Глава XXXIII. Единоверие при разнообразии обрядов — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Глава XXXIII. Единоверие при разнообразии обрядов

2022-07-07 18
Глава XXXIII. Единоверие при разнообразии обрядов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

I. Бл. Иероним Стридонский: а) «Церковные предания, в особенности те, которые не вредят вере, должно сохранять так, как они переданы предками, и что обычаи одних не разрушаются противоположным обыкновением других... Пусть каждая провинция исполняет свои обычаи и правила предков считает установлениями апостольскими» (ч. II, стр. 258–259).

 

б) «Виктор думал, что многие азийские и восточные епископы, которые праздновали Пасху в одно время с иудеями, в четырнадцатый день месяца, должны быть осуждены. Но с этим мнением Виктора не согласились даже те, которые были несогласны с вышеупомянутыми епископами касательно дня празднования Пасхи» (ч. V, стр. 310).

 

в) «Поликарп, епископ Ефесский, вместе с прочими Азийскими епископами, которые по некоторому древнему обычаю праздновали Пасху в одно время с Иудеями в четырнадцатый день месяца, написал против Виктора, епископа Римского, синодальное послание, в котором говорит, что он следует авторитету ап. Иоанна и древних. Из упомянутого послания мы выписываем эти немногие строки: итак мы празднуем день Пасхи ненарушимо, ничего не прибавляя, и не убавляя. Ибо в Азии почили величайшие светила церкви, которые воскреснут в день Господа, когда Он приидет с небес во славе Своей, чтобы воскресить всех святых, а именно: Филипп один из двенадцати апостолов, который почил в Иераполе, и две его дочери, которые состарились в девстве, и третья его дочь, которая, преисполненная Духа Святого, скончалась в Ефесе; также Иоанн, возлежавший на персях Господа, и бывший его первосвященником, носящим на челе золотую дщицу, мучеником и учителем, почил в Ефесе; и Поликарп, епископ и мученик, почивает в Смирне и Фразей, епископ и мученик из Евмении, почил в той же Смирне. Нужно ли упоминать еще о Сагаре, епископе и мученике, который почивает в Лаодикии, о блаженном Папирие, и о Мелитоне евнухе, который, во Св. Духе всегда служа Господу, скончался в Сардах и ожидает воскресения в Его пришествие? Все они, не уклоняясь от евангельского предания ни на какую сторону и следуя церковному правилу, праздновали день Пасхи в четырнадцатый день месяца. И я также наименьший из всех вас, Поликарп, согласно постановлению соседей моих, которым и я последовал (ибо присутствовали на соборе семь соседних мне епископов и я восьмой), всегда праздновал Пасху в то время, когда народ иудейский совершал праздник опресноков» (ч. V, стр. 314–316).

 

II. Св. Иоанн Златоуст а) «И не дни только соблюдал Павел, но соблюдал и другие заповеди закона; а между тем он взывает к Галатам: се аз Павел глаголю вам, яко аще обрезаетеся, Христос вас ничтоже пользует (Гал.5:2). Так, тот самый Павел, который говорит: аще обрезаетеся, Христос вас ничтоже пользует, сам обрезал, как известно, Тимофея. Нашел, говорится в писании, Павел в Листрах некоторого юношу, сына жены некия иудеяныни верны, отца же еллина, обреза его, потому что не хотел посылать необрезанного учителем (Деян.16:1–3). Что делаешь ты, блаженный Павел? Словом уничтожаешь обрезание, а делом снова поддерживаешь его? Не поддерживаю, говорит он, но уничтожаю его делами. Тимофей был сын жены иудейской верной, а отцем имел эллина, из рода необрезанных. Но так как Павел намеревался послать его учителем к иудеям, то не хотел посылать его необрезанным, чтобы с самого начала не заграждать двери учению... Видите ли удивительное снисхождение? Он соблюдает времена, чтобы уничтожить соблюдение времен; совершает обрезание, чтобы прекратить обрезание; приносит жертву, чтобы уничтожить жертвоприношение. А что действительно для этого он так поступал, послушай его самого: бых подзаконным, говорит он, яко подзаконен, да подзаконныя приобрящу: и свободен сый от всех, всем себе поработих (1Кор.9:20)... Ты, говорит, требуешь обрезания, я не противлюсь, но последую тебе; ты хочешь жертвоприношения, я приношу жертву; ты желаешь, чтобы я, оставивший твой образ жизни, остригся, я готов исполнить это требование; ты повелеваешь мне соблюдать пятидесятницу, и в этом я не противоречу; куда бы ты ни повел меня, я следую и уступаю, ожидая, пока уда слова углубится в тебя так, чтобы вернее можно было отвлечь весь народ ваш от древнего служения и образа жизни»... (т. III, стр. 89–91).

 

б) «Когда было время снисхождению, то и Павел иудействовал; а когда не было времени снисхождению, а нужно было предлагать догматы и законы, то и Петр, оставив эту снисходительность, предлагал точные и чистые догматы» (т. III, стр. 396).

 

в) «И се ученик некий бе ту, именем Тимофей, сын жены некия иудеаныни верны, отца же еллина: иже свидетельствован бе от сущих в Листрех и Иконии братии. Сего восхотел Павел с собою изыми: и прием обреза его, иудей ради сущих на местах онех: ведяху бо вси отца его, яко еллин бяше (Деян.16:1–3). Достойна удивления мудрость Павла! Он во всем смотрел на пользу; не делал ничего просто, по предубеждению. Сего восхоте, говорит писатель, с собою изыти (т. IX, стр. 306).

 

г) «Павел поступал по иудейски в Иерусалиме, а в Антиохии – нет; он поступал по иудейски, а другие соблазнялись, но соблазнялись несправедливо» (т. IX, стр. 404).

 

д) «Ныне многие у нас и постятся в один день с иудеями, равным образом и субботы соблюдают; мы же терпим это с мужеством, или лучше, с унижением» (т. X, стр. 743).

 

е) «Тимофей был одним из учеников ап. Павла. Лука свидетельствует (Деян.16:2), что он был юноша, достойный удивления, заслуживши одобрение от братии в Листрах и Иконии. Он был в одно и то же время учеником и учителем, и при том был до такой степени рассудителен, что, хотя слышал, что Павел, проповедуя, не обязывал принимать обрезания, хотя и знал, что по этому поводу он противостал Петру, однако согласился не только проповедывать против обрезания, но даже принять такое обрезание: обрезал его апостол, говорит Лука (Деян.16:23), когда он был уже в таком возрасте, а потом уже вверил ему управление церковью» (т. XI, стр. 618).

 

III. Бл. Августин: а) «Все то, что предписывается нам словом Божиим, без сомнения должно быть соблюдаемо каждым, как закон Господень. А из обычаев, основывающихся на предании, те одинаково для всех важны и обязательны, которые наблюдаются всею церковью; ибо явно, что эти обычаи введены или апостолами, или вселенскими соборами, которых важность в церкви непререкаема. Другие же, которые не имеют такого свойства, не имеют такой и обязательности. Так например: в одних церквах положен пост по субботам, а других нет; в иных местах каждый день совершается бескровная жертва, – в других только по субботам и воскресным дням, а в иных – по одним воскресным дням... Бл. Августин припоминает ответ св. Амвросия, на вопрос его о том, должно ли ему и матери его, поститься в субботу, по обычаю родины своей, или не должно, по обычаю Медиоланских христиан. «Я сам так поступаю», говорил св. Амвросий, «когда бываю в Риме, то пощусь вместе со всеми в субботу, а здесь не пощусь. И вы наблюдайте всегда обычай той церкви, в какой случится быть вам, чтобы не произвесть или не потерпеть соблазна... Спорить об этом (т. е. о разных обычаях), говорит бл. Августин, не должно. Пусть каждый поступает в сем случае по вере и совести своей, если не примет запрещения от настоятеля церкви. Закхей с радостью принял Господа в свой дом, а сотник отказался от такой чести, по чувству недостоинства своего: поступки различные, но одинаково похвальные» (Жизнь и твор. его, изд. 1885 г., стр. 58–59).

 

б) «В сих вещах, относительно которых ничего определенного не постановило Божественное Писание, обычай народа Божия или установления предков должны быть почитаемы законом. Если бы мы хотели спорить о них и на основании обычая одних людей порицать других людей, то родилась бы бесконечная борьба, которая трудом словопрения не внушила бы никаких подлинных документов истины, почему и должно опасаться, чтобы бурей препирательства не омрачить ясной погоды любви... Да будет одна вера по всей, всюду простирающейся церкви, как бы внутри в членах, хотя самое единство веры прославляется некоторыми различными обыкновениями, которыми нисколько не наносится ущерба тому, что есть истинного в вере. Ибо вся красота дщери царевой внутрь (Пс.44:14), а оныя обыкновения, которые состоят в различных празднованиях, понимаются, как ее одежда. Почему там говорится: рясны златыми одеяна и преиспещрена. Но и сия одежда пусть так разнообразится различными празднованиями, чтобы не быть разодранной враждебными спорами» (Патрол. Миня. См. у Голубинского «К нашей полемике с старообр.» М., 1896 г., стр. 33–34).

 

в) «Часто примечал я со скорбью и болью сердечною, что многие смущения причиняются немощным чрез спорливое упрямство или суеверную боязливость некоторых братий, которы в вещах, относящихся к тому роду, что ни на основании авторитета Св. Писания, ни на основании предания вселенской церкви, ни соображением пользы к исправлению жизни не может быть постановлено о них определенного решения, возбуждают столько споров, так как не считают ничего правильным кроме того, что сами наблюдают...

 

Различно по разным местам и по странам наблюдаемое, как то, что одни постятся в субботу, а другие нет, что одни ежедневно приобщаются тела и крови Господней, а другие принимают их в известные дни, что в иных местах не пропускается ни одного дня, чтобы не совершалось приношения, а в других – только в субботу в воскресенье, и если что другое сего рода может быть указано, весь этот род (отдел обычаев) подлежат свободному соблюдению и не может быть относительно сего лучшей дисциплины для настоящего и мудрого христианина, чтобы поступать так, как поступают в той церкви, в которой ему случится быть. Ибо что не восстает ни против веры, ни против добрых нравов, должно быть почитаемо за безразличное и должно быть соблюдаемо согласно с теми, среди которых живем» (там же, стр. 34–35).

 

IV. Св. Афанасий Александрийский: а) «Созывать первый (собор) побудили арианская ересь и празднование Пасхи; потому что христиане в Сири, Киликии, Месопотамии разногласили с нами и совершали Пасху в то же время, в какое совершают иудеи. Но благодарение Господу. Как о вере, так и св. празднике утвердилось согласие» (т. III, стр. 278).

 

«Христиане в Сирии, Киликии и Месопотамии погрешали в празднестве и совершали Пасху с иудеями» (т. III, стр. 96).

 

б) «Одно и то же, смотря по времени, и в некоторых обстоятельствах, непозволительно; а в других обстоятельствах, и благовременно, допускается и позволяется» (Посл. к Аммуну; Полн. Кормч. Пр. Св. О. стр. 115).

 

V. Св. Василий Великий: а) «Потребна великая тщательность и многопопечительность, чтобы церквам оказать какое-нибудь благодеяние. Благодеянием же будет соединение доселе разделенного; и соединение воспоследует, если согласимся снизойти к немощным в том, что не повредит нашим душам. Итак, поелику многие уста отверзаются против Духа Святого, и многие языки изощряются в хуле на Него; то прошу Вас, ограничьте хулящих, сколько можно вам, меньшим числом, и кто не называет Духа Святого тварью, тех приимите в общение, чтобы остались одни хулители, и они, или устыдясь, возвратились к истине, или, оставаясь в грехе, по малочисленности своей утратили вероятие и других. Мы ничего больше не требуем, а предлагаем только желающим единения с нами братиям никейскую веру; и, если соглашаются на оную то требуем еще не именовать тварию Духа Святого, и не иметь общения с именующими. Кроме же сего согласен я ничего не требовать (т. VI, стр. 235, изд. 1892 г.).

 

б) В первом каноническом правиле, рассуждая о способах принятия в церковь еретиков и раскольников, говорит, что в сем случае «подобает последовати обычаю каждой страны» (Полн. Кормч. 148 стр. пр. Св. О. О.).

 

VI. Св. Григорий Богослов: «Но вас (духоборов) затрудняют слоги, останавливает одно речение, и оно делается для вас камнем претыкания и камнем соблазна, чем для некоторых был и Христос. Это, человеческая немощь. Сойдемся между собою духовно, будем лучше братолюбивыми, нежели самолюбивыми. Признайте силу Божества, и мы сделаем вам снисхождение в речении. Исповедуйте естество под другими наименованиями, какие наиболее уважаете, и мы уврачуем вас как немощных, даже скрыв иное к вашему удовольствию. Ибо стыдно, подлинно стыдно и довольно безразсудно быть здравыми по душе и ставить в великое звуки, утаевать сокровище, как бы завидуя, другим, или опасаясь, чтобы не освятить и языка. Но еще стыднее нам подвергаться тому же, в чем других обвиняем, и осуждая споры о звуках, самим стоять за букву. Исповедуйте в Троице единое Божество, или, если угодно, единое естество; и я испрошу вам у Духа слово: Бог. Ибо очень знаю, что давший первое дастъ и второе, и тем паче, если причиною спора какая-то духовная робость, а не диавольское упорство. Скажу еще яснее и короче: ни вы не обвиняйте нас за речение более возвышенное (ибо не должно завидовать возвышению), ни мы не будем вас осуждать за то речение, которое вам до времени по силам, пока не достигнете, хотя другим путем, того же с нами пристанища. Мы домогаемся не победы, а возвращения братьев, разлука с которыми терзает нас» (т. IV, изд. 1889 г., стр. 9).

 

VII. Св. Киприан Карфагенский: а) «Чтобы обезопасить мир в собственной церкви, он (Киприан) решился созвать новый, третий, собор по одному и тому же вопросу. Собор сей, на котором было 85 епископов, много пресвитеров и диаконов, при множестве также народа, открылся в сентябре 256 года. На нем прежде всего прочитана была переписка Киприана с Юбаяном; потом Киприан приглашал отцов собора высказать мнение свое с полною свободою, ничего не опасаясь за то, что кто скажет: «остается, говорил он, высказать каждому свое мнение объ этомъ предмете. Мы никого не принуждаемъ и никого не лишаем общения, хотя бы кто мыслил неодинаково с нами; ибо никто из нас не ставит себя епископом епископов, никто страхом насильственной власти не принуждает братий к повиновению себе; каждый епископ по своему усмотрению и с полной свободой и властью может действовать, и ни сам быть судим от других, ни других судить может» (т. I, стр. 75 перв. счета).

 

б) «Мы никого не принуждаем, никому не даем закона, потому что всякий предстоятель свободен управлять своею церковью по своей воле, имея дать отчет в своем действовании Господу» (т. I, стр. 284, пис. 59).

 

в) «Все это в краткости мы написали тебе, возлюбленнейший брат, по мере сил наших, не имея в мыслях ни предписывать, ни навязывать кому-либо своего мнения; пусть всякий епископ по свободному своему произволению поступает так, как считает должным» (т. I, стр. 300, пис. 60-е).

 

VIII. Пр. Феодор Студит: а) «То, что делается применительно, не есть закон, и не все отличается безукоризненностью. Так и Павел применительно к обстоятельствам обрезал Тимофея, однако это не вошло в закон; ибо он сам отвергал обрезание, громко взывая: аще обрезание проповедую, почто гоним есмь (Гал.5:11)? (т. I, стр. 27–28).

 

б) «Ибо предел приспособления, как ты знаешь, состоит в том, чтобы ни совершенно (отступать) нарушать какое-нибудь постановление, ни в случае, когда можно сделать малое послабление по времени и обстоятельствам, дабы таким образом легче достигнуть желаемого, не вдаваться в крайность и не причинять вреда важнейшему. Этому мы научились между апостолами от Павла, который очистился и обрезал Тимофея (Деян.21:26; 16:3); а между отцами от Василия Великого, который принял приношение Валента и до времени не употреблял прямого названия Бог о Духе. Но ни Павел не продолжал очищаться, ни Василий – принимать еще дары от Валента и не называть Духа Богом; напротив видно, что они оба готовы были принять смерть за то и другое. Таким обравом, кто приспособляется к обстоятельствам века, тот не отступает от добра; ибо он скорее достигает желаемого, уступить немного, подобно управляющему кормилом, который опускает несколько руль в случае противной бури. А поступающий иначе отступает от цели, совершая преступление вместо приспособления к обстоятельствам» (т. I, стр. 182–188).

 

IX. Шестой всел. собор: «Богоносные отцы наши рассудили, да будут соблюдаемы обычаи каждой церкви» (39 пр. по полн. Кормч.).

 

X. Евсевий историк: «В то время возник (в церквах) немаловажный спорный вопрос. Все азийские епархии, основываясь на древнем предании, полагали, что праздник спасительной Пасхи должно совершать в четырнадцатый день лунного месяца, когда иудеям поведано было закалять агнца, и в тот именно день, которым бы он ни был днем недели, прекращать пост. Но прочие церкви во всей вселенной держались не этого обычая, а другого, перешедшего по преданию от апостолов и сохраняемого до ныне, то есть, что пост надобно прекращать не в иной какой день, а в день воскресения Спасителя нашего... Между азийскими епископами, которые твердо стояли в том, что должно сохранять древний, преданный ими обычай, главное место занимал Поликарп. В своем послании к Виктору и римской церкви, он излагает дошедшее до его времени предание следующими словами: «Мы празднуем этот день непогрешительно, ничего не прибавляя и не отнимая. В Азии погребены великие началовожди, имевшие воскреснуть в день пришествия Господня, когда облеченный славою Господь придет с неба и воскресит всех святых: Филиппа, одного из двенадцати апостолов, погребенного в Иерусалиме...; также Иоанна, который возлежал на персях Господа, был священником и носил дщицу, был исповедником и учителем, и погребен в Ефесе; равным образом, смирнского епископа и мученика Поликарпа... Упомянуть ли еще о епископе и мученике Сагарие, который почил в Лаодикии, о блаженном Папирие и евнухе Мелитоне, который все делал по внушению Св. Духа, и почивает в Сардах, ожидая епископства небесного, по воскресении из мертвых? Все они праздновали Пасху, по Евангелии, в четырнадцатый день, ни в чем не отступая от правила веры, но во всем держась его»... Вслед за сим предстоятель римской церкви Виктор хотел было отсечь от единения епархии всей Азии с определенными ей церквами, как разномыслящие, и своими грамотами объявил тамошних братий совершенно лишенными общения. Но это не всем епископам нравилось; многие из них напротив советовали ему позаботиться лучше о мире, единении и любви с ближними. Известны и до ныне их послания, в которых они сильно порицают Виктора. Из числа сих посланий одно написано Иринеем от лица гальских, подчиненных ему братий. В нем Ириней хотя и утверждает, что таинство воскресения Господня должно праздновать только в день воскресный, однакож и Виктор, как должно, советует не отлучать от общения целые церкви Божии за то, что они сохраняют преданный им древний обычай, и к сим словам присоединяет следующие: «Разногласят не только об этом дне, но и о самом образе поста: ибо одни думают, что должно поститься один день, другие – два, а иные больше; при том некоторые мерою своего дня почитают сорок дневных и ночных часов. Такое различие в соблюдении поста произошло не в ваше время, но гораздо прежде, – у наших предков, которые, вероятно, не соблюдали в этом большой точности и простой, частный, свой обычай передавали потомству. Тем не менее однако же все они сохраняли мир, и мы живем между собою в мире, и разногласием касательно поста утверждается согласие веры». К этому Ириней присоединяет еще повествование, которое хорошо будет предложить здесь. Оно состоит в следующем: «Пресвитеры, жившие до Сотира и управлявшие тою церковью, которою ты ныне управляешь, именно: Аникита, Пий, Игин, Телесфор и Ксист, как сами не соблюдали этого обычая в праздновании Пасхи, так и своим не позволяли соблюдать его. Несмотря однако же на это несоблюдение, они тем не менее сохраняли мир с братиями, приходившими к ним из тех церквей, в которых хоть обычай был соблюдаем, хотя соблюдение его для не соблюдавших должно было казаться весьма странным. За этот обычай никто и никогда не был отвергаем напротив, те самые, не соблюдавшие его и предшествовавшие тебе пресвитеры, братиям, приходившим из других, соблюдавших его епархий, посылали евхаристии. Когда блаженный Поликарп при Аниките приходил в Рим, то оба они и касательно других предметов немного спорили между собою, но тотчас согласились, а об этом вопросе и спорить не хотели: потому что ни Аникита не мог убедить Поликарпа не соблюдать того, что он всегда соблюдал, живя с Иоанном, учеником Господа нашего, и обращаясь с другими апостолами; ни Поликарп не убедил Аникиту – соблюдать, ибо Аникита говорил, что он обязан сохранять обычаи предшествовавших себе пресвитеров. Несмотря на такое состояние дела, они однако же находились во взаимном общении; так что Аникита, по уважению к Поликарпу, позволил ему совершать в своей церкви евхаристии; и оба они расстались в мире, равно как в мире со всею церковью находились и соблюдавшие тот обычай, и несоблюдавшие (Церк. История кн. 5, гл. 23 и 24, стр. 280–285. См. то же у Иринея Лионского стр. 692–693).

 

XI. Св. Ириней Лионский: «Апостолы установили, чтобы мы не осуждали никого за пищу и питие и какой-нибудь праздник или новомесячие или субботы. Откуда же эти распри, откуда расколы? Мы празднуем, но в закваске злобы и лукавства, раздирая церковь Божию, и соблюдаем внешнее, чтобы отвергнуть лучшее – веру и любовь. Что такие праздники и посты неугодны Богу, мы слышали из слов пророческих» (гл. 36, стр. 710).

 

XII. О чиноприеме донатистов: Западная церковь (римская и медиоланская) на соборе, бывшем в Италии, определила не принимать хиротонии донатистов и обращающихся из них снова рукополагать, при поставлении в клир, – а отцы карфагенской церкви «заблагорассудили приходящих к православной вере из донатистов принимать так, чтобы они удерживали свои священнические степени, ибо отцы видели в этом одно из самых верных средств к уничтожению раскола» (79 пр. Карфаг. соб. и толк. Зонары и Вальсамона, см. и у Иоанна Смоленского, т. 2, стр. 198–199).

 

XIII. Фирмилиан, еписк. Кесарий Каппадокийский: «И живущие в Риме не во всем соблюдают то, что предано от начала; и напрасно кто-нибудь стал бы претендовать на знание апостольского авторитета, основываясь на том: что видит у них относительно дней празднования Пасхи и относительно многих других божественных таинств некоторой разности и что не наблюдают там (в Риме) одинаково всего, что наблюдается в Иерусалиме, почему и в других весьма многих провинциях многое, по различии мест и людей, пестреет разнообразием, и однако из-за сего никогда не было отступаемо от мира и от единства кафолической церкви» (В Патрол. Миня, т. III; см. у Голубинского «К нашей полемике»... по изд. 1905 г. стр. 135).

 

XIV. Бл. Феофилакт Болгарский: а) «Необрезанный Тит, говорит он (апостол), не был принуждаем обрезаться. А это служит важнейшим доказательством того, что и апостолы допускали обрезание не в качестве закона, а по некой экономии (т. е. как временную меру благоразумного снисхождения к немощным), ради верующих от обрезания, – и того, что они не могли порицать проповеди Павла, которого ученик был необрезан» (Толк. на посл. Галат., Казань, 1884 г., стр. 19).

 

б) «Аще-бо внидет в сонмище ваше муж, злат перстень нося в ризе светле, внидет же и нищ в худе одежде, и воззрите на носящего ризу светлу, и решите ему: ты сяди здесь добре: и нищему речете: ты стани тамо, или сяди здесь на подножии моем», – У евреев, кажется, особенно в обычае было носить перстни. Но при этом иной скажет, может быть: если Иаков есть учитель завета Христова, то почему не прекращает подзаконнаго, но еще возвышает оное, принимая остающихся в благочестии подзаконном, а не порицая их? Такому мы отвечаем, что теперь Иаков беседует с ними поближе и снисходит их немощи, чтобы, тотчас отменив закон, не заставит их отступиться от него по новости учения. Но он ведетъ дело с основательным расчетом, уступив, насколько это было безвредно для него, в новом завете и подзаконным обрядам. Ибо чем отвращало его от веры Христовой соблюдение субботы или пост и воздержание от снедей? Чрез эту уступчивость завладев их вниманием к своим собственным словам, он мало по малу убеждает их отставать от подзаконных обрядов, как бесполезных и ведущих к рабству, а не к свободе, подаваемой о Христе. Итак, мудро пользуясь небольшими уступками, предложил приличное христианам тогда, когда они беспрепятственно внимали словам его» (Толк, на соборные посл. св. Апостол, т. V, ч, 2, изд. 1905 г., стр 15–16).

 

в) «И се ученик некий бе ту, сын еллина. Замечательно, что иудеи так пренебрегали законом, что своих дочерей выдавали за еллинов и женились на еллинках. И прием обрез его, иудей ради. Достойна великого удивления мудрость Павла. Он, который так ратовал против обрезания язычников и который давал толчек всему, пока не решили вопроса, обрезал своего ученика. Он не только другим не запрещает этого, но даже сам делает это. В каждом деле он имел в виду пользу и ничего не делал без цели. И тому нужно удивляться, как еще Павел расположил его к обрезанию). Иудей ради сущих в местех онех: потому что они никак не решились бы слушать слово Божие от необрезанного» (Толк. на 3 ст. 16 гл. Деян. св. Апостол, т. V, стр. 165).

 

XV. Бароний Летописец: а) «Павел святый, ради иудеев, да не соблазняются, Тимофея по закону, уже по том соборе (т. е. апостольском), обреза и в Кенгрех аки назарянин власы себе остриже, и прежде ятия своего, в Иерусалиме в церкви, жертвы Моисеевы, и очищения законная сотвори. Доброе сие бысть и святое дело, дабы человеком отражения от евангелия не было. Еже сам себе Павел святой похваляет, глаголя: со иудеями бых аки иудей, с языки бых аки язычник, да всех приобрящу Христу» (лето 51-е, число 9-е).– «Сущь Павел святый в Листрех, Тимофея юношу благочестива, хотя имети сослужителя и сына духовного, и с собою его в путь свой водити, понеже отца имеяше поганина: иудеев ради обреза его, и еже зело во иная времена возбраняше, и писаше глаголя: аще ся обрезовати будете, Христос вам ничтоже пользует, то сам сотвори. И чесо ради? Или о сем, иже о таковых делех Петра святого мняшеся укоряти, сам укоризны не имеяше? Якоже и Петр святый не име. Понеже на время, а не от закона, ниже от нужде душевная, добрым сердцем, и ради созидания, дабы иудеи онаго града от евангелия не отразилися, то сотворися» (Лето 51-е, число 16-е).

 

б) «Поликарп прият любезно от Аникиты папы в Риме. Пришествия своего в Рим сию вину имеяше, дабы согласил церкви восточные с западными о дне празднества Пасхи: ибо восточные с иудеями праздноваху, и неможаше быти в то время иное согласие, кроме сего, дабы в любви и во единой вере вси пребывающе, всяк по своему обыкновенно пасху праздновал. Тако и апостолы, аще и уставиша в неделю пасху праздновати, обаче иным со иудеями празднующим не противишася, но им снисхождаху: наипаче тем, иже от иудей бяху, которых обычая наследницы оставите не хотяху» (лето 167-е, число 2-е).

 

в) Воста немалое разнствие в церкви Божией о дни празднества пасхи. К сему вина бяху нецыи еретицы, иже и сим церковь Божию терзаху и разделяху. Того ради собрашася епископи в разных странах на соборы местные, и согласишася на сие вся церкви и восточные, дабы в неделю по полноте первого месяца, сиесть марта, праздновали пасху, а не иудейски четвертого надесять дне, по зачатии сего месяца, в кий-либо день случится. Едини епископи Азии меншия, ихже глава бе Поликрат, сопротивишася, глаголюще: яко от древле еще от апостолов, со иудеи купно сей день праздноваша и празднуют, и сего предания оставити не могут; и есть о сем послание Поликрата к Виктору папе. В нем же возвещаетъ: яко на своем соборе вси не соизволиша – свой древний обычай и предание пременити. Виктор, видя иных всех церквей великое согласие, а единых Асийских епископов упорных, клятве предаде их, и от соединения и общения церкве святыя отсече. – Сей клятве мнози противу сташа, яко же Ириней святый Лугдунский епископ, и зело поношаху Виктору о сем, яко толь многих епископов дерзнул от церкве отлучити, ихже, прежде его бывшии папы, не отлучаху ради оного стерпимого разнствия, мира и любве общия не раврываху... Балтус некий в Риме сим народ прельщаше, дабы по закону Моисееву иудейски, не в неделю, егда в 14 день, зачатие месяца, то есть новомесячие случится, праздновати пасху. Сего уже терпети Виктор не можаше, дабы еретиком и раскольником согласен быти не возмнелся. Во многих странах между христианами сие несогласие было, даже потом во сто и неколико десятиц лет Никейским собором окончася, иже повел, дабы вси в неделю по полноте первого месяца праздновали. Но и потом, глаголет св. Афанасий, в Сирии и Киликии схи тессаресдекатиты (сиесть четыренадесятницы) обретахуся» (лето 198-е, числа 1, 2 и 3-е).

 

г) «Велие искушение и буря на церковь Божию воста, имже, аки некиим трясением земли, зело поколебася во многих и великих церковных лицах. Вина сего бяху еретики катафриги, или монтанисты, иже отторгшихся от церкви, паки крещаху, ни вочтоже вменяюще оное крещение, еже у православных прияша (се же и новатиане творяху). Мнози такожде епископи еретическое крещение уничтожаху, и тех, иже у них крестишася, новым крещением очищати начата. Восточные церкви о том во Иконии, во Фригии, собор сотворше, уставиша ни едину тайну у еретиков, ниже крещение, в тайну вменяти. О сем Фармилиан епископ Кесарии каппадокийския ко Киприану писа. Дионисий Александрийский такожде о сем изволении епископов восточных возвести. Во Африце же Киприан крепко при том стояше, имея образец о том Агриппина бывшаго прежде его, и собор его, якоже выше сказася, и соизволение всех своих епископов во Африце. Никифор и сие на Киприана глаголет, аки-бы в отпадших от церкве Божия, паки крестил. Един Стефан с церковью римскою всем сим церквам восточным и африканским противу стал, держась некоего предания апостольского, предаяше клятве сих, иже тако творяху. Сотвори собор Киприан, собрав из Африки и Нумидии епископов 71, на котором вси уставиша, яко еретическое крещение не есть истинное крещение, и не может в крещение вменитися. О сем возвестиша онии епископы и Киприан Стефану папе. Вспоминает сие послание их к Стефану Иероним. Обаче Киприан и прочии его епископы, не тако при своем мнении стояху, дабы сих иже им не согласуют, проклинали. Но паче возвещаху, яко в любви и соединении церковном пребывают, мняще сие мудрствование свое вольное быти, противного же не вменяху в ересь... Пишет Августин, яко мнози епископи во Африце, сего святого Киприана о крещении учения не похвалиша, и о самом имат надежду, яко прежде смерти покаяся. То известно, яко со Стефаном и его наследником Сикстом мир сохрани и соединение, и в нем мученический венец прия» (Лето 258-е, число 3-е 4 и 8-е).

 

XVI. Летопись Арсения: Патриарх константинопольский Фотий в послании к папе Николаю, говоря о различии обрядов в разных церквах, писал: «Есть много обычаев в церкви, которые, поелику не одобрены торжественно ни одним вселенским собором, не имеют всеобщей важности; в таких случаях частные церкви могут держаться своих обычаев, лишь бы они не вредили вере» (Лето 861-е).

 

XVII. Историк Сократ: Ни апостолы, ни евангелисты не возлагали ига рабства на последователей проповеди евангельской, но чтить праздники Пасхи и другие праздничные дни предоставили признательности облагодетельствованных.

 

И так как люди любят праздники потому, что в продолжении их отдыхают от работ; то каждое христианское общество, по областям, совершало воспоминание о спасительных страданиях, согласно принятому обычаю, когда хотело; ибо ни Спаситель, ни апостолы не предписали нам законом соблюдать это, равно как ни Евангелие, ни апостолы не грозили осуждением, наказанием, или проклятием, как угрожал иудеям закон Моисеев. В Евангелиях написано только историческое, что Спаситель пострадал в праздник опресноков. Цель апостолов была не та, чтобы предписывать время праздников, но чтобы дать руководство к правой жизни и благочестию. Мне кажется, что как многое другое произошло от местного обычая, так и празднование Пасхи установилось обычаем и в каждой стране сохраняло особенность; потому что никто из апостолов, как сказано, не определил его законом. А что этот праздник искони совершался везде согласно более с обычаем, нежели с законом, показывает самое дело. Так, в малой Азии весьма многие издревле совершали его в четырнадцатый день, не обращая внимания, был ли то день субботний, – и, поступая таким образом, никогда не отделялись от христиан, совершавших этот праздник иначе, пока римский епископ Виктор, по неумеренной ревности, не послал отлучения всем христианам Азии, праздновавших Пасху в четырнадцатый день. За это однако же епископ гальского города Лугдуна (Лиона) Ириней, сильно порицал Виктора и в своем послании не только не одобрял его горячности, но еще представлял ему, что и древние, хотя не соглашались во времени празднования Пасхи, однако не разрывали взаимного общения, и что сам епископ Смирнский Поликарп, в последствии претерпевший мученическую кончину в царствование Гордиана, имел общение с римским епископом Аникитою, нисколько не спорил с ним об этом празднике, хотя, по местному обычаю Смирнской церкви, совершал пасху в 14-й день... Итак, некоторые в малой Азии, как я сказал, наблюдали четырнадцатый день. Другие же жители востока совершали праздник вообще в день субботний, но не соглашались в месяце... Жившие в странах западных, держась древнего предания, праздновали пасху после равноденствия, и все они, поступая таким образом, не разногласили между собою... Совершавшие праздник Пасхи в четырнадцатый день утверждают, что это им предано от апостола Иоанна; а римляне и вообще западные говорят, что свое обыкновение получили они от апостолов Петра и Павла. Но ни те, ни другие не могут представить на это письменного свидетельства. Отсюда я заключаю, что в каждой стране совершали праздник Пасхи, следуя действительно главным образом обычаю. Ни одно вероисповедание не держится одних и тех же обычаев, хотя имеет одно и тоже понятие о Боге. В отношении к обычаям, даже и единоверные разногласят между собою... С самого первого взгляда легко заметить, что посты пред Пасхою в разных местах соблюдаются различно. Именно в Риме пред Пасхою постятся непрерывно три недели, кроме субботы и дня Господня. А в Иллирии, во всей Греции и Александрии держат пост шесть недель до Пасхи и называют его четыредесятницею. Другие же начинают поститься за семь недель до праздника и, хотя исключая промежутки, постятся только три пятидневия, однако свой пост называют также четыредесятницею. Удивительно для меня, что те и другие, разноглася между собою в числе постных дней, называют пост одинаково – сорокодневным, и представляют особыя свои основания для объяснения сего наименования. При том видно, что разногласие их касается не только числа постных дней, но и понятие о воздержании от яств; потому что одни воздерживаются от употребления в пищу всякого рода животных, другие из всех одушевленных употребляют только рыбу, а некоторые вместе с рыбою едят и птиц, говоря, что птицы, по сказанию Моисея, произошли также из воды. Одни воздерживаются даже от плодов и яиц, другие питаются только сухим хлебом, некоторые и того не принимают, а иные, постясь до девятого часа, вкушают потом всякую пищу. Таким образом у разных племен бывает различно, и представляются на то бесчисленные причины. И так как никто не может указать на письменное касательно сего повеление, то явно, что апостолы предоставили все это воле и выбору каждого, чтобы всякий делал доброе не по страху и принуждению. Таково по церквам разногласие в рассуждении постов... Вообще, между всеми обществами верных едва ли можно найти и две церкви, которые в совершении молитв были бы вполне согласны одна с другой... Трудно, даже невозможно описать все церковные обычаи, соблюдаемые в разных городах и областях (Ц. История, стр. 424–433).

 

XVIII. Историк Созомен: «Мне кажется, что Виктор, тогдашний епископ римский, и Поликарп смирнский весьма мудро решили возникший в древности об этом (т. е. праздник Пасхи) спор: ибо когда западные иереи думали, что не должно уничижать предания Петра и Павла, а Азийские утверждали, что надобно следовать евангелисту Иоанну; то упомянутые епископы с общего согласия определили, чтобы те и другие, празднуя Пасху по своему обычаю, не отделялись от взаимного общения. Они весьма справедливо думали, что безумно было бы христианам, согласным в главных пунктах верования, разделяться между собою из-за обычаев; ибо во всех церквах, хотя они исповедуют одно и тоже учение, нельзя найти одних и тех же по всему сходных преданий... В Риме


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.