Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2022-08-21 | 44 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Социализация – это развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. Стадии (этапы) социализации
Младенчество (от рождения до года)
Раннее детство (1-3 года)
Дошкольное детство (3-6 лет)
Младший школьный возраст (6-10 лет)
Младший подростковый возраст (10-12 лет)
Ранний юношеский возраст (15-17 лет) Юношеский возраст (18-23 года)
Молодость (23-30лет) и т.д. Средства социализации: способы вскармливания младенца и ухода за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; продукты материальной культуры; элементы духовной культуры; стиль и содержание общения; методы поощрения и наказания; набор позитивных и негативных формальных и неформальных санкций.
Механизмы социализации (А.В. Мудрик):
1. Импринтинг (запечатление)- фиксирование человеком на рецепторном и подсознательноном уровнях жизненно важных объектов.
2. Экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лица- ми.
3. Подражание следование какому- либо примеру, образцу (произвольное и непроизвольное усвоение социального опыта).
4. Идентификация — процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.
5. Рефлексия — внутренний диалог, в котором человек принимает или отвергает те или иные ценности.
6. Традиционный механизм-усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения.
|
7. Институциональный механизм — усвоение знаний и опыта, социально одобряемого
поведения в процессе взаимодействия человека с институтами общества различными организациями.
8. Стилизованный механизм — действует в рамках определенной субкультуры, т.е. личностью усваивается комплекс морально- психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя (эффективность зависит от того, насколько референта для личности данная
группа людей).
9. Межличностный механизм - функционирует в процессе взаимодействия человека с
субъективно значимыми для него лицами. Происходит межличностный перенос благодаря
эмпатии, идентификации и т.д.
Факторы социализации. 4 группы
1. Мегафакторы – космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.
2. Макрофакторы – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах.
3. Мезофакторы – условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут; по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения); по принадлежности к тем или иным субкультурам.
4. Микрофакторы – факторы непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют (семья, группы сверстников, различные организации и т.д.).
Социальное воспитание, сущность и сферы
Социальное воспитание – многомерное понятие. В самом общем виде оно может рассматриваться как помощь человеку е го социализации, в интеграции его в конкретное общество, в гармонизации его адаптированности в обществе и обособленности в нем. Социальное воспитание обеспечивает целенаправленное овладение различными социальными ролями в разных сферах жизнедеятельности (семейной, профессиональной, досуговой), социальными установками и ценностными ориентациями, развитие человека как личности, индивидуальности, субъекта собственной жизни и социального творчества.
|
Воспитание - относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека, более или менее последовательно способствующее адаптации человека в обществе и создающее условия для его обособления в соответствии со спецификой целей групп и организаций, в которых оно осуществляется.
Социальное воспитание понимается как планомерное создание условий для относительно целенаправленного личностного, индивидуального и субъектного становления и формирования ценностных ориентаций человека в процессе его социализации.
Направления социального воспитания:
— индивидуальная помощь ребенку в кризисной ситуации (в семье, школе, сообществе сверстников), когда необходимо восстановить физическое, психическое и социальное здоровье ребенка (подростка);
— защита прав ребенка на достойную жизнь;
— охрана здоровья ребенка – физического, психического, нравственного;
— организация разнообразной деятельности ребенка – социальной, трудовой, досуговой;
— помощь в выработке умения принимать самостоятельные решения в организации своей жизни.
Социальное воспитание направлено, с одной стороны, на формирование гуманитарного отношения к детям, переживающим трудности в процессе социализации, с другой – на воспитание гуманитарной позиции у самих детей и подростков.
Гуманитарные отношения предполагают признание семьей, школой, обществом в целом «непохожести ребенка» на других и принятие его со своими особенностями; признание у него качеств, свойственных всем людям, объединяющих их и являющихся основой взаимодействия между ними
Принципы, содержание социального воспитания в воспитательных организациях
Принципы социального воспитания:
Наиболее общей задачей социального воспитания является создание условий для достижения его членами эффективной социализированности, т.е становление у человека таких качеств как мобильность и устойчивость. В качестве ведущих, выступают принципы организации социального опыта:
• принцип целостной ориентации (в основе данного принципа лежит присвоение человеком ценностей, характерных для данного общества. Реализация этого принципа способствует становлению социально ценных взглядов, отношений, убеждений, поведения человека);
|
• принцип природосообразности (базируется на представлении о человеке как о существе обществееном и природном, о единстве всех его психофизических и соиальных свойств. Этот принцип позволяет выявить психологические основания становления гуманитарной позиции человека в обществе).
• принцип культуросообразности; (способствует присвоением человеком общекультурных ценностей и осознание многообразия культур, становление отношения к каждой культуре как к ценности).
• принцип центрации социального воспитания на развитии человека; (способствует осознать уникальность каждого человека)
• принцип дополнительности (комплементарности); (позволяет осознать все многообразие общественных отношений, понять, что каждый человек не похож на другого и вносит свой вклад в развитие общества).
• принцип социальной ответственности (способствует утверждению в обществе норм гуманитарности по отношению к людям, отклоняющимся от социальной нормы).
Выделены, в частности, следующие основные направления, определяющие содержание социального воспитания:
• гражданское воспитание, направленное на воспитание гражданина, патриота своей страны, для которого ценности, идеалы, нормы и правила сложившиеся в государстве выступают ориентирами и руководством в самореализации (В.В.Зеньковский, А.В. Луначарский, Н.Н. Иорданский и др.);
• общественное воспитание, предусматривающее воспитание социально-активной личности человека данного общества, для которого общественные интересы выступают приоритетом в жизни и деятельности (В.В. Зеньковский, Н.Н. Иорданский);
• формирование человека в соответствии с социальным идеалом, определяемым государством и стремящееся через воспитание подготовить качественно новое поколение людей, а через него и общество (Н.Н. Иорданский);
• исправление последствий негативного социального воспитания человека, предусматривающее, что в воспитательной деятельности различных институтов могут быть издержки, которые следует исправлять через специально созданную воспитательную систему и таким образом обеспечивая наиболее целесообразное формирование личности гражданина (А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский);
|
• навязывание, пропаганда и внедрение определенных нравственных ценностей, идеалов, образа жизни народам других стран, имеющие место в деятельности различных стран, считающих, что их ценности, идеалы, образ жизни наиболее приоритетные и стремящихся экспортировать их на соседние, создавая наиболее благоприятную среду в них для своей культуры и экономической экспансии.
Семья как институт и фактор социализации
Социальный статус семьи как института социализации определен давно и однозначно: быть базовым фактором социализации.
Наиболее принятым определением семьи является характеристика ее как общности, основанной на общесемейной деятельности, связанной узами супружества-родительства-родства, осуществляющей воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, социализацию детей и поддержку существования членов семьи.
Существование семьи как социальной общности и как места рождения и социализации детей основано на массовой потребности людей в семейном образе жизни.
Основными мотивирующими факторами образования семьи выступают: стремление избежать одиночества, желание иметь детей, реализация потребности в эмоциональном контакте, в понимании, создание психологической «ниши», поиск способов и механизмов психологической защиты.
Диапазон индивидуальных моделей семьи достаточно велик. Также разнообразны феномены, в которых реализуются типы семейных отношений, от страстно-любовных до неприязненно- враждебных: любовь, дружба, синтонность, аттракция, симпатии и другие виды эмпатийных переживаний.
Более принятой является классификация функций семьи на специфические и неспецифические.
Неспецифические функции институт семьи был вынужден освоить под давлением складывающихся социально-исторических условий. Специфические функции семьи определяются ее сущностью, ее социальной природой: репродуктивная (рождение детей); социализирующая (обеспечивающая воспитание детей); охранительная (ответственность за защиту членов семьи).
Социологи считают, что в XX в. произошел «перехват» семейных функций, т.е. семья присвоила себе ряд функций других социальных институтов (образовательных, правовых, обслуживающих, досуговых и др.).
Так, неспецифическими функциями семьи являются: накопление и передача собственности и статуса, организация производства и потребления, ведение домашнего хозяйства; организация досуга, связанного с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, микроклимате, способствующем снятию напряжений, развитию каждого члена семьи.
|
Семья как институт социализации претерпевала и продолжает претерпевать существенные изменения. Традиционные семьи имеют родственно-семейный тип организации, а современные - ценностям рода предпочитают экономические и личностные интересы.
Основными трансляторами социальных и культурных ценностей, главными «фигурами», влияющими на решение задач воспитания и социализации, были и остаются родители ребенка.
Это не значит, что старшие члены семьи (бабушки, дедушки, тети, дяди) или старшие дети в многодетных семьях не могут быть реальными и равноправными участниками этих процессов.
Однако реальная ценность производимых ими воздействий находится в прямой зависимости от социальной, гражданской позиции и включенности в жизнедеятельность не только семьи, но других социальных групп.
Следовательно, в каждой семье складываются неповторимая психологическая структура семейных отношений, специфическая система воздействий. Культивирование в каждой семье ценностного отношения к каждому ее члену, его индивидуальным проявлениям, соблюдение прав и свобод, создание условий для творческой самореализации, формирование личной ответственности за все происходящее в семье могут превратить ее в личностно-развивающее пространство. Подробнее см.: Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. –– СПб.: Речь, 2004. – 272 с.
Минненур Ахметхановна Галагузова, Галина Николаевна Штинова, Юлия Николаевна Галагузова: «Социальная педагогика: учебник для вузов», М. 2008.
И др. учебники!
|
|
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!