Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2021-10-05 | 82 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ИГРЫ С КОЛЬЦАМИ ЛУЛЛИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Одной из проблем, стоящей перед педагогами дошкольного детства, является организация системы работы по развитию творческих способностей детей, поскольку только на базе творческих способностей, возможно, говорить о создании условий для саморазвития, самосовершенствования личности и самореализации ее в окружающей действительности.
Как известно, в основе творческих способностей детей лежит воображение, которое сегодня единодушно признается одним из основных психических новообразований в личности ребенка дошкольного возраста.
Практика работы с детьми доказала, что воображению принадлежит огромная роль и в творчестве (способность рождения принципиально нового), и в обучении (дает возможность представить то, чего не видел), и в повседневной жизни (помогает предвидению последствий и решений), в психологическом же плане защищает Я ребенка от возникающих отрицательных переживаний.
Дошкольный возраст можно назвать «возрастом образных форм сознания», и вот почему так важно работать с дошкольниками с опорой на воображение.
Развитие воображения в дошкольном возрасте представляет собой наиболее оптимальный и надежный путь формирования готовности к развивающему школьному обучению.
Почти отсутствуют исследования, в которых бы рассматривался вопрос о развитии воображения и творческих способностей у детей с аномалиями в развитии, в частности, с речевыми нарушениями.
В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у детей. «Кольца Луллия» — это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен — познание языка и мира в их взаимосвязи.
|
Кольца Луллия – одно из средств развития интеллектуально-творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных учреждениях. Это приспособление представляет собой три подвижных круга с диаметрами 40, 55 и 70 сантиметров. Круги разделены на восемь секторов, имеют общую ось. На большой круг накладывается средний, затем малый. В каждый из секторов можно вставить карточку с рисунком или схематичным изображением объекта. Сектор, на котором сосредоточенно внимание детей, выделяется двумя стрелками, выходящими из центра.
Кольца Луллия позволяют решать следующие задачи:
- формировать фонетический слух;
- обогащать словарный запас детей;
- совершенствовать грамматический строй речи;
- развивать связную речь.
А также позволяют формировать у детей подвижность мышления, вариативность ответов в рамках заданной темы, вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу.
Нельзя не отметить и универсальность игрового материала. Используя лишь несколько колец можно получить разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре. Детям очень нравится это пособие, они с удовольствием самостоятельно заменяют кольца, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры.
Предлагаю систему упражнений с кольцами Луллия в подготовительной логопедической группе для индивидуальных и групповых заданий на коррекционном занятии.
ЗАДАНИЯ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕКТА И ЕГО ЧАСТЕЙ
Найди заданный звук в начале, середине и конце слова»
Цель: формирование фонетического слуха.
Схемы поиска заданного звука. Картинки с изображением предметов со звуками «Ш», «Р», «Л» и другие в начале, середине и конце слова.
|
Найди объект и его части»
2.1 Цель: упражнять детей в употреблении существительных родительного падежа единственного и множественного числа в простом предложении.
На большом круге – карточки с изображением рукотворных и природных объектов в зависимости от изучаемой темы недели. Значение каждого слова, обозначающего выбранный для работы объект, объясняется сначала педагогом, затем детьми.
Например: ромашка – полевой цветок
самолет – воздушный транспорт
заяц – дикое животное
На среднем круге – карточки с изображением какой-либо части объектов, представленных на большом круге. Надо раскрутить круги, выделить сектор, в котором находится объект и принадлежащая ему часть, назвать, что это такое.
Например: это лепесток ромашки
это крыло самолета
это хвост зайца
2.2 «Бывает ли такая часть у объекта?»
Цель: упражнять детей в употреблении существительных родительного падежа с предлогом «у», и творительного падежа единственного и множественного числа, в простом предложении.
На кругах те же объекты.
Задание: ответить бывает ли часть, изображенная в среднем круге у каждого из объектов большого круга в реальной жизни?
Например: У самолета не бывает лепестков и т.д.
2.3. «Назови сказочного героя»
Цель: упражнять детей в употреблении существительных творительного падежа единственного и множественного числа с предлогом «с» в словосочетании.
На кругах кольца Луллия те же объекты, что и в первом варианте игры. Задание: раскрутить круги и совместить секторы так, чтобы получился объект с необычайными частями, похожий на сказочного героя.
Например: заяц с крыльями, самолет с лепестками.
3. «Объект и его место расположения»
Назови место обитания»
Цель: познакомить детей правильному составлению предложения, закрепляя предложный падеж существительных с предлогом, попутно работая над лексическим значением слова и расширением активного словаря дошкольников.
На большом круге кольца Луллия схематично изображены места обитания живых существ – птиц и животных.
1. Лес
2. Теплое море
3. Поле
4. Небо
5. Пустыня
6. Льды
7. Горы
На среднем круге расположены карточки с изображением живых объектов.
1. Лиса
2. Дельфин
|
3. Хомяк
4. Обезьяна
5. Журавль
6. Верблюд
7. Тюлень
8. Горный козел
Детям предлагается раскрутить круги и найти место обитания выбранного живого существа. Например, дети отвечают: «Дельфин живет в теплом море».
Сколько объектов»
Цель: продолжать учить детей согласовывать числительные и существительные; отрабатывать употребление порядковых числительных.
На большом круге располагаются карточки с изображением природных и рукотворных объектов (в том числе и несклоняемых).
На среднем – карточки с изображением чисел. Дети составляют сочетания: пять снегирей, семь пальто, десять туч, восемь коней. В активном словаре несклоняемые существительные: кофе, пианино, пальто, кино.
Задание усложняется введением малого круга с изображением цвета, формы, материала.
Например: пять красногрудых снегирей
шесть шерстяных пальто
десять бесформенных туч
восемь стеклянных коней
Дети образуют словосочетания количественного числительного, прилагательного качественного или относительного и существительного в родительном падеже. На этом же материале можно отработать употребление порядковых числительных (с прилагательными и существительными в именительном падеже).
Например: пятый красногрудый снегирь
седьмое шерстяное пальто
десятая бесформенная туча
восьмой стеклянный конь
5 ЗАДАНИЯ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИЗНАКОВ ОБЪЕКТА
Задания на определение отношения объекта и его формы»
Цель: упражнять детей в согласовании прилагательных, обозначающих форму предмета, разного рода единственного и множественного числа.
Большой круг колец Луллия заполнен карточками с изображением объектов. Средний круг – изображения круга, треугольника, квадрата, прямоугольника, овала, многоугольника, трапеции, ромба. Детям дается задание подобрать главную геометрическую форму, выраженную в выбранном объекте, объяснить какой формы объект. В активный словарь дошкольников вносятся понятия – бесформенный, многоугольный, трапециевидный, ромбовидный, треугольный, квадратный, круглый.
Например: прямоугольный портфель
|
овальный огурец
квадратные окна
круглая пуговица
Составь предложение»
Цель: учить детей составлять предложения, произносить их с разными интонациями – повествовательной, восклицательной; составлять схемы предложения.
На большом круге кольца Луллия карточки с изображением объектов природного мира. На среднем – карточки с изображением рукотворных объектов. На малом – обозначения цвета (формы, размера, места, материала, функции). Детям надо раскрутить круги, составить предложения, используя выбранные объекты и обозначения. Например, рассматриваются все варианты предложений со словами «стол», «большой», «мальчик». Большой мальчик сидел за столом. Мальчик стоял у большого стола. Стол был слишком большим для мальчика
7. ЗАДАНИЯ НА СОТАВЛЕНИЯ СКАЗКИ
7.1. «Составь сказку»
Цель: развивать связную речь детей; совершенствовать умения составлять простые предложения с однородными членами, соединительными союзами.
На большом круге кольца Луллия карточки с изображением сказочных героев. На среднем – изображения природных и рукотворных объектов. На малом – закодированные черты характера.
1. веселый
2. любопытный
3. трудолюбивый
4. добрый
5. жадный
6. злой
7. печальный
8. умный
Необходимо раскрутить круги, выбрать объекты, составить сказку по схеме:
1. Жил был кто? Каким он был?
2. Куда отправился в путешествие?
3. С кем подружился герой?
4. Какая беда случилась?
5. Как друзья справились с бедой?
На мой взгляд, работа по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с помощью упражнений с кольцами Луллия эффективна, так как дети во время выполнения заданий деятельны и активны. Во время выполнения заданий с кольцами Луллия у детей с диагнозом общее недоразвитие речи улучшается скорость и прочность запоминания, обостряется внимание, так как в работу включается сразу несколько органов чувств: слух, зрение, осязание.
ИГРЫ С КОЛЬЦАМИ ЛУЛЛИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Одной из проблем, стоящей перед педагогами дошкольного детства, является организация системы работы по развитию творческих способностей детей, поскольку только на базе творческих способностей, возможно, говорить о создании условий для саморазвития, самосовершенствования личности и самореализации ее в окружающей действительности.
Как известно, в основе творческих способностей детей лежит воображение, которое сегодня единодушно признается одним из основных психических новообразований в личности ребенка дошкольного возраста.
Практика работы с детьми доказала, что воображению принадлежит огромная роль и в творчестве (способность рождения принципиально нового), и в обучении (дает возможность представить то, чего не видел), и в повседневной жизни (помогает предвидению последствий и решений), в психологическом же плане защищает Я ребенка от возникающих отрицательных переживаний.
|
Дошкольный возраст можно назвать «возрастом образных форм сознания», и вот почему так важно работать с дошкольниками с опорой на воображение.
Развитие воображения в дошкольном возрасте представляет собой наиболее оптимальный и надежный путь формирования готовности к развивающему школьному обучению.
Почти отсутствуют исследования, в которых бы рассматривался вопрос о развитии воображения и творческих способностей у детей с аномалиями в развитии, в частности, с речевыми нарушениями.
В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у детей. «Кольца Луллия» — это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен — познание языка и мира в их взаимосвязи.
Кольца Луллия – одно из средств развития интеллектуально-творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных учреждениях. Это приспособление представляет собой три подвижных круга с диаметрами 40, 55 и 70 сантиметров. Круги разделены на восемь секторов, имеют общую ось. На большой круг накладывается средний, затем малый. В каждый из секторов можно вставить карточку с рисунком или схематичным изображением объекта. Сектор, на котором сосредоточенно внимание детей, выделяется двумя стрелками, выходящими из центра.
Кольца Луллия позволяют решать следующие задачи:
- формировать фонетический слух;
- обогащать словарный запас детей;
- совершенствовать грамматический строй речи;
- развивать связную речь.
А также позволяют формировать у детей подвижность мышления, вариативность ответов в рамках заданной темы, вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу.
Нельзя не отметить и универсальность игрового материала. Используя лишь несколько колец можно получить разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре. Детям очень нравится это пособие, они с удовольствием самостоятельно заменяют кольца, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры.
Предлагаю систему упражнений с кольцами Луллия в подготовительной логопедической группе для индивидуальных и групповых заданий на коррекционном занятии.
ЗАДАНИЯ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕКТА И ЕГО ЧАСТЕЙ
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!