Полезные советы при покупке керамической плитки — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Полезные советы при покупке керамической плитки

2021-06-02 29
Полезные советы при покупке керамической плитки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Выбирать плитку стало удобнее с появлением на рынке коллекций, в которые одновременно входят настенная и напольная плитка, фриз и декор. В таких вариантах цветовые сочетания уже заранее подобраны опытными дизайнерами, и покупателю не приходится ломать голову над этими вопросами.

Фриз – это полоса с орнаментом, которая применяется для украшения стыков настенной плитки или же для ограничения облицованной поверхности сверху. Декор – это одиночные плитки с рисунком, которыми можно разнообразить и украсить общий узор. Делают или один декор в центре стены, или повторяющийся с определенной частотой.

 

ПРИМЕЧАНИЕ

Прежде чем покупать плитку, необходимо иметь уже готовый дизайнерский замысел, представлять, как все будет выглядеть в итоге. Для этого стоит учесть площадь облицовки, ее назначение, освещенность помещения, наличие в комнате мебели и аксессуаров, сочетание цветов и материал стен. Должна быть достигнута гармония между всеми этими элементами, а также вашими собственными вкусами и представлениями о красоте. Таким образом, формируя общий замысел, вы должны думать не о конкретном виде плитки, а о помещении в целом.

 

Проблемы, связанные с особенностями плитки

 

Необходимо отдельно остановиться на некоторых важных моментах, которые существенным образом влияют на качество облицовки. Это в каком‑то смысле тоже характеристики плитки, но некоторые из них являются не столько характеристиками, сколько недостатками. Наиболее корректно назвать их особенностями.

 

Особенность первая

Иногда размеры (калибр) плитки немного различаются, то есть плитки не полностью идентичны. Пусть разница лишь в долях миллиметра, но даже в таком случае швы между плитками получатся неидеальными и будут иметь разную ширину и ступенчатость.

Вычислить такой «брак» можно без особого труда, поставив несколько плиток торцом на ровную поверхность. Внимательно осмотрите верх стопки: если торцы всех плиток совпадают по высоте, значит, с размерами все нормально. Поставьте стопку плиток боком и повторите тест.

Возможное отклонение фактического размера плитки от номинального обычно указывается на упаковке рядом с номинальным размером. Ваша задача – проверить, насколько реалии соответствуют заявленной производителем информации.

 

Особенность вторая

Форма плитки тоже не всегда может совпадать с идеальными геометрическими пропорциями. А если прямоугольная плитка на самом деле таковой являться не будет, то наверняка стоит ожидать появления искривленных швов. Проверить правильность формы можно следующим образом. Уложите на ровной поверхности девять плиток в один прямоугольник (по три в ряд). Подравняйте их со всех сторон и присмотритесь к зазорам между ними. Допускаются зазоры до 1 мм, но гораздо лучше, конечно, если их не будет вообще.

 

Особенность третья

Бывает, что плоскость плитки оказывается вогнутой или, наоборот, выгнутой. Проверить это можно, приложив к поверхности плитки линейку или любой другой предмет с ровной кромкой. При идеально ровной плитке зазоров не будет вообще. Встречается такое редко, но в любом случае зазор не должен превышать 0,5 мм, иначе плитку можно называть бракованной. Понятное дело, что покупать ее не стоит.

Проверив плитку из одной коробки и удостоверившись в том, что она хорошего качества, не поленитесь проверить и образцы из другой коробки. Если в одной партии окажутся плитки как ровные, так и с прогибами, – это признак некачественного товара. После облицовки уголки некоторых плиток могут оказаться чуть выше уголков других и будут выступать на поверхности. Хуже всего, если в одной и той же партии обнаружится как вогнутая, так и выгнутая плитка или же одна и та же плитка будет изогнута в двух направлениях: по одной диагонали вогнутая, а по другой – выгнутая.

 

Особенность четвертая

Необходимо также обращать внимание на толщину плитки. Для получения ровной поверхности одного уровня все плитки должны иметь одинаковую толщину.

Проверить эту характеристику можно так: выложите на ровную поверхность несколько плиток рядом друг с другом и приложите сверху линейку. Наличие или отсутствие зазоров между поверхностью плитки и кромкой линейки расскажут вам о толщине плитки все необходимое.

 

Особенность пятая

Поверхность плитки должна быть ровной не только с лицевой стороны, но и с обратной. Казалось бы, уж это зачем, если все неровности скроются внизу в растворе. Однако всякие выступы на поверхности весьма увеличивают расход клея, да и усложняют работу укладчика.

Проверить ровность плитки с обратной стороны можно таким же образом, как и с лицевой.

 

Особенность шестая

Данная особенность в первую очередь важна для глазурованных изделий. Обратите особое внимание на равномерность окраски плитки, на то, нет ли на ней подтеков или белесых краев. Проверить это можно только визуально, рассматривая образцы из нескольких ящиков.

 

Обозначения на упаковке

 

Как мы уже говорили, на коробках с плиткой обычно указывается ее номинальный калибр, то есть размер. На упаковке можно также найти сведения о тоне плитки, то есть о ее цветовой тональности. Она может обозначаться цифрой или буквой.

 

ПРИМЕЧАНИЕ

При покупке обратите особое внимание на то, чтобы вся плитка по тону и калибру принадлежала к одной партии.

 

Обычно на упаковках указываются стандартные пиктограммы, принятые почти во всем мире. По ним можно многое узнать о плитке.

Например, если изображена кисть руки на черном фоне – это плитка для облицовки стен, а если ступня, то плитка напольная.

Если же ступня изображена не на черном, а на заштрихованном фоне, это обозначает высокую износостойкость. Снежинка свидетельствует о морозостойкости плитки, а «лепесток» пламени с цифрой 1 ли 2 указывает на количество ее обжигов (рис. 2.4).

 

Рис. 2.4. Пиктограммы (символы) на упаковке

 

Иногда один и тот же значок изображен дважды. Это свидетельствует о повышенном уровне данной характеристики.

 

Выбор производителя

 

Часто бывает так, что выбор в пользу того или иного производителя не всегда определяется высокими функциональными и эстетическими достоинствами выпускаемой им продукции. Порой решающим фактором становятся наши финансовые возможности. Однако не спешите унывать, ведь деление на более доступную по цене отечественную плитку из керамики и более дорогую продукцию зарубежных производителей вовсе не означает автоматически, что последняя обязательно будет на голову выше первой. Усилившаяся конкуренция на рынке вынуждает и отечественные фабрики работать над усовершенствованием дизайна и технических характеристик выпускаемой ими плитки.

Российским покупателям хорошо известна плитка компании «Керама», которую производят на заводе «Велор» (г. Орел). Ее качество, как правило, превосходное, при этом можно отметить и очень широкий ассортимент продукции (рис. 2.5). Даже плитки из разных коллекций неплохо сочетаются между собой, что позволяет придумывать оригинальные и неповторимые композиции и сочетания. Более подробно об этом предприятии и его продукции можно почитать на сайте www.kerama.ru.

 

Рис. 2.5. Плитка «Керама»

 

Хорошо зарекомендовала себя также продукция белорусского предприятия ОАО «Керамин» (г. Минск) (рис. 2.6).

При высоких показателях практически по всем характеристикам единственный минус, который изредка отмечают облицовщики, – отклонения в плоскости, то есть прогибы. Однако вогнутости или выгнутости не слишком большие, в пределах ГОСТа. Поэтому такая плитка не считается браком, просто эту особенность нужно учитывать при укладке. Кераминовская плитка на основе белой глины более качественная, чем та, что изготовляется на основе красной. Сайт предприятия: www.keramin.com.

 

Рис. 2.6. Плитка «Керамин»

 

Когда речь заходит об импортной керамической плитке, то на ум, как правило, приходят имена широко разрекламированных европейских производителей. Среди них в роли главных конкурентов традиционно выступают компании, представляющие Испанию и Италию.

Среди испанских фирм выделяются следующие всемирно известные бренды.

 

Azteca

Дата основания – 1962 г.

Сайт: www.aztecaceramica.com.

Компания Azteca является одним из несомненных лидеров в производстве керамической плитки не только в Испании, но и во всей Европе. Главное достоинство ее продукции заключается в наличии у плитки ровных и гладких краев, что подтверждается результатами неоднократных проверок и испытаний. Используя плитку Azteca, вы получите не только идеально ровные швы, но и весьма удобную в эксплуатации облицовку, отличающуюся к тому же богатой цветовой гаммой и привлекательным внешним видом.

 

Venus

Дата основания – 1988 г.

Сайт: www.venusceramica.com.

Сегодня можно с полным правом говорить о том, что фабрика Venus переживает свой ренессанс. Этот подъем к новым вершинам стал возможным благодаря притоку молодых дизайнеров, чей талант, а также нестандартные свежие идеи в сочетании с традиционно высоким качеством продукции позволили данной компании занять ведущие позиции на мировом рынке керамической плитки. Так что если вам хочется привнести оригинальности в интерьер вашего дома, то именно плитка Venus лучше всего подойдет для достижения данной цели.

 

Colorker

Дата основания – 1987 г.

Сайт: www.colorker.com.

Даже на европейском рынке компания Colorker заметно выделяется среди конкурентов высочайшим качеством производимой продукции, что позволяет ей не только прочно удерживать за собой одно из первых мест в мировом рейтинге производителей керамической плитки, но и с каждым годом наращивать объемы производства.

 

Ceramicas Aparici

Дата основания – 1961 г.

Сайт: www.aparici.com.

Компания Ceramicas Aparici традиционно делает ставку на инновационные технологии, благодаря которым она прославилась на весь мир как один из лучших производителей облицовочной плитки на основе керамогранита. Результатом непрекращающегося ни на минуту поиска свежих подходов к производству и оформлению продукции является передовой дизайн плитки Aparici, который вызывает восхищение настоящих ценителей и позволяет создать в доме особую атмосферу, сочетающую уют с современными модными тенденциями.

Среди производителей, представляющих Италию, традиционно выделяются несколько «китов», которые держат в своих руках большую часть рынка керамической плитки. Познакомимся с некоторыми из них поближе.

 

Serenissima

Дата основания – 1969 г.

Сайт: www.serenissima.re.it.

Компания Ceramica Serenissima, которая отмечает в 2009 г. 40 лет со дня создания, изначально специализировалась на выпуске глазурованной плитки двойного обжига, но спустя десятилетие первой в отрасли перешла на более передовую технологию однократного обжига. Объединившись с компаниями Сeramica C.I.R. s.p.a. (1993) и C.A.P.R.I. (2000), компания превратилась в крупный концерн, который является мировым лидером по объему выпускаемой продукции.

 

Casa dolce casa

Сайт – www.casadolcecasa.com.

Компания Casa Dolce Casa s.p.a. возникла совсем недавно, но это обстоятельство скорее подчеркивает ее заслуги в области качества, благодаря которым данный бренд так быстро вошел в число самых востребованных в мире. Фирма производит не только керамическую плитку, но и аксессуары к ней, а также яркие запоминающиеся элементы декора, которые можно смело назвать настоящими произведениями искусства. Благодаря созданию прекрасных мозаичных плит компанию можно считать истинной наследницей и продолжательницей традиций античных мастеров.

 

Ceramiche Cir

Дата основания – 1969 г.

Сайт: www.cir.it.

Итальянская компания Cir Ceramiche занимает на рынке узкую, но весьма востребованную нишу, занимаясь производством керамической плитки малых форматов. Данная продукция, чей основной размер – 10 х 10 см, может с успехом использоваться не только в кухне, но и в интерьерах жилых комнат для создания плавных переходов цвета или устройства бордюра. Облицовывая этой плиткой мебель, вы можете добиться уникального эффекта целостности помещения, когда все предметы обстановки идеально гармонируют друг с другом. Керамический гранит, используемый компанией Cir Ceramiche в качестве основы для своей продукции, обеспечивает ее прочность и долговечность.

 

Iris Ceramica

Дата основания – 1961 г.

Сайт: www.irisceramica.com.

Главная особенность компании Iris Ceramica состоит в том, что она производит керамическую плитку, предназначенную не только для дома, но и для промышленных помещений. Подобная широта ассортимента требует серьезного научного подхода к делу, результатом которого и стала выработка шести разнообразных технологий, позволяющих производить более 3000 наименований готовой продукции. Плитка Iris отличается прекрасными техническими характеристиками в области экологичности и функциональности. Не забывают специалисты компании и об эстетичном внешнем виде своей продукции, привнося в него оттенок чисто итальянской роскоши.

 

Среди производителей керамической плитки, которую можно отнести к разряду элитной, выделяется также компания Rako (www.rako.cz), чей завод расположен в чешском городе Раковник. Отличительной особенностью его продукции является высочайшее качество в сочетании шикарным внешним видом. Подобный эффект достигается за счет создания на поверхности плитки объемного рисунка, поверх которого проходят золотые прожилки, придающие композиции дополнительную утонченность и лоск. Такая плитка позволяет создать в квартире поистине королевский интерьер.

Кроме перечисленных производителей, чьи товары представлены на российском рынке, вы можете обратиться и к поставщикам из самых разных стран – от Китая до Польши. Если их продукция и уступает по качеству своим западноевропейским аналогам, то несущественно, поскольку вся плитка в мире производится на итальянском оборудовании по итальянской технологии из итальянских материалов. Цена же является вполне демократичной.

Одним словом, времена дефицита и безальтернативности миновали, и теперь есть возможность выбирать плитку по своему вкусу и возможностям.

 

 

Выбор клея

 

Еще совсем недавно практически единственным раствором для облицовки керамической плиткой был цементно‑песчаный раствор состава 1:3, иногда с добавкой пластификатора (для облицовки фасадов и цоколей). К счастью, наука не стоит на месте, и химическая промышленность принесла на рынок новые цементные растворы со значительной долей полимерных добавок в составе, которые меняют структуру и свойства раствора.

Первые составы растворов включали добавки ПВА и хлористого кальция либо латекса, казеина и аммиака. Раствор готовился в заводских условиях и поставлялся как сухая смесь в мешках и отдельно. В настоящий момент сухие смеси «шагнули» еще дальше: работать с ними легко и удобно, пользуясь элементарным принципом «просто добавь воды».

Современный раствор для плитки менее пористый и водопроницаемый, имеет повышенную прочность и определенную эластичность.

 

ВНИМАНИЕ

Плитка, закрепленная на современном полимерцементном растворе, держится почти в 20 раз крепче, чем плитка на цементно– песчаном растворе.

 

Выбирая клей, не стоит ориентироваться на то, что дешевле. Уж на чем, но на клее экономить совсем нежелательно. Лучше чуть переплатить, но взять то, что будет подходить идеально и отличаться особой надежностью.

Клеи с повышенной прочностью в первую очередь необходимы для работы со сложными, гладкими и не имеющими пор основаниями. Это пластик, стекло и, конечно же, многие виды керамической плитки.

В местах с повышенными физическими нагрузками (террасы, балконы, отапливаемые полы), где возможна постепенная деформация покрытия, используются клеи для плитки с повышенной эластичностью.

Поскольку плитка чаще всего используется в ванных комнатах и кухнях, где всегда избыток влаги, практически все клеи для плиток достаточно водостойки. Однако для отделки бассейнов и душевых эта характеристика имеет особую важность, и потому в таких случаях на нее стоит обращать отдельное внимание. Подобные специфические условия не должны повлиять на свойства клея даже спустя длительный период времени.

Очевидно, что для наружных работ необходимо брать клей, который будет иметь повышенные характеристики морозостойкости, достаточную влагостойкость и прочность.

Подробнее о клеях см. в приложении 3.

 

Дизайн плитки

 

Если вы не доверяете собственному художественному вкусу, стоит обратиться к дизайнеру. Он предложит ряд идей и проектов, а вам останется выбрать тот, который больше понравится. Прибегать к помощи дизайнера выгодно еще и потому, что в его силах не только выбрать или придумать красивый плиточный узор, но и учесть при этом все внешние параметры: общий стиль помещения, его размеры, освещенность и т. д.

Если ни один из предложенных дизайнером вариантов вас категорически не устраивает, не поддавайтесь на его уговоры. Он профессионал, поэтому сможет сказать немало грамотных слов, чтобы попытаться вас убедить в целесообразности своих решений. Однако жить в квартире придется вам, а не ему, и потому, несмотря на всю модность и стильность задумки, в первую очередь она должна восприниматься вами позитивно, а не ежедневно раздражать своей «оригинальностью».

Далее мы с вами поговорим об основополагающих в плиточном дизайне вещах. Понятное дело, всех премудростей «науки художественного проектирования» вы не познаете, но какие‑то азы освоите наверняка.

Прежде чем начинать закупку всех материалов, не говоря уже о начале работ, необходимо разработать конкретный замысел, то есть проект, отображающий, что вы хотите получить в итоге. Создавая такой проект, необходимо предусмотреть в нем следующие этапы.

1. Выбор материалов.

2. Выбор техники укладки.

3. Выбор способа предварительной подготовки поверхности.

4. Комбинация отдельных цветовых сочетаний, фрагментов и вставок, различных элементов декора.

5. Определение размеров и направлений швов, способа и цвета их заполнения.

О 1‑м этапе мы уже говорили, о 2‑м, 3‑м и 5‑м еще будем говорить далее, в главе «Технология укладки керамической плитки». А пока немного осветим этап 4‑й, ради удачного прохождения которого обычно и обращаются за помощью к дизайнерам.

 

Игра на контрастах

 

Ранее мы уже вспоминали не самыми лестными словами «стандартно‑советскую» одноцветную квадратную плитку и радовались, что сейчас ситуация на рынке плиточных материалов совершенно иная. Однако необходимо сказать пару слов и в защиту одноцветных «квадратиков». Они не вышли из употребления до сих пор и продолжают использоваться – просто сейчас берут плитки разных цветов и выкладывают из них разнообразные интересные узоры, оформляют декоративные бордюры и т. п.

Несмотря на это, нельзя не признать тот факт, что крупная плитка пользуется гораздо большим спросом. Так же, как и квадратная (со стороной не менее 25 см), и особенно прямоугольная (10 х 30, 20 х 30, 25 х 50, 30 х 60 см и др.).

Дизайн облицовки отнюдь не ограничивается сочетанием только квадратных и прямоугольных плиток. Зачастую они используются лишь как основа, фон для основной композиции – волн и выступов, закруглений и мозаичных вставок. Для того чтобы уйти от монотонности, порой достаточно одной оригинальной детали, выделяющейся на общем фоне, имеющей нестандартную форму и желательно большую величину, чем у обычной плитки. Правда, создавать подобные грамотные контрасты под силу только людям с профессиональными навыками, дилетант рискует такими экспериментами все испортить.

Достаточно часто, особенно в центре пола, можно увидеть керамические панно, напоминающие круглые, квадратные или многоугольные розетки художественного паркета. Они обращают на себя особое внимание, то есть становятся доминирующими в дизайне помещения и задают отправную точку дальнейшему декорированию (рис. 2.7).

 

Рис. 2.7. Бетонопаркет

 

Высокой популярностью пользуются и значительно улучшающие эстетические качества облицовки декоративные керамические бордюры, которые могут размещаться как горизонтально, так и вертикально. Первый вариант более традиционный, зато второй позволяет зрительно слегка расширить пространство помещения. Ширина бордюров может быть 10 и более сантиметров. В современных плиточных коллекциях бордюрам уделяется особое внимание, и нередко именно они определяют их «лицо».

Еще одним способом создания оригинального дизайна с помощью игры на контрастах является одновременное использование старых фоновых плиток с новейшими бордюрами, плинтусами, фризами и т. п. Маленькие квадраты 10 х 10 или 15 х 15 см в сочетании с шикарными вставками позволяют добиться потрясающих результатов.

 

Фактура

 

Не так давно люди еще удивлялись необычной фактуре типа «соль – перец» или керамическим поверхностям «под мрамор». Сейчас к этому все уже привыкли и желают приобретать что‑то еще более оригинальное. Уже появилась плитка, имитирующая древесину, натуральный камень (травертин, вулканические породы, гранит), обычный цемент и даже мятую бумагу!

Можно встретить плитку со вставками цветного или непрозрачного стекла (смальты). Чаще всего такие вставки делают бирюзовых, голубых и зеленых оттенков, чтобы они напоминали струйки волшебного родника, пробивающиеся сквозь камень. Подобные идеи особенно интересны для ванных комнат.

Появились эксклюзивные коллекции, в которых вставки в плитках – капельки или болтики и т. п. – изготовлены из металла. А иногда под какой‑либо драгоценный металл имитируется вся поверхность керамической плитки или ее значительная часть.

Некоторые производители решили не останавливаться на достигнутом и попытались воспроизвести фактуру не только дерева или металла, но и тканей. В результате стены квартиры предлагается украшать имитациями шелка, меланжа, джинсовой ткани и даже шифона. Дизайнеры утверждают, что подобный нестандартный ход позволит создать в помещении особую атмосферу уюта, а также при случае удивить гостей.

Мода на «истертость» практически во всех областях современного дизайна дошла и до дизайна керамической плитки, причем в достаточно радикальной форме. Некоторые производители предлагают покупателям коллекции с якобы выщербленной плиткой, с неровными и отбитыми краями. При этом та сторона плитки, которая укладывается на клей, – идеально ровная, а фактура изменена лишь у лицевой стороны, что после затирки дает эффект ломаных, неровных швов. При этом наблюдается такая закономерность: чем более криволинейная и состаренная плитка, тем выше ее стоимость.

 

Цвет

 

Цветовая гамма плитки в вашей квартире может как ограничиваться вашими личными вкусами и пристрастиями, так и соответствовать веяниям моды. При подборе цветовых решений необходимо также учитывать индивидуальные особенности планировки помещения, его освещенность и т. п.

Неграмотный подбор цветовых сочетаний может испортить все впечатление от облицовки, начнет раздражать и вызывать прочие негативные эмоции. Поэтому к сочетанию одного цвета с другим нужно отнестись с особой внимательностью. Помните, что глубокие тона и насыщенные оттенки декоративных и дополнительных элементов отделки подчеркивают чистоту фона, который лучше делать не слишком ярким – кремовым, персиковым, серебристым, небесно‑голубым и т. п.

Если помещения, в которых вы будете укладывать плитку, недостаточно большие по площади, то обычно рекомендуется выбирать изделия светлых тонов, таким образом создавая зрительный эффект некоторого увеличения пространства. Темные же цвета будут создавать в тесной комнате гнетущее ощущение и уместны лишь при больших площадях.

Учитывайте также, что по‑разному может смотреться цвет плиток, расположенных под прямым углом друг к другу. То есть один и тот же цвет на вертикальной и горизонтальной плитке будет смотреться по‑разному, так как свет на них падает неодинаково.

Разный оттенок придает плитке и то, какой лампой она освещается – традиционной лампой накаливания или люминесцентной с «дневным» светом. Например, голубая глазурь при освещении желтоватым светом обычной лампы выглядит уже скорее зеленой.

Существует и такое понятие, как «коэффициент отражения глазури». Грамотный продавец должен вам рассказать и об этом, если его попросить. В случае если яркое отражение света от поверхности плитки нежелательно, следует использовать керамическую плитку с матовой поверхностью. Если же вы, наоборот, хотите блеска, берите глазурованный «глянец». Однако не забывайте при этом, что на такой глянцевой поверхности больше заметны царапины или небольшие сколы (особенно если поверхность темного цвета), а на темных матовых поверхностях, с неровной зернистой структурой, их заметить труднее.

 

ПРИМЕЧАНИЕ

В отличие от керамической плитки керамогранит имеет рисунок не только на лицевой поверхности, но и по всей толщине плиток. То есть на срезах он выглядит так же, как на поверхности. Это объясняется особой технологией изготовления; каменный рисунок «закладывают» еще на этапе приготовления сырья, а не наносят на лицевую сторону готовой плитки. Благодаря этому цвет и рисунок со временем практически не «изнашиваются».

 

Уже давно большую популярность приобрела плитка, расцветка которой имитирует какой‑либо природный материал. Чаще всего это бывает, пожалуй, дерево – всевозможные оттенки и текстуры разных пород. Керамика способна «подражать» паркету, широкой массивной доске или поверхности необработанной древесины – с прожилками, сучками и другими естественными «дефектами». Плитку «под дерево» украшают различными бордюрами с орнаментами, вставками из полудрагоценных камней и т. д.

Можно встретить также плитку, имитирующую кожу животных – змеи, крокодила, слона или зебры – либо фактуру ткани: переплетения нитей, основы грубого домотканого или роскошного персидского ковра, текстуры рисовой бумаги ручной работы.

Имитации «под камень» также очень популярны, и спектр их очень широк – он включает в себя мрамор, гранит, малахит, оникс, яшму и др. Любители старины, оформляющие помещения в духе былых эпох, предпочитают имитации грубо обработанного камня со стилизованными декоративными элементами (например, вазонами, бордюрами и т. д.). Рисунок может включать «сколы» и «потертости», которые создают впечатление, что плитка застилает пол уже не одно столетие и по ней, возможно, ходили сапоги еще средневековых рыцарей.

 

Орнамент

 

Орнамент (от лат. ornamentum – «украшение») – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. С древнейших времен он использовался для украшения различных предметов, в том числе, конечно, и керамической плитки.

Украшая и зрительно организуя поверхность плитки, орнамент, как правило, связывает всю облицовку в единую композицию, подчеркивает художественные достоинства плитки. Обычно он либо создается на основе абстрактных форм, либо стилизует реальные мотивы, зачастую схематизируя их до неузнаваемости.

По характеру композиции орнамент бывает:

♦ ленточный;

♦ центрический;

♦ окаймляющий;

♦ геральдический;

♦ заполняющий поверхность;

♦ комбинированный (сочетающий сразу несколько типов в более сложных комбинациях).

По используемым в орнаменте мотивам его также делят на несколько категорий.

 

1. Геометрический состоит из абстрактных форм. Это могут быть точки, прямые, ломаные, зигзагообразные, пересекающиеся линии; круги, ромбы, многогранники, звезды, кресты, спирали, более сложные специфические орнаментальные мотивы (рис. 2.8).

 

Рис. 2.8. Геометрический орнамент

 

2. Растительный обычно изображает стилизованные листья, цветы, плоды, ветви и побеги растений (рис. 2.9).

 

Рис. 2.9. Растительный орнамент

 

3. Зооморфный (животный) орнамент представляет собой фигуры или части фигур реальных или фантастических животных (рис. 2.10).

 

Рис. 2.10. Зооморфный орнамент

 

В качестве орнаментных мотивов используются также человеческие фигуры, архитектурные фрагменты, оружие, различные знаки и эмблемы (гербы). Особый род орнамента представляют стилизованные надписи на архитектурных сооружениях (например, на среднеазиатских средневековых мечетях) или в книгах (так называемая «вязь»). Возможны и сложные комбинации различных мотивов (геометрических и звериных – тератология, геометрических и растительных – арабески).

В коллекциях современной керамической плитки может использоваться практически любой из перечисленных выше вариантов орнамента. Дизайнеры с успехом заимствуют древние орнаменты разных стран, а также придумывают новые.

 

ПРИМЕЧАНИЕ

Обратите внимание, как будет строиться орнаментный рисунок – вертикально или горизонтально. Считается, что вертикальные линии человек воспринимает как движение и ассоциирует их с собственным вертикальным положением. Горизонталь же на эмоциональном уровне глаз «расшифровывает» как максимально достижимое спокойствие и умиротворение, для него это своего рода размеренное, описательное «повествование». Таким образом, в помещениях для отдыха лучше использовать горизонтальные направляющие, а там, где требуется активность, – вертикальные.

 

Форма, формат, калибр

 

Как мы уже выяснили, самыми распространенными формами плитки являются квадратная и прямоугольная. Кроме того, встречается плитка многоугольная и фасонная. Для классических интерьеров обычно выбирают квадратную и прямоугольную, добавляя в скучный на первый взгляд рисунок всевозможные декоративные вставки. Кроме того, прямоугольная плитка тоже может быть совершенно разной. Одно дело, если у нее традиционные размеры – 30 х 15 или 20 х 40 см и уложена она классическим способом – вертикально. И совсем другое, если плитка «вытягивается» (ширина сужается до 5–7 см), а само изделие укладывают горизонтально.

Находит своих сторонников и маленькая плитка 5 х 5 см, которая больше напоминает мозаику. Работы с ней, конечно, очень много, но зато она предоставляет возможность творческим людям выкладывать свои авторские панно с любыми узорами, орнаментами, изображениями.

В противоположность маленькой существует и крупноформатная плитка, которая тоже весьма популярна. Сейчас в моде размеры 80 х 80, 45 х 90 см и даже со стороной более 1 м (например, 90 х 120 см). Большие размеры плитки очень удобны тем, что всю поверхность стены или пола можно облицевать минимальным количеством плиток – две‑три штуки достаточно, чтобы закрыть стену в высоту от пола до потолка. Изделия такого формата выпускаются, как правило, с ректифицированной кромкой, поэтому зазор между плитками будет минимальным. Да и самих швов получится очень мало. В результате выходит, что поверхность отделана практически монолитной керамической панелью. Для любителей минимализма, которых раздражают вычурные узоры и декор, это идеальный вариант.

Есть лишь одна дополнительная сложность в работе с крупными форматами плитки. При ее укладке гораздо большее значение имеет предварительная подготовка поверхности облицовки. При укладке небольших плиток мелкие неровности иногда игнорируются и возможны незначительные выпирания какой‑либо отдельной плитки. Это, конечно, плохо, но не так уж заметно за счет разбития облицовки на множество элементов. С большой же плиткой избежать проблемы таким образом не получится – отклонение будет более заметно. Поэтому, остановив свой выбор на плитке крупного формата, с особой тщательностью выравнивайте поверхность, которую собираетесь ею облицовывать.

Порой изготовители предусматривают в узких длинных плитках сквозные отверстия, в которые потом можно вставить мелкие модули отличных от основного цветов. Такая идея предоставляет просто неограниченные возможности для полета творческой фантазии.

Иногда можно встретить шестигранную плитку, напоминающую после укладки узор пчелиных сот. Бывает плитка восьмигранная и совсем уж сложной формы – вроде пазлов.

В магазинах можно встретить плитку, на поверхности которой сделаны глубокие, но не сквозные надрезы. Аккуратно надломив ее по линии надреза, можно получить оригинальную форму. Соединение ряда таких плиток даст красивый «волнистый» шов. Подобная облицовка будет смотреться гораздо интереснее традиционной «сетки» с прямыми углами.

Безусловно, узор, выложенный из многоугольной плитки или с описанными выше «волнистыми» швами, выглядит интереснее обычного, однако и эти варианты некоторым представляются уже слишком скучными. Идя навстречу наиболее требовательным в плане оригинальности покупателям, производители керамической плитки создали мультиформатные коллекции. То есть в одну коллекцию входят плитки различной формы, множество рамок, бордюров и мозаичных вставок и т. д. Форматы плиток хоть и разные, но, естественно, соотносимые друг с другом. Например, в наборе есть три вида квадратной плитки: 45 х 45, 30 х 30 и 15 х 15 см. К первой 45 х 45 см может укладываться одна 30 х 30 и одна 15 х 15 см или же три 15 х 15 см. Ко второй 30 х 30 см – две 15 х 15 см. Это простейший пример, но достаточно показательный.

Чаще всего формат керамической плитки кратен пяти, то есть длина грани делится на 5 без остатка (10, 15, 20, 25, 30 и т. д.). Однако существуют и исключения из этого правила. Встречаются плитки 19,7 х 39,4, 9,8 х 19,7, 41 х 41 см и т. д.

Безусловно, укладка мультиформатной композиции представляет собой более сложную задачу для мастера, но результаты того стоят – получаются настоящие керамические шедевры. Основная сложность заключается в правильной предварительной разметке поверхности облицовки. Ведь неверно рассчитанная ширина шва между плитками скажется не сразу, а лишь после укладки некоторого их количества, когда изменять что‑либо будет уже поздно.

Такая укладка называется модульной, а на коробке с мультиформатными наборами обычно указывается слово modulare. Различные схемы укладки коллекции и фотографии готовых интерьеров, оформленных с ее помощью, обычно можно увидеть в красочных каталогах, которые производители плитки прилагают к своему товару. Вполне возможно, что предложенные варианты вам понравятся, и «изобретать велосипед» не понадобится.

Иногда случается, что из‑за особенностей индивидуального художественного замысла плиток одного формата не хватает, а другой остается в излишке. В таких случаях не помешала бы договоренность с продавцом о возможности обмена одного размера плитки на другой.

При модульной укладке рекомендуется особое внимание уделять затирке швов, так как они подчеркивают разделение поверхности на модули и выполняют определенную роль в общей эстетической картине. Чаще всего дизайнеры рекомендуют подбирать контрастную затирку (светлую для темной плитки, темную – для светлой), а порой даже для создания особых эффектов использовать затирку различных цветов.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.179 с.