Кафедра «Производственная безопасность, экология и химия» — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кафедра «Производственная безопасность, экология и химия»

2021-11-25 28
Кафедра «Производственная безопасность, экология и химия» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Кафедра «Производственная безопасность, экология и химия»

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА, СОВМЕСТИМОСТИ ТЕМПЕРАМЕНТОВ и направленности личности

 

 

Методические указания к выполнению практической работы по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» для студентов всех направлений и форм обучения

 

Нижний Новгород 2015

 

Составители: И.Г. Трунова, О.В. Маслеева, Н.С. Конюхова, А.Б. Елькин

 

ББК 88.37р

 

Определение основных свойств темперамента, совместимости темпераментов и направленности личности: «Метод. указания для практических занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» для студентов всех направлений и форм обучения/НГТУ; сост.: Трунова И.Г., Маслеева О.В., Конюхова Н.С., Елькин А.Б.- Н.Новгород, 2015.- 24 с.

 

С целью формирования компетенций в сфере профессиональной деятельности, формирования общекультурных компетенций, в методических указаниях рассматриваются основные понятия черт собственного психологического склада человека, дана методика определения совместимости различных типов темпераментов. Для определения направленности личности представлен метод психодиагностики с помощью конструктивного рисунка.

Методические указания предназначены для студентов всех специальностей и форм обучения.

 

Редактор Э.Б. Абросимова

Научный редактор М.Г. Михаленко

 

 

Подписано в печать 12.11.2015 Формат 60х84 1/16. Бумага газетная.

Печать офсетная. Усл. п. л. 1,5. Тираж 300 экз. Заказ

Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева. Типография НГТУ им. Р.Е. Алексеева. 603950,
 г. Нижний Новгород, ул. К. Минина, 24.

 

 

  ã Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, 2015
  ã И.Г. Трунова, О.В. Маслеева, Н.С. Конюхова, А.Б. Елькин, 2015   

 

1. ЦЕЛЬ РАБОТЫ

Ознакомление с основными типами темпераментов и оценка их влияния на безопасность жизнедеятельности. Освоение тестовых методов исследования свойств темперамента и совместимости темпераментов. Определение типологических характеристик личности.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

В современных условиях в вопросах безопасности очень важную роль играет человеческий фактор. Согласно данным международной статистики главным виновником несчастных случаев и аварийных ситуаций является, как правило, не техника, не организация труда, а сам работающий человек.

Научно-технический прогресс, помимо благ, способен нести людям заболевания, растущую опасность различных катастроф, нервно-психологические напряжения.

Расширение применения автоматики для управления сложными объектами ведёт к резкому росту ответственности человека-оператора за безопасность и эффективность контролируемого процесса. Постоянное общение с пультами приборов, дисплеями и практически полное отсутствие общения с людьми неизбежно порождает повышенную утомляемость как следствие устойчивой социальной изоляции.

Нехватка информационной и эмоциональной нагрузки, связанной с малым общением с людьми, приводит к быстрому и незаметному развитию у оператора состояния монотонии − снижению бдительности и готовности к активным действиям, нарастанию апатии и сонливости, вплоть до «отключения» сознания оператора на 30-50 секунд, не замечаемое им самим. В результате такого «отключения» возможен пропуск важных сигналов или выдача ложной реакции на якобы сигнал, которого на самом деле не было. В таком состоянии, даже заметив сигнал, оператор реагирует на него со значительным запозданием, увеличивается время вхождения в новую задачу в четыре раза, снижается точность действий в три раза.

Особенно сложная ситуация при этом складывается в аварийных случаях, когда повышенная ответственность, опасность, нехватка информации, необходимость принятия решения в считанные секунды приводят к состоянию стресса, что проявляется либо в суетливости, напряжении памяти, выпадении из неё главных звеньев программы, либо в пассивном поведении −− замирании перед пультом или экраном, одеревенении мышц.

Реакция на стресс зависит от типа высшей нервной деятельности и темперамента, в зависимости от которых она может носить инертный характер или характер резкого подъёма активности и интенсивной деятельности.

Тип высшей нервной деятельности − совокупность свойств нервной системы человека, составляющих физиологическую основу индивидуального своеобразия деятельности человека.

Темперамент (от лат. temperamentum надлежащее соотношение частей) совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны её деятельности и поведения, то есть темпа, ритма, интенсивности отдельных психических процессов и состояний. В структуре темперамента можно выделить три главных компонента: общую активность индивида, его двигательные проявления и его эмоциональность. Общая психическая активность индивида характеризует «динамические» особенности личности, её тенденции к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности. Степени активности распределяются от вялости, инертности и т. п. до предельной энергичности, стремительности действий. Двигательный, или моторный, компонент определяется его значением как средства, с помощью которого актуализируется внутренняя динамика психических состояний. Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить быстроту, силу, резкость, ритм, амплитуду и ряд других признаков мышечного движения (часть из них относится и к речевой моторике). Третий компонент темперамента эмоциональность характеризует особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. Основные моменты «эмоциональности» впечатлительность, импульсивность, эмоциональная лабильность. Впечатлительность выражает степень аффективной восприимчивости субъекта, импульсивность быстроту, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий, эмоциональная лабильность скорость, с которой данное эмоциональное состояние прекращается или сменяется другим. Темперамент во многом определяет характер человека (целостный и устойчивый индивидуальный склад душевной жизни человека, её тип, «нрав» человека, проявляющийся в отдельных актах и состояниях его психической жизни, а также в его манерах, привычках, складе ума и свойственном человеку круге эмоциональной жизни).

Различают четыре типа высшей нервной деятельности:

- сильный, уравновешенный, подвижный;

- сильный, уравновешенный, инертный;

- сильный, неуравновешенный;

- слабый;

и четыре типа темперамента: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик.

САНГВИНИК имеет сильный тип нервной деятельности. Эмоционален, работоспособен, быстро ориентируется в незнакомой обстановке, инициативен, быстро входит в коллектив, легко переживает неудачи (сильный тип нервной деятельности). Однако он неустойчив в побуждениях, нестабилен во внимании, способен «скользить» по поверхности, «обходить» трудности, поспешен в решениях.

Ему подходит живая, подвижная работа, требующая активности и находчивости.

ФЛЕГМАТИК спокоен даже в сложных обстоятельствах, невозмутим, устойчив в стремлениях и настроениях, в работе придерживается выработанного порядка, нетороплив и обстоятелен (сильный тип нервной деятельности).

В то же время он инертен, медленно переключается с одной работы на другую.

Ему наиболее близка деятельность однообразная, монотонная; не требующая частой перестройки с одних работ на другие, быстрого выполнения, энергичных и разносторонних действий.

ХОЛЕРИК быстр в действиях и решениях, инициативен, обладает влиянием на окружающих, легко переходит от одного дела к другому, любит быть в центре внимания (сильный тип нервной деятельности).

К его отрицательным чертам можно отнести подверженность резкой смене настроения, эмоциональную вспыльчивость, способность на резкости, прямолинейность в оценках, неумение себя сдерживать.

Ему показана работа с ярко выраженной цикличностью максимальное напряжение сил сменяется спокойной работой до следующего цикла.

МЕЛАНХОЛИК тонко чувствующий, сопереживающий, осторожный и осмотрительный (слабый тип нервной деятельности). В то же время он быстро утомляем, не уверен в себе, тревожен, замкнут, необщителен, имеет замедленную реакцию, теряет трудоспособность в интенсивных производствах.

Ему показана безопасная работа, не требующая быстрых реакций и частой смены характера деятельности или принятия управленческих решений.

Люди с сильным типом нервной деятельности в состоянии стресса испытывают интеллектуальный подъём, обретают способность мгновенно решать трудные задачи, выполнять сложные действия; недоступные им в спокойной обстановке. В аварийной ситуации могут работать сутками.

Люди со слабым типом высшей нервной деятельности хорошо выполняют однообразную монотонную работу, а аварийная ситуация выбивает их из колеи, резко снижает работоспособность.

Однако следует отметить, что вне зависимости от типа нервной деятельности негативным психологическим воздействием лучше сопротивляются люди с хорошей выдержкой, настойчивостью, целеустремленностью, обладающие высоким уровнем знаний и квалификации.

Свойства темперамента являются существенно важным показателем устойчивой предрасположенности к опасности. К качествам темперамента относятся показатели экстраверсии, интроверсии и нейротизма. Показатель «экстраверсии - интроверсии» характеризует психологическую ориентацию человека на внешний (экстраверсия) или внутренний субъективный мир (интроверсия). Английский  психолог Г. Айзенк (1962) обратил внимание на то, что в условиях однотипной трудовой деятельности возникает состояние усталости, при котором рабочий на какое-то время перестает реагировать на сигналы опасности. Такие паузы у рабочих экстравертного типа более продолжительные, чем у рабочих интровертного типа, что согласуется с более частым травматизмом у рабочих первого типа. Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Он действует под влиянием момента, ипульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться. По наблюдениям английской ученой Л. Войни, дети, отличающиеся экстравертностъю, чаще командуют, угрожают другим, более агрессивны и импульсивны. Именно они чаще всего попадают в несчастные случаи.

Типичный интроверт — это спокойный, застенчивый, интроективный человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы. Интровертам присущи необщительность, замкнутость, социальная пассивность (при достаточно большой настойчивости), склонность к самоанализу и затруднения социальной адаптации. Интроверты лучше справляются с монотонной работой, они более осторожны и педантичны.

Показатель нейротизма характеризует эмоциональную неуравновешенность человека.

Нейротизм, по некоторым данным, связан с показателями лабильности нервной системы. Эмоциональная устойчивость — черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.

При нормальных условиях работы человек способен компенсировать недостающие функции нервной системы развитием других качеств. В экстремальных же ситуациях, предъявляющих высокие требования к индивиду, подобной компенсации не хватает и обнаруживаются недостатки темперамента.

От типа нервной деятельности зависит способность к длительной активной работе и противодействие утомлению, способность к экстренной мобилизации в аварийной ситуации, способность успешно действовать, несмотря на отвлекающие факторы и помехи. От подвижности и мобильности нервной системы, от уравновешенности нервных процессов зависят такие важные для безопасности труда качества, как способность к переключению внимания и к быстрому реагированию на опасные сигналы.

Предрасположенности к несчастным случаям в значительной мере способствуют такие черты характера, как агрессивность, импульсивность, нетерпимость к замечаниям, рассеянность. Подобные черты в различных сочетаниях, вместе с эмоциональной неуравновешенностью, создают благоприятную почву для возникновения несчастных случаев. Напротив, снижению травматизма способствуют такие качества, как целеустремленность, настойчивость, критичность мышления, внимательность и преобладание волевой сферы над эмоциональной. Замечено, что женщины более точно выполняют правила, они более осмотрительны при опасности, менее склонны к риску. Они больше верят в правила, в законы, а мужчины - в себя, в технику. Поэтому у  мужчин несчастные случаи возникают часто из-за переоценки своих возможностей. Женщины при использовании техники попадают в беду из-за неуверенности, недооценки своих возможностей, излишней осторожности. Однако женщины работают более надежно и безопасно, чем мужчины только до тех пор, пока они действуют в нормальных условиях. В случае непредвиденных обстоятельств, в экстремальных режимах безопасность работы женщин существенно понижается. Надежность и безопасность работы женщин падает под влиянием утомления. Таким образом, «сила» женщин в том, что они реже создают опасные ситуации, а «сила» мужчин в том, что они в таких ситуациях способны скорее избегать несчастных случаев.

Безопасность труда и высокий уровень травматизма зависят также от психологического климата в коллективе, который характеризуется отношениями членов коллектива друг к другу и к руководству. Несчастные случаи возникают чаще на предприятиях, где часто наблюдаются конфликтные ситуации между руководством и коллективом. Женщины более болезненно, чем мужчины, реагируют на социальные конфликты, на домашние неприятности, и это у них сильнее отражается на предрасположенности к травматизму.

В современных условиях наметилась тенденция к адаптации человека не только к опасности, но и к нарушению правил, увеличилась цена ошибки, а опасность растет быстрее, чем человек противодействует ей, поэтому знание и учёт основных психологических факторов, устойчиво повышающих предрасположенность человека к опасности, очень важны. Это позволяет изыскать пути противодействия опасности, своевременно выявлять людей, предрасположенных к несчастным случаям, подбирать для них соответствующие профессии с учетом их темперамента, учитывать совместимость людей в коллективе, группе, контролировать их работу и тем самым исключать аварийные ситуации.

 

Порядок выполнения работы

ЗАДАНИЕ 1. Определить свой собственный тип темперамента и совместимость темпераментов в группе с помощью теста-опросника
Г. Айзенка. Дать рекомендации выбора профессии с учетом темперамента и оценку предрасположенности к опасности.

 

Рис. 1. Расположение темпераментов и определение степени совместимости с помощью «круга» Г. Айзенка

На шкале «интроверсия – экстраверсия» откладывается показатель экстраверсии. Сочетание характеристик по двум шкалам укажет на тип вашего темперамента (флегматик, меланхолик, холерик, сангвиник - см. рис. 1.).

Показатель нейротизма характеризует человека со стороны его эмоциональной устойчивости (стабильности). Этот показатель биполярен и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся чрезвычайной устойчивостью, прекрасной адаптивностью (показатель от 0 до 12 по шкале «нейротизма»), а на другом –  чрезвычайно нервозный, неустойчивый и плохо адаптированный тип (показатель 13 - 24 по шкале «нейротизма»). На рис. 1 выделены 4 типа «чистого» темперамента.

«Чистый» флегматик: от 0 до 9 по шкале интроверсия-экстраверсия и стабильность-нейротизм. Для него характерны:

- сравнительно низкий уровень активности поведения;

- новые формы поведения вырабатываются медленно, но являются стойкими;

- обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике, речи;

- обладает ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений;

- настойчивый и упорный «труженик жизни»;

- редко выходит из себя, не склонен к аффектам;

- рассчитав свои силы, доводит дело до конца;

- ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать;

- экономит силы, попусту их не тратит.

В зависимости от условий в одних случаях флегматик может характеризоваться «положительными» чертами выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью и т. д., в других –  вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий.

 «Чистый» меланхолик: от 0 до 9 по шкале интроверсия-экстраверсия и 15-24 стабильность-нейротизм. Для него характерны:

- часто реакция не соответствует силе раздражения;

- глубина чувств и устойчивость при слабом выражении;

- трудно на чем-то долго сосредоточиться;

- сильное воздействие часто вызывает продолжительную тормозную реакцию («руки опускаются»);

- сдержанная приглушенная моторика, речь;

- застенчив, робок, нерешителен;

- в нормальных условиях человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами.

В нормальных условиях меланхолик –  человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.

 «Чистый» холерик: от 15 до 24 по шкале интроверсия-экстраверсия и стабильность-нейротизм. Для него характерны:

- отличается повышенной возбудимостью;

- действия прерывисты;

- свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность;

- яркая выраженность эмоциональных переживаний;

- из-за неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, утомляться больше, чем следует;

- в общественных интересах инициативен, энергичен, принципиален;

- при отсутствии духовной жизни часто раздражителен, аффективен, не сдержан, вспыльчив.

При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, эффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах.

«Чистый» сангвиник: от 0 до 9 по шкале стабильность – нейротизм и от 15 до 24 по шкале интроверсия-экстраверсия. Для него характерны:

- быстро приспосабливается к новым условиям;

- быстро сходится с людьми, общителен;

- чувства легко возникают и сменяются;

- эмоциональные переживания, как правило, не глубоки;

- мимика богатая, подвижная и выразительная;

- не может успешно выполнить дело, требующее равной затраты сил, длительного методичного напряжения, усидчивости, внимания, терпения;

- при отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство.

Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка, жизни, системы в работе.

 

Рис. 2. Векторы темпераментов и угол асимметрии

 

Выделяют три основных значения:

- высший уровень совместимости (среднее значение угла близко к 180 градусам) –  в такой паре  (А и D) партнеры психофизиологически идеально дополняют друг друга. Этот уровень совместимости характерен для пар меланхолик-сангвиник и холерик-флегматик.

- средний уровень совместимости (среднее значение угла близко к 90 градусам) – в этом случае (пара А и С) приходится говорить, к сожалению, о действительно средней совместимости, что потребует немалых усилий для взаимной адаптации;

- низкий уровень совместимости (среднее значение угла близко к 0 градусов); для такой пары (А и В) характерна крайне низкая стабильность в отношениях, они фактически несовместимы.

Вместе с тем необходимо отметить, что возможности людей ко взаимной адаптации огромны.

 

ЗАДАНИЕ 2. Определить свои типологические характеристики. Дать рекомендации выбора профессии с учетом этих характеристик.

 

Ход работы

Нарисуйте человечка, используя три геометрические фигуры –  треугольник, круг и квадрат. В рисунке следует использовать все предложенные фигуры, их количество должно быть равно десяти. При этом нельзя рисовать только 10 треугольников, 10 кругов или 10 квадратов. Нужно использовать все три фигуры. Можно изменять размеры фигур –  уменьшать или увеличивать, а также включать их друг в друга. Нарисуйте сначала одного человечка, затем второго, в котором можете что-либо изменить, исправить по сравнению с первым, затем третьего человечка.

 

Обработка результатов

Подсчитайте, сколько у вас получилось треугольников, кругов и квадратов в рисунке каждого человечка и запишите это количество трехзначным числом, например: треугольников –  3, кругов – 2, квадратов – 5. Получается: 325. Таким образом, у вас должно получиться три трехзначных числа, обозначающих особенности выполнения первого, второго и третьего рисунков.

На основании различий в предпочтениях геометрических фигур при выполнении рисунков человечков образуется восемь основных типов или групп и 63 подтипа (см. табл. 3). С их помощью можно определить типологические характеристики тестируемого.

 

СПИСОК РекомендуемОЙ литературЫ

1. Шайгородский Ю.Ж. Точка отсчета: Методика личности и социально-психологической диагностики /Ю.Ж. Шайгородский. Омск, Интеллектика, 1992, 40 с.

2. Крупица В.В. Личность, Коллектив. Стиль отношений (этико-психологический аспект)/ В.В. Крупица; Нижегород. гос. техн. ун-т им Р.Е. Алексеева. – Нижний Новгород, 1995. - 95 с.

3. Кашапов Р.Р. Курс психологии, или как научиться работать и добиваться успеха: учеб. пособие для высшего управленческого персонала./Р.Р. Кашапов. Ижевск, Изд-во Удмуртского ун-та, 1996. 448 с.

4. Потемкина О. Психология личности, или как полюбить себя и других. (Практическая психология в тестах)/О. Потемкина, Е. Потемкина - М., Аст- Пресс-книга, 2005. 288 с.


Приложения

Приложение 1

Тест-опросник Г. Айзенка

1. Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, чтобы испытать сильные ощущения?

2. Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут Вас понять, ободрить, выразить сочувствие?

3. Считаете ли Вы себя беспечным человеком?

4. Правда ли, что Вам очень трудно отвечать «нет»?

5. Обдумываете ли Вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?

6. Всегда ли Вы сдерживаете свои обещания, даже если Вам это не выгодно?

7. Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения?

8. Быстро ли Вы обычно действуете и говорите, и не растрачиваете ли много времени на обдумывание?

9. Возникало ли у Вас когда-нибудь чувство, что Вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?

10. Верно ли, что на спор Вы способны решиться на все?

11. Смущаетесь ли Вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который Вам симпатичен?

12. Бывает ли, что, разозлившись, Вы выходите из себя?

13. Часто ли Вы действуете под влиянием минутного настроения?

14. Часто ли Вас беспокоят мысли о том, что Вам не следовало бы чего-нибудь делать или говорить?

15. Предпочитаете ли Вы чтение книг встречам с людьми?

16. Вас легко обидеть?

17. Любите ли Вы часто бывать в компании?

18. Бывают ли у Вас иногда такие мысли, которые Вы хотели бы скрыть от других людей?

19. Верно, что иногда Вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете сильную вялость?

20. Предпочитаете ли Вы иметь друзей поменьше, но особенно близких Вам?

21. Часто ли Вы мечтаете?

22. Когда на Вас кричат, Вы отвечаете тем же?

23. Часто ли Вас тревожит чувство вины?

24. Все ли ваши привычки хороши и желательны?

25. Способны ли Вы дать волю собственным чувствам и вовсю повеселиться в шумной компании?

26. Считаете ли Вы себя человеком возбудимым и чувствительным?

27. Считают ли Вас человеком живым и веселым?

28. После того, как дело сделано, часто ли Вы возвращаетесь к нему мысленно и думает, что могли бы сделать лучше?

29. Вы обычно молчаливый и сдержанный, когда находитесь среди людей?

30. Вы иногда сплетничаете?

31. Бывает ли, что Вам не спиться оттого, что разные мысли лезут в голову?

32. Верно ли, что Вам приятнее и легче прочесть о том, что Вас интересует в книге, хотя можно быстрее и проще узнать об этом у друзей?

33. Бывает ли у Вас сильное сердцебиение?

34. Нравиться ли Вам работа, требующая постоянного внимания?

35. Бывает ли, что Вас «бросает в дрожь»?

36. Верно ли, что Вы всегда говорите о знакомых Вам людях только хорошее, даже тогда, когда уверены, что они об этом не узнают?

37. Верно ли, что Вам неприятно бывать в компании, где постоянно подшучивают друг над другом?

38. Вы раздражительны?

39. Нравиться ли Вам работа, которая требует быстроты действий?

40. Верно ли, что Вам не редко не дают покоя мысли о разных неприятностях и «ужасах», которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?

41. Вы ходите медленно и неторопливо?

42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание, работу или учебу?

43. Часто ли Вам снятся кошмары?

44. Верно ли, что Вы такой любитель поговорить, что никогда не упустите удобного случая побеседовать с незнакомым человеком?

45. Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли?

46. Огорчились бы Вы, если бы долго не могли видеться со своими друзьями?

47. Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?

48. Есть ли среди Ваших знакомых такие, которые Вам явно не нравятся?

49. Можете Вы сказать, что Вы уверенный в себе человек?

50. Легко ли Вас задевает критика Ваших недостатков или Вашей работы?

51. Трудно ли получить настоящее удовольствие от вечеринки?

52. Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?

53. Сумели бы Вы внести оживление в скучную компанию?

54. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

55. Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье?

56. Любите ли Вы подшутить над другими?

57. Страдаете ли Вы от бессонницы?

 

Приложение 2

«КЛЮЧ» к опроснику Г. Айзенка

            

Экстраверсия - интроверсия:

· «да» (+): 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56;

· «нет» (-): 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.

Нейротизм (эмоциональная стабильность - эмоциональная нестабильность):

· «да» (+): 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.

«Шкала лжи»:

· «да» (+): 6, 24, 36;

· «нет» (-): 12, 18, 30, 42, 48, 54.

Ложь:

· больше 4 - неискренность в ответах, свидетельствующая также о некоторой демонстративности поведения и ориентированности испытуемого на социальное одобрение,

· меньше 4 - норма.

Кафедра «Производственная безопасность, экология и химия»

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.117 с.