Тема занятия « Основные принципы и нормативная правовая база защиты населения от чрезвычайных ситуаций ». — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Тема занятия « Основные принципы и нормативная правовая база защиты населения от чрезвычайных ситуаций ».

2021-12-11 36
Тема занятия « Основные принципы и нормативная правовая база защиты населения от чрезвычайных ситуаций ». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема занятия «Основные принципы и нормативная правовая база защиты населения от чрезвычайных ситуаций».

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка………………………………………………  2

2. Технологическая карта теоретического занятия…….…………….  4

3. План изложения теоретического материала …………………………………. 7

4. Теоретический материал по теме занятия …………………………  29

5. Контрольно – оценочный материал ………………………..................  30

6. Список рекомендуемой литературы……………….………………   32

 

 План изложения теоретического материала

1. Разработка и реализация политики в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций

1.1Роль государства в обеспечении безопасности граждан РФ

2.Законодательные акты и нормативно-техническая документация по действиям в чрезвычайных ситуациях

3.Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по защите населения от чрезвычайных ситуаций

4.Основными задачами обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций являются

5.Фронтальный опрос.

 

              Содержание теоретического материала

Основные принципы и нормативная правовая база защиты населения от чрезвычайных ситуаций

К настоящему моменту многие страны пришли к выводу, что для успешной борьбы с опасными природными явлениями, техногенными и экологическими катастрофами нужна целенаправленная государственная политика. Россию к решению вопросов предотвращения катастроф и ликвидации их последствий на государственном уровне подвела в 1986 г. Чернобыльская катастрофа.

В Конституции Российской Федерации записано, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится «осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий». Основной Закон Российской Федерации закрепил права граждан на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу. Эти конституционные положения нашли отражение и получили развитие в целом ряде федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и нормативных документах федеральных органов исполнительной власти (приложение 1).

На современном этапе основной целью государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства в пределах научно–обоснованных критериев приемлемого риска.

1.Разработка и реализация этой политики осуществляется с соблюдением следующих основных принципов:

• защита от чрезвычайных ситуаций осуществляется в отношении всего населения Российской Федерации, а также в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории страны;

• подготовка и реализация мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций осуществляются с учетом разделения предметов ведения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

• при возникновении чрезвычайных ситуаций обеспечивается приоритетность задач по спасению жизни и сохранению здоровья людей;

• мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера планируются и осуществляются в строгом соответствии с международными договорами и соглашениями Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;

• основной объем мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводится заблаговременно;

• планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, а также особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций;

• объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера определяются, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств;

• ликвидация чрезвычайных ситуаций различного характера осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация; при недостаточности этих сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти, а также при необходимости силы и средства других субъектов Российской Федерации.

Реализация государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется на основе соответствующих законов и нормативных правовых актов через разработку и реализацию федеральных и региональных целевых программ, научно–технических программ, планов развития и совершенствования РСЧС, планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на всех уровнях, а также выполнением комплекса мер организационного, инженерно–технического, экономического и административного характера.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Основные источники:

1.Бондин В.И. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие /В.И. Бондин, Ю.Г. Семехин. – М.: ИНФРА – М; Академцентр, 2011.- 349 с.

2. Косолапова Н.В. Безопасность жизнедеятельности: учебник/

Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко.-5-е изд., стер.- М.: КНОРУС, 2013.-

192 с.

3.Ястебов Г.С. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф: учебное пособие / Г.С. Ястребов, под ред. Б.В. Кабарухина,-

Изд. 8-е – Ростов н/Д: Феникс, 2014.- 397 с.

 

Дополнительные источники:

1. Афанасьев Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности. Часть 1. /Овчаренко

А.Г., Трутнева Л.И., Раско С.Л., Мякшин А.Д. - Изд-во Алт. гос. техн.

ун-т. БТИ, - Бийск, 2011.

2. Артюнина Г.П., Игнатькова С.А. Основы медицинских знаний.

Здоровье, болезнь и образ жизни. – М., 2012.

3. Сапронов Ю.Г, Сыса А.Б., Шахбазян В.В. Учеб. Пособие для студентов

учреждений сред. Проф. Образования «Безопасность

жизнедеятельности»- М.: Издательский центр «Академия», 2012. 20

4. Сапронов Ю. Г. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. Пособие для

студентов учреждений сред. Проф. Образования / Ю. Г. Сапронов, А.

Б. Сыса, В. В. Шахбазян. – М.: Издательский центр «академия», 2013. –

320с.

5. Смирнов А. Т. Основы военной службы: Учеб. Пособие для студентов

учреждений сред. Проф. Образования/ А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В.

А. Васнев; Под общей ред. А. Т. Смирнова. – 2-е изд., стереотип. М.:

Издательский центр «Академия»: Мастерство: Высшая школа,2010. –

240с.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА

В Федеральном законе «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г.

 № 28-ФЗ говорится о том, что:

во-первых, к числу основных задач в области гражданской обороны относится обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

во-вторых, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, на соответствующих территориях: организуют подготовку гражданских организаций гражданской обороны и обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

в-третьих, организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляют обучение своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

В Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ говорится о том, что:

во-первых, одной из обязанностей граждан Российской Федерации является изучение основных способов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемов оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянное совершенствование своих знаний и практических навыков в указанной области;

во-вторых, порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций определяется Правительством Российской Федерации, подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, а также по месту жительства, а руководители и другие работники органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию) и непосредственно по месту работы;

в-третьих, пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обеспечивается органами управления, входящими в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, совместно с общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность в области защиты и спасения людей, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ (для пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций могут использоваться средства массовой информации).

В Федеральном законе «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ говорится о проведении противопожарной пропаганды и обучении населения мерам пожарной безопасности.

В Постановлении Правительства Российской Федерации «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 4 сентября 2003г. № 547 определено, что подготовке в области защиты от чрезвычайных ситуаций подлежат:

— руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовой формы и специалисты в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

— работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций в составе сил РСЧС;

— население, занятое в сфере производства и обслуживания, учащиеся общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования;

— население, не занятое в сферах производства и обслуживания.

В Положением «Об организации обучения населения в области гражданской обороны», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября2000 г. № 841 определено, что обучение населения в области ГО осуществляется в рамкахединой системы подготовки населения в области ГО и защиты от чрезвычайных ситуацийприродного и техногенного характера с установлением форм обучения в зависимости от группы обучаемых.

Лица, подлежащие обучению, подразделяются на следующие группы:

а) начальники ГО;

б) должностные лица и работники ГО;

в) личный состав формирований;

г) работающее население, не входящее в состав формирований;

д) учащиеся учреждений общего образования и студенты учреждений профессионального образования;

е) неработающее население.

Приложение 2

Схема 1

Приложение 3

Схема 2

Приложение 4

Схема 3

Приложение 5

Противорадиационные укрытия

Тема занятия «Основные принципы и нормативная правовая база защиты населения от чрезвычайных ситуаций».

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка………………………………………………  2

2. Технологическая карта теоретического занятия…….…………….  4

3. План изложения теоретического материала …………………………………. 7

4. Теоретический материал по теме занятия …………………………  29

5. Контрольно – оценочный материал ………………………..................  30

6. Список рекомендуемой литературы……………….………………   32

 

 План изложения теоретического материала

1. Разработка и реализация политики в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций

1.1Роль государства в обеспечении безопасности граждан РФ

2.Законодательные акты и нормативно-техническая документация по действиям в чрезвычайных ситуациях

3.Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по защите населения от чрезвычайных ситуаций

4.Основными задачами обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций являются

5.Фронтальный опрос.

 

              Содержание теоретического материала

Основные принципы и нормативная правовая база защиты населения от чрезвычайных ситуаций

К настоящему моменту многие страны пришли к выводу, что для успешной борьбы с опасными природными явлениями, техногенными и экологическими катастрофами нужна целенаправленная государственная политика. Россию к решению вопросов предотвращения катастроф и ликвидации их последствий на государственном уровне подвела в 1986 г. Чернобыльская катастрофа.

В Конституции Российской Федерации записано, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится «осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий». Основной Закон Российской Федерации закрепил права граждан на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу. Эти конституционные положения нашли отражение и получили развитие в целом ряде федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и нормативных документах федеральных органов исполнительной власти (приложение 1).

На современном этапе основной целью государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства в пределах научно–обоснованных критериев приемлемого риска.

1.Разработка и реализация этой политики осуществляется с соблюдением следующих основных принципов:

• защита от чрезвычайных ситуаций осуществляется в отношении всего населения Российской Федерации, а также в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории страны;

• подготовка и реализация мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций осуществляются с учетом разделения предметов ведения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

• при возникновении чрезвычайных ситуаций обеспечивается приоритетность задач по спасению жизни и сохранению здоровья людей;

• мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера планируются и осуществляются в строгом соответствии с международными договорами и соглашениями Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;

• основной объем мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводится заблаговременно;

• планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, а также особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций;

• объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера определяются, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств;

• ликвидация чрезвычайных ситуаций различного характера осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация; при недостаточности этих сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти, а также при необходимости силы и средства других субъектов Российской Федерации.

Реализация государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется на основе соответствующих законов и нормативных правовых актов через разработку и реализацию федеральных и региональных целевых программ, научно–технических программ, планов развития и совершенствования РСЧС, планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на всех уровнях, а также выполнением комплекса мер организационного, инженерно–технического, экономического и административного характера.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.