Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2021-11-24 | 23 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Цели внешней политики любого государства определяются его национальными (национально-государственными) интересами. Под национально-государственными интересами понимают осознанные жизненные потребности народа, выступающие в качестве побудительных причин деятельности государства. К коренным национально-государственным интересам относятся:
1) обеспечение безопасности территории, населения и государственных институтов;
2) экономическое процветании и развитие страны;
3) упрочение авторитета и позиций государства на международной арене.
Укрепление национальной безопасности — важнейшая цель внутренней и внешней политики государства. Данной цели обычно подчинены все другие задачи – особенно в периоды возрастания угрозы для безопасности государства. В истории имеется немало примеров, иллюстрирующих эту закономерность. Классическим примером является Великая Отечественная война против гитлеровской Германии, когда в СССР был провозглашен лозунг «Все для фронта, все для победы!».
Одной из важнейших целей внешней политики государства является рост его экономического потенциала. Государство через свою внешнюю политику может способствовать эффективному экономическому развитию страны, повышению уровня жизни населения. Этой цели служит взаимовыгодное сотрудничество с другими странами, участие в международном разделении труда. Государство способно приумножить свое национальное достояние точным определением своего места в процессах экономической интеграции.
Немаловажной задачей государства является также создание пози тивного международного имиджа, престижа и прочных позиций в мировом сообществе.
|
Например в целях улучшения международного имиджа Республики Беларусь президент А. Лукашенко в марте 2008 г. заключил соответствующую договоренность с известным в мире британским пиарщиком (имиджмейкером) Тимоти Беллом (в в свое время он был советникам в трех удачных предвыборных кампаниях М. Тетчер, обслуживал также интересы российского олигарха Б. Березовского). После встречи с президентом Беларуси Т. Белл заявил, что его кампания Bell Pottinger на белорусском контракте «заработает миллионы долларов за следующие несколько лет».
Перечисленные цели внешней политики тесно взаимосвязаны. Так, формирование положительного имиджа страны на международной арене невозможно без реализации двух предыдущих целей. И наоборот – ухудшение политического имиджа государства отрицательно сказывается на его военно-политической безопасности и экономической стабильности. Замедление экономического роста, хозяйственный упадок ослабляют безопасность страны и снижают ее авторитет на международной арене.
Практическая значимость внешней политики выражается через ее функции:
- Охранительная функция заключается в охране прав и интересов данной страны и ее граждан за границей. Реализация этой функции направлена на предотвращение угрозы для данного государства, на поиск мирного политического решения возникающих спорных проблем.
Угрозу для государства могут представлять появление территориальных претензий со стороны соседних государств, поддержка извне сепаратистских движений, снижение имиджа страны в глазах мирового сообщества.
Органами, ответственными за реализацию охранительной функции (т. е. за предотвращение подобных угроз), являются министерство иностранных дел, консульства, представительства, военные атташе (фр. attache – специалист-консультант) и т. д. Специфические задачи охранительного порядка реализуют также органы госбезопасности, разведка и контрразведка.
- Информационно-представительская функция заключается в презентации своего государства на международной арене, а также в сборе информации о международных процессах и доведении ее до своего правительства. Информационно-представительская функция реализуется в рамках культурных и научных обменов, деятельности центров культуры за рубежом и т. п.
|
- Можно выделить также торгово-организаторскую функцию внешней политики. Суть этой функции – в повышении международной конкурентоспособности экспортируемой продукции, поиске выгодных экономических контактов, заключении торговых сделок и т. д.
Следует подчеркнуть, что внешние функции государства тесно связаны с внутренними. Одна и та же проблема часто содержит в себе и международный, и внутренний аспект. Причем внутренняя политика всегда первична по отношению к внешней.
Внешняя политика является продолжением внутренней, только осуществляется она иными средствами. От выбора средств внешней политики зависит ее рациональность и эффективность.
Какие же средства используют субъекты международных отношений для достижения своих целей?
К политическимсредствам относится дипломатия — официальная деятельность глав государств, правительств и специальных органов по осуществлению целей и задач внешней политики.
[В Древней Греции «диплома» - сдвоенные дощечки с нанесенными на них письменами, которые выдавались посланцам для подтверждения их полномочий (теперь – верительные грамоты)].
Дипломатия осуществляется путем официальных или иных визитов, переговоров, конференций, совещаний и дипломатической переписки. Большинство государств содержит специальные институты (посольства, торговые представительства), а также подготовленных людей (послов, атташе по культуре, военных атташе), которые занимаются дипломатической деятельностью.
Экономические средства внешней политики - это материальные и финансовые ценности государства, его территория, полезные ископаемые (сырьевая база), научно-технические и военные достижения, которые могут быть использованы во взаимоотношениях с другими государствами. Экономическая мощь страны является особо важным средством внешней политики, определяющим позиции и место государства в мировом сообществе. Государство, обладающее сильной экономикой, имеет и прочные международные позиции. С экономическим потенциалом страны связана ее внешняя торговля, лицензионная политика.
|
В числе средств экономического воздействия могут применяться такие меры, как
- введение эмбарго [(исп. е mbargo – наложение ареста, запрет) – запрещение ввоза из какой-либо страны или вывоза в какую-либо страну товаров, валюты, а также задержание судов и грузов, принадлежащих данной стране]
- или же предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле (когда каждая из договаривающихся сторон обязуется предоставить другой договаривающейся стране такие же благоприятные условия, которыми пользовалось или будет пользоваться третье государство на данной территории).
Наконец, в арсенале средств внешней политики государств имеются военные (насильственные)средства. К ним принято относить военную мощь государства, т. е. численность армии, виды вооружений, наличие военных баз, обладание ядерным оружием. Военные средства нередко применяются для оказания давления на другие страны. Формами давления могут быть учения, парады, маневры, испытания новых видов оружия.
В крайних случаях военные средства используются для ведения войны. В прежние времена государства очень часто прибегали к войнам для решения международных конфликтов. За последние 5,5 тыс. лет в произошло примерно 15 тыс. больших и малых войн.
При создании ООН (1945 г.) одной из ее главных задач было определено избавление человечества от военных бедствий. Пока что международное сообщество не достигло этой цели полностью. Но все же война как средство разрешения споров между государствами стала относительно редким явлением.
Современный этап международных отношений характеризуется стремительностью перемен, новыми формами распределения власти.
Ушло в прошлое противостояние двух сверхдержав — СССР и США. Разрушилась старая система международных отношений, которая получила название биполярной — двухполюсной.
В пестрой картине ломки старых и строительства новых международных отношений все же можно выделить несколько четко просматривающихся тенденций развития.
|
Первая тенденция развития современных международных отношений — рассредоточение власти. Идет процесс становления мультиполярного (многополюсного) мира. Сегодня все большую роль в международной жизни приобретают новые центры. На мировую арену все активнее выходит Япония, которая уже сегодня является «экономической сверхдержавой». Идут интеграционные процессы в Европе. В Юго-Восточной Азии возникли новые постиндустриальные государства — так называемые «Азиатские тигры». Есть основания думать, что в обозримом будущем в мировой политике сильнее всего заявит о себе Китай.
Среди политологов пока нет единого мнения о будущем системы международных отношений. Одни склонны к мнению о том, что в настоящее время происходит формирование системы коллективного лидерства США, Западной Европы и Японии. Другие исследователи полагают, что надо признать США единственным мировым лидером. Третьи не исключают возрождения биполярной системы, в которой место СССР в идеологическом и военно-политическом противостоянии с США займет Китай.
Второй тенденцией развития современных международных отношений стала их глобализация (С1оЬе — земной шар), заключающаяся в интернационализации экономики, развитии единой системы мировой связи, изменении и ослаблении функций национального государств, активизации деятельности транснациональных негосударственных образований. На этой основе формируется все более взаимозависимый и целостный мир; взаимодействия в нем приняли системный характер, когда мало-мальски серьезные сдвиги в одной части мира неизбежно дают отзвук в других его частях, независимо от воли, намерений участников таких процессов.
В международной области эта тенденция стремительно реализуется в форме взрывоопасного роста международного сотрудничества, влияния международных институтов — политических, экономических, гуманитарных, — а также создания по своей сути наднациональных органов.
Третьей тенденцией развития международных отношений стало нарастание глобальных проблем, а соответственно стремление государств мира к совместному их решению.
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!