Помни: антропогенез – процесс становления и развития человека. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Помни: антропогенез – процесс становления и развития человека.

2021-12-07 68
Помни: антропогенез – процесс становления и развития человека. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопрос 3. Отличие человека от животного:

1) Способность создавать и использовать орудия труда как способ производства материальных благ. Иными словами, человек может изготавливать орудия с помощью ранее сделанных средств труда. Животное использует только естественные орудия.

2) Речь, мышление. Человек обладает высокоорганизованным мозгом, мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, строя планы. Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек способен передавать другим людям объективную информацию об окружающем мире.

3) Прямохождение, развитая кисть руки

4) Преобразование окружающего мира. Только человек преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные блага и духовные ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» - культуру. Животные же приспосабливаются к окружающей среде, которая определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.

5) Целеполагание, способность к творчеству. Только человек:

- моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;

- обладает прогностической способностью, т.е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;

- выражает ценностное отношение к действительности.

Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.

Самореализация в процессе деятельности.

Вопрос 4. Социальное в человеке:

1) социальные потребности, н-р, потребности человека находиться в социуме, общаться и выполнять определенную социальную роль, реализовываться в обществе.

2) интересы ( вытекают из потребностей, обладают всеми чертами потребностей, но усилены особенностями индивидуального и общественного сознания, мировоззрения, психологического состояния, культурного развития и других качеств человека. Пример: общество заинтересовано в нейтрализации террористической группировки ИГИЛ).

3) волевые качества: целеустремленность, инициативность, самостоятельность, настойчивость, выдержка, дисциплинированность. Воля -- это элемент сознания личности, поэтому она не является врожденным качеством, а формируется и развивается в процессе становления личности. Чтобы развивать волевые качества, личности необходимо ставить перед собой значимые для неё цели и направлять свои волевые усилия на преодоления препятствий на пути достижения этих целей.

4) Самосознание: это сознание человеком своего взаимодействия с объективным миром и миром субъективным (психикой), своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.

Мировоззрение и т.д.

Социальное в человеке – это то, что человек приобрел в процессе социализации, взаимодействия с другими людьми. Социальное в человеке — это прежде всего орудийно-производственная деятельность, коллективистские формы жизни с разделением обязанностей между индивидами, язык, мышление, общественная и политическая деятельность.

Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Человек должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность, удовлетворение духовных потребностей и др.

Человек как социальное существо может действовать свободно и самостоятельно нести ответственность за них и может совершать действия, определяемые обстоятельствами или предписанные законом или правилами класса, слоя, этноса, к которому он себя причисляет.

Вопрос 5. Единство биологического, психического  и социального в человеке:

Итак, Человек – существо био- психо- социальное.:

биологическая природа — включает строение организма, питание, размножение, выкармливание детей, раса, пол, возраст, особенности телосложения, генотип, инстинкты, эмоции, мышление и членораздельная речь, подражание, разум и самосознание;

психическая природа — включает внутренний духовный мир, сознательные и бессознательные процессы,

воля, переживания, характер, темперамент, самовоспитание, типы нервной системы.

социальная природа — включает сознание и разум, свободу и ответственность, способность к социальной

и творческой деятельности, способность изготавливать орудия труда и использовать их, способность

преобразовывать окружающую действительность и создавать материальные и духовные ценности. Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека.

Единство биологического, психического и социального проявляется также в следующем:

1) Влияние наследственности на физические данные и психические свойства человека. У ребенка с рождения есть его гены, которые определяют его жизнь и развитие. Генетика человека – это врожденные особенности человека, передаваемые через гены. Гены – это участки ДНК, несущие информацию о наследственности. Врожденные особенности человека, передаваемые через гены - генетика человека. Генотип – это набор генов организма, фенотип – это внешние проявления этих генов, набор признаков организма. Фенотип – это все то, что можно увидеть, посчитать, измерить, описать, просто глядя на человека (голубые глаза, светлые волосы, низкий рост, темперамент – холерик и так далее). Гены определяют наши физические и психические особенности, гены задают, что мы, как люди, не можем летать и дышать под водой, но можем обучаться человеческой речи и письму. Мальчики легче ориентируются в предметном мире, девочки - в мире отношений. Кто-то родился с абсолютным музыкальным слухом, кто-то - с абсолютной памятью, а кто-то с самыми средними способностями. Гены определяют многие наши черты характера и склонности. У мальчиков - это склонность заниматься машинками, а не куклами. Гены влияют на наши индивидуальные предрасположенности, в том числе к болезням, к асоциальному поведению, к таланту, к физической или интеллектуальной деятельности и т.д. Согласно современным научным исследованиям генетические факторы играют значительную роль в формировании психологических свойств личности человека. Так, ученые считают, что основные психологические черты человек наследует у своих родителей на 40-60%, а интеллектуальные способности наследуются на 60-80%. Н-р, доказано, что наследственность влияет на появление у ребенка синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, который  часто сочетается с другими психическими нарушениями, например, депрессией, асоциальным поведением, что позволяет делать выводы о наличии общих генетических основ у этих расстройств.

2) Осуществление и удовлетворение биологического в социальных формах. Биологические потребности (в еде, питье, одежде, защищенности) связаны с определенной техникой производства и исторической формацией, которые, в свою очередь, определяют и характер нашей деятельности, и наши мысли, чувства, влечения, чувства и отношения между людьми. Такие качества людей, как доброта или агрессивность, эгоизм, любовь, порядочность и т.п. определяются не на биологическом, а на социальном уровне. Рассмотрим пример с половым инстинктом. Половой инстинкт вызывает ряд физиологических процессов в организме, приводящих к усилению деятельности органов воспроизводительной системы. Под влиянием этой потребности весь организм человека (и животных) превращается в аппарат, направленный на удовлетворение половой потребности. Меняются поступки человека, его внешний вид, нарушается нормальное течение психики путем вытеснения всех других представлений и мыслей. Под влиянием этой потребности человек совершает множество самых разнообразных актов: она побуждает его влюбляться, толкает на подвиги или безрассудные действия. Половой инстинкт, подвергается правовому регулированию. Согласно нормам права, регулируются отношения между полами, супругами, родителями, между родителями и детьми, родственниками. Следствием удовлетворения половой потребности является воспроизводство населения. От роста и количества населения изменяется состав группы и характер ее организации. Степень влияния половой потребности на поведение людей не абсолютна. Например, человек находящийся в опасности, не испытывает потребности в удовлетворении данного инстинкта. Подавляет его и голод. На подавление полового инстинкта оказывают влияние и социально-психологические факторы. Например, под влиянием религии аскеты и многие сектанты подавляют эту потребность. То же можно сказать и о праве, нравственности, влияние которых проявляется и в формах брака. Влияют и экономические условия. Многие люди не вступают в брак до тех пор, пока не сумеют обеспечить семью. Другие, наоборот, вступают в брак из-за денег. Таким образом, биологическое (половой инстинкт) проявляется в социальных формах (половые отношения регулируются законодательством).

Таким образом, Человек – биопсихосоциальное существо, субъект общественно-исторической деятельности и культуры, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями, нравственными качествами, способное создавать орудия труда, пользоваться ими в процессе общественного труда.

Человек является и субъектом, и объектом одновременно. Как субъект человек выступает в процессе научного познания, воспитания и социализации, часто не замечая своего влияния; в процессе трудовой деятельности, когда изготавливает орудия труда; занимаясь различными формами искусства и т.д. как объект человек выступает в процессе обучения и воспитания, в процессе изучения.

Пример: человек может выступать и субъектом, и объектом одновременно, н-р, врач намеренно заражает себя определенной болезнью, чтобы наблюдать симптомы и на себе опробировать систему созданного им лечения.

Таким образом, человек – существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности); существо целостное (интегрирует (соединяет) в себе биологическое,  психическое и социальное начало).

Помни: социогенез – процесс становления и развития общества. Человек – продукт и антропогенеза, и социогенеза, т.е. антропосоциогенеза.

Вопрос 6. Свойства темперамента и их учет в жизнедеятельности человека:


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.