Глава 2. Анализ механизма организации контроля в организации управления таможенным органом — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Глава 2. Анализ механизма организации контроля в организации управления таможенным органом

2021-10-05 26
Глава 2. Анализ механизма организации контроля в организации управления таможенным органом 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 2.1. Мониторинг качества организации контроля в организации работы руководителя таможенного органа

 

Сущность государственного управления как властной деятельности раскрывает понятие «система», характеризующееся наличием определенных признаков и характерных черт, одной из которых, с точки зрения соотношения затрат (ресурсного обеспечения) и результатов функционирования системы, является эффективность. На основе взаимосвязи функций государственного управления и функций органов государственного управления юридической технологией оценки эффективности государственного управления в сфере таможенного дела может рассматриваться мониторинг показателей работы таможенных органов.

Задачи совершенствования процедур таможенного контроля, с одной стороны, и необходимость создания благоприятных условий для наращивания товарооборота участниками внешнеэкономической деятельности, с другой, нашло реализацию в создании и функционировании в нашей стране грузовых таможенных комплексов, автопортов, автотерминалов. Одним из приоритетных направлений совершенствования процедур таможенного контроля является полномасштабное внедрение электронного декларирования. За этих условие декларанту или брокеру нет нужды лично приносить в таможню необходимые для таможенного оформления документы. 

Опираясь на классические функции, которые выполняет мониторинг, можно выделить его следующие основные задачи по таможенным органам в зависимости от их уровней:

1) мониторинг таможенных формальностей (микроуровень):

- Изменений законов, правил, процедур, соглашений;

- Товаропотока на микроуровне;

- Определение таможенной стоимости;

- Таможенных платежей;

- Документов с целью установления их соответствия установленным требованиям;

- Обнаружение недостоверных данных;

- Обобщение данных о субъектах предпринимательства (качество ВЭД (добросовестность/недобросовестность));

- Безопасные / опасные торговые потоки и т. д.

2) мониторинг внутренней безопасности (соблюдения (выполнения) функций таможенными органами):

- Уровня квалификации работников;

- Количество профессиональных ошибок;

- Соблюдение законов, правил, процедур, соглашений и т. п.;

- Инвестиции в модернизацию таможни и их целенаправленное использование;

- Выявление факторов, которые оказывают дестабилизирующее и стимулирующее воздействие;

- Контроль соблюдения запретов и ограничений по перемещению товаров, транспортных средств через таможенную границу и т. п

3) мониторинг интегральный (макроуровень) – характеризует динамику показателей ВЭД страны, в том числе развития торговли, состояния таможенной безопасности, выявление дестабилизирующих факторов, изучение международного опыта проведения таможенных процедур, подготовка рекомендаций, направленных на преодоление негативных и поддержку положительных действий, мер, с целью поддержания надлежащего уровня безопасности таможенной границы РФ, влияние на экономический развитие.

Основными источниками информации таможенного мониторинга могут быть: анализ документов, наблюдения, опроса, международные источники информации (Thomson Reuters, Amadeus, Orbis Bureau Van Dijk, Zepol, Transfer Pricing One Source, Platts, Metal Bulletin, Metal-Pages, Mysteel, Металл Эксперт, Argus, ICIS Pricing, CRU Fertilizer Week, Industrial Minerals, Global Tax Surveys, IBDF, Новости рынков угля, Ежемесячный обзор рынков ферросплавов Европы, Новости международных рынков стали и сырья, Новости рынков стали и сырья СНГ, Eurofish, emeat, "Зерно Причерноморья", ТМ карта и т. п.); таможенные базы других государств и другие базы данных, имеющиеся в открытом доступе или на условиях подписки; программы спутникового мониторинга; данные органов статистики и профильных изданий; решения российских и иностранных судебных инстанций в сфере ценообразования.

Методическое обеспечение мониторинга индикаторами заключается в том, что прежде всего должна быть соблюдена сопоставимость данных показателей, что является основой дальнейшей работы с формирование мер по нейтрализации угроз, опасностей и прогнозирования дальнейшего развития таможенных процедур, таможенного контроля. Общемировой тренд функционирования государственных органов, на который ориентируется РФ, - KPI (Key Performance Indicators). Введенные им ключевые индикаторы результативности позволяют устанавливать ориентиры функционирования органов и контролировать их развитие. В отношении таможенных органов, то здесь используются  интегрированные показатели (индикаторы) эффективности их работы. А именно: CATT (Customs Assessment Trade Toolkit) – инструмент оценки таможенных органов; LPI (Logistics Performance Index) – индекс эффективности логистики; DB (Doing Business) – оценка бизнес-регулирования.

По мнению отечественных ученых, показатели оценки эффективности процедур таможенного контроля целесообразно разделить на три группы.

С помощью показателей первой группы осуществляется оценка эффективности процедур таможенного контроля на микроуровне. К этой группе относятся следующие показатели: оценка процедур таможенного оформления одной поставки (время прохождения таможенных формальностей; процент товаров, отобранных для физического осмотра; процент товаров, классификационный код которых было изменено); среднее количество документов для таможенного оформления одной поставки; - количество и продолжительность плановых, внеплановых проверок и встречных сверок; среднее количество дней, на комплекс таможенных процедур для одной поставки; количество отправлений товаров в таможен назначения в разрезе видов транспорта и направлений перемещения; количество субъектов ВЭД, подвергшихся проверке после таможенного оформления.

Вторая группа показателей оценивает уровень профессионализма должностных лиц таможенных органов,  осуществляют таможенный контроль, а именно: объем импортируемых товаров в расчете на одну

должностное лицо таможенных органов; средний объем импорта в количественном выражении в расчете на одно должностное лицо таможенных органов; среднее количество деклараций, оформленных одной должностным лицом за год; объемы оформленных грузов оформленных одним должностным лицом за смену (месяц, год); среднедневное перечисление таможенных платежей таможенным органом подобное.

С помощью показателей третьей группы возможно рассчитать влияние эффективности процедур таможенного контроля на макроэкономические показатели государства. В эту группу вошли такие показатели: процент таможенных платежей в общей сумме доходов государственного бюджета; количество доначисленных платежей в государственный бюджет; номинальный уровень таможенного нагрузки на экономику; выполнение плана поступлений таможенных платежей в бюджет; уровень использование электронных систем и технологий, которые позволяют сократить время прохождения товаров через таможню; уровень коррумпированности; количество зафиксированных случаев контрабанды и нарушение таможенных правил.

Таким образом, внедрение мониторинговой службы в таможенной системе является важным фактором в обеспечении экономической безопасности государства, ведь от сбалансированного, согласованного функционирование всех ее элементов в значительной степени зависит состояние государственных финансовой системы, макроэкономическое равновесие и дальнейший рост национальной экономики.

Еще одним путем совершенствования процедур таможенного контроля является упрощение процедур, необходимых для таможенного оформления. Сокращение перечня документов, необходимых для таможенного контроля. 

В современных условиях совершенствования таможенного законодательства, широкого значение приобретает исследование постмитного контроля. Основной целью внедрения таможенного постаудита в контрольно-проверочной работе таможенных органов является: формирование прозрачной таможенной системы, которая была бы адекватной современным тенденциям мировой торговли, соответствовала бы нормам, принятым в развитых странах, и должным образом осуществляла защиту законных экономических прав субъектов внешнеэкономической деятельности и государства. 

Следовательно, ФТС РФ осуществляются определенные меры по приближению отечественного законодательства к международным стандартам. Одним из последних шагом совершенствования таможенного законодательства в РФ стало принятие новой редакции Таможенного кодекса РФ, согласно которого, весомым средством к упрощению взаимоотношений между субъектами ВЭД и таможенными органами РФ является приведенный конкретный список документов и сведений, необходимых к представлению для осуществления таможенного контроля.

К числу проблем, выходящих за рамки отдельных таможенных органов, решение которых должно способствовать применению контроля в практике, можно отнести: недостаточное понимание концепции контроля; отсутствие обученных и опытных кадров для контроля; недостаточное участие руководства организаций в построении системы контроля и ее эксплуатации; системные проблемы в области управления организациями; отклонения в сторону оперативного контроля, преобладания учетно-аналитического аспекта над активной «обратной связью».

На сегодня ключевыми проблемами на пути развития государственной таможенной дела и реформирование таможен: сложность, чрезмерная бюрокатизированность и уязвимость для коррупции процедур осуществления таможенного контроля и оформления, а также разрешительной системы, которая предусматривает необходимость получения большого количества согласований и разрешений; отсутствие сбалансированности безопасности составляющей и упрощению таможенных процедур, внедренных или внедрение которых предусмотрено в ближайшее время. Индикатором этих проблем является значительная доля таможенных споров, решения судов по которым приняты не в пользу таможни. По оценкам экспертов она составляет от 61 % до 90 %. Часто это связано с запутанными, некачественными нормативными актами, несогласованностью с ними ведомственных приказов и писем, которые при этом есть в неконтролируемо большом количестве.

Повышение эффективности организации взимания таможенных платежей можно достичь за счет:

- улучшение организационно-правового и информационного обеспечения деятельности контролирующих путем проведения анализа классификационных решений традиционного импорта и пересмотра перечня товаров «группы риска»; активизации сотрудничества с производителями и импортерами товаров в части получения справочной информации о ценах и факторах, влияющих на их уровень;

- ограничение сроков представления заключений экспертными подразделениями с целью обеспечения требований Таможенного кодекса относительно оформления полной таможенной декларации; совершенствование организационных мероприятий путем усиления контроля таможенных органов за правильностью классификации и определения страны происхождения товаров, в отношении которых установлены дифференцированные ставки ввозной пошлины и специальные и антидемпинговые меры.

Решение указанных вопросов на практическом уровне позволит повысить качество таможенного регулирования и усовершенствовать процесс взимания таможенных платежей в РФ, что в свою очередь увеличит поступления в государственный бюджет. Совершенствование управления в таможенных органах на основе контроля должно происходить на путях реализации принципов менеджмента качества; системного анализа; процессно-стоимостного управления; управления по отклонениям; программно-целевого управления; программно-целевого и индикационного планирования.

С целью предупреждения нарушений таможенных правил и обеспечения уплаты таможенных платежей в полном объеме обязать областные таможни ФТС обеспечить:

- проведение углубленного анализа внешне-экономических операций по товарам, которые ввозятся в РФ без указания конкретного получателя (ордерные поставки) для формирования дополнительных таможенный формальностей;

– таможенного досмотра и взвешивания;

– усиление аналитически-поисковой работы, в том числе с применением системы управления рисками, в направлении, выявления рисковых внешне-экономических операций, связанных с недостоверным декларированием товаров, а именно их физическими, количественными, качественными, весовыми характеристиками и т. д;

- обязательное письменное информирование таможни об установленных расхождениях, выявленных во время товаров, взвешивания и т. п., для учета ими полученных сведений при выпуска товаров в свободное обращение.

Таким образом, совершенствование управления таможенными платежами на принципах контроля в таможенных органах возможно только при условии систематизации законодательных и нормативно-правовых и приведение их в соответствие с общепринятыми мировыми нормами и стандартами с целью обеспечения удобства их применения контролирующими органами. Несмотря на то, что контроля является эффективным методом управления таможенными платежами, на сегодняшний день наблюдается его внедрения таможенными службами Германии, Австрии.

В РФ, как и в других государствах, концепция контроля как системы информационно-аналитической и методической поддержки управленческой деятельности не является разработанной в полном объеме. Этому предшествует ряд причин, прежде всего таких как: недостаточное понимание концепции контроля; отсутствие опытных кадров в области контроля; недостаточное участие руководства организаций в построении системы контроля и тому подобное.

Проанализировав использование контроля в организации работы таможни ФТС РФ, можно сделать вывод, что хоть в данный момент и предприняты решительные шаги по внедрению политики и концепции контроля в организацию работы, но не решен целый ряд ключевых, системных проблем, управленческих в том числе, без устранения которых невозможно поднять на качественно новый уровень работу таможенных органов и повысить эффективность деятельности службы в целом.

В рамках формирования целостной системы оценки эффективности государственного управления в сфере таможенного дела и качества работы таможенных органов мониторинг должен выстраиваться как комплексный правовой институт, организация и функционирование которого также должны обеспечиваться на системной основе.

 

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.