Нормативные документы, регламентирующие деятельность лагеря — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Нормативные документы, регламентирующие деятельность лагеря

2021-12-11 62
Нормативные документы, регламентирующие деятельность лагеря 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Нормативные документы, регламентирующие деятельность лагеря

В каждом конкретном случае содержание этой главы определяется исходя из нормативов государства, в котором организуется детский лагерь.

А. Информационный раздел

Включая в содержание данного курса извлечения из нормативных документов, необходимо обращать внимание на тот факт, что существующая нормативная база не дает ответов на все вопросы, касающиеся жизнедеятельности детского лагеря. Изучая ниже предложенные документы (извлечения) вожатому нужно понять, что реальные условия конкретного лагеря могут не соответствовать идеальным представлениям и нормам. Важно обратить внимание на следующие нормативные документы, регламентирующие жизнедеятельность лагеря в России.

Конвенция о правах ребенка

Краткий обзор статей, касающихся прав детей

(Извлечения)

Статьи 1—4 определяют понятие «ребенок» (каждое человеческое существо до 18-летнего возраста), утверждают один из основных принципов Конвенции — приоритетность интересов детей перед интересами общества; подчеркивают необходимость недискриминационного подхода и обозначают законодательные и административные гарантии государства по обеспечению упомянутых в Конвенции прав.

Статьи 5—11 определяют права детей на жизнь, имя, гражданство; сохранение своей индивидуальности; право знать своих родителей и право на их заботу и неразлучение; право, ответственность и обязанность родителей (одинаковая для обоих); право на воссоединение с семьей.

Статьи 12—17 носят особый характер, ибо в них излагаются права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к сбору и распространению информации. Права, изложенные в этом блоке статей, никогда ранее не декларировались в международных актах.

Статьи 20—26 определяют перечень прав детей особо непривилегированных категорий и обязанности государства по защите и помощи таким детям: сиротам и лишенным родительского попечения, беженцам, неполноценным в умственном или физическом отношении; отмечают также права детей на соответствующий уровень медицинского обеспечения, а нуждающихся детей — на социальную помощь.

Статьи 28—31 излагают право ребенка на образование, в том числе получение бесплатного и обязательного начального, на обеспечение школьной дисциплины с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка; получение образования соответствующего содержания; право меньшинства пользоваться своей этнической, религиозной и языковой культурой; право детей на отдых и досуг.

Статьи 32—36 определяют права ребенка на защиту со стороны государства, от экономической, сексуальной и любой другой эксплуатации, от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ; от похищения и торговли детьми.

Статьи 37—40 устанавливают права ребенка в случае совершения им правонарушения или преступления; отбытия наказания и социальной реинтеграции, а также право на охрану во время вооруженных конфликтов и войн.

Статьи 41—45 относятся ко второй части Конвенции и определяют способы информации о ее содержании и механизм контроля за ее выполнением государствами, которые ратифицировали Конвенцию. Указывается об учреждении Международного Комитета по правам ребенка с весьма широкими полномочиями.

Статьи 46—54 относятся к третьей части Конвенции и определяют процедурно-правовые проблемы, принятия и соблюдения государствами требований Конвенции ООН.

Трудовой кодекс Российской Федерации: официальный текст

Порядок проведения смен профильных лагерей, лагерей труда и отдыха

Приказ № 2688 от 13.07.2001

Министерство образования РФ

(Извлечения)

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящий порядок определяет условия проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха обучающихся и воспитанников в период каникул.

1.2. Основные понятия, используемые в настоящем документе: под сменой лагеря понимается форма образовательной и оздоровительной деятельности с обучающимися и воспитанниками в период каникул без относительно специфики места размещения лагеря, и его направленности; под сменой профильного лагеря понимается форма образовательной и оздоровительной деятельности с творчески одаренными или социально активными детьми (в виде смен юных техников, туристов-краеведов, экологов, спортсменов, математиков, филологов, журналистов, спасателей, моряков, автомобилистов, волонтеров, акции детских и молодежных общественных объединений, зимних и летних профильных школ по различным видам детского творчества и т.п.) и период каникул с круглосуточным или дневным пребыванием Обучающихся и воспитанников; под сменой лагеря с дневным пребыванием понимается форма оздоровительной и образовательной деятельности с обучающимися общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей в период каникул на базе образовательного учреждения, клуба по месту жительства, детского и молодежного центра с пребыванием обучающихся в дневное время и организацией их питания; под сменой лагеря труда и отдыха понимается форма практического приобретения обучающимися и воспитанниками трудовых навыков в период каникул с круглосуточным или дневным пребыванием обучающихся и воспитанников, вовлечения их в общественно-полезную деятельность, сочетающую формирование у обучающихся и воспитанников навыков здорового образа жизни.

1.3. Организатором смены лагеря могут быть органы управления образованием, органы по делам молодежи, образовательные учреждения, клубы по месту жительства, а также детские и молодежные объединения, иные заинтересованные организации, уставные документы которых позволяют организовывать подобный вид деятельности с обучающимися и воспитанниками.

1.4. Организатор смены лагеря несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:

• обеспечение жизнедеятельности смены лагеря;

• создание условий, обеспечивающих жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и сотрудников;

• качество реализуемых программ деятельности смены лагеря;

• соответствие форм, методов и средств при проведении смены возрасту, интересам и потребностям обучающихся и воспитанников;

• соблюдение прав и свобод обучающихся, воспитанников и сотрудников смены лагеря.

1.5. Смена лагеря проводится для обучающихся и воспитанников 7-16 лет на период летних, осенних, зимних и весенних каникул. В сменах профильного лагеря, лагеря труда и отдыха допускаются обучающиеся и воспитанники до 18 лет включительно, если это предусмотрено программой содержания деятельности смены лагеря.

1.6. При комплектовании смены лагеря первоочередным правом пользуются обучающиеся и воспитанники из категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

1.7. Основные цели и задачи работы педагогического коллектива при проведении смены лагеря:

• создание необходимых условий для оздоровления, отдыха и рационального использования каникулярного времени у обучающихся и воспитанников, формирования у них общей культуры и навыков здорового образа жизни;

• создание максимальных условий для быстрой адаптации обучающихся и воспитанников с учетом возрастных особенностей;

• формирование и поддержка коллективов, объединений для реализации интересов, потребностей обучающихся и воспитанников в самосовершенствовании, саморазвитии, самоопределении.

В изложении

8. Организация питания

8.9. Категорически запрещается использовать остатки пищи от предыдущего приема, а также пищу приготовленную накануне. Запрещается изготовление простокваши и других кисломолочных продуктов, блинчиков с мясом, макарон по-флотски, кондитерских изделий с кремом, кремов, напитков, морсов, кваса, студней, заливных блюд (мясных и рыбных), форшмаков из сельди, изделий во фритюре, паштетов. Категорически запрещается употребление грибов в пищу, сметаны и зеленого горошка без термической обработки, кровяных и ливерных колик, яиц и мяса водоплавающей птицы, консервированных продуктов домашнего приготовления.

8.10. Выдача готовой пищи осуществляется только после снятия пробы медицинским работником.

8.14. За организацию и качество питания в оздоровительном учреждении несут ответственность руководитель учреждения, врач, диетсестра.

9. Режим дня в детском оздоровительном лагере

9.1. Все виды деятельности детей в лагере, связанные с физической нагрузкой и двигательной активностью, необходимо согласовывать с врачом.

9.2. Принятый режим дня в детском оздоровительном лагере должен быть дифференцирован в зависимости от возраста детей с учетом введения нового поясного времени. Примечание: в зависимости от климатических условий, в режим дня могут быть внесены изменения с учетом поясного времени. В июне, Июле месяце допускается более позднее укладывание детей и более поздний подъем.

9.4. При дежурстве на кухне и в столовой дети не допускаются к приготовлению пищи, чистке вареных овощей, раздаче готовой пищи на кухне, к резке хлеба, мытью чайной, столовой и кухонной посуды, разносу горячей пищи.

9.5. Запрещается привлекать детей к работам, связанным с большой физической нагрузкой (переноска и передвижение тяжестей, пилка дров, стирка постельного белья), с опасностью для жизни (мытье икон) и опасным в эпидемиологическом отношении (уборка санузлов, умывальных комнат, уборка и вывоз отбросов и нечистот, обработка чаши бассейна).

10.2.Мероприятия по физическому воспитанию должны соответствовать возрасту детей, состоянию их здоровья, уровню физического развития и физической подготовленности.

10.3.Физкультурно-оздоровительная работа в лагере согласуется с врачом

10.8. Все участники похода должны пройти медицинский осмотр. Маршруты, места купания заблаговременно обследуются инструкторами по туризму и согласуются с местными органами санэпидслужбы. Врач за 1-2 дня до отправления в поход подписывает маршрутный лист; обязательно участие медработника при проведении туристских походов.

10.11. Солнечные ванны назначаются детям после окончания периода адаптации и приема воздушных ванн. Их следует проводить в утренние или вечерние часы на пляже, специальных площадках (соляриях), защищенных от ветра, спустя час-полтора после еды.

10.12. Водные процедуры обязательно следует начинать с первых дней пребывания детей в лагере с обтирания влажным полотенцем после утренней гимнастики, вначале теплой (30- 35 градусов), а затем прохладной водой (10-15 градусов).

10.13. Ежедневно проводятся купания один раз в день, в жаркие дни разрешается повторное купание. Начинать купание можно в солнечные дни и безветренные при температуре воды не ниже 20 градусов, а воздуха — не ниже 23 градусов; в дальнейшем после недели регулярного купания — при температуре воды не ниже 16 градусов для детей основной и 18 градусов для детей подготовительной и специальной группы. Продолжительность купания в первый день составляет 5-7 минут, время пребывания в воде ежедневно увеличивается; и может достигать 25-30 минут.

4. Проведение туристских походов и экскурсий

Туристские походы, экскурсии организуются в соответствии с планом работы и проводятся с разрешения директора и врача лагеря. Директор лагеря издает приказ, в котором указываются список детей, направляемых в поход, время отправления, маршрут и время возвращения группы из похода. В походном отряде на каждые 15 детей должен быть руководитель, который назначается распоряжением директора лагеря. Он несет ответственность за здоровье и жизнь детей, за правильную подготовку, проведение похода. За подготовку и проведение похода также несут ответственность директор и врач лагеря. Во избежание перегрева рекомендуется светлая форма одежды, голову обязательно покрывать шапочкой или косынкой. Категорически запрещается движение отрядов по шоссе неорганизованными группами вне строя и без сигнальных флажков. При движении отрядов во главе и в конце колонны должны идти взрослые.

5. Проведение спортивных мероприятий, игр

Врач лагеря распределяет детей по физкультурным группам. Занятия детей в спортивных секциях согласовываются с врачом лагеря. Ответственность за подготовку мест для спортивных занятий и спортивно-массовых мероприятий возлагается на инструктора по физкультуре (тренера-преподавателя) и инструктора по плаванию. Присутствие медицинского работника на всех спортивно-массовых мероприятиях обязательно. Во время отрядных спортивных тренировок, сборов и других мероприятий все школьники должны находиться вместе с вожатым (воспитателем, тренером-преподавателем) на участке лагеря или в помещении, где проводится данное мероприятие. Присутствие вожатого или воспитателя на утренней зарядке обязательно. Детские спортивные команды направляются на соревнования только в сопровождении вожатого (воспитателя, тренера-преподавателя). При проведении тренировок сборных команд дружины и других дружинных спортивных занятий вожатый должен передать участников из своего отряда работнику лагеря — ответственному за этот сбор. Во время мероприятий (спартакиады, костры, фестивали, водные праздники, аттракционы, концерты, кинофильмы и др.) с детьми обязательно находятся директор лагеря, старший пионервожатый, вожатые и воспитатели отрядов (тренеры-преподаватели), медицинские работники. Лица, ответственные за проведение массовых мероприятии, обеспечивают полный порядок, исключающий несчастные случаи среди участников и зрителей. Категорически запрещается разжигать костры легковоспламеняющимися средствами, устраивать фейерверки, факельные шествия и другие мероприятия, связанные с опасностью возникновения пожара без разрешения директора лагеря.

7. Пребывание детей в технических мастерских и на занятиях в кружках при занятиях в технической мастерской, кружках, секциях и т.д. руководители кружков несут персональную ответственность за обеспечение безопасности жизни и здоровья детей, отвечают за исправность инструментов, электроприборов, наличие ограждения рубильников, всех движущихся частей станков, механизмов и другого оборудования, достаточную естественную и искусственную освещаемость рабочих мест, использование материалов, безопасных для здоровья детей. Перед занятиями руководитель кружка инструктирует каждого ребенка на рабочем месте по обращению с оборудованием, инструментом, показывает безопасные приемы труда.

 

Рекомендации по профилактике детского травматизма

Лагерях труда и отдыха2

Дополнительные сведения.

3. Часто в период подготовки к работе студенты, будущие вожатые, задают такой вопрос: «А какая ответственность может наступить в случае неисполнения своих обязанностей, которые повлекли за собой несчастным случай?» Ответ на него можно найти в ст. 156 Уголовного кодекса Российской Федерации (от 24.05.1996 г.) «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего».

Приводим ее полностью:

«Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителями или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо ограничением свободы п. (срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».

2. Инструкция по общим мерам безопасности (разрабатывается в каждом лагере) Каждый работник оздоровительного лагеря обязан:

• в случае возникновения опасности состоянию здоровья и жизни детей принять все меры для устранения этой опасности;

• ликвидировать источники травматизма, устранять нарушения санитарного состояния, пожарной безопасности;

• не допускать нарушений правил техники безопасности;

• требовать от детей выполнения правил техники безопасности;

• контролировать правильность пользования утюгами и другими электронагревательными приборами;

• не допускать ремонтировать и разбирать электронагревательные приборы, выключатели, электрические щитки, телерадиоаппаратуру;

• не разрешать детям трогать какие-либо электрические провода, кабели, набрасывать на провода различные предметы;

• не разрешать детям стоять и сидеть на перилах и ограждениях;

• не допускать, чтобы дети заходили в подвалы корпусов, зданий, технических служб;

• следить за тем, чтобы дети не заходили в места, где стоят указатели «кабель 10 кВ» (или другой указатель, в зависимости от особенностей данного лагеря) «посторонним вход запрещен», «опасно» и т. Д.;

• не допускать контакта здоровых детей с больными.

Хождение посторонних лиц по территории детского учреждения ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

3. Выход вожатых за территорию лагеря допустим только с разрешения директора оздоровительного лагеря (в отсутствие его — с разрешения старшего воспитателя или старшего вожатого). После прибытия на территорию оздоровительного лагеря вожатый информирует директора оздоровительного лагеря о возвращении.

Примерное содержание работы вожатого

Должность: вожатый

Подчиненность: директору лагеря

Квалификация:

• возраст не менее 18 лет

• документ об окончании спец. Курса «Педагогика летнего отдыха

Права и обязанности вожатого.

• Лично отвечает за здоровье и благополучие всех детей своего отряда,

• информирует детей о правилах, нормах, традициях детского лагеря,

• организует детей на участие во всех лагерных, отрядных делах,

• контролирует прием пищи,

• проживает вместе с детьми, отдыхающими в детском лагере

• соблюдает личную гигиену и безопасность,

• пользуется всеми гражданскими правами, предоставляемыми остальным гражданам,

• исполняет профессиональные обязанности, соблюдая нравственные нормы,

• принимает участие в разработке содержания программ летнего отдыха,

• имеет право на объективную оценку своего труда, которая доводиться до его сведения,

• имеет право обжалования неоправданных, по его мнению, оценок своей работы,

• должен быть свободен в выборе форм и методов, которые ему представляются наиболее целесообразными для организации жизни коллектива,

• имеет право получить копию жалобы, если таковая имеет место,

• стремиться к полноценному выполнению своих профессиональных обязанностей, росту своего профессионального уровня,

• постоянно заботиться о нравственном и физическом здоровье вверенных ему детей и подростков,

• принимает всевозможные меры для обеспечения безопасности детей,

• изучает состав отряда и индивидуальные особенности детей, составляет психолого- педагогическую характеристику отряда,

• разрабатывает план работы отряда (с учетом плана работы лагеря) и представляет его на утверждение директора лагеря,

• организовывает работу с детским коллективом с учетом возрастных и психологических особенностей детей,

• работает с родителями ребят,

• соразмеряет возможности свои, детского лагеря и особенности детей,

• использует различные методические приемы, формы и средства, активизирующие деятельность ребят,

• сочетает индивидуальную, групповую работу с детьми разного возраста,

 

3 В каждом описании должностных обязанностей сотрудников детского лагеря рекомендуется указать, что эта должность ответственна по отношению к здоровью и благополучию детей в лагере

• принимает участие в организации и проведении общелагерных мероприятий,

• организовывает детей отряда на его оформление, анализирует и корректирует систематически собственную деятельность.

Вожатый:

-входит в состав временного педагогического совета лагеря,

-имеет право принимать участие в его работе;

-изучает методы и формы работы в детском лагере;

-посещает со своим отрядом мероприятия в других отрядах (с целью изучения и анализа);

-проводит анализ собственной деятельности;

-систематически знакомиться с педагогической и методической литературой и

-участвует в ее обсуждении.

В случае конфликтов между вожатыми и работодателями, связанными с условиями найма, вожатые имеют право требовать создания временного органа из представителей обеих сторон (на паритетных началах) для урегулирования этих конфликтов. Если средства и процедура, установленные для этих целей, будут исчерпаны, или же переговоры будут прерваны из-за полного несогласия сторон, вожатые имеют право предпринимать такие меры, которые обычно предоставляются другим гражданам для защиты их законных прав.

Единство требований для всех работающих в лагере

Все вожатые в детских лагерях должны помнить: в лагере нет чужих детей, все дети — общие, лагерные, наши.

Чтобы детям в лагере было комфортно, чтобы им не хотелось уезжать, вожатые должны работать дружно, согласовывать свои действия. Между партнерами должно быть доверие, желание понять другого, помочь ему.

У большинства вожатых опыт работы в детском лагере — это одновременно и первый опыт официального общения с руководством. В связи с этим вожатым надо ясно представлять себе, что ожидает от них администрация лагеря. Ответ, очевидно, один: чтобы все дети, которые приедут в лагерь, вернулись домой живыми и здоровыми, отдохнувшими, набравшимися сил, а еще лучше — с желанием вновь приехать в этот лагерь.

Второй вопрос — к вожатым: что ожидают они? Полагаем, что ответы сведутся к следующему: чтобы все дети, которые приедут в лагерь, вернулись домой живыми и здоровыми, отдохнувшими, набравшимися сил, а еще лучше с желанием, если отдыхать в этом же лагере, то с этими же вожатыми. Следовательно, цели и у руководства, и у вожатых одинаковые. Так, почему, где же могут возникать конфликты между ними? Видимо, во-первых, из-за несовершенства законодательства, и, во-вторых, из-за различия функций директора детского лагеря и вожатого. Вожатый является непосредственным организатором деятельности детей. На директора же возложены контрольные функции. Как избежать возможных конфликтов, выполняя общую задачу? Во-первых, вожатый не должен противопоставлять себя администрации. Во-вторых, вожатому следует считаться с тем, что он имеет меньше жизненного опыта (директор, как правило, старше его) и в силу возраста у него меньше развито чувство ответственности! Вожатый независимо от распределения обязанностей не может снять с себя ответственности в отряде за все, что касается охраны жизни и здоровья детей. Он должен скрупулезно разъяснять детям вопросы безопасности с тем, чтобы быть ответственным не только перед законом, но и, что еще важнее, перед самим собой, перед своей совестью.

Табу вожатого (выдержки из студенческих работ)

• Не позволять себе неодобрительных замечаний по поводу внешних и внутренних недостатков человека в присутствии других

• Не допускать оскорблений по отношению к детям со стороны других детей

• Не навязывать детям свою волю

• Не держаться изолированно от детей

• Не проявлять самоуправства в моменты неподчинения

• Не создавать стрессовых ситуаций для детей и коллег

• Не быть безразличным к недисциплинированности детей

• Не заниматься своими личными делами в рабочее время

• Не слушать только себя

• Не всегда искать виновного

• Не приказывать, а просить

• Не читать нотаций. Вспомни, помогало ли это тебе

• Не позволять равнодушного отношения к детям

• Не потакать ленивым

• Не пытаться выяснять что-либо с помощью силы

• Не вести беседы на запрещенные темы в присутствии детей

• Не срывать свое плохое настроение на детях

• Не командовать

• На пляже не загорать, а смотреть за детьми

• Не унижать детей и не смеяться над ними

• Нельзя запрещать что-либо, а потом позволять это же

• Нельзя быть хмурым, скучным, нудным, равнодушным

Путеводитель по нормативным документам.

ЕСЛИ

То посмотри в

Трудовой кодекс РФ СанПиН Порядок проведения смены в профильных лагерях Рекомендации по профилактике детского травматизма Выезжаешь в лагерь Ст. 59, 61, 68, 79, 81, 211,213   3.2; 3.6   Не знаешь, какие документы необходимо предоставить директору лагеря Ст. 65, 213 2.4     Вожатому поручают детей Ст. 61   П. 1.5; 2.5. П. 1 Отправляешься в поход Ст. 214 П.4, 10.8   П.4 Собираешься на речку, в бассейн Ст. 214 П. 10.11 -10.14   П.2. Хочешь узнать свои права и обязанности Ст. 21,91, 189,213       Считаешь, что ущемляют твои права или права твоих детей Ст. 352       Ты заболел в лагере Ст. 223       Часть твоих детей выезжает на соревнования       П.5. Тебя интересуют права и обязанности, ответственность администрации Ст. 22, 212 П. 8.14, 12 П. 1.4; 3.3.; 3.4.   Твой отряд дежурит в столовой   П. 9.4- 9.6.     Ты отправил детей в кружки   П. 7   П.7. В отряде произошел несчастный случай Ст. 214       Тебя уволили с работы Ст. 77, 81, 292       Ты желаешь уволиться с работы Ст. 77, 81, 292       Ты не знаешь, что такое прогул Ст. 81       Ты желаешь получить выходной Ст. 100, 111       Ты желаешь знать, как должны кормить детей в лагере   П.8.     Тебя не допускают к работе, выносят дисциплинарное наказание Ст. 76, 192, 193      

Нормативные документы, регламентирующие деятельность лагеря

В каждом конкретном случае содержание этой главы определяется исходя из нормативов государства, в котором организуется детский лагерь.

А. Информационный раздел

Включая в содержание данного курса извлечения из нормативных документов, необходимо обращать внимание на тот факт, что существующая нормативная база не дает ответов на все вопросы, касающиеся жизнедеятельности детского лагеря. Изучая ниже предложенные документы (извлечения) вожатому нужно понять, что реальные условия конкретного лагеря могут не соответствовать идеальным представлениям и нормам. Важно обратить внимание на следующие нормативные документы, регламентирующие жизнедеятельность лагеря в России.

Конвенция о правах ребенка


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.108 с.