Возрастные особенности детей всех возрастных категорий — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Возрастные особенности детей всех возрастных категорий

2021-12-07 32
Возрастные особенности детей всех возрастных категорий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Каждый ребенок растёт и развивается индивидуально, но, тем не менее, все дети проходят определенную последовательность стадий развития. На каждой из этих стадий у детей одного возраста зачастую наблюдаются общие характерные черты.

Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы).
От 1,5 – 3 лет

Дети 1, 5 – 3 лет относятся к раннему возрасту. Раннее детство – очень короткий период в жизни человека. Но этот период имеет непреходящее значение. Именно в первые три года жизни дети научаются тому, что будут использовать в течение всей дальнейшей жизни. Если взрослые на протяжении этого возрастного периода оказывают поддержку ребенку, он будет гораздо быстрее развиваться. Кроме того, результатом искреннего и доброжелательного общения взрослого и ребенка окажутся сформированные у малыша чувство доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям. Основной вид деятельности этих детей – манипулирование предметами. Т.е. ребенок вначале изучает предмет, узнает его назначение, а затем начинает употреблять эти предметы для других целей. Поэтому, чтобы предметна деятельность носила развивающий характер, нужно ребенку осваивать разнообразные действия с одним и тем же предметом, а значит, предметно-развивающая среда не должна быть перегружена игрушками, но должна быть разнообразно. Игры со сверстниками не привлекают этих детей, они предпочитают самостоятельные игры. На этой основе развивается игровая и продуктивная деятельность ребенка, т.е. лепка, рисование, конструирование. Происходит активное формирование речи: ▪ к 1,5 годам ребенок должен владеть 30-40 словами; ▪ к 2 годам – 300-400. Основными вопросами детей в этом возрасте должны быть вопросы «Кто?», «Что?», ребенок начинает употреблять не только существительные, но и прилагательные, наречия, глаголы, местоимения. Формируется фразовая речь; ▪ к  2,5 годам ребенок осваивает 1000 слов, основные вопросы, интересующие ребенка «Где?», «Когда?», «Куда?», «Откуда?». Развитие познавательных процессов ребенка раннего возраста идет быстрыми темпами: стремительно развиваются внимание, память, восприятие, мышление и т. д. Главной функцией данного возраста является восприятие, поэтому наибольших успехов ребенок достигнет не в области памяти или мышления, а в области восприятия. И именно его надо развивать в первую очередь. Восприятие ребенка этого возраста непроизвольное. Он может выделить в предмете лишь его ярко выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными. Задача взрослого – правильно называть признаки и действия предмета, постоянно озвучивать их, а затем и спрашивать о них у ребенка. Детям этого возраста полезны самообучающие игрушки: матрешки, вкладыши, пирамидки. Основной способ познания ребенком окружающего мира – метод проб и ошибок, поэтому дети этого возраста любят разбирать игрушки. Чаще всего, это нормальная познавательная активность ребенка, а не его капризы. Внимание и память ребенка раннего возраста непроизвольные. Т.е. привлекают и запоминаются только яркие предметы, издающие звуки, картинки и т.д. Эти дети очень восприимчивы к эмоциональным состоянием окружающих и подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один ребенок начнет радостно скакать по группе, то, как минимум, еще три «лошадки» будут рядом с ним. Проявления положительных и отрицательных эмоций зависит от физического комфорта. Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка – это системность, ритмичность и повторяемость его жизни, т.е. четкое соблюдение режима. Дети в этом возрасте искренние, открытые, честные. Они не умеют скрывать свои симпатии и антипатии. Чувства детей неустойчивы и противоречивы, настроение подвержено частой смене.

От 3 до 4 лет

Дети в возрасте от 3 до 4 лет могут быть экспансивными, нежными и грубыми одновременно. Они стараются понять окружающий их мир. Им все еще трудно отделить собственные фантазии от реальности. Малыши могут быть крайне неуравновешенны, но они начинают понимать, что их действия влекут за собой определенные последствия, и учатся поступать в соответствии с правилами взрослых. Дети этой возрастной группы отличаются тем, что сейчас они демонстрируют привязанность и послушность, а через минуту становятся требовательными и капризными.

3-х летние дети стремительно развивают речевые навыки, легко переходя от детского языка к нормативной описательной речи и обратно. Часто они разговаривают вслух сами с собой в ходе решения, какой – либо задачи или во время игры. Дети этого возраста обладают огромным запасом энергии, но не могут надолго сосредоточиться. Как правило, они переходят от одного занятия к другому. Они играют как индивидуально, так и в группе. Часто воспитатель становится первым взрослым, за исключением членов семьи, к которому ребенок начинает испытывать устойчивую привязанность.

От 4 до 5 лет

В возрасте от 4 до 5 лет дети часто чувствуют себя всезнайками и берутся за решение любых новых проблем. Дети этой возрастной группы играют в сложные групповые игры, требующие взаимопонимания между всеми участниками. Они начинают проявлять сопереживание, могут говорить о своих чувствах и чувствах других людей.

Дети этой возрастной группы подвергают проверке ограничения и могут изменить свое поведение свое поведение. Они легко говорят неправду, но очень сердятся, когда неправду говорят взрослые.

Временные промежутки, в течение которых 4-х летние дети могут сосредотачивать внимание, по – прежнему остаются относительно короткими. Однако если тема их занятий особенно им интересна, они могут удерживать внимание достаточно долго. Более того, они способны к обобщению, перенося опыт, полученный вовремя одних занятий, на другие.

В этом возрасте у детей проявляется, интерес к их собственному телу. Они могут очень волноваться из – за полученных царапин или ссадин. У них появляются страхи и страшные сны.

У детей 4 –х лет быстро развиваются навыки в области общей моторики, они постоянно демонстрируют физическую активность. Их энергия кажется неисчерпаемой. Их словарный запас растет, они говорят правильно построенными предложениями и используют более сложные грамматические конструкции.

От 5 до 6 лет

В возрасте от 5 до 6 лет дети стараются заслужить одобрение взрослых. Они достаточно коммуникабельны и играют одновременно с тремя – четырьмя сверстниками. В этом возрасте дети предпочитают товарищей по играм своего пола. У них есть чувство юмора, часто они придумывают незамысловатые шутки и повторяют их вновь и вновь. Им нравится играть в игры, но они хотят обязательно выиграть и часто меняют правила по ходу игры, чтобы получить преимущество.

Дети этой возрастной группы могут сосредотачивать внимание в течение продолжительного времени. Навыки мышления и решения проблем переходят на более высокий уровень. Ребенок может сосредоточиться на выполнении задания и пытается выполнить его в соответствии с им же установленными требованиями. Пяти – шестилетние дети хорошо развиты в речевой области: им нравится говорить, они четко изъясняются и любят играть словами. Они говорят более сложными предложениями и сами исправляют свои речевые ошибки.

В физическом плане дети этой возрастной группы очень подвижны, они начинают интересоваться физическими упражнениями и организованными занятиями спортом. Их моторные навыки совершенствуются: они уже испытывают меньше трудностей при одевании, вырезании из бумаги, рисовании и письме.

Дети начинают осознанно относиться к своему прошлому, им нравится рассказывать различные истории из того времени, когда они «были маленькими».

В возрасте 5- 6 лет дети попеременно демонстрируют то уступчивость, то неприятие. Они выражаются буквально и конкретно, им нравится организованная структура и последовательность.

К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.

От 6 до 7 лет

Шестилетний ребенок:

▪ Демонстрирует характерный, индивидуальный тип поведения – узнаваемый, отличный от других.

▪ Усиливается ориентация на сверстников: сверстники теперь становятся более значимым источником информации и более важной моделью для подражания, чем все другие источники и модели.

▪ Самоуважение ребенка связано со знанием и умом более, чем с двигательными возможностями.

▪ Достигает высокого уровня самостоятельности в удовлетворении элементарных потребностей.

▪ Испытывает большое чувство гордости в связи с достижениями, как в двигательной, так и в интеллектуальной деятельности:

▪ - стремится обратить внимание окружающих на свои достижения

▪ - добивается одобрения и поощрения

Эмоциональная сфера ребенка этого возраста нестабильна - легко расстраивается, огорчается, впадает в гнев. Начинает дифференцировать деятельность соответственно полу.

В целом ребёнок 6—7 лет осознаёт себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Дети способны давать определения некоторым моральным понятиям («Добрый человек - это такой, который, всем помогает, защищает слабых») и достаточно тонко их различать, например, очень хорошо различают положительную окрашенность слова экономный и отрицательную слова жадный. Они могут совершать позитивный нравственный выбор не только в воображаемом плане, но и в реальных ситуациях (например, могут самостоятельно, без внешнего принуждения, отказаться от чего-то приятного в пользу близкого человека). Их социально-нравственные чувства и эмоции достаточно устойчивы.  С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребёнок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо. Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, формирующееся под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых.

К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Вместе с тем их возможности сознательно управлять своим вниманием весьма ограничены. Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка зависит от её привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво.

Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов.

 

 

Планируемые результаты освоения Программы

 

Следуя требованиям Стандарта Программой не предусматривается от ребёнка конкретных образовательных достижений. Достижения ребёнка, связаны с возрастом и определяются как «возможные». Педагог в ходе наблюдения за детьми отбирает те материалы, которые свидетельствуют о существенных сдвигах в развитии конкретного ребенка с целью определения перспективы его развития. Процесс мониторинга развития ребенка (детей группы детского сада) основан на целенаправленном систематическом и целенаправленном педагогическом наблюдении, беседах с детьми, на экспертной оценке специалистов, на анализе продуктов детской деятельности.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка к концу дошкольного образования.

 

Целевые ориентиры

▪ не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей;

▪ не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;

▪ не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;

▪ не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.

 

Планируемые результаты в раннем возрасте

К трем годам ребенок:

▪ ребёнок проявляет интерес к сверстникам, наблюдает за их действиями и подражает им;

▪ ребёнок интересуется окружающими предметами, активно действует с ними, исследует их свойства, экспериментирует. Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.). Проявляет настойчивость в достижении результата своих действий;

▪  владеет активной и пассивной речью: понимает речь взрослых, может обращаться вопросами и просьбами, знает названия окружающих предметов и игрушек;

▪  слушает стихи, песни, короткие сказки, рассматривает картинки, двигается под музыку. Охотно включается в продуктивные виды деятельности (лепка, конструирование и др.).

▪  в короткой игре воспроизводит действия взрослого, впервые осуществляя игровые замещения;

▪ проявляет самостоятельность в бытовых и игровых действиях, владеет простейшими навыками самообслуживания.

Планируемые результаты на этапе завершения Программы

К семи годам ребенок:

▪ ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
▪ ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
▪ ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам.
▪ ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
▪ у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
▪ ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
▪ ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Дети с ОВЗ могут иметь качественно неоднородные уровни речевого, познавательного и социального развития личности. Поэтому целевые ориентиры основной образовательной программы Организации, реализуемой с участием детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), должны учитывать не только возраст ребенка, но и уровень развития его личности, степень выраженности различных нарушений, а также индивидуально-типологические особенности развития ребенка. В связи с этим, целевые ориентиры для детей ОВЗ разработаны в адаптированных образовательных программах МАДОУ «ЦРР – детский сад д. Кисловка» Томского района.

  В дополнение к вышеуказанным общим целевым ориентирам предлагается перечень отдельных целевых ориентиров на выпуске из детского сада по образовательным областям развития детей.

 

Направление развития Целевые ориентиры
Социально коммуникативное - Ребенок приобретает позитивную самооценку, так называемую положительную «Я-концепцию», выражающуюся в положительной оценке собственной личности относительно определенных способностей и качеств, в чувстве собственного достоинства, уверенности в собственных силах и способностях.
- у ребенка формируется саморегуляция — сознательное и добровольное руководство собственными действиями, например с помощью самостоятельной постановки целей, самостоятельного оценивания результатов действий, коррекции действий и целей и постановки на этой основе новых целей; - ребенок проявляет начальные коммуникативные способности, умение выражать свои мысли связно и понятно для других, а также умение слушать и понимать других.

 

Художественно-творческое

 

- У ребёнка появляются развитии предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), а также восприятия красоты в природе и в окружающем мире в целом; - у ребёнка развиваются творческие способности в различных видах искусства, в изобразительной, конструкторско-модельной, пластической, музыкальной области, в сфере изобразительных и пластических искусств, в игре. - ребёнок способен к сопереживанию персонажам художественных произведений.
Познавательное - ребёнок демонстрирует первичные способности и готовность решать проблемы (анализ разного рода проблем, умение находить альтернативные пути их разрешения, оценивать эти пути, выбирать один из путей, претворять его в жизнь и производить проверку его успешности). - ребёнок обладает логическим мышлением, способен к образованию понятий, формулировке гипотез, культурой «анализа ошибок», состоящей в способности самостоятельно либо совместно с другими детьми обсуждать заблуждения, неверные решения, неправильно понятые смыслы, несоблюдение правил и т.д.
Речевое - происходит обогащение словарного запаса, связной, интонационно и грамматически правильной речи, в том числе овладение словарным запасом связанного с другими образовательными областями. - ребёнок способен следить за сюжетом длинного рассказа; понимать смысл текста. - проявляет интерес к письму и письменной речи, рассказывает истории из жизни в правильной последовательности событий, способен рассказывать об отвлечённых понятиях так, чтобы это было понятно слушателям.
Физическое
- ребенок получает радость и осознает пользу от движения, мотивирован на занятия физкультурой и спортом, на поддержание здорового образа жизни; - осознает собственную ответственность за здоровье и хорошее самочувствие; способность регулировать напряжение и расслабление, справляться со стрессом; - овладевает основами здорового и безопасного образа жизни, личной гигиены.

 

 

Программой предусмотрены следующие уровни системы оценки качества:

▪ педагогическая диагностика развития ребёнка, используемая как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по Программе;

▪ внутренняя оценка, самооценка Организации;

▪ внешняя оценка Организации, в том числе независимая профессиональная и общественная оценка.

   1.6. Наблюдение и документация процессов развития детей

Программой предусмотрена система мониторинга развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая:

- педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;

- карты развития ребёнка;

- различные шкалы индивидуального развития.

Система мониторинга в детском саду построена с учётом практических методик УМК «Вдохновения» («Карты развития от 0 до 3 лет», «Карты развития от 3 до 7 лет»).

  Карты наблюдения представляют собой таблицы, в которых даны характеристики поведения, деятельности, базовых представлений детей. Диагностические карты по результатам обследования заполняются в течение учебного года на основе данных характеристик развития воспитанников, полученных в процессе анализа продуктов детской деятельности, наблюдений за дошкольниками в совместной и самостоятельной деятельности, структурированные формы наблюдения или оценивания, то есть анкеты со стандартизированными вариантами вопросов и ответов.

В приложении 1 представлено Положение о системе оценки индивидуального развития детей МАДОУ «ЦРР – детский сад д. Кисловка» Томского района

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях

Поскольку в основе программы лежит теория развития, в центр учебного плана помещен ребенок как единое целое. Подбор материалов, методы образования, способы взаимодействия педагогов с детьми в группе организованы в соответствии с принципами позитивной социализации и индивидуализации ребенка. Работа в каждом из центров активности детей ведет к их комплексному развитию во всех образовательных областях и взаимную их интеграцию, которое обеспечивается в контексте сотрудничества и содействия детей и педагогов.

 Это позволяет, реализуя деятельность, описанную в какой-либо из областей, решать отдельные задачи развития и из других областей.

Подробное содержание образовательных областей представлено в ООП ДО «Вдохновение» (стр.78-177).

 

Образовательная область

«Социально - коммуникативное развитие»

 

Социально –коммуникативное развитие детей является приоритетным направлением Программы, заключается в осуществлении поддержки инициативы детей путем использования кейс-технологий (создания копилки кейсов), что позволяет каждому ребенку озвучить проблемную для него ситуацию, предложить свои способы ее разрешения, поделиться друг с другом своими мыслями и переживаниями, получить поддержку от членов группы.

Цель:

▪ позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства

Основными задачами являются создание условий для:

▪ развития коммуникативных навыков и эмоционального интеллекта дошкольников;

▪ освоения навыков контроля поведения, усвоения социальных норм и правил;

▪ формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;

▪ создание условий для формирования позитивной самооценки и Я-концепции;

▪ развития игровой деятельности.

▪ формирования позитивных установок к различным видам труда и творчества;

▪ формирования основ безопасности в быту, социуме, природе.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.