Глава XXI. Таинство св. причащения нельзя понимать и принимать духовно; его ничем нельзя заменить; оно должно быть и принимать его нужно чувственно — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Глава XXI. Таинство св. причащения нельзя понимать и принимать духовно; его ничем нельзя заменить; оно должно быть и принимать его нужно чувственно

2022-07-07 17
Глава XXI. Таинство св. причащения нельзя понимать и принимать духовно; его ничем нельзя заменить; оно должно быть и принимать его нужно чувственно 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

I. Св. Иоанн Златоуст: а) «Сопоставляя процветание церкви и неблагодарность народа, пророк говорил последнему: несть воля моя в вас, глаголет Господь Вседержитель, и жертвы не прииму от рук ваших. Зане от восток солнца и до запад имя Мое прославится во языцех, и на всяком месте фимиам приносится имени Моему, и жертва чиста (Мал.1:10–11). Видишь, как ясно и открыто он указал таинственную трапезу, бескровную жертву? А чистым фимиамом он называет св. молитву, возносимую при жертвоприношеши, потому что такой фимиам приятен Богу, т. е. недобываемый из земных кореньев, но фимиам, возносящийся к Богу от чистого сердца... Видишь, как повсюду допускается блеск божественной литургии? Как не ограничивается местом ни жертвенник, ни место? На всяком месте фимиам приносится имени Моему. Итак, жертвой чистой является, во-первых, таинственная трапеза, небесная, премирная жертва. Ведь и у нас есть много различных жертв. В ветхом завете закон различал многие виды жертв: жертва о грехе, так называемая жертва всесожжения, жертва хвалы, жертва спасения, жертва по случаю очищения проказы и много других различных жертв для очищающихся от всякого рода нечистоты; и вообще велико и безмерно было число жертв по закону. А новая благодать, явившись, в одной совмещает все и устанавливает единую истинную жертву» (т. V, стр. 708).

 

б) «Приимите, ядите, сие есть тело Мое, еже за многия ломимое (1Кор.11:24). Каким образом ученики, услышав это, не смутились? Оттого, что Христос и прежде много важного говорил им об этом таинстве. Поэтому теперь Он и не дает более наставлений относительно этого, так как они довольно уже слышали, а показывает только причину страдания, то есть отпущения грехов. И называет кровью нового завета, то есть, обетования, возвещения нового закона. Это обещание было издревле, и составляет новый завет. И как ветхий завет имел овнов и тельцов, так и новый имеет кровь Господню... Далее, опять говорит о причине Своей смерти: яже за многия изливаема во оставление грехов, и прибавляет: сие творите в Мое воспоминание. Видишь ли, как Христос отклоняет и отвращает от иудейских обычаев? Как пасху вы совершали, говорит Он, в воспоминание чудес, бывших в Египте, так и это таинство совершайте в Мое воспоминание. Кровь ветхого завета была изливаема во спасение первородных, а эта кровь изливается во оставление грехов всего мира: сия есть кровь Моя, говорит Он, изливаема во оставление грехов. Это сказал Он также и для того, чтобы показать, что страдания и крест суть таинство, и этим опять утешить учеников. И как Моисей сказал: это да будет памятно для вас вечно (Исх.3:15), так и Христос говорит: в Мое воспоминание, до того времени, как я приду. Потому говорит еще: желанием возжелах пасху сию ясти (Лук.22:15), то есть, предать вам новые установления, и даровать пасху, чтобы чрез нее сделать вас духовными. И Сам пил из чаши, для того, чтобы ученики, услыша это, не сказали: что такое, мы пьем кровь и едим плоть? – И оттого не смутились... Итак, чтобы ученики и тогда не смутились, Он Сам первый совершил это, побуждая их приступит к приобщению таин без смущения. С этою-то целью Он и пил Сам собственную кровь» (т. VII, стр. 820–821).

 

в) «Когда Христос говорит: сие есть тело Мое, то убедимся, будем верить и смотреть на это духовными очами. Христос не предал нам ничего чувственного, но все духовное, только в чувственных вещах. Так и в крещении: чрез чувственную вещь, воду, сообщается дар, а духовное действие состоит в рождении и обновлении. Если бы ты был бестелесен, то Христос сообщил бы тебе эти дары бестелесно; но так как душа твоя соединена с телом, то духовное сообщает тебе чрез чувственное... В самом деле, он неудовольствовался лишь тем, что сделался человеком был заушен и умерщвлен; но Он еще сообщает Себя нам, и не только верою, но и самым делом делает нас Своим телом... Помысли, какой чести ты удостоен, какою наслаждаешься трапезою? При виде чего трепещут ангелы, и на что не смеют взглянуть без страха, по причине сияния, отсюда исходящего, тем мы питаемся, с тем сообщаемся и делаемся одним телом и одною плотью со Христом... Какой пастырь питает овец собственными членами? По что я говорю – пастырь? Часто бывают такие матери, которые новорожденных младенцев отдают другим кормилицам. Но Христос не потерпел этого, но Сам питает нас собственною кровию, и чрез все соединяет нас с Собою. Размысли же... (т. VIII, стр. 826–827).

 

г) «Итак, чтобы не любовью только, но и самым делом быть нам членами плоти Христовой, будем причащаться этой плоти. А это бывает чрез пищу, которую Христос даровал, чтобы выразить Свою великую любовь к нам. Для того Он смешал Самого Себя с нами и растворил тело Свое в нас, чтобы мы составили нечто единое, как тело, соединенное с головою. И это знак самой сильной любви... Чтобы ввести нас в большее содружество с Собою и показать Свою любовь к нам, Он дал желающим не только видеть Его, но и осязать, и естъ, и касаться зубами плоти Его, и соединяться с Ним, и насыщать им всякое желание. Будем же отходить от этой трапезы, как львы, дышащие огнем, страшные для диавола, помышляя о нашей Главе и о той любви, какую Он показал к нам. Часто родители отдают детей своих на вскормление другим, а Я, говорит Спаситель, не так, но питаю вас Своею плотью, Самого Себя предлагаю вам. желая, чтобы все вы были благородны, и подавая вам благие надежды на будущее. Кто отдал вам самого себя здесь, то тем более сделает для вас – там. Я восхотел быть вашим братом; Я ради вас приобщился плоти и крови; и эту плоть и кровь, чрез которые Я сроднился с вами, Я опять преподаю вам» (т. VIII, стр. 304–305).

 

д) «Хлеб, его же ломим, не общение ли тела Христова есть? Почему не сказал: причастие? Потому, что хотел выразить нечто большее, показать великое единение. Приобщаясь мы не только делаемся участниками и сообщниками, но соединяемся со Христом. Как тело (Христово) соединено со Христом, так и мы чрез этот хлеб соединяемся с Ним. А почему прибавил: его же ломим? Потому что это делается в евхаристии... Сказав: общее тело, хочет выразить еще теснейшую близость и говорит: яко един хлеб, едино тело есмы мнози (ст. 17)... Что такое этот хлеб? Тело Христово. Чем делаются причащающиеся? Телом Христовым, не многими телами, а одним телом. Как хлеб, составляясь из многих зерен, делается единым, так что, хотя в нем есть зерна, но их не видно, и различие их не приметно по причине их соединения, так и мы соединяемся друг с другом и со Христом. Мы питаемся не один одним, другой другим, но все одним и тем же телом. Потому и присовокупляет: еси бо от единого хлеба причащаемся (т. X, стр. 236–237).

 

е) «И так как мы говорим о теле Его, то приобщающиеся тела и пьющие кровь Его – помните, что мы приобщаемся тела нисколько не различного от того тела, которое восходит горе, которому покланяются ангелы, которое находится близ нетленной Силы, – это именно тело мы вкушаем» (т. XI, стр. 28).

 

II. Бл. Августин: а) «Те, которые полагают, что видимые жертвы приличествуют иным богам, а Ему, как невидимому, приличествуют невидимые, как большему – большие, как лучшему – лучшие, каковы движения чистого сердца и доброй воли, – те не знают, что жертвы первого рода суть знаки жертв второго рода, как звуки слов суть знаки вещей. Как молясь и славословя, мы обращаемся со словами к Тому, Кому приносим свои сердечные чувства, обозначаемые этими словами: так точно и принося жертву, мы знаем, что видимую жертву должно приносить не другому кому, как Тому, невидимой жертвой Которому мы в своих сердцах должны быть сами» (ч. IV, стр. 139).

 

б) «Премудрость созда себе дом... В этих словах мы действительно узнаем Божию Премудрость, т. е. совечное Отцу Слово, создавшее Себе в девственном чреве дом – тело человеческое..., приготовившее трапезу из вина и хлебов, в которых проявилось и священство по чину Мельхисидекову... Быть же причастником трапезы Его и значит начать жить. Ибо и в другой книге, которая называется Екклесиаст, когда говорит: Несть благо человеку, но токмо еже ясти и пити (Екл.8:15), что другое, вероятнее всего, хочет сказать, как не то, что относится к причастию той трапезе, которую предлагает из тела и крови этот Посредник Нового Завета, священник по чину Мельхиседекову» (ч. V, стр. 275–276).

 

в) «Естественно спросить, как же следует понимать сказанное Господом Иисусом: Сей есть хлеб, сходяй с небесе, да аще кто от него яст, не умрет. Аз есмь хлеб животний, иже сшедый с небесе: аще кто. снест от хлеба сего, жив будет во веки (Ин.6:50–52). Но толкование этих, кому мы отвечаем сейчас, устраняется теми, кому мы должны отвечать после; последнее будущее помилование обещают не всем, принимающим таинство крещения и тела Христова, а только лишь кафоликам, хотя и живущим худо, – потому что, говорят они, кафолики тело Христово вкушали не в таинстве только, а самим делом, входя в состав того тела Христова, о котором говорит апостол: Един хлеб, едино тело есмы мнози (1Кор.10:17). Таким образом, кто принадлежит к единству тела Его, т. е. к обществу членов христиан, – тела, – таинство которого верующие в причащении обыкновенно получают от алтаря, – тот справедливо должен быть назван ядущим тело Христа и пьюшим кровь Его» (ч. VI, стр. 323).

 

III. Препод. Нил Синайский: а) «Спрашивал ты меня: как надобно разуметь написанное у Соломона: не прельщайся насыщением чрева (Притч.24:15)? Не как простого хлеба и вина, и не для наполнения чрева, христолюбец, в церкви причащаемся мы страшной оной и вожделенной трапезы; но в малой некоей части преподается нам сие священнослужителями Божиими, и мы, возводя в высоту душевные очи, вкушаем во очищение прегрешений, ко освящению и спасению» (ч. III, изд. 1859 г., стр. 67, пис. 134).

 

б) «Не как к простому хлебу будем приступать к хлебу таинственному; потому что он – плоть, плоть досточестная, достопоклоняемая, животворная, которая оживотворяет людей, омертвевших в грехопадениях. Плоть же обыкновенная не могла бы оживотворять душу. И сие-то изрек Господь в евангелии: плоть, то есть плоть обкновенная, простая, использует ничто же (Ин.6:63). Посему, причащаясь плоти и крови Бога Слова с благоговением и любовью наследуем жизнь вечную. Ибо вкушающий и пьющий с правым сердцем ублажается» (ч. III, изд. 1859 г., стр. 229–230).

 

IV. Св. Кирилл Иерусалимский: а) «Посему со всею уверенностью будем причащаться сего и как тела Христова и как крови Христовой; потому что под образом хлеба дается тебе тело, и под образом вина дается тебе кровь, чтобы, причастившись тела Христова и крови Христовой, соделаться тебе сотелесником и единокровным Христу. Так делаемся мы христоносцами; потому что тело и кровь Христовы сообщены нашим членам» (4-е тайновод. сл., изд. 1855 г., стр. 368).

 

б) «Посему взирай не просто, как на хлеб и как на вино; потому что, по Владычнему изречению, они – тело и кровь Христовы. Хотя чувство и представляет тебе хлеб и вино, но да укрепляет тебя вера. Не по вкусу суди о вещи, но верою несомненно удостоверься, что сподобился ты тела и крови Христовых» (там же, стр. 369).

 

V. Бл. Иероним Стридонский: «Что доброго в том деле, которое не позволяет принимать тела Христова? На это отвечу кратко. Что важнее: молиться, или принимать тело Христово? Конечно, – принимать тело Христово» (ч. II, стр. 35).

 

VI. Св. Кирилл Александрийский: а) «Ибо доколе мы остаемся в сем мире, мы будем причащаться Христа посредством святой плоти и честной крови Его чувственным образом. Когда же предстанем в день силы Его, как написано (Пс.109:3), и вступим в светлость святых, тогда будем освящаться иным неким способом и так, как ведает Распорядитель и Податель будущих благ. С другой стороны, причастие святого тела, равно как и питие спасительной крови Его заключает в себе и исповедание страдания, и по Божием промышлении ради нас подъятой смерти Христа. Так Он и Сам говорит в одном месте, когда полагал для Своих знаемых законы о сем таинстве: елижды бо аще ясте хлеб сей и чашу сию пиете, смерть Мою возвещаете (1Кор.11:26; ср. Лук.) – Итак, в настоящем веке, чрез причастие сейчас поименованного, мы поистине будем возвещать смерть Его; когда же наконец Он явится во славе Отца, то уже неблаговременно было бы, если б мы приносили Ему исповедание страдания Его, но мы познаем Его открыто, как Бога, лицем к лицу, как говорит Павел» (т. V, стр. 52–53, изд. 1887 г.).

 

б) «Итак, что же обещает Христос? Ничего тленного, но благословение, состоящее в принятии святой плоти и крови, возводящей человека к полному нетлению, так чтобы уже не иметь нужды, ни в чем, что отстраняет от плоти смерть, говорю, очевидно, о пище и питии... Итак, святое тело Христа животворит тех, в ком оно будет, и укрепляет в бессмертии, соединяясь с нашими телами, ибо разумеется тело не другого кого, но самой жизни по природе, имеющее в себе всю силу соединенного с ним Слова и какбы наделенное Его свойством, а вернее уже и исполненное Его действенности, посредством коей все оживотворяется и сохраняется в бытии» (т. XII, стр. 459, изд. 1901 г.).

 

в) «Святое же тело Христово, питая к бессмертию и жизни вечной, есть пища действительно истинная. Но те пили и воду из скалы, – и что же отсюда (получили), говорит, и какая была польза пившим? Ведь они скончались. Следовательно, и то было питие неистинное, истинное же подлинно питие есть честная кровь Христа, всецело до основания искореняющая тление и отталкивающая вселившуюся в человеческой плоти смерть, ибо это есть кровь не просто одного из обыкновенных смертных, но самой жизни по природе. Посему мы и телом и членами Христа Называемся, как принимающие в себя чрез благословение (Евхаристию) Самого Сына» (т. XIII, стр. 55, изд. 1906 г.).

 

VII. Св. Григорий Богослов: а) «Если ты признаешь убийством одно намерение убить, без совершения убийства; то почитай крещенным желавшего креститься, но не крестившегося действительно. Если же не признаешь первого, то почему признать последнего? Не вижу причины. Но когда хочешь, рассудим и так. Если достаточно желания вместо силы крещения, и за одно желание присуждаешь себе славу; то и вместо славы удовольствуйся одним желанием. И какой для тебя вред не сподобиться оной, когд имеешь желание?» (т. III, стр. 243, сл. 40-е, изд. 3).

 

б) «Смело и не сомневаясь ешь тело и пей кровь, если желаешь жизни. Без неверия внимай учению о плоти» (т. IV, стр. 140, сл. 45-е на Пасху, изд. 1889 г.).

 

VIII. Бл. Симеон Солунский: «Видите-ли, какое таинство!.. Бывает раздробление священного хлеба. Ибо ради нас раздробляется Нераздробляемый, дабы все соделывались причастниками Его, и ради нас разделяется, соединяя нас с Собою и делая едино, о чем и молился. Единение же совершается чрез чашу, по положении в чашу божественного хлеба: потому что един есть Христос и зрится вместе и в чаше, и в хлебе, и веселие в чаше, и мир наш. Далее следует приобщение, потому что конец всего – общение с Богом, и оно есть вершина всех благ и первый предмет желаний... Когда вслед за тем священные остатки божественного хлеба положены будут в священный потир, – он является народу. Это – Христос, самое Его истинное тело и кровь, которые Он освятил для нас – своего избранного народа, и дарует вкушать, созерцать и осязать... Архиерей приступившим преподает дары лжицею; это в сообразность с видением Исаии» (т. II, стр. 143–144).

 

б) «Хотя бы десятки тысяч раз произносили Господни слова и все божественное призывание даже все цари, или подвижники, или все благочестивые, не имеющие священства, или даже вместе все верные, какие только есть на земле, – от этого не произошло бы ничего, если нет священника; и дары, предложенные им, отнюдь не были бы освящены и не преложились бы в тело и кровь Христову; потому что не человек, а Бог действует посредством священника, призывающего благодать Духа... Итак, слова Господни составляют первое основание священнодействия, но в действительное исполнение приводятся они молитвами священника, так впрочем, что не человек бывает действующим, хотя священник и человек, но Христос в Св. Духе чрез священство иереев; подобно тому, как однажды рек Бог: да произрастит земля, – и действует слово это, и всегда произращает земля; или рек: да будет свет, и всегда является свет; также точно изрек: сие творите в мое воспоминание, и всегда действует слово Его при посредстве иереев. Посему-то и слова: сотвори хлеб тела Христа приводятся в действие чрез священников» (т. III, стр. 42, 45–46, гл. 88-я).

 

IX. Св. Григорий Нисский: «Ибо как, по слову Апостола, мал квас все смешения делает подобным себе (1Кор. 5:6); так и тело, преданное на смерть Богом, входя в наше тело, целое претворяет и пременяет в себя. Как по примешении тлетворного к здоровому все срастворение стало ни к чему негодным; так и бессмертное тело, когда бывает в принявшем оное, все претворяет в свое естество. Но не возможно чему-либо стать внутри тела иначе, как вошедши во внутренности ядением и питием. Посему необходимо возможным для естества способом принять в себя животворящую силу Духа» (т. IV, стр. 97-я, гл.37-я, изд. 1862 г.).

 

X. Пр. Феодор Студит: а) «Христос нетолько умер за нас, но и дал нам тело и кровь Свою в пищу и питие. Какое иное большее сего знамение крепкой любви, которую имеет Бог к нам, и что более спасительно для души? За трапезою повседневною нет никого, кто бы не вкушал; а если бы кому возбранили, весьма бы оскорбился. А об этой страшной трапезе, которая есть не простой и обыкновенный хлеб, но хлеб животный, и чаша не простая, но чаша бессмертия, можно ли думать, что настолько же необходимо причащаться ее? О, как это было бы неразумно! Но если так было доселе, то отныне впредь исправим себя, познав величие дара и благодати, и очищаясь, сколько наших сил, и таким образом причащаясь пречистых Таин во здравие души и тела. Как только случится нам услышать церковный благовест, оставим рукоделие и поспешим с великим усердием, чтобы причаститься; и это подаст нам великую помощь и заступление; ибо мы, всегда приготовляя себя ко св. Причащению, удаляемся от всякого греха» (Огласит. Поучения, сл. 61-е, стр. 222, изд. 2-е, Калуга, 1896 г.).

 

б) «Несмотря на то, что мы такие грешники, всеблагий наш Бог опять о нас милосердствует и питает нас алчущих, – телесно – ежегодным плодородием земли, а духовно пречистыми Своими тайнами, печась о нас более матери и отца. Ибо мать питает молоком дитя свое до времени, а истинный наш Владыка и Отец дает нам в пищу и питие тело Свое и кровь, – и это всегда» (тамже, поучение 74-е, стр. 264–265).

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.