Баптизм. Диспут о Предании и Церкви — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Баптизм. Диспут о Предании и Церкви

2021-10-05 26
Баптизм. Диспут о Предании и Церкви 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

БАПТИЗМ. ДИСПУТ О ПРЕДАНИИ И ЦЕРКВИ

Миссия в инославной среде. Беседа 3-я

Отступившия от православныя веры и погибельными ересьми ослепленныя, светом Твоего познания просвети и Святей Твоей Апостольстей Соборней Церкви причти.

Из утренних молитв

В прошлых двух беседах-лекциях цикла «Миссия Церкви в инославной среде» мы говорили об отношении к инославным и об опыте организации центра реабилитации попавших под сектантское влияние. В первой лекции рассмотрели возникновение протестантизма в Европе и необходимые условия для благовестия неповрежденного Евангелия людям, оказавшимся в сектах. Во второй я поделился опытом организации и работы центра реабилитации и методикой возвращения отпавших в лоно Церкви. Сегодня в рамках нашей беседы мы рассмотрим кратко историю баптизма, а также коснемся некоторых практических аспектов методики диспута о Святом Предании и Церкви.

Баптизм

Баптистское «крещение», г. Минусинск, 1907

Баптизм возник в Англии в 1609 году и как религиозное направление был выдвинут партией пуритан[1] и конгрегационалистов[2]. Основателем баптизма был Джон Смит, организовавший небольшую общину в Голландии. Сначала он сам крестил себя через обливание, а затем, познакомившись с меннонитами, принял от них крещение. В 1612 году Смит и его последователь Томас Хельвис организовали небольшие общины в Англии и крестили всех членов общины. Это были общие, или генеральные, баптисты. Позже появились партикулярные, или частные, баптисты.

Генеральные баптисты в вопросе о предопределении к спасению придерживались учения одного из деятелей Реформации Якова Арминия, считавшего, что Бог всех людей определил ко спасению, но принять его или нет – зависит от свободной воли человека. Партикулярные баптисты опирались на учение Кальвина, по которому Бог от вечности предопределил одних людей ко спасению, а других – к осуждению и погибели.

Примерно к 1641 году уже сложилось учение, характерное для современного баптизма. Крещение как у частных, так и у общих баптистов стало совершаться через погружение.

Первое время баптисты преследовались в Англии Епископальной церковью, а также были гонимы гражданской властью, подвергались жестоким наказаниям как участники освободительного движения, потому как они ассоциировались с анабаптистами, учинявшими насилие и погромы (об этом говорилось в первой лекции нашего цикла). Известный баптист Джон Буньян просидел в тюрьме двенадцать лет, где написал свои книги «Путешествие Пилигрима в небесную страну» и «Духовная война», пользующиеся популярностью у современных баптистов.

В 1869 году в Англии был принят «Акт веротерпимости», благодаря которому баптисты стали пользоваться покровительством правительства вместе с другими инославными. В 1905 году в Лондоне был создан «Всемирный союз баптистов», центр которого находится в Вашингтоне. Целью его было распространение баптизма по всему земному шару. В настоящее время во всем мире насчитывается более 30 миллионов человек, исповедующих баптизм, 25 миллионов из которых проживают в США.

После русско-турецких войн XVIII века баптизм появился и в России. Тогда к Российской империи были присоединены южные области, включающие Крым, образовавшие Херсонскую, Таврическую, Екатеринославскую губернии. Для освоения новых земель правительство Екатерины II решило заселить окраины страны иностранными переселенцами – колонистами-протестантами. К середине XIX века уже собственно баптистские общины были распространены на Украине, Кавказе, в Санкт-Петербурге.

Всё вероучение современного баптизма основано только на Священном Писании, которое они трактуют и понимают в духе ереси, полагаясь на свой разум, не принимая огромного духовного опыта Святой Православной Церкви. Они отвергают Священное Предание, называя его «лжеучением и творением рук человеческих»[3].

Что такое Предание Церкви

Принцип «согласия отцов»

Есть другое возражение протестантов по поводу вопроса contra traditia. Они говорят: «Как вы, православные, определяете, что истина, а что ложь у ваших отцов Церкви? Ведь в их трудах можно встретить противоречия по тем или иным вопросам». Упрекать в этом Православную Вселенскую Церковь не совсем корректно. Римо-католиков, да, вполне уместно. Подтасовки в католических преданиях в результате отклонения Римского епископа от Вселенского вероисповедания есть, в связи с чем, в общем-то, и возникло такое явление, как реформаторское движение в Европе. В предыдущих лекциях было уже сказано, что протестанты и их последователи протестуют против католической догматики, перенося этот протест автоматически и на Православие. Здесь один совет протестантам – познакомиться сначала с Православием, а потом и выдвигать протест.

Что касается некоторых разногласий в учении отцов, то последнее слово в вопросе, что истина, а что ересь, не за папой – епископом Рима, против чего протестовали и протестуют протестанты. Этот вопрос решается в Церкви соборно и посредством принципа «согласия отцов» (сonsensus patrum). Соборность – не выдумка последующих веков христианства. Основа соборного решения вопросов заложена еще в апостольский период. Когда возникли разногласия в Церкви, в частности о том, как принимать язычников и что они должны соблюдать после крещения, Собор постановил: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы» (Деян. 15: 28). Как видим, Собор и его определение есть голос Святого Духа: «ибо угодно Святому Духу и нам».

Также решением V–VI Вселенского Собора было установлено, что если усматриваются какие-либо разночтения в суждении по тому или иному вопросу у отцов, не изложенному в соборных определениях (оросах и канонах), то необходимо руководствоваться мнением 12 отцов. В дальнейшем Собор постановил руководствоваться тремя отцами и их учение по тому или иному вопросу считать образцовым. Это святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов. Все остальные мнения, идущие вразрез с соборными определениями и учением трех святителей, не являются учением Церкви, но лишь частными суждениями.

Принцип «согласия отцов» (сonsensus patrum) был сформулирован в V веке преподобным Викентием Лиринским: «Должно сносить суждения только тех отцов, которые, живя, уча и пребывая в вере и в кафолическом общении свято, мудро, постоянно, сподобились или с верою почить о Христе, или блаженно умереть за Христа. А верить им должно по такому правилу: что только или все они, или большинство их единомысленно принимали, содержали, передавали открыто, часто непоколебимо, как будто по какому предварительному согласию между собою учителей, то считать несомненным, верным и непререкаемым; а о чем мыслил кто, святой ли он или ученый, исповедник ли и мученик, не согласно со всеми или даже вопреки всем, то относить к мнениям личным, сокровенным, частным, отличным (secretum) от авторитета общего, открытого и всенародного верования; дабы, оставив древнюю истину вселенского догмата, по нечестивому обычаю еретиков и раскольников, с величайшей опасностью относительно вечного спасения, не последовать нам новому заблуждению одного человека».

Из всего сказанного видно, что Предание есть Дух Святой, живущий в Церкви. Отвержение Церковного Предания есть хула на Святого Духа, которая, по словам Спасителя, «не простится ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12: 32). Есть над чем задуматься.

Что есть Церковь

Корабль спасения. Таинственный образ Святой Православной Церкви

Обычно инославные, в том числе и баптисты, для утверждения своего понимания Церкви ссылаются на текст из Евангелия от Матфея, 18: 20: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Мол, вот и основания для организации Церкви. Рассмотрим подробнее контекст и выясним, о чем тут идет речь, а для этого обратимся к предыдущим стихам этой главы, потому что стих 20 является завершением наставления Христа Своим ученикам.

Итак, читаем с 15-го стиха:

«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18: 15–20).

Весь этот фрагмент – о том, как нужно поступать в Церкви. Сначала Спаситель говорит, как нужно поступать в Церкви с братом согрешающим: стихи 15–17. Потом – как нужно молиться в Церкви: стихи 18–20; в Мф. 18: 20 – о соборной молитве. Христос нас не учил молиться: «Отче мой» – но: «Отче наш». Здесь ничего не говорится о создании Церкви. Речь идет о силе соборной молитвы.

Баптисты учат о невидимой Церкви. Они говорят, что в каждой конфессии есть искренне верующие люди, которых Господь соберет во время Страшного суда. То есть искренность – критерий истины. Но можно искренне и заблуждаться. Если мы искренне поверим лжи, от нашей искренности она не сделается правдой.

Если Церковь невидимую составляют искренне верующие во всех христианских конфессиях, то как мне исполнить заповедь Христа: «Если не послушает, скажи церкви»? Что, я должен бегать по всем конфессиям и искать искренне верующих, чтобы исполнить слова Христа: «скажи церкви»? Как сказать, если она невидима? И где индикатор и принцип проверки искренности? Не удивлюсь, если будет предложен для этой процедуры индикатор лжи.

Далее: где двое или трое собраны во имя Христово, там еще совсем не Церковь. Собрание изучающих Писание, например, трудно назвать Церковью, в лучшем случае его можно назвать библейским кружком.

Православный человек не мыслит спасение вне Церкви, а значит – вне Христа. У баптистов все иначе, и при ведении диспута с ними это надо знать. Для спасения, по баптистскому учению, необязательно принадлежать к какой-либо Церкви. Они об этом учат, опираясь на стих из Послания к Ефесянам, 2: 5, так: «Человек, мертвый по преступлениям и грехам, получает спасение через Иисуса Христа» – и добавляют от себя: «находясь вне церкви»[4]. В другом месте: «Должны не забывать величайшую и драгоценнейшую истину, что спасает нас не Церковь (какая бы она ни была), а Христос, умерший за наши грехи на Голгофе»[5].

В баптистском сознании Церковь отделяется от Христа. Церкви просто не существует, если мы не собрались в очередной кружок изучения Библии по принципу «двое-трое». Разошлись по домам – и нет Церкви; собрались – и снова есть. Фольклор какой-то. Играй, гармонь, получается. Объединяет нас собрание по вере во имя Христа – вот принцип и основание Церкви в инославном понимании.

Зная их заблуждение в этом вопросе, рассмотрим, опираясь на Священное Писание, соответствует ли такая интерпретация библейских текстов учению о Церкви.

Итак, в диспуте о Церкви приведем следующий текст: Евангелие от Матфея, 16: 18. Когда апостол Петр от лица всех апостолов исповедовал Христа: «Ты – Сын Бога Живаго», то Христос сказал ему:

«Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16: 18).

Очень важные слова, которые необходимо объяснить: во-первых, слова «создам Церковь», и во-вторых – «врата ада не одолеют ее». Что значит «создам Церковь»? Христос говорит: «создам Церковь Мою», а не: «создам церкви Мои». Сказано в единственном числе: οἰκοδομήσω μου τὴν ἐκκλησίαν – «создам Церковь Мою». Также и у апостола Павла находим такие слова:

«Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф. 4: 4–6).

Иногда оппонент может с нами согласиться, что, мол, Христос действительно создал Церковь в апостольские времена, но она повредилась, отступив в угоду язычеству от чистоты Евангелия. Это неправда. Такое ложное утверждение о возможном повреждении Церкви рождается в результате ложного понимания природы Церкви. Церковь, по словам Христа, непобедима, а значит, и не повреждаема.

Зададим вопрос: «Вы верите Христу и словам Христа?» Ответят: «Конечно». Так вот, Христос говорит: «Создам Церковь [одну] Мою, и врата ада не одолеют ее». Церковь, по определению Христа, одна и непобедима. Церковь – это не только ἐκκλησίαν, то есть собрание людей, как учат сектанты. Церковь собрал Сам Христос. И недостаточно уверовать во Христа, как рассуждают баптисты, и собраться, чтобы стать Христовой Церковью. В Евангелие от Иоанна сказано: «И когда Он был в Иерусалиме на празднике Пасхи, то многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его. Но Сам Иисус не вверял Себя им» (Ин. 2: 23–24). Кому же Христос вверил Себя, и кого избран на служение? – Апостолов. «Быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» (Еф. 2: 20–22), пишет апостол Павел. Вот так: «быв утверждены на основании Апостолов и пророков». В следующих лекциях мы рассмотрим вопросы избрания законного священства, рукоположения и благодати, сейчас скажу лишь, что основанием Церкви является не вера, не Библия, а Сам Христос: «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор. 3: 11).

Для основания новой Церкви нужно, чтобы Христос снова родился, избрал Себе учеников, пострадал на кресте, умер и воскрес и в пятидесятый день Дух Святой сошел бы на Церковь. Устроение Церкви по своеволию невозможно. Нет повторения этих событий, нет и иной Церкви. Церковь не прерывается в истории человечества, а через апостольское рукоположение существует до сего дня. «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28: 20), – говорит Христос. И еще: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас» (Ин. 15: 16). Христос избирает и поставляет Сам на служение. И благодать избранности передается через рукоположение. Апостол Павел пишет своему преемнику Тимофею: «Возгревай дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» (2 Тим. 1: 6).

Дар преемства Русская Православная Церковь может показать от апостола Андрея до патриарха Кирилла. Святейший Патриарх 179-й по преемственности. «Я знаю, которых избрал» (Ин. 13: 18), – говорит Спаситель.

Есть по этому поводу возражение: мол, как апостол Павел был избран Христом по дороге в Дамаск (см.: Деян. 9), так же вот и нас избрал Христос. Но если мы внимательно прочитаем эту главу Деяний апостольских – не выборочно, а полностью, – то увидим, что к апостолу Павлу, ослепшему после встречи со Христом, посылается ученик Христов из 70-ти – Анания, чтобы присоединить его к Церкви через крещение и возложение рук апостольства:

«Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа. И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился» (Деян. 9: 17–18).

Несмотря на то, что Христос явился ему лично, апостол Павел нуждается в соединении с Церковью через избранного Христом преемника, через крещение и возложение рук апостольства по благодати Святого Духа.

БАПТИЗМ. ДИСПУТ О ПРЕДАНИИ И ЦЕРКВИ


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.