Глава 6. Формирование мотивации у обучающихся. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Глава 6. Формирование мотивации у обучающихся.

2021-11-24 75
Глава 6. Формирование мотивации у обучающихся. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Развивать ребенка как полноценного обучающегося нужно в нескольких направлениях: формировать мотивацию учения как побудительную силу; развивать любознательность и познавательные интересы как основу учебной познавательной активности и т.д.

Педагог, в первую очередь, должен проявлять заинтересованность к школьным делам ребенка, что будет способствовать преобладанию положительных эмоций, что в свою очередь скажется на его самоуважении, вере в собственные силы. Успехи в обучении повлияют на развитие интереса к обучению, ребенку захочется повторить свой успех, а закрепление успеха будет способствовать формированию мотива учебной деятельности.

На формирование учебной мотивации оказывает влияние статус ребенка в коллективе. Общественная позиция сказывается на деятельности ребенка на занятиях. Дети, при недоброжелательном отношении к ним в коллективе показывают низкие результаты. Поэтому учебный процесс связывается у них с негативными эмоциями. Следовательно, чтобы развить мотивацию педагогу необходимо сначала повысить социальный статус ребенка – поощрять успехи, пусть даже и незначительны, а ошибки и неудачи лучше обсуждать наедине.  

1. Заинтересуйте ребенка в освоении новых действий и понятий через увязывание их с уже имеющимися у него.

2. Поддерживайте новизну не только за счет освоения исполнительской деятельности, но и за счет контроля и оценки.

3. Личный пример педагога.

4. Проявляйте интерес к каждому ребенку (его самочувствию, школьным занятиям и т.д.)

5. Приучите детей к систематическому планированию собственной работы.

6. Важно, чтобы ребенок вышел из деятельности с положительным личным опытом, чтобы в конце занятия возникла положительная установка на дальнейшее учение (т.е. положительная мотивация перспективы).

7. Обеспечивайте «проблемную включенность» ребенка через стимулирование потребности в новизне.

8. Не критикуйте ребенка во время занятия.

9. Своевременно поощряйте и документально оформляйте успехи ребенка во всех видах деятельности (грамоты, благодарности, награды и т.д.).

10. Обеспечивайте ребенка всем необходимым для выполнения задания и показывайте способы достижения поставленной цели.

11. Стимулируйте индивидуальную деятельности ребенка и давайте возможность самостоятельного принятия решений.

12. Давайте качественную оценку поступкам и действиям ребенка, а не его личности.

 

Глава 7. Работа с детьми разных психологических категорий.

Одаренные дети.

Одаренность - качество, которое возникает в контексте «человек - среда». Основой зарождения и проявления одаренности является взаимодействие между личностью и окружением, таким образом, интенсивность и качество этого взаимодействия влияют на характер одаренности.

Требуется особый стиль общения и взаимодействия с ребенком. Наиболее желателен и благоприятен - демократический стиль взаимодействия, который характеризуется как творческий, деловой и в меру лояльный, с учетом творческих способностей каждого ребенка.

В связи с этим психологи выделяют качества, необходимые педагогу для работы с одаренными детьми:

- чуткость - чувствительность к переживаниям и потребностям ребенка;

- способность к индивидуализации учебно-воспитательного процесса;

- настойчивость и целеустремленность;

- творческое начало;

- профессиональная и эмоциональная зрелость;

- эмоциональная стабильность;

- широкий круг интересов и умений;

- чувство юмора.

У талантливых и одаренных детей можно отметить превосходство в интеллекте, творческой способности (креативности) и мотивации. Чаще всего все эти три показателя наличествуют у таких детей.

Для одаренных детей очень важна мотивация, т.е. совокупность мотивов, побуждающих детей к направленной активности, инициативным действиям. Мотивы ребенка формируются на основе его потребностей, а круг этих потребностей определяется широтой его познавательной деятельности, возможностями его интеллекта.

Одаренность с точки зрения Рензулли, Райса и Смита можно распознать c помощью следующих факторов:

§ Высокого уровня способностей (может проявляться в отличной успеваемости или высоко оцененном интеллекте).

§ Высокой творческой способности (иногда проявляется в выдвижении новых идей или в способности решать проблемы).

§ Высокой целеустремленности (проявляет себя в высоком уровне настойчивости при завершении заданий).

Если способности и мотивации одаренных детей идут в одном русле, то, скорее всего, они достигнут больших результатов в своей жизни, причем чаще всего такие дети становятся трудоголиками и интеллектуалами. Раннее определение одаренности позволит при необходимости помочь им скорректировать их физическое состояние и адаптировать в окружающей среде.

 

 «Отверженными» дети.

Эти дети очень трепетно относятся к проявленному к ним вниманию и сочувствию. Любой сверстник, оказавший им поддержку, подсказавший что-то, поделившийся чем-то, сразу же возводится в ранг «лучшего друга». Это довольно тяжелое бремя, так как отверженные дети могут быть весьма навязчивыми. Устав от избытка внимания и благодарности со стороны отверженного, сочувствующий может перейти в стан преследователей.

Отвергаемые дети ищут поддержки и защиты у взрослых. Но только у тех, кто однажды им ее уже оказал. Встречаясь со своим спасителем, они приветливо здороваются и стремятся что-то рассказать. Януш Корчак считал, что забота об отвергаемых детях требует большого такта: «Надо следить не только за тем, чтобы их не обижали, но чтобы и они никому не мешали». Таких детей необходимо учить правилам общения и взаимодействия.

Переломить сложившийся стереотип отверженного - задача непростая. Правильнее всего пресекать подобные явления в самом зародыше. Ни педагоги, ни психологи, ни родители не могут остаться в стороне от происходящего. Только совместными усилиями можно изменить ситуацию в группе и научить ребят нормальным формам взаимодействия.

Чем опасно бездействие окружающих? Травля наносит непоправимый ущерб психике жертвы. Плохие отношения со сверстниками могут стать причиной низкой успеваемости, нежелания посещать занятия, у ребенка могут развиться различные невротические и даже психические расстройства. Самое страшное, что регулярные издевательства способны спровоцировать попытку самоубийства или покушение на кого-то из преследователей.

Не менее вредно ситуация травли действует на психику преследователей и наблюдателей. Они рискуют так и остаться безвольными пешками в руках более сильных и предприимчивых. А решение, принятое под влиянием большинства, вопреки голосу совести, и постоянный страх оказаться на месте жертвы способствуют снижению самооценки, потере уважения к себе. Зачинщиков же развращает безнаказанность, они усваивают, что подобными методами можно управлять окружающими. О группе, в которой происходит травля, нельзя говорить как о коллективе. Там нет динамики, отношения не развиваются, они застыли, приняв уродливую форму. Тем более велика вероятность, что, если уйдет тот, кого травят, появится новый изгой, так как это единственно возможный способ построения взаимоотношений, усвоенный ребятами.

Схема работы с «отверженными» детьми.

1) Предоставить ребенку возможность выговориться;

2) Работа в группе. Проведение разных тематических занятий в группе с вовлечением отвергаемых детей, поощрением их активности.

3) Профилактика. Для предотвращения травли в группе необходимо начинать воспитательную работу с детьми с первого дня их пребывания в коллективе.

4) Проведение диагностики по определению социального статуса, положения каждого ребенка в группе. Можно начать, задав ребятам три вопроса:

1.    К кому из сверстников вы бы обратились за помощью?

2.    Кому доверили бы свой секрет?

3.    Кого взяли бы в свою команду для участия в КВН, викторине и т. д. (но не в спортивном соревновании - это особо оговаривается)? Просьба назвать не более трех человек.

Наибольшие опасения вызывают те, кто не получил ни одного выбора вообще, - это возможные отвергаемые группой дети. Те же, у кого есть хоть один взаимный выбор, более или менее благополучны. Результаты обсуждаются с родителями, но в тактичной форме.

 

Инертные дети.

1. Не требовать от них немедленного включения в работу, их активность в выполнении нового вида заданий возрастает постепенно.

2. Следует помнить, что инертные дети не могут проявлять высокую активность в выполнении разнообразных заданий, а некоторые вообще отказываются работать в такой ситуации.

3. Не нужно требовать от инертного ребенка быстрого изменения неудачных формулировок, ему необходимо время на обдумывание нового ответа, они чаще следуют принятым стандартам в ответах, избегают импровизации.

4. Поскольку инертные дети с трудом отвлекаются от предыдущей ситуации, например, от дел которыми они были заняты на перерыве, не следует проводить их опрос в начале занятия.

5. Нужно избегать ситуаций, когда от инертного ребенка требуется быстрый ответ или реакция, инертным необходимо предоставлять время на обдумывание и подготовку.

6. В момент выполнения задания не следует их отвлекать, переключать внимание на что-либо.

 

Девиантные дети.

Отклоняющимся (девиантным) поведением принято на­зывать социальное поведение, не соответствующее устано­вившимся в данном обществе нормам (Невский И.А.). Из­вестный психолог И.С. Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нор­мы, будь то нормы психического здоровья, права, культу­ры и морали.Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое). Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то со­циальные, культурные и особенно правовые нормы. Когда такие поступки незначительны, их называют правонаруше­ниями, а когда серьезны и наказываются в уголовном по­рядке - преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими группами причин:а) социаль­но-педагогической запущенностью, когда ребенок (подрос­ток) ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, уме­ний, навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных сте­реотипов поведения;                              б) глубоким психическим дискомфор­том, вызванным неблагополучием семейных взаимоотно­шений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несло­жившимися взаимоотношениями со сверстниками в кол­лективе, неправильным (несправедливым, грубым, жестоким) отношением к нему со стороны родителей, педагогов, товарищей по классу, группе и т.д.;в) отклонениями в со­стоянии психического и физического здоровья и развития, возрастными кризами, акцентуациями характера и други­ми причинами физиологического и психоневрологическо­го свойства;г) отсутствием условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности; незанятостью полезными видами деятельности, отсутстви­ем позитивных и значимых социальных и личных, жизнен­ных целей и планов;д) безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смеще­нием социальных и личных ценностей с позитивных на негативные.

Приемы воспитательного воздействия:

1. Снижение требований до достижения социальной и психологической адаптации.

2. Вовлечение в коллективные виды деятельности, стимулирование развития творческого потенциала и самовыражения.

3. Организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успехов, разработка мер поощрения.

4. Демонстрация и разъяснение позитивных образов поведения (личный пример, художественная литература, периодика, биография и др.).

Приемы установления доверие между педагогом и подростком.

1. Внимательно выслушайте подростка. Стремитесь к тому, лишь бы подросток понял, что вы к нему неравнодушны и готовы понять и принять его; не перебивайте, не показывайте своего страха, относитесь к нему серьезно, с уважением.

2.    Предложите свою поддержку и помощь. Старайтесь убедить, что данное состояние (проблема) временна и быстро пройдет. Проявите сочувствие и покажите, что вы разделяете и понимаете его чувство.

3.    Поинтересуйтесь, что более всего в данное время беспокоит подростка.

4.    Уверенно общайтесь с подростком. Именно это поможет ему поверить в собственные силы. Главное правило в работе с детьми - не навреди.

5.    В общении с подростком используйте слова, предложение, которые будут оказывать содействие развитию контакта: «понимаю», «обычно», «ощущаю», «хочу помочь».

6.    В разговоре с подростком дайте понять, что он нужен другим, что он уникален как личность. Каждый человек, независимо от возраста, стремится дать положительную оценку своему поведению, переживает потребность в похвале.

7.    Недооценка хуже, чем переоценка. Вдохновите подростка на высокую самооценку. Умейте слушать, доверять и вызвать доверие у него.

8.    Обращайтесь за помощью, консультацией к психологу, если что-то насторожило Вас в поведении подростка.

 

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.