Определение и признаки государства — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Определение и признаки государства

2021-11-24 28
Определение и признаки государства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

· 1Критерии определения формы правления

· 2Основные формы правления

o 2.1Монархия

§ 2.1.1Отличительные признаки монархии

§ 2.1.2Виды монархии

o 2.2Республика

§ 2.2.1Отличительные признаки республиканской формы правления

§ 2.2.2Виды республик

· 3Нетипичные (смешанные, гибридные) формы правления

· 4См. также

· 5Примечания

· 6Литература

· 7Ссылки

Критерии определения формы правления[править | править код]

1. Способ передачи власти (наследование или путём выборов);

2. Ответственность высших органов государственной власти перед населением (в монархии глава государства не несёт юридической ответственности, в отличие от главы государства в республике);

3. Разграничение властных полномочий между органами государственной власти.

Основные формы правления[править | править код]

Монархия [править | править код]

Основная статья: Монархия

Монархия — форма правления, при которой высшая государственная власть пожизненно принадлежит единоличному главе государства — монарху, который занимает престол по наследству и не несёт ответственности перед населением.

Отличительные признаки монархии [править | править код]

1. Единоличным главой государства является монарх;

2. Власть переходит по наследству;

3. Монарх юридически безответствен (отстранить монарха от власти невозможно).

Виды монархии [править | править код]

· Абсолютная монархия (неограниченная) — государство, в котором монарх является единственным высшим органом в стране, и в его руках сосредоточена вся полнота государственной власти (ОАЭ, Оман, Катар). Особой разновидностью является теократическая монархия (Ватикан, Саудовская Аравия).

· Ограниченная монархия — государство, в котором помимо монарха существуют и иные органы государственной власти, не подотчётные ему, а государственная власть рассредоточена между всеми высшими органами власти, власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции) или же традиции. В свою очередь ограниченная монархия делится на:

o Сословно-представительная монархия — монархия, в которой власть монарха ограничена на основании традиции формирования органов по критерию принадлежности к определённому сословию (Земский собор в России[5], Кортесы в Испании) и играющих роль, как правило, совещательного органа[6]. В настоящее время подобных монархий в мире нет.

o Конституционная монархия — монархия, в которой власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции), где существует иной высший орган власти, формирующийся путём выборов представителей народа (парламент). В свою очередь конституционная монархия делится на:

§ Дуалистическая монархия — государство, в котором монарх обладает всей полнотой исполнительной власти, а также имеет часть законодательных и судебных полномочий. Представительный орган в таком государстве существует и осуществляет законотворческие функции, но монарх может наложить абсолютное вето на принимаемые акты и по своему усмотрению распустить представительный орган (Иордания, Марокко).

§ Парламентская монархия — государство, в котором монарх является лишь данью традиции и не обладает какими-либо существенными полномочиями. Государственное устройство в такой монархии строится на принципе разделения властей (Великобритания, Япония, Дания). Парламентская монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту. Исполнительная — правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Участие монарха в формировании правительства чисто символично[7].

Абсолютная монархия

Конституционная монархия

Дуалистическая монархия Парламентская монархия 1. Принадлежность законодательной власти монарху разделена между монархом и парламентом парламенту 2. Осуществление исполнительной власти

монарх

формально — монарх, фактически — правительство 3. Назначение главы правительства

монарх

формально — монарх, но с учётом парламентских выборов 4. Ответственность правительства

перед монархом

перед парламентом 5. Право роспуска парламента нет парламента у монарха (неограниченное) у монарха (по рекомендации правительства) 6. Право вето монарха на решения парламента нет парламента абсолютное вето предусмотрено, но не используется 7. Чрезвычайно-указное законодательство монарха неограниченное (указ монарха имеет силу закона) только в период между сессиями парламента предусмотрено, но не используется 8. Современные страны Саудовская Аравия, Оман Иордания, Кувейт, Марокко Великобритания, Испания, Нидерланды

Республика [править | править код]

Основная статья: Республика

Республика — форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом, либо формируются особыми представительными учреждениями на определённый срок и несут полную ответственность перед избирателями.

Отличительные признаки республиканской формы правления [править | править код]

1. Всегда существует несколько высших органов власти, при этом полномочия между ними разделены таким образом, что один орган независим от другого (принцип разделения властей);

2. Главой государства является Президент, который осуществляет свою власть от имени народа;

3. Высшие органы власти и должностные лица несут ответственность перед населением, которая может быть выражена в следующем:

· они избираются на определённый срок, по истечении которого полномочия могут не продлеваться;

· возможно досрочное прекращение полномочий.

Виды республик [править | править код]

Республики различаются главным образом тем, какой из органов власти — парламент или президент — формирует правительство и направляет его работу, а также перед кем из названных правительство несёт ответственность.

· Президентская республика — государство, в котором наряду с парламентаризмом в руках президента одновременно соединяются полномочия главы государства и главы правительства. Правительство формирует и распускает непосредственно сам президент, парламент при этом какого-либо значимого влияния на правительство оказывать не может — здесь наиболее полно раскрывается принцип разделения властей (США, Эквадор).

· Парламентская республика — государство, в котором верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Парламент формирует правительство и вправе в любой момент отправить его в отставку. Президент в таком государстве не имеет каких-либо существенных полномочий (Израиль, Греция, Германия).

· Смешанная республика — в государствах с такой формой правления сильная президентская власть одновременно сочетается с наличием эффективных мер по контролю парламента за деятельностью исполнительной власти в лице правительства, которое формируется президентом с обязательным участием парламента. Таким образом, правительство несёт ответственность одновременно и перед президентом, и перед парламентом страны[8] (Россия, Украина, Португалия, Франция).

  Парламентская республика Президентская республика Смешанная республика
1. Статус президента должность символична, осуществляет представительские функции, все действия и принимаемые акты требуют контрасигнатуры одновременно глава государства и глава исполнительной власти глава государства, но выведен из системы разделения властей, является арбитром и гарантом Конституции
2. Способ избрания главы исполнительной власти мандат получает от парламента

мандат получает от народа в ходе всеобщих выборов

3. Порядок формирования правительства парламентом на основе парламентского большинства президентом совместно президентом и парламентом (президент представляет кандидатуру премьер-министра, а парламент его утверждает)
4. Ответственность правительства перед парламентом перед президентом (парламент не может выразить вотум недоверия) одновременно перед президентом и парламентом
5. Наличие у президента законодательной инициативы отсутствует обладает как правило не обладает, но в некоторых странах такое право есть[9]
6. Право вето президента на решения парламента отсутствует сильное право вето (преодолевается квалифицированным большинством парламента) как правило, слабое право вето (преодолевается простым большинством парламента), в некоторых странах у президента может быть сильное право вето[9]
7. Право президента распустить парламент используется в крайнем случае, когда иным образом разрешить проблему невозможно отсутствует обладает
8. Наличие поста премьер-министра имеется отсутствует имеется
9. Современные страны ФРГ, Италия, Австрия США, Аргентина, Мексика Франция, Румыния, Россия

Нетипичные (смешанные, гибридные) формы правления[править | править код]

· Монархия с республиканскими элементами («республиканская монархия», выборная) — такая монархия имеет главный республиканский признак — систематическую выборность главы государства, однако им не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента, а только один из нескольких монархов — правителей составных частей федерации[10]. Подобная нетрадиционная форма правления имеется в ОАЭ и Малайзии, которые по своему государственному устройству являются федерациями, при этом каждая из составных частей (7 эмиратов ОАЭ) или некоторые составные части государства (9 из 13 штатов Малайзии) представляют собой наследственные монархии. Глава государства в целом формируется путём выборов между монархами, возглавляющими тот или иной субъект федерации. При этом срок его полномочий чётко оговаривается (в обоих государствах он составляет 5 лет), и по истечении указанного срока полномочий монарх избирается вновь.

· Республика с монархическими элементами («монархическая республика», суперпрезидентская) — в современном мире в условиях тоталитарных систем появились республики, которым свойственен важнейший элемент монархии — несменяемость главы государства[10]. Глава государства в такой республике может формально избираться, может назначаться, но реально народ в формировании главы государства участия не принимает. Кроме того полномочия такого главы государства не ограничены, он является пожизненным правителем, более того возможна передача власти по наследству. Впервые пожизненным президентом стал Сукарно в Индонезии[11], затем пожизненный пост стал занимать президент Югославии Тито, в настоящее время встречается в некоторых странах Азии и Африки (КНДР, Туркмения при Ниязове, Гамбия при Джамме). Исторический пример — республики Венеция и Генуя обе с пожизненным дожем.

· Теократическая республика (исламская республика) — особая форма республики, где правит мусульманское духовенство, сочетает в себе основные признаки традиционного исламского Халифата и признаки современного республиканского строя. В Иране в соответствии с Конституцией 1979 г. главой государства является Рахбар — высшее духовное лицо, назначается специальным религиозным советом (Совет экспертов), состоящим из влиятельных богословов страны. Исполнительную власть возглавляет избираемый населением на альтернативных выборах президент, а законодательную — однопалатный парламент (Меджлис). Кандидаты на должность президента, а также все члены правительства и кандидаты в депутаты Меджлиса утверждаются Советом стражей конституции, который также проверяет законопроекты на соответствие исламскому праву и имеет право наложить вето на любое решение Меджлиса.

Как появились государства

Миллионы лет назад наши предки жили общинами. У них не было чётких границ, вместо законов были обычаи, а власть держалась на авторитете старейшин. Но шли века, людей становились всё больше, а отношения между ними — сложнее. Чтобы поддерживать порядок, возникла централизованная власть — люди, управляющие обществом. Они создавали законы и вводили наказания за их нарушение. Устанавливали границы и снаряжали армию, чтобы стеречь и расширять их. Защищали интересы своих людей и взимали с них налоги. Так племена превращались в государства.

Существует несколько теорий о том, как именно возникло государство:

  • Теократическая — самая древняя теория; считалось, что право на власть исходит от высших сил.
  • Теория завоевания — согласно ей сильные люди подчинили слабых и стали властвовать над ними.
  • Теория общественного договора — по этой версии люди добровольно ограничили себя в правах, чтобы избежать произвола и вседозволенности.
  • Классовая — создана немецким философом и социологом Карлом Марксом. По его предположению государство — результат борьбы высших и низших сословий. Марксисты считают, что рабовладельцы и феодалы создали государства, чтобы защитить себя от рабов и крестьян.

Создание государственности — одно из величайших достижений человечества, которое позволило развивать культуру, науку, медицину, повышать уровень жизни людей. Во всяком случае, более эффективного способа организовать общество до сих пор не придумали.

Понятие формы государства

Форма государства — способ организации государственной власти. В это понятие входят:

  • форма правления,
  • форма государственного устройства,
  • политический режим.

Рассмотрим все пункты по порядку.

Форма правления государства

От неё зависит, в чьих руках находится власть. Существуют две формы правления: монархия и республика.

Монархия

Это слово переводится с греческого как «единовластие». Монархии появились в древние времена и достигли пика могущества во времена феодализма. Во главе такого государства стоит монарх (царь, король, император, султан, шах, раджа), который правит страной в течение всей жизни, получая и передавая власть по наследству (хотя в Малайзии короля выбирают на пять лет).

В абсолютной монархии вся полнота власти (законодательной, исполнительной, судебной и иногда духовной) принадлежит одному человеку, стоящему выше закона. Такая форма государства была распространена с древнейших времён до Нового времени, а сейчас абсолютных монархий осталось всего шесть. Это Объединённые Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Оман, Катар, Бруней и Ватикан (Папа Римский обладает абсолютной властью на территории Святого Престола).

В дуалистической монархии правитель назначает министров, которые правят от его имени. Законы издаёт парламент, но монарх может наложить вето на любой из них, распустить парламент и собрать новый. Кроме того, он может сам издавать указы, которые имеют бо́льшую юридическую силу, чем другие законы. Эта форма правления была распространена на рубеже XIX–XX веков, как переходная от абсолютной монархии к парламентской. На сегодняшний день в мире девять дуалистических монархий, и за исключением королевства Марокко, все они маленькие государства: королевства Бахрейн, Бутан, Иордания, Тонга и Эсватини, княжества Лихтенштейн и Монако, а также эмират Кувейт.

В парламентской монархии верховный правитель имеет символическое значение. Монарх подписывает указы и назначает министров, но делает это по предложению парламента. Вся судебная, законодательная и исполнительная власть находится у конституционно сформированных органов. Именно так устроены большинство современных монархий, таких как Великобритания, Япония, Испания, Норвегия и Швеция.

Учите обществознание вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду SOCIETY92021 вы получите бесплатный доступ к курсу обществознания 9 класса, в котором изучают формы государственного управления.

Республика

Словосочетание «res publica» переводится с латыни как «общее дело». Формально власть в республике принадлежит народу, но ни в одной стране решения не принимаются всем населением сразу. Граждане республики избирают парламент и другие органы власти, которые правят страной и несут ответственность перед избирателями.

Первые республики появились в античные времена (Афинская, Спартанская, Римская). В Средние века так управлялись города-государства (Венеция, Флоренция, Новгород). С конца XVIII до середины XX века многие монархии в ходе реформ или революций стали республиками. Сейчас по этой модели управляется большинство стран мира.

Республики бывают трёх видов: президентские, парламентские и смешанные. Они различаются в зависимости от того, кто формирует правительство и кому оно отчитывается.

В парламентской республике верховная власть принадлежит парламенту, который избирается из числа политических партий. Парламент формирует и распускает правительство, выбирает президента и издаёт законы. Президент в такой республике представляет государство на международной арене и участвует в официальных мероприятиях. Главой государства является премьер-министр — как правило, лидер победившей на выборах партии. Парламентские республики — это Германия, Турция, Индия, Ирак, Польша и Греция.

В президентской республике главой государства и правительства является президент. Он назначает и контролирует министров, может издавать указы, влиять на решения парламента и даже распускать его. Эта форма власти в государстве напоминает дуалистическую монархию, с той разницей, что президент не получает власть по наследству и избирается народом или выборщиками на ограниченный срок. По такой системе устроена власть в США и большинстве стран Латинской Америки.

В смешанных республиках соблюдается баланс между президентской и парламентской властью. Главой государства является президент, но все важные решения он согласует с парламентом. И президента, и парламент выбирают всенародным голосованием. Смешанные республики — это Франция, Финляндия, Россия, Украина, страны Прибалтики.

Унитарное государство

Слово «унитарное» происходит от латинского unis — «один». В такой стране все территории подчинены единому правительству и парламенту, находящемуся в столице. На них действует одно законодательство, конституция и судебная система. Таково большинство стран мира.

Федеративное государство

Федеративное государство (от латинского feodus — «союз») устроено сложнее. Оно разделено на субъекты (области, края, республики, штаты), в каждом из которых может быть своё правительство, законодательство и даже конституция. Всего в мире 26 федераций: Россия, США, Индия, ОАЭ, Мексика и другие страны.

Политический режим

Это комплекс приёмов управления страной, характер взаимоотношений власти и народа. Обычно выделяют три типа режима — тоталитарный, авторитарный и демократический.

Тоталитаризм

При тоталитарном режиме (от латинского totalis — «полный») государство стремится контролировать все сферы жизни людей. Основной принцип — «запрещено всё, что не разрешено». В стране объявлена легальной только одна политическая партия, критиковать её запрещено законом. Любой контент (вплоть до личной переписки) проверяется государством на «инакомыслие». Частная жизнь людей находится под наблюдением спецслужб, в обществе поощряются взаимная слежка и доносы. Оппозиция отсутствует или загнана в глубокое подполье. Неповиновение режиму карается. Власть запугивает население, чтобы обезопасить себя.

В первой половине XX века было немало тоталитарных государств — фашистская Италия, нацистская Германия, СССР при Сталине. В наше время такой режим сохраняется в КНДР.

Авторитаризм

Это слово происходит от латинского autoritas — «влияние, власть, мнение». Принцип авторитарного режима — «разрешено всё, кроме политики». При авторитарном режиме власть, как правило, принадлежит единоличному диктатору. Значение парламента несущественно, а оппозиция, если и существует, то не имеет реальной силы. Любые угрозы действующей власти немедленно уничтожаются.

Главное отличие авторитарного режима от тоталитаризма — больше свободы. Власть жёстко контролирует только политическую сферу. Кроме того, если тоталитарный режим открыто терроризирует население, то авторитарный опирается на религию и традиционные ценности. Как правило, авторитаризм не признаёт себя таковым и маскируется под демократию.

Примеры авторитарных государств: Куба, Венесуэла, Беларусь.

Демократия

В переводе с греческого «демократия» означает «власть народа». Принцип этого режима — «разрешено всё, что не запрещено». При демократии общество может эффективно влиять на органы власти с помощью выборов и референдумов. СМИ не подчинены политическому режиму, свободно существует оппозиция и всевозможные общественные организации. Человек в демократическом государстве обладает рядом прав и свобод — избирать и быть избранным, вести предпринимательскую деятельность, исповедовать любую религию, публично выражать свои мысли. Важнейшая особенность демократии — равенство всех граждан перед законом.

Большинство государств официально считаются демократиями, но далеко не всегда это так. Например, в названии самой тоталитарной страны мира, КНДР, есть слово «демократическая». Настоящих демократий в мире немного. В их числе можно назвать государства Скандинавии, Канаду, Австралию и Новую Зеландию.

Форма правления - это элемент государства, отражающий взаимоотношения высших органов государственной власти, а также их отношение с населением.

По форме правления различают монархию и республику.

Монархия – это форма правления при которой глава государства (монарх) управляет государством пожизненно, приобретая свою власть в порядке наследия.

Признаки монархии:

1) единоличный характер власти;

2) власть передается по наследству;

3) пожизненное осуществление властных полномочий;

4) не зависит от воли населения;

5) юридическая безответственность монарха за принимаемые решения.

Монархия была преобладающей формой правления в рабовладельческих и феодальных государствах. Буржуазные революции часто сопровождались ликвидацией монархии, так как монарх обычно являлся крупнейшим феодалом.

Монархии разделяются на абсолютные и ограниченные.

Республика - это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.

Признаки республики:

1) глава государства может быть как единоличным, так и коллегиальным;

2) власть не передается по наследству, а является выборной;

3) глава государства несет ответственность за принимаемые решения;

4) осуществляет свои полномочия в течении определенного срока.

Республики существовали в рабовладельческих государствах в двух разновидностях – демократической (Афины) и аристократической (Спарта). В феодальных государствах носил городской характер (Новгородская республика).

На данный момент республика преобладающая форма правления.

Республики различают на:

· Президентская республика

· Парламентская республика

· Смешанная республика

Монокрастические власть главы государства не ограничена, выборы носят ритуальный характер (тропическая Африка).

Советская не признает принцип разделения властей.

Монархия: понятие, и виды.

МОНАРХИЯ – это такая форма правления, при которой глава государства (монарх) занимает престол в порядке наследования пожизненно и формально считается источников государственной власти. Власть монарха не производна от какой-либо другой власти.

В современных буржуазных государствах монархия является пережитком феодальной системы, монархия сохранилась в тех странах, где буржуазная революция не была доведена до конца и завершилась компромиссом между буржуазией и феодальной аристократией. Существенное влияние на сохранение монархической формы правления в ряде стран оказали национальные, исторические традиции. Монархическая форма очень легко сочетается с различными формами, с различными политическими режимами и легко приспособилась к капиталистическим производственным отношениям, т.е. монархическая форма правления существует в буржуазных странах. Существует в 12 развитых капиталистических странах имеют монархическую форму правления и более 3 десятков развивающихся странах. (Великобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Норвегия, Нидерланды, Испания, Люксембург, Монако).

Все монархии делятся на абсолютные и ограниченные (конституционные). В свою очередь конституционные делятся: дуалистические, парламентарные и выборные.

Абсолютная монархия это такая форма правления, при которой власть главы государства не ограничена никакими законами, отсутствует конституция, отсутствует выборный представительный орган (парламент). В руках главы государства сосредоточена вся полнота государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной). Последние заповедники абсолютизма (Саудовская Аравия, Оман, Катар). Абсолютная монархия это форма правления, которая характерна исключительно для феодальных государств. Конституционные монархии – это такая форма правления, при которой власть монарха ограничена нормами конституции. В зависимости от степени ограничения полномочий монарха различают дуалистическую и парламентарную монархию. Дуалистическая монархия – это форма правления, при которой полномочия монарха ограничены в незначительной степени. Существует конституция и парламент. В дуалистической монархии имеет место дуализм, т.е. двойственность власти монарха и парламента. Парламент выполняет законодательные функции, но монарх, безусловно, доминирует, он обладает очень большими полномочиями. Он издает единолично чрезвычайные указы, обладает правом абсолютного вето и может в любой момент распустить парламент по своему усмотрению. Монарх сам назначает правительство, которое ответственно только перед монархом. В настоящее время дуалистическая монархия в чистом видом нигде не сохранилась, но многие элемент ее существуют в Кувейте, Иордании, Марокко и в некоторых других странах. Самой распространенной в современных государствах является парламентарная монархия. Парламентарная монархи – это такая форма правления, при которой полномочия монарха очень значительно ограничены парламентом, парламент наделен более широкими полномочиями. Основным принципом парламентарной монархией является принцип парламентаризма, т.е. такого устройства государственной власти при котором парламент, как высший представительный орган законодательной власти занимает особое положение в системе государственных органов. Все другие органы формируются на основе парламента, при участии парламента, подконтрольны парламенту и ответственны ему. Юридическими признаками парламентарной монархии являются:

1) законодательство только парламента с последующим (формальным) утверждением монархом;

2) правительство формируется на основе парламентского большинства. Допускается совмещение депутатского мандата и министерского портфеля. Главой правительства, как правило, становится лидер парламентского большинства;

3) правительство ответственно перед парламентом, а не перед монархом;

+4) если парламент выражает правительству недоверие, то правительство должно уйти в отставку, либо по предложению главы правительства монарх должен распустить парламент и назначить новые выборы. Премьер министр полностью руководит деятельность правительства, обладает очень широкими полномочиями. В парламентарной монархии действует институт контрасигнатуры (соподписание). По наиболее важным вопросам государственной жизни акты монарха вступают в силу только в том случае, если они подписаны главой правительства, либо министром правительства, по сфере деятельности которого издается указ. В результате ответственность за последствия применения этого акта несет правительство, а не монарх. К числу конституционных монархия относится выборная монархия – это такая форма правления, при которой глава государства имеющего федеративную форму устройства избирается на определенный срок из числа наследственных монархов, возглавляющих субъекты федерации. Примером такой смешенной формы (выборной монархии) являются Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и Федерация Малайзия. ОАЭ это федерация 7 княжеств, высшим органом в государстве является совет, который состоит из 7 человек. Главой государства является президент, который избирается верховным советом Эмиратов.

Республика (лат. respublica от res - дело, publicus — общественный, т. е. «общее дело» или «общественное дело») — это форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами), а граждане обладают всеми правами.

В настоящее время термин республика по-прежнему чаще всего означает систему правления, которая получает свою власть от народа, а не на другой основе, например, престолонаследия или божественного права. В большинстве контекстов это понятие остаётся основным определением республики.

В рамках республиканской формы правления принято различать три основных вида: президентскую, парламентарную и смешанную республику.

Президентская республика §

Президентская республика — разновидность республиканской формы правления, при которой доминирующую роль в системе государственных органов играет президент.

Основными признаками президентской республики являются:
— четкое разделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, обеспечиваемое действием системы сдержек и противовесов;

— президент обычно избирается всем народом (коллегией выборщиков в США), что обуславливает достаточно высокую степень его независимости от парламента;

— президент непосредственно возглавляет исполнительную власть в государстве, т. е. президент и глава государства, и глава исполнительной власти;

— должность премьер-министра не предусматривается;

— презедент не имеет права роспуска парламента;

— парламент, как правило, не может вынести вотум недоверия правительству (в данном случае кабинету президента);

— президент самостоятельно формирует свой кабинет, отличающийся от обычного правительства тем, что он не является органом, принимающим коллегиальные решения, решения принимает президент;

— акты президента не подлежат контрасигнатуре;

— президент несет ответственность только в порядке импичмента и может быть отрешен от должности.

Классический пример президентской республики — США. В латиноамериканских странах и странах Африки президентская республика, как правило, трансформировалась в суперпрезидентскую республику. В европейских странах президентская республика не прижилась.

Парламентская республика §

Парламентарная республика — разновидность республиканской формы правления, характеризуется тем, что парламент, являясь полновластным органом, формирует политически ответственное перед ним правительство и, как правило, избирает президента, который занимает в системе государственных органов достаточно скромное место.

Основными признаками парламентарной республики являются:

— президент избирается либо парламентом, либо коллегией, специально формируемой для его избрания с обязательным участием членов парламента (ФРГ, Индия);

— президент назначает главу правительства, но не по собственному усмотрению, а из числа лидеров партии или коалиции партий, располагающих большинством мест в парламенте;

— исполнительная власть принадлежит главе правительства (премьер-министру, канцлеру), который и имеет все необходимые властные полномочия для осуществления правительственной политики;

— правительство ответственно перед парламентом, а не перед президентом. В случае вынесения вотума недоверия или отказа в доверии правительство либо уходит в отставку, либо президент, не принимая отставки правительства, может распустить парламент (нижнюю палату) и назначить досрочные выборы;

— президент не может по собственному усмотрению отправить в отставку главу правительства, но по рекомендации главы правительства может отправить в отставку любого члена правительства;

— акты, издаваемые президентом, нуждаются в контрасигнатуре, т. е. подписи премьер-министра или министра, которые и несут за них ответственность.

Парламентарными республиками являются ФРГ, Италия, Финляндия, Венгрия, Израиль, Индия и другие страны.

Смешанная республика §

Смешанная республика (иногда в научной литературе именуется парламентарно-президентской, президентско-парламентарной, полупрезидентской, полупарламентарной) — это такая разновидность республиканской формы правления, при которой элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентарной республики.

Наиболее типичным примером смешанной республики является V Французская Республика. В соответствии с Конституцией 1958 г. Франция отказалась от парламентарной республики, существовавшей ранее по Конституции 1946 г. и установила смешанную республику.

Основными признаками смешанной республики являются:

— президент является главой государства и арбитром;

— президент избирается на основе всеобщих и прямых выбрров, получая власть непосредственно от народа;

— президент, не являясь юридически главой исполнительной власти (правительство возглавляет глава правительства — премьер-министр), в то же время располагает рядом важных полномочий, позволяющих ему воздействовать на политику правительства;

— президент и парламент совместно участвуют в формировании правительства (например, президент предлагает кандидатуры на посты министров, а парламент утверждает их);

— двойная ответственность правительства: и перед президентом, и перед парламентом. Президент за действия правительства ответственности не несет;

- право президента на роспуск парламента и назначение досрочных парламентских выборов, но это право носит конституционно ограниченный характер.

В настоящее время смешанные республики реализуются в таких странах, как Франция, Португалия, Польша, Румыния и др.https://zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODUCT&id=1722

Республика — форма государственного правления, при которой все органы государственной власти либо избираются на определённый срок, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например, парламентом), а граждане обладают личными и политическими правами.

Признаки республик<


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.104 с.