двух дней. Одна его рука покоилась на миске, доверху наполненной просом или сорго, вторая – на миске с земляным орехом. Такой обряд проводился для того, чтобы не позволить усопшему захватить с собой в мир иной плодородие почвы.

Перед похоронами приходил специалист, обычно представитель клана кузнецов, и своими сильными пальцами сдирал всю кожу с трупа. Кожу потом бросали в горшок, который зарывали в куче мусора. Лишенный кожи труп омывали в красном соке, смазывали козьим жиром и несли на погост.

Год спустя после этой ритуальной церемонии проводился еще один обряд, в котором могли принимать участие только сыновья усопшего. Это было что‑то вроде церемониального прощания у могилы с отцом. Сыновья выпивали крепкого напитка, стоя у отеческой могилы, проливая немного горячительной жидкости на могилу и произнося такую молитву: «Вот твоя доля погребального торжества. Сегодня мы расстаемся навеки».

Хотя церемонии официально больше не существует, такие обряды все же время от времени соблюдаются тайно, так как хиджи упрямо цепляются за свои религиозные верования.

 

Башня молчания

 

Хотя, как правило, люди либо хоронят, либо кремируют своих усопших близких, существуют в мире и такие, кто выступают против подобного отношения к ним. Например, парсы, последователи зороастризма, решительно настроены против кремации из‑за опасения, что в результате может заразиться огонь (по их убеждению, это самый священный стихийный элемент в мире).

В Индии, где парсы живут, кремация как раз самый распространенный способ уничтожения мертвых. Но они считают этот обычай святотатством. Погребальный ритуал у парсов заключается в том, что мертвеца укладывают на железную решетку в особом сооружении, высотой до шести метров, которое называется «башней молчания». Это круглой формы каменная башня, у которой нет крыши. Такие башни обычно возводятся в горах среди густых деревьев. Каменная платформа, на которую кладут мертвеца, имеет три этажа. Самый верхний предусмотрен для мужчин, следующий – для женщин и самый низкий – для детей. Как только труп укладывают на платформу, то тут же, словно по команде, там появляются хищные птицы, которые разрывают в клочки мертвеца, очень скоро от него остаются лишь кости. Их бросают в яму и закапывают песком.

Подобная церемония проводится и в некоторых районах Тибета. Тело мертвеца кладут в пустынном месте, где хищные птицы склевывают плоть. Деревенские мужчины доставляют труп на место и там разводят костер из сандалового дерева. Его аромат достигает высоких вершин, где живут стервятники. С мертвеца снимают белые одежды, а особый специалист вскрывает ему нижнюю часть живота, высвобождая кишечник. После того как «приглашенные» стервятники покончат с плотью, этот человек перемалывает оставшиеся кости, смешивает их с ячменем, чтобы сделать еще вкуснее угощение для птиц.

Если стервятники не склевывают всего мертвеца без остатка, это считается дурным предзнаменованием. По местному поверью, самое важное – избавиться от всего тела целиком. После того как это сделано, душа умершего покидает его тело, и этот макабрический ритуал считается завершенным.

 

Фатальное число

 

Для народности якуна, живущей на территории Судана, число «семь» обладает таким мощным символическим значением, что в прошлом их царям позволялось править только в течение семи лет. По истечении этого срока монарха, даже если он еще был вполне крепким и здоровым, надлежало казнить. Там строго соблюдался семилетний временной период. Если царя убивали его же подданные, но убивали раньше срока, то считалось, что он обязательно отомстит за свою преждевременную смерть, а его освобожденная душа причинит всем немало страданий и даже может вызвать катастрофу.

Казнь царя осуществляли специально выделенные для этого люди. Палачи работали в тесном контакте с одной из его жен. Само убийство осуществлялось в тайне, когда царь либо спал, либо просто отдыхал, лежа в постели. Для исполнения задуманного в стене царской спальни незаметно просверливалась дырочка. Об этом знала только жена монарха. Через это отверстие заговорщики передавали жене удавку, и она набрасывала ему ее на шею. Тут же два палача за стеной туго затягивали петлю, и царь умирал от удушья. Процесс удушения, таким образом, осуществлялся на расстоянии, и это делалось для того, чтобы палачи при этом не глядели в глаза умирающего царя. Они считали, что стоит им посмотреть ему в глаза, как покидающая тело монарха свирепая душа тут же их убьет на месте.

Ритуальное убийство царя держалось в большой тайне в течение нескольких месяцев. Все это время дворцовые вельможи продолжали исполнять свои обычные обязанности как ни в чем не бывало. Так как длительное отсутствие монарха не могло не вызвать подозрений, то самым большим любителям посудачить сообщали, что монарх не показывается на людях, так как серьезно болен. Один из вельмож при этом брал на себя роль царя. Если какой‑то важный посетитель, приезжая во дворец, требовал аудиенции, то его проводили в специальный зал, где с ним голосом монарха разговаривало из‑за шторы подставное лицо.

Убийцы извлекали у него из груди сердце, сушили его над огнем, после чего перетирали в порошок, который тайно смешивался с пищей. Такая смесь добавлялась в еду ничего не подозревающего его преемника в надежде, что тот станет новым сильным и могучим царем. Труп монарха превращали в мумию с помощью высушивания на медленном огне. Потом тело его туго перебинтовывали полосками ткани и хоронили в сидячем положении.

Теперь наступало время, чтобы объявить всему народу, что царь «вернулся на небо». Погребальная церемония была обычно тщательно разработана. Когда перед дворцом собиралась толпа, то в честь покинувшего их монарха устраивался последний ритуал. Начинала звучать особая музыка, и перед всеми появлялась лошадь без седла с всадником на ней, а за его спиной помещалась мумия монарха, создавая у всех впечатление, что он жив. По такому случаю царский труп обряжали в дорогие царские одежды и украшали их скорпионами и красными птицами. На ногах у него были надеты сапоги для выездки.

Когда странный всадник с покойным царем совершал свой не менее странный выезд, все присутствовавшие падали ниц, и отчаянными рыданиями и воплями оглашалась вся площадь. Когда всадник прибывал к месту погребения царя, то там нужно было принести в жертву его лошадь. В прошлом с убийством лошадей совершали еще и человеческое жертвоприношение, чтобы таким образом обеспечить царю счастливую загробную жизнь. Обычно для этой цели использовался какой‑нибудь слуга‑раб. Такого «кандидата» обычно назначали задолго до завершения семилетнего периода правления монарха и с таким рабом обращались не хуже царского сына. Даже если он совершал преступления и его задерживали, то прощали – его миловал хозяин, которому предстояло прислуживать в ином мире.

Если заранее выбранный раб не проявлял особого желания умирать после смерти царя, то придворным должностным лицам приходилось спешно готовить другого «кандидата» на эту роль.

Когда раба все же приносили в жертву после смерти царя, он продолжал играть прежнюю важную роль в своей общине. Специальные дары приносились призраку раба, чтобы его умилостивить.

 

Крылатый лев

 

Самая тщательно разработанная праздничная церемония в честь какого‑либо человека проводится на острове Бали только после его смерти. Главная ее цель – освободить его душу, способную возрождаться и становиться другим живым существом.

Усопшего обычно кремируют в любое время спустя неделю после его смерти. Нужно сказать, это весьма живописное и впечатляющее событие. Членам семьи умершего приходилось долго копить деньги, чтобы собрать их столько, сколько требуется для организации кремации.

Иногда мертвецу приходилось ждать этого благословенного момента в своей могиле до сорока лет – только после того, как позволяли средства, останки его извлекались из земли и предавались кремации.

Если, однако, у умершего родственники были бедные, то его тело немедленно доставлялось на место кремации, без предварительного, временного захоронения. В таких случаях соблюдались не менее странные обряды. На группу людей, несущую труп, нападала другая группа.

Труп подбрасывали, переворачивали туда‑сюда. Во время такой потешной схватки люди из толпы поливают головы защитников тела холодной водой, чтобы те не сильно распалялись. Такой ритуал призван сбить с толку душу усопшего и тем самым предотвратить ее возвращение домой, где она, по всеобщему поверью, могла наделать немало бед, не прекращая преследовать членов семьи.

Но обычно после продолжительного подготовительного периода тело усопшего относят на место кремации. Его помещают в многоярусной бамбуковой башне, куда приносят материю, бумагу, зеркала и цветы для украшения. Такая башня может быть высотой до 18 метров. Башня, изготовленная специально для верховного умершего жреца или другого знатного и состоятельного члена племени, могла быть такой тяжелой, что для ее доставки на место требовались усилия нескольких сот крепких мужчин. Различные по высоте платформы в башне символизировали собой горы, а цветы с листьями – леса. Крыша башни олицетворяла небеса. Когда ее несли, то все время поворачивали, делая круги, для того, чтобы окончательно «запутать» так называемых освободившихся духов. К тому же такие обманные движения вводили в заблуждение душу умершего, и теперь она не могла отыскать дорогу домой.

На месте, выбранном для кремации, тело переносили в погребальный саркофаг, обычно изготовленный из полого ствола дерева в форме какого‑нибудь животного. Выбор того или иного животного зависел от той касты, к которой принадлежал усопший. Это был обычно бык для брамина, крылатый лев для шатрии и слон‑рыба для шудры (сословные группы, или касты – Прим пер).

Финальная стадия погребальной церемонии предполагала сжигание саркофага вместе с бамбуковой башней. Такая процедура часто занимала много времени – несколько часов. Иногда, когда на этом месте проходила не одна, а несколько кремаций, пылающие погребальные костры на фоне зелени деревьев и сгущающихся сумерек производили сильный театральный эффект на присутствующих, одетых в разноцветные яркие наряды. Вздымающиеся языки пламени освещали людей, но иногда участники церемонии становились едва различимыми из‑за набежавших облаков или голубоватого плотного дыма.

После завершения кремации старший сын усопшего или кто‑то другой из близких родственников принимался рыться в золе, чтобы лишний раз убедиться что мертвец весь сгорел, сгорел до тла. Его прах тщательно собирали и рано утром на следующий день разбрасывали над морем. При этом в воду входил жрец и начинал молиться, чтобы боги приказали морским духам отнести прах подальше и не причинять ему вреда.

Хотя тела усопшего в физическом смысле уже как такового не существует, все же религиозные местные обычаи требуют, чтобы после первой главной кремации состоялась еще и другая, дополнительная. Во время такой церемонии в горшке сжигается маленькое изваяние умершего человека. Золу тоже тщательно собирают и поступают с ней точно так же, как с прахом мертвеца во время первой кремации.

 

Танец со скелетом

 

Нечего удивляться тому, что народность мерина, обитающая на острове Мадагаскар, поражает всех путешественников своими погребальными обрядами. Еще бы! Таких необычных больше наверняка нигде не встретишь. У этих христиан существуют два отдельных погребения. Первое – простое и временное, и проводится оно без особой церемонии.

Дело в том, что члены семьи должны накопить достаточно денег для второго, главного погребения. Это – самое важное событие для всех. Оно происходит через несколько лет, когда тело усопшего, по сути дела, превращается в скелет. Тогда родственники умершего эксгумируют тело, что, как правило, становится для них весьма шокирующим опытом.

Тело перевозится поближе к семейной могиле, и там собираются все желающие принять участие в предстоящей торжественной церемонии. Завернутый в циновку труп вначале лежит на коленях близких родственниц. По мере прибывания участников его накрывают разноцветными шелковыми священными накидками. После прощального слова, произнесенного в адрес мертвеца, его тело кладут на плечи одному из родственников, и тот начинает макабрический танец со своим грузом. Такой танец может показаться настоящим святотатством.

Танцор проявляет полное неуважение к трупу. Один автор заметил по этому поводу:

 

«Его поведение, судя по всему, призвано изменить или даже разорвать узы, связывающие живых с этим мертвым индивидом. Таким образом, он его обезличивает, заставляет ассоциировать его теперь только с могилой и землей предков».

 

После пляски со скелетом начинается грандиозное празднество, и погребение превращается в забавное, радостное и веселое торжество. Все едят и пьют, распевают непристойные, похабные песни. Это делается для того, чтобы мертвецу, отправляющемуся в загробный мир, не было одиноко и скучно. Перед таким продолжительным путешествием его следует развеселить. После завершения ритуала тело усопшего относят в церемониальном шествии к семейной гробнице. Такие гробницы были удивительно богатыми по сравнению с домами, в которых жили люди. Они обычно возводились из камня, их украшали аркадами, балюстрадами, и такая гробница всегда была особой гордостью любой семьи мерина. Целые деревни могли исчезнуть с лица земли, но гробницы оставались нетронутыми временем.

Каждому члену клана мерина, чтобы чувствовать себя до конца счастливым в этой жизни, требовалась твердая уверенность в том, что после смерти ему обеспечено место в семейной могиле. Если у мужчины или у женщины нет такого места, то они лишались права на обработку рисовых полей общины и на них смотрели как на изгоев. Самое страшное наказание для любого члена племени мерина – это захоронение его праха за пределами семейной могилы.

Те мерина, которые теперь живут вдалеке от своих семейных могил, совершают утомительные, долгие путешествия, чтобы посетить родные места. Каждые несколько лет могилу вскрывают, извлекают оттуда скелет мертвеца и привозят домой, чтобы переодеть в новую одежду. После этого скелет отвозят назад.

Повторные погребения мерина обычно проводят в прохладный сезон. В это время на дорогах полно людей, совершающих путешествия либо для эксгумации тел родственников, либо для участия в похоронах.

 

«Шумный» гроб

 

У народности бараван, живущей на территории Саравака на острове Борнео, существует весьма странный обычай. Трупу недавно скончавшегося человека предлагают пищу и табак. Когда в доме умирает хозяин, то либо его жена, либо дети по очереди должны ложиться рядом с трупом, раскурить местную сигарету и воткнуть ее в рот мертвеца. После ритуального курения труп переносят на кухню, где его кормят вареным рисом, ложкой проталкивая в рот.

После кормления тело усаживают на особый стул, перед которым ставят большое блюдо с различными яствами. Весь день перед трупом совершается бдение, а ночью возле его гроба собирается целая толпа его друзей и родственников. Они громко разговаривают, едят и пьют.

Хотя цель поднимаемого ими намеренно шума – развлечь душу усопшего, у этого обычая есть еще и другой смысл. Постоянный шум и горящий всю ночь напролет огонь призваны, по всеобщему поверью, повлиять на духов, отогнать их подальше, не позволить вселиться в тело мертвеца. Иногда гроб издает неожиданные звуки, что происходит из‑за сжатия свежеструганных досок. Но те люди, которым эта причина неизвестна, приходят в ужас от «присутствия в доме злых духов». Немедленно принимаются необходимые меры. Гроб вместе с крышкой крепко обвязывают ратановыми веревками. На крышку гроба кладут магические травы, чтобы таким образом прогнать злых духов.

Кроме этого, вдове усопшего полагается пройти еще через один дополнительный ритуал. В течение одиннадцати дней она должна находиться возле трупа, демонстрируя окружающим, как глубока ее печаль. Ей следует сидеть в неудобной позе, подобрав под себя ноги, в самой бедной, затрапезной одежде. Ей приносят только «невкусную» пищу, с которой она делится с трупом мужа. В течение всех одиннадцати дней вдова не имеет права отлучаться от трупа, даже ненадолго. Естественные потребности она могла справлять через сделанную в полу дома специально для этого дыру.

Главная цель этого обряда – избежать враждебного отношения души усопшего и ее возмездия. Считается, что зависть умершего к тем, кто еще живет, можно смягчить, демонстрируя ему суровые страдания тех, кто его любил.

После соблюдения всех этих ритуалов вдова была обязана во время каждого полнолуния опускаться на колени перед могилой супруга и распевать специально подобранные для него религиозные гимны. Эта церемония должна проводиться в течение нескольких первых месяцев после похорон. Все это время вдова обычно дрожит от страха, опасаясь, как бы ее душу не похитил злой дух ее мужа и не увлек и ее в загробный мир.

 

Голодные призраки

 

Китайцы верят, что в седьмой месяц китайского, календаря некоторым духам умерших дозволяется вернуться на землю. Обычно они обитают в аду, но его врата распахиваются настежь в начале седьмого месяца. Вот что говорит по этому поводу Френа Блумфильд:

 

«Это – странствующие духи, не имеющие семьи, члены которой могли бы оказать им ритуальные почести, те, чей род пресекся, или же у них есть потомки, но те ведут себя явно не по‑родственному, пренебрегая своими религиозными обязанностями. Эти духи постоянно голодны и поэтому склонны творить зло. Чтобы умилостивить эти призраки, удовлетворить все их потребности, люди «дарят» им идолов на палочках, бумагу, предлагают пищу. Все эти дары обычно лежат на обочинах дорог, на перекрестках, на углах улиц и, в храмах в течение всего периода проведения праздника «Голодного призрака»».

 

Большинство духов мертвецов, если им оказаны необходимые ритуальные почести, как правило, на землю не возвращаются. В каждом китайском доме есть семейный алтарь. На нем обычно стоят различные божества, лежит список предков, а если кто‑то в семье совсем недавно умер, можно увидеть и его фотографию. На алтаре обычно горят свечи. Китайцы перед своими божествами жгут палочки ладана, предлагают им фрукты и рис через определенный отрезок времени.

Самое странное приношение мертвым можно было в прошлом увидеть на Тайване во время праздника, посвященного всем усопшим. Пища и всевозможные яства предлагались самым необычным образом. Громадное количество самой разнообразной снеди привязывалось к башням конической формы с основанием в три квадратных метра и до пятнадцати метров высотой.

После специального сигнала толпа бросалась к этому странному сооружению. Каждый пытался схватить кусок получше. Вот что сообщал очевидец:

 

«В этой дикой свалке ошалевшие люди, издавая стоны и душераздирающие вопли, топтали друг друга. Многие из них лежали на земле, придавленные рассыпавшимися бамбуковыми шестами. Люди дрались, кусали друг друга, только чтобы заполучить желанное угощение

Как только кому‑то удавалось схватить лакомый кусок, он начинал пробиваться через толпу дерущихся, крепко прижимая к груди свою драгоценную добычу Вырвавшись из плотного людского кольца, он бежал прочь без оглядки».

 

Такой, прямо скажем, весьма странный праздник в честь усопших был запрещен постановлением китайского правительства в 1894 году.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.