Методологические основы и принципы построения Программы воспитания — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Методологические основы и принципы построения Программы воспитания

2021-10-05 31
Методологические основы и принципы построения Программы воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРОЕКТ

 

ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПРИСМОТР И УХОД ЗА ДЕТЬМИ

Москва, 2021

 

Оглавление

Пояснительная записка. 3

Раздел 1. Целевые ориентиры и планируемые результаты программы воспитания образовательной организации, осуществляющей образовательный процесс на уровне дошкольного образования 8

1.1. Цель программы воспитания. 8

1.2. Методологические основы и принципы построения программы воспитания. 8

1.4. Требования к планируемым результатам освоения программы воспитания образовательной организации, осуществляющей образовательный процесс на уровне ДО.. 10

1.4.1. Планируемые результаты воспитания детей в раннем возрасте (к 3 годам) 11

1.4.2. Планируемые результаты воспитания детей в дошкольном возрасте. 15

1.4.3. Преемственность в результатах освоения программы воспитания на уровнях дошкольного образования и начального общего образования. 26

Раздел 2. Содержание программы воспитания ОО, осуществляющей образовательный процесс на уровне ДО.. 34

2.1. Содержание программы воспитания на основе формирования ценностей в ДО.. 34

2.2. Особенности реализации воспитательного процесса в образовательной организации, осуществляющей образовательный процесс на уровне дошкольного образования. 41

2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе реализации программы воспитания. 42

Раздел 3. Организационные условия реализации программы воспитания. 43

3.1 Общие требования к условиям реализации программы воспитания ОО, осуществляющим образовательный процесс на уровне дошкольного образования. 43

3.2 Психолого-педагогическое и социально-педагогическое обеспечение. 44

3.3 Кадровое обеспечение воспитательного процесса. 44

3.4. Нормативно-методическое обеспечение реализации программы.. 45

3.5. Информационное обеспечение реализации программы.. 45

3.6 Материально-техническое обеспечение реализации программы.. 46

3.7. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных результатов в работе с особыми категориями детей. 46

Глоссарий. 48

 


Пояснительная записка

Примерная рабочая программа воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (далее – Примерная программа), предусматривает обеспечение процесса разработки рабочей программы воспитания на основе требований Федерального закона № 304-ФЗ от 31.07.2020 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания
в Российской Федерации на период до 2025 года.

Работа по воспитанию, формированию и развитию личности дошкольников в образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (далее – ДОО),предполагает преемственность по отношению к достижению воспитательных целей начального общего образования (далее – НОО).

Рабочая программа воспитания в ДОО, должна строиться на целеполагании, ожидаемых результатах, видах деятельности, условиях формировании воспитывающей, личностно развивающей среды, отражать интересы и запросы участников образовательных отношений:

- ребенка, признавая приоритетную роль его личностного развития на основе возрастных и индивидуальных особенностей, интересов и потребностей;

- родителей ребенка (законных представителей) и значимых для ребенка взрослых;

- государства и общества.

Разработка рабочей программы воспитания и организация воспитательной работы в ДОО должна быть спланирована с учетом региональной специфики реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации.

Основой разработки Примерной программы являются положения следующих документов:

- Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками);

- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;

- Федеральный Закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;

- Федеральный Закон от 29 декабря.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р
об утверждении Стратегия развития воспитания в Российской Федерации
на период до 2025 года;

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. № 2945-роб утвержденииПлана мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

 

Воспитание детей дошкольного возраста в настоящее время ориентируется на гармоничное развитие личности, развитие жизнестойкости и адаптивности растущего человека в условиях глобальной неопределённости и стремительных изменений во всех сферах жизни и деятельности на основе базовых ценностей Российского общества
и установок личности, ведущее значение среди которых имеет социальная солидарность, понимаемая не только как общность прошлого, но, прежде всего, и как общее будущее.

От разработчиков рабочей программы воспитания детей дошкольного возраста требуется знание и понимание современных факторов, оказывающих влияние на воспитание и личностное развитие ребенка; особенностей психологического развития ребенка в условиях всеобщей цифровизации; гибкость в вопросах оперативного внесения в программы изменений, предопределенных документами стратегического планирования Российской Федерации; готовность к взаимодействию, обратной связи и информационной открытости в отношении социальных партнеров ДОО.

Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения
к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения
к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде»[1].

Примерная программа основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни.

Реализация Примерной программы основана на сетевом взаимодействии с разными субъектами воспитательно-образовательного процесса.

При разработке рабочей программы воспитания учитываются ключевые идеи Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России:

- воспитание и развитие личности гражданина России является общим делом;

- двойственная природа процесса социализации человека, многофакторность
и сложность воспитания, развития личности и социально-профессионального самоопределения в сетевом мире;

- непрерывность и преемственность процесса воспитания и развития личности;

- направленность результатов воспитания и развития личности в будущее;

- воспитание человека в процессе деятельности;

- единство и целостность процесса воспитания и развития личности;

- центральная роль развития личности в процессе образования;

- контекстный характер процесса воспитания, единство ценностно-смыслового пространства воспитания и развития личности.

 

Миссией воспитания и развития личности гражданина России выступает сплочение и консолидация нации, укрепление социальной солидарности, повышении доверия личности к жизни в России, согражданам, обществу, настоящему и будущему малой родины, Российской Федерации, на основе базовых ценностей Российского гражданского общества и развитие у подрастающего поколения навыков позитивной социализации.

В ходе реализации рабочих программ рекомендуется стремиться к следующим результатам в части воспитания обучающихся, которые составлены в соответствии с Конституцией Российской Федерации и нашли дальнейшее отражение при формировании личностных качеств гражданина, необходимых для сохранения и передачи ценностей следующим поколениям:

- безусловное уважение к жизни во всех ее проявлениях, признание ее наивысшей ценностью;

- осознание ценности здоровья, установка на активное здоровьесбережение человека;

- любовь к Отечеству, осознание себя гражданином России – продолжателем традиций предков, защитником Земли, на которой родился и вырос; осознание личной ответственности за Россию;

- признание ценности жизни и личности другого человека, его прав и свобод, признание за другим человеком права иметь свое мнение;

- готовность к рефлексии своих действий, высказываний и оценке их влияния
на других людей; внутренний запрет на физическое и психологическое воздействие на другого человека;

- субъектность, активная жизненная позиция;

- правовое самосознание, законопослушность; готовность в полной мере выполнять законы России; уважение к чужой собственности, месту постоянного проживания;

- осознание себя гражданином многонациональной России, частью народа, проявляющий интерес и уважение к культуре, русскому языку
и языкам предков;

- готовность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия страны и развитии новых культурных направлений;

- принятие и сохранение традиционных семейных ценностей народов России;

- уважение к различным вероисповеданиям, религиям;

- забота о природе, окружающей среде; экологическое самосознание и мышление; осознание себя частью природы и зависимости своей жизни и здоровья
от экологии;

- забота о слабых членах общества, готовность деятельно участвовать в оказании помощи социально-незащищенным гражданам;

- осознание ценности образования; уважение к педагогу; готовность учиться
на протяжении всей жизни; стремление к саморазвитию
и самосовершенствованию во всех сферах жизни;

- проектное мышление; командность; лидерство; готовность к продуктивному взаимодействию и сотрудничеству;

- интеллектуальная самостоятельность; критическое мышление; познавательная активность;

- творческая активность и готовность к творческому самовыражению;

- свобода выбора и самостоятельность в принятии решений; социальная активность и мобильность; активная гражданская позиция;

- уважение к труду, осознание его ценности для жизни и самореализации; трудовая и экономическая активность.

При разработке рабочей программы воспитания важно учесть,
что основой организации воспитательного процесса в дошкольном возрасте
являются представления об особенностях данного возраста и тех психологических механизмах, которые лежат в основе формирования личности на разных возрастных этапах дошкольного детства.

Целевые ориентиры следует рассматривать как возрастные характеристики возможных достижений ребенка, которые коррелируют с портретом выпускника ДОО и с базовыми духовно-нравственными ценностями. Планируемые результаты определяют направления для разработчиков рабочей программы воспитания.

Примерная программа является научной и методической основой для разработки
и реализации образовательной организацией собственной рабочей программы воспитания детей дошкольного возраста с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, культурно-образовательных потребностей детей, их родителей (законных представителей), традиций и возможностей педагогического коллектива образовательной организации.

С учетом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребенок, в рабочей программе необходимо отразить образовательные отношения сотрудничества образовательной организации с семьями дошкольников, а также со всеми субъектами образовательных отношений. Только при подобном подходе возможно воспитать гражданина и патриота, раскрыть способности и таланты детей, готовить их
к жизни в высокотехнологичном, конкурентном обществе.

В Примерной программе используются следующие сокращения и определения:

 

дескриптор лексическая единица (словосочетание) Портрета выпускника ДО в части воспитания, описывающая уточняющую характеристику «Портрета Гражданина России 2035 года», для человека, освоившего программу дошкольного образования
ДО дошкольное образование
ДОО дошкольная(ые) образовательная(ые) организация(и)
НОО начальное общее образование
ОО образовательная(ые) организация(и)
Портрет гражданина России 2035 формирует единые ориентиры для социализации и развития личности по всем уровням образования, обеспечивая их преемственность. Используются как основа для разработки портретов выпускника по уровням образования.
ФГОС ДО Федеральный Государственный стандарт дошкольного образования

Раздел 1. Целевые ориентиры и планируемые результаты Примерной программы

 

Цель программы воспитания

Цель воспитания в ДОО – личностное развитие ребенка дошкольного возраста, проявляющееся:

- в усвоении им знаний основных норм, которые общество выработало на основе базовых ценностей современного общества (в усвоении ими социально значимых знаний);

- в развитии его позитивных отношений к этим ценностям (в развитии
их социально значимых отношений);

- в приобретении им соответствующего этим ценностям опыта поведения, применения сформированных знаний и отношений на практике (в приобретении опыта социально значимых дел).

Главной задачей программы является создание организационно-педагогических условий в части воспитания, личностного развития и социализации детей дошкольного возраста.  

Задачи воспитания формируются для каждого возрастного периода (от 0 до 3 лет,
от 3 до 7 лет) на основе планируемых результатов достижения цели воспитания
и реализуются в единстве с развивающими задачами, определенными действующими нормативными правовыми документами в сфере ДО.

 

 

Планируемые результаты воспитания детей в раннем возрасте (к 3 годам)

 

В процессе воспитания к окончанию раннего возраста (к трем годам) предполагается достижение следующих результатов, основаны на целевых ориентирах (таблица 1):

Таблица 1

Портрет Гражданина России 2035 года (общие характеристики) Базовые ценности воспитания Портрет ребенка раннего возраста  (дескрипторы) Планируемые результаты
1. 1. Патриотизм Хранящий верность идеалам Отечества, гражданского общества, демократии, гуманизма, мира во всем мире. Действующий в интересах обеспечения безопасности и благополучия России, сохранения родной культуры, исторической памяти и преемственности на основе любви к Отечеству, малой родине, сопричастности к многонациональному народу России, принятия традиционных духовно-нравственных ценностей человеческой жизни, семьи, человечества, уважения к традиционным религиям России. Уважающий прошлое родной страны и устремлённый в будущее. - формирование у обучающихся чувства патриотизма; - формирование уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества; - формирование бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации. 1.1. Проявляющий привязанность, любовь к семье, близким.   - имеет первоначальные представления о нормах, ограничениях и правилах, принятые в обществе; - проявляет эмоциональное отношение к семье; - проявляет позитивные эмоции и интерес к семейным праздникам и событиям.
2. Гражданская позиция и правосознание Активно и сознательно принимающий участие в достижении национальных целей развития России в различных сферах социальной жизни и экономики, участвующий в деятельности общественных объединениях, волонтёрских и благотворительных проектах. Принимающий и учитывающий в своих действиях ценность и неповторимость, права и свободы других людей на основе развитого правосознания. - формирование гражданственности; - формирование уважения к закону и правопорядку; - формирование взаимного уважения. 2.1. Доброжелательный по отношению к другим людям, эмоционально отзывчивый, проявляющий понимание и сопереживание (социальный интеллект). - способен понять и принять, что такое «хорошо» и «плохо», что можно делать, а что нельзя в общении со взрослыми; - проявляет интерес к другим детям и способен бесконфликтно играть рядом с ними.
3. Социальная направленность и зрелость Проявляющий самостоятельность и ответственность в постановке и достижении жизненных целей, активность, честность и принципиальность в общественной сфере, нетерпимость к проявлениям непрофессионализма в трудовой деятельности, уважение и признание ценности каждой человеческой личности, сочувствие и деятельное сострадание к другим людям. Сознательно и творчески проектирующий свой жизненный путь, использующий для разрешения проблем и достижения целей средства саморегуляции, самоорганизации и рефлексии. - формирование уважения к человеку труда и старшему поколению, - формирование взаимного уважения 3.1. Способный к простейшим моральным оценкам и переживаниям (эмоциональный интеллект). 3.2. Способный осознавать первичный «образ Я». - проявляет позицию «Я сам!»; - cпособен осознавать себя представителем определенного пола; - доброжелателен, проявляет сочувствие, доброту; - испытывает чувство удовольствия в случае одобрения и чувство огорчения в случае неодобрения со стороны взрослых; - способен к самостоятельным (свободным) активным действиям в общении с взрослыми и сверстниками и выражению своего отношения к их поведению.
4. Интеллектуальная самостоятельность Системно, креативно и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, самореализующийся в профессиональной и личностной сферах на основе этических и эстетических идеалов. - формирование уважения к человеку труда и старшему поколению; - формирование взаимного уважения; - формирование бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации. 4.1. Проявляющий интерес к окружающему миру и активность в поведении и деятельности. 4.2. Эмоционально отзывчивый к красоте. 4.3. Проявляющий желание заниматься художественным творчеством. - эмоционально реагирует на доступные произведения фольклора; - эмоционально воспринимает доступные произведения искусства. - проявляет интерес к изобразительной деятельности (конструированию, лепке,  рисованию и т.д.); - эмоционально реагирует на красоту в природе, быту и т.д.
5. Экономическая активность Проявляющий стремление к созидательному труду, успешно достигающий поставленных жизненных целей за счёт высокой экономической активности и эффективного поведения на рынке труда в условиях многообразия социально-трудовых ролей, мотивированный к инновационной деятельности. - формирование гражданственности; - формирование уважения к человеку труда и старшему поколению. 5.1. Имеющий элементарные представления о труде взрослых. 5.2. Способный к самостоятельности при совершении элементарных трудовых действий. - поддерживает элементарный порядок в окружающей обстановке; - стремится помогать взрослому в доступных действиях; - стремится к самостоятельности в самообслуживании, в быту, в игре, в продуктивных видах деятельности.
6. Коммуникация и сотрудничество Доброжелательно, конструктивно и эффективно взаимодействующий с другими людьми – представителями различных культур, возрастов, лиц с ограниченными возможностями здоровья (в том числе в составе команды); уверенно выражающий свои мысли различными способами на русском и родном языке. - формирование взаимного уважения; - формирование бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации. 6.1. Владеющий средствами вербального и невербального общения. - способен позитивно общаться с другими людьми с помощью вербальных и невербальных средств общения.
7. Здоровье и безопасность Стремящийся к гармоничному развитию, осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни и поведения, безопасного для человека и окружающей среды (в том числе и сетевой), воспринимающий природу как ценность, обладающий чувством меры, рачительно и бережно относящийся к природным ресурсам, ограничивающий свои потребности. - формирование уважения к закону и правопорядку; - формирование взаимного уважения; - формирование бережного отношения к природе и окружающей среде.   7.1. Обладающий элементарными представлениями об особенностях гигиены, самообслуживания. 7.2 Обладающий элементарными представлениями к здоровому образу жизни. 7.3 Обладающий элементарными представлениями к безопасности жизнедеятельности. - выполняет действия по самообслуживанию: моет руки, самостоятельно ест, ложиться спать и т.д.; - стремится быть опрятным, проявлять нетерпимость к неопрятности (грязные руки, грязная одежда и т.д.); - проявляет интерес к физической активности; - способен к самообслуживанию (одевается, раздевается и т.д.), самостоятельно, аккуратно, не торопясь принимает пищу; - соблюдает элементарные правила безопасности в быту, в ОО, на природе.

Планируемые результаты воспитания детей в дошкольном возрасте

В процессе воспитания к окончанию дошкольного возраста (к семи годам) предполагается достижение следующих результатов, основаны на целевых ориентирах (таблица 2):

Таблица 2

Портрет Гражданина России 2035 года (общие характеристики) Базовые ценности воспитания Портрет выпускника ДОО  (дескрипторы) Планируемые результаты
2. 1. Патриотизм Хранящий верность идеалам Отечества, гражданского общества, демократии, гуманизма, мира во всем мире. Действующий в интересах обеспечения безопасности и благополучия России, сохранения родной культуры, исторической памяти и преемственности на основе любви к Отечеству, малой родине, сопричастности к многонациональному народу России, принятия традиционных духовно-нравственных ценностей человеческой жизни, семьи, человечества, уважения к традиционным религиям России. Уважающий прошлое родной страны и устремлённый в будущее. - формирование у обучающихся чувства патриотизма; - формирование уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества; - формирование бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации. 1.1. Любящий свою семью, принимающий ее ценности и поддерживающий традиции. 1.2. Любящий свою малую Родину и имеющий представление о России в мире, испытывающий симпатии и уважение к людям разных национальностей. 1.3. Эмоционально и уважительно реагирующий на государственные символы; демонстрирующий интерес и уважение к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, места, в котором он живет. 1.4. Проявляющий желание участвовать в делах семьи, группы детского сада, своей малой Родины (города, села).   - имеет представления о семейных ценностях, семейных традициях, бережном отношение к ним; - проявляет нравственные чувства, эмоционально-ценностное отношение к семье; - проявляет ценностное отношение к прошлому и будущему – своему, своей семьи, своей страны; - проявляет уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим; - имеет первичные представления о гражданских ценностях, ценностях истории, основанных на национальных традициях, связи поколений, уважении к героям России; - знает символы государства – Флаг, Герб Российской Федерации и символику субъекта Российской Федерации, в которой живет; - проявляет высшие нравственные чувства: патриотизм, уважение к правам и обязанностям человека; - имеет начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища; - проявляет познавательный интерес и уважение к важнейшим событиям истории России и ее народов, к героям России; - проявляет интерес к государственным праздникам и имеет желание участвовать в праздниках и их организации в ДОО.
2. Гражданская позиция и правосознание Активно и сознательно принимающий участие в достижении национальных целей развития России в различных сферах социальной жизни и экономики, участвующий в деятельности общественных объединениях, волонтёрских и благотворительных проектах. Принимающий и учитывающий в своих действиях ценность и неповторимость, права и свободы других людей на основе развитого правосознания. - формирование гражданственности; - формирование уважения к закону и правопорядку; - формирование взаимного уважения. 2.1. Уважающий этнокультурные, религиозные особенности других людей (сверстников, взрослых). 2.2. Принимающий ценность человеческой жизни и неповторимость прав и свобод других людей. 2.3. Доброжелательный по отношению к другим людям, включая людей с ОВЗ, эмоционально отзывчивый, проявляющий понимание и сопереживание, готовый оказать посильную помощь нуждающимся в ней сверстникам и взрослым. 2.4. Знающий и понимающий основы правовых норм, регулирующих отношения между людьми. 2.5. Способный к оценке своих действий и высказываний, оценке их влияния на других людей. 2.6. Осознающий и принимающий элементы гендерной идентичности, психологических и поведенческих особенностей человека определенного пола, включая типичное ролевое поведение. 2.7. Проявляющих чувства принятия по отношению к самому себе, чувства собственных прав и границ, готовности постоять за себя и ценить свои собственные интересы. - имеет представления об этических нормах взаимоотношений между людьми разных этносов, носителями разных убеждений, представителями различных культур; - имеет первичные представления о многонациональности России, фольклоре и этнокультурных традициях народов России; - понимает, что все люди имеют равные права и могут выступать за них; - имеет представление о чувстве собственного достоинства, самоуважении.  
3. Социальная направленность и зрелость Проявляющий самостоятельность и ответственность в постановке и достижении жизненных целей, активность, честность и принципиальность в общественной сфере, нетерпимость к проявлениям непрофессионализма в трудовой деятельности, уважение и признание ценности каждой человеческой личности, сочувствие и деятельное сострадание к другим людям. Сознательно и творчески проектирующий свой жизненный путь, использующий для разрешения проблем и достижения целей средства саморегуляции, самоорганизации и рефлексии. - формирование уважения к человеку труда и старшему поколению; - формирование взаимного уважения. 3.1. Имеющий начальные представления о нравственных ценностях в отношении общества, сверстников, взрослых, природного и предметного окружения и себя самого в окружающем мире. 3.2. Проявляющий разнообразные морально-нравственные чувства, эмоционально-ценностное отношение к окружающим людям, природе и предметному миру, к самому себе (гордость, удовлетворённость, стыд, доброжелательность и т.д.). 3.3. Начинающий осознавать себя (свое «Я») в соответствии с семейными, национальными, нравственными ценностями и нормами и правилами поведения. 3.4. Различающий основные проявления добра и зла, принимает и уважает ценности общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку, проявляет ответственность за свои действия и поведение. - имеет первичные представления о нравственных ценностях в отношении общества, сверстников, взрослых, предметного мира и себя в этом мире; - проявляет нравственные чувства, эмоционально-ценностного отношения к окружающим людям, предметному миру, к себе; - испытывает чувства гордости, удовлетворенности, стыда от своих поступков, действий и поведения; - доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свое мнение; - способный выразить себя в игровой, досуговой деятельности и поведении в соответствии с нравственными ценностями; - самостоятельно применяет усвоенные правила, владеет нормами, конструктивными способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками (умение договариваться, взаимодействовать в игровых отношениях в рамках игровых правил и т.д.); - преобразует полученные знания и способы деятельности, изменяет поведение и стиль общения со взрослыми и сверстниками в зависимости от ситуации; - способен к творческому поведению в новых ситуациях в соответствии с принятой системой ценностей; - выражает познавательный интерес к отношениям, поведению людей, стремление их осмысливать, оценивать в соответствии с усвоенными нравственными нормами и ценностями; - задает вопросы взрослым и сверстникам; - экспериментирует в сфере установления отношений, определения позиции в собственном поведении; - способен самостоятельно действовать, в случае затруднений обращаться за помощью; - осознает возможности совместного поиска выхода из сложившейся проблемной ситуации или принятия решений; - использует принятые в обществе правила коммуникации (спокойно сидеть, слушать, дать возможность высказаться); - умеет слушать и уважать мнения других людей; - умеет пойти навстречу другому при несовпадающих интересах и мнениях, найти компромисс и совместно прийти к решению, которое поможет достигнуть баланса интересов; - пытается соотнести свое поведение с правилами и нормами общества; - осознает свое эмоциональное состояние; - имеет свое мнение, может его обосновать; - осознает, что существует возможность влияния на свое окружение, достижения чего-либо и необходимость нести за это ответственность, что способствует постепенному приобретению навыка принимать осознанные решения; - имеет начальные способности управлять своим поведением, планировать свои действия; - старается не нарушать правила поведения, испытывает чувство неловкости, стыда в ситуациях, где его поведение неблаговидно; - поведение в основном определяется представлениями о хороших и плохих поступках.
4. Интеллектуальная самостоятельность Системно, креативно и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, самореализующийся в профессиональной и личностной сферах на основе этических и эстетических идеалов. - формирование уважения к человеку труда и старшему поколению; - формирование взаимного уважения; - формирование бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации. 4.1. Способный выразить себя в разных видах деятельности (игровой, трудовой, учебной и пр.) в соответствии с нравственными ценностями и нормами. 4.2. Проявляющий личностные качества, способствующие познанию, активной социальной деятельности: инициативный, самостоятельный, креативный, любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом. 4.3. Активный, проявляющий самостоятельность и инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании. 4.4. Способный чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве, стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности, обладающий основами художественно-эстетического вкуса. Эмоционально отзывчивый к душевной и физической красоте человека, окружающего мира, произведений искусства. 4.5. Способный к самостоятельному поиску решений в зависимости от знакомых жизненных ситуаций. 4.6. Мотивированный к посильной проектной и исследовательской деятельности экспериментированию, открытиям, проявляющий любопытство и стремление к самостоятельному решению интеллектуальных и практических задач. 4.7. Не принимающий действия и поступки, противоречащие нормам нравственности и культуры поведения. - проявляет любознательность и интерес к поиску и открытию информации, способствующей осознанию и обретению своего места в обществе (коллективе сверстников в детском саду и новых общностях, в кругу знакомых и незнакомых взрослых); - проявляет инициативу в самостоятельном решении несложных практических проблем и в реализации собственных идей и замыслов; - проявляет инициативу в получении новой информации и практического опыта; - проявляет желание сотрудничать с другими детьми и взрослыми в решении посильных общественных задач.
5. Зрелое сетевое поведение Эффективно и уверенно осуществляющий сетевую коммуникацию и взаимодействие на основе правил сетевой культуры и сетевой этики, управляющий собственной репутацией в сетевой среде, формирующий «здоровый» цифровой след. - формирование уважения к закону и правопорядку; - формирование взаимного уважения; - формирование бережного отношения к природе и окружающей среде. 5.1. Способный отличать реальный мир от воображаемого и виртуального и действовать сообразно их специфике. 5.2. Способный общаться и взаимодействовать с другими детьми и взрослыми с помощью простых цифровых технологий и устройств. 5.3. Понимающий правила использования различных средств сетевой среды без вреда для физического и психического здоровья (собственного и других людей) и подчиняется требованиям ограничения времени занятий с подобными устройствами. - осознанно выполняет правила здоровьесбережения и техники безопасности при использования разных средств сетевой среды и виртуальных ресурсов; - использует простые средства сетевого взаимодействия для установления общественно полезных и продуктивных контактов с другими людьми; - понимает прагматическое назначение цифровой среды и ее рациональные возможности в получении и передаче информации, создании общественно полезных продуктов и т.д.
6. Экономическая активность Проявляющий стремление к созидательному труду, успешно достигающий поставленных жизненных целей за счёт высокой экономической активности и эффективного поведения на рынке труда в условиях многообразия социально-трудовых ролей, мотивированный к инновационной деятельности. - формирование гражданственности; - формирование уважения к человеку труда и старшему поколению. 6.1. Ценящий труд в семье и в обществе, уважает людей труда, результаты их деятельности, проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности. Бережно и уважительно относящийся к результатам своего труда, труда других людей. 6.2. Имеющий элементарные представ

Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.