Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2021-12-07 | 72 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Основной вид пенсионного обеспечения детей, т. е. несовершеннолетних граждан, - пенсия по случаю потери кормильца. Именно для этой категории лиц законодатель устанавливает существенные особенности правового регулирования, которые представляют теоретический и практический интерес.
В русском языке понятие «кормилец» употребляется в мужском роде и означает того, кто кормит кого-либо, добывает кому-либо пропитание, содержит кого-либо на иждивении. С юридической точки зрения кормилец - физическое лицо, обеспечивающее или обязанное обеспечивать содержание других физических лиц[7]. Смерть кормильца, т. е. прекращение его физического существования, навсегда лишает членов его семьи возможности получить от него необходимое содержание[8] и влечет различные юридические последствия. Так, согласно ст. 1088 ГК РФ лицо, несущее гражданско-правовую ответственность за смерть кормильца, обязано возместить вред, связанный с его потерей. В сфере социального обеспечения нетрудоспособные члены семьи, состоявшие на иждивении кормильца, приобретают право на пенсию по случаю его потери. В современных условиях, когда бюджет семьи формируется обычно за счет доходов всех или любых трудоспособных ее членов, юридическое понятие кормильца относится к лицам любого пола. Пенсия может быть назначена (на определенных условиях) при потере матери, жены, бабушки, сестры.
Конституция РФ (ст. 39) гарантирует каждому человеку социальное обеспечение в случае потери кормильца и предусматривает, что государственные пенсии устанавливаются законом. Реализуя эти конституционные требования, законодатель принял несколько федеральных пенсионных законов, устанавливающих в том числе условия предоставления соответствующего вида пенсии.
|
Выбор закона, применимого в каждом конкретном случае, зависит от правового статуса кормильца. Если он был застрахован в рамках обязательного пенсионного страхования, пенсия назначается по Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон о страховых пенсиях). Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» признает потерю кормильца страховым случаем, а одноименную пенсию - обязательным страховым обеспечением. Законодатель не требует, чтобы кормилец имел статус застрахованного лица на дату его потери. Право на пенсию не зависит от продолжительности страхового стажа кормильца, а также (по общему правилу) от причины и времени наступления его смерти (п. 10 ст. 10 Закона о страховых пенсиях). Назначению страховой пенсии препятствует лишь полное отсутствие страхового стажа. В этом случае проверяется право на социальную пенсию по случаю потери кормильца. Не страховая, а лишь социальная пенсия может быть назначена также, если претендующий на нее член семьи совершил установленное в судебном порядке уголовно наказуемое деяние, повлекшее смерть кормильца (п. 11 ст. 10).
При наличии у кормильца статуса военнослужащего применяются нормы двух законов: Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее - Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих, Закон 1993 г.) и Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Закон о государственном пенсионном обеспечении). Понятие «военнослужащие» употребляется в пенсионном законодательстве (ст. 2 Закона о государственном пенсионном обеспечении) в собирательном смысле, объединяющем граждан, проходивших собственно военную службу (в том числе по призыву), службу в органах, перечисленных в наименовании Закона 1993 г., а также прокурорских работников, сотрудников Следственного комитета и таможенных органов Российской Федерации. Статус кормильца как военнослужащего в целях пенсионного обеспечения его семьи сохраняется, если он умер (погиб) не только во время прохождения службы, но и не позднее трех месяцев со дня увольнения с нее, либо позднее этого срока, однако вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, а для семей пенсионеров из числа этих лиц - если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения ее выплаты (ст. 28 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих, ст. 8 Закона о государственном пенсионном обеспечении).
|
Законом о государственном пенсионном обеспечении (ст. 71) установлены условия назначения пенсий гражданам из числа космонавтов и членам их семей[9].
Статья 10 того же Закона особо выделяет статус граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, в частности получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации ее последствий. Право на пенсию по случаю потери кормильца предусмотрено для членов семей следующих категорий умерших граждан: инвалидов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; участников ликвидации последствий этой катастрофы в зоне отчуждения; граждан, которые были заняты на эксплуатации АЭС и работах в зоне отчуждения. Хотя в Законе о государственном пенсионном обеспечении конкретно говорится лишь о «чернобыльцах» и их семьях, следует согласиться со специалистами: на равных основаниях должно осуществляться пенсионное обеспечение и тех граждан, на которых законодателем распространено действие «чернобыльского» Закона. Соответственно, и членам семей этих граждан пенсии по случаю потери кормильца должны назначаться по правилам, установленным Законом о государственном пенсионном обеспечении для семей «чернобыльцев» (если они отвечают требованиям, установленным для этих семей).
|
Исходя из принципа всеобщности пенсионного обеспечения, законодатель предусматривает пенсии по случаю потери кормильца, не имеющего определенного правового статуса либо статус которого не подтвержден надлежащим образом. В этих случаях может быть назначена социальная пенсия в соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении. Этот Закон (ст. 3) именует социальную пенсию ежемесячной денежной выплатой нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств существования.
Подавляющее большинство получателей пенсий по случаю потери кормильца - дети, потерявшие родителей из числа застрахованных граждан. Согласно ст. 3 Закона о страховых пенсиях эта пенсия определяется как ежемесячная денежная выплата нетрудоспособным членам семьи застрахованного лица, которая компенсирует заработную плату и иные выплаты и вознаграждения кормильца, утраченные в связи с его смертью, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными этим Законом. Там же сказано, что как нетрудоспособность, так и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений предполагаются и не требуют доказательств.
Право как на страховую, так и на иные пенсии по случаю потери кормильца возникает при наличии сложного юридического состава, включающего по общему правилу следующие юридические факты: потеря физического лица (кормильца); принадлежность к членам его семьи; нетрудоспособность члена семьи; его иждивенство. Все эти факты требуют законодательного определения. Очевидно, что от позиции законодателя зависит, насколько широк круг лиц, в том числе несовершеннолетних, которым может быть назначена пенсия. Очевидно и то, что в интересах детей этот круг должен быть максимально объемным.
Наиболее полно условия пенсионного обеспечения при потере кормильца сформулированы в Законе о страховых пенсиях и Законе о пенсионном обеспечении военнослужащих[10].
|
Выше упоминалось, что под потерей кормильца понимается его смерть (гибель).
Пенсионное законодательство трактует понятие потери несколько шире.
К семьям умерших приравниваются семьи безвестно отсутствующих граждан, если такое отсутствие удостоверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
По заявлению заинтересованных лиц гражданин может быть признан судом безвестно отсутствующим, если в течение одного года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания (ст. 42 ГК РФ).
Отметим, что гражданское законодательство предусматривает наряду с установлением безвестного отсутствия физического лица объявление гражданина умершим, если в течение пяти лет в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания, а в случае пропажи без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать гибель от определенного несчастного случая, - при отсутствии таких сведений в течение шести месяцев.
Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен умершим не ранее, чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий (п. 2 ст. 45 ГК РФ). Суд в данных случаях устанавливает не смерть, а ее презумпцию, т. е. она не констатируется как реальное событие, а лишь предполагается. Вступление решения суда об объявлении гражданина умершим в законную силу дает основание для регистрации смерти в органах ЗАГС и, соответственно, для пенсионного обеспечения семьи умершего, а не безвестно отсутствующего кормильца. Приведенные выше сроки возможного судебного установления безвестного отсутствия и объявления умершим предопределяют - в целях пенсионного обеспечения - возможность выбора того события, которое может быть установлено в более ранний срок.
Смерть или безвестное отсутствие кормильца - устоявшиеся основания данного вида пенсионного обеспечения. Однако это не свидетельствует о невозможности расширения понятия потери кормильца. В настоящее время ставится, например, вопрос о признании таковой отсутствие сведений о местонахождении лица, более одного года уклоняющегося от уплаты алиментов на детей
.
|
|
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!