Игры с кольцами Луллия для развития речи детей   старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Игры с кольцами Луллия для развития речи детей   старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

2021-10-05 82
Игры с кольцами Луллия для развития речи детей   старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ИГРЫ С КОЛЬЦАМИ ЛУЛЛИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ   СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Одной из проблем, стоящей перед педагогами дошкольного детства, является организация системы работы по развитию творческих способностей детей, поскольку только на базе творческих способностей, возможно, говорить о создании условий для саморазвития, самосовершенствования личности и самореализации ее в окружающей действительности.

    Как известно, в основе творческих способностей детей лежит воображение, которое сегодня единодушно признается одним из основных психических новообразований в личности ребенка дошкольного возраста.

    Практика работы с детьми доказала, что воображению принадлежит огромная роль и в творчестве (способность рождения принципиально нового), и в обучении (дает возможность представить то, чего не видел), и в повседневной жизни (помогает предвидению последствий и решений), в психологическом же плане защищает Я ребенка от возникающих отрицательных переживаний.

    Дошкольный возраст можно назвать «возрастом образных форм сознания», и вот почему так важно работать с дошкольниками с опорой на воображение.

    Развитие воображения в дошкольном возрасте представляет собой наиболее оптимальный и надежный путь формирования готовности к развивающему школьному обучению.

    Почти отсутствуют исследования, в которых бы рассматривался вопрос о развитии воображения и творческих способностей у детей с аномалиями в развитии, в частности, с речевыми нарушениями.

В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у детей. «Кольца Луллия» — это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен — познание языка и мира в их взаимосвязи.

Кольца Луллия – одно из средств развития интеллектуально-творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных учреждениях. Это приспособление представляет собой три подвижных круга с диаметрами 40, 55 и 70 сантиметров. Круги разделены на восемь секторов, имеют общую ось. На большой круг накладывается средний, затем малый. В каждый из секторов можно вставить карточку с рисунком или схематичным изображением объекта. Сектор, на котором сосредоточенно внимание детей, выделяется двумя стрелками, выходящими из центра.

    Кольца Луллия позволяют решать следующие задачи:

- формировать фонетический слух;

- обогащать словарный запас детей;

- совершенствовать грамматический строй речи;

- развивать связную речь.

А также позволяют формировать у детей подвижность мышления, вариативность ответов в рамках заданной темы, вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу.

    Нельзя не отметить и универсальность игрового материала. Используя лишь несколько колец можно получить разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре. Детям очень нравится это пособие, они с удовольствием самостоятельно заменяют кольца, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры.

Предлагаю систему упражнений с кольцами Луллия в подготовительной логопедической группе для индивидуальных и групповых заданий на коррекционном занятии.

           ЗАДАНИЯ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕКТА И ЕГО ЧАСТЕЙ

Найди заданный звук в начале, середине и конце слова»

Цель: формирование фонетического слуха.

Схемы поиска заданного звука. Картинки с изображением предметов со звуками «Ш», «Р», «Л» и другие в начале, середине и конце слова.

Найди объект и его части»

2.1 Цель: упражнять детей в употреблении существительных родительного падежа единственного и множественного числа в простом предложении.

На большом круге – карточки с изображением рукотворных и природных объектов в зависимости от изучаемой темы недели. Значение каждого слова, обозначающего выбранный для работы объект, объясняется сначала педагогом, затем детьми.

Например: ромашка – полевой цветок

              самолет – воздушный транспорт

              заяц – дикое животное

На среднем круге – карточки с изображением какой-либо части объектов, представленных на большом круге. Надо раскрутить круги, выделить сектор, в котором находится объект и принадлежащая ему часть, назвать, что это такое.

Например: это лепесток ромашки

              это крыло самолета

              это хвост зайца 

2.2 «Бывает ли такая часть у объекта?»

 Цель: упражнять детей в употреблении существительных родительного падежа с предлогом «у», и творительного падежа единственного и множественного числа, в простом предложении.

На кругах те же объекты.

Задание: ответить бывает ли часть, изображенная в среднем круге у каждого из объектов большого круга в реальной жизни?

 Например: У самолета не бывает лепестков и т.д.

2.3. «Назови сказочного героя»

 Цель:   упражнять детей в употреблении существительных творительного падежа единственного и множественного числа с предлогом «с» в словосочетании.

  На кругах кольца Луллия те же объекты, что и в первом варианте игры. Задание: раскрутить круги и совместить секторы так, чтобы получился объект с необычайными частями, похожий на сказочного героя.

 Например: заяц с крыльями, самолет с лепестками.

3. «Объект и его место расположения»

Назови место обитания»

Цель:  познакомить детей правильному составлению предложения, закрепляя предложный падеж существительных с предлогом, попутно работая над лексическим значением слова и расширением активного словаря дошкольников.

На большом круге кольца Луллия схематично изображены места обитания живых существ – птиц и животных.

1. Лес

2. Теплое море

3. Поле

4. Небо

5. Пустыня

6. Льды

7. Горы

На среднем круге расположены карточки с изображением живых объектов.

1. Лиса

2. Дельфин

3. Хомяк

4. Обезьяна

5. Журавль

6. Верблюд

7. Тюлень

8. Горный козел

 Детям предлагается раскрутить круги и найти место обитания выбранного живого существа. Например, дети отвечают: «Дельфин живет в теплом море».

Сколько объектов»

Цель: продолжать учить детей согласовывать числительные и существительные; отрабатывать употребление порядковых числительных.

    На большом круге располагаются карточки с изображением природных и рукотворных объектов (в том числе и несклоняемых).

На среднем – карточки с изображением чисел. Дети составляют сочетания: пять снегирей, семь пальто, десять туч, восемь коней. В активном словаре несклоняемые существительные: кофе, пианино, пальто, кино.

 Задание усложняется введением малого круга с изображением цвета, формы, материала.

Например: пять красногрудых снегирей

              шесть шерстяных пальто

    десять бесформенных туч

     восемь стеклянных коней

Дети образуют словосочетания количественного числительного, прилагательного качественного или относительного и существительного в родительном падеже. На этом же материале можно отработать употребление порядковых числительных (с прилагательными и существительными в именительном падеже).

Например: пятый красногрудый снегирь

              седьмое шерстяное пальто

              десятая бесформенная туча

              восьмой стеклянный конь

5 ЗАДАНИЯ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИЗНАКОВ ОБЪЕКТА

Задания на определение отношения объекта и его формы»

Цель: упражнять детей в согласовании прилагательных, обозначающих форму предмета, разного рода единственного и множественного числа.

    Большой круг колец Луллия заполнен карточками с изображением объектов. Средний круг – изображения круга, треугольника, квадрата, прямоугольника, овала, многоугольника, трапеции, ромба. Детям дается задание подобрать главную геометрическую форму, выраженную в выбранном объекте, объяснить какой формы объект. В активный словарь дошкольников вносятся понятия – бесформенный, многоугольный, трапециевидный, ромбовидный, треугольный, квадратный, круглый.

Например: прямоугольный портфель

             овальный огурец

             квадратные окна

             круглая пуговица

Составь предложение»

Цель: учить детей составлять предложения, произносить их с разными интонациями – повествовательной, восклицательной; составлять схемы предложения.

    На большом круге кольца Луллия карточки с изображением объектов природного мира. На среднем – карточки с изображением рукотворных объектов. На малом – обозначения цвета (формы, размера, места, материала, функции). Детям надо раскрутить круги, составить предложения, используя выбранные объекты и обозначения. Например, рассматриваются все варианты предложений со словами «стол», «большой», «мальчик». Большой мальчик сидел за столом. Мальчик стоял у большого стола. Стол был слишком большим для мальчика

   7.  ЗАДАНИЯ НА СОТАВЛЕНИЯ СКАЗКИ

7.1. «Составь сказку»

Цель: развивать связную речь детей; совершенствовать умения составлять простые предложения с однородными членами, соединительными союзами.

    На большом круге кольца Луллия карточки с изображением сказочных героев. На среднем – изображения природных и рукотворных объектов. На малом – закодированные черты характера.

1. веселый

2. любопытный

3. трудолюбивый

4. добрый

5. жадный

6. злой

7. печальный

8. умный

Необходимо раскрутить круги, выбрать объекты, составить сказку по схеме:

1. Жил был кто? Каким он был?

2. Куда отправился в путешествие?

3. С кем подружился герой?

4. Какая беда случилась?

5. Как друзья справились с бедой?

На мой взгляд, работа по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с помощью упражнений с кольцами Луллия эффективна, так как дети во время выполнения заданий деятельны и активны. Во время выполнения заданий с кольцами Луллия у детей с диагнозом общее недоразвитие речи улучшается скорость и прочность запоминания, обостряется внимание, так как в работу включается сразу несколько органов чувств: слух, зрение, осязание.

 

 

 

ИГРЫ С КОЛЬЦАМИ ЛУЛЛИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ   СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Одной из проблем, стоящей перед педагогами дошкольного детства, является организация системы работы по развитию творческих способностей детей, поскольку только на базе творческих способностей, возможно, говорить о создании условий для саморазвития, самосовершенствования личности и самореализации ее в окружающей действительности.

    Как известно, в основе творческих способностей детей лежит воображение, которое сегодня единодушно признается одним из основных психических новообразований в личности ребенка дошкольного возраста.

    Практика работы с детьми доказала, что воображению принадлежит огромная роль и в творчестве (способность рождения принципиально нового), и в обучении (дает возможность представить то, чего не видел), и в повседневной жизни (помогает предвидению последствий и решений), в психологическом же плане защищает Я ребенка от возникающих отрицательных переживаний.

    Дошкольный возраст можно назвать «возрастом образных форм сознания», и вот почему так важно работать с дошкольниками с опорой на воображение.

    Развитие воображения в дошкольном возрасте представляет собой наиболее оптимальный и надежный путь формирования готовности к развивающему школьному обучению.

    Почти отсутствуют исследования, в которых бы рассматривался вопрос о развитии воображения и творческих способностей у детей с аномалиями в развитии, в частности, с речевыми нарушениями.

В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у детей. «Кольца Луллия» — это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен — познание языка и мира в их взаимосвязи.

Кольца Луллия – одно из средств развития интеллектуально-творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных учреждениях. Это приспособление представляет собой три подвижных круга с диаметрами 40, 55 и 70 сантиметров. Круги разделены на восемь секторов, имеют общую ось. На большой круг накладывается средний, затем малый. В каждый из секторов можно вставить карточку с рисунком или схематичным изображением объекта. Сектор, на котором сосредоточенно внимание детей, выделяется двумя стрелками, выходящими из центра.

    Кольца Луллия позволяют решать следующие задачи:

- формировать фонетический слух;

- обогащать словарный запас детей;

- совершенствовать грамматический строй речи;

- развивать связную речь.

А также позволяют формировать у детей подвижность мышления, вариативность ответов в рамках заданной темы, вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу.

    Нельзя не отметить и универсальность игрового материала. Используя лишь несколько колец можно получить разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре. Детям очень нравится это пособие, они с удовольствием самостоятельно заменяют кольца, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры.

Предлагаю систему упражнений с кольцами Луллия в подготовительной логопедической группе для индивидуальных и групповых заданий на коррекционном занятии.

           ЗАДАНИЯ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕКТА И ЕГО ЧАСТЕЙ


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.