Изделия, полученные художественной обработкой металла — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Изделия, полученные художественной обработкой металла

2021-10-05 39
Изделия, полученные художественной обработкой металла 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Художественная обработка металла охватывает множество техник и приемов: филигрань (скань), гравировка, чернение, литье, ковка, чеканка, насечка (инкрустация), финифть, просечка, гнутье и др.

Название “филигрань” происходит от двух латинских слов: “филюм” — нить и “гранум” — зерно. Слово “скань” — древнеславянское и означает “свить”, “скрутить”. Особенность филигранной (сканой) технологии изготовления художественных изделий состоит в скручивании в “веревочку” двух, трех проволочек, из которой формируют ажурные изделия или декоративный кружевной рисунок, напаиваемый на основу. Филигранный узор из туго скрученных проволочек напоминает рисунок из ряда плотно уложенных зернышек. Для усиления подобного эффекта на сканое кружево дополнительно напаиваются маленькие шарики (зернь), совокупность которых образует зерневой узор.

Скань изготавливают из чистых металлов: золота, серебра, меди, а также мельхиора и нейзильбера.

 Современное искусство филиграни развито в красносельском ювелирном промысле Костромской области и мстерском промысле Владимирской области. За тончайший ажурный рисунок филигрань часто называют металлическим кружевом. Филигранный орнамент широко используется для художественного оформления декоративных кубков и ваз, тарелок и шкатулок. Ювелиры Костромской области широко используют филигрань в женских украшениях: брошах, кулонах, серьгах.

Старейшим народным промыслом получения черненого гравированного рисунка на металле является велико-устюжский промысел (Вологодская обл.). В настоящее время фабрика “Северная чернь” выпускает подстаканники, ложки, ножи и вилки, конфетницы, портсигары, винные столовые приборы, бокалы, женские украшения и другие декоративные изделия, создаваемые из мельхиора, нейзильбера, серебра с черненым декором и позолотой.

Центром старинного промысла художественной росписи по эмали (финифть) является г. Ростов Великий (Ярославская обл.). Цветные эмали наносят по резьбе, рельефу, контурам, образованным металлическими перегородками, а затем закрепляют обжигом.

Для ростовских изделий живописной эмали типична портретная миниатюра, а также изображение человеческих фигур, архитектуры, пейзажа. В ассортимент изделий, производимых фабрикой “Ростовская финифть”, входят шкатулки, пудренницы, ларцы, зеркала, броши, кольца, браслеты. Чеканка изделий из сплавов цветных металлов широко распространена в Бурятии, Дагестане. Изделия каждого региона характеризуются национальными особенностями орнамента, некоторой спецификой ассортимента. В Бурятии миниатюрная чеканка широко применяется для украшения охотничьих принадлежностей из серебра (охотничьих ножей с палочками для еды, огнив, курительных трубок и др.), а также праздничного национального костюма.

Для промыслов Гоцатля и Кубачей (Дагестан) характерно украшение чеканкой медных сосудов для воды и разнообразных кухонных принадлежностей.

Старинной отраслью русской народной художественной промышленности является художественное литье из бронзы, чугуна и других сплавов. Всемирную известность получило каслинское литье (Челябинская обл.). Ассортимент изделий включает подсвечники, корпуса настольных и каминных часов, вазы, настольную скульптуру, пепельницы, ажурные блюда.

Изделия лаковой живописи

Художественная лаковая живопись как вид декоративноприкладного искусства включает в себя изготовление лакированных изделий из папье-маше (специальный древесный картон), украшенных тончайшей миниатюрной живописью, и производство лакированных железных подносов, самоваров и чайников с декоративной, преимущественно цветочной росписью. Центрами миниатюрной живописи на изделиях из папье-маше являются Федоскино (Московская обл.), Палех, Холуй (Ивановская обл.), Мстера (Владимирская обл.), а художественной росписи подносов — Жостово и Нижний Тагил, самоваров и чайников — Тула, Липецк, Курск. Федоскинская миниатюра на изделиях из папье-маше выполняется масляными красками на фоне черного лака.

Федоскинская живопись основана на сказочных и исторических сюжетах, сценах из народной жизни. Предметы, растения, фигуры сохраняют реальные формы, пропорции, окраску.

Ассортимент изделий федоскинской миниатюры представлен шкатулками, копилками, табакерками, пеналами, сигаретницами.

В бывших иконописных центрах Владимиро-Суздальского края — селах Палех, Холуй, Мстера — миниатюрная живопись выполняется темперными красками.

Древнерусская живопись Палеха также выполняется на фоне черного лака, украшая миниатюрной росписью шкатулки, декоративные тарелки, коробочки. Роспись, как правило, сопровождается тонким ажурным золотым орнаментальным обрамлением.

 

Для мстерской миниатюры характерен светлый фон пейзажа. На поверхности шкатулки миниатюра выглядит как панновставка, отделенная от черных плоскостей изделия орнаментальной золотистой рамкой.

Тематика произведений мстерской живописи разнообразна: сюжеты русских сказок, русской классической литературы, былин и песен, орнаментальные композиции, пейзажи, цветы. В пейзажах мстерской миниатюры много динамичных сюжетов: изображений раскачивающихся на ветру могучих деревьев, клубящихся туч, закручивающихся в спирали струй текучих вод. Для миниатюры Холуя характерны укрупненные детали композиции, изображение исторических и сказочных персонажей, а также древнерусских городов — Владимира, Суздаля, Ростова Великого.

Лакировально-живописный промысел Нижнего Тагила по изготовлению железных лакированных подносов кооперируется с кузнечно-клепальным промыслом и развивается в двух направлениях — картинная роспись и цветочная роспись. Тематика картинных изображений представлена историческими сюжетами, романтическими ландшафтами, аллегориями. Картинные изображения и высокие борта прямоугольных или круглых подносов обрамляются полосами тонко исполненного (с помощью трафаретов) золотого орнамента. Цветочная роспись подносов выполняется на ярком цветном фоне.

Для жостовского художественного промысла декоративной росписи подносов характерны изображения натюрмортов, пейзажей, образов сказочных персонажей, русской тройки, букетов цветов на черном лаковом, цветном, металлизированном или перламутровом фоне подноса.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.