Глава XXIV. Власть вязать и решить, т. е. совершать таинство покаяния, принадлежит только епископам и пресвитерам — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Глава XXIV. Власть вязать и решить, т. е. совершать таинство покаяния, принадлежит только епископам и пресвитерам

2022-07-07 22
Глава XXIV. Власть вязать и решить, т. е. совершать таинство покаяния, принадлежит только епископам и пресвитерам 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

I. Св. Иоанн Златоуст: а) «Кто размыслит, как важно то, что человек, еще облеченный плотию и кровию, может присутствовать близ блаженного и бессмертного Естества, тот ясно увидит, какой чести удостоила священннков благодать Духа. Ими совершаются эти священнодействия и другие, не менее важные для совершенства и спасенья нашего. Люди, живущие на земле и еще обращавшиеся на ней, поставлены распоряжаться небесными, и получили власть, которой не дал Бог ни ангелами, ни архангелами: ибо не ими сказано: елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси; и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех (Мф.18:18). Земные властители имеют власть связывать, но только тело; а эти узы свявывают самую душу и проникают в небеса; что священники совершают на земле, то Бог довершает на небе и мнение рабов утверждает Владыка. Не значит ли это, что Он дал им всю небесную власть? Имже, говорит Господь, отпустите грехи, отпустятся; и имже держите, держатся. (Ин.20:23). Какая власть может быть больше этой? Отец суд весь даде Сынови (Ин.5:22); а я вижу, что Сын весь этот суд вручил священникам» (т. I, стр. 417–418).

 

б) «Престол священства утвержден на небесах, и священнику вверено устроять тамошние дела. Кто говорить это? Сам Царь небес. Елика аще свяжет на земли, говорит Он, будут связана на небеси, и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех (Мф.18:18). Что может сравниться с такою честью? Небо получает начало суда с земли. Судия сидит на земле, и Владыка следует за рабом; и что последний присуждает внизу, то Он утверждает горе. Священник стоит посредником между Богом и родом человеческим, низводя на нас оттуда благодеяния и вознося туда наши прошения, примиряя со всею природою разгневанного Бога, и нас, разгневавших Его, избавляя от рук Его» (т. VI, стр. 417).

 

в) Я дам тебе. Что же даешь Ты, скажи мне? Ключи неба, чтобы еже свяжеши на земли, будет связано на небесах; и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на небесах... Он обещает даровать ему (Петру) то, что собственно принадлежит одному Богу, именно: разрешать грехи, соделать Церковь непоколебимую... Отец даровал Петру откровение о Сыне; Сын же откровенное познание об Отце и о Самом Себе посеял во всей вселенной, и простому смертному вручил, давши ему ключи, власть над всем небесным» (т. VII, стр. 555).

 

г) Аще же и сих не послушает, повеждь церкви, т.е., ее предстоятелям; аще же и церковь преслушает, буди тебе яко же язычник и мытарь. Таковой неизлечимо болен. Почему же Он поставил человека, преслушавшего церковь, в ряду с мытарями? В намерении утешить обиженного и устрашить того. Но в этом им только наказание? Нет; но послушай далее: елика аще свяжете на земли, будет связана на небеси (18 ст.). Он не говорит предстоятелю церкви: свяжи его, но: если и ты свяжешь (все дело предоставляется оскорбленному), то узы будут также не разрешимы» (т. VII, стр. 620).

 

д) «Ты грешен? Войди в церковь, припади, плачь, рыдай, стенай, проливай слезы. Ты согрешил? Исповедай Богу свои грехи, скажи просто: я согрешил, – скажи это Богу, ведающему все прежде, чем это совершится; скажи Вогу, испытующему сердца и утробы, скажи здесь, чтобы не быть обличенным и посрамленным там многими тысячами ангелов и людей. Скажи мне, что лучше? Здесь ли в церкви исповедаться пред Богом только и духовным твоим отцом, или там опозориться пред столькими тысячами людей и ангелов»? (т. XI, стр. 936).

 

е) «Аминь, аминь глаголю вам: елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси (Мф.18:18), – и не только на словах поучал так Господь Своих учеников, но и самому делу этому – вязать и решить – Он сделал их причастными... Что скажут на это столь многие, исполненные тщеславия, дерзающие говорить суетными устами: смогу ли я пойти к такому-то пресвитеру и исповедовать ему свои грехи, когда он нагрешил, можетъ быть, больше моего? Как может он, такой же грешный человек, как и я, отпустить мне грехи»? Так отговариваются люди, погрязающее в грехах, но не знающее меры своему высокомерию. Но человек, обольшающий себя самого надменными и ложными словами и огорчающий Бога своим неразумием и превозношением: разве к человеку приходишь ты (с исповеданием грехов), или от человека получаешь ты отпущение грехов? Ведь ты приступаешь к Владыке и Царю всех Богу, отпускающему чрез свяещенников тебе твои грехи. Священник здесь только посредник, а не от себя действует. Итак, что же ты осуждаешь и унижаешь того, кого Бог не осуждает? Ведь он вкушает честное тело Его и священнодействует пречистую кровь Его. Пока он – священник и Бог попускает ему священнодействовать, не уклоняйся принять от него дар, потому что не сам он дает тебе отпущение грехов, но великий Первосвященник Христос, вверивший ему священство» (т. XI, стр. 967–968).

 

ж) «В чем же состоит врачевство покаяния и как оно употребляется. Во-первых, оно состоит из сознания своих грехов и исповедания их... Во-вторых, (состоит) из великого смиренномудрия; оно есть как бы золотая цепь, которая, если взять ее за начало, следует вся... Еще нужно искреннее обращение со священниками: и аще кто, сказано, грехи сотворил есть, отпустятся ему» (Иак.5:15), (т. XII, стр. 92–93).

 

з) «Бог дал нам не ангелов в учители, не Гавриила, сведши свыше, поставил над своим стадом, но взяв из самого стада делает пастыря, из самих овец – начальника над стадом, чтобы он был снисходителен к начальствуемым и, помышля о собственной немощи, не гордился бы пред пасомыми, но имел бы уздою и основою смирения пригнетение от собственной совести... Ведь, говорит (Павел), и той немощью обложен есть, и сего ради должен есть яко же о людех, такожде и о себе приносити за грехи. Это происходит и теперь: предстоя этой священной трапезе и вовнося страшную жертву, мы испрашиваем отпущения как прегрешений народа, так и о наших собственных взываем, молим и просим, и возносимъ жертву за всех» (т. XII, стр. 285–286).

 

II. Преп. Нил Синайский: «Судить позволительно наиболее славным и чистым из пастырей, которым вверены ключи царствия, а не пасомым и носящим на себе следы греховных скверн» (т. III, стр. 243–244, изд.1859 г.).

 

III. Св. Василий Великий: Вопрос 288. «Желавший исповедать грехи свои – всем ли, и кому случилось, или некоторым должен исповедывать? Ответ. Исповедывать грехи необходимо пред теми, кому вверено домостроительство таинств Божиих. Так находим, что и древле каявшиеся делали сие пред святыми. Ибо в Евангелии написано, что Крестителю Иоанну исповедовали грехи свои (Мф.3:6), и в Деяниях – апостолам, которыми, и крещены были все (Деян.19:18)» (т. V, стр. 328–329, изд. 1892 г.).

 

IV. Св. Ефрем Сирин: «Будем проницательно внимательны, братия, к сему таинственному и страшному сказанию потому что без достоуважаемого священства не дается смертным отпущение грехов» (т. II, стр. 397, изд. 1895 г.).

 

V. Св. священномуч. Киприан: а) «Почитаю нужным предупредить братьев наших о том, что получившие свидетельство от мучеников, которых заслуга может споспешествовать им пред Богом, могут, в случае постигшего их бедствия и опасной болезни, не ожидая присутствия нашего, исповедать свой грех пред всяким, какой тут случится, пресвитером» (т. I, стр. 55, письмо 12-е).

 

б) «Власть разрешить что-нибудь на земле так, чтобы это разрешалось и на небе, Господь дал прежде Петру..., а по воскресении и всем апостолам, говоря: «якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы. И сия рек, дуну, и глагола им: примите Дух Свят. Ниже отпустите грехи, отпустятся им; и ниже держите, держатся» (Ин.20:21–23). Отсюда понятно, что крестить и давать отпущение грехов могут только в церкви предстоятели, и имеющие основанием Евангельский закон и Господне распоряжение; а вне церкви ничто не можот быть ни связано, ни разрешено, так как там нет никого, кто бы мог связать что-нибудь, или разрешить» (т. I, стр. 288, пис. 60-е).

 

в) «Христос одному Петру сказал: еже аще свяжеши на земли, будет связано на небесех; и еже аще разрешити на земли, будет разрешено на небесех (Мф. 16:19); потом читаем в евангелии, что Христос, когда дунул на одних апостолов, сказал им: приимите Дух Свят; имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся (Ин.20:22–23). Это значит, что власть отпускать грехи дарована апостолам и церквам, учрежденным от них – посланников Христовых, а затем епископам, которые наследовали им по преемству посвящения» (т. I, стр. 333, письмо Фирмилиана).

 

г) «Пусть каждый исповедует свой грех, пока согрешивший находится еще в оном мире, пока исповедь его может быть принята, пока удовлетворение и отпущение, при посредстве священников, угодно Господу» (т. II, стр. 164, кн. о падших).

 

VI. Св. Игнатий Богоносец: «Всем кающимся Господь прощает, если они возвращаются к единению Божию и к собору епископа. Верую благодати Иисуса Христа, что Он разрешит вас от всяких уз» (Пис. муж. апост. стр. 299, посл, к Филадельфийцам). 1

 

VII. Бл. Симеон» Солунский: а) «Бог..., поставив нас владыками (всех) видимых тварей, Он теперь вновь делает нас распорядителями высших благ чрез священство, о чем и Давид говорит: поставиши я князи по всей земли (Пс.44:17): ибо Он вручил нам ключи неба» (т. II, стр. 14).

 

б) «О том, что ради тайны покаяния дарована архиереям благодать решить и вязать, и именно от Христа. По этой причине и силу решить и вязать Он даровал нам – человекам, Сам от Себя дохновением сообщив вначале этот дар апостолам. Ибо дуну, сказано, и глагола им: приимите Дух Свят. Имже отпустит грехи, отпустятся им», и имже держите, держатся (Ин.20:22–23). Для того это, чтобы те, кои пришли в смирении души на исповедь, чрез искреннее раскаяние отклонившись уже от греха, открыто получали разрешение. И это совершается постоянно до ныне. Сия-то сила Духа, проявляющаяся и действующая чрез священнослужителей, и по смерти, открыто для всех, одних являет разрешенными, других – держимыми в узах (т. II, стр. 19).

 

в) «Подобным образом и служение духовных отцов не должно вверять простым монахам, вовсе не имеющим рукоположения. Ибо это служение столь священно, что принадлежит одним епископам и пресвитерам, как говорят правила церковные. Даже, если его исполняют пресвитеры, то это бывает по необходимости только и с разрешения епископа, и когда его нет, когда он в отсутствии. И большую часть вин, каковы: отречение от веры, грех убийства, падения лиц священных, должно представлять на суждение епископа: сколько и разных других грехов ускользает от ведения выслушивающего их – и все надобно делать с согласия епископа: потому что это – дело собственно епископа» (т. II, гл. 214, стр. 312).

 

г) «Итак, если такая внимательность и такой порядок соблюдается по правилам в отношении к пресвитеру: то как предоставлять служение духовничества тому, кто не имеет степени священства? Ибо принимающему исповедание грехов нужно и благословлять, и говорить разрешительную молитву, и разрешать, и налагать епитимью и достойных приобщать божественных Таин. Как же будет совершать это тот, кто не имеет священства? Может быть, кто-нибудь скажет: он будет делать это так, что будет передавать и представлять о грехах архиерею; но что за необходимость? К тому же, это противно правилам. Ибо, если правила о пресвитерах говорят так, что они могут исполнять это; по необходимости, в отсутствии епископа и с дозволения епископа: то как будет исполнять это неполучивший священства? Благодать эта, говорят отцы, – апостольская; а благодать апостольскую имеют епископы, а не пресвитеры... Итяк, если пресвитеры на это не имеют права без позволения, а о диаконах правила не упоминают: то как иной простец, вовсе не получивший священства, будет совершать это таинство и священнодействовать святое покаяние»? (т. II, гл. 215, стр. 313–314).

 

д) «А покаяние есть одно из таинств, и совершать это для верных – принадлежит епископам» (т. II, стр. 322).

 

е) «Но выше его (т. е. священника) иерарх, который, по Писанию, и сидит на седалище Христовом, и в изобилии имеет власть Его – вязать и решить силою благодати Божией» (т. III, стр. 16).

 

ж) «Пресвитеры, как бы состоя в чине 70-ти, не имеют права подавать Духа, т. е., благодать, и ни рукополагать, ни совершать миропомазания, ни подавать разрешение грехов на духу, как не мог этого делать и Филипп, один из семи диаконов... Особенно же они не могут без епископов разрешать грехов, на которые положено запрещение, ни преступлений уголовных, ни падений и клятвопреступничества священников и т. п. Итак, если и получившие архиерейские грамоты обязаны осведомляться, в каком случае они могут вполне воспользоваться своим правом разрешать: то что сказать о не получивших? О непосвященных же тем более. Поэтому, вместе с священнодействующими без рукоположения, подвергнутся суду и они. Если же кого-либо из простых по необходимости и в крайней нужде попросят принять исповедь: то такой пусть передаст ее епископу, или имеющему право священнослужения, утвержденное грамотою. А нам известно, что это случается с весьма многими из благоговейных монахов. Помнить они должны, что разрешат сами собою, ни называть себя духовниками, они не могут: потому что не имеют на то права; но если по необходимости принимают исповедь и исповедуют; то, не будучи духовниками, они должны касающееся спасения представлять, кому следует, а если вблизи есть священнослужитель, должны обращающегося к ним отсылать к нему. Если же нет, в таком случае пусть примут исповедь, только после пусть передадут ее отцу духовному. Все, что услышали и узнали от исповедавшего, пусть они перескажут тому, кто имеет власть решить; чрезъ это право разрешения останется неприкосвовенным. Мы слышали, впрочем, что архиереями дается право совершать покаяние и монахам, не получившим священства; но, нам кажется, это вовсе не необходимо, – так как принимающему исповедь нужно и благословлять, и читать молитвы, и преподавать требующим св. Тайны, – словом, быть священником, так, чтобы совершать приношения, предстательствовать и молиться за кающихся. На случай же самой крайней нужды, когда нет на лицо никого из посвященных на то, конечно, можно дозволить принимать исповедь и благоговейным монахам, только чтобы они не разрешали сами собою, но доносили об этом местному архиерею, и чтобы решение было сделано им. Но священнику надлежит иметь для себя в этом деле помощника, чтобы, в случае нужды, тот мог за него совершить необходимое, как то: прочитать разрешительную молитву, приобщить св. Тайн, вынуть за кающегося просфору и совершить елеопомазание с прочимаи священниками. Что касается до меня: я на это дело смотрю с благоговением и думаю, что таинство покаяния нельзя совершать неимеющему священства: потому что это – принадлежность священства» (т. III, стр. 149–151).

 

з) «Вопрос. Некоторые архиереи дают право принимать исповедь монахам, которые и без священства благословляют и разрешают безразлично. Хорошо ли это? Ответ. Слыхал и я, что некоторыми архиереями дается монахам право принимать исповедь. Но я и прежде высказывал, и теперь выскажу мнение свое, – оно, надеюсь, мнение и отцов, – что это – дело священства и должно быть совершаемо архиереями, или священниками, но ни под каким видом людьми простыми. Если же нужда какая-нибудь, за отсутствием священника, заставит с архиерейского дозволения совершать это дело и монаха, благоговейного и знающего Божии законы, разумею священные каноны: то пусть совершит, только чтобы принял одну исповедь и передал ее епископу, или подал требующему какой-либо душеполезный совет, но не прощал и не разрешал. Иначе без священства он мог бы и священнодействовать, и крестить, и благословлять, совершать и прочее, а это чуждо церкви» (т. III, стр. 162).

 

VIII. Преп. Феодор Студит: а) «Христос Сам даровал ключи царства небесного великому Петру, сказав: еже аще разрешиши и еже аще свяжеши, будет, то и то (Мф.16:19); также и всем апостолам: приимите Дух Свят: имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся (Ин.20:22), преподав власть чрез них преемникам их, если они будут делать тоже» (т. 1, стр. 240).

 

б) «Сказал Сам Бог Слово: еже аще свяжете на земли, дудет связано на небеси, и еже аще разрешите на земли, будет разрешено на небесех» (Мф.16:19). Кто же те которым это вверено? Апостолы и их преемники» (т. II, стр. 322).

 

IX. Св. Амвросий Медиоланский: а) «Церковь в обоем хранит послушание: ибо и связывает грехи, и отпускает. Ересь напротив в одном немилосерда, а в другом непослушна: хочет вязати то, чего не разрешает; не хочет разрешати, что связала, в чем осуждает себя собственным своим судом. Ибо Господь равно дозволил как вязать, так и решить: почему неимеющий власти решить, не имеет и вязать. Так как, напротив, по глаголу Господню, имеющий власть вязати, имеете и решити: итак, Новацианы сами себя опровергают; ибо, отрицая себе власть решения, должны также отрицать и власть вязания. Как может быть одно позволительно, а другое нет? Кому дано обое, тому или обое позволительно, иля обое непозволительно. – Церкви дозволено обое, ереси же ни то ни другое непозволено: ибо сие право дано одним только священникам. Почему справедливо присвояет то себе церковь, имеющая истинных священников: ересь же, не имея священников Божиих, присвоить того себе не может. Из сего явствует, что она, не имея священников, не должна себе присвоять и права священнического. Итак, они в бесстыдном своем упорстве принуждены со стыдом признаться. Надобно принять в рассуждение и то, что принявший Духа Святого принял и власть вязать и решить грехи. Ибо писано: Приимите Дух свят, имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся. Почему не могущий разрешать грехи не имеет Духа Святого: дар Духа Святого есть должность священническая; право же Духа Святого состоять в том, чтоб вязать и решить грехи: итак, почему они присвояют себе должность того, о власти коего сомневаются» (кн. 1-я о покаянии, гл. 2-я, стр. 6–7. Москва, 1901 г.).

 

б) «Подобным образом невозможно казалось, чтоб грехи отпускались чрез покаяние, но Христос позволил сие апостолам, от апостолов же перешло и до священников» (кн. 2-я, гл. 2-я, стр. 47).

 

X. Анастас Синаит: а) «Разве ты не знаешь, что церковь Божия есть врачебница? Итак, если ты во врачебнице останешься болящим, то где после получишь исцеление? Исповедай же Богу чрез священников грехи свои. Осуди свои дела и не стыдись» (Номоканон, при Б. требнике – Павлова, Москва, 1897 г., стр. 474).

 

б) «Находятся безумцы или, лучше сказать, нечестивцы, которые говорят, что нет пользы от исповеди пред людьми, такими же грешниками как и мы, ибо один Бог может отпускать грехи. Говорящие это пусть знают, что они, во-первых, только прикрывают свое нечестие и безумие; во-вторых, забывают слова Самого Господа к Своим ученикам: елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси а елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех (Мф.18:18)... Бог совершает спасение людей не чрез ангелов, но чрез святых людей, своих служителей, которые суть соучастники Его в делах спасения тех, кто хочет спастись» (там же, стр. 478).

 

XI.Послание Св. Фотия митрополита псковскому духовенству: «А которые люди живут без покаяния, и отца духовного не держат, аще и к церкви приходят, не приимати приношения от них к церкви, но своим детям духовным возбраняйте с таковыми ни ясти, ни пити, ни в свои дома приимати, ниже к ним ходите, понеже сии сами отлучишася стада Христова словесных овец; и елика сила таковых приводити к покаянию от злых и приимати с радостью, а не гордяся, да не погибнет в своем нечестии» (Рус. Историч. Библ., т. VI, стр. 409).

 

XII. Полная Кормчая: а) В толковании 52 пр. св. апостол Вальсамон пишет: «Епископы... и пресвитеры с дозволения епископа принимают помышления людей».

 

б) 6 пр. Карфагенского собора: «Совершение мира, и освящение дев да не творит пресвитер. И примиряти с церковью кающихся, открыто, на литургии, да не будет позволено пресвитеру».

 

Зонара. «С Богом примирят его (кающегося) архиерей чрез покаяние».

 

Вальсамон: «Епископы и пресвитеры принимают обращающихся, но скажи, что и эти пресвитеры принимают кающихся по дозволению епископов». «Худо делают те посвященные монахи, которые принимают людские помыслы, без епископского дозволения, а тем более непосвященные, ибо сии последние не могут совершить ничего такого и с дозволения епископского... Непосвященному не дозволено принимать помыслы».

 

в) В толковании 7 пр. Карфагенского собора Зонара: «Монахи, принимающие помыслы, если не будет им от архиерея позволено принимать помыслы, не имеют власти – ни вязать, ни решить; ибо Христос дал сию власть священным апостолам, а образы апостолов – суть архиереи».

 

г) См. 52 пр. Карфагенского собора.

 

XIII. Синтагма Матвея Властаря: «6-е правило Карфагенского собора совершение мира, т. е. освящение св. мира и освящение дев, по некоторому древнему обычаю, и примирение кающихся, которое состоит в объявлении помыслов, и врачевание душевных ран посредством епитимий покаяния и обращения к лучшему (ибо таким образом и человек примиряется с Богом), все это запретило совершать пресвитерам, ибо устроение сего предоставлено архиереям, как могущим вязать и решить и носящим образ апостолов, которым сию власть вручил Христос. Посему очень худо делают те посвященные монахи, которые принимают людские помыслы без епископского дозволения, ибо не имеют власти ни вязать, ни решить, а тем более – монахи непосвященные, ибо отнюдь непозволительно и дозволять им вообще принимать людские помыслы и судить. И седьмое правило того же собора полагает, что не должно пресвитерам, без дозволения епископа, делать примирение кающихся и в случае опасности их жизни. И 43 (52-е правило того же собора), определяя то же самое, говорит: а если епископ отсутствует и кающийся будет в опасности, в таком случае должен примирить его (с церковью) и пресвитер» (Буква «М», гл. 9-я, стр, 291, изд. 1892 г.).


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.