Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец

2021-05-27 29
Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Дни памяти 19 декабря и 22 мая

Святитель Николай Чудотворец известен во всем мире уже на протяжении 17 столетий.

Родился святитель в Малой Азии (ныне территория Турции). С детства в храме Божьем он проводил дни и ночи в молитве и чтении божественных книг. Видя такое благочестие, его дядя, епископ города Патары, рукоположил молодого еще Николая во священники. После смерти родителей он стал раздавать свое богатое наследство бедным, стараясь помогать людям тайно, чтобы его не благодарили.

Когда будущий святитель отправился на корабле во Святую землю поклониться местам, где жил и умер на Кресте Господь Иисус Христос, то в плавании молитвой он усмирил сильную бурю и воскресил умершего матроса. Поклонившись святым местам, святой Николай хотел было уйти в пустыню, но услышал голос, повелевающий ему вернуться на родину и служить людям.

Не желая жить в Патарах, где люди знали его и хвалили, священник Николай пошел в главный город Ликийской области Миры и поселился там как бедняк. Но чудесным образом о нем узнали и сделали епископом Мир Ликийских. В архиерейском сане святитель Николай остался тем же великим подвижником, что и раньше, одежду носил самую простую, вкушал постную пищу. Забыв о себе, он отворил свои двери всем – и верующим, и язычникам – и стал отцом для сирот, чудесным заступником для обиженных и благодетелем бедных.

Помимо этого святитель своей кротостью и незлобием возбуждал в людях раскаяние в грехах и желание исправить жизнь.

Во время гонений на Церковь при императоре Диоклетиане святитель был заключен в темницу. И там сколько страждущих душ спас он молитвой и своим примером терпения скорбей! Господь не судил ему умереть мучеником. При новом императоре Константине святитель вернулся к нуждающейся в нем пастве. Как ревностный защитник Православия святитель Николай в 325 году присутствовал на I Вселенском Соборе в городе Никее, где был составлен Символ веры, в котором в точных словах изложена православная вера в Господа Иисуса Христа.

Дожив до глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу 19 декабря в середине IV века. Его мощи хранились нетленными в соборе Мир Ликийских и источали благоуханное целебное миро, от которого многие получали исцеления. В 1087 году они были перевезены в Италию, в город Бари. Это событие празднуется 22 мая.

 

 

Традиционные рецепты и кулинарные советы

 

Сочиво (коливо, кутья) из пшеницы  

200 г очищенной пшеницы, 150 г мака, 50 г очищенных орехов, 50 г изюма, ванильный сахар, мед по вкусу, сахар по вкусу.

Пшеницу перебрать, промыть, залить водой и варить до готовности, отцедить, остудить. Мак заварить кипятком и держать на огне до тех пор, пока он не будет легко растираться пальцами. Отцедить на сите, пропустить через мясорубку. Перемешать с пшеницей, добавить измельченные орехи, ошпаренный кипятком и отцеженный изюм, мед и сахар по вкусу, ванильный сахар. Переложить в блюдо. Подавать охлажденной.

 

Рецепты блинов на Масленицу

 

Блины тонкие  

Мука – 2,5 стакана. Яйца 4–5 шт. Сахар – 100 г. Масло – 200 г. Молоко – 3–4 стакана.

Для обыкновенных, тонких блинчиков тесто готовят из муки, молока, яиц и соли.

Для начала нужно отделить желтки от белков. Затем растереть желтки с сахаром, понемногу вливая в полученную смесь молоко.

Следом добавляют соль и растопленное, разогретое сливочное масло. Осторожно всыпают муку и размешивают до получения однородной массы (главное, чтобы не было комочков!). В последнюю очередь добавляют пену взбитых белков.

Блинчики выпекаются на смазанных маслом раскаленных сковородках.

 

Блины с припеком  

Блины с припеком – так называют блины, в которых запечены какие-либо продукты: рубленые вареные яйца, грибы, измельченные овощи и пр. Т. е. блины с припеком – это своего рода пирожки-пельмени из блинного теста и «предки» закрытой пиццы.

Пекут эти блины обычно таким образом: на сковороду наливают теста меньше, чем обычно. Когда блин слегка подрумянивается, кладут на него начинку («припек») и заливают его новой порцией теста так, чтобы «припек» оказался внутри блина. Затем переворачивают блин на другую сторону и слегка обжаривают.

 

Блины кружевные  

3 стакана муки, 3 яйца, 800 г молока, 40 г сахара, 30 г дрожжей.

Молоко подогреть. Половину размешать с дрожжами, когда дрожжи разойдутся, добавить соль, сахар и яйца. Перемешать. В миску насыпать муку, помешивая, влить дрожжевую массу. Поставить в теплое место на 20 минут. Когда тесто поднимется – медленно влить оставшееся кипящее молоко, интенсивно помешивая. Блины надо выпекать сразу же, на горячей сковороде. Каждый блин смазать маслом.

 

Жаворонки (постные булочки)  

По традиции в день Сорока мучеников, который всегда приходится на Великий пост, служится Литургия, послабляется пост и пекутся жаворонки.

Тесто: вода – 500 мл, дрожжи – 30 г, сахар – 1/2 стакана, ванилин на кончике ножа, соль – 1 ч. л., растительное масло – 1/2 стакана, мука – 6–8 стаканов, изюм для украшения, растительное масло или сладкий чай для смазывания.

Приготовить дрожжевое тесто. В теплой воде (температура ~35 °C) развести дрожжи, сахар, соль и хорошо размешать. Постепенно всыпать просеянную муку и замесить некрутое тесто. В конце замеса добавить растительное масло и вымешивать до тех пор, пока тесто не перестанет прилипать к миске и рукам (не очень крутое). Готовое тесто слегка посыпать мукой или смазать растительным маслом, накрыть салфеткой или полотенцем и поставить в теплое место. Когда тесто поднимется, его нужно обмять и дать еще раз подойти. Готовое тесто раскатать в жгут и разделить его на 40 равных частей. Каждый кусочек теста раскатать в жгут длиной ~15 см. Завязать жгут узлом, придавая одному кончику форму головки птицы. Другой кончик немного расплющить и сделать несколько надрезов в виде хвостика птицы. Сделать глазки из изюма (разрезать изюминку на несколько частей). На смазанный маслом противень выложить жаворонков и поставить в теплое место, чтобы жаворонки немного поднялись, после этого смазать их растительным маслом или сладким чаем. Выпекать булочки при температуре 180 °C ~20–25 минут. Готовых жаворонков снять с противня, положить на деревянную поверхность, слегка сбрызнуть водой, накрыть полотенцем и оставить отдохнуть ~10–15 минут.

 

Пасхальные куличи

 

Главное и непременное украшение пасхального стола – куличи, которые выпекают из сдобного дрожжевого теста, высокие и круглой формы. Кулич на пасхальном столе присутствует в память о том, что Иисус Христос, приходя к ученикам после Воскресения, Сам вкушал с ними пищу. Апостолы во время трапезы не садились на среднее место за столом, оставляя перед ним часть хлеба, как будто Сам Господь невидимо присутствовал среди них. Впоследствии сложился обычай в праздник Воскресения Христова оставлять в храме хлеб (по-гречески он называется «артос»). На этом хлебе изображается или крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого – как знамение победы Христовой над смертью, или образ Воскресения. В продолжение Светлой седмицы артос с крестным ходом обносят вокруг церкви, в монастырях ежедневно приносят в трапезную и оставляют на особом столе по примеру апостолов, а в субботу после благословения раздают верующим.

 

При выпечке куличей необходимо помнить следующее:  

Тесто для кулича не должно быть жидким (куличи расплывутся и будут плоскими) и не должно быть густым (куличи будут слишком тяжелыми и быстро зачерствеют).

Тесто должно быть такой плотности, чтобы его можно было разрезать ножом, и оно к ножу не прилипало, а при делении куличей не надо было бы подсыпать муки.

Куличное тесто месят как можно дольше, чтобы оно совершенно отставало от рук или от стола.

Тесто должно подходить три раза: первый раз подходит опара, второй раз – когда добавлены все продукты, в третий раз – когда тесто уложено в формы.

Куличное тесто не любит сквозняков, а любит тепло, поэтому куличи должны подходить в теплом месте при температуре 30–45 градусов.

Форму для выпечки куличей заполняют тестом лишь наполовину, дают подняться до 3/4 высоты формы, а затем ставят в духовку.

Готовый к выпечке кулич смазывают яйцом, взбитым с 1 ст. ложкой воды, и маслом, посыпают орешками, крупным сахаром и сухарями.

Чтобы кулич поднялся ровно, перед выпеканием в его середину втыкают деревянную палочку. Через определенное время палочку вынимают. Если она сухая, кулич готов.

Выпекают кулич в увлажненной духовке (для этого вниз ставят емкость с водой) при температуре 200–220 градусов.

Кулич массой меньше 1 кг выпекают 30 минут, массой 1 кг – 45 минут, массой 1,5 кг – 1 час, массой 2 кг – 1,5 часа.

Если кулич начинает сверху пригорать, его прикрывают сухой бумагой. Готовый кулич вынимают из духовки, кладут на бок и оставляют в таком положении, пока дно не остынет.

 

Кулич пасхальный  

Молоко 3 стакана, мука 12 стаканов, дрожжи 50 г, яйцо 7 штук, сахар-песок 2 стакана, соль 1 чайная ложка, 1/2 стакана топленого сливочного масла; 1,5 стакана изюма, душистые приправы: одна палочка ванили, 10 орешков кардамона или 2 капли розового масла.

Развести опару на трех стаканах молока, шести стаканах муки и дрожжах. Поставить ее в тепло. Растереть пять желтков с двумя стаканами сахара, одной чайной ложкой соли и душистыми приправами. Когда опара подойдет, положить в нее растертые желтки, вбить еще два яйца, влить чуть разогретое топленое сливочное масло, всыпать шесть стаканов муки, но чтобы тесто не было слишком густое. Выбить тесто хорошенько на столе, всыпать в него полтора стакана изюма и дать тесту до утра подойти. Утром побить еще и дать полежать. Затем положить половину сделанного теста в форму, дать ему подняться до 3/4 высоты формы и ставить в печь. Данного количества теста хватит на два кулича.

Считается, что кулич поднялся, когда поверхность покрылась сплошными пузырями и от прикосновения «ходит ходуном».

 

Кулич по-польски  

1,5 кг муки, 1 стакан молока, 2 стакана сливок, 50 г свежих дрожжей, 10 яиц, 800 г сахара.

Стакан горячего молока, горячие сливки и муку тщательно размешать, дать массе остыть до температуры парного молока. Прибавить разведенные в небольшом количестве молока вспенившиеся дрожжи и два яйца, перемешать и, прикрыв тесто салфеткой, поставить в теплое место для брожения. Когда тесто поднимется, добавить оставшиеся желтки, растертые добела с одной половиной сахара, и белки, взбитые с другой половиной сахара в густую пену. Массу осторожно перемешать (сверху вниз), добавив оставшуюся муку и дать тесту подняться вторично. Затем тесто тщательно выбить, положить в смазанную маслом и подпыленную мукой форму, заполнив ее до половины. Дать тесту еще раз подняться. Выпекать до готовности при температуре 180 градусов.

 

Кулич царский  

Дрожжи 50 г, сливки 3 стакана, пшеничная мука 1200 г, сливочное масло 200 г, сахарный песок 200 г, 15 желтков, толченый кардамон (10 зерен), 1 толченый мускатный орех, шинкованный миндаль (50 г), 100 г цукатов, 100 г изюма, толченые сухари 1 ст. ложка.

Развести дрожжи в стакане сливок и поставить из них густую опару, добавив половину пшеничной муки. Когда опара поднимется, ввести в нее растертые со сливочным маслом и сахарным песком яичные желтки, добавить оставшуюся муку, 2 стакана сливок, толченый кардамон, толченый мускатный орех, шинкованный миндаль, мелко нарезанные цукаты и промытый, высушенный изюм. Хорошо выбить тесто и оставить подниматься на полтора-два часа. Потом снова вымесить тесто, положить в смазанную маслом и обсыпанную толчеными сухарями высокую форму. Наполнить форму до половины, дать тесту снова подняться до 3/4 высоты формы и поставить в духовку с несильным жаром.

Куличи из такого сдобного теста лучше выпекать в небольших формах.

 

Пасхи

 

Другим христианским пасхальным блюдом является пасха – творог со сливками или сметаной, спрессованный в виде усеченной пирамидки, напоминающей по форме Голгофу. Творожная пасха замещает на праздничном столе ветхозаветного пасхального агнца и напоминает, что время кровавых жертв прошло.

Пасха готовится только один раз в году. Для того чтобы пасха получилась вкусной, полагается брать самый свежий творог. Для придания пасхе традиционной формы раньше использовались специальные разборные деревянные формы – пасочницы. Если такой формы в доме нет, можно использовать любую подходящую посуду. В эту посуду выкладывают подготовленную творожную массу в мягкой салфетке и выдерживают некоторое время под прессом на холоде (но не на морозе!). Затем форму опрокидывают, а салфетку осторожно снимают. Пасхи делают двух видов: сырые и вареные. Поскольку сырой творог долго не хранится, пасхи из него лучше делать небольшие. А вареная пасха может оставаться свежей всю неделю.

 

Пасха обыкновенная  

1,5 кг свежего творога, 1/2 стакана сметаны, 80 г теплого сливочного масла, 1 ч.л. соли, сахар по вкусу.

Творог положить на сутки под гнет, потом протереть его сквозь решето, положить в него полстакана сметаны, сливочное распустившееся масло, соль, сахар по вкусу. Перемешать все, сложить в форму, прикрытую внутри тонкой чистой тряпочкой, положить сверху дощечку, а на нее гнет и оставить на сутки в холодном месте.

 

Пасха вареная  

1,2 кг творога, 3 стакана сливок, 100 г сливочного масла, 4 сырых яйца, 100 г изюма и по вкусу сахар.

Все продукты перемешать, сложить в кастрюлю (лучше с толстым дном), поставить на плиту, довести до горячего состояния, непрерывно помешивая. Убрав кастрюлю с огня, продолжать мешать пасху, пока не остынет, а затем сложить в деревянную форму, положить сверху гнет и оставить на сутки в прохладном месте.

 

Пасха  

Творог жирный – 1 кг, яичный желток – 5 шт, масло сливочное – 200 г, сливки – 250 г, сахар – 300 г, ванилин – на кончике ножа, изюм – 100 г, миндаль – 100 г

Яичные желтки растирают с сахаром добела, вливают сливки и прогревают, помешивая, до растворения сахара, но не кипятят. Миндаль ошпаривают, очищают от кожицы, обсушивают и мелко рубят. Творог протирают через сито. Изюм перебирают, промывают и обсушивают. В горячую массу из желтков и сливок добавляют масло, размешивают до однородной консистенции. Вводят творог, миндаль, изюм, разведенный горячей водой ванилин, тщательно перемешивают и кладут в специальную форму или дуршлаг, застеленный полотняной салфеткой. Сверху кладут легкий пресс (или прижимают дощечкой) и ставят в холодильник на 6–8 часов, чтобы отжать сыворотку. В массу для пасхи можно добавлять тертый шоколад или какао-порошок.

 

 

Вопросы церковной жизни

 

Кого нужно и можно поминать в записках о здравии  

Понятие «здравие» включает не только здоровье, физическое состояние человека, но и его духовное состояние, материальное благополучие. И если мы молимся о здравии человека, который сделал много зла, то это не значит, что мы молимся о том, чтобы он и в дальнейшем пребывал в таком же состоянии – нет, мы молим Бога, чтобы Он переменил его намерения и внутреннюю неустроенность, сделал так, чтобы наш недоброжелатель или даже враг стал пребывать в гармонии с Богом, с Церковью, с окружающими.

В эту записку следует записать всех, кому мы желаем здравия, спасения и благоденствия. Вначале пишется имя вашего духовного отца (если таковой есть), священника, который вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа.

Затем пишутся имена родителей, свое имя, имена членов своей семьи, близких и родных. За своей семьей и родными впишите имена ваших благодетелей. Если они сделали вам добро, то и вы должны желать и молить для них добра и блага у Господа, чтобы не оставаться перед ними в долгу.

Наконец, если у вас есть недоброжелатель или даже враг, впишите его имя для молитвенного поминовения, по заповеди Господа: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44).

Молитва за врагов, за враждующих – великая сила для прекращения вражды и водворения мира. Сам Спаситель молился за врагов. Известно множество случаев, когда один из враждующих вписывал имя своего недоброжелателя в записку о здравии рядом со своим именем – и вражда прекращалась.

 

Поминовение усопших (родительская суббота)  

Накануне родительских дней (суббот) вечером в храмах совершаются парастасы – заупокойные всенощные бдения, а после литургии бывают вселенские панихиды. Помимо участия в общих заупокойных богослужениях, Святая Церковь заповедует своим чадам поминать усопших и на домашней молитве. Здесь каждому молящемуся предоставляется некоторая свобода для проявления личного усердия. В дополнение к вечерним и утренним молитвам иноки и миряне прочитывают помянник, совершая поименное поминовение живых и мертвых. Кроме того, существует древний обычай читать псалтирь по усопшим. На домашней молитве по благословению духовника может быть совершено поминовение и тех, кого нельзя поминать на церковном богослужении – своих родных и близких, скончавшихся вне ограды Православной Церкви – некрещеных, еретиков и т. д. Оптинские старцы разрешали на домашней молитве поминать даже самоубийц.

Кроме молитвы за усопших, еще одним действием поминовения их является милостыня. Под милостынею понимается не только подаяние нищим в память усопшего, но всякое благодеяние по отношению к нуждающимся.

 

Как подготовиться к Причастию  

В правила подготовки к Причастию входит говение. Говение – это время приготовления к Исповеди и Причастию, когда мы настраиваем себя на покаянный лад. Говение обычно продолжается неделю, по нужде – три дня, в самом крайнем случае – один день. В это время человек должен по возможности посещать богослужения в церкви, воздерживаться в пище и питии, примириться со всеми, хотя бы в душе, удалиться от увеселений, стараться читать духовную литературу, молить Бога, чтобы открыл ему его грехи и прегрешения, благотворить бедным и т. п. По правилам христианин, желающий причаститься, должен накануне Исповеди и Причастия посетить вечернее богослужение. После полуночи возбраняется всякая пища, питие, курение, таблетки (за исключением опасных случаев).

Если по крайней необходимости человек все же принимал таблетки, об этом нужно сказать священнику во время исповеди. В православном молитвослове напечатано Последование ко Святому Причащению: его необходимо прочесть желающему причаститься (это можно сделать в несколько этапов, если трудно сразу исполнить Последование).

 

Многодневные посты  

В Русской Православной Церкви установлены четыре многодневных поста, три однодневных и, кроме того, пост в среду и пятницу в течение всего года.

ВЕЛИКИЙ ПОСТ продолжается 7 недель от Прощеного воскресенья до Пасхи;

ПЕТРОВ ПОСТ может длиться от 1 до 5 недель в зависимости от дня Святой Пасхи. Он начинается через неделю после дня Святой Троицы и продолжается до 12 июля – дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла;

УСПЕНСКИЙ ПОСТ – с 14 по 27 августа (двухнедельный) перед праздником Успения Божией Матери;

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ – с 28 ноября по 6 января (40-дневный) перед Рождеством Христовым.

В дни поста (дни говения) Церковным Уставом запрещается скоромная пища, то есть пища животного происхождения (мясные и молочные продукты, яйца). Разрешается вкушать лишь продукты растительного происхождения (овощи, фрукты, ягоды, грибы, мед, крупы), а в определенное время – рыбу и растительное масло.

В дни строгого поста не позволяется не только рыба, но и пища, приготовленная на растительном масле. Разрешено лишь сухоядение.

При наличии строгих и определенных предписаний Устава такие правила поста могут быть ослаблены для некоторых категорий христиан.

1. Для больных.

2. Для младенцев.

3. Для беременных и кормящих грудью матерей.

4. Для людей, занятых тяжелым физическим трудом.

5. Для заключенных.

6. Для путешествующих.

7. Для престарелых.

Церковь в этих случаях не требует строгого исполнения всех указаний Устава, поскольку цель поста – не умертвить тело физически, но уничтожить либо ослабить укоренившиеся в человеке страсти и греховные привычки. Святитель Московский Филарет говорит, что в случае болезни «немощь сама собою доставляет то, что ищется посредством поста, то есть укрощение чувственности и бездействие плотских страстей. И следовательно, для немощного не то нужно, чтобы усмирять плоть постом, а чтобы тело поддерживать питанием и врачеванием, дабы оно не сделалось вовсе неспособным служить душе».

Впрочем, послабления в посте христианин не может разрешать себе сам. Индивидуальные коррективы можно сделать только после обсуждения этого вопроса со своим духовником либо с приходским священником и с их благословения. Но и в этих случаях христианин в Таинстве Покаяния должен исповедовать недолжное соблюдение поста как грех, обусловленный человеческой немощью.

 

Однодневные посты  

Установлены Святой Церковью в среду и пятницу в течение всего года.

Время поста занимают не случайные дни. Пост в среду напоминает нам о предательстве Иудой Господа нашего Иисуса Христа, а в пятницу – о Его Страдании и Распятии. Вспоминая о них, как может христианин не ограничить себя путем воздержания? По словам святителя Афанасия Великого, «человек, разрешающий себе есть скоромное в среду и пяток, так же распинает Господа».

Рыба в среду и пятницу разрешается, когда на эти дни выпадают праздники Сретения Господня, Преображения Господня, Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, память апостолов Петра и Павла, апостола Иоанна Богослова, а также в течение всей Пятидесятницы – период от Пасхи до Троицы. Если праздники Рождества Христова и Крещения Господня попадают на среду и пятницу, то пост в эти дни отменяется. В навечерие (канун, сочельник) Рождества Христова (обычно день строгого поста), случившееся в субботу или воскресенье, разрешается пища с растительным маслом.

Кроме среды и пятницы, существуют следующие однодневные строгие посты без рыбы, но в которые разрешается пища с растительным маслом:

КРЕЩЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК (навечерие Богоявления) – 18 января, день накануне праздника Крещения Господня. В этот день верующие приготавливают себя для принятия великой святыни – агиасмы – крещенской святой воды, для очищения и освящения ею на предстоящем празднике. По церковному уставу в этот день предписывается употреблять в пищу сочиво или коливо (вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом). Вкушают пищу после литургии, только по принятии освященной воды.

УСЕКНОВЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ – 11 сентября. В этот день установлен пост в память великого постника, пророка Иоанна Крестителя, и убийства его Иродом.

ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ – 27 сентября. Этот день напоминает нам о печальном событии на Голгофе, когда «нашего ради спасения» пострадал на Кресте Господь наш Иисус Христос. И потому этот день нужно проводить в молитве и посте.

 

Сплошные седмицы  

По церковно-славянски «седмице» называется неделя – дни с понедельника по воскресенье. Сплошные седмицы означают отсутствие поста в среду и пятницу. Они установлены Церковью как послабление перед многодневным постом или как отдых после него.

Сплошные седмицы следующие:

СВЯТКИ – с 7 до 18 января, то есть с Рождества Христова до Крещения.

МЫТАРЯ И ФАРИСЕЯ – за две недели до Великого поста.

СЫРНАЯ (масленица) – неделя перед Великим постом (разрешаются яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса).

ПАСХАЛЬНАЯ (Светлая) – неделя после Пасхи.

ТРОИЦКАЯ – неделя после Троицы (перед Петровым постом).

 

О трапезе в праздники  

По церковному Уставу, в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом. В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.

 

Именины (день Ангела)  

Кроме общецерковных праздников, в жизни каждого христианина есть свой личный, особо дорогой для него праздник, имеющий церковное значение – именины, или день Ангела. Церковное имя при крещении нарекается в честь кого-либо из святых угодников Божьих, который с этого момента становится нашим небесным покровителем. Как правило, к моменту совершения Таинства Крещения имя для крещаемого уже выбрано. В этом случае нужно выбрать, в честь кого из святых, носивших такое имя (если их несколько), будет совершаться наречие. Для этого по церковному календарю определяется ближайший день памяти святого с этим именем после дня рождения крещаемого. Этот святой и будет небесным покровителем новокрещенного, а определенный по календарю день его памяти называется именинами, или днем Ангела.

Такое же правило применяется в том случае, если вы крещены (к примеру, в раннем детстве), однако не знаете, в честь какого святого совершалось крещение.

Очень важно отметить, что именины – день памяти небесного покровителя, день церковного празднования ему, а не день рождения, как обычно понимается в светской традиции. В свой день Ангела верующие традиционно стараются посетить храмовую службу, исповедаться и причаститься.

 

Кто может быть крестным  

Крестным, или восприемником, должен быть православный христианин. Крестным не может быть католик, мусульманин или очень хороший атеист, потому что главная обязанность крестного – помогать ребенку вырасти в православной вере.

Не могут быть крестными монахи, так как они умерли для мира и посвятили себя борьбе со страстями, посту и молитве.

Не могут быть крестными дети младше 14 лет.

Крестными не могут быть отец и мать ребенка. Муж и жена не могут быть крестными у одного ребенка. Остальные родственники – бабушки, тети и даже старшие братья и сестры могут быть крестными.

Крестный должен быть церковным человеком, готовым регулярно водить крестника в храм и следить за его христианским воспитанием.

После того как совершено крещение, крестного нельзя поменять, но если крестный сильно изменился к худшему, о нем должны молиться крестник и его семья.

Беременная и незамужняя женщины МОГУТ быть крестными и мальчиков, и девочек – не слушайте суеверных опасений!

Сайт «Православие и мир»

 

Как готовиться к венчанию  

Желающие венчаться должны быть верующими крещеными православными христианами. Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, так же как и нарушение обета верности, есть безусловный грех.

Брачная жизнь должна начинаться с духовного приготовления.

Жених и невеста до брака непременно должны исповедаться и причаститься Святых Тайн. Желательно, чтобы они за три-четыре дня до этого дня подготовили себя к Таинствам исповеди и причастия.

Для браковенчания нужно приготовить две иконы – Спасителя и Божией Матери, которыми во время Таинства благословляют жениха и невесту. Раньше эти иконы брались из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в Таинстве венчания – женихом и невестой.

Жених и невеста приобретают обручальные кольца. Кольцо – знак вечности и неразрывности брачного союза. Одно из колец должно быть золотым, а другое серебряным. Золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе; серебряное – подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом. Теперь для обоих брачующихся покупаются, как правило, золотые кольца. Кольца могут иметь также украшения из драгоценных камней.

Но все же главное приготовление к предстоящему таинству – это говение. Святая Церковь рекомендует вступающим в брак подготовить себя к нему подвигом поста, молитвы, покаяния и причащения.

День и время венчания будущие супруги должны обговорить со священником заранее и лично.

Желательно пригласить двух свидетелей.

Для совершения таинства Венчания нужно иметь:

Икону Спасителя.

Икону Божией Матери.

Обручальные кольца.

Венчальные свечи (продаются в храме).

Белое полотенце (рушник для постилания под ноги).

 

Что может препятствовать христианскому браку  

Условия заключения брака по гражданскому законодательству и по церковным канонам имеют различия. Не всякий гражданский брак может быть освящен в церкви.

Церковь не допускает вступление в брак более трех раз. По гражданскому же законодательству разрешен четвертый и пятый брак, которые Церковь не благословляет.

Не благословляется брак, если один из брачующихся (и тем более оба) объявляет себя атеистом и говорит, что он пришел на венчание лишь по настоянию супруга или родителей.

Не разрешается венчание, если хотя бы один из супругов некрещен и не собирается принять крещение перед венчанием.

Венчание невозможно, если один из будущих супругов фактически состоит в браке с другим лицом. Сначала нужно расторгнуть гражданский брак, а если брак был церковный, обязательно взять разрешение архиерея на расторжение его и благословление на вступление в новый брак.

Еще одно препятствие к совершению браковенчания – кровное родство жениха и невесты и родство духовное, обретенное через восприемничество при крещении.

Сайт «Православие и мир»

 

Дни совершения Таинства Брака  

Таинство Брака не совершается:

По вторникам, четвергам (накануне постных дней – среды и пятницы) и в субботу (накануне малой Пасхи – дня воскресного).

В течение всех четырех многодневных постов.

В святки (неделю от Рождества Христова до Богоявления).

За неделю до (Сырная седмица) и неделю после (Светлая Пасхальная седмица) Великого поста. В Мясопустное и Сыропустное воскресенья.

Накануне двунадесятых, великих и храмовых праздников.

Накануне и в сам день Усекновения главы Иоанна Предтечи – 10 и 11 сент.

Накануне и 27 сентября (день Воздвижения Креста Господня).

Ночью.

Исключения из этих правил могут быть сделаны только правящим архиереем. Если же венчание совершено в день, когда это запрещено церковным уставом, то это не делает таинство недействительным.

 

Когда возможен церковный развод  

Поместный Собор Российской Православной Церкви 1917–1918 годов принял «Определение о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью». Законными поводами для ходатайства одного из супругов о расторжении церковного брака Собор признал отпадение от Православия, прелюбодеяние и противоестественные пороки одного из супругов, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, безвестное отсутствие, присуждение супруга или супруги к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги или детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, вступление одной из сторон в новый брак, неизлечимую тяжелую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим.

В соответствии с «Основами социальной концепции Русской Православной Церкви», принятыми Архиерейским Собором 2000 года, «этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованный хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа».

 

Православные молитвы

 

Главные молитвы

 

Господня молитва. «Отче наш»  

Ученики просили Христа научить их молиться. Он учил их такими словами:

(Мф. 6, 5-13) И когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц останавливаясь молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им; ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. Молитесь же так…

После чего Господь произнес единственную молитву, которую сообщает нам Евангелие. Ее называют Господня молитва:

Отче наш, сущий на небесах! да святится Имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого; ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь.

 

Иисусова молитва  

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.

 

Молитва Пресвятой Богородице  

Царице моя преблагая, Надеждо моя, Богородице, Приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь; помози ми, яко немощну, окорми мя, яко странна! Обиду мою веси – разреши ту, яко волиши! Яко не имам иныя помощи, разве Тебе, ни иныя Предстательницы, ни благия Утешительницы, токмо Тебе, о Богомати! Яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

 

Символ Веры  

Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.151 с.