XVIII. Состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

XVIII. Состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений

2021-11-24 24
XVIII. Состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Фонематический анализ

a. Узнавание звука на фоне слова(с 5 лет):

Определить, есть ли звук «М»(или мычание телёнка) в словах: мышка, дерево, рама, рак, дом, кошка, комната, лампа.

Определить, есть ли звук «Р» (или моторчик) в словах: мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар.

b. Выделение первого ударного гласного звука из слова(с 5 лет):

 


АНЯ –

АИСТ-

ОСЫ-

УТКА-

ОЛЯ-

ИРА-

ИННА-

УЛИЦА-


C. Выделение последнего согласного звука из слова

МАК-                  КЛЮЧ-                ДОМ-               ТАНК-                   БАРАБАН-

 

d. Определение звука в слове (начало, середина, конец слова)

Определить, где слышится звук «Р» в следующих словах / предварительно убедиться, что ребёнок понимает смысл словосочетаний «начало слова», «конец слова»/:

 


РАКЕТА-   ДВОР-     РАК-   СЫР-     ШАР-    ПАРОХОД-    КАРТИНА-

 

ПРИМЕЧАНИЕ:

Все остальные приводимые ниже более сложные виды звукового анализа слов исследуютья только у тех детей дошкольного возраста, которые уже обучаются грамоте.

 

e. Выделение первого согласного звука из слова:

 


МАК-

ДЫМ-
ТРАВА-

КОШКА–
 ВОРОБЕЙ-

БУЛКА–
ЧАШКА –

ЩУКА–

 



f. Выделение последнего гласного звука из слова:

КОШКА –   ЛУНА –   РАМА –   МОЛОКО –   СУХАРИ –   СТОЛЫ –

 

g. Определение последовательности звуков в слове:

МАК-           СУП-       ЛУК-        КАША-          РАМА-

 

h. Определение количества звуков в слове:

 


ДОМ-

РАК-
ЛУНА-

СОВЫ-
БАНАН-

ЛАМПА-

 

 


Фонематический синтез

Узнать слово, предъявленное по отдельным звукам


Ч.А.С-

П.Ы.ЛЬ–
ТЬ.М.А-

П.А.Р.К-
З.В.У.К-

С.ТЬ.И.ХЬ.И-

 


Фонематические представления


Отобрать картинки, в названиях которых есть звук «Р»: РАК, КОШКА, ПАРАВОЗ, КНИГА, УТКА, ТОПОР_______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Придумать слова со звуком «М»_________________________________________________________

ВЫВОД:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

XIX. Состояние понимания речи

A. Характеристика пассивного словаря

1. Объём словаря_______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Точность понимания значений слов_____________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

B. Понимание различных грамматических форм словоизменения

1. Дифференциация единственного и множественного числа имён существительных


СТОЛ- СТОЛЫ

ДОМ-ДОМА

СТУЛ-СТУЛЬЯ

ДЕРЕВО-ДЕРЕВЬЯ


БЕРЁЗА-БЕРЁЗЫ


2. Понимание предложно – падежных конструкций со следующими предлогами:

В, НА, ПОД, НАД, ЗА, ПЕРЕД, ОКОЛО

В-ИЗ, НА- С, ПОД- ИЗ-ПОД

 

c. Дифференциация форм словообразования

1. Дифференциация существительных, образованных с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов


ДОМ-ДОМИК

СТУЛ-СТУЛЬЧИК

ОДЕЯЛО-ОДЕЯЛЬЦЕ

ПОДУШКА-ПОДУШЕЧКА

ЗАМОК-ЗАМОЧЕК

 



2. Дифференциация существительных, образованных с помощью суффикса ИНК:

ВИНОГРАД-ВИНОГРАДИНКА

БУСЫ-БУСИНКА

РОСА-РОСИНКА

3. Дифференциация глаголов с различными приставками (шёл, ушёл, зашёл, вошёл, отошёл, вышел, перешёл)_____________________________________________________________________

D. Понимание словосочетаний и простых предложений

1. Понимание словосочетаний:

«Покажи ключом карандаш»_____________________________________________________

«Покажи ключ карандашом»_____________________________________________________

«Где собака хозяина, хозяин собаки?»______________________________________________

«Где мама дочки, дочка мамы?»___________________________________________________

2. Понимание простых распрострвнённых предложений

Покажи картинку: Девочка рвёт цветы, Девочка играет в мячик, Девочка убирает комнату.

3. Понимание смысла вопросов

§ Кого ловит девочка?

§ Чем девочка ловит бабочку?

§ Кто ловит бабочку?

4. Понимание сложноподчинённых предложений и сложных логико – грамматических конструкций (с 6 лет)

§ Петю догоняет Миша. Кто бежит первым?_________________________________________

§ Мальчик бежит от собаки. Кто бежит сзади?________________________________________

§ Оля потеряла карандаш, который взяла у Вовы. Чей это был карандаш?_________________

§ Папа читал газету после того, как пообедал, Когда папа читал газету: до или после обеда?_

______________________________________________________________________________

5. Понимание связной речи_________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

ВЫВОД:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

XX. Состояние активного словаря

Номинативный словарь

a. Знание названий конкретных предметов (назвать картинки по лексическим темам – одежда, обувь, домашние и дикие животные, посуда ит.д.)___________________________

_____________________________________________________________________________

b. Наличие обобщающих слов (назвать одним словом группу однородных предметов)______

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

c. Знание частей тела, частей предметов, название профессий;

С 5 лет:

§ Части тела: голова, ноги, руки, нос, рот, грудь, живот, шея и др._______________________

§ Части одежды: рукав, воротник, пуговица__________________________________________

§ Части мебели: спинка, ножка, сиденье_____________________________________________

§ Части машины: дверца, колёса, руль, кабина________________________________________

С 6 лет:

§ Части тела: локоть, колено, плечо, пальцы, ноготь.__________________________________

§ Части одежды: воротник, манжета, петля__________________________________________

§ Части мебели: спинка, ножка, сиденье_____________________________________________

§ Части машины: кузов, кабина, фары, мотор_________________________________________

§ Части окна: рама, подоконник, стекло______________________________________________

§ Название профессий:____________________________________________________________

Предикативный словарь

С 5 лет:

§ Что ты делаешь в течении дня? (утром, днём, вечером)_______________________________

______________________________________________________________________________

§ Как передвигаются птицы и разные животные?______________________________________

______________________________________________________________________________

С 6 лет:

§ Какие звуки издают разные птицы и животные? (лошадь ржёт, ворона каркает и т.д.)_____

_____________________________________________________________________________________

§ Кто что делает? (с использованием названий профессий людей)_______________________

_____________________________________________________________________________________

Повар_______________________________________________________________________________

Портниха ____________________________________________________________________________

Художник ___________________________________________________________________________

Писатель ____________________________________________________________________________

Строитель ___________________________________________________________________________

Атрибутивный словарь

§ Обозначение цвета предметов (белый, чёрный, красный, синий, зелёный – с 4 лет; коричневый, розовый, голубой, оранжевый – с 5 лет)_________________________________

§ Обозначение формы предметов (круглый, квадратный, треугольный, овальный, прямоугольный)________________________________________________________________

Подбор антонимов (с 6 лет)

 


ДОБРО –

БОЛЬШОЙ-

ПОДНИМАТЬ-

ГОРЕ-

ШИРОКИЙ-

ДАВАТЬ-

ДРУГ-

ВЫСОКИЙ-

ПОКУПАТЬ-


 

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.