Портрет истинного лидера. При чем здесь “любовь”? — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Портрет истинного лидера. При чем здесь “любовь”?

2021-10-05 43
Портрет истинного лидера. При чем здесь “любовь”? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

“Исследование, проведенное в 2007 году компанией Zogby среди восьми тысяч взрослых американцев, показало: в 72% случаев сотрудников травят и оскорбляют непосредственные начальники. В общей сложности 60% оскорблений на службе направлены вниз по служебной лестнице и являются реакцией начальников на неправильные, с их точки зрения, слова и действия подчиненных”[149].

Как нам кажется, в основе такого поведения лежат две основные причины:

1. Считается, что “если не будут бояться, значит, не будут слушаться”. А мотивация пресловутым кнутом — безотказное и единственное средство выжать максимум из “ленивых и глупых” подчиненных.

2. Банальное неумение руководителей управлять своими эмоциями.

Подход “наехать на сотрудника” ошибочен. Более того, в долгосрочной перспективе он крайне неэффективен во всех отношениях (в том числе с точки зрения бизнеса).

“Исследование, охватившее 2884 студента-медика, показало: те из них, кого регулярно унижало и затирало начальство, чаще испытывали стресс, впадали в депрессию, больше пили, регулярно думали о самоубийстве. Эти жертвы негодного руководства были во власти отчаяния: в беседах с исследователями они чаще всего употребляли слова “искалеченный”, “разбитый” и “подавленный”[150].

“Отвратительные выходки идиотов-начальников всячески подрывают трудоспособность коллектива. Их измученные подчиненные меньше удовлетворены своей работой и трудятся с меньшей отдачей. Они не так креативны, прилагают меньше усилий, не особо рвутся выполнять трудные задания, стараются чаще отсутствовать на рабочем месте. Исследование, проведенное Уэйном Хохвартером и Самантой Энгельгард, включавшее 180 сотрудников фирм, показало: те из них, чьи начальники отличались грубостью и хамством, в пять раз чаще (30% против 6%) умышленно затягивали выполнение работы и допускали намеренные ошибки. Тимоти Джадж с коллегами в течение трех недель следил за работой 64 служащих, собирая информацию как от них самих, так и от их руководителей. Они выяснили, что “даже лучшие работники испытывают негативные эмоции и работают хуже, если начальники обращаются с ними грубо или пребывают в дурном настроении”. В таких случаях сотрудники сплетничают больше, чем работают, они воруют, ленятся и устраивают более долгие перерывы”[151].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: “Верующий не может быть (1) порочащим (поносящим, дискредитирующим), (2) проклинающим, (3) грубым (непристойным, неприличным), (4) ругающимся и похабным”[152].

В Священном Коране сказано: “Если вы [люди] совершаете что-то благое, то делаете это для самих же себя [в свое мирское и вечное благо], а если совершаете что-то плохое, злое [развращаете, сеете раздор; осмеливаетесь посягнуть на честь, жизнь или имущество других], то — против самих же себя. [Вам лишь кажется, что вы вредите другим, на самом же деле пострадаете вы сами, не от людского, так от Божьего правосудия]” (см. Св. Коран, 17:7).


 

ПОДБИРАЕМ КОМАНДУ ЛИДЕРА

Теодор Рузвельт[153] хорошо сказал: “Наилучший руководитель — тот, кто обладает достаточным чутьем, чтобы выбрать подходящих людей, способных выполнить нужную работу, и достаточной сдержанностью, чтобы не путаться у них под ногами, пока они ее выполняют”. А легендарный менеджер Джек Уэлч[154] отметил: “Страсти нельзя научить или научиться. Самый лучший способ создать страстную команду — принимать на работу людей, которые разделяют ваше воодушевление делом”.

Уэлч также говорит, что есть категория сотрудников, которых необходимо выискивать и особым образом поощрять: “Они заряжают энергией окружающих. Благодаря им работа становится интересной и продуктивной. У них есть четыре Е: 1) высокий уровень энергии (energy), 2) способность заряжать энергией (energize) других людей для достижения общих целей, 3) умение принимать непростые решения (edge), 4) способность всегда выполнять (execute) нужную работу и обещания. И эти четыре Е объединяет одно Р (passion) — увлеченность”[155].


 

ТРИЛЛИОНЕРНЫЕ СОВЕТЫ ЛИДЕРУ

Неси пользу и служи людям

Стремление стать истинным лидером не имеет ничего общего с эго, удовлетворением личных корыстных целей или желанием самоутвердиться.

“Успешные лидеры делают бизнес не только ради денег. Прибыль никогда не вредит СЕО[156], но самые великие из них работают не из-за денег. Лидеры, которые сосредоточены на зарабатывании денег любой ценой, в долгосрочной перспективе оказываются неуспешными. Генри Форд говорил, что компания, которая только делает деньги, — это не компания. Он был прав. Для успешных лидеров деньги — это побочный продукт правильных действий.

Преуспевающие лидеры имеют более широкое представление о том, зачем они занимаются бизнесом. У них есть ценности. Они знают, за что они выступают, что является важным, и это находит отражение в их ожиданиях относительно коллег и сотрудников”[157].

“[Пусть же знают] уверовавшие и совершающие благие дела, [что] Мы[158] [говорит Господь миров] не потеряем (не забудем, не оставим без внимания) удел тех, кто [старается быть] лучшим делами, поступками [на деле, а не на словах] (вершит добро и стремится делать все наилучшим образом)” (Св. Коран 18:30).

“Кто совершает благое, тому Мы [говорит Господь миров] непременно приумножаем в нем [в данном благом поступке] благо. [Он, поступок, становится для этого человека и других людей более значимым, нежели предполагалось в момент совершения]. Поистине, Аллах (Бог, Господь) Всепрощающ и [Он] необычайно Благодарен [щедро воздает за усердие и благие дела]” (см. Св. Коран 42:23).


 

Сфокусируйся на своих сильных сторонах. Будь настоящим мастером своего дела

Каждый человек в той или иной степени имеет свои интеллектуальные ограничения. Как бы ты ни старался, быть абсолютно компетентным во всех вопросах — недостижимо. Да и не надо! Ведь именно для этого с тобой есть твоя команда. Сосредоточься на своих самых сильных сторонах, настойчиво оттачивая и полируя их. Помни слова Тома Питерса: “Будьте лучшим[159]. Это единственный рынок, на котором вы не встретите конкуренции”.

Вахб ибн Мунаббих, вспоминая мудрость рода пророка Дауда (Давида), говорил: “Умный должен знать (понимать, чувствовать) время, в котором живет; придерживать язык (когда это необходимо) и полностью отдаваться своему делу”[160].

В Священном Коране сказано: “Он [Господь миров] сотворил смерть и жизнь для того, чтобы испытать вас, кто будет лучшим в делах (в работе, труде; занятиях, поступках) [материализуя мысли, размышления и слова в конкретные продуманные и перспективные дела, поступки, имея при этом высокую квалификацию и подходя ко всему ответственно]. Он [Творец всего сущего] — Всемогущ и Всепрощающ” (Св. Коран, 67:2).


 

Цени время. Стремись быть максимально эффективным

Время — это единственный ресурс, который невозможно восполнить. Очень трепетно относись к своему времени. Если тебе попалась задача, которая не несет никакой пользы, просто не выполняй ее. Если это дело, которое кто-то другой может выполнить лучше тебя, делегируй. Когда работаешь над чем-то важным (или у тебя серьезный разговор с коллегой, другом, ребенком, супругой), создай условия, чтобы полностью сфокусироваться на этом, не позволяя внешней среде отвлекать тебя[161].

“Исследование, проведенное Глорией Марк и ее коллегами, показало: после того как человека отвлекли от работы, ему требуется 25 минут, чтобы вновь сосредоточиться на своем деле. Это происходит потому, что любое вмешательство извне сбивает работающего с мысли, заставляя переключать внимание”[162].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: “Есть два блага [бесценных Божественных дарования], которые люди не ценят (в отношении которых обманываются) [беспечно пренебрегают ими, нанося себе огромный ущерб; не извлекают должную пользу и выгоду]. Это — здоровье [сохранение его и развитие] и свободное время[163] [которое люди в основном не заполняют чем-то полезным, будь то в земной перспективе либо в вечной]”[164].

Пророк Мухаммад также сказал: “Будь [о человек] предельно целеустремлен в том, в чем есть для тебя благо и польза [как мирские, так и вечные]”[165].


 

Окружи себя правильными людьми

Держись подальше от токсичных[166] персон. Не имей дел (партнерских отношений) с теми, кто тебе неприятен, даже если сотрудничество с ними кажется тебе заманчиво перспективным.

Помни о словах пророка Мухаммада (да благословит его Творец и приветствует), который сказал: “Воистину, праведный собеседник [друг, с которым общаешься и к которому прислушиваешься] сравним с продавцом благовоний [прекрасных ароматов]. [Если ты беседуешь с ним и поддерживаешь отношения] он либо подарит тебе благовоние, либо продаст, либо ты ощутишь приятный запах [и будешь наслаждаться этим, находясь рядом]. Скверный же собеседник [друг, с которым общаешься и к которому прислушиваешься] схож с кузнецом, который либо сожжет твою одежду, либо ты [находясь рядом с ним] ощутишь неприятный запах [и весь пропитаешься им]”[167].


 

Будь справедливым

Тот, кто несправедлив, не имеет доверия. Лучшие сотрудники не будут работать рядом с таким.

“О верующие, будьте стойки во имя Аллаха (Бога, Господа), а свидетельствуя, будьте справедливы (правдивы). Пусть же ненависть и неприязнь отдельных людей [не пробуждают в вас ответную реакцию и] не ведут вас к проявлению несправедливости. Будьте же [во всем и со всеми] справедливы! Это ближе к набожности [это приближает вас к набожности]. Бойтесь Бога [пусть трепет пред Ним напоминает вам об обязательности в делах, постоянстве в выполнении религиозной практики и стойкости в следовании высокой морали и нравственности]. Ему [Господу миров] ведомо абсолютно все, что вы делаете” (Св. Коран, 5:8).


 

Будь скромен. Всегда помни о Всевышнем

Несмотря на огромный успех, умопомрачительные доходы, высокое положение и влияние в обществе, оставайся скромным!

Гордыни можно избежать только в том случае, если понимать, что ты — всего лишь человек, и тебе тоже нужна помощь окружающих. “Эгон Зендер, почетный председатель совета директоров компании Egon Zehnder International сказал: “Слушайте, что говорят коллеги. Они знают больше вас. Найдите силы смириться, сделать шаг назад и исправиться”.

“Успешные лидеры знают, что один в поле не воин, и ведут себя соответственно. Они избегают претенциозности[168] и высокомерия, свойственных тем, кто быстро взлетает на вершину успеха, но оставляет за собой слабые и безжизненные организации. Образцовые лидеры, напротив, могут посмеяться над собой, они щедры, искренне благодарны другим и поэтому достигают все новых и новых успехов”[169] — заключают Кузес и Познер.

Пророк Мухаммад говорил: “Не зайдет в Рай тот, в сердце которого есть хоть малая частица высокомерия”. Его спросили: “А если, например, человек любит хорошо одеваться, носить красивую обувь?” Он ответил: “Воистину, Богу присуще лишь красивое (изящное, совершенное), и Он любит красоту. [То есть любовь к красоте, к чему-то изящному, хорошему, аккуратному не есть проявление гордости, важности, надменности]. Высокомерие — это неприятие правды (упрямое несогласие с тем, что очевидно) и пренебрежительное отношение к людям”[170].

В Священном Коране сказано: “Не искривляй свое лицо перед людьми (не делай гримасу отвращения, брезгливости) и не ходи по земле самодовольно и кичливо. Поистине, Господь не любит всякого надменного, самодовольного, хвастливого. Будь умерен при ходьбе и не повышай голоса! Поистине, самым отвратительным из голосов является [тот, что подобен] крику [безумных] ослов” (Св. Коран, 31:18, 19).


 

Советуйся с другими. И, сделав все от себя зависящее, полагайся на Всевышнего

Чтобы лучшие из твоих сотрудников чувствовали себя ценными, а также когда не знаешь, какое решение принять (ситуация сложная и твоей компетенции недостаточно), смело собирай совет и консультируйся. Пусть он состоит из людей надежных, тех, кому ты доверяешь, кто с тобой в одной лодке, и они заинтересованы в успехе общего дела. Поощряй каждого высказывать свои идеи[171], внимательно слушай, активно делись мнением, совместно взвешивайте все варианты.

Как хорошо сказал основатель Matsushita Electric Коносуке Мацусита: “Я отношусь к типу менеджера, который консультируется с сотрудниками и просит их поделиться своей мудростью. Я обнаружил, что люди более склонны к сотрудничеству, когда вы просите их совета, чем когда пытаетесь говорить им, что и как надлежит делать в каждом случае. Если у меня и есть какой-нибудь “секрет”, так это природная склонность доверять людям и стремиться сотрудничать с ними”[172].

В Священном Коране сказано: “[Уготована райская обитель для] тех, кто ответил на Божий призыв [уверовать и последовать за заключительным посланником], кто выстаивает [обязательную] молитву. Они советуются друг с другом [находят пути решения, советуясь, обмениваясь мнениями, слыша не только самих себя, но и других]” (см. Св. Коран, 42:38).

Также в Писании сказано: “Если ты твердо решил что-то сделать [предварительно посоветовавшись со своим окружением, взвесив все “за” и “против”], тогда [делая все от тебя зависящее] понадейся на Всевышнего [будь уверен в помощи Свыше, в том, что найдутся необходимые силы, возможности и люди, произойдут благоприятные стечения обстоятельств, и само дело окажется легким и возымеет положительный результат]. Поистине, Он любит тех, которые полагаются на Него [не ограничиваются надеждой лишь на свои силы, а, выполняя все необходимое и прикладывая фактические усилия, молят устами, сердцами о помощи и благополучном исходе, никак не сомневаясь в том, что это произойдет]” (см. Св. Коран, 3:159).


 

Никогда не жалуйся!

Многие люди большую часть времени находятся в ловушке недовольства. Они сфокусированы на проблемах, недостатках и всем том, что идет в их жизни “не так”. Они цепляются за какую-то ситуацию и прокручивают ее в голове снова и снова, тем самым делая себя ничтожными и несчастными[173]. Будь их полной противоположностью! Наоборот, всегда фокусируйся на положительном и радостном, что есть в твоей жизни.

В Священном Коране сказано: “Он [Господь миров] дал вам все, о чем вы Его просили. Дары и блага, предоставленные вам, бессчетны (если захотите посчитать их, то сделать этого не сможете) [не хватит сил, и нет таких чисел]!” (см. Св. Коран, 14:34).

“[Вспомни, как] оповестил вас Господь: “Если будете благодарны, то — нет сомнений — дам Я вам еще больше [мирских и вечных благ; а благодарность — это когда вы находитесь над тем, что даруемо вам, а не в нем и не ограничены им, когда веруете и постоянны в благом вне зависимости от изменяющихся вокруг вас обстоятельств]. Но если вы будете неблагодарны [скупы, тщеславны, надменны, расточительны, самоуверенны; забудете о Боге, а достижения и успехи припишете своей находчивости и усердию], знайте — Мое наказание, воистину, сурово” (Св. Коран, 14:7).


 

Продолжай упорно двигаться!

На своем пути в качестве лидера ты можешь встретить негативных людей. Кто-то будет насмехаться над тобой, кто-то не понимать тебя, а кто-то яро критиковать. Если ты четко обозначил свою миссию, твои ценности правдивы и нравственны, соответствуют общечеловеческой морали, не обращай никакого внимания на них. Помни — ты реализуешь заложенный в тебя Богом потенциал.

“Легенда Национальной баскетбольной ассоциации Майкл Джордан объясняет, что “именно сердце отличает хорошее от великого”. Если вы хотите своими действиями в качестве лидера реально изменить жизнь других людей к лучшему, то загляните в глубину своего сердца, чтобы увидеть, действительно ли вы преданы данной цели”[174].

Известный достоверный хадис пророка Мухаммада гласит: “Спроси свое [здоровое, привыкшее к правильности намерений и поступков] сердце <…> даже если люди дадут тебе заключение (совет)”[175].

В Священном Коране говорится: “Тем, кто прикладывает усилия (усерден, упорен, целеустремлен), причем делает это в угоду Всевышнему [с мольбой о милости Его и прощении; делает пред Ним, Его могуществом, на пользу веры и духовности, ради торжества Слова Божьего и извечных ценностей, а не в угоду страстям, низменным желаниям; не из чувства мести или назло кому-то; не доказывая другим, что он умнее, влиятельнее и богаче… Кто прикладывает усилия пред Богом (не на 100%, а на 110%)], тем людям Господь откроет благословенные пути [достижения всестороннего успеха в мирском и вечном; предоставит выход из безвыходных ситуаций; выведет из тьмы безысходности к ярко освещенной “трассе” надежды и уверенности в завтрашнем дне]. [Знайте же] нет сомнений в том, что Аллах (Бог, Господь) вместе с теми, кто благороден в делах и поступках” (Св. Коран, 29:69).

 ЗЕМНАЯ ЖИЗНЬ. ЭТАПЫ
 

ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ДУШ?!

В Коране Господь миров говорит: “Вы отрицаете Бога [Всевышнего Творца, Господа миров], хотя ранее были мертвы [вас попросту не было], и Он оживил вас [дал жизнь, тело, душу, сделал людьми], после чего снова умертвит [по завершении срока мирского пребывания. Душа покинет тело, уйдя в мир душ. Тело похоронят, и оно станет частью земли], а затем [только Всевышнему ведомо, сколь долго продлится период ожидания] вновь оживит [воскресит в день всеобщего Воскрешения], и вы будете возвращены к Нему [в Судный День предстанете пред Ним для ответа за свои намерения, устремления, дела и поступки]?!” (Св. Коран, 2:28).

***

Вопрос. Говорится ли в Коране о переселении душ? То есть может ли одна душа приходить на Землю несколько раз?

Ответ. Категорически — нет. На этой Земле душа появляется только единожды. Душа каждого человека приходит в этот мир, проходит мирской путь испытаний и переходит в мир душ, ожидая там Конца Света и следующего за ним Судного Дня. Об этом неоднократно говорится в Священном Коране. Сказано ведь в аяте: “Вы отрицаете Бога, хотя ранее были мертвы [вас попросту не было], и Он оживил вас [дал жизнь, тело, душу, сделал людьми], после чего снова умертвит [по завершении срока мирского пребывания. Душа покинет тело, уйдя в мир душ. Тело похоронят, и оно станет частью земли], а затем [только Всевышнему ведомо, сколь долго продлится период ожидания] вновь оживит. [После Конца Света и перед началом Судного Дня по велению Творца тела будут воскрешены. Души устремятся в свои тела, чтобы предстать пред Господом миров для ответа за свои дела в мирской жизни.] И вы будете к Нему возвращены” (Св. Коран, 2:28).

Некоторые богословы предполагают, что планета Земля, вращаясь вокруг Солнца, очерчивает границу Площади Суда, на которой расстелется вся наша планета.


 

“Он [Господь миров] дает начало творению [всем людям, джиннам] и затем вернет их [к жизни после смерти, прохождения через Загробный мир, с завершением земного и началом вечного]. И это [воскрешение из мертвых перед Днем Суда] для Него проще (легче) [творения, если учитывать логику человеческого разумения (проще восстановить старое, нежели с нуля сделать новое), ведь для Бога все одинаково легко — “будь”, и вот оно].

На небесах и Земле Он характеризуем наивысшим [по полноте качеств и совершенству характеристик]. Он Могущественен и бесконечно Мудр” (Св. Коран, 30:27).


 

НАЧАЛО ЖИЗНИ. МЛАДЕНЧЕСТВО

В Коране Господь миров говорит: “О люди! Если вы испытываете сомнения относительно [возможности] Воскрешения [после смерти, Конца Света и с началом Судного Дня], то [вспомните, что] Мы [говорит Господь миров] сотворили вас [ваших прародителей Адама и Еву] из земли, потом [всех остальных] — из [капли] семени, которое превратили в сгусток крови, а затем в кусочек плоти, частично сформированный, частично бесформенный, чтобы разъяснить вам [эту тайну; приоткрыть глаза на путь к Богу, ведь зачатие, формирование и рождение человека — сверхсложный процесс][176]. И по Нашей воле то, что угодно Нам, остается во чревах на определенный срок [а у кого-то может быть и выкидыш, и мертворожденный, и недоношенный “сгусток”-человечек]. Затем [после полного формирования] выводим [каждого из материнского чрева сформировавшимся] младенцем, чтобы вы [росли и] достигали зрелости [физической, духовной и интеллектуальной]. Кто-то из вас умирает [в детстве, юности, зрелости], а кто-то доживает до глубокой старости, когда он уже мало что знает [мало что понимает, помнит; становится невосприимчивым ко многим вещам и окружающим процессам, быстро утомляется; возвращается в состояние немощного и беззащитного ребенка. Хотя если человек духовно и интеллектуально работает над собою, дает телу необходимые физические нагрузки, то остается в здравом уме, с благословения Всевышнего, до самой смерти].

Ты ведь видишь землю мертвой [без растительности на ней; угасшей, тихой, неподвижной], а когда Мы [говорит Господь миров, местоимением “Мы” указывая на свое величие] низводим на нее воду, она начинает трепетать [биться, содрогаться от пробуждающейся в ней жизни], приподнимается [набухает от воды и оживающих семян, растений] и зарастает ликующими парами [радостными; великолепными, красивыми растениями, травами]” (Св. Коран, 22:5).


 

“Он [Бог, Господь миров] тот, Кто сотворил вас [ваших прародителей Адама и Еву] из земли, потом [всех остальных] — из [капли] семени, затем из сгустка крови. Затем [после полного формирования] выводит [каждого из материнского чрева сформировавшимся] младенцем. Затем [предоставляет вам все необходимое], чтобы вы [росли и] достигали зрелости [физической, духовной и интеллектуальной], а после становились пожилыми людьми [начинали постепенно стареть]. Кто-то из вас умирает до этого [то есть, например, до появления на белый свет или в детстве, юности, зрелости]. [Все это] дабы достигли вы установленного [Свыше] срока [своего земного пребывания] и дабы уразумели [сделали для себя полезные выводы, применяя в повседневной практике хорошее, имеющее продолжение в вечности и выводя все злое, скверное]” (Св. Коран, 40:67).


 

СОВЕРШЕННОЛЕТИЕ

Пророк (да благословит его Творец и приветствует) сказал: “Поднято перо (снята ответственность) [пред Богом] с троих: (1) спящего, пока не проснется, (2) ребенка, пока не достигнет он совершеннолетия, и (3) умалишенного, пока не вернется к нему здравый рассудок”[177].


 

Пророк Мухаммад сказал: “Если девушка достигает совершеннолетия и у нее появляется менструация, ей недопустимо выставлять напоказ какие-либо части тела [перед чужими ей людьми], кроме лица и кистей рук”[178].

Совершеннолетие как для юношей, так и для девушек с точки зрения мусульманских канонов определяется началом периода полового созревания. С этого момента человек уже в полной мере отвечает пред Богом за свои слова и поступки, все фиксируется ангелами в его личном деле[179], и ему держать ответ за это по всей строгости в Судный День. Обязательность соблюдения религиозной практики (молитва-намаз, пост) также начинается с этого периода.


 

ЛЕТ

“Когда он [пророк Юсуф] достиг [интеллектуальной и физической] зрелости, Мы [говорит Господь миров] дали ему власть [наделили мудрым подходом к жизненным обстоятельствам, а это в первую очередь — умение претворять теорию в практику, в фактические дела и поступки] и знания [без наличия которых человек не сможет даже понять, куда идти и зачем].

Подобным же образом [проводя через сложности, трудности и проверяя реакцию человека, то, как он развивается и в каком направлении] Мы [говорит Творец] воздаем благородным людям (старающимся делать все в лучшем виде)” (Св. Коран, 12:22).


 

“…Достиг [интеллектуальной и физической] зрелости”. Обычно под этим словосочетанием подразумевается возраст от 30 до 40 лет.

В некоторых толкованиях говорится[180], что египтянин купил Юсуфа (Иосифа), когда тому было всего 17 лет. Необходимое для пророка знание и крупицы Божественной мудрости были даны ему Аллахом (Богом) в 33 года. Умер он в возрасте 120 лет[181]. Но это лишь приблизительные цифры. И только Господу миров известны точные[182].

*

В Коране также повествуется: “[Тебя, Моисей, беспомощного младенца в деревянном ящике, причалившем к дворцу фараона, заметив, подобрали его люди. Фараон с супругой сразу полюбили тебя, но подходящую кормилицу не нашли.] Твоя сестра пошла узнать [и увидела, что во дворце нашли дитя, но кормилицы нет], тогда она сказала: “Я могу вам показать ту, которая позаботится о нем”.

Вот и вернули Мы [говорит Господь миров] тебя [Моисей] к матери, чтобы обрадовалась она и не печалилась.

[Было и такое, что, повзрослев, однажды] ты [случайно] убил человека [заступившись за соплеменника, и это оказалось для тебя тяжелым, в первую очередь, душевным, эмоциональным потрясением, кроме того, было чревато смертной казнью]. Мы спасли тебя от печали и скорби [тяготивших твою душу, а также от наказания] и провели через [другие] нелегкие [жизненные] тяготы и лишения [особенно когда тебе пришлось покинуть родной Египет, отправившись в Медьен].

[Затем] на протяжении [десяти] лет ты [Моисей, вынужден был] жить в Медьене, а в назначенный для тебя Свыше час [покинул город и] пришел [сюда, оказался в нужном для тебя месте, здесь]. К этому моменту ты был уже подготовлен Мною [для выполнения нелегкой посланнической миссии, а также для разговора со Мною, Господом миров, что сейчас и произошло]” (Св. Коран, 20:40, 41).

На тот момент Моисею исполнилось уже 40 лет[183].

*

В Коране есть и такие слова: “Скажи [Мухаммад, людям]: “Если бы Господь пожелал, то я не читал бы вам это [произносимое по памяти, полученное внушением Свыше], и Он [Творец] не дал бы вам знание, осведомленность о нем [о Священном Писании посредством меня]. Я ведь прежде [до начала моей миссии был одним из вас] прожил среди вас часть моей жизни [никогда вы не знали за мною лживости или ненадежности, и я никогда ничего похожего на коранический текст вам не рассказывал, так что же случилось с вами сейчас]?! Разве вы не можете уразуметь, понять [сомневаясь в том, к чему я вас призываю, и требуете что-то поменять, заменить под ваши желания]?!” (Св. Коран, 10:16).

Божественная миссия заключительного Божьего посланника была возложена волею Творца на Мухаммада, когда ему было 40 лет.


 

Заключительным Божьим посланником является пророк Мухаммад. После него – ни пророков, ни посланников от Бога, а лишь оригинал Священного Писания – Корана – и Сунна[184] Пророка, а также авторитетные, уместные в контексте времени и пространства наставления, назидания ученых мужей[185].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: “Я и пророки, которые были до меня [моя и их Божественные миссии], – это подобие возводимого изящного и великолепного здания. Строительство практически завершено, осталось только положить последний кирпич в одной из частей здания. Люди обходят кругами это прекрасное сооружение и диву даются, сколь оно величественно. Но замечая, что недостает последнего штриха для полного завершения, восклицают: “О, если бы установили недостающий кирпич!” Я и есть заключительный кирпич, это я – печать пророков [моей миссией завершается череда пророков и посланников Божьих]”[186].

*

А теперь несколько очень емких и глубоких по смыслу, назидательных и поучительных аятов, в которых говорится о сорокалетнем возрасте любого из нас, обычных людей.

В Коране сказано: “Мы [говорит Господь миров] завещали человеку благодетельствовать к родителям своим [совершать добрые поступки по отношению к ним и делать это наилучшим образом].

Мать носит его [будущего человека, сына или дочь] с трудом во чреве и с трудом рожает. [Отцам следует услышать всю глубину этих слов и относиться к своим женам по-доброму, особенно в этот непростой для них период.] Ношение его [младенца, сына или дочери] и отлучение от груди – тридцать месяцев[187]. [И продолжается его жизнь в родительском окружении и внимании до тех пор] пока не достигнет зрелости [когда человеку уже следует брать на себя серьезную ответственность и обязанности – высшее образование, работа, семья, обустройство личной жизни, общественное положение].

А когда [человек] подойдет к сорока годам [духовно, интеллектуально и физически развиваясь с юности, воспитывая в себе устойчивую к жизненным изменениям личность; набрав уже много опыта и мудрости], он скажет [обращаясь к Творцу]: “Господи, внуши мне быть [еще более] благодарным Тебе за дарованное мне и моим родителям, [внуши] чтобы совершал правильные поступки [дабы не терять стезю благонравия], которыми Ты будешь доволен. И даруй мне праведность (благочестие, благонравие) в моем потомстве [как и во всем том, что я оставлю после себя на этой Земле]. [Хотя я не совершал очевидных злодеяний и преступлений, являясь верующим с детства, я все же не ангел, а потому] каюсь пред Тобою. И поистине, я из числа мусульман (покорных Тебе, Господи)”.

У таких [верующих и благодетельных людей] Мы [говорит Господь миров] примем лучшее из того, что было совершено ими [примем все в степени лучшего из ранее совершенного] и отстранимся от их грехов [простим им]. [Они] в числе обитателей Рая. [Это –] правдивое обещание, данное им [через пророков, посланников Творца и Священные Писания]” (Св. Коран, 46:15, 16).


 

“[Но есть среди людей и те] кто [подойдя к сорока годам] говорит родителям: “Тьфу[188] на вас! [Надоели! Отстаньте! Не уверую я!] Вы оба обещаете мне, что я буду выведен [из могилы после того, как сгнию там]?! Но ведь минули века [и тысячелетия] до меня [и никто еще оттуда не возвращался. Я не верю в жизнь после смерти]!”

[Пожилые родители] молят Бога о помощи [и, обращаясь к сыну или дочери, говорят:] “Горе тебе [если не уверуешь в Господа миров и не прислушаешься к наставлениям Священного Писания]! Уверуй, воистину, обещанное Аллахом (Богом, Господом) [переданное через уста пророков и посланников, через строки Священных Писаний] – правда!”

[А упрямый сын или дочь] отвечает: “Все это лишь мифы (легенды) прошлого [выдуманные кем-то сказки, сказания и не более того]”.

Относительно таких [людей, которые так и не задумаются о предстоящем после смерти и неотвратимо ожидающем их] еще ранее [испокон веков] в среде народов, как людей, так и джиннов, утвердилось [привычное для безбожной среды] положение дел – они, поистине, терпящие крах [настоящего благополучия и счастья им не видать ни в земной жизни, ни в вечной].

У каждого [из людей] свои степени (уровни) [Божественных воздаяний] из того, что они совершают [то есть за совершенное ими на Земле. Все их поступки записываются ангелами, фиксируются] дабы сполна воздать им за дела, и они [вне зависимости от религиозных убеждений либо вообще отсутствия таковых] не будут притеснены [получат лишь то, что заслужили, реализовав право выбора и бессчетное количество земных возможностей]” (Св. Коран, 46:17–19).

*

Обычная, но не образцовая человеческая жизнь: “В двадцать лет — павлин, в тридцать — лев, в сорок — верблюд, в пятьдесят — змея, в шестьдесят — собака, в семьдесят — обезьяна, в восемьдесят — ничто” (Б. Грасиан).

А вот то, что примерно должно быть: в двадцать пять — кандидат наук, в тридцать — профессор, в сорок — академик, открывший свою звезду (сделавший новое открытие, нашедший новую, необычную жизненную стезю)[189], а дальше — бег времени не имеет значения, потому что такого человека в преодолении и достижении уже никто и ничто не остановит, с Божественного на то благословения.


 

40 лет – важный переходный этап, когда человек окончательно осознает себя и свое место в этом временном мире, когда он уже выбрал собственную стезю и вложил два, а возможно, и более десятка лет в становление мастером своего дела (профессионалом в той или иной области). Он начинает влиять на тенденции в отрасли, ценит время и строго следует заданному им самим курсу, осознавая быстротечность жизни земной. Самое время не растрачивать себя по пустякам, а мудро инвестировать в собственное, а также других благополучие земное и вечное.


 

ЛЕТ

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: “Если покорный Господу раб Божий [с юности верующий и благонравный человек] достигнет сорока лет, то Господь [в качестве воздаяния за десятилетия отстраненности от очевидного греха и преступлений дарует ему] облегчение спроса [в Судный День]. Когда этот человек достигнет шестидесятилетнего возраста [очередные два десятка лет оставаясь обязательным и благонравным пред людьми и Богом], Господь дарует ему чувство [постоянной естественной] обращенности к Нему. Если он [этот благонравный и не перестающий совершать на земле благодеяния человек] достигнет семидесятилетнего возраста, его полюбят обитатели небес [ангелы]. Когда он достигнет восьмидесяти, Господь закрепит за ним все [накопленные за многие десятилетия] благодеяния и сотрет грехи [из его личного дела, ведь человек не устал от жизни, от благодарности Творцу, не перестает быть полезным людям]. Когда же ему [этому мужчине или этой женщине] будет уже девяносто лет, Господь простит ему все грехи [ведь он (или она), пусть даже столько лет и был благонравен и благочестив, все же, будучи человеком, мог в чем-то оступиться и согрешить]. Ко всему прочему Он [Творец всего сущего] закрепит за ним право заступиться в Судный День за своих родных. А на небесах напишут: “Божий пленник на Земле [то есть близкий к Господу миров человек, все еще продолжающий непростой земной путь, все так же следуя пути благонравия и благочестия]”[190].


 

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: “Не останется у человека причин для оправдания (он не сможет найти оправдания) [своему безбожию либо пристрастию к пагубным грехам], когда он достигнет шестидесятилетнего возраста [достигший этого возраста уже не сможет сказать пред Богом в Судный День: “Дал бы Ты мне побольше лет жизни на Земле, я бы точно исправился!”]”[191].

Если человек прожил на планете Земля 60 лет, то это уже серьезный аргумент в его пользу либо против него. Если до 60-ти лет человек так и не уверовал в Бога и не стал практиковать религиозные постулаты, оправданий пред Господом он для себя не найдет. Уж много ему было предоставлено возможностей задуматься и дисциплинировать себя, которыми он так и не воспользовался, совсем не воспользовался. Такому попустительству касательно своего будущего нет оправданий!

Если жизнь человека еще продолжается, то, конечно же, до момента смерти он может раскаяться и исправиться, но после 60-ти откладывать этот вопрос на потом просто нельзя! После такого возраста исправлению столь роковой ошибки придется посвятить большую часть сил и времени.


 

Еще одна интересная цитата в этом контексте: “Пожилые женщины, которым [обычно в преклонном возрасте] уже нет дела ни до полового влечения к мужчинам [ни до любовных чувств, ни до возможности или невозможности забеременеть], могут снимать какую-то часть [верхней] одежды [с учетом местных традиций, то есть они, в отличие от молодых, могут быть менее требовательными и не столь внимательными к прикрытию ‘аурата[192]], нет в этом греха. Но доводить [свой внешний вид] до чего-то вульгарного и вызывающего [броско наряжаться для посторонних мужчин, выставлять напоказ свою красоту] также недопустимо. [Элегантная, соответствующая их стилю и изящно прикрывающая ‘аурат одежда, то есть] стремление к скромности и целомудрию — это лучшее для них [во всех отношениях]. Господь все слышит и все знает” (Св. Коран, 24:60).


 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.084 с.