Завершающий этап «культурной революции» — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Завершающий этап «культурной революции»

2022-08-21 29
Завершающий этап «культурной революции» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В годы первых пятилеток общее руководство всеми преобразованиями в области культуры реально осуществляло Управление агитации и пропаганды (Агитпроп) ЦК ВКП(б), которое в январе 1930 г. было разделено на два самостоятельных отдела – Отдел культуры и пропаганды и Отдел агитации и массовых изданий. Первый отдел в составе трех секторов – научной работы и просвещения, пропаганды марксизма‑ленинизма и периодической печати возглавил известный «бухаринец» А.И. Стецкий, а второй отдел, состоящий из секторов общей агитации, массовых кампаний промышленного и сельскохозяйственного характера и массовой работы среди работниц и крестьянок, первоначально возглавил Г.Н. Каминский, а затем К.И. Николаева. На тех же началах был выстроен весь культурно‑идеологический аппарат ЦК компартий союзных республик, краевых, областных, городских и районных партийных комитетов.

В январе 1932 г. Отдел культуры и пропаганды ЦК был разукрупнен и число его структурных подразделений было резко увеличено до 12 секторов. В частности, были созданы самостоятельные сектора партийных учебников и политграмоты, преподавания ленинизма в вузах и средней школе, массовой пропаганды ленинизма и политики партии, народного образования, научно‑исследовательских учреждений, производственно‑технической пропаганды, культурного обслуживания заводов и колхозов, газетный, журнальный и научной литературы и искусства. Дальнейшее развитие культурного строительства потребовало новой перестройки Культпропа ЦК и придания его аппарату функционально‑отраслевого характера. В мае 1935 г. на его базе были созданы 5 укрупненных отделов: Отдел партийной пропаганды и агитации (А.И. Стецкий), Отдел печати и издательств (Б.В. Таль), Отдел школ (Б.М. Волин), Отдел культурно‑просветительной работы (А.С. Щербаков) и Отдел науки, научно‑технических изобретений и открытий (К.Я. Бауман).

Непосредственное руководство партийными органами всех отраслей культурной работы позволило обеспечить довольно эффективное решение многих вопросов культурного строительства в стране. Но в то же время такое всевластие партийных органов привело к серьезному ущемлению конституционных прав тех государственных органов, которые непосредственно осуществляли управление всеми сферами образования и культуры.

Практическую реализацию всех партийных установок в области культурного строительства осуществляли наркоматы просвещения всех союзных республик, в том числе Наркоматы просвещения РСФСР и УССР, которые в конце 1920‑х гг. возглавили два влиятельных члена ЦК ВКП(б) А.С. Бубнов и Н.А. Скрыпник. Последний был одним из главных идеологов насильственной «украинизации», которая проводилась по прямому указанию ЦК КП(б)У на всей территории Украинской ССР, особенно русского Донбасса.

В мае 1925 г. в Харькове состоялся Пленум ЦК КП(б)У, который принял беспрецедентное постановление «Об украинизации», которое содержало целый набор требований, обязательных к исполнению всеми партийными, государственными и хозяйственными органами УССР:

1) принудительно внедрять украинский язык, особенно в среде партийного и советского аппарата;

2) подбирать и выдвигать партийные кадры из рабочих и трудового крестьянства украинской национальности;

3) перевести все партийное просвещение на украинский язык;

4) перевести на украинский язык преподавание во всех средних и части высших учебных заведений;

5) украинизацию партийного аппарата провести немедленно, а советского – не позднее января 1926 г.

Проводниками политики «украинизации» стали самые активные сторонники бывшего главы СНК УССР, известного троцкиста Х.Г. Ваковского, который носился с этой идеей еще со времен Гражданской войны и образования самой УССР, а незадолго до своей отставки и отъезда в качестве советского постпреда в Лондон опубликовал известную брошюру «Основные задачи момента» (1923). Таковых упертых националистов было примерно 400 человек на всю многотысячную КП(б)У, но именно они – бывшие «боротьбисты» – сиречь малороссийские эсеры, очень вовремя вступившие в ВКП(б), и составили тогда ядро всего партийно‑государственного аппарата УССР. Среди этих персон особым рвением отличались заведующий отделом печати ЦК КП(б)У А.А. Хвыля, заместитель председателя СНК и председатель Госплана УССР Г.Ф. Гринько, нарком юстиции и прокурор УССР, будущий нарком просвещения УССР Н.А. Скрыпник, нарком финансов УССР М.Н. Полоз, тогдашний нарком просвещения УССР А.Я. Шумский, председатель Киевского губисполкома П.П. Любченко и ряд других.

Когда вакханалия украинизации перешла все разумные пределы, особенно на Донбассе и в Кривом Роге, где в течение полугода более 60% промышленных рабочих и шахтеров под угрозой увольнения были махом записаны в «украинцы», И.В. Сталин направил письмо «Тов. Кагановичу и другим членам ПБ ЦК КП(б)У», где, в частности, писал: «Нельзя украинизировать сверху пролетариат. Нельзя заставить русские рабочие массы отказаться от русского языка и русской культуры и признать своей культурой и своим языком украинский. Это противоречит принципу свободного развития национальностей. Это была бы не национальная свобода, а своеобразная форма национального гнета… При слабости коренных коммунистических кадров на Украине это движение, возглавляемое сплошь и рядом не коммунистической интеллигенцией, может принять местами характер борьбы за отчужденность украинской культуры и украинской общественности от культуры и общественности общесоветской, характер борьбы против "Москвы" вообще, против русских вообще, против русской культуры». Полностью остановить процесс тотальной украинизации удалось только в начале 1930‑х гг., когда после разгрома всех оппозиционных группировок в Москве и Ленинграде очередь дошла до республиканских кадров и отставки самых одиозных русофобов, в том числе и Н.А. Скрыпника, который в знак протеста против «незаслуженных гонений» застрелился в 1933 г.

В начале 1930‑х гг. была в основном завершена унификация организационной структуры всех республиканских наркоматов просвещения, которая была обусловлена единством культурной политики и единой для всех советских республик системой народного образования. В сентябре 1933 г. в соответствии с постановлением ВЦИК и СНК СССР в Наркомате просвещения РСФСР было создано пять управлений – начальной и средней школы, подготовки учителей, университетов и научно‑исследовательских учреждений, библиотек и театрально‑зрелищных предприятий. Кроме того, в структуре наркомата сохранялись Главлит, Главрепертком и ОГИЗ.

С началом первой пятилетки по указанию партийных органов было развернуто новое наступление на всех «фронтах социалистического строительства», в том числе на «фронте борьбы с неграмотностью», поскольку по итогам первой всесоюзной переписи, проведенной в 1926 г., уровень неграмотности населения составлял еще достаточно высокий процент – в городах и поселках городского типа более 21%, а в сельской местности – более 56%. Поэтому уже в 1928 г. по инициативе ЦК ВЛКСМ был объявлен всесоюзный культпоход по борьбе с неграмотностью, который в кратчайшие сроки превратился в массовое общественное движение. В 1930 г. на борьбу с неграмотностью было мобилизовано более миллиона студентов, слушателей советских партийных школ, учителей и работников культурно‑просветительской сферы, а число обучающихся на курсах ликбеза достигло 10 млн человек.

Основную роль в решении проблем образования в стране играла общегосударственная школа. К концу 1920‑х гг. система школьного образования была представлена несколькими типами учебных заведений – начальной школой, школой второй ступени, семилетней школой, девятилетней школой, школой фабрично‑заводского ученичества и школой крестьянской молодежи. Далеко не все дети и подростки учились даже в начальной школе. Поэтому одновременно с началом нового этапа по ликвидации безграмотности в мае 1929 г. V съезд Советов СССР принял принципиальное решение приступить к осуществлению всеобщего обязательного обучения детей до 15 лет, получившего название «всеобуч». Во исполнение этого решения СНК СССР уже на новый финансовый год резко увеличил бюджетное ассигнование на школьное образование ровно 10 раз, в том числе на строительство новых школьных зданий, бесплатное снабжение учащихся начальной школы школьными учебниками, письменными принадлежностями, обувью, одеждой и питанием. Более того, в июне 1930 г. в резолюции XVI съезда ВКП(б) было прямо указано, что введение всеобщего начального и обязательного обучения и ликвидация неграмотности должны стать «боевой задачей партии на ближайший исторический период».

Поэтому в июле 1930 г., во исполнение решений партийного съезда, ЦК ВКП(б) принял постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении», в соответствии с которым на всей территории страны было введено бесплатное всеобщее обязательное начальное образование на базе четырехлетней школы. Этим же постановлением во всех городах и поселках городского типа в рамках всесоюзного «всеобуча» было введено обязательное семилетнее образование. Местным органам советской власти было предоставлено полное право вводить подобное образование и в сельской местности, в том числе за счет открытия дневных и вечерних школ для сельской молодежи.

Введение всеобщего образования в стране поставило на повестку дня и острейший вопрос быстрой подготовки учительских кадров, который первоначально был решен следующим образом: всем, кто имел законченное семилетнее образование, было предоставлено право стать учителем в начальной школе после окончания краткосрочных «учительских курсов». Одновременно начались ускоренные выпуски из всех пединститутов и училищ, а прием в педагогические вузы и техникумы увеличился более чем в 2,5 раза. В 1930―1932 гг. ЦК ВЛКСМ под руководством нового генерального секретаря ЦК А.В. Косарева провел среди грамотных комсомольцев три всесоюзные мобилизации на педагогическую работу, а в апреле 1930 г. специальным постановлением СНК СССР на базе Второго МГУ был создан Московский государственный педагогический институт им. А.С. Бубнова, ставший главной кузницей педагогических кадров для всей страны.

Все это позволило уже к концу первой пятилетки охватить всеобщим обучением в начальной школе 98% всех детей и обучить элементарной грамоте почти 90% неграмотных и малограмотных людей из числа взрослого населения страны. В 1933 г. нарком просвещения РСФСР А.С. Бубнов официально заявил, что план обучения неграмотных и малограмотных людей в первой пятилетке был перевыполнен более чем в 2,5 раза и охватил 18,5 млн человек, а общие расходы на образование и просвещение выросли почти в 6 раз.

Начавшаяся индустриализация страны потребовала резко ускорить подготовку квалифицированных кадров для промышленности. Обучение большинства таких рабочих осуществлялось в стационарных учебных заведениях, как с отрывом, так и без отрыва от производства. Массовую подготовку всех рабочих осуществляли школы фабрично‑заводского ученичества (ФЗУ), система которой состояла из:

1) школ с двухгодичным сроком обучения, которые выпускали рабочих массовых профессий 3―4‑х разрядов;

2) школ с двух‑трехлетним сроком обучения, где готовили рабочих‑универсалов 5‑6‑х разрядов;

3) школ с трех‑четырехлетним сроком обучения, где готовили наладчиков станков, контролеров ОТК и высококвалифицированных рабочих.

Осенью 1933 г. решением СНК СССР все школы ФЗУ были реорганизованы в профессиональные учебные заведения для подготовки квалифицированных рабочих массовых специальностей из школьников, окончивших семилетку. В условиях особой нужды в массовых рабочих кадрах сроки обучения в ряде ФЗУ были резко сокращены с двух лет до шести месяцев, а по самым сложным специальностям – до одного года.

С переходом к политике ускоренной индустриализации была перестроена и вся система среднего технического и высшего образования. С 1931 г. ускорение темпов создания новой технической интеллигенции из представителей рабочего класса и трудового крестьянства осуществлялось под известными лозунгами «Пора большевикам самим стать специалистами» и «Техника в период реконструкции решает все». Для реализации этих задач было предложено за два‑три года увеличить число новых кадров технических специалистов в 4 раза, в связи с чем срок обучения во всех технических вузах был сокращен с пяти до трех лет. Одновременно многие старшие классы общеобразовательных школ превращались в техникумы, ряд техникумов – в вузы, ряд политехнических институтов и многоотраслевых вузов были разукрупнены, а их факультеты и отделения стали самостоятельными высшими учебными заведениями. В результате принятых мер уже к концу первой пятилетки выпуск инженеров из технических вузов был увеличен почти в 4 раза, а из техникумов – в 6,5 раз. Всего же за годы двух первых пятилеток (1928―1937) было подготовлено около 2 млн специалистов, которые сыграли решающую роль в индустриальном развитии страны.

В 1930 г. на базе знаменитого Московского высшего технического училища (МВТУ), основанного Николаем I в 1830 г., были созданы новые технические вузы, ставшие в дальнейшем крупнейшими учебными и научными центрами страны: Московский авиационный институт (МАИ), Московский энергетический институт (МЭИ), Московский механико‑машиностроительный институт (МММИ), Московский инженерно‑строительный институт (МИСИ), Академия противохимической защиты (АПХЗ) и другие. В 1932 г. после ликвидации ВСНХ СССР и создания отраслевых наркоматов была проведена реорганизация главной кузницы руководящих хозяйственных кадров – Всесоюзной промышленной академии, которая вошла в состав Наркомата тяжелой промышленности СССР. Тогда же для повышения качества подготовки будущих инженеров, технологов и конструкторов и укрепления материально‑технической базы высших учебных заведений и оснащения их лабораторий новейшими образцами технического оборудования часть из них была передана в отраслевые промышленные наркоматы.

Чуть позже, в 1933 г., для общего руководства всеми вузами страны был создан Всесоюзный комитет по высшему техническому образованию при ЦИК СССР, преобразованный в 1936 г. во Всесоюзный комитет по делам высшей школы при СНК СССР, который первоначально возглавлял И.И. Межлаук (1936―1937), а затем С.В. Кафтанов (1937―1946). После многих лет социал‑дарвинистских экспериментов, которые активно насаждались рьяными сторонниками педологии (Л.С. Выготский, П.П. Блонский, А.Б. Залкинд), ему удалось создать эффективную систему высшего образования и отменить многие нововведения, в том числе бригадный метод зачетов, которые резко снижал личную ответственность студентов за результаты своей учебы. А в июне 1936 г. было принято постановление СНК СССР «О работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школой», которое узаконило традиционные формы обучения в виде лекций, семинаров и производственной практики.

К концу второй пятилетки была в основном создана и прочная материальная база для реализации программы сплошной грамотности, поскольку появилось более 20 тыс. новых школ – ровно столько, сколько было создано в имперский период за 200 лет. Кроме того, отныне все школьное образование приобрело гораздо большую стройность, и в соответствии с постановлением СНК СССР «О структуре начальной и средней школы», принятом в мае 1934 г., по всей стране устанавливались три типа общеобразовательной школы – начальная (1–4‑й классы), неполная средняя (1–7‑й классы) и полная средняя (8–10‑й классы) школа.

В результате уже к 1937 г. общая численность учащихся в начальной и средней школе возросла с 21 млн до 29,5 млн человек, а расходы государства на культурное строительство – школу, вузы, учительские кадры, науку, печать и т. д. – более чем в 5 раз превысили затраты первой пятилетки. С развитием всеобуча менялось и само понятие ликбеза, поскольку элементарная азбучная грамотность уже перестала удовлетворять потребности социалистического строительства. Человек, не имевший знаний в объеме четырех классов, стал считаться просто малограмотным, и поэтому в январе 1936 г. было принято совместное постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О работе по обучению неграмотных и малограмотных», которым ставилась задача в течение двух ближайших лет добиться реальных успехов в полной ликвидации неграмотности и малограмотности трудящихся в возрасте до 50 лет. В соответствии с этим было расширено обучение старших поколений в общеобразовательных школах и определены два типа вечерних школ с трехлетним сроком обучения – неполная средняя школа для взрослых на базе начальной школы, и полная средняя школа для взрослых на базе семилетней школы.

Надо обратить особое внимание на тот, увы, подзабытый факт, что всю первую половину 1930‑х гг. русофобская верхушка Наркоматов просвещения всех союзных республик продолжала активно насаждать во всех школах и даже вузах социал‑дарвинистскую педологию. Более того, в марте 1931 г. СНК РСФСР (Д.Е. Сулимов) принял специальное постановление «Об организации педологической работы в республике», которое де‑юре узаконило весь тот педологический шабаш, который творили в советской школе Л.С. Выготский, А.Б. Залкинд, П.П. Блонский, С.С. Моложавый и другие теоретики и практики этой расистской лженауки. А то, что собой представляла эта лженаука, можно хорошо судить хотя бы по таким «шедеврам» А.Б. Залкинда и П.П. Блонского, как «Половое воспитание юных пионеров» (1928) и «Очерки детской сексуальности» (1928).

К счастью, в июле 1936 г. ЦК ВКП(б) наконец‑то принял историческое постановление «О педологических извращениях в системе Наркомпросов», которое положило конец этой расистской буржуазной лженауке. В этом постановлении прямо говорилось, что:

• Создание в советской школе, наряду с педагогическим составом, организации педологов, раздробление учебной и воспитательной работы и фактический диктат педологов над педагогами нанесли колоссальный вред всей системе обучения и воспитания в советской школе.

• Практика педологов свелась в основном к ложно‑научным экспериментам и проведению среди школьников и их родителей бесчисленного количества обследований в виде бессмысленных и вредных анкет, тестов и т. д., с целью доказать якобы с «научной» точки зрения наследственную и социальную обусловленность неуспеваемости многих учеников, найти максимум отрицательных влияний и патологических извращений самого школьника, его семьи, родных, предков, общественной среды и тем самым найти повод для удаления школьников из нормального школьного коллектива.

• В этих целях действовала обширная система обследований умственного развития и одаренности школьников, представлявшая собой форменное издевательство над учащимися, противоречащая здравому смыслу. Ребенку младшего школьного возраста задавались казуистические вопросы, «после чего определялся его так называемый «педологический» возраст и степень его умственной одаренности. Все это вело к тому, что все большее и большее количество детей зачислялось в категории умственно отсталых, дефективных и трудных. На основании подобных педологических «изучений» педологи определяли подлежащих удалению из нормальной школы детей в «специальные» школы и классы для «трудных», «умственно отсталых», психоневротиков и т. д.»

• В результате вредной деятельности педологов комплектование «специальных» школ производилось в широком и все увеличивающемся масштабе. Вопреки прямому указанию ЦК ВКП(б) и СНК СССР о создании двух‑трех школ для трудных школьников, Наркомпрос РСФСР создал большое количество «специальных» школ различных наименований, где «громадное большинство учащихся представляет вполне нормальных, талантливых и одаренных детей, огульно отнесенных педологами на основании ложно‑научных теорий к категории трудных».

• Что касается постановки дела в этих «специальных» школах, то «ЦК ВКП(б) признает положение с учебной и воспитательной работой в них совершенно нетерпимым, граничащим с преступной безответственностью. В результате большое количество ребят, которые в условиях нормальной школы легко поддаются исправлению и становятся активными, добросовестными и дисциплинированными школьниками, – в условиях «специальной» школы приобретают дурные навыки и наклонности и становятся все более трудно исправимыми».

• ЦК ВКП(б) считает, что и теория и практика так называемой педологии базируется на лженаучных, антимарксистских положениях, к которым относится, прежде всего, главный «закон» современной педологии – «закон» фаталистической обусловленности судьбы детей биологическими и социальными факторами, влиянием наследственности и какой‑то неизменной среды. ЦК ВКП(б) усматривает, что такая теория могла появиться лишь в результате привнесения «в советскую педагогику взглядов и принципов антинаучной буржуазной педологии, ставящей своей задачей в целях сохранения господства эксплуататорских классов доказать особую одаренность и особые права на существование эксплуататорских классов и «высших рас» и, с другой стороны, – физическую и духовную обреченность трудящихся классов и «низших рас». Такое перенесение в советскую науку антинаучных принципов буржуазной педологии тем более вредно, что оно прикрывается марксистской фразеологией».

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.