Особенности формата «форум-театр». — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности формата «форум-театр».

2021-10-05 26
Особенности формата «форум-театр». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задачи проекта:

1. Создание методических, материально-технических условий, необходимых для постановки и показа инклюзивных спектаклей в формате форум-театра на 8 интерактивных площадках Белгородской области.

2. Создание доступной творческо-образовательной среды для каждого участника театральных постановок, обеспечение ее комфортности и инклюзивной направленности.

3. Формирование социально-психологической культуры, толерантного сознания всех участников творческого процесса.

Психолого-педагогическая реабилитация детей-инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности специалистов центра в Веселой Лопани (Белгородская область), в котором ежегодно проходят реабилитацию более 800 детей-инвалидов с заболеваниями центральной нервной системы (в том числе ДЦП) и опорно-двигательного аппарата. Метод форум-театра активно внедряется в деятельность центра уже в течение 5 лет и представляет собой интерактивный способ психопрофилактики и психокоррекции социальных проблем, в основе которого используется методика театрального сценического действия и обратная связь с аудиторией. Главный принцип форум-театра – непосредственное участие зрителя в постановке.

Технология форум-театра способствует преодолению трудностей во взаимоотношениях подростков-инвалидов с окружающими людьми. Она основана на принципе постепенности: от знакомства, общения до позитивной деятельности и личного участии в создании спектакля, благодаря чему подросток с ОВЗ получает возможность для самореализации и повышения самооценки, а зритель спектакля обогащает свой опыт новыми смыслами.

Мы предлагаем масштабировать данную технологию на региональном уровне, существенно расширив географию ее внедрения и использовав для этого площадки учреждений социальной защиты населения и массовых школ.

1. Площадка МУ СОССЗН Вейделевского района «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

2. Площадка МУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Ивнянского района

3. Площадка МСУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» г. Губкина и Губкинского района

4. Площадка СМУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Ракитянского района

5. Площадка МУ СОССЗН Чернянского района «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

6. Веселолопанская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области

7. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»

8. Муниципальное общеобразовательное учреждение "Головинская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области".

 

В 2014-2019 гг. педагогами центра вместе с подростками проведено более 45 спектаклей, в которых отражены актуальные проблемы детей с ОВЗ: отверженность в социуме, низкая самооценка, трудности с выбором профессии и будущего трудоустройства, доступная среда. Однако, при всей эффективности воздействия программы форум-театра проблема социальной изоляции подростков с ОВЗ не решается в полной мере. Причинами являются ограничение социального опыта со здоровыми сверстниками, частое столкновение с настороженным к себе отношением, социальная исключенность. Причем, как показывает практика, к конструктивному общению не готовы не взрослые, а именно дети и подростки – «неинвалиды». Это происходит от неумения общаться с особыми сверстниками, страха сделать что-то не так, непонимания, неинформированности, отсутствия опыта.

 Неготовность школы к принятию детей с ОВЗ проявляется в наличии отрицательных социальных установок по отношению к детям с проблемами в развитии. Учителя в массовой школе не имеют необходимой квалификации как для коррекции имеющихся у ребенка нарушений, так и для вовлечения его в образовательный процесс. Кроме того, некоторые педагоги являются противниками инклюзии, потому что это доставляет им дополнительные трудности, но не приносит существенного материального вознаграждения. Отмечается также нежелание родителей здоровых детей обучать их совместно с детьми с ограниченными возможностями здоровья. У родителей здоровых детей возникают опасения, что инклюзия понизит качество обучения их детей, и забота о детях с ОВЗ будет осуществляться в ущерб заботе об остальных детях. Следовательно, инклюзивное образование в школах должно сопровождаться специальной поддержкой педагогов, родителей и здоровых детей, которая может быть организована в рамках реализации проектной идеи «Инклюзивный интерактивный форум-театр – в общество».

Впервые методология форум-театра была представлена в 1981 году Августо Боалем бразильским политологом, режиссером, драматургом, создателем «Театра Угнетенных». По мнению А. Боаля, форум-театр – это средство стимулирования людей к активной деятельности по защите своих прав, улучшения общества через изменение своего поведения, а также разрешения социальных и культурных противоречий – этнических конфликтов, дискриминации, нарушений прав человека, ущемления интересов уязвимых групп и другое.

Новизна проекта заключается в том, что он ориентирован на постепенную инклюзию детей-инвалидов средствами интерактивного форум-театра. В ходе проекта происходит процесс реального включения подростков с инвалидностью в активную общественную жизнь и формирование средствами театральной постановки представлений о том, что в современном обществе устанавливаются диалогические и равноправные отношения между детьми вне зависимости от того, какими возможностями они обладают.

В ходе проекта подростки с ОВЗ подготовят 8 интерактивных спектаклей и в течение года покажут их разноплановой аудитории детей, родителей и других зрителей. В спектаклях будет разыграна история, отражающая проблемы подростков с инвалидностью, например, отверженность в классе, утраченные коммуникативные навыки, пробелы в знаниях, вынужденные пропуски, неуверенность в себе, буллинг или дискриминация и т.д. Таким образом, сценическая постановка выставит на рассмотрение социальную проблему подростков с ОВЗ и ее последствия. Основная работа по разрешению представленной проблемы будет разворачиваться в процессе последующего сотрудничества с аудиторией из числа здоровых подростков, педагогов и родителей. Зрителям будет предложено объяснить, что происходило на сцене, в чем заключается проблема, дана возможность самим стать актерами и сыграть в спектакле, заменив кого-либо из исполнителей.

Этапы проекта.

I. Подготовительный этап: январь-февраль 2021 г.

Проведение онлайн-встреч с 8 интерактивными площадками региона, целью которых станет планирование работы на период реализации проекта, ознакомление с методологией интерактивного форум-театра и ее использования; определение дат, времени и мест проведения спектаклей.

II. Основной этап: март 2021 – май 2022

Подготовка с подростками на базе реабилитационного центра и демонстрация на выездных региональных мероприятиях 8 инклюзивных спектаклей в формате форум-театра.

Трансляция опыта и проведение областного семинара «Внедрение новых коррекционных педагогических технологий и программ работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами средствами форум-театра» (март 2021)

III. Заключительный этап: июль 2021

Диагностика, обобщение опыта, публикации в печатных изданиях.

Бюджет проекта (смета)

Микшерный пульт 1 /40 000

Сабвуфер 1 /45 000

4 Стойка акустическая (тренога) 1/ 5 000

Ноутбук 1/ 40 000

Монтажные работы 20 000

Итог: 387 000

Задачи проекта:

1. Создание методических, материально-технических условий, необходимых для постановки и показа инклюзивных спектаклей в формате форум-театра на 8 интерактивных площадках Белгородской области.

2. Создание доступной творческо-образовательной среды для каждого участника театральных постановок, обеспечение ее комфортности и инклюзивной направленности.

3. Формирование социально-психологической культуры, толерантного сознания всех участников творческого процесса.

Психолого-педагогическая реабилитация детей-инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности специалистов центра в Веселой Лопани (Белгородская область), в котором ежегодно проходят реабилитацию более 800 детей-инвалидов с заболеваниями центральной нервной системы (в том числе ДЦП) и опорно-двигательного аппарата. Метод форум-театра активно внедряется в деятельность центра уже в течение 5 лет и представляет собой интерактивный способ психопрофилактики и психокоррекции социальных проблем, в основе которого используется методика театрального сценического действия и обратная связь с аудиторией. Главный принцип форум-театра – непосредственное участие зрителя в постановке.

Технология форум-театра способствует преодолению трудностей во взаимоотношениях подростков-инвалидов с окружающими людьми. Она основана на принципе постепенности: от знакомства, общения до позитивной деятельности и личного участии в создании спектакля, благодаря чему подросток с ОВЗ получает возможность для самореализации и повышения самооценки, а зритель спектакля обогащает свой опыт новыми смыслами.

Мы предлагаем масштабировать данную технологию на региональном уровне, существенно расширив географию ее внедрения и использовав для этого площадки учреждений социальной защиты населения и массовых школ.

1. Площадка МУ СОССЗН Вейделевского района «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

2. Площадка МУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Ивнянского района

3. Площадка МСУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» г. Губкина и Губкинского района

4. Площадка СМУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Ракитянского района

5. Площадка МУ СОССЗН Чернянского района «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

6. Веселолопанская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области

7. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»

8. Муниципальное общеобразовательное учреждение "Головинская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области".

 

В 2014-2019 гг. педагогами центра вместе с подростками проведено более 45 спектаклей, в которых отражены актуальные проблемы детей с ОВЗ: отверженность в социуме, низкая самооценка, трудности с выбором профессии и будущего трудоустройства, доступная среда. Однако, при всей эффективности воздействия программы форум-театра проблема социальной изоляции подростков с ОВЗ не решается в полной мере. Причинами являются ограничение социального опыта со здоровыми сверстниками, частое столкновение с настороженным к себе отношением, социальная исключенность. Причем, как показывает практика, к конструктивному общению не готовы не взрослые, а именно дети и подростки – «неинвалиды». Это происходит от неумения общаться с особыми сверстниками, страха сделать что-то не так, непонимания, неинформированности, отсутствия опыта.

 Неготовность школы к принятию детей с ОВЗ проявляется в наличии отрицательных социальных установок по отношению к детям с проблемами в развитии. Учителя в массовой школе не имеют необходимой квалификации как для коррекции имеющихся у ребенка нарушений, так и для вовлечения его в образовательный процесс. Кроме того, некоторые педагоги являются противниками инклюзии, потому что это доставляет им дополнительные трудности, но не приносит существенного материального вознаграждения. Отмечается также нежелание родителей здоровых детей обучать их совместно с детьми с ограниченными возможностями здоровья. У родителей здоровых детей возникают опасения, что инклюзия понизит качество обучения их детей, и забота о детях с ОВЗ будет осуществляться в ущерб заботе об остальных детях. Следовательно, инклюзивное образование в школах должно сопровождаться специальной поддержкой педагогов, родителей и здоровых детей, которая может быть организована в рамках реализации проектной идеи «Инклюзивный интерактивный форум-театр – в общество».

Впервые методология форум-театра была представлена в 1981 году Августо Боалем бразильским политологом, режиссером, драматургом, создателем «Театра Угнетенных». По мнению А. Боаля, форум-театр – это средство стимулирования людей к активной деятельности по защите своих прав, улучшения общества через изменение своего поведения, а также разрешения социальных и культурных противоречий – этнических конфликтов, дискриминации, нарушений прав человека, ущемления интересов уязвимых групп и другое.

Новизна проекта заключается в том, что он ориентирован на постепенную инклюзию детей-инвалидов средствами интерактивного форум-театра. В ходе проекта происходит процесс реального включения подростков с инвалидностью в активную общественную жизнь и формирование средствами театральной постановки представлений о том, что в современном обществе устанавливаются диалогические и равноправные отношения между детьми вне зависимости от того, какими возможностями они обладают.

В ходе проекта подростки с ОВЗ подготовят 8 интерактивных спектаклей и в течение года покажут их разноплановой аудитории детей, родителей и других зрителей. В спектаклях будет разыграна история, отражающая проблемы подростков с инвалидностью, например, отверженность в классе, утраченные коммуникативные навыки, пробелы в знаниях, вынужденные пропуски, неуверенность в себе, буллинг или дискриминация и т.д. Таким образом, сценическая постановка выставит на рассмотрение социальную проблему подростков с ОВЗ и ее последствия. Основная работа по разрешению представленной проблемы будет разворачиваться в процессе последующего сотрудничества с аудиторией из числа здоровых подростков, педагогов и родителей. Зрителям будет предложено объяснить, что происходило на сцене, в чем заключается проблема, дана возможность самим стать актерами и сыграть в спектакле, заменив кого-либо из исполнителей.

Особенности формата «форум-театр».

Форум–театр представляет собой систему театральных занятий и как результат постановку спектакля (каждый этап в процессе имеет свое значение):

1. Создание команды и доверия между участниками:

 упражнения на знакомство участников;

 упражнения на построение доверия;

 упражнения на построение команды.

2. Приобретение участниками навыков, необходимых для постановки представлений:

 знакомство с историей форум-театра и его методикой;

 актерское мастерство;

 работа с телом, мимикой;

 постановка голоса и дыхания;

 построение диалога и монолога.

3. Разработка сцен, вживание в роли:

 выбор истории с наличием в ней проблемы/конфликта;

 анализ проблемы/конфликта;

 репетиции;

 подготовка джокера (ведущего представления и обсуждения).

4. Постановка спектакля.

5. Демонстрация спектакля.

Содержание представления форум–театра состоит в следующем: 15-20 минут разыгрывается мини–представление с 3-4 мизансценами, в которых ярко показаны причины и факторы, приводящие к проблеме. Чаще всего эти ситуации легко узнаваемы, так как они происходят с подростками с ОВЗ и окружающими их людьми на улице, дома в семье, в школе, больнице, санатории. В финальной части представления яркая по содержанию мизансцена прерывается «стоп-кадром», и зрителям предлагается изменить каждую предшествующую ей ситуацию таким образом, чтобы конфликта в дальнейшем не произошло.

С этого момента начинается новая часть спектакля, длящаяся около 1 часа, в ходе которой используются важные сведения коррекционной направленности (представленная сцена не должна быть агрессивной или смешной, не должна вызывать у зрителей тягостные или противоречивые чувства). Мини-спектакль имеет цель заставить человека задуматься над проблемой (отверженности, конфликтности или какой-то другой), понять, что такая проблема существует независимо от того, что он знает о ней и как он к ней относится.

Существенным моментом является обсуждение проблемы зрителями во время спектакля и после него. Особенность интерактивной техники: в ходе спектакля используется возможность проведения групповой работы (в представлении могут принимать участие до 50 человек); существует возможность организации совместной деятельности

В процессе проигрывания спектаклей:

• здоровые учащиеся, родители, педагоги погружаются в эмоциональные переживания персонажа с ОВЗ, осмысление проблем особенных подростков.

• осуществляется диагностика межличностных отношений и типов поведения всех участников спектакля: подростков с ОВЗ, здоровых учащихся, педагогов, родителей

• моделируется система взаимоотношений характерная для реальной жизни, что дает актерам и зрителям возможность увидеть и проанализировать закономерности общения и поведения других людей и самих себя;

• появляется возможность обратной связи и получения поддержки друг другу, возможность каждому идентифицировать себя с другим человеком, то есть сыграть роль и, таким образом, пропустить через себя систему эмоций, чувств и переживаний;

• происходит снятие психологических барьеров в общении особенных и обычных людей;

• осуществляется содействие в инклюзии детей и подростков с инвалидностью.

 

Этапы проекта.

I. Подготовительный этап: январь-февраль 2021 г.

Проведение онлайн-встреч с 8 интерактивными площадками региона, целью которых станет планирование работы на период реализации проекта, ознакомление с методологией интерактивного форум-театра и ее использования; определение дат, времени и мест проведения спектаклей.

II. Основной этап: март 2021 – май 2022

Подготовка с подростками на базе реабилитационного центра и демонстрация на выездных региональных мероприятиях 8 инклюзивных спектаклей в формате форум-театра.

Трансляция опыта и проведение областного семинара «Внедрение новых коррекционных педагогических технологий и программ работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами средствами форум-театра» (март 2021)

III. Заключительный этап: июль 2021

Диагностика, обобщение опыта, публикации в печатных изданиях.

Бюджет проекта (смета)


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.