Интерактивный семинар № 6. «Теоретические направления в изучении кризисных периодов жизни человека» — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Интерактивный семинар № 6. «Теоретические направления в изучении кризисных периодов жизни человека»

2021-10-05 53
Интерактивный семинар № 6. «Теоретические направления в изучении кризисных периодов жизни человека» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Подготовка к занятию: 1) каждый магистрант индивидуально готовится к контрольной работе № 1; 2) учебная группа разбивается на 3 подгруппы, каждая из которых готовит 15-минутное сообщение-презентацию на темы:

• «Кризис как закономерное возрастное явление»,

• «Кризис как нормативное социально-психологическое явление»,

• «Кризис как индивидуальное преодоление сложной жизненной проблемы».

В сообщении должны быть отражены краткие сведения: 1) об авторах подхода, 2) об основных теоретических положениях подхода, 3) об аргументах в пользу именно такого понимания кризисов: развернутые сведения: 4) о дискуссионных моментах их понимания, 5) о практических и исследовательских источниках формирования подхода и т.д.

Каждое выступление должно завершаться обобщенной резюмирующей таблицей или схемой, иллюстрирующей выбранный подход.

Ход занятия: 1) контрольная работа № 1 в форме терминологического диктанта; 2) выступления микрогрупп с докладами и их групповое обсуждение.

25.03.20, 12:30

Семинар № 7. «Психологическое содержание кризисов детских возрастов и отрочества»

Подготовка к занятию: 1) каждый магистрант готовится к контрольной работе № 2;2) каждый магистрант в индивидуальном порядке готовится к семинару, итогом подготовки становится заполненая  таблица:

Название возрастного кризиса Как психологи-ческое содержа-ние кризиса описано в теории Как психологи-ческое содержа-ние кризиса восприни-мается взрослым (извне) Как психологи-ческое содержа-ние кризиса пережива-ется самим ребенком (изнутри) Какие психологи- ческие послед-ствия имеет преодолен-ный или непреодо-ленный кризис для развития
1 Кризис новорожден-ности        
2 Кризис первого года жизни        
3 Кризис трех лет        
4 Кризис шести-семи лет        
5 Подростковый кризис        

 

Ход занятия.

1. Контрольная работа № 2 в форме тестирования.

2. Обсуждение индивидуально составленных таблиц, итогом которого становится общее представление о каждом возрастном кризисе.

25.03.20, 14:20

Коллоквиум  № 8. «Основные характеристики

Кризисов взросления»

Подготовка к занятию: 1) каждый магистрант индивидуально готовится к контрольной работе № 3; 2) каждый магистрант письменно готовит ответы на все вопросы коллоквиума.

Вопросы к коллоквиуму.

1) Как в кризисе юности обретается идентичность?

2) Что такое диффузия идентичности?

3) Каковы возрастные интервалы переживания кризиса юношеского возраста?

4) Что такое психический мораторий, по Э.Эриксону?

5) От чего зависит острота юношеского кризиса?

6) На чем и почему сосредоточено самосознание в юношеском возрасте?

7) Каким образом обретению позитивной идентичности способствует состояние юношеской влюбленности?

8) Какова роль сверхидентификаций в преодолении юношеского кризиса?

9) Почему юношеское поведение часто граничит с эпатажем?

10) В чем состоит синдром патологии идентичности?

11) Какими способами юноши пытаются самоутвердиться в современном социуме?

12) Как изменились сегодня социальные требования к взрослеющему и взрослому человеку?

13) Охарактеризуйте «синдром Питера Пэна». Почему он получает сегодня столь широкое распространение?

14) Есть ли разница в переживании кризиса молодости у мужчин и женщин?

15) Каковы временные рамки переживания кризиса молодости?

16) Могут ли кризисы взрослых возрастов сливаться в один непреходящий кризис?

17) Почему в современном социуме распространяется желание невзрослеть, если в подростковом кризисе было отвоёвано право на взросление?

18) Как бы вы охарактеризовали «бегство от взрослости»?

19) Аналогична ли природа «бегства от взрослости» природе «бегства от старости»? С чем связаны оба синдрома?

20) В каких взрослых, на ваш взгляд, нуждается современный социум?

21) Каковы общие характеристики взрослости?

22) Можно ли сегодня, вслед за В.В.Зеньковским, говорить о «раннем» и «втором» детстве? До какого возраста, по-вашему, может длиться второе детство?

23) Является ли сегодня взрослость императивом развития? Почему?

24) Почему чередуются «поколения нужды» и «поколения скуки»?

25) Как вы понимаете выражение «играть во взрослость»?

26) Чем статус «взрослеющего» отличается от статуса «взрослого»?

27) В чем проявляет себя тенденция избегаения ответственности?

28) Охарактеризуйте «синдром невзросления».

29) Охарктеризуйте такой признак кризиса молодости как «процессуальность существования».

30) Почему лица с «синдромом невзросления» стремятся действовать как коллективный субъект, а не «от первого лица»?

31) Почему в кризисе молодости обычно бывает силен элемент нарциссизма?

32) Как проявляет себя в кризисе молодости «диктат телесности»?

Ход занятия. Коллоквиум проходит без дискуссии в быстром темпе в режиме «вопрос-ответ» («правильно-неправильно»).

Ответ должен быть полным и содержательным. Если на заданный вопрос коллоквиума никто не даёт ответа, он пропускается и, при наличии времени в конце занятия, к нему можно будет вернуться в групповой дискуссии. Если дается неверный ответ, право ответа переходит к другому магистранту. Вопросы заранее между учащимися не распределяются, преподаватель по ходу занятия сам выбирает, кто будет отвечать на каждый вопрос. За каждый правильный ответ магистрант может получить «зачётную карточку» или нет. Если на поставленный вопрос дан неверный ответ, право ответа передаётся другому магистранту.

8.04.20, 10:40

Семинар № 9. «Психологическое содержание

Кризиса взрослости»

Подготовка к занятию: 1) каждый магистрант индивидуально готовится к контрольной работе № 3; 2) каждый магистрант готовит письменные ответы на каждый из обсуждаемых на семинаре вопросов.

Ход занятия: 1) контрольная работа № 3 в форме ответов на индивидуальный вопрос; 2) групповое обсуждение перечисленных ниже вопросыов.

Вопросы для обсуждения в групповой дискуссии

1) Каковы временные рамки кризиса среднего возраста? Изменились ли они за последние годы и почему?

2) Почему крисиз среднего возраста – самый известный кризис взрослости?

3) Какая психологическая теория становится основанием для осмысления механизмов и содержания кризиса среднего возраста и почему?

4) Почему часто смешивают, сближают содержание кризиса среднего возраста и кризиса старения?

5) Почему в кризисе среднего возраста люди часто испытвают «самый низкий уровень счастья»?

6) Каковы основные характеристики кризиса среднего возраста?

7) Как обычно переживается кризис среднего возраста, каковы его симптомы?

8) Каковы новообразования кризиса среднего возраста?

9) Всегда ли кризис среднего возраста переживается как состояние жизненного застоя?

10) Почему Э.Йоманс характеризует кризис среднего возраста как «время вопросов, а не ответов на них», как как «время учиться любить вопросы, любить то, что пока не имеет решения»?

11) Как в кризисе среднего возраста «работает» юнговский процесс индивидуации?

12) Какие идентификации возможны в кризисе среднего возраста?

13) Почему кризис среднего возраста может быть понят как нахождение в зазоре между первичной и вторичной социализацией?

14) Как вы считаете, кризис среднего возраста может быть рассмотрен как фаза личностного роста?

15) Как вы считаете, кризис протекает ярче и острее у состоявшихся или несостоявшихся личностей? Почему?

16) Какую характеристику следует считать «ядерной» для кризиса среднего возраста? Почему?

8.04.20, 12:30

Семинар № 10. «Психологическое содержание

Кризиса старения»

Подготовка к занятию: 1) каждый магистрант готовит письменные ответы на каждый из обсуждаемых на семинаре вопросов.

Ход занятия: 1) обсуждение перечисленных ниже вопросов в групповой дискуссии.

Вопросы для обсуждения в групповой дискуссии

1) Какое название вам кажется более подходящим – «кризис старения» или «кризис пожилого возраста» – и почему?

2) Как связаны между собой кризис старения и жизненно-смысловая перспектива личности?

3) Каковы хронологические рамки кризиса пожилого возраста?

4) Какой момент жизни человека следует принимать за точку отсчета начала кризиса старения?

5) Какую «экзистенциальную обязанность» принимает на себя человек в кризисе старения?

6) Как в кризисе старения познаются пределы самоосуществимости личности?

7) Что означает «исчезновение доминанты дали» в кризисе старения?

8) Как вы понимаете момент «осознания принципиальной незавершенности жизни», появляющийся в кризисе пожилого возраста?

9) Почему в кризисе старения человек преимущественно обращается к собственному прошлому?

10) Могут ли кризисы среднего и пожилого возраста слиться в один непрерывный кризис? Почему?

11) Какие элементы кризиса пожилого возраста можно считать фатальными, а какие – продолжающими поддерживать развитие?

12) Почему смерть принято называть кризисом индивидуальной жизни?

8.04.20, 14:20

Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.