Веретрагна (вертрагна, варахран, бахрам) — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Веретрагна (вертрагна, варахран, бахрам)

2021-06-02 26
Веретрагна (вертрагна, варахран, бахрам) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В иранской традиции бог войны и победы, имеющий, согласно авестийским текстам, множество обличий: бык, белый конь, верблюд, вепрь, горный баран, птица Варагн и т. д. Греки отождествляли Веретрагну с Гераклом.

 

ВЕРТУМН (ВОРТУМН)

 

В римской мифологии бог перемен, супруг Помоны. По Проперцию, Вертумн – бог г. Вольсинии, главное божество этрусского союза, получившее в Риме храм после победы над Вольсиниями в 494 до н. э.

 

ВЕСТА

 

В римской мифологии богиня священного очага городской общины и домашнего очага. Культ Весты был тесно связан со святынями города: палладием, привезенным Энеем и хранившимся в храме Весты как залог мощи Рима, и регией – жилищем царя. Жрицы богини – весталки – поддерживали в очаге храма постоянный огонь как символ государственной надежности и устойчивости. В частных домах Весте посвящался вход в дом. Веста изображалась с лицом, закрытым покрывалом, с чашей, факелом, скипетром и палладием.

 

ВИВАСВАТ

 

У индийцев ведийское солярное божество из адитьев, родоначальник людей, отец Ямы и Ями. Вивасват первым совершил жертвоприношение и даровал людям огонь.

 

ВИВАХВАНТ (ВИВАНГХ)

 

В иранской традиции солярное божество, отец Йимы.

 

ВИДАР

 

У скандинавских племен ас, «молчаливый бог», сын Одина, после гибели отца в Рагнарек разорвавший пасть его убийце – чудовищному волку Фенриру.

 

ВИДЬЯДХАРЫ

 

У индийцев полубоги, живущие между землей и небом. Они сопровождают бога грома и молний Индру во время его походов; либо их вместе с якшами и киннарами относят к свите Куберы – бога богатства. Видьядхары – оборотни, способные по желанию менять облик. Они часто вступают в браки со смертными. Абу Рейхан Бируни, пересказывая древнюю легенду о горе, которая решила преградить дорогу солнцу, говорит: «Гора поднялась так высоко, что приблизилась к раю и местопребыванию духовных созданий видьядхаров. Эти последние поспешили к горе, потому что там было приятно, а в ее садах и лугах усладительно; они поселились на ней и пребывали в радости; их жены прогуливались по ней, а их дети играли там друг с другом; и когда ветер дул на белые одежды их дочерей, они трепетали, как развевающиеся знамена». Правда, в другой главе своего труда «Индия» Бируни называет видьядхаров злыми духами‑колдунами, колдовство которых «не действует непрерывно».

 

ВИКТОРИЯ

 

В римской мифологии богиня победы, звавшаяся сначала Вика Пота. В Риме Виктории был посвящен храм на Палатине.

 

ВИРБИЙ

 

В римской традиции возлюбленный богини Дианы, почитавшийся вместе с ней в священной роще на озере Неми. По Дж. Фрэзеру, Вирбий – дух дуба, сочетавшийся браком с нимфой дуба Дианой, подвергавшийся ритуальному убиению и воскресавший обновленным.

 

ВИРТУС

 

В римской мифологии обожествленная доблесть. В эпоху империи почиталась как добродетель правящего императора.

 

ВИРАДЖ

 

У индийцев олицетворение женского творческого начала. Вирадж родилась от Пуруши, а Пуруша – от Вирадж. В упанишадах Вирадж – творческий принцип.

 

ВИТИРИС (ВИТРИС, ХВИТРИС)

 

Божество британских кельтов, покровитель мужских союзов, пользовавшийся, как следует из вотивных надписей, особенной популярностью среди римских конфедератов. На алтаре с именем бога из Карворана, близ Вала Адриана, изображены кабан и змея, что дает основание считать Витириса богом охоты и войны, а также божеством врачевания или смерти.

 

ВИШВАКАРМАН

 

У индийцев божественный творец вселенной, поэт, мудрец, жрец, «единственный установитель имен богов». В пуранах и эпосе Вишвакарман – ваятель, плотник, кузнец, строитель, он построил для ракшасов город Ланку, дворец бога богатства Куберы, изготовил летающую колесницу Пушпака и т. п.

 

ВИШВЕДЕВА (ВИШВА)

 

У индийцев особый вид объединения божеств (гана). К Вишведева обычно обращаются при жертвоприношениях. Иногда этим словом обозначаются более малочисленные группы божеств – к примеру, маруты.

В пятой мандале «Ригведы» один из гимнов, обращенных ко всем богам (Вишведева), начинается так:

 

Пусть эти Митра, Варуна, Арьяман, Аю, Индра, Рибхукшан,

Маруты наслаждаются у нас

Или у тех, которые под поклонения создают

Хвалу Рудре щедрому, единодушные!

 

Как следует из текста, Вишведева на самом деле представляла собой объединение самых разных богов, практически полностью покрывающее пантеон.

 

ВИШНУ

 

У индийцев один из высших богов, составляющий вместе с Брахмой и Шивой божественную триаду. Вишну – хранитель мира. В гимнах «Ригведы» прославляются три шага Вишну, которыми он измерил земные сферы. Из18 главных пуран 6 посвящены Вишну. Деяния Вишну описываются в мифах об аватарах (воплощениях) этого божества. Обычно Вишну изображается возлежащим на змее Шеше; в одной из его рук – чакра, в другой руке – раковина, в третьей – булава, в четвертой – лотос или лук. Пребывает Вишну на вершине горы Меру. Его ездовое животное – царь птиц Гаруда.

 

ВОДАН (ВОТАН, ВОДЕН)

 

Германский вариант имени верховного бога скандинавского пантеона Одина.

 

ВОСЕГ

 

У континентальных кельтов божество плодородия, бог‑эпоним Вогезов. На алтаре из Рейсхоффена Восег изображен в галльском плаще и с поросенком под мышкой. Другие изображения наделяют этого бога копьем, охотничьим ножом или дубинкой, волчьей шкурой на плечах и сумкой с орехами и желудями.

 

ВОХУМАНА (ВОХУМАН, БАХМАН)

 

В иранской традиции божество из Амеша Спента, олицетворение благих мыслей Ахура‑Мазды, покровитель скота и оседлых скотоводов.

 

ВРИТРА

 

У индийцев демонический змей, противник Индры, преградивший течение рек, олицетворение хаоса. У Вритры было 99 крепостей, и все они разрушены Индрой. Победа Индры над Вритрой – это победа организованного космоса над хаосом.

 

ВУЛКАН

 

В римской мифологии бог разрушительного и очистительного пламени и бог‑кузнец. Введение культа Вулкана, по Дионисию Галикарнасскому, связано с соправителем Ромула Титом Тацием. Вместе с Вулканом почиталась богиня Майя, которой приносил жертву фламин Вулкана в первый день мая. Связь Вулкана с кузнечным делом в Риме, несмотря на отождествление этого бога с греческим Гефестом, не прослеживается, тогда как на Рейне и Дунае его почитали как бога‑кузнеца.

 

Г

 

 

ГАМАДРИАДЫ

 

В греческой мифологии нимфы деревьев. Гамадриада рождается вместе с деревом и гибнет вместе с ним. Овидий в «Метаморфозах» излагает миф об Эрисихтоне, который

 

…топором – говорят – оскорбил Церерину рощу,

Будто железом нанес бесчестье древней дубраве.

 

Эрисихтон приказал срубить дуб в роще Деметры (Цереры); из дерева заструилась кровь, а ветви побледнели. В наказание по предсмертной просьбе гамадриады, обитавшей в дубе, богиня обрекла Эрисихтона на вечные муки, наделив святотатца ощущением неутолимого голода:

 

… в нем пища любая

К новой лишь пище влечет. Он ест, но утроба пустует.

Вот истощает уже, голодая пустою утробой,

Средства отцовские. Ты лишь один, о безжалостный голод,

Не притуплялся внутри; не смиренное пламя пылало

В глотке его. Наконец все имущество кануло в чрево.

 

 

ГАНА

 

У индийцев замкнутая группа божеств – адитьи, вишвы, васу, тушиты, абхасвары, анилы, махараджики, сакхьи, рудры. Правит ганами Ганеша, сын Шивы и Парвати, бог мудрости со слоновьей головой.

 

ГАНГА

 

У индийцев небесная река, дочь царя гор Химавата и сестра Парвати, излившаяся на землю, олицетворение индийской реки Ганг. В индуизме река Ганг считается священной, ее воды очищают от грехов, избавляют от болезней и даруют небесное блаженство тем, кто избирает их местом своего погребения.

 

ГАНДХАРВЫ

 

У индийцев полубоги, мужья небесных танцовщиц апсар. В «Атхарваведе» говорится, что гандхарвов – несколько тысяч, что это злобные духи воздуха, лесов и вод. Человеку, который увидит в воздухе призрачный «город гандхарвов», грозит гибель. Вместе с тем гандхарвы – певцы и музыканты, услаждающие слух богов на праздниках и пиршествах. В индийском праве существует «брак по способу гандхарвов» – один из восьми видов брака. Это свободный брак, основанный на взаимной любви, но заключенный без ведома родных и без соблюдения обрядов.

 

ГАНЕША

 

У индийцев божество со слоновьей головой, сын Шивы и Парвати. Ганеша возглавляет свиту Шивы, он – бог мудрости и устранитель препятствий. Ездовое животное Ганеши – крыса.

 

ГАРМ

 

У скандинавских племен хтоническое чудовище, демонический пес, возможно, «двойник» чудовищного волка Фенрира. В битве перед концом света Гарм сойдется в поединке с богом Тюром, и они убьют друг друга.

 

ГАРПОКРАТ

 

Греческий вариант имени египетского бога Горпахерда.

 

ГВИДИОН

 

В валлийской традиции сын богини‑матери Дон, покровитель чародейства и поэзии. В «Мабиногион» Гвидион выступает как искусный колдун и культурный герой, обучающий валлийцев ремеслам.

В поэме легендарного барда Талиесина Гвидион и его брат Амаэтон сражаются против войска потустороннего мира, причем Гвидион своим волшебством превращает деревья в воинов.

 

ГВИН АП НУДД

 

В валлийской традиции правитель потустороннего мира, сын бога Нудда, повелитель духов; как сказано в мабиноги «Киллох и Оллвен», Господь поставил Гвина «стеречь демонов Аннуина, чтобы они не уничтожили мир».[149] Как правитель преисподней, он возглавляет Дикую Охоту. В преданиях о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола Гвин ап Нудд выведен сподвижником Артура – в частности, он помогает королю отыскать чудесного кабана Турх Труйта.

Поединок между Гвином и рыцарем Гвитиром за руку и сердце красавицы Крейддилад, описанный в «Мабиногион», – фольклорная трансформация мифологемы смены времен года. Вдобавок этот поединок происходит 1 мая, что позволяет сопоставить Гвина как сторожа демонов с богом света Беленусом (валлийским Бели).

 

ГЕБА

 

Греческая богиня цветущей юности, дочь Зевса и Геры, кравчая богов на Олимпе. С Гебой сочетался браком обожествленный Геракл.

 

ГЕВЬОН

 

У скандинавских племен богиня из асов, невестка Одина. Согласно «Младшей Эдде», конунг Гюльви предложил Гевьон наградить ее за занимательные речи таким количеством земли, какое смогут утащить четыре быка. Гевьон взяла четырех быков из Йотунхейма (это были ее собственные сыновья) и «принялась пахать на них. И плуг так сильно и глубоко врезался в землю, что земля эта вся вздыбилась. И поволокли быки землю в море и еще дальше, на запад, и остановились в одном проливе. Там сбросила Гевьон ту землю и дала ей имя и назвала ее Зеландией. А там, где прежде была та земля, возникло озеро. Оно теперь в Швеции называется Меларен. И бухты на озере Меларен похожи с виду на мысы Зеландии».

 

ГЕКАТА

 

Греческая богиня мрака, ночных видений и чародейства. По Гесиоду, она получила от Зевса в удел власть над судьбой земли и моря. Ночная, страшная богиня, с пылающим факелом в руках и змеями в волосах, Геката – богиня колдовства, к которой обращаются за помощью, прибегая к специальным манипуляциям. Она помогла Медее добиться любви Ясона и в приготовлении зелий. Она – мрак и вместе с тем лунная богиня, близкая Селене и Артемиде. Ее сопровождает свора собак, но охота Гекаты – ночная охота среди мертвецов, могил и призраков преисподней.

Римляне отождествляли Гекату с богиней Тривией – «богиней трех дорог». Изображения Гекаты помещались на распутье или перекрестке дорог, где ей обычно приносили жертвы.

 

ГЕКАТОНХЕЙРЫ (СТОРУКИЕ)

 

В греческой мифологии великаны, отпрыски Урана и матери‑земли Геи, братья Котт, Бриарей и Гиес. У каждого из гекатонхейров пятьдесят голов и сто рук (отсюда их прозвище – «сторукие»). Уран загнал гекатонхейров под землю, но Зевс призвал их и с помощью сторуких одержал победу над титанами. Побежденных низвергли в Тартар, а охрану поручили сторуким. Впоследствии гекатонхейры вновь выручили Зевса, когда против него устроили заговор Гера, Посейдон и Афина: один вид сторуких так устрашил заговорщиков, что они отказались от своего намерения.

 

ГЕЛИАДЫ

 

В греческой мифологии дочери Гелиоса и сестры Фаэтона. Они так горестно оплакивали брата, пораженного молнией Зевса, что боги превратили их в тополи, листья которых всегда грустно шумят. Янтарь считался слезами гелиад.

 

ГЕЛИОС (ГЕЛИЙ)

 

В греческой мифологии бог солнца, сын титанов Гипериона и Фейи, брат Селены и Эос. Находясь высоко в небе, Гелиос видит дела богов и людей: именно он сообщил Деметре, что Аид похитил Персефону.

По Овидию, Гелиос обитает в великолепном дворце в окружении четырех времен года, на престоле из драгоценных камней. Днем Гелиос мчится по небу на огненной четверке коней, а ночью склоняется к западу и в золотой чаше переплывает море к месту своего восхода. Дети Гелиоса – царь Колхиды Ээт, волшебница Кирку и Пасифая – супруга Миноса, а также Фаэтон и четыре дочери (Гелиады).

В эллинистически‑римской мифологии Гелиос отождествлялся со своим отцом Гиперионом, и сыновья его именовались гиперионидами; в поздней античности – с олимпийцем Аполлоном. В римской мифологии Гелиосу соответствует Сол, отождествляемый также с Аполлоном.

 

ГЕНИИ

 

В римской мифологии божества – прародители и покровители рода. Впоследствии гениями стали называть богов мужской силы. Каждый мужчина имел своего гения. Вместе с младенцем мужского пола рождался его гений (или два – добрый и злой), руководивший поступками человека на протяжении всей жизни. Гениев имели не только люди, но и города и отдельные местности. Появлялись гении обычно в обличье змей. С гениями во многом схожи греческие даймоны.

 

 

 

ГЕНИИ КУКУЛЛАТИ

 

У континентальных кельтов божества‑хранители, которых изображали на посвященных им алтарях в плащах с капюшонами (отсюда и наименование: лат. Cucullus – колпак, капюшон). В Британии эти божества, как правило, изображаются на алтарях втроем, тогда как на континенте они обычно присутствуют на изображениях в единственном числе. В руках гении держат яйца, кошельки или свитки с письменами, иногда из‑под распахнутых плащей (и даже из‑под капюшонов) торчат фаллосы. Все эти атрибуты свидетельствуют о связи божеств с плодородием. На алтаре из Уайкомба три гения преподносят дары богине‑матери, на алтаре из Чиренчестера гении сопровождают богиню‑мать с обнаженными мечами, как бы защищая ее от бесплодия и болезней.

 

ГЕРА

 

В греческой мифологии супруга и сестра Зевса, верховная олимпийская богиня, дочь Кроноса и Реи. Гера – последняя, третья после Метиды и Фемиды, законная супруга Зевса. Супружество Геры определило ее верховную власть над другими олимпийскими богинями. Гера преследует незаконные связи Зевса как блюстительница законных брачных устоев моногамной семьи эпохи классической олимпийской мифологии. Известна ее ненависть к Гераклу; она стала причиной гибели Семелы, родившей Зевсу Диониса, она же наслала безумие на Ино, бросившуюся в море, в отместку Зевсу, родившему Афину Палладу, родила без супруга Гефеста и т. д.

От прикосновения к земле Гера породила чудовище Тифона. При этом она покровительница рожениц, мать богини родов Илифии. Сыном Геры считался и Арес – один из самых кровавых богов.

 

 

Гера – покровительница героев и городов. Она помогает аргонавтам, прежде всего Ясону; в Троянской войне она – защитница ахейцев и противница троянцев, в лице Париса отдавших предпочтение Афродите в споре трех богинь (Геры, Афродиты и Афины). Она идет даже на хитрость, обольщая Зевса с помощью чудесного пояса Афродиты и усыпляя его в своих объятиях, чтобы дать возможность победить ахейцам.

Культ Геры был распространен на материке (особенно в Микенах, Аргосе и Олимпии) и островах (на Самосе, где был храм Геры Самосской и ее древний фетиш в виде доски; на Крите, где в Кноссе праздновали «священный брак» Геры и Зевса). В римской мифологии Гера отождествляется с Юноной.

 

ГЕРАКЛ

 

В греческой мифологии герой, сын Зевса и смертной женщины Алкмены. Зевс, приняв облик супруга Алкмены, явился к ней в его отсутствие; пока длилась их брачная ночь, солнце трое суток не поднималось над землей. После возвращения мужа Алкмена родила одновременно сыновей – Ификла от мужа и Геракла от Зевса. В день, когда Гераклу предстояло появиться на свет, Зевс поклялся в собрании богов, что младенец из его потомков, который родится в этот день, будет властвовать над Микенами и соседними народами. Однако ревнивая Гера задержала роды Алкмены и ускорила на два месяца роды Никиппы – жены микенского царя Сфенела, и в этот день родился сын Сфенела, внук Персея и правнук Зевса Эврис‑фей, который в соответствии с клятвой Зевса получил власть над Пелопоннесом.

К колыбели Геракла и Ификла Гера послала двух чудовищных змей, но младенец Геракл задушил их. Повзрослев, Геракл совершил немало героических деяний; фиванский царь Креонт в награду за доблесть Геракла выдал за него свою старшую дочь Мегару. Когда у них появились дети, Гера, по‑прежнему враждебная Гераклу, наслала на него безумие, в припадке которого он убил своих детей. Придя в себя, Геракл ушел в изгнание и в Дельфах узнал от оракула Аполлона, что ему надлежит поселиться в Тиринфе, служить царю Эврисфею в течение 12 лет и совершить 10 подвигов, после чего он станет бессмертным. Выполняя приказания Эврис‑фея, Геракл совершает 12 знаменитых подвигов: добывает шкуру немейского льва, убивает лернейскую гидру, ловит керинейскую лань и эриманфского вепря, очищает от навоза огромный скотный двор царя Элиды Авгия, изгоняет стимфалийских птиц, ловит и доставляет Эврисфею критского быка, приводит свирепых кобылиц фракийского царя Диомеда, добывает пояс царицы амазонок, пригоняет в Микены коров Гериона, приносит золотые яблоки Гесперид и спускается в Аид за стражем преисподней Кербером.

Дальнейшая судьба Геракла связана с военными походами, взятием городов и т. д. В частности, Геракл воевал с троянским царем Лаомедонтом, участвовал в сражении олимпийских богов с гигантами на Флегрейских полях. В соперничестве с речным богом Ахелоем Геракл завоевал руку царевны Деяниры. Переправляясь через реку Эвен, он поручил кентавру Нессу перевезти Деяниру. Во время переправы Несс посягнул на Деяниру, и Геракл выстрелил из лука в выходящего из воды Несса. Умирающий кентавр посоветовал Деянире собрать его кровь, так как она поможет ей чудесным образом сохранить любовь Геракла.

Впоследствии Деянира из ревности пропитала кровью Несса хитон Геракла, полагая, что таким образом сохранит его любовь. Однако кровь Несса, погибшего от смазанной желчью лернейской гидры стрелы Геракла, сама превратилась в яд. Хитон сразу прирос к телу надевшего его Геракла, и яд стал проникать сквозь кожу, причиняя невыносимые страдания. Тогда Геракл отправился на гору Эта, разложил костер, взошел на него и попросил спутников зажечь огонь. Когда огонь разгорелся и пламя охватило Геракла, с неба спустилась туча и с громом унесла его на Олимп, где он был принят в сонм бессмертных богов.

По сообщению античных авторов, культ Геракла как бога впервые возник в Афинах. Греки часто отождествляли с Гераклом божества других народов (например, финикийского Мелькарта). С распространением культа Геракла в Италии он стал почитаться под именем Геркулес.

 

ГЕРКЛЕ

 

В этрусской мифологии прародитель этрусков. На этрусских зеркалах богиня Уни в присутствии других богов вскармливает взрослого бородатого Геркле. Изображался с богиней Менрвой как ее супруг или возлюбленный.

В Риме Геркле отождествлялся с Геркулесом.

 

ГЕРКУЛЕС

 

В римской мифологии бог и герой, аналогичный греческому Гераклу. Его культ был заимствован римлянами из Тускула (или Тибура), где Геркулес почитался как воинственный бог. В Риме Геркулес почитался в основном как бог обогащения, купцы и полководцы жертвовали ему десятую часть прибыли и добычи, шедшую на угощение народа. Женщины из участия в культе Геркулеса исключались, им запрещалось употреблять обычную для мужчин клятву его именем. Постепенно культ Геркулеса стал одним из самых распространенных в римском мире. Со временем он стал трактоваться как покровитель отдельных имений и сельского хозяйства в целом. Для солдат Геркулес был богом победы, для аристократии – прообразом идеального царя.

 

ГЕРМАФРОДИТ

 

Согласно греческому мифу – сын Гермеса и Афродиты, юноша необычайной красоты. По просьбе влюбившейся в него нимфы боги слили ее и Гермафродита в единое двуполое существо. В алхимии и мистицизме толкуется как соединение противоположностей – в отличие от андрогина, который символизирует изначальную, идеальную целостность до разделения противоположностей.

 

ГЕРМЕС

 

Греческий бог, вестник богов, покровитель путников, проводник душ умерших, сын Зевса и Майи, одной из дочерей Атланта. Олимпийское божество, хотя и догреческого, возможно, малоазийского происхождения. С именем Гермеса связаны гермы – каменные столбы, которыми отмечались в древности места погребений. Гермы были путевыми знаками, фетишами – охранителями дорог, границ, ворот; повреждение герм считалось святотатством. Атрибуты Гермеса – золотые крылатые сандалии и золотой кадуцей (средоточие магической силы), которым бог усыпляет и пробуждает. Гермес – посредник между миром живых и царством мертвых и посредник между богами и людьми. Кроме того, Гермес покровительствует героям: основателю Фив Амфиону он вручает лиру, и с ее помощью герой строит стены города; Персею вручает меч для убийства Медузы; Одиссею открывает тайну волшебной травы, разрушающей колдовство Кирки и т. д. Хитрость и ловкость Гермеса делают его покровителем плутовства и воровства. В Гомеровском гимне Гермесу рассказывается история кражи младенцем Гермесом стада коров у Аполлона.

Согласно мифу, Гермес впервые изготовил из панциря черепахи семиструнную лиру и пел под ее аккомпанемент. Аполлон уговорил Гермеса отдать ему лиру в обмен на коров. В придачу Гермес вручил Аполлону свою свирель, за что получил в ответ золотой жезл и был научен искусству гадания.

Гермесу посвящались Анфестерии – праздник пробуждения весны и памяти умерших.

В римской мифологии почитался под именем Меркурия – покровителя торговли.

 

ГЕРМЕС ТРИСМЕГИСТ

 

Иначе – Гермес Триждывеличайший (среди философов, царей и жрецов) или Гермес‑Тот.

Символ «потусторонней», эзотерической мудрости, согласно легендарной истории – божество (позднее отождествлявшееся с египетским богом мудрости и письма Тотом), от лица которого ведется повествование в ряде сочинений по астрологии, алхимии, магии и оккультизму эллинистического периода. По Платону, Гермес открыл числа, геометрию, астрономию и буквы. Диодор Сицилийский писал, что у египетского бога Осириса «наибольшим почетом пользовался Гермес, наделенный отменными способностями относительно того, что может быть полезно для общежития. Прежде всего им сделана членораздельной общая речь, многое из безымянного получило имена, изобретены буквы и заведен порядок богопочитания и жертв. Он же был первым наблюдателем порядка звезд, гармонии и звуков, изобретателем палестры, заботился о пропорциональности и об изваянии тела надлежащей формы. Он устроил трехструнную лиру, наподобие времен года, так как установил три тона: острый, тяжелый и средний, острый – от лета, тяжелый – от зимы и средний – от весны. И греков он научил красноречию, за что и назвали его Гермесом. Одним словом, Осирис, у которого он был иерограмматом /священным писцом/, обо всем сообщал ему и очень пользовался его советами». По Клименту Александрийскому, к Трисмегисту восходит священная литература Египта, он – автор сорока двух книг (а Ямвлих говорил о двадцати тысячах сочинений).

Ссылки на Трисмегиста впервые появились у астрологов III в. Вполне вероятно, что возникновение образа Трисмегиста связано с близостью к потустороннему миру его «прообраза» – греческого бога торговли Гермеса, покровителя путников и проводника душ умерших. С Трисмегистом связывали оккультные науки и так называемые «герметические» (тайные, доступные только посвященным) сочинения.

В европейской оккультной традиции Гермес Трисмегист – «сторожевой пес» Пастыря Душ человеческих. Он – обладатель чудесного жезла‑кадуцея, победитель Тифона, «магистр всех наук и искусств, знаток всех ремесел, правитель Трех Миров, писец богов и хранитель Книг Жизни» (М. Холл). Масоны считали Трисмегиста автором масонских ритуалов посвящения.

С образом Гермеса Трисмегиста связан так называемый «Герметический корпус» сочинений периода поздней античности и средневековья. В этот комплекс входят:

«Поймандр Гермеса Трисмегиста»;

«Вселенская речь»;

«Священное слово Гермеса»;

«Слово Гермеса Тату: Кратир или Монада»;

«Слово Гермеса сыну Тату о том, что невидимый Бог весьма явен»;

«О том, что благо в одном Боге и нигде больше»;

«О том, что величайшее зло для людей – неведение Бога»;

«О том, что ничто из сущностей не исчезает и что изменения напрасно именуют уничтожением и смертью»;

«О мышлении и ощущении»;

«Ключ Гермеса Трисмегиста»;

«Ум к Гермесу»;

«Слово Гермеса Трисмегиста Тату о всеобщем Уме»;

«О возрождении и о правиле молчания, тайная проповедь на горе Гермеса Трисмегиста сыну Тату»;

«Слово Гермеса Трисмегиста Асклепию»;

«Определения Асклепия царю Аммону»;

«О волнениях тела, сковывающих душу».

Большая часть трактатов представляет собой речи Гермеса, в которых он излагает полученное сверхъестественным путем Божественное откровение. Так, согласно «Поймандру Гермеса Трисмегиста», первоначально существовал только Бог, являвшийся Умом, Отцом, Светом, Жизнью и имевший андрогинную природу. Затем от Света отделилась и пала вниз Тьма, Материя, превратившаяся в четыре первоэлемента: Воду, Землю, Огонь и Воздух. Свет также породил Слово, Сына Божьего, и сам в Себе воспроизвел мир многочисленных Сил. Человек и мир соответствуют друг другу: голова человека – небо, глаза – Солнце и Луна, грудь – воздух, живот – земля, сердце же является святилищем тела, местом обитания ума. Развитие герметической традиции в средние века было связано преимущественно с оккультной практикой, а возобновлению интереса к герметизму в эпоху Возрождения способствовал перевод на латинский язык четырнадцати трактатов «Герметического корпуса», осуществленный Марселио Фичино. К герметической традиции восходит и теория «натуральной магии» Пико делла Мирандола, которой отдали дань многие мыслители XVI–VII вв. (Коперник, Кеплер, Бруно – вплоть до Ньютона).

 

ГЕСПЕР

 

Греческое божество вечерней звезды, отец Гесперид и брат Атланта. В римской мифологии почитался под именем Луцифера.

 

ГЕСПЕРИДЫ

 

В греческой мифологии нимфы, обитающие на берегу реки Океан на крайнем западе. Там растет сад, и в этом саду стоит великан Атлант, держащий на своих плечах небесный свод. Геспериды охраняют золотые яблоки вечной молодости, подаренные богине Гере Матерью‑Землей Геей. Однажды в сад Гесперид проник Геракл. В мифе сказано, что Геспериды стали исподтишка воровать яблоки, и тогда Гера отправила сторожить сад дракона Ладона, у которого «было сто голов и сто языков». Геракл убил дракона, напугал нимф и с помощью Атланта добыл молодильные яблоки.

 

ГЕСТИЯ

 

Греческая богиня домашнего очага, старшая дочь Кроноса и Реи, покровительница неугасимого огня, целомудренная и безбрачная. С Гестией не связано мифологических сюжетов. В Риме Гестии соответствовала Веста.

 

ГЕУШ УРВАН (ГОШУРУН)

 

В иранской традиции культовое божество, покровитель стад. С этим богом «соединяются» души быков, закланных при жертвоприношениях. «Младшая Авеста» знает Геуш Урвана как женское божество.

 

ГЕФЕСТ

 

Греческий бог огня и кузнечного дела, олимпийское божество малоазийского происхождения, сын Зевса и Геры (или же сын только Геры, рожденный ею в отместку Зевсу). Гефест хром на обе ноги и безобразен, однако является супругом прекраснейшей из богинь, Афродиты. Аполлоний Родосский в «Аргонавтике» рассказывает, что Гефест вырыл для колхидского царя четыре источника, текущие из‑под виноградной лозы, – молока, вина, масла и воды.

Классический образ Гефеста – кузнец и искусный мастер в своей мастерской, его помощницы – механические служанки. Он кует Ахиллу оружие и великолепный щит, равно как и медных быков царя Ээта, опочивальню Геры, венец Пандоры. Гомеровский гимн объединяет Гефеста и Афину, обучивших людей ремеслам.

Гефест преимущественно почитался в Афинах, где был богом ремесла.

В римской мифологии Гефесту соответствует Вулкан.

 

ГЕЯ

 

Греческая богиня земли, Мать‑Земля. По Гесиоду, Гея родилась вслед за Хаосом и сама из себя породила Урана‑небо и взяла его в супруги. Вместе с Ураном Г. породила шесть титанов и шесть титанид, среди которых Кронос и Рея, родители Зевса. Ее порождения также – Понт, горы, трое киклопов и трое сторуких. Все они своим ужасным видом возбуждали ненависть отца, и он не выпускал их на свет из чрева матери. Гея, страдая от тяжести, решила пресечь плодовитость своего супруга, и по ее наущению Кронос оскопил Урана, из крови которого появились на свет чудовища (гиганты, Эриннии) и прекрасная Афродита. Внуки Геи во главе с Зевсом в битве с детьми Геи – титанами победили последних, сбросив их в Тартар, и поделили между собой мир.

Гея не принимает активного участия в жизни олимпийских богов, но часто дает им мудрые советы. Она советует Рее, как спасти Зевса от прожорливости Кроноса, и сообщает о том, какая судьба ожидает Зевса. По ее совету Зевс освобождает сторуких, которые сослужили ему службу в титаномахии. Она же посоветовала Зевсу начать Троянскую войну. У Эсхила Гея отождествляется с Фемидой как хранительница вековечной мудрости.

 

ГИАДЫ

 

В греческой мифологии нимфы, дочери Атланта и Плейоны, одной из океанид. После гибели на охоте их брата Гиаса (его растерзали львы) Гиады умерли от горя и Зевс превратил нимф в звезды созвездия Тельца. По другой версии мифа, Гиады воспитывали Диониса на горе Ниса и Зевс превратил их в звезды.

 

ГИГАНТЫ

 

В греческой мифологии сыновья Геи, которые появились на свет из крови оскопленного Урана, впитавшейся в землю. По Аполлодору, Гея породила их от Урана после того, как титаны были низринуты Зевсом в Тартар. Подробно история рождения гигантов и их гибели рассказана Аполлодором. Гиганты внушали ужас своим видом – густыми волосами и бородами; нижняя часть тела у них была змеиной. Они бросили вызов олимпийским богам. По велению судьбы их гибель зависела от участия в битве героев (смертных), которые придут на помощь богам. Гея разыскивала волшебную траву, которая бы сохранила гигантам жизнь. Но Зевс опередил Гею и, послав на землю мрак, сам срезал эту траву. По совету Афины Зевс призвал для участия в битве героя Геракла. В гигантомахии олимпийцы уничтожили гигантов. Аполлодор упоминает имена сраженных 13 гигантов (вообще насчитывают до 150). Геракл сразил Алкионея, набиравшегося силы от земли; Зевс – Порфириона, Аполлон – Эфиальта, Дионис – Эврита, Геката – Клития, Гефест – Миманта, Афина обрушила на Энкелада остров Сицилия, содрала кожу с еще живого Палланта и использовала ее как панцирь. Посейдон поверг Полидора, Гермес – Ипполита, Артемида – Гратиона, мойры – Агрия и Тоона. Остальных поразил перунами Зевс. Геракл добивал гигантов своими стрелами.

 

ГИГИЕЯ

 

Греческая богиня здоровья, дочь Асклепия.

 

ГИМЕНЕЙ

 

Греческий бог брака, сын Диониса и Афродиты, прекрасный юноша, певец и музыкант, который на свадьбе Диониса с одной из его возлюбленных внезапно скончался; по другой версии, внезапно потерял голос. Чтобы увековечить его имя, Гименея возглашали на свадьбах, и торжественная песнь в честь новобрачных называлась гименеем. Орфики утверждали, что Асклепий воскресил Гименея.

 

ГИПНОС

 

Греческий бог сна, сын Ночи и брат Смерти (Танатоса), богинь судьбы мойр, богини мести Немесиды. По Гомеру, Гипнос обитает на острове Лемнос. Овидий в «Метаморфозах» описывает пещеру в Киммерийской земле, где обитает Гипнос, где царят вечные сумерки и откуда вытекает родник забвения.

 

ГОВАННОН

 

В валлийской традиции божественный кузнец, сын богини‑матери Дон, согласно «Триадам острова Британия» – невольный убийца Дилана.

 

ГОИБНИУ

 

У ирландских гэлов божество из Туата Де Дананн, божественный кузнец, вместе с Крейдне и Лухтаном входивший в «триаду богов ремесла». В битве при Маг Туиред эти три бога чинили оружие Туата Де Дананн: «…все их притупленное и треснувшее оружие на другой день оборачивалось целым, оттого что кузнец Гоибниу без устали выделывал копья, мечи и дротики. И совершал он это тремя приемами, а потом Лухта Плотник вырубал древки тремя ударами, да так, что третьим насаживал наконечник. Напоследок Кредне Медник готовил заклепки тремя поворотами и вставлял в наконечники, так что не было нужды сверлить для них дыры – сами они приставали».[150]

Еще Гоибниу варит эль, поддерживающий вечную молодость Туата Де Дананн. Кроме того, он – хозяин пиршественной залы, в которой собираются боги.

 

ГОПАТШАХ

 

В иранской традиции божество в образе человека‑быка.

 

ГОРПАХЕРД

 

В египетской мифологии одна из ипостасей Гора, Гор – сын Исиды и Осириса. Изображался мальчиком с «локоном юности», держащим палец у рта. Древние греки, называвшие Горпахерда Гарпократом, истолковывали этот жест как знак молчания. Культ Горпахерда как олицетворения восходящего солнца был особенно широко распространен в эпоху эллинизма.

 

ГОРЫ (ОРЫ)

 

Греческие богини времен года, три дочери Зевса и Фемиды: Эвномия («благозаконие»), Дике («справедливость»), Эйрена («мир»); сестры мойр и харит. В Афинах их называли иначе: божество роста – Ауксо, цветения – Талло, зрелого плода – Карпо.

У Гомера горы стерегут облачные ворота Олимпа, заботятся о колеснице Геры и кормят ее коней:

Гера немедля с бичом налегла на коней быстроногих; С громом врата им небесные сами разверзлись при Горах, Страже которых Олимп и великое вверено небо, Чтобы облак густой разверзать иль смыкать перед ними.

 

ГРАЦИИ

 

В римской мифол


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.