Традиции домашнего музицирования в России — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Традиции домашнего музицирования в России

2021-12-11 27
Традиции домашнего музицирования в России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Традиции домашнего музицирования связаны с ассамблеями Петра I. Assamblee — в переводе с французского означает «собрание». Это форма проведения досуга, которую Петр I, которую законодательно он ввел указом 25 ноября 1718 года. Согласно указу, посещение ассамблей было обязательно не только для дворян, но и для их жён, за чем зорко следил «царь балов» Ягужинский: «Коли Ягужинский приказывал пить, то все должны были делать это, хотя бы количество тостов и обязательное за ними осушение бокалов превышало всё, что можно считать вероятным. Если Ягужинский после подобного обеда, став «шумён», приказывал плясать до упаду, то можно было быть уверенным, что все двери хорошо заперты и охранены и что гостям придется плясать до упаду. Ассамблеи при таком принудительном пьянстве и пляске делались тяжелой и даже опасной для здоровья повинностью» [4].

«Мужчинам полагалось играть в карты и курить табак. Не готовые к новой жизни гости первых ассамблей жались по углам, молча глазели друг на друга и страшились царского гнева за отсутствие веселья. Проще воспринимали новые обычаи молодые люди» [4].

Прорубленное окно в Европу принесло свежий ветер перемен. В императорском дворце, в домах вельмож организовывались открытые музыкальные вечера. Так в доме тайного советника Бассевича звучал репертуар европейских композиторов XVIII в. В салонах и аристократических домах развивалось любительское («салонное») музицирование. Молодые дворяне обучались игре на клавесине, виоле, арфе, флейте, гитаре, клавикордах.

Так графини Головины, княжны Черкасская и Кантемир, хорошо играли на клавесине; вельможи Меньшиков, Головин, Прокопович заводят у себя домашние оркестры.

В XVIII в. усадебное музицирование в «дворянских гнездах» Шереметьевых и Воронцовых стало не просто развлечением и времяпрепровождением, но и эстетической потребностью. Часто играли сами дворяне. Иногда на подобных вечерах рождались новые музыкальные произведения.

Аристократические салоны моделировались по западно-европейским образцам, перенимая вкус, чувственно-пасторальную поэзию, установку на специфическое поведение, атмосферу вокально-инструментального музицирования. Создавались условия к появлению домашнего музицирования. Музыка часто была проводником любовных посланий. Когда у чувствах нельзя было сказать открыто словами, но посредством музыки адресат чувствовал невербальную направленность в свой адрес. Это стало эталоном в воспитании культуры чувств. Домашнее музицирование служило проводником определенного ритуала:

§ восхищения

§ ухаживания

§ объяснения в любви.

Так из мемуаров фрейлины Императрицы Елизаветы Алексеевны В.Н. Головиной мы узнаем об отношении графа Зубова к венценосной особе: «… Однажды, после обеда, Колычев предложил мне от имени Зубова спеть романс в тот момент, когда императрица появится на вечере… Я исполнила куплеты и во втором куплете увидела выраженное объяснение в любви» [5, с. 193].

Но новые формы музицирования коснулись небольшой дворянской верхушки.

В 20-е годы XIX в. культурным центром Москвы стал дом Вельегорских, отец семейства Иосиф обладал редким талантом исполнителя на фортепиано. Дети Михаил и Матвей играли вместе с отцом в трио и квартетах. Подросшие братья каждую неделю устраивали концерты, где они и другие любители музыки. Их дом посещали Ф. Лист, Г. Берлиоз, Р. Шуман.

Становятся популярными музыкальные салоны В. Одоевского, З. Волконской.

А.С. Пушкин оставил потомкам историко-поэтические строки о музыкальных вечерах у А. Дельвига в стихотворении 1826 г. «Признание», которое он посвятил Александре Ивановне Осиповой, нежно называя ее в стихотворной строфе Алиной:

И ваши слезы в одиночку,

И речи в уголку вдвоем,

И путешествие в Опочку,

И фортепьяно вечерком.

Профессор С. Боткин, владеющий игрой на виолончели, устраивал в своей квартире по субботам музыкальные вечера. Его гости — молодые ученые Д.И. Менделеев, А.М. Бутлеров, И.М. Сеченов отдавали предпочтение музицированию в свободное время.

Военный офицер Мусоргский, морской офицер Римский-Корсаков, профессор инженерное академии Ц. Кюи, ученый-химик А. Бородин тоже любили «помузыканить».

В второй половине XIX века с ростом городов рождалась полифоническая городская культура, с соответствующими каждому ее слою музыкальными элементами. Музыкальная потребность каждого слоя выражалась в любительском домашнем музицировании. Это мог быть салонный романс, мещанская песня, архаичный деревенский фольклор.

Неотъемлемой принадлежностью культурного досуга провинциальных городов, являлись вечера, которые проводились с разрешения губернатора, и о которых постоянно докладывали уездные исправники. Например, утвержденые правила семейных вечеров в Орловской губернии гласили: «Семейные вечера учреждены с целью сближения общества и доставления ему по возможности удовольствия и развлечения. Для достижения этой цели кроме ежедневных вечерних собраний могут быть назначены балы… концерты… В члены вечеров допускаются лица всех сословий, но не иначе как с письменной рекомендацией трех членов. За право быть членом семейных вечеров вносится 10 рублей серебром в год. На вечерах разрешены … незапрещенные законные игры» [6].

Итак, традиции домашнего музицирования расширили концертное пространство, что стало ярким свидетельством распространения музыки. Проявилась тенденция демократизации музыкальной жизни в русской культуре второй половины XIX в.

Октябрьская революция нарушила традиции музыкальных семейных вечеров, остались лишь небольше островки подобной дейтельности. Одними из таких островков были семьи Прокофьевых, Кабалевских, Шостаковичей.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.