Руководство духовной жизнью прихожан — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Руководство духовной жизнью прихожан

2022-08-21 39
Руководство духовной жизнью прихожан 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Жизнь сельского священника состояла из огромного количества разнообразных забот и обязанностей, прежде всего - Богослужение и исправление треб, но на одном из первых мест, безусловно, стояла забота о нравственном воспитании паствы. Какие инструменты мог использовать руководитель прихода в своей работе? Безусловно, главное средство - Божье слово, беседа с верующими. Большую роль могла сыграть церковная библиотека. К сожалению, только в одном храме - Михайло-Архангельском в Ключах - библиотеку можно признать достаточной. Круг богослужебных книг был полным уже в год освящения церкви, а вот книг для назидательного чтения и для руководства священнику не было вовсе, но через год их уже имелось ограниченное количество, а к 1904 году достаточное. Кроме того, с 1904 года в церковную библиотеку выписываются журналы: «Миссионерское обозрение», «Кормчий» и «Руководство для сельских пастырей», «Миссионерское обозрение», «Трезвая жизнь», «Отдых христианина». Количество книг в библиотеке постоянно увеличивалось, и к 1911 году достигло 200 томов[87]. В Михайло-Архангельском храме села Каип в 1911 году библиотека насчитывала 40 томов книг, кроме Епархиальных и Церковных ведомостей выписывались в разные годы журналы «Воскресный день» с приложениями: «Воскресная беседа», «Церковная беседа», «Воскресные листки», «Современная летопись»; «Руководство для сельских пастырей», «Русский паломник», «Отдых христианина», «Трезвая жизнь»[88]. Библиотекой пользовались как причт, так и прихожане.

В конце XIX - начале XX вв. церковь в Томской губернии была активным подвижником в области народного просвещения. Этому способствовала заинтересованность губернского начальства. Томский губернатор генерал-адъютант А. А. Ломачевский во второй половине 1890-х годов в приказном порядке принуждал местные сельские общества открывать по деревням начальные школы. Единым росчерком пера в течение только 1895-1896 годов число школ увеличилось с 234 до 1178[89]. Но уже к концу 1896 года из-за обременительности их содержания для местных обществ и с целью обеспечения надлежащего функционирования школы были переданы в ведение епархии. Не имея совершенно никакой финансовой базы, на первых порах они существовали как школы грамоты. Именно в это время, видимо, в Ключах открывается первая школа, о существовании которой до сих пор спорят местные краеведы[90] (в клировых ведомостях содержатся записи о существовании школы с 1895 и с 1899 годах, можно предположить, что первая создана по приказу губернатора, но из-за финансовых трудностей прекратила существование, вторая начала работу с открытием прихода). Участие церкви в деле народного образования регламентировалась «Правилами о церковно-приходских школах» от 13 июня 1884 года Недостаток учителей, ощущавшийся очень остро, должна была преодолеть система их подготовки, включавшая в себя церковно-учительские семинарии и второклассные церковно-приходские школы. Первые готовили учителей для церковно-приходских школ, вторые - для так называемых школ грамоты.

В изучаемый период в Ключевской и Каипской волостях действовало 9 школ (Приложение 1, табл. 21): в Ключах две, церковно-приходская и Министерства Народного Просвещения; в Каипе и Новополтаве - Юбилейные кабинетские, построенные в честь 150-летия Алтайского горного округа, в Каипе еще и церковно-приходская; в Петухах, Северке и Покровке - церковно-приходские; в Васильчуках - Министерства Народного Просвещения. Министерские школы содержались на средства казны, ЦПШ - на синодальные средства, которые в разные годы составляли суммы от 690 до 1110 рублей. В церковно-приходской школе учитель получал жалование из средств Епархиального училищного совета от 150 до 240 рублей в год, помощники учителя (такие были только в Каипе) - из церковных сумм по 12 рублей за каждый учебный месяц. Учителя менялись постоянно, а в Новополтаве, Северке, Петухах, Покровке были годы, когда место учителя было вакантным. Законоучителем в каждой школе был священник прихода, учителем пения зачастую псаломщик (так, в ключевской ЦПШ эти обязанности выполнял Михаил Несмеянов). Первым учителем в Ключах стал в 1899 году Николай Михайлович Асташев, сын мещанина города Колывани, проработавший всего год. Самый большой педагогический стаж в изучаемый период у учителя Новополтавской Юбилейной школы Федора Яковлевича Скоропупова (5 лет), 4 года проработали Ольга Григорьевна Кириллова в Ключах (сестра жены иерея Владимира) и Михаил Спиридонович Марченко в Каипской школе, три года - Евграф Маркелович Казанцев в Новополтаве и мещанин города Перми Арсений Шалаевский в Каипе. К сожалению, в клировых ведомостях не отмечался уровень образования учителей, мы знаем лишь, что Ольга Кириллова закончила 5 классов Мариинской женской гимназии, а с введением новой формы ведомостей в 1910 году записи об учителях вообще исчезли из большинства документов. Интересно отметить, что первым учителем Юбилейной школы в Новополтаве в 1901 году стал Аркадий Николаевич Гензель, с большой долей вероятности являющийся братом Петра Николаевича Гензеля, надворного советника, последнего директора Гатчинского реального училища, кавалера орденов святого Станислава 3-й и 2-й степеней, святой Анны 2-й степени и святого Владимира 4-й степени. В статье священника Павла Кадосова, посвященной биографии П.Н. Гензеля, написано, что судьба его старшего брата Аркадия в настоящее время неизвестна[91]. Еще одной интересной личностью в учительской среде был потомственный почетный гражданин Василий Николаевич Каурцев из II класса Пензенской Духовной семинарии, год проработавший в Каипской Юбилейной школе. Сын священника из села Лещиново Пензенской губернии Василий Каурцев родился в 1865 году. Оказавшись в Томской губернии, начинает работать школьным учителем. Его брат, Сергей Николаевич Каурцев, преподавал в Барнаульском духовном училище. В 1902 году, в 37 лет, Василий Николаевич женился на 16-летней красавице Тыртышниковой Татьяне Леонтьевне, которую он увидел и услышал среди певчих церковного хора. В их семье родилось десять детей. В 1921 году Василий Николаевич, помогая больным людям, заразился и умер от холеры. От холеры умирают также трое его детей. Оставшихся детей поднимала на ноги одна Татьяна Леонтьевна. Сын - Константин Васильевич Каурцев - многие годы до и после Великой Отечественной войны будет руководить Ключевским районным отделом образования, дочь Ольга станет Заслуженным учителем РСФСР[92].

Школы в Ключах, Новополтаве, Каипе располагались в собственных зданиях, в остальных селениях - в общественных домах. О внешнем виде школы могут дать представление сохранившиеся фотографии Северской и Каипской школ (Приложение 2, рис. 5-6).

Количество обучаемых детей меняется с каждым годом, но тенденция к общему росту сохраняется весь досоветский период, достигая наибольших значений в Ключах в 1914 году (150 учащихся), в Каипе в 1908 году (155), в Северке в 1915 году (115), в Новополтаве в 1915 году (108), в Петухах в 1910 году (128), в Покровке в 1915 году (54), в Васильчуках в 1915 году (182) (Приложение 1, табл. 21).

Важным моментом в духовной жизни приходов был визит Епископа Томского и Барнаульского Макария в 1900 году (Приложение 2, рис.7-8). Вот как писали об этом «Томские епархиальные ведомости»: «27-го июля, в день памяти святого великомученика Пантелеимона, Владыка служил в с. Камышенском литургию, после коей отбыл чрез деревни Степной Кучук, Родину, Каип и Петухову в с. Ключевское, сделав пути в продолжении дня 120 верст. Во всех этих селениях были сделаны более или менее продолжительные остановки для чтения, бесед и богослужения…. В Каипе отслужена торжественная вечерня. Здесь выстроена церковь, и общественники усиленно хлопочут об открытии у них самостоятельного прихода; дело остановилось только за недостройкой причтовых домов. Петухова Д. наполовину состоит из православных и раскольников австрийского толка; тут же имеет местопребывания и лжепоп их Мирон Гамаюнов. Несмотря на позднее время (в 11-м часу вечера), православное население деревни собралось для встречи своего Архипастыря во всем составе. С пением«Достойно есть» и «Слава Отцу и Сыну и Св. Духу» они прошли с Архипастырем с одного конца селения на другой. При расставании сделано было увещание беречься раскола и твердо держаться православной церкви, которая одна только и есть верная ручательница спасения, столп и утверждение истины.

Село Ключевское расположено у самой границы Омской епархии, неподалеку от города Павлодара. Приход открыт только в 1899 году Церковь поместительная, но утварью бедна, библиотека церковная только составляется. Причт пользуется от прихожан жалованьем в 800 р., домами и землей в количестве 99 десятин. Всех прихожан в Ключевском приходе 8875, из них 572 раскольника и 350 чел. сектантов-молокан; говевших было 1773. В самом селе Ключевском-школа грамоты; учащихся - 46 мальчиков и 6 девочек; учащимся после литургии сделано было испытание, давшее благоприятные результаты. Ученикам в поощрение розданы были книжки разнообразного содержания, а родителям сделано было внушение заботиться обучающихся детях и дома заставлять их, – в особенности в каникулярное время, читать книжки и молиться Богу, прочитывая те молитвы, которым их учили в школе.

Из с. Ключевского, через деревни Северную, Николаевскую, Марзакуль и Ракиты, Владыка направился в с. Боровой-Форпост. В Северной жители новоселы; есть незначительное число раскольников и молокан. Жители, долгое время отстоя на далеком расстоянии от прежнего своего приходского храма и оставаясь почти вне влияния церкви и священника, религиозностью не отличаются; архиереи здесь также ни разу не бывали; общее пение церковных припевов и молитв здесь ни разу не практиковалось, – с великим трудом удалось спеть «Достойно есть»[93].

Важной частью общественной жизни прихода был сбор пожертвований на общественные нужды. Когда началась русско-японская война 1904-1905 гг., в приходах был организован сбор средств на нужды Общества Красного Креста и на помощь беднейшим семействам ушедших на войну. Последним помощь была оказана выдачей как денежных средств на покупку необходимых жизненных припасов и предметов одежды, так и выдачей натурой съестных припасов и одежды. Попечительства села Ключевого и Каипа кроме обычного сбора холстом и деньгами предложили жителям заняться приготовлением пшеничных сухарей, каковых и было собрано и отправлено с февраля по июль 1904г. через Павлодарского уездного воинского начальника в Омск Ключевским: 201 пуд 27 фун. сухарей, 3 пуда сливочного масла, 1 пуд 17 фун. соленого свиного сала, 21 пуд 25 фун. яиц, 72 пуда 15 фун. крупы; Каипским: 398 пудов пшеничных сухарей, 210 аршин холста и 5 пудов 13 фун. сливочного масла. Беднейшим семействам Ключевским попечительством выдано деньгами 49 руб. 40 коп. Священники - председатели попечительств, - старались знакомить прихожан с ходом военных действий, зачитывая им вслух официальные телеграммы и газеты[94]. Иерей Владимир Калугин был награжден серебряной медалью от Красного Креста за труды по сбору пожертвований на Красный Крест в войну с Японией.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.