Глава XVIII. Обливательное крещение, в случаях нужды, не отвергалось церковью — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Глава XVIII. Обливательное крещение, в случаях нужды, не отвергалось церковью

2022-07-07 17
Глава XVIII. Обливательное крещение, в случаях нужды, не отвергалось церковью 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

I. Учение 12 Апостолов: «Что же касается до крещения, то крестите так. Сообщив наперед все вышесказанное учение, крестите во имя Отца и Сына и Св. Духа в воде проточной. Но если ты не имеешь воды проточной, то крести в другой воде; если же невозможно в холодной, то крести в теплой. А если не имеешь той и другой, то возлей трижды воду на главу во имя Отца и Сына и Св. Духа»... (Уч. 12 апостолов, Киев, 1884 г., гл. 7-я, стр. 32–33).

 

II. Св. Киприан Карфагенский: «Вместо водного погружения в первенствующей церкви был обычай крестить больных чрез кропление водою; но этот способ крещения не имел такой распространенности, как обычай погружения, так что некто Магн спрашивал Киприана; могут ли считаться законными христианами клиники, когда они не омыты а только лишь облиты спасительною водою» (Киприан Карфаг. и его сочин. Молчанова, стр. 268). Киприан отвечал: «Ты спрашиваешь, возлюбленный сын, моего мнения относительно тех, которые получают благодать Божию в болезни и немощи должно ли их почитать законными христианами, когда они не омыты, но только облиты спасительною водою?.. Мы, сколько разумеет мерность наша, полагаем, что благодеяния Божии ни в чем не могут быть недостаточны и слабы, и что нельзя получить чего-либо меньше там, где с полною верою, и принимающего и подающего, приемлется то, что черпается из божественных даров. В спасительном таинстве греховные язвы не так омываются, как нечистые кожи и тела в морской и плотской бане... В спасительных таинствах, в случае крайней необходимости, по щедроте Божией, и в сокращении даруется от Господа верующим все. И потому никого не должно смущать, когда видят, что больные принимают божественную благодать чрез окропление или облитие, тем более, что Св. Писание говорит чрез пророка Иезекииля: и воскроплю на вы воду чисту, и очиститеся от всех нечистот ваших и от всех кумиров ваших; и очищу вас, и дам вам сердце ново и дух нов дам» (Иез.36:25–26). Тоже в книге Чисел: кто не чист будет до вечера, сей да очистится водою в день третий и в день седьмый и чист будет; аще же не очистится ею в день третий и в день седьмый, нечист будет и потребится душа та от Израиля, яко вода окропления не воскропися нань (Числ.19:10–13).

 

И еще: и рече Господь к Моисею глаголя: пойми левиты от среды сынов израилевых и да очистиши я; и аще да сотвориши им очищение их: покропиши на них воду очищения (Числ.8:5–7). И еще: вода окропления очищение есть (Числ.19:9). Отсюда ясно, что и окропление воды действует на подобие спасительной бани, и когда это бывает в церкви, при чистой вере и принимающего и дающего, то все может восполниться и совершиться величием Господним и истиною веры.

 

И потому, сколько нам дано разуметь верою и мыслить, мое мнение таково, что всякого, кто получил божественную благодать в церкви, по закону и праву веры, должно почитать законным христианином. И если кто считает их ничего не получившими, ничего не имущими, потому что они только облиты спасительною водою; то все же пусть не обольщает их, заставляя креститься, по освобождении от тяготы болезни и выздоровлении. Не могут быть крещаемы те, которые уже освящены церковным крещением; так для чего же соблазнять их в их вере и благости Господней? Или они и получили Господню благодать, но только сокращенною и меньшею мерою дарования божественного и Св. Духа, так что можно считать их хрисианами, но равнять с прочими не должно? Напротив, Дух Святой дается не мерою, но на каждого верующего изливается весь» (том 1-й, 62-е пис. к Магну, стр. 320–321).

 

III. Евсевий Кесарийский: «Новат впал в тяжкую болезнь и, признаваемый едва не мертвым, на той же кровати, где лежал, принял крещение посредством окропления, если только можно сказать, что такой человек принял его... Этот славный муж оставил церковь Божию, где он, принял веру, по милости епископа, который рукоположил его в пресвитера, достиг степени пресвитерства. Рукоположение его совершалось вопреки желанию не только всего клира, но и многих мирян; потому что облитого на кровати во время болезни, как было с Новатом, не следовало возводить ни на какую церковную степень. Но епископ просил позволить ему рукоположить только этого одного» (Церк. Ист., кн. 6-я, гл. 43, стр. 358–359).

 

IV. Владимирский собор 1274 года при м. Кирилле.

 

а) «Мы узнали, говорит он о божественном крещении, что, по какому-то смутному и неразумному смыслу, смешивают божественное миро с маслом, и так помазуют все тело, бессмыслие самое худое! По оглашении пусть помазуют маслом... Потом пусть крестят, погружая в три погружения... По крещении помазуем миром чувства… Пусть более не обливают никого, обливание нигде не предписано, а предписано погружение, в особенном сосуде» (Ист. рус. ц. Филарета, изд. 5, 1888 г. период II, стр. 82,).

 

б) У Голубинского: «более да не обливают никого, но да погружают, ибо нигде не предписано обливание, но погружение в особо назначенном на то сосуде» (Ист. рус. ц., пер. 2-й, 1-я пол. 2-го т., М., 1900 г., стр. 74).

 

V. Ответы Константинопольского собора (1301 г.) на вопросы м. Феогноста: а) «О крещении... Если обращаются татары и хотят креститься, а не будет большого сосуда, не встретится ни реки, ни озера, где бы можно было погрузить, как поступать? Пусть обливают его трижды, произнося: во имя Отца и Сына и Св. Духа» (Ист. р. ц. Филарета, пер. 2, стр. 87).

 

б) В летописи церк. событий Арсения: «Русский м. Максим и сарайский епископ Феогност находились в сем году (1301) в Константинополе 12 августа еп. Феогност предложил собору в Софийском храме решить несколько недоуменных для него вопросов о чине богослужения. На соборе присутствовал и Максим митрополит; председательствовал патриарх Иоанн. Всех вопросов и на них ответов тридцать три. О крещении спрашивалось: «если обращаются татары и хотят креститься, а не будет большого сосуда, не встретится ни реки, ни озера, где бы можно было погрузить, то как поступать? Ответ: пусть обливают его трижды, произнося трижды: во имя Отца и Сына и Св. Духа» (лето от Р. Хр. 1301-е).

 

VI. Служебники: «В Служебниках 1602 и 1612 гг. (заключавших и чин крещения) в чин святого крещения повелено ставить больного младенца в купель по шею и возливать на главу воду рукою трижды» (Ист. р. ц. Филарета, период 4-й, стр. 213, примеч. 317).

 

VII. Потребник Гедеона: «И аще убо младенец есть крещаемый, посаждает того в крестильницы, воде сущи по выю, придержа левою рукою; десною же прием теплую воду выливает на главу его; занеже блюсти залитися младенец. И глаголет предреченные глаголы, еже есть во имя Отца и прочее. Аще ли есть смыслен крещаемый, погружает его в три погружения, якоже выше сказахом».

 

Гедеон Балабан древнею церковью и нашими патриархами признавался православным. Так, кн. «о Вере» на листу 210 и об.: «Весь народ русский со двеми епископы благочестивыми, Гедеоном Балабаном Львовским... осташа»; в «Кирилловой» книге, в шестом послании Мелетия: «Мелетий, Божею милостью патриарх... Гедеону боголюбезнейшему, епископу Львовскому.. иже пребысть в православии, и сохрани яже отеческая, в соблюдении самых догматов и обычаев... листы 482 и 487.

 

VIII. Как присоединяли Латин: «Сие таинство (миропомазания) совершали над латинами при присоединении их к православии, но отнюдь не повторяли над ними крещения. Чин присоединения их ясно изображен Нифонтом – см. у Озерского. (Ист. р. ц. Филарета, пер. 1-й, 131 стр.)

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.