Конституционная роль Президента РФ как главы государства — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Конституционная роль Президента РФ как главы государства

2021-12-07 38
Конституционная роль Президента РФ как главы государства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Президент РФ

1. Причины учреждения института президентства в России

ИСТОРИЯ: Институт президентской власти имеет сравнительно короткую историю в российской государственности. Советской республике, какой Россия была в течение трех четвертей XX в., такого рода институт был органически чужд, ибо он был несовместим с господствовавшей концепцией полновластия Советов, соединения в них законодательной и исполнительной власти. Высказывавшиеся в то время идеи об учреждении института президента в СССР сначала в процессе всенародного обсуждения Конституции СССР 1936 г., а позже при подготовке новой Конституции были отвергнуты.

В советской юридической литературе часто называли коллегиальным президентом Президиум Верховного Совета СССР. Однако такая трактовка сущности этого органа неправомерна. Все органы были производны от Советов и им подотчетны, даже в условиях обновляющегося общественного и государственного строя, в годы перестройки, когда в повестку дня был поставлен вопрос о ликвидации монополии одной партии — КПСС, предложение об учреждении поста Президента СССР встретило значительное сопротивление части народных депутатов, сторонников сохранения советской власти. Однако набиравшие силу процессы демократизации, обновления всей государственной системы одержали верх, и в 1990 г.

Пост Президента СССР был учрежден Съездом народных депутатов СССР, что повлекло существенные изменения в Конституции СССР.

В России вопрос об учреждении поста Президента решался более сложно. Съезд народных депутатов РСФСР высказался против его введения, и по инициативе депутатов был назначен всероссийский референдум, в соответствии с результатами которого указанный пост и был учрежден. Первый Президент Российской Федерации был избран путем прямых всенародных выборов 12 июня 1991 г. Ельцин

Конституция РФ не предусматривает института вице-президента. В прошлом такая должность учреждалась в СССР во время президентства М. С. Горбачева и первоначально в Российской Федерации до принятия Конституции РФ 1993 г. вице-президенты избирались одновременно с Президентом (отдельно по вице-президентам голосования не проводилось). Однако этот институт в нашей стране себя не оправдал. В большинстве зарубежных стран отсутствует должность вице-президента. Она есть, например, в США.

Авакьян:

Итак, для чего же понадобился пост Президента?

 При введении его на уровне СССР давались такие официальные пояснения:

· это обусловлено размежеванием функций партии и государства. Напомним, что в то время в стране сохраняла позиции руководящей силы компартия. Все главные вопросы внутренней и внешней политики решались партийными органами, и, таким образом, основное звено в выработке стратегии государственной жизни было вне государственной системы. Теперь же необходимо укрепление того звена государственной власти, функции которого ранее подменялись партийными решениями;

???- функции «перекочевывали» от партийных органов к государственным; но они же могли перейти частично к парламенту, частично к Правительству

·  после проведения принципа разделения властей выявилась потребность в согласовании деятельности законодательных и исполнительных органов, что и предполагалось поручить Президенту СССР;

???- неясно также, почему из разделения властей вытекает потребность в координирующем органе. Ведь разделение властей как раз и предполагает их взаимное влияние, а не повышенные возможности одного органа по отношению к другим.

· возникла настоятельная потребность в стабилизации обстановки и быстром разрешении чрезвычайных ситуаций. Существующие структуры оказались для этого неприспособленными. Надо было оперативно реагировать на ситуацию и принимать быстрые решения, что один человек мог сделать лучше, чем коллегия.

Думается, в решении вопроса — вводить или не вводить пост Президента СССР — фактор целесообразности был доминирующим.

ПРЕЗИДЕНТ:

o является символом государства, его единства, представляет высшие государственные интересы как внутри страны, так и в мировом сообществе;

o представляет весь народ страны, его интересы; стоит выше социальных, партийных, национальных и других однолинейных интересов и тем более разногласий, консолидирует общество, цементирует общественно-политическую и государственную жизнь;

o несет персональную ответственность за положение дел в стране, принимает оперативные меры и решения по обеспечению порядка и безопасности, выполнению международных обязательств государства;

o либо стоит во главе исполнительной ветви государственного аппарата, либо над нею, направляет ее деятельность;

o  объявляется верховным главнокомандующим вооруженных сил страны и тем самым влияет на оборону государства и прохождение гражданами военной службы;

o осуществляет назначения на высшие должности в аппарате исполнительной власти, а зачастую — и на все должности судей; решает вопросы гражданства, осуществляет награждение и помилование в отношении граждан государства.

С учетом сказанного предложим свое толкование причин введения поста Президента — это относится и к Союзу ССР, и к РСФСР:

1. Демократизация процессов руководства страной довольно быстро продемонстрировала, так сказать, обратную сторону — увлекающиеся дискуссиями парламент и правительство не в состоянии принимать оперативные решения и быстро их осуществлять, и надо иметь одного руководителя государства, который бы отвечал ежечасно за текущие дела, принимал неотложные решения, был способен навести порядок в обществе, стремительно катившемся в тот момент в бездну хаоса в связи с отсутствием дисциплины и уверенности в завтрашнем дне. Речь шла о передаче ему соответствующих полномочий, не требующих коллегиальных решений. Важно было и то, что это лицо, как и парламент, получает свои полномочия от народа путем прямых выборов, организационно обособлен от других органов и имеет специальные механизмы взаимоотношений с ними.

2. Еще одна причина введения поста Президента обусловлена развивавшимся разделением властей. В СССР и затем  РСФСР демократизация в государственных делах выразилась прежде всего в создании активного парламента. Съезды народных депутатов СССР и РСФСР, а особенно Верховные Советы СССР и РСФСР, работавшие на началах постоянства, брали на себя огромное количество дел и чуть ли не безапелляционное право решать любые вопросы .Президентство, хотя об этом вслух предпочитали не говорить, стало противовесом парламентаризму и призвано было ему «помочь» обрести нормальные рамки деятельности в условиях равенства властей, а не приоритета одной перед другой (во что это вылилось позже — предмет дальнейшего разговора).

3. В условиях, когда отсутствуют либо парламентское большинство одной партии, либо альянс нескольких партий в парламенте (или нижней палате парламента), Президент объективно вынужден взять на себя формирование Правительства и руководство его работой, поскольку конфликтующие партии могут попросту парализовать функционирование главнейшего органа исполнительной власти, если его формирование и направление деятельности оставить в компетенции парламента.

4. Пост Президента СССР был введен тогда, когда стала резко ослабляться роль единственной и правящей партии — КПСС, начинал складываться политический плюрализм. Лидер этой партии всегда являлся фактическим главой государства, тем более что наряду с этим постом он зачастую был Председателем Президиума Верховного Совета СССР, на последнем этапе — Председателем Верховного Совета СССР. Но с ослаблением партии пост Генерального секретаря мало что давал. Довольствоваться же только постом Председателя Верховного Совета СССР руководство партии также не желало в силу ограниченности его полномочий. Введение должности Президента СССР рассматривалось как способ сохранения влияния партии.

Однако у данного фактора есть и другая сторона. Речь идет о личных амбициях лидера партии. Пост Президента СССР давал простор деятельности и помогал лидеру освободиться от опеки «родной» партии. Нацеленный на реформы лидер должен был каждый свой шаг сверять с Политбюро и ЦК КПСС, при этом опасаться того, что его снимут не только с партийного поста, но и с должности Председателя Верховного Совета СССР, поскольку члены компартии среди народных депутатов СССР составляли подавляющее большинство.

 

НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ:

Президент как глава государства обладает неприкосновенностью. Статья 91 Конституции, закрепляющая неприкосновенность Президента, не конкретизирует, в чем она выражается. Такая краткая, без пояснений формула означает, что отсутствуют какие-либо основания, допускающие возможность применения к нему уголовной, административной и иных форм о тветственности до тех пор, пока он сохраняет статус главы государства. Этой формулой подчеркивается и то обстоятельство, что никакой государственный орган не может лишить его неприкосновенности, дать согласие на привлечение к ответственности, пока он Президент.

Это отличает формулу о неприкосновенности Президента от развернутого содержания формулы о депутатской неприкосновенности.

Из этого, однако, не следует, что лицо, занимающее пост Президента, не может быть привлечено к различного рода ответственности. Но для этого его необходимо отрешить от должности, порядок отрешения установлен в ст. 93 Конституции.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ:

Вопрос о партийной принадлежности Президента в Конституции РФ не урегулирован. В Федеральном законе «О политических партиях» (ч. 4 ст. 10) сказано, что «Президент Российской Федерации вправе приостановить свое членство в политической партии на срок осуществления своих полномочий».

Такая формула свидетельствует о том, что закон не запрещает Президенту быть членом политической партии. Но нет и законодательно установленной обязанности Президента быть членом партии.

A) Назначение выборов:

Решение о назначении:

Ø Выборы Президента РФ назначает Совет Федерации не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента РФ является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента РФ и в котором он был избран.

Ø Если Совет Федерации не назначит выборы Президента РФ в установленный срок, выборы назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией РФ во второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации.

Досрочные выборы:

В случае прекращения Президентом Российской Федерации исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, *Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации/ЦИК не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий назначает досрочные выборы Президента Российской Федерации. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом Российской Федерации. Решение о назначении досрочных выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

При ЧС:

на всей территории Российской Федерации введено чрезвычайное или военное положение, днем голосования на выборах Президента Российской Федерации является первое или второе воскресенье по истечении трех месяцев после отмены действия чрезвычайного или военного положения.

Право выдвижение кандидатов:

· политическими партиями, имеющими право в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" принимать участие в выборах, в том числе выдвигать кандидатов(полит партия не менее чем за год до начала президентской избирательной компании должна быть зарегистрирована),

· самовыдвижения

· Гражданин Российской Федерации может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей

Гражданин России, выдвинувший себя кандидатом в Президенты, должен организовать инициативную группу избирателей в количестве не менее 500 человек для сбора подписей в поддержку своей кандидатуры.

Кандидат в Президенты Российской Федерации считается выдвинутым и приобретает права и обязанности, предусмотренные федеральным избирательным законодательством, после поступления от него в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации следующих документов:

· заявления в письменной форме о согласии баллотироваться с обязательством прекратить после избрания деятельность,

· несовместимую со статусом Президента России;

· сведения о гражданстве

Сбор подписей:

Сбор подписей избирателей в поддержку кандидата сохранен за кандидатом,

· выдвинутым в порядке самовыдвижения (он обязан собрать не менее 300 тысяч подписей избирателей)

· политическими партиями (за исключением тех, что освобождены от сбора подписей), которые обязаны собрать не менее 100 тысяч подписей избирателей. Если кандидат в Президенты РФ выдвинут политической партией, которая представлена в действующем парламенте, допущенной к распределению депутатских мандатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти не менее чем в субъектов Федерации, то она освобождается от сбора подписей.

Сбором подписей в поддержку выдвинутого кандидата в Президенты Российской Федерации занимается инициативная группа избирателей или уполномоченные представители политической партии выдвинувшей кандидата. При этом в одном субъекте Российской Федерации политической партией может быть собрано не более 2500 тыс. подписей избирателей, а самовыдвиженцем — не более 7500 подписей. Если сбор подписей проводится среди граждан России, проживающих за рубежом, их общее число не должно превышать 2500 тыс.

Регистрация кандидата в Президенты РФ проводится Центральной избирательной комиссией Российской Федерации при наличии необходимых документов и установленного законом количества подписей избирателей, собранных в его поддержку. Регистрация — это необходимое условие включения кандидата в избирательный бюллетень.

Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием даты регистрации.

Центральная избирательная комиссия РФ может отказать в регистрации в установленных законом случаях.

· несоблюдение законных требований при выдвижении кандидата;

· недостаточное количество достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, либо выявление 5% недостоверных и (или) недействительных подписей;

· отсутствие избирательного фонда кандидата в Президенты Российской Федерации или политической партии и в других случаях.

Кандидат вправе назначить до 600 доверенных лиц. Политическая партия, выдвинувшая кандидата, вправе назначить до 100 доверенных лиц. Указанные лица также регистрируются Центральной избирательной комиссией РФ.

Каждый зарегистрированный кандидат, каждая политическая партия, выдвинувшая зарегистрированного кандидата вправе назначить наблюдателей. Наблюдателем может быть гражданин, обладающий активным избирательным право м. Порядок участия иностранных (международных) наблюдателей в осуществлении наблюдения за подготовкой и проведением выборов Президента РФ устанавливается международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

 

Б) Подготовка и проведение выборов

Подготовка и проведение выборов Президента Российской Федерации, обеспечение реализации и защиты избирательных прав граждан и контроль за соблюдением указанных прав возлагаются на избирательные комиссии в пределах их компетенции, установленной ФЗ «О выборах Президента», иными федеральными законами.

Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему всю территорию РФ, Избиратели, проживающие за пределами территории РФ, считаются приписанными к федеральному избирательному округу.

При подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации используется ГАС "Выборы".

Все кандидаты на пост Президента РФ на время участия в выборах освобождаются от исполнения своих должностных обязанностей. Исключение делается только для действующего Президента РФ или председателя Правительства РФ, временно исполняющего президентские обязанности, если они баллотируются на очередных президентских выборах.

РАСХОДЫ:

Расходы на президентские выборы оплачиваются

· за счет средств федерального бюджета,

· политических партий, выдвинувших кандидатов,

· личных средств кандидатов

· добровольных пожертвований в избирательный фонд кандидата в Президенты РФ.

Эти средства аккумулируются на избирательном счете в Сбербанке конкретного кандидата в Президенты РФ.

Запрещается вносить пожертвования в

· избирательные фонды кандидатов в Президенты РФ, политических партий иностранным государствам и иностранным юридическим лицам;

· иностранным гражданам;

· лицам без гражданства;

· международным организациям и международным общественным движениям и другим органам и лицам, указанным в законе.

АГИТАЦИЯ:

Граждане Российской Федерации, политические партии, иные общественные объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию. Государство обеспечивают свободу и равные условия доступа к предвыборной агитации.

Агитационный период н ачинается со дня выдвижения кандидата и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования.

При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации. Предвыборные программы кандидатов в Президенты Российской Федерации и другие агитационные материалы не должны содержать призывы к экстремистской деятельности, а также обосновывать или оправдывать экстремизм. Доверенные лица осуществляют агитационную деятельность в пользу назначившей их кандидата, политической партии. Доверенное лицо не имеет полномочий наблюдателя.

Закон запрещает проведение предвыборной агитации в день голосования и предшествующий ему день.

 

Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты, рекламные растяжки и др.), вывешенные вне помещений для голосования, зданий и помещений избирательных комиссий в установленном федеральным законом порядке на расстоянии не менее 50 м от входа в них, сохраняются в день голосования на местах.

В течение пяти дней, предшествующих дню голосования, а также в день голосования запрещается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с проводимыми выборамиПрезидента Российской Федерации, в том числе их размещение в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым неограничен определенным кругом лиц (включая сеть Интернет).

В случае проведения повторного голосования агитационный период возобновляется со дня назначения соответствующей избирательной комиссией для повторного голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня повторного голосования.

ГОЛОСОВАНИЕ:

Голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени. О дне, времени и месте голосования территориальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня голосования.

Избирательные бюллетени печатаются на русском языке. Однако по решению избирательной комиссии субъекта Федерации избирательные бюллетени в аутентичном тексте могут быть напечатаны одновременно на русском и государственном языке соответствующей республики. Количество избирательных бюллетеней не должно превышать более чем на 1,5% числа зарегистрированных избирателей.

Избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Число избирателей, принявших участие в голосовании определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования.

Повторное голосование: Если в избирательный бюллетень было включено более двух зарегистрированных кандидатов и ни один из них по результатам общих выборов не был избран на должность Президента РФ, Центральная избирательная комиссия РФ назначает повторное голосование по двум зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей

Повторное голосование проводится через 21 день со дня голосования на общих выборах. Оно может проводиться по одной кандидатуре в случае, если после выбытия зарегистрированных кандидатов останется только один зарегистрированный кандидат. При этом зарегистрированный кандидат считается избранным на должность Президента Российской Федерации, если он получил не менее 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Несостоявшиеся выборы(признаются ЦИК):

а) если в избирательный бюллетень на общих выборах были включены два кандидата и ни один из них не получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании;

б) если в соответствии с законом голосование проводилось по одной кандидатуре и за соответствующего кандидата проголосовало менее 50% от числа избирателей, принявших участие в голосовании;

 в) все кандидаты выбыли до проведения повторного голосования.

Недействительны выборы(признаются ЦИК):

1) допущенные при проведении голосования или установления итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;

2) итоги голосования признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей которых на момент окончания голосования включали в себя не менее чем одну четвертую часть от общего числа избирателей;

3) по решению суда.

Совет Федерации назначает повторные выборы Президента Российской Федерации, если выборы Президента РФ признаны

· несостоявшимися

· недействительными

·  если на день проведения повторного голосования оба зарегистрированных кандидата, по которым назначено повторное голосование, сняли свои кандидатуры или выбыли по иным обстоятельствам,

· либо если при повторном голосовании ни один зарегистрированный кандидат не был избран на должность Президента РФ.

Голосование на повторных выборах Президента РФ проводится

· не позднее чем через четыре месяца со дня голосования на первоначальных выборах

·  не позднее чем через четыре месяца со дня признания выборов несостоявшимися или недействительными.

ВСТУПЛЕНИЕ В ДОЛЖНОСТЬ И ИЗБРАНИЕ:

Момент вступления Президента РФ в должность не совпадает с моментом его избрания.

Президент России признается избранным с момента объявления итогов голосования Центральной избирательной комиссии РФ, а моментом вступления в должность является принесение присяги.

В соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 92) Президент РФ приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента инаугурации — принесения присяги вновЬ избранным Президентом РФ. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей Конституционного Суда РФ. Текст присяги содержится в Конституции РФ (ст. 82).

Таким образом, с учетом изменения конституционного срока полномочий Президента РФ (с 4 лет до 6 лет)

· Президент РФ, избранный в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом, вступает в должность по истечении 6 лет со дня вступления в должность Президента РФ, избранного на предыдущих выборах Президента РФ;

· при проведении досрочных выборов, а также в случае, если ко дню истечения 6 лет со дня вступления в должность Президента РФ, избранного на предыдущих выборах, назначены повторные выборы Президента РФ, — на тридцатый день со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией РФ общих результатов голосования.

УЧАСТИЕ ИНОСТРАНЦЕВ:

Участие иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, международных организаций и международных общественных движений, некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, в осуществлении деятельности, способствующей либо препятствующей подготовке и проведению выборов Президента Российской Федерации, выдвижению, регистрации и избранию того или иного кандидата, а также участие в избирательной кампании в иных формах не допускается

Порядок участия иностранных (международных) наблюдателей в осуществлении наблюдения за подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации устанавливается международными договорами Российской Федерации, ФЗ «О выборах Президента РФ», иными федеральными законами.

Президент РФ

1. Причины учреждения института президентства в России

ИСТОРИЯ: Институт президентской власти имеет сравнительно короткую историю в российской государственности. Советской республике, какой Россия была в течение трех четвертей XX в., такого рода институт был органически чужд, ибо он был несовместим с господствовавшей концепцией полновластия Советов, соединения в них законодательной и исполнительной власти. Высказывавшиеся в то время идеи об учреждении института президента в СССР сначала в процессе всенародного обсуждения Конституции СССР 1936 г., а позже при подготовке новой Конституции были отвергнуты.

В советской юридической литературе часто называли коллегиальным президентом Президиум Верховного Совета СССР. Однако такая трактовка сущности этого органа неправомерна. Все органы были производны от Советов и им подотчетны, даже в условиях обновляющегося общественного и государственного строя, в годы перестройки, когда в повестку дня был поставлен вопрос о ликвидации монополии одной партии — КПСС, предложение об учреждении поста Президента СССР встретило значительное сопротивление части народных депутатов, сторонников сохранения советской власти. Однако набиравшие силу процессы демократизации, обновления всей государственной системы одержали верх, и в 1990 г.

Пост Президента СССР был учрежден Съездом народных депутатов СССР, что повлекло существенные изменения в Конституции СССР.

В России вопрос об учреждении поста Президента решался более сложно. Съезд народных депутатов РСФСР высказался против его введения, и по инициативе депутатов был назначен всероссийский референдум, в соответствии с результатами которого указанный пост и был учрежден. Первый Президент Российской Федерации был избран путем прямых всенародных выборов 12 июня 1991 г. Ельцин

Конституция РФ не предусматривает института вице-президента. В прошлом такая должность учреждалась в СССР во время президентства М. С. Горбачева и первоначально в Российской Федерации до принятия Конституции РФ 1993 г. вице-президенты избирались одновременно с Президентом (отдельно по вице-президентам голосования не проводилось). Однако этот институт в нашей стране себя не оправдал. В большинстве зарубежных стран отсутствует должность вице-президента. Она есть, например, в США.

Авакьян:

Итак, для чего же понадобился пост Президента?

 При введении его на уровне СССР давались такие официальные пояснения:

· это обусловлено размежеванием функций партии и государства. Напомним, что в то время в стране сохраняла позиции руководящей силы компартия. Все главные вопросы внутренней и внешней политики решались партийными органами, и, таким образом, основное звено в выработке стратегии государственной жизни было вне государственной системы. Теперь же необходимо укрепление того звена государственной власти, функции которого ранее подменялись партийными решениями;

???- функции «перекочевывали» от партийных органов к государственным; но они же могли перейти частично к парламенту, частично к Правительству

·  после проведения принципа разделения властей выявилась потребность в согласовании деятельности законодательных и исполнительных органов, что и предполагалось поручить Президенту СССР;

???- неясно также, почему из разделения властей вытекает потребность в координирующем органе. Ведь разделение властей как раз и предполагает их взаимное влияние, а не повышенные возможности одного органа по отношению к другим.

· возникла настоятельная потребность в стабилизации обстановки и быстром разрешении чрезвычайных ситуаций. Существующие структуры оказались для этого неприспособленными. Надо было оперативно реагировать на ситуацию и принимать быстрые решения, что один человек мог сделать лучше, чем коллегия.

Думается, в решении вопроса — вводить или не вводить пост Президента СССР — фактор целесообразности был доминирующим.

ПРЕЗИДЕНТ:

o является символом государства, его единства, представляет высшие государственные интересы как внутри страны, так и в мировом сообществе;

o представляет весь народ страны, его интересы; стоит выше социальных, партийных, национальных и других однолинейных интересов и тем более разногласий, консолидирует общество, цементирует общественно-политическую и государственную жизнь;

o несет персональную ответственность за положение дел в стране, принимает оперативные меры и решения по обеспечению порядка и безопасности, выполнению международных обязательств государства;

o либо стоит во главе исполнительной ветви государственного аппарата, либо над нею, направляет ее деятельность;

o  объявляется верховным главнокомандующим вооруженных сил страны и тем самым влияет на оборону государства и прохождение гражданами военной службы;

o осуществляет назначения на высшие должности в аппарате исполнительной власти, а зачастую — и на все должности судей; решает вопросы гражданства, осуществляет награждение и помилование в отношении граждан государства.

С учетом сказанного предложим свое толкование причин введения поста Президента — это относится и к Союзу ССР, и к РСФСР:

1. Демократизация процессов руководства страной довольно быстро продемонстрировала, так сказать, обратную сторону — увлекающиеся дискуссиями парламент и правительство не в состоянии принимать оперативные решения и быстро их осуществлять, и надо иметь одного руководителя государства, который бы отвечал ежечасно за текущие дела, принимал неотложные решения, был способен навести порядок в обществе, стремительно катившемся в тот момент в бездну хаоса в связи с отсутствием дисциплины и уверенности в завтрашнем дне. Речь шла о передаче ему соответствующих полномочий, не требующих коллегиальных решений. Важно было и то, что это лицо, как и парламент, получает свои полномочия от народа путем прямых выборов, организационно обособлен от других органов и имеет специальные механизмы взаимоотношений с ними.

2. Еще одна причина введения поста Президента обусловлена развивавшимся разделением властей. В СССР и затем  РСФСР демократизация в государственных делах выразилась прежде всего в создании активного парламента. Съезды народных депутатов СССР и РСФСР, а особенно Верховные Советы СССР и РСФСР, работавшие на началах постоянства, брали на себя огромное количество дел и чуть ли не безапелляционное право решать любые вопросы .Президентство, хотя об этом вслух предпочитали не говорить, стало противовесом парламентаризму и призвано было ему «помочь» обрести нормальные рамки деятельности в условиях равенства властей, а не приоритета одной перед другой (во что это вылилось позже — предмет дальнейшего разговора).

3. В условиях, когда отсутствуют либо парламентское большинство одной партии, либо альянс нескольких партий в парламенте (или нижней палате парламента), Президент объективно вынужден взять на себя формирование Правительства и руководство его работой, поскольку конфликтующие партии могут попросту парализовать функционирование главнейшего органа исполнительной власти, если его формирование и направление деятельности оставить в компетенции парламента.

4. Пост Президента СССР был введен тогда, когда стала резко ослабляться роль единственной и правящей партии — КПСС, начинал складываться политический плюрализм. Лидер этой партии всегда являлся фактическим главой государства, тем более что наряду с этим постом он зачастую был Председателем Президиума Верховного Совета СССР, на последнем этапе — Председателем Верховного Совета СССР. Но с ослаблением партии пост Генерального секретаря мало что давал. Довольствоваться же только постом Председателя Верховного Совета СССР руководство партии также не желало в силу ограниченности его полномочий. Введение должности Президента СССР рассматривалось как способ сохранения влияния партии.

Однако у данного фактора есть и другая сторона. Речь идет о личных амбициях лидера партии. Пост Президента СССР давал простор деятельности и помогал лидеру освободиться от опеки «родной» партии. Нацеленный на реформы лидер должен был каждый свой шаг сверять с Политбюро и ЦК КПСС, при этом опасаться того, что его снимут не только с партийного поста, но и с должности Председателя Верховного Совета СССР, поскольку члены компартии среди народных депутатов СССР составляли подавляющее большинство.

 

Конституционная роль Президента РФ как главы государства

-В ст. 80 Конституции Российской Федерации определена основная сущностная характеристика статуса Президента РФ: он является главой государства.

· Является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

Есть право запроса о проверки конституционности Закона в КС РФ.

· он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности,

Президент, в частности, уполномочен вводить военное или чрезвычайное положение; как Верховный Главнокомандующий Президент несет ответственность за на


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.098 с.