Формы выкладки товара в аптеках — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Формы выкладки товара в аптеках

2022-08-21 31
Формы выкладки товара в аптеках 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В традиционной аптеке фармацевт спрятан за стеллажами с медикаментами, отпуск товара производится через окошко (рисунок 1).

 

 

Рисунок 1 – Формы торговли в аптеке: закрытая выкладка товара

К недостаткам аптек с закрытым доступом к продукции относится ограниченность самостоятельного изучения товара, и как следствие более низкая пропускная способность аптеки. В этом случае пропускную способность заведения можно увеличить наличием нескольких кассовых мест. К примеру, если площадь аптеки более 40 квадратных метров, то кассовых мест должно быть не менее двух. При этом немаловажно то, как их расположить в зале. Не рекомендуется устанавливать кассы вблизи входа-выхода, поскольку даже очередь из двух человек будет преграждать дорогу потоку покупателей. Кассовые места не должны также загораживать от покупателей обзор торговых витрин.

Многие лекарства отпускаются только по рецепту врача. Некоторые из них требуют особых условий хранения – например, только в холодильнике. Поэтому далеко не каждый лекарственный препарат может быть выложен в открытый доступ [10].

В соответствии с пунктом 3.19 Отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения. ОСТ 91500.05.0007-2003» открытая выкладка возможна только в отношении лекарственных препаратов безрецептурного отпуска и других товаров, разрешенных к отпуску из аптечных организаций [2].

Остальные лекарственные препараты и товары могут быть представлены только на закрытых витринах, обеспечивающих возможность их обзора посетителями аптеки и одновременно их сохранность.

Открытая форма выкладки товара в аптеке используется все шире и шире. Как и всякий коммерческий продукт, открытая форма предложения товара (т.н. открытая выкладка) (рисунок 2) потребителю помимо очевидных достоинств имеет и недостатки, причем во многом субъективного характера [14].

 

Рисунок 2 – Формы торговли в аптеке: открытая выкладка товара

 

Открытый зал аптеки, также как и помещения для хранения лекарственных средств, должен быть оснащен необходимым оборудованием, позволяющим обеспечить их хранение с учетом физико-химических, фармакологических и токсикологических свойств, а также требований законодательства и надлежащую сохранность препаратов. В частности, помещения аптечных организаций, расположенные в городе, должны быть оснащены системами охранной сигнализации с подключением на пульт с круглосуточным централизованным наблюдением или круглосуточно охраняться охранным предприятием. Это предусмотрено пунктом 3.10 Стандарта [4].

Кроме того, в соответствии с пунктом 6.12 Стандарта в залах самообслуживания посетитель должен иметь возможность сначала получить всю необходимую информацию об интересующих его безрецептурных лекарствах от консультанта, работающего в зале, и уже затем с выбранным товаром обратиться к контролеру-кассиру [4].

К несомненным достоинствам открытой выкладки товара относится современное, яркое оформление торговых помещений. Грамотная, просторная планировка торгового зала не позволяет образовываться очередям даже при ограниченном количестве кассовых аппаратов. Соблюдение элементарных правил мерчандайзинга дает покупателю первичную, побудительную информацию к покупке, ведь не секрет, что многие люди стесняются открыто говорить о своих болезнях и предпочитают покупать лекарства, самостоятельно сделав предварительный выбор.

Здесь весь товар выложен открыто: но фармацевтам нужно уследить за всем этим изобилием, и при этом успеть помочь покупателям сделать выбор

В этом случае очень важен высокий профессиональный уровень персонала, ведь после тактичной, грамотной консультации покупатель может сделать выбор в пользу пусть недешевого, но более эффективного препарата нового поколения, а также приобрести сопутствующие фармацевтические средства для комплексного применения [14].

Большим подспорьем для увеличения объемов продаж, а в конечном итоге – в продвижении на рынок новых и более эффективных препаратов, являются различные системы скидок и бонусов для постоянных клиентов или потребителей тех или иных брендов.

Важную роль в этой работе играет тесное сотрудничество с представителями крупных фармацевтических компаний, которые «из первых рук» предоставляют покупателям и персоналу аптеки самую свежую информацию о предлагаемых препаратах.

Как правило, хорошо организованная и активная работа в торговом зале развивает у фармацевтов и провизоров интерес к фармацевтической периодике и изучению специальной литературы, поскольку каждому специалисту в течение рабочего дня приходится отвечать на сотни различных вопросов.

Согласно пункту 6.11 Стандарта, для информации о лекарственных препаратах и других товарах, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, могут быть использованы витрины различного типа, где выставляются лекарственные препараты, отпускаемые без рецепта врача, и образцы имеющихся товаров [4]. Лекарственные препараты на витринах размещаются отдельно:

· лекарственные препараты для внутреннего употребления;

· лекарственные препараты для наружного применения.

А внутри групп лекарственные препараты располагаются по фармако-терапевтическому признаку.

Для того чтобы лекарства и другие товары были выставлены на витринах грамотно, аптека может воспользоваться услугами стороннего специалиста (или специализированной фирмы) или принять такого специалиста в штат [10].

Но, хотя в целом открытая форма продажи на сегодняшний день оценивается как наиболее динамичная и прогрессивная, следует отметить и некоторые трудности, возникающие при ее реализации.

Большой проблемой для всех аптечных учреждений с открытой выкладкой товара является организация сохранности товара в торговом зале. Аптеки открытой формы приходится оснащать автономными системами охраны (магнитные полосы на товаре, видеокамеры), необходимо присутствие сотрудников охранных фирм. Очень важны также тщательный подбор персонала, организация грамотной планировки зала (просматриваемость пространства) [14].

Вышеперечисленные меры являются основными и требуют значительных финансовых затрат, они во многом зависят от работы менеджеров, сотрудников сервисных служб и работников отдела кадров, так как не могут быть решены на уровне аптечного учреждения.

При этом выходом может стать вариант со смешенной выкладкой товара: здесь дорогостоящая медтехника спрятана за закрывающимися стеклянными дверцами, а товары обычного ассортимента доступны покупателям для самостоятельного выбора (рисунок 3).

 

Рисунок 3 – Формы торговли в аптеке: смешанная выкладка товара

 

Торговое оборудование для аптек с открытым доступом покупателей делится на несколько направлений. В таких аптеках необходимо наличие как открытых стеллажей, островков для товаров широкого потребления (фитопродукция, косметика, препараты, отпускающиеся без рецепта), так и закрытых витрин, в которых представлена эксклюзивная продукция (высокая ценовая категория), незнакомая широкому покупателю, требующая дополнительных консультаций по ней. Как правило, в аптеках самообслуживания по периметру помещения располагаются пристенные стеллажи, а в центре – стеллажи открытого типа и восьмигранные или шестигранные застекленные витрины. Желательно, чтобы островные стеллажи были не более 1,5 метра в высоту, чтобы покупатели могли просматривать весь торговый зал. Нужно также учитывать и такой момент: между островным оборудованием и стенами должны оставаться проходы не менее 120 см, в противном случае стоит воздержаться от установки островных стеллажей, поскольку они будут препятствовать потоку покупателей. Не стоит устанавливать стеллажи открытого типа близко к входу-выходу, т. к. увеличивается опасность хищений продукции [14].

Нельзя также не упомянуть о такой «болезни» сетевых аптек, как текучесть кадров. Неудобный график работы (12 -14 часов), ночные смены в круглосуточных аптеках, тяжелые в психоэмоциональном плане условия труда, высокие требования к соискателям отпугивают многих потенциальных работников [14].

Несмотря на все это, при грамотной организации и использовании всех преимуществ, открытая форма продажи (открытая выкладка товара ) становится действительно эффективной, отражающей сущность фармацевтической деятельности, для которой главное – пациент и поддержание его здоровья.

 

Требования к оборудования аптеки

Аптечная мебель сочетает в себе ряд характеристик, свойственных медицинской мебели и торговому оборудованию. Имеются, безусловно, у нее и специфические особенности, обусловленные конкретным функциональным предназначением мебели и оборудования для аптек.

Но все аптечное оборудование можно разделить на две большие категории: специализированные конструкции для хранения медикаментов и мебель для презентации или размещения сопутствующих товаров (косметики, средств гигиены и т.п.). Естественно, что никакая аптека не может обойтись без оборудования для хранения лекарств. Медицинские холодильные установки отличаются сверхтонкой регуляцией температуры, системой принудительной вентиляции. Фармацевтические шкафы, то есть шкафы для хранения медикаментов, характеризуются особой эргономикой внутреннего устройства, наличием огромного числа секций, рубрикаторов на фасадах ящиков, созданных для ускорения поиска нужного препарата.

Следует также учесть, что вид используемого оборудования для аптек зависит еще и от типа обслуживания. В большинстве случаев это происходит через прилавок, за которым происходит не только акт покупки, но и консультация. В аптеках с обширной площадью размещается дополнительное оборудование: горки, витражи, выставочные витрины, где посетитель может увидеть товар и выбрать необходимое.

Для аптек, продающих лекарства по рецепту, существует особое оборудование: прилавки и шкафы для медикаментов закрытого типа.

Мебель для аптек должна быть, в первую очередь, функциональной, надежной и безопасной в эксплуатации, но при этом также – качественной и эстетичной. Некоторые элементы аптечной мебели являются уникальными (более нигде не применяемыми). К примеру, рецептурные шкафы или боксы специальной конструкции для хранения лекарственных препаратов. Торговое оборудование для аптек (витрины, стеллажи, шкафы) также обычно адаптируется в соответствии с функциональной спецификой коммерческого заведения. Мебель для служебных помещений аптеки во многом сходна с деталями интерьера медицинских учреждений и лабораторий.

Касаясь требований к мебели и оборудованию, необходимо, прежде всего, обратить внимание на наличие нормативных актов, которые регламентируют хранение лекарственных препаратов и иных товаров, реализуемых аптечными учреждениями. Среди таких документов несколько приказов Министерства здравоохранения РФ, другие нормативные и законодательные акты. Полное соблюдение нормативных требований возможно лишь при точном и грамотном подборе оборудования и аптечной мебели.

Такой подбор осуществляется на основе ряда санитарно-гигиенических и фармацевтических требований, среди которых [13]:

· обеспечение соответствующих условий размещения, хранения лекарственных, медицинских препаратов с принятием во внимание их химических, физических и токсикологических свойств;

· обеспечение гарантий сохранности лекарственных препаратов, входящих в группы средств, расход которых контролируется в соответствии с законодательством РФ (наркотические, психотропные, ядовитые вещества и др.);

· обеспечение необходимого количества мест (площади) для размещения всего ассортимента лекарственных и медицинских препаратов, изделий, а также иных товаров, реализация которых разрешена в аптеках (аптечных пунктах и киосках) законодательными и нормативными документами РФ;

· обеспечение неизменности качества лекарственных, медицинских препаратов и изделий в процессе их хранения и реализации.

С точки зрения конструктивного исполнения мебель и оборудование для аптек должны соответствовать требованиям техники безопасности. Важна также эргономика и простота, быстрота доступа к различным элементам аптечного интерьера при проведении санитарной обработки. Особое внимание должно быть уделено материалам изготовления оборудования и мебели, которые должны обеспечивать их функциональность и безопасность.

Наконец, поскольку аптеки являются коммерческими заведениями, для привлечения покупателей, создания позитивного имиджа к оборудованию и мебели предъявляются требования эстетического характера. Современный дизайн, оптимальная стилистика приобретают особую важность при оформлении торговых залов аптечных учреждений.

Оборудование для аптек условно можно разделить на четыре группы:

1) Оборудование каркасного типа на основе алюминиевого профиля.

На сегодняшний день это, скорее всего, наиболее востребованное оборудование. Оно позволяет производить остекление со всех четырех сторон, что очень важно для островных витрин. В системе предусмотрена возможность установки петель для распашных и полозьев для раздвижных стеклянных дверок с замками. Вертикальные заполнения устанавливаются в пазы профиля, что продлевает срок их эксплуатации. Предусмотрена в системе и установка каркасных дверей офисного типа, что удобно при зонировании помещения и для ограничения доступа. Оборудование подобного типа имеет наиболее продолжительный срок эксплуатации. К недостаткам можно отнести высокую стоимость и некоторую стандартность дизайна.

2) Корпусная мебель.

Основной материал – ламинированная ДСП. Стеллажи имеют зашитые боковины и застекленную лицевую сторону. К достоинствам можно отнести низкую стоимость, возможность применения нестандартных форм, декоративных элементов. К недостаткам – низкий срок эксплуатации, меньшую наглядность при выкладке товара.

3) Стеллажи консольного типа.

Применяются для изготовления пристенных стеллажей или островных стеллажей для аптек свободного доступа. Изготавливаются на основе стальных перфорированных стоек, в которые устанавливаются кронштейны для металлических полок или полок из ДСП. Декорирование может быть различным.

4) Корпусная мебель «аквариумного» типа [14].

Это оборудование стало использоваться аптеками относительно недавно. Основное отличие подобного типа оборудования - раздельное изготовление тумбы из ДСП и стеклянной витринной части из клееного стекла или стекла, соединенного угловыми металлическими держателями. Конструкции выглядят легкими, воздушными, товар хорошо просматривается. Тумба или прилавок изготавливают из ламинированной ДСП или ДСП, покрытой пластиком. Надо сказать, что в последнее время оборудование, обклеенное пластиком (а не ламинатом, как раньше), становится наиболее актуальным. Декоративный пластик значительно повышает срок эксплуатации и улучшает внешний вид конструкций.

К недостаткам корпусной мебели «аквариумного» типа можно отнести высокую стоимость (сравнимую со стоимостью изделий каркасного типа и выше), и более низкую эксплуатационную прочность.

В каждом случае оборудование выбирается индивидуально, в зависимости от площади, конфигурации помещения, формата аптеки, и все же стоит учитывать некоторые моменты, которые влияют на удобство в обращении с торговым оборудованием. Так, наличие в витринах стеклянных дверок с раздвижными дверями более удобно и безопасно, чем распашных дверок, поскольку даже в открытом состоянии не занимают свободного пространства и не создают помех для покупателей и обслуживающего персонала. Но размеры раздвижных дверок должны быть не очень большими, чтобы не затруднять их движение по полозку.

Заранее стоит обдумать, какое оборудование лучше приобрести для заведения – модульное или отдельно стоящее. Отдельные стеллажи дороже, к тому же, установленные рядом друг с другом, они выглядят громоздко, отвлекают внимание от товара. Зато при необходимости их легко переставить. Модульное оборудование обойдется на 7-10% дешевле, да и внешне выглядит более современным и привлекательным. Но у этого оборудования один минус – передвинуть можно только весь модуль, что затрудняет перепланировку. Также важно учесть наличие дополнительной подсветки, поскольку общего света в помещении бывает недостаточно. Светильники не должны нагревать продукцию, поэтому рекомендуется использовать светильники дневного света [14].

В оформлении интерьеров аптек часто используются постеры, рекламирующие рецептурные лечебные средства.

Наблюдается тенденция в аптеках снижения использования «угловых конструкций». Кстати, борьба с углами, воцарение округлостей, дуг и плавных линий – это не просто примета моды. Сервисные и рабочие интерьеры, в которых минимальна доля жестких линий и углов, в большом почете у психологов. Например, в аптеке, где преобладают мягкие контуры, выше дух сотрудничества и творческая активность. Да и у работников не будут синяки от углов и острых кромок. Психологического комфорта добавит и цветовое разнообразие современной мебели. В настоящее время гамма красок и ламинатов самая разнообразная – от элегантно-чопорного графита до романтичной бирюзы и аквамарина, от уютного сливочного оттенка до бодрящего оранжевого. Аптека, человечная по цветам и формам обстановки действительно воспринимается сотрудниками как второй дом, а посетителями как интересный, приятный магазин. Что любому делу только на пользу [13].

Главное – создать свой неповторимый стиль, который поможет выделиться среди конкурентов. Этому лозунгу стараются следовать практически все аптеки. Одна из последних тенденций - устанавливать оборудование, изготовленное в фирменной цветовой гамме, которую закрепляет за собой заведение, а также наносить на оборудование логотип заведения. К примеру, сеть аптек «Первая помощь» выбрала для себя бело-красную цветовую гамму, в которой выполнен не только логотип заведения, но и все торговое оборудование. Аптеки «36,6» закрепили за собой голубовато-зеленый цвет, в котором выдержаны и торговые залы, и оборудование. Стандартность и однотипность остались в прошлом.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.